07:00, 24.06.2017 14
Тюркская «троица» и бой тупой стороной меча
Фото: wikimedia.org (Янычары Мурада IV)
Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В сегодняшней колонке он рассказывает о таком важном явлении османской материальной культуры, как холодное оружие, а именно, о той его разновидности, которая длиннее кинжала.
Предпосылки для создания
Эпоха крестовых походов, спровоцировавшая целую череду вооруженных конфликтов между воинами востока и запада, привела к тому, что холодное оружие стало развиваться и эволюционировать ускоренными темпами. В качестве трофеев, оружие попадало в руки к солдатам противника, изучалось, периодически элементы, показавшиеся особенно полезными применялись при создании собственного вооружения. Соответственно, перенималась и техника владения этим оружием. В Европе таким образом появилась сабля. В Османской империи – ятаган.
В тот период в европейских армиях ставка делалась на защиту воина в бою. Для этого применялись тяжелые доспехи, полностью покрывавшие тело ратника. Чтобы пробить их, требовался тяжелый рыцарский меч. В армиях востока тяжелые стальные панцири не использовались. Поэтому основным оружием была изогнутая сабля, более легкая, более удобная в бою. Однако, она не обладала колющими свойствами, и против латника в стальном панцире была практически бессильна. Именно турки первыми решили взять на заметку вооружение противника, и создали новое клинковое оружие, которое обладало качествами и меча, и сабли – ятаган.
Кто к ним с мечом придет…
Одним из самых уникальных и в то же время смертоносных изобретений древности является меч. Меч боготворили, о нем слагали легенды, им гордились, на нем приносили клятвы, владение им возводили в ранг искусства. И он был неотъемлемой частью человеческой повседневности. Народная мудрость, приписываемая японцам, гласит: «Даже если меч понадобится всего один раз в жизни, носить его нужно всегда».
В Османской империи к мечу относились с должным трепетом и с большим уважением. Известны случаи, когда султаны давали нерушимые клятвы на своих мечах, нарушить которые мог лишь божий промысел. Данный обычай, конечно же, восходит к тюркской кочевой традиции, основной ценностью которой было триединство коня, женщины и меча. В Великой Порте оружие подразделялось на четыре основных вида: ударное, колющее, режущее и стрелковое. Клинки, которые относились к режущим видам оружия, между собой подразделялись еще на несколько видов:
В Османской империи к мечу относились с должным трепетом и с большим уважением. Фото tameshigiri.ca (из музея дворца Топкапы в Стамбуле)
- Знаменитый «ятаган», который был распространен в XVI—XIX веках, в народе больше известный как «меч с ушами» (из-за формы рукояти, которая напоминает уши). Необходима хорошая сноровка, чтобы владеть этим мечом; в смертоносное оружие он превращается лишь в умелых руках;
- «Гаддаре» — короткий, изогнутый наружу и очень острый меч, которым размахивали круговыми движениями над головой во время атаки. Благодаря специальной технике применения и остроте клинок причинял большой ущерб противнику. Гаддаре обычно носили на плече, либо за спиной;
- «Шамшир» — изогнутый наружу меч, который утончается и обостряется от основания к кончику. Со стороны напоминает изогнутый хвост льва. Шамшир носили на поясе и применяли для обороны;
- «Карабела» — использовался в основном янычарским корпусом и кавалеристами. Отличительная особенность — рукоять, выполненная в виде головы орла;
- «Ханчер» — короткий кинжал с растительным узором на клинке длиной 35—40 см. Использовался для ближнего боя;
- «Мамлюкский меч» — тонкий, длинный и легкий клинок с небольшим изгибом наружу;
- «Пала» — короткий прямой меч с расширяющимся и изогнутым наружу концом. Использовался как моряками, так и кавалеристами для ближнего боя.
Как видно из описания, в основном османские мечи имеют изогнутый клинок. «Отголоски» этих мечей можно встретить в вооружении европейских, российских и даже американских войск вплоть до периода массового распространения огнестрельного оружия.
Как видно из описания, в основном османские мечи имеют изогнутый клинок. Фото tuerkenbeute.de
Отличительные черты
Ятаган сочетает в себе качества как меча, так и сабли, позволяет наносить рубящие, режуще-рубящие и колющие удары. От сабли его отличает более короткая, двояковыгнутая форма клинка При этом рукоять оружия и его острие находятся на одной линии. Такая форма клинка дает возможность наносить в бою колотые раны, что несвойственно сабле. Есть заметные отличия и в его балансировке. Центр тяжести смещен в сторону рукояти. При такой балансировке клинок лучше сидит в руке и обеспечивает большую маневренность в бою.
Ятаган янычар
Еще одной особенностью ятагана, отличающей его и от меча, и от сабли, является полное отсутствие у него гарды. Гарда оружия призвана защищать держащую его кисть от ударов противника, однако в бою она может зацепиться за доспехи или одежду. Во избежание таких зацепов турецкие оружейники при создании ятагана решили от нее отказаться. Кроме того, избавившись от нее, меч стал более маневренным.
Форма головки рукояти не давала оружию выскользнуть из руки, поскольку была снабжена специальным выступом или выступами Они не мешали кисти в бою, однако надежно удерживали ее на рукояти. Такая форма, равно как и отсутствие гарды, давало возможность легко менять хват в сражении, делая ятаган еще более маневренным. Отделка рукояти не была канонизирована, и определялась общественным статусом: от простой и гладкой, выполненной из металла или кости, до украшенной металлическими пластинами и костяными вставками.
В музеях сохранилось оружие той эпохи, ранее принадлежавшее турецкой воинской элите. Эти ятаганы имеют богато орнаментированный клинок, отделанный серебром или золотом. Рукояти, также украшенные драгметаллами, инкрустированы драгоценными камнями. Для того, чтобы не пораниться об остро заточенное лезвие, оружие носили в специальном чехле – ножнах. Изготавливались ножны из дерева, сверху покрытого металлом или кожей. Они не имели перевязи и просто засовывались за пояс спереди, под углом, позволяющим выхватить его и правой и левой рукой.
Длина клинка ятагана, бывшего оружием воина Османской империи, колебалась от 50 до 70 сантиметров. Рукоять оружия — около 20 сантиметров Весили это оружие всего около 800г, что для меча такой разрушительной силы очень мало.
Распространение и влияние
Ятаган быстро приметили все народы, с которыми вступали в войны турецкие янычары. Этот тип оружия значительно повлиял и на кавказские шашки, и на сабли. К примеру, участвовавший в Кавказской войне Лермонтов предпочитал биться именно турецким ятаганом — рукоять его и сегодня хранится в коллекции музея «Тарханы».
Применение ятагана в бою
Ятаган с ножнами
До того, как Османская империя обратила свое внимание на Европу, основной силой ее армии была кавалерия. Пехотных формирований было немного, и носили они иррегулярный характер. Когда турецкая армия столкнулась с необходимостью осады крепостей — выяснилось, что одной конницы для ведения войны с европейцами явно недостаточно. Были созданы специальные формирования, своеобразный турецкий спецназ — янычары.
Ятаган находился на вооружении гвардейских частей Османской империи – янычар. Необходимость появления такого рода войск появилась, когда турецкая армия столкнулась с врагами, которых не возьмешь с налета силами традиционной для Османской империи конницы. До этого в турецкой армии не было регулярной пехоты, в совершенстве владевшей осадной техникой ведения боя. Такими регулярными пехотными формированиями, специально подготовленными для ведения осад и штурма вражеских крепостей, и стали корпуса янычар, созданные во время, когда у власти находился правления султана Орхада (XIV в.).
Янычары, наряду с конными войсками, были главным ядром военной силы Османской империи, в то время считавшейся одной из наиболее грозных.Кроме холодного оружия, янычары получили и огнестрельное оружие, тюфенг, по своему строению и боевым характеристикам соответствовавший европейскому мушкету. Но тактика, которую использовали в бою турецкие янычары, кардинально отличалась от мушкетерской манеры ведения боя. Мушкетеры, дав залп по частям противника, отступали под защиту пехоты, чтобы иметь возможность осуществить сложный процесс перезарядки мушкета. Янычары, такой возможности не имели, поэтому после единственного залпа сразу переходили к рукопашному бою. Использовались подразделения янычар на самых тяжелых участках сражений.
Необычная рукоять
Рукоять ятагана традиционно оканчивается необычным навершием, по форме несколько напоминающем берцовую кость. Эти характерные выступы позволяли рукояти лежать как влитой в ладони бойца, который мог не боятся потерять оружие при сильном ударе. Такую же фору можно встретить и у иранских боевых ножей.
Техника ведения боя, используемая янычарами
Техника ведения боя, применявшаяся подразделениями турецких янычар, основывалась на особенностях применения их основного оружия – ятагана. Поскольку отсутствие гарды позволяло менять хват очень быстро, они в совершенстве владели как боем с прямым хватом, так и с обратным Кроме того, та же особенность оружия увеличивала поверхность, которую можно использовать для отражения удара противника. Основным атакующим ударом был удар снизу вверх в область живота или шею противника. Более удобные для ближнего боя ятаган и сабля делали янычар страшными соперниками для вооруженных шпагами мушкетеров.
Против противника в легких доспехах, либо вообще без них, существовала специфическая манера боя, свойственная исключительно подразделениям янычар. При этом удары ятаганом наносились сбоку, молниеносно и исподтишка. Использовались особые кистевые движения, для которых легкий и удобный ятаган подходил идеально. Применялись и прямые удары, сверху вниз. Такой удар, нанесенный со страшной силой и дополненный легким потягивающим движением, прорубал легкие доспехи и наносил противнику страшные раны.
Меч ислама
Противники прозвали ятаган «мечом ислама». В Европе такое оружие считали коварным и бесчестным, недостойным воина. Дело в том, что двойной изгиб лезвия позволял янычару наносить глубокие и практически неизлечимые раны противнику. Можно сказать, чуть ли не каждый удар ятагана был смертельным. Зато «Меч ислама» быстро полюбился бойцами Ближнего Востока. Клинок был довольно распространена в районах Южного Закавказья и полуострова Крым.
География распространения оружия
Янычары, состоявшие в армии Османской империи, не были единственными воинами, использовавшими ятаган. Турки, прошедшие войной по территории всего Ближнего востока, оставили заметный след в его культуре. Одним из вкладов турок в жизнь покоренных народов стал ятаган. Различные варианты этого оружия применяли на Кавказе, в Египте, на Балканах. Удобный и легкий, идеальный для ближнего боя, ятаган быстро распространился по этим регионам и стал наиболее частым оружием, применявшимся воинскими формированиями.
Османская империя оказала очень заметное влияние на большинство стран Европы и Малой Азии, внеся свою лепту в развитие и формирование в этих странах всех элементов, связанных с армией. Под сильным турецким влиянием сильно изменялись тактика ведения боя, военные традиции, совершенствовалось оружейное дело, появлялись новые виды оружия и осадной техники. В Алжире и Тунисе под влиянием элитных воинских частей армии Османской империи были созданы собственные воинские формирования – башибузуки. Их прообразом послужили янычары, и так же, как и турецкая гвардия, эти подразделения служили ударными отрядами. В отличие от турецкой армии, служили в таких частях в основном наемники. Башибузуки отличались свирепостью и недюжинной отвагой и вселяли ужас в воинов европейских держав во время своих набегов. Вооружены башибузуки были изготовленными по турецкому образцу ятаганами.
Русские воины тоже не раз сталкивались на полях сражений с турками, поскольку длительное время Россия находилась в состоянии войны с Османской империей. Поэтому оценить ятаганы русские солдаты сумели в полной мере. Во время своего вооруженного похода в Египет с башибузуками, вооруженными ятаганом, довелось столкнуться и великому полководцу Наполеону. Наибольшей урон его армии наносили именно стремительные атака именно бешеных башибузуков – иррегулярных египетских формирований.
Ятаган
Как правило, большое внимание привлекает самое экзотическое оружие янычар — ятаган.
Длинные турецкие ножи — ятаганы. XVIII век.
Ятаганы до сих пор ставят перед исследователем больше вопросов, нежели дают ответов. В основном всегда возникает два вопроса: откуда такая форма клинка? почему появилась такая форма рукояти?
В большинстве справочных энциклопедических изданий ятаган определяется как оружие, являющее собой нечто среднее между саблей и ножом.
Ношение и использование ятаганов в Турции было привилегией янычар. Будучи силой необузданной, они представляли опасность даже для самих турок, живших в городах, где стояли янычарские гарнизоны. Это привело к тому, что в XVIII веке янычарам запретили выходить из ода с оружием. Во время выхода в город им было разрешено иметь при себе только нож и топорик.
Нож стал увеличиваться в размерах и превратился в то, что мы знаем как ятаган. В самом деле, все хранящиеся в музеях ятаганы относятся к XVIII веку. Только один ятаган атрибутирован, как принадлежавший Сулейману I, умершему в 1526/27 году.
Необходимо отметить, что надписи на клинках ятаганов, в отличие от боевого оружия, могли быть светского содержания.
Стоит упомянуть, что ятаган в переводе с турецкого языка означает длинный нож. Ятаган представляет собой нож (от 30 до 70 см), изогнутый на манер бычьего рога и имеющий лезвие с вогнутой стороны и рукоять с головкой в виде сустава берцовой кости.
Наиболее древний аналог такого клинка мы находим в Древней Греции. По данным археологических раскопок, аналогичный клинок имела так называемая махайра. Образцы этого оружия, найденные на территории нашей страны, датируются IV-III веками до н. э.
В переводе на русский язык махайра означает жертвенный нож. Вероятно, она и возникла именно как жертвенный нож, а оружием стала несколько позже.
Весьма родственным махайра предметом является кукри, без которого не может считаться полноценным мужчиной ни один гуркх.
Кукри — традиционное вооружение гуркхов
Говоря о форме рукояти ятагана, необходимо отметить, что среди археологических находок при раскопках могильника XII века до н. э. на острове Крит был обнаружен жреческий нож для жертвоприношений, имеющий аналогичную рукоять в виде сустава берцовой кости. И вот в XVIII веке в Турции появляется нож, рукоять которого повторяет рукоять жреческого ножа, который использовался в этих же местах почти тридцать столетий назад
При самом беглом знакомстве с археологическими материалами мы находим раздвоенные головки рукоятей на согдийских ножах I века до н. э. и на ножах Боспора V-IV веков до н. э., но практически точный аналог этой рукояти имеется на кавказских шашках, причем безотносительно к материалу, из которого они изготавливались. Здесь будет уместно заметить, что точно так же, как и ятаган, шашка в переводе означает «длинный нож».
«Уши» кавказских шашек
Изучение верований племен, населявших пространство от Средиземного моря до Кавказских гор, позволяет сделать вывод, что наиболее часто встречающийся у них тотем — это бык (точнее, тур — ископаемый бык).
Найденный на Крите древнейший жреческий нож позволяет предположить, что эта форма рукояти свойственна ножам, связанным с культом быка.
Согласно гипотезе французских исследователей, Минотавр (чудовище с телом человека и головой быка) — это не кто иной, как царь Крита (он же верховный жрец), который во время жертвоприношений и других обрядов надевал маску быка — тотема своего племени.
После извержения вулкана на острове Фера (остатки этого острова ныне именуются Санторин) в 1450 году до н. э. жители Крита стали переселяться, и вместе с ними культ быка распространился в Фессалии, во Фракии, до Индии на востоке и до Кавказских гор — на севере.
Необходимо также отметить культ быка у непальских гуркхов.
Известно, что ритуальный жреческий нож племен, связанных с культом животных из семейства кошачьих, — кадж — изготавливался в форме кошачьего клыка. Это позволяет предположить, что клинки жреческих ножей для жертвоприношений в племенах, связанных с культом быка, исполнялись в форме бычьего рога.
Янычарский корпус был религиозным войском. Его члены посвящались в таинства ритуалов «танцующих дервишей», как называли бекташей, и появление у них предметов вооружения, имеющих сакральный характер, вполне объяснимо.