В интернете можно наткнуться на достаточно большое количество статей, в которых говорится, что применение пневматического пистолета (или винтовки) в черте города запрещено законом. Однако что делать человеку, который приобрел такое оружие для самообороны и наткнулся в темном переулке на несколько грабителей с ножом – неужели в подобных ситуациях закон находится на стороне правонарушителей? Или все-таки в «Законе об оружии» существует несколько важных моментов, о которых большинство людей забывает?
Можно ли передавать охотничье ружье?
Граждане, имеющие право на хранение и ношение оружия, обязаны выполнять установленные правила безопасного обращения с ним. В случае нарушения установленных требований граждане могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Передача
огнестрельного оружия другому лицу категорически запрещается.
Интересные материалы:
Когда была последняя индексация пенсий? Когда дадут январскую пенсию 2022? Когда дадут пенсию за январь 2022 в Украине? Когда и на сколько повысят пенсию пенсионерам? Когда и на сколько повысят пенсию? Когда и насколько повысят социальную пенсию? Когда и сколько добавят пенсию? Когда и сколько прибавят пенсию неработающим пенсионерам? Когда индексируют пенсии? Когда изменили пенсионный возраст?
В каких целях допускается применение пневматического оружия
Для начала давайте разберемся с тем, подходит ли ваш пистолет под термин «пневматическое оружие». В статье ФЗ №150 от 1996 года (более известная как «Закон об оружии») четко сказано, что пневматическим оружием называется винтовка или пистолет, использующий патроны калибра 4,5 миллиметра, а также имеющий мощность выстрела более 3 Дж. Однако практика показывает, что большинство моделей пневматики не попадают под эту категорию, поскольку показатель дульной энергии составляет 3 Дж. Таким образом, подобные модели не классифицируются как оружие, а больше походят на игрушку.
Что касается пневматики, мощность дульной энергии которой составляет от 3 до 7,5 Дж, то такое оружие классифицируется как «Гражданское вооружение» и попадает под статью «Закона об оружии». Именно в использовании такой пневматики Конституция РФ ограничивает владельцев.
Переносить такое оружие можно практически без ограничений (даже в метро или на автовокзале, при наличии необходимых документов), однако его использование в людных местах допустимо только в случае самообороны, например, если приходится отбиваться от грабителя с ножом или злобной собаки. Во всех остальных случаях применение винтовки или пистолета, мощностью выше 3 Дж законом запрещено.
Почему же «Закон об оружии» является настолько категоричным к владельцам пневматики? Все дело в том, что приобрести пистолет или винтовку, мощность которых составляет не более 7,5 Дж, может любой совершеннолетний гражданин, не предъявляя при этом никаких документов (за исключением тех, что подтверждают возраст). Что касается пневматики, энергия выстрела которой составляет ниже 3 Дж, то ее и вовсе может приобрести даже подросток. Однако даже самый слабый пневматический пистолет может нанести непоправимый ущерб по здоровью, если пуля попадет в висок или глаз. Поэтому государство вынуждено ограничить владельцев пневматики в использовании оружия, но не его покупке.
Где можно стрелять из пневматики
Так что же, если в городе стрелять из пистолета или винтовки разрешается только в случае ситуаций, угрожающих жизни, то какой вообще смысл покупать пневматику? Все очень просто – достаточно использовать оружие в специализированных для этого местах, и проблем с законом не возникнет:
- Лес или поле, находящееся за пределами города. Если пневматическое оружие приобреталось для охотничьих целей, то его разрешается использовать в тех местах, где обитает дичь. Однако важно, чтобы это не противоречило местному закону об охоте. В большинстве регионов РФ запрещается использовать пневматику для отстрела хищников или пушного зверя средних размеров. Однако охота на белок, ворон, голубей допустима практически повсеместно, если речь идет о стрельбе вне населенного пункта.
- Тир и специально оборудованные стрельбища. Наиболее предпочтительные места для тех, кто приобрел пневматическое оружие для тренировочных или спортивных целей. Использовать пистолет или воздушку в тире можно даже в том случае, если подобное заведение ограничивается от черты города лишь невысоким забором. Вся ответственность за несчастные случаи лежит на владельцах тиров и стрельбищ, поэтому спрос идет с них. Однако стоит понимать, что посещение таких заведений далеко не бесплатное.
- Площадки для страйкбола и хардбола. В последнее время все большей популярностью пользуются военные тактические игры с применением пневматического оружия. В первом виде соревнований разрешается использование пневматики, мощность выстрела которой составляет не более 3 Дж. Во втором случае допускается применение оружия до 5 Дж. Лишь в этих местах разрешено использовать пневматический пистолет или винтовку для стрельбы по людям. Само собой, посещение таких мест не бесплатное и требует наличия определенных документов.
Это основной список мест, в которых можно стрелять из пневматики не опасаясь за то, что последует уголовная или административная ответственность. Что касается общественных мест, транспорта и мест скопления большого количества народа, то применение даже пистолета с мощностью ниже 3 Дж может привести к серьезному наказанию.
За стрельбу в общественных местах светят штраф, конфискация оружия и арест
Госдума приняла сегодня в первом чтении законопроект, многократно ужесточающий ответственность за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах. Поводом послужил резонансный инцидент прошлого года, известный как «свадьба на Тверской», когда гости на радостях палили в воздух из травматики. С подробностями — корреспондент радио «Вести ФМ» Сергей Ткачук.
Сегодня, если человек откроет стрельбу на улице города из пневматического, травматического или газового оружия, он отделается штрафом в две тысячи рублей. Депутаты решили, что такая низкая ответственность провоцирует на совершение правонарушений. В связи с этим предлагается увеличить штрафы до 50 тысяч рублей с конфискацией оружия, лишением права на приобретение, хранение и его ношение на срок от 3 до 5 лет, а также административным арестом на срок до 15 суток. При этом стрельба, в которой участвовала группа лиц либо пьяные граждане, будет караться штрафом уже в размере 150 тысяч рублей с конфискацией на срок от 5 до 7 лет. Необходимость ужесточения наказания за подобные правонарушения обосновал автор инициативы, вице-спикер Госдумы Сергей Железняк:
Усилены меры административной ответственности за стрельбу из оружия в населенных пунктах
Федеральным законом от 02.07.2013 № 177-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.13 Кодекса Российской об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступающим в силу 30.07.2013, усиливаются меры ответственности за стрельбу из оружия в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах.
Согласно новой редакции статьи 20.13 указанного Кодекса стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.
Часть вторая статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от полутора до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему за стрельбу из оружия в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах.
Действие, предусмотренное частью второй данной статьи, совершенное группой лиц либо лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, влечет по части третьей этой статьи наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок три года с конфискацией оружия и патронов к нему.
Соответствующие изменения вносятся в статью 3.5 Кодекса, устанавливающую максимальные размеры административного штрафа за отдельные виды правонарушений.
Редакция статьи 20.13 Кодекса, действующая до 30.07.2013, предусматривает административную ответственность за стрельбу из оружия в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах, а равно в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил в виде административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение указанных выше прав на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему. При этом Закон не выделяет ответственность за действия по стрельбе, совершенные группой лиц либо лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что оружие — это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также для подачи сигналов.
Закон выделяет огнестрельное оружие, метательное оружие, пневматическое оружие, газовое оружие и сигнальное оружие.
Стрельба связана с возможностью поражения цели на расстоянии, что в случае нарушения установленных правил ее проведения создает опасность для окружающих.
Кроме этого стрельба нарушает общественный порядок, покой граждан.
Поэтому административную ответственность влечет стрельба из любого из указанных видов оружия, совершенная с нарушением установленных правил либо в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах.
Стрельба в качестве меры самообороны, а также применение и использование оружия в соответствии с законом уполномоченными на то должностными лицами правоохранительных органов не являются правонарушением.
В случае применения оружия с преступными намерениями либо при наступлении в результате стрельбы вредных последствий деяния квалифицируются по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, имеющие оружие на законных основаниях, обязаны строго соблюдать правила его хранения, ношения и использования.
В связи с указанными изменениями административного законодательства следует напомнить, что незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), взрывчатых веществ и взрывных устройств влекут уголовную ответственность по статье 222 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Уголовную ответственность по указанной статье влечет также незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия.
Согласно примечанию к этой статье, добровольно сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности по данной статье.
Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влекут административную ответственность по части 6 статьи 20.8 КоАП РФ.
В развитие положений федерального законодательства органы государственной власти Оренбургской области принимают меры, стимулирующие добровольную сдачу оружия.
Положением о поощрении граждан и членов общественных формирований за активное участие в мероприятиях, способствующих обеспечению правопорядка на территории Оренбургской области, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 11.10.2012 № 899-п (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 04.03.2013 № 152-п) предусмотрена выплата денежных средств лицам, добровольно сдавшим незаконно хранящееся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства.
Размер вознаграждения зависит от вида сданного оружия и его исправности.
К примеру, сдача гладкоствольного оружия в исправном состоянии поощряется выплатой 6896 рублей за 1 единицу, обреза — 5172 рублей за 1 единицу, газового оружия самообороны в исправном состоянии — 2299 рублей за 1 единицу, газовое оружие самообороны в неисправном состоянии — 1149 рублей за 1 единицу.
Положение содержит широкий перечень других видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, добровольная сдача которых поощряется выплатой денежных средств из областного бюджета.
Указанные постановления Правительства Оренбургской области опубликованы в газете «Оренбуржье» № 169 от 18.10.2012 и № 39 от 14.03.2013.
Старший помощник прокурора области
по правовому обеспечению
17.07.2013
Выстрел из травматического пистолета
Хотелось бы услышать мнение.
В результате бытовой ссоры, был применен травматический пистолет, сделано три выстрела. Человек, в которого стреляли не вызывает скорую и милицию, а едет сам в больницу. В местное ОВД приходит телефонограмма из больниц (как выяснилось он обращался в две больницы) об непроникающих огнестрельных ранах живота, пальца руки и бедра, на следующий день он пишет заявление в милицию.
Стрелявшего человека вызывают в милиции, он приезжает сам, где его задерживают на три часа. Заявитель указывает что в него, спящего на диване в офисе было произведено три выстрела из травматического пистолета по мотиву ревности. Есть два свидетеля, которые спали в этом же помещение, которые утверждают, что проснулись от звуков выстрелов, начало потасовки не видели, но видели обвиняемого с пистолетом в руке.
Обвиняемый утверждает, что он вошел в офис, к нему подошел заявитель и потребовал денег под угрозой пистолета, завязалась потасовка, в результате которой произошли три самопроизвольных выстрела, затем пистолет был возвращен заявителю.
Не у заявителя, не у подозреваемого официально нет лицензии на оружие, не соответственно оружия.
Пистолет не был изъят не у одной из сторон.
Следственно-оперативная группа на место происшествие не выезжала, возможно осмотр в деле и есть, но реально на место проишествие выезжал только УУМ.
Заявитель повел себя неадекватно, вместо того что бы вызвать милиции и скорую, он скрыл инцидент и поехал в больницу сам.
На свидетелей со стороны дознания оказывалось давление, с целью «натянуть» факты, то есть многие ответы видоизменялись (например, вместо «я проснулся от выстрелов и видел обвиняемого с пистолетом», написано «я проснулся от выстрелов и видел, как обвиняемый стрелял в заявителя»), один из свидетелей готов это указать, второй уехал из Москвы и в настоящий момент его местоположение неизвестно.
Заявитель, дважды условно судимый по 158 УК РФ, при этом был рецидив (вторая условная судимость была дана при непогашенной первой), на данный момент все судимости погашены полностью, он не работает, не учится, периодически употребляет легкие наркотики.
Обвиняемый не разу не привлекался к административной или уголовной ответственности, имеет незаконченное высшее образование, занимается общественной деятельностью.
По результатам проверки, было возбуждено уголовное дело по ст. 119 УК РФ в отношение лица.
Затем подозреваемый, пишет ряд жалоб. В итоге ИЛС ГУВД признает незаконность задержания подозреваемого в день возбуждения материала.
В Январе подозреваемому назначают АСПЭ, которую он благополучно игонирирует, т.к. он житель Москвы, а проведение АСПЭ дознание поручило больнице Московской Области, т.е. в данном случае больнице другого Субъекта Федерации (ст.65 Конституции). Потом подозреваемому было пару звонков с дознания, угрожали приводом, изменением меры пресечения с обязательства о явки на подписку или даже арест. Затем еще через месяц сменился дознаватель. Новый дознаватель сообщил, что в деле уже 8 неисполненных приводов и несколько рапортов прошлого дознавателя о том, что подозреваемый не является по вызовам и уклоняется от проведения следственных действий. Новый дознаватель, так же угрожает подпиской и арестом. Подозреваемый отвечает заученной фразой, просит выслать письменную повестку, мол, неизвестно кто звонит, может шутник какой завелся. Дознаватель обещает отправить повестку, однако ничего не отправляет (подозреваемый принципиально не является по телефонным вызовам, прося письменного вызова, но не одной повестки он так и не увидел). В итоге, сейчас статус дела совершенно непонятен, т.к. уже несколько месяцев подозреваемому никто не звонит, повестки не шлет, в розыск не ставит. Оснований для полного прекращения дела нет, т.к. никакие следственные действия, кроме тех, что были в день возбуждения материала, не проводились. А учитывая, что он по розыску чистый, предположить, что дознание приостановило дело за розыском, не представляется возможным.
Ситуация какая-то нездоровая, сроки-то у дознания не резиновые, а продлеваться не на чем… Срок уже 8 месяцев, 9-й пошел… Странно все как-то…
Кто-нибудь может предположить, что происходит с этим материалом и даст какие-либо советы из личной практики?