Баллистические ракеты для российских подводных лодок


[править] Дальность стрельбы

Сейчас дальность стрельбы российских БРПЛ такова, что лодки могут достать территорию противника даже не выходя из пунктов базирования, прямо от причальной стенки. Это важно в связи с тем, что США в 1960—1970 годах была выстроена в Атлантике линия противолодочной обороны SOSUS, проходящая по рубежу Гренландия — Исландия — Британские острова, состоящая из системы подводных датчиков, улавливающих шум винтов советских подводных лодок. Эта система имела целью не допустить массового прорыва лодок к побережью США, что было необходимо, так как дальность стрельбы тогдашних лодочных ракет составляла 1500-3000 км. Сейчас в связи с увеличением дальности стрельбы лодочных ракет до уровня межконтинентальных (8500-11500 км), необходимость преодоления российскими лодками противолодочной линии SOSUS практически отпала.[1]

[править] Производство

Основная статья

:
Производство баллистических ракет подводных лодок в России
Государственный ракетный центр (г. Миасс, Челябинской области) осуществляет разработку баллистических ракет подводных лодок.

Воткинский завод осуществляет производство ракет «Булава».[2] По состоянию на 2022 год мощности Воткинского завода позволяют передавать военным не менее 15 таких ракет ежегодно.[3]

Красноярский машиностроительный завод осуществляет серийное производство баллистических ракет подводных лодок.

Россия осуществляет производство ракет «Лайнер».

[править] История

[править] XX век

Основная статья

:
Баллистические ракеты подводных лодок в России в XX веке
С середины 1960-х годов Красмаш приступил к освоению и серийному производству баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ), разработанных КБМ под руководством Виктора Петровича Макеева.[5]

Ракетный комплекс с ракетами Р-29Р (SS-N-18 по западной классификации), которым оснащены ракетоносцы пр. 667БР, был принят на вооружение в 1979 году.[6]

Ракетный комплекс с ракетами Р-29РМ (SS-N-23), которым оснащены ракетоносцы пр. 667БДРМ, был принят на вооружение в 1986 году.[7]

В 1999 году Россия возобновила производство ракет Р-29РМ, в модификации, известной как Р-29РМУ-2 «Синева», для того, чтобы произвести замену выработавших свой срок ракет в ходе ведущегося ремонта ракетоносцев проекта 667БДРМ.[8]

[править] XXI век

Основная статья

:
Баллистические ракеты подводных лодок в России в XXI веке
Испытания новой модификации ракеты Р-29РМ были завершены в июне 2004 года.[9]

23 сентября 2004 года в акватории Белого моря успешно проведён пуск первого опытного образца ракеты «Булава».[10]

27 сентября 2005 года проведено первое успешное лётное испытание ракеты «Булава».[11]

Испытание ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер» были успешно проведены в 2011 году.[12]

28 июня 2011 года впервые произведён пуск ракеты «Булава» с борта подводной лодки «Юрий Долгорукий».[13]

23 декабря 2011 года из акватории Белого моря успешно осуществлён залповый пуск ракеты «Булава» с борта крейсера «Юрий Долгорукий» в условиях его подводного положения.[14]

Поставки баллистических ракет подводных лодок по гособоронзаказу России в 2012 году:[15]

  • 5-7 ракет «Булава»
  • ~10 ракет «Синева» и «Лайнер»

Поставки баллистических ракет подводных лодок по гособоронзаказу России в 2013 году:[16]

  • 5-7 ракет «Булава»
  • ~10 ракет «Синева» и «Лайнер»

Поставки баллистических ракет подводных лодок по гособоронзаказу России в 2014 году:[17]

  • 16 ракет «Булава»
  • 6 ракет «Лайнер»

Поставки баллистических ракет подводных лодок по гособоронзаказу России в 2015 году:[18]

  • ~10 ракет «Булава»
  • ~ 9 ракет «Лайнер»

Как сообщило 29 июня 2022 года агентство ТАСС, ракетный комплекс Д-30 с межконтинентальной баллистической ракетой Р-30 «Булава» по результатам успешных испытаний в 2022 году принят на вооружение ВМФ России. Об этом ТАСС сообщил источник в российском оборонно-промышленном комплексе.[19]

Ракетоносцы под огнем

Для решения задач борьбы с РПКСН могут быть задействованы в первую очередь значительные силы многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США. Исходя из оперативной емкости районов вероятных боевых действий в зоне ответственности СФ, вести борьбу с нашими РПКСН США и НАТО силами более десятка своих ПЛ. В случае если им удастся разгромить наш СФ, для уничтожения РПКСН могут быть привлечены дополнительно еще несколько атомных ПЛ, а также самолеты базовой патрульной авиации (БПА) в количестве до двух-трех эскадрилий и одна-две КПУГ в составе двух-трех эсминцев типа «Орли Берк».


Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) проекта 941УМ «Дмитрий Донской». Фото: ruspekh.ru

В Охотском море для борьбы с нашими РПКСН противник может выделить несколько американских атомных и японских неатомных подводных лодок. С подавлением группировки наших ВКС на Камчатке, Сахалине и на Курильской островной зоне к уничтожению наших РПКСН могут быть привлечены несколько эскадрилий БПЛА.

Кроме этого, противник для уничтожения наших РПКСН будет активно применять минные заграждения, преимущественно из широкополосных мин, как в районах боевого патрулирования наших РПКСН, так и на маршрутах их развертывания.

Оценить силы наших РПКСН и американских ПЛ в бою между ними возможно, отталкиваясь от их поколения. Учитывая при этом, что по показателям шумности и возможностям ГАК подводных лодок наш флот сравнялся с американским, только начиная с подводных лодок предпоследнего поколения – проектов 877 и 971. Таким образом, можно оценить, что наши РПКСН проектов 667 и 941, являясь кораблями 80-х годов, существенно уступают новейшим американским подводным лодкам в дальности обнаружения, а значит, в дуэльной ситуации имеют немного шансов на успех. Наши новейшие РПКСН проекта 955 «Борей» соответствуют по поколению американским «Вирджиния». Поэтому можно принять, что их шансы на успех сопоставимы, с некоторым превосходством у «американца».

Возможностей эффективно бороться с противолодочной авиацией наши РПКСН практически не имеют, поскольку не располагают эффективными средствами ПВО и разведки воздушного пространства. Не имея противокорабельных ракет, в бою с КПУГ противника наши РПКСН могут рассчитывать только на применение торпедного оружия, что вынудит их сближаться с надводными кораблями противника, входя в зону эффективного применения их противолодочного оружия – противолодочных ракет и торпед.

Таким образом, можно констатировать, что в бою с противолодочными силами противника наши РПКСН находятся в невыгодном положении. Поэтому обеспечить их боевую устойчивость надо главным образом за счет скрытности. Однако размеры возможных районов патрулирования, как это было показано выше, весьма невелики. Вот почему без прикрытия другими силами флота обеспечить им боевую устойчивость невозможно.

Так как основную угрозу нашим РПКСН создают атомные подводные лодки противника, то основу системы обороны районов боевого патрулирования составляют противолодочные силы. На Северном флоте для решения этой задачи в той или иной мере могут привлекаться основные силы группировки противолодочных сил ближней морской зоны, включающей несколько КПУГ (из кораблей ближней морской зоны класса корвет и малый противолодочный) и большую часть атомных и неатомных многоцелевых подводных лодок, а также практически все противолодочные самолеты. Помимо этих сил, на угрожаемых направлениях могут выставляться минные заграждения, в том числе и из широкополосных мин.

На Тихом океане для прикрытия РПКСН в Охотском море может быть создана группировка противолодочных сил аналогичного по структуре состава, но несколько меньшей численности в силу ограниченности корабельного состава флота и небольшой оперативной емкости районов боевых действий в Охотском море. В проливах между островами Курильской гряды могут быть выставлены минные заграждения.

Оценки хода противоборства этих сил свидетельствуют, что к исходу первой половины ожидаемого периода ведения боевых действий обычным оружием мы можем потерять до трети исходного состава наших РПКСН. В дальнейшем потери грозят стать существенно больше, что будет означать неприемлемое ослабление наших МСЯС. Значительными могут оказаться и потери подводных лодок противника – от трети до половины исходного их состава. Тем не менее надо признать, что имеющимся составом сил флота и при существующих подходах обеспечить боевую устойчивость наших РПКСН сложно.

Надо отметить, что боевая устойчивость подвижных грунтовых ракетных комплексов может оказаться существенно ниже, чем у РПКСН. Чрезвычайно уязвимы от поражения дальнобойным высокоточным оружием в обычном снаряжении все стационарные объекты сил стратегического сдерживания (ССС): шахтные ПУ МБР, аэродромы стратегической авиации с находящимися на них самолетами, элементы систем управления стратегическими ядерными силами, ПРН и ПРО.

При этом наши возможности по уничтожению американских ПЛАРБ типа «Огайо» весьма ограниченны и существенного ослабления американских МСЯС добиться мы не сможем. Очевидно, что такое положение дел совершенно неприемлемо и необходимо принимать экстренные меры по повышению боевой устойчивости наших РПКСН.

[править] Примечания

  1. Состояние наших Стратегических ядерных сил на данный момент // Ruskline.ru
  2. [1]
  3. [2]
  4. Направления совершенствования стратегически х ядерных сил в условия х развития ПРО
  5. [3]
  6. Состояние наших Стратегических ядерных сил на данный момент // Ruskline.ru
  7. Состояние наших Стратегических ядерных сил на данный момент // Ruskline.ru
  8. Состояние наших Стратегических ядерных сил на данный момент // Ruskline.ru
  9. Состояние наших Стратегических ядерных сил на данный момент // Ruskline.ru
  10. 1990 г. — наши дни
  11. 1990 г. — наши дни
  12. Состояние наших Стратегических ядерных сил на данный момент // Ruskline.ru
  13. 1990 г. — наши дни
  14. 1990 г. — наши дни
  15. Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
  16. Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
  17. Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
  18. Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
  19. [4]
Подводные лодки в России
ВидыАтомные • Дизель-электрические
ТемыПодводное кораблестроение • Баллистические ракеты подводных лодок
Блага в России
ИсторияIX век • X век • XI век • XII век • XIII век • XIV век • XV век • XVI век • XVII век • XVIII век • XIX век • XX век • XXI век
ЦФОБелгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
СЗФОКарелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
ЮФОАдыгея • Калмыкия • Крым • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область • Севастополь
СКФОДагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край
ПФОБашкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский край • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область
УФОКурганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область
СФОАлтай • Бурятия • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Забайкальский край • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область
ДФОЯкутия • Камчатский край • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ
АвтомобилиАвтобусы • Грузовые автомобили • Коммерческие автомобили • Легковые автомобили • Лёгкие коммерческие автомобили • Пассажирские автомобили • Тяжёлые грузовые автомобили • Электромобили
БензинАвиационный бензин • Автомобильный бензин • Моторный бензин
БоеприпасыАвиационные бомбы • Артиллерийские боеприпасы • Боеприпасы для миномётов • Корректируемые авиабомбы • Малокалиберные боеприпасы • Патроны • Снайперские патроны • Танковые боеприпасы • Термоядерные бомбы • Управляемые корректируемые бомбы • Ядерные боеприпасы
БПЛАВоенные • Ударные
ВагоныВагоны метро • Вагоны электропоездов • Вагоны-зерновозы • Грузовые вагоны • Грузовые магистральные вагоны • Железнодорожные вагоны • Пассажирские вагоны • Полувагоны
ВертолётыБоевые вертолёты • Вертолёты огневой поддержки • Вертолёты радиолокационного дозора • Вертолёты-амфибии • Военные вертолёты • Военные и многофункциональные вертолёты • Гражданские вертолёты • Лёгкие вертолёты • Пассажирские вертолёты • Сверхтяжёлые вертолёты • Соосные вертолёты • Среднетяжёлые вертолёты • Средние вертолёты • Транспортные вертолёты • Тяжёлые вертолёты • Ударные вертолёты
ДвигателиАвиационные двигатели • Автомобильные двигатели • Вертолётные двигатели • Вспомогательные газотурбинные двигатели • Газовые дизельные двигатели • Газотурбинные двигатели • Газотурбинные двигатели-энергоузлы • Двигатели беспилотников • Двигатели крылатых ракет • Двигатели противокорабельных ракет • Двигатели ракет-носителей • Дизельные двигатели • Жидкостные ракетные двигатели • Комбайновые двигатели • Лифтовые двигатели • Плазменные двигатели • Ракетные двигатели • Реактивные двигатели • Самолётные двигатели • Судовые двигатели • Судовые дизели • Танковые двигатели • Твердотопливные ракетные двигатели • Тепловозные двигатели • Тракторные двигатели • Турбовальные двигатели • Турбовентиляторные двигатели • Турбовинтовые двигатели • Турбореактивные двигатели • Электровозные двигатели • Электродвигатели
ЗерноГречиха • Кормовая кукуруза • Кукуруза • Овёс • Просо • Пшеница • Рис • Рожь • Сорго • Тритикале • Фуражное зерно • Ячмень
КомбайныЗерноуборочные комбайны • Картофелеуборочные комбайны • Кормоуборочные комбайны • Кукурузоуборочные комбайны • Льноуборочные комбайны • Сельскохозяйственные комбайны • Силосоуборочные комбайны • Силосоуборочные самоходные комбайны
КомпьютерыДомашние компьютеры • Настольные домашние компьютеры • Ноутбуки • Планшетные компьютеры • Суперкомпьютеры
Космические аппаратыВоенные космические аппараты • Военные спутники • Пилотируемые космические корабли • Спутники • Спутники предупреждения о ракетном нападении
КраныМостовые краны на неподвижных опорах • Портальные краны
Масличные культурыГорчица • Подсолнечник • Рапс • Соя
Металлический прокатГотовый прокат чёрных металлов • Листовой горячекатаный прокат чёрных металлов • Листовой нелегированный горячекатаный прокат • Листовой прокат • Листовой прокат с покрытием • Листовой холоднокатаный прокат чёрных металлов • Плоский горячекатаный прокат из нелегированной стали • Плоский оцинкованный прокат • Плоский прокат • Плоский прокат из легированной стали • Плоский прокат из нелегированной стали • Плоский прокат с покрытиями • Плоский холоднокатаный прокат из нелегированной стали • Прокат из нелегированной стали • Сортовой прокат чёрных металлов • Стальной прокат • Холоднокатаный прокат
МеталлыАлюминий • Драгоценные металлы • Золото • Кальций • Кобальт • Магний • Медь • Металлический губчатый титан • Металлы платиновой группы • Никель • Палладий • Платина • Рафинированная медь • Свинец • Серебро • Титан • Уран • Цинк • Чёрные металлы
МолокоКоровье молоко • Обработанное жидкое молоко • Питьевое молоко • Сгущённое молоко • Сухое молоко • Сухое цельное молоко
МясоБаранина • Говядина • Индюшатина • Крольчатина • Курятина • Мраморное мясо • Мясо птицы • Охлаждённая курятина • Свинина
НапиткиАлкоголь • Безалкогольные напитки • Белое вино • Вино • Виноградное вино • Водка • Квас • Коньяк • Крепкий алкоголь • Напитки живого брожения • Пиво • Плодово-ягодное вино • Сок • Тихое вино • Шампанское
НасосыАвтобетононасосы • Топливные насосы • Циркуляционные насосы
ОбувьКожаная обувь • Мужская обувь
ОвощиГорох • Кабачки • Капуста • Картофель • Лук • Морковь • Натуральные консервированные овощи • Огурцы • Помидоры • Репа • Сахарная свёкла • Тыква • Чеснок
ОдеждаВерхняя детская одежда • Детская одежда • Женская верхняя одежда • Спецодежда
ПрицелыДневные прицелы • Лазерные прицелы • Ночные прицелы • Тепловизионные прицелы
РыбаМороженая рыба • Осетровые рыбы • Свежая рыба
Ракетные комплексыБереговые ракетные комплексы • БЖРК • Зенитно-ракетные комплексы • Зенитные ракетно-артиллерийские комплексы морского базирования • ЗПРК • ЗРК ближнего действия • ЗРПК • Мобильные береговые ракетные комплексы • ОТРК • ПЗРК • Противокорабельные ракетные комплексы • Противолодочные ракетные комплексы • ПТРК • Ракетные комплексы с крылатыми ракетами • Ракетные комплексы стратегического назначения • Стратегические ракетные комплексы шахтного базирования
РакетыАвиационные крылатые ракеты • Авиационные противокорабельные ракеты • Авиационные противолодочные ракеты • Авиационные ракеты • Баллистические ракеты • Баллистические ракеты подводных лодок • Военные ракеты • Гиперзвуковые ракеты • Зенитные ракеты • Зенитные управляемые ракеты • Крылатые ракеты • Крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» • Крылатые ракеты наземного базирования • Межконтинентальные баллистические ракеты • Межконтинентальные баллистические ракеты мобильного базирования • Межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования • Морские баллистические ракеты • Морские крылатые ракеты • Неуправляемые авиационные ракеты • Оперативно-тактические ракеты • Подводные ракеты • Противокорабельные крылатые ракеты • Противокорабельные противорадиолокационные ракеты • Противокорабельные ракеты • Противорадиолокационные ракеты • Противотанковые управляемые ракеты • Ракеты класса «воздух-воздух» • Ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности • Ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности • Ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности • Ракеты класса «воздух-поверхность» • Ракеты класса «земля-воздух» • Ракеты-носители • Стратегические ракеты • Управляемые ракеты
Растительное маслоЛавандовое масло • Подсолнечное масло • Подсолнечное нерафинированное масло • Соевое масло • Сырое подсолнечное масло
РудаЖелезная руда • Марганцевая руда • Медная руда • Товарная железная руда • Урановая руда
СамолётыБоевые самолёты • Бомбардировщики • Военно-транспортные самолёты • Военные самолёты • Гидросамолёты • Гражданские самолёты • Дальнемагистральные широкофюзеляжные самолёты • Истребители • Лёгкие транспортные самолёты • Палубные истребители • Пассажирские самолёты • Противолодочные самолёты • Реактивные военно-транспортные самолёты • Реактивные самолёты • Региональные турбовинтовые самолёты • Самолёты дальней радиолокационной разведки • Самолёты ДРЛО • Самолёты-амфибии • Самолёты-заправщики • Сверхлёгкие транспортные самолёты • Сверхтяжёлые транспортные самолёты • Среднемагистральные пассажирские самолёты • Средние военно-транспортные самолёты • Средние транспортные самолёты • Стратегические бомбардировщики • Транспортные самолёты • Турбореактивные пассажирские самолёты • Турбореактивные самолёты • Тяжёлые военно-транспортные самолёты • Тяжёлые транспортные самолёты • Учебно-боевые самолёты • Учебно-тренировочные самолёты • Учебные самолёты • Фронтовые бомбардировщики • Широкофюзеляжные дальнемагистральные пассажирские самолёты • Штурмовики
Системы управленияРадиоэлектронные управляющие системы • Системы автоматизированного управления • Системы автоматического управления • Системы управления боеприпасами • Системы управления вооружением • Системы управления двигателями • Системы управления кораблей • Системы управления механизацией крыла • Системы управления огнём • Системы управления ракет • Системы управления ракет-носителей • Системы управления электровозов • Системы управления ядерных ракет • Топливные системы автоматического управления
СахарБелый кристаллический сахар • Белый сахар • Сахар-сырец • Свекловичный белый кристаллический сахар • Свекловичный сахар • Тростниковый сахар
СтальНержавеющая сталь • Трансформаторная сталь
СтанкиДеревообрабатывающие станки • Металлорежущие станки
СудаАвианесущие крейсеры • Авианосцы • Артиллерийские катера • Атомные ледоколы • Атомные подводные лодки • Боевые катера • Буксиры • Гидрографические суда • Десантные катера • Десантные корабли • Дизельные ледоколы • Дизельные подводные лодки • Дизель-электрические ледоколы • Дизель-электрические подводные лодки • Дноуглубительные суда • Кабельные суда • Катера • Катера-торпедоловы • Корабли • Корветы • Крейсеры • Круизные суда • Ледоколы • Морские буксиры • Морские танкеры • Пассажирские суда • Патрульные десантные катера • ПЛАРБ • ПЛАРК • Подводные лодки • Противодиверсионные катера • Ракетные катера • Ракетные корабли • Рейдовые буксиры • РПЛСН • Самоходные плавучие краны • Сторожевые катера • Сторожевые корабли • Суда на воздушной подушке • Суда обеспечения • Суда снабжения • Танкеры • Тральщики • Фрегаты • Эсминцы
ТканиТкани из натуральных волокон • Хлопчатобумажные ткани • Шерстяные ткани
ТопливоАвтомобильное топливо • Биодизельное топливо • Биотопливо • Дизельное топливо • Ракетное топливо • Твёрдое ракетное топливо • Твёрдое топливо • Ядерное топливо
ТрактораБеспилотные трактора • Колёсные трактора • Сельскохозяйственные колёсные трактора • Сельскохозяйственные трактора • Трактора для сельского и лесного хозяйства
ТрубыБесшовные стальные трубы • Горячекатаные стальные трубы • Насосно-компрессорные трубы • Обсадные трубы • Пластмассовые трубы • Полиэтиленовые трубы • Сварные стальные трубы • Сварные трубы строительного сортамента • Стальные трубы • Стальные трубы для строительства и ЖКХ • Стальные трубы нефтегазового сортамента • Титановые трубы • Трубы большого диаметра • Трубы из нержавеющей стали • Трубы из чёрных металлов • Трубы нефтегазового сортамента • Центробежнолитые стальные трубы • Электросварные прямошовные стальные трубы • Электросварные стальные трубы
ТурбиныГазовые турбины • Гидротурбины • Паровые турбины • Теплофикационные турбины • Тихоходные паровые турбины
УгольКаменный уголь • Коксующийся уголь • Энергетический уголь
УдобренияАзотные удобрения • Калийные удобрения • Комплексные фосфорсодержащие удобрения • Минеральные удобрения • Смешанные удобрения • Фосфорные удобрения
ЭлектровозыГрузовые электровозы • Магистральные электровозы • Пассажирские электровозы • Промышленные электровозы
Прочие благаАбрикосы • АБС • Авиационная техника • Авиационное оружие • Авиационные пулемёты • Авиационный керосин • Авионика • Автоматические пушки • Автоматические стиральные машины • Автоматы • Автоматы перекоса • Автомобильные дороги • Аграрная продукция • Агрегаты плазменного воспламенения • Аккумуляторные батареи • Акрилонитрил • Алмазы • Алюминиевые радиаторы • Аммиак • Антенные системы • Антибиотики • Аппаратура радиотехнической разведки • Аппараты воздушного охлаждения • Артиллерийские орудия • Артиллерийские системы большого калибра • Артиллерийский порох • Асбест • Асфальт • АЭС • Балычные изделия • Бананы • Банковские карты • Бахчевые культуры • Безводный аммиак • Белый шоколад • Бентонит • Бескамерные шины • Бесконтактные платёжные карты • Бетонный раствор • Бижутерия • Биопестициды • Биоэтанол • Битумные смеси • Блоки регулирования двигателей • Блоки управления для ЗРК • БМП • Боевые бронированные машины • Бороны • Бортовое оборудование • Бриллианты • Бронежилеты • Бронетехника • Бронетранспортёры • Бульдозеры • Бумага • Бумага и картон • Бутилированная вода • Бутилированная питьевая вода • Бытовая техника • Бытовые холодильники • Вакцины • Валенки • Валки к прокатным станам • Валковые жатки • Вездеходы • Велосипеды • Вентилляционная автоматика • Вентилляционное оборудование • Вертолётные редукторы • Вертолётные трансмиссии • Взрыватели • Взрывобезопасные кресла • Видеокамеры • Видеомагнитофоны • Винные изделия • Виноград • Винодельческая продукция • Виноматериалы • Винтовки • Винторулевые колонки • Висмут • Внедорожники • Внутритурбинные трубопроводы • Военно-транспортная авиация • Военные воздушные суда • Воздушно-газовые стартеры • Воздушные стартеры • Волоконные лазеры • Вооружения • Вспомогательные силовые установки • Вычислительная техника • Газгольдеры • Газетная бумага • Газовый конденсат • Газойль • Газомоторная техника • Газопроводы • Галстуки • Гвозди • Генераторы • Герконы • Гиперзвуковые боеголовки • Глинозём • Головки самонаведения • Гофропродукция • Гранатомёты • Гречневая крупа • Грибы • Грузовые понтоны • Грузовые транспортные средства • Гусеничные траки • ГХФУ • ГЭС • Деревянные кровати • Деревянный щитовой паркет • Детские сухие смеси • Дисковые бороны • Дождевальные и поливальные машины и установки • Дождевальные машины • Дозирующие устройства • Доильные установки и агрегаты • Домашние кинотеатры • Дорожная техника • Драгоценные камни • Драгоценные металлы и камни • Древесина • Древесина и изделия из древесины • Древесина и целлюлозно-бумажные изделия • Древесная целлюлоза • Древесно-стружечные плиты • Древесные плиты • Ёлочные игрушки • Ёлочные электрические ламповые гирлянды • Железнодорожные колёса • Железнорудный концентрат • Железные дороги • Железорудное сырьё • Железорудные окатыши • Животное масло • Животные белки • Жильё • Жирный сыр • Загоризонтные РЛС • Запорно-предохранительная арматура • Земляника • Зерновые и зернобобовые культуры • Зерносушилки • Игрушки • Известь • Измерительные приборы • Изолированные обмоточные провода • Изопреновый каучук • Икра • Иммунные сыворотки • Инерциальные навигационные системы • Интегральные микросхемы • Интернет • Кабели • Кабельно-проводниковая продукция • Какао-бобы • Какаосодержащие продукты • Кальцинированная сода • Карабины • Карбамид • Каркасы солнечных батарей • Картон • Картофельные чипсы • Картофельный крахмал • Карточные платёжные системы • Карты памяти • Каучук • Квадроциклы • Кварцевый песок • Керамическая броня • Керамические плиты • Керосин • Кетчуп • Кетчуп и соусы • Кефир • Кирпич • Кисломолочная продукция • Кислородная косметика • Клапаны • Клееная фанера • Клубника • Ковры и ковровые изделия • Кокс • Колбасные изделия • Колёсная бронетехника • Колёсные бронетранспортёры • Колёсные пары • Коллиматорные индикаторы • Колонные аппараты • Комбикорм • Коммутационная техника • Компенсаторы давления • Комплексы аварийного покидания борта • Комплексы активной защиты • Комплексы воздушной связи • Комплексы наблюдения • Комплексы разведки • Комплексы управляемого артиллерийского вооружения • Компьютерные игры • Конденсаторы • Кондитерские изделия • Конструкции из чёрных металлов • Контрольно-корректирующие станции • Корабельное вооружение • Корабельные артиллерийские установки • Кориандр • Коробки самолётных агрегатов • Коровы • Корпуса для станков • Косилки • Косметика • Космодромы • Кофе • Красная икра • Кремний • Крепёжная арматура • Кресла • КРС • Крупа • Крыжовник • Культиваторы • Куриные яйца • Кухонная мебель • Кухонные плиты • Лазерное оружие • Лакокрасочные материалы • Легковые шины • Лекарства • Лён • Лён-долгунец • Лён-кудряш • Лес • Лесобумажные товары • Ликёроводочные изделия • Линолеум • Лисички • Листовое полированное стекло • Литий • Локомотивы • Лом чёрных металлов • Магнитные карты • Мазут • Малина • Мандарины • Маневровые тепловозы • Марганцевые ферросплавы • Марганцевый концентрат • Матрасы • Матрицы прицелов ночного видения • Машиностроительная продукция • Машины для внесения в почву жидких органических удобрений • Машины для внесения в почву твёрдых органических удобрений • Машины для внесения удобрений и полива • Машины для инжекционного формования • Машины для обработки почвы • Машины для посева • Машины разминирования • Мебель • Мёд • Медицинская техника • Медицинские диагностические системы • Медицинские изделия • Медная проволока • Медные катоды • Медный концентрат • Мел • Металлические печи • Металлолом • Металлолом чёрных металлов • Металлорежущие инструменты • Металлургическая продукция • Металлургический кокс • Метанол • Метро • Микроволновые печи • Микропроцессоры • Микроэлектронные компоненты • Миксеры • Минераловатные теплоизоляционные плиты • Минеральная вода • Минеральные продукты • Миномёты • Митизы • Мобильные телефоны • Мобильный интернет • Молибден • Молибденовый концентрат • Моллюски • Молоко и сгущённые сливки • Молочная продукция • Молочные продукты • Мониторы • Моноэтиленгликоль • Морепродукты • Мороженое • Морозильники • Морские реактивные комплексы • Мотовездеходы • Мотороллеры • Мотоциклы • Мочевина • Моющие и чистящие средства • Музыкальные центры • Мука • Мукомольно-крупяная продукция • Мясная продукция • Мясные консервы для детского питания • Мясо и мясопродукты • Навигационная аппаратура • Необработанные лесоматериалы • Непищевая сельхозпродукция • Нерудные строительные материалы • Нефтегазовое оборудование • Нефтеперерабатывающие установки • Нефтепродукты • Нефтехимическая продукция • Нефть • Нефть и газовый конденсат • Нефть и нефтепродукты • Нефтяной битум • Ниобий • Нитрат аммония • Нут • Обжиговые конвейерные машины • Обувные колодки • Объективы для фотоаппаратов • Овощи и бахчевые культуры • Овощная и фруктовая продукция • Овцы • Овцы и козы • Огнемётно-зажигательные комплексы • Огнемётные системы • Огнемётные установки • Олени • Операционные системы • Оптическая техника • Оптическое волокно • Оргстекло • Орехи • Ориентированно-стружечные плиты • Паровозы • Паровые котлы • Парогенераторы • Пассивные радиоэлектронные системы • ПВХ • Пектины • Пеллеты • Перископы подводных лодок • Печатные платы • Пианино • Пиловочный лес • Пиломатериалы • Пирокомплекты • Пирометрические системы • Пистолеты • Пистолеты-пулемёты • Питьевая вода • Пища • Пищевая соль • Пищевые морепродукты • Пластиковые бочки • Пластиковые изделия • Пластмассовые игрушки • Пластмассовые изделия • Пластмассовые конструкторы • Плодово-ягодные культуры • Плодоовощехранилища • Плодоовощная консервная продукция • Плодоовощная продукция • Плоды и ягоды • Плуги • Поваренная соль • Подвижной состав для рельсового транспорта • Подвижные разведывательные пункты • Подогреватели высокого давления • Полиизопрен • Полимеры этилена • Полиэтилен • Полиэтилен низкого давления • Постельное бельё • Потребительские товары • Пресс-подборщики • Приборы для контроля физических характеристик • Приборы ночного видения • Приводы СУЗ • Приёмоиндикаторы • Природные алмазы • Природный газ • Природный песок • Прицепы • Прицепы и полуприцепы • Программное обеспечение • Продукты прямого восстановления железной руды • Продукция животноводства • Продукция растениеводства • Проигрыватели компакт-дисков • Промышленная продукция • Промышленные ускорители • Противолодочные комплексы • Противоспутниковое оружие • Противотанковые гранатомёты • Процессоры • Птичьи яйца • Пулемёты • Пушечные вооружения • Пушки • Пшеница и меслин • Пылесосы • Радиоактивные материалы • Радиовзрыватели • Радиоизмерительная аппаратура • Радиоизотопы • Радиокомпасы • Радиолокационная аппаратура • Радиолокационная техника • Радиолокационные головки самонаведения • Радиолокационные системы • Радионавигационное оборудование • Радиопрозрачные материалы • Радиотехническая продукция • Разбрасыватели твёрдых минеральных удобрений • Разгонные блоки • Ракетно-космическая техника • Ракетные вооружения • Ракетные сопла • Ракетные установки • Редукторы • Резинокордные конструкции • Резисторы • Рельсотрон • Рельсы • Рессоры • РЛС • РЛС предупреждения о ракетном нападении • Робототехнические комплексы • Розы • РСЗО • Рыба и морепродукты • Рыбные консервы • Рыхлители и культиваторы • Сало • Самосвалы • Самоходные артиллерийские установки • Самоходные гаубицы • Сапфиры • Сварочное оборудование • Свекловичный жом • Свёклоуборочные машины • Сверхчистый чугун • Светильники • Светлые нефтепродукты • Светодиодные панели • Светодиодные светильники • Светопрозрачные ограждающие конструкции • Свиньи • СВЧ-электроника • Сельскохозяйственная продукция • Сельскохозяйственная техника • Сельскохозяйственные птицы • Семена льна • Семена пшеницы • Сепараторы-пароперегреватели • Серная кислота • Сеялки • Сжиженный природный газ • Синтетические моющие средства • Синтетические сапфиры • Синтетический аммиак • Синтетический каучук • Синхронные генераторы • Системы автоматизации • Системы безопасности поездов • Системы кондиционирования воздуха • Системы мониторинга космического пространства • Системы радиозондирования атмосферы • Системы стыковки космических кораблей • Системы электронного впрыска топлива • Скафандры • Сливки • Сливочное масло • Смартфоны • Смородина • Снайперские винтовки • Снегоходы • Сода • Соевый шрот • Соединения ванадия • Солод • Сотовая связь • Сотовые телефоны • Соус • Спирт • Средства дальней радиосвязи • Средства ПВО • Средства радиосвязи • Средства разведки • Средства РЭБ • Средства самообороны • Средства связи • Средства управления • Срезанные цветы • Стали • Стальная проволока • Стальные брусья • Стальные нелегированные полуфабрикаты • Стальные полуфабрикаты • Стальные прутки • Стальные строительные сборные конструкции • Стекло • Стеклотара • Стереорадиосистемы • Стиральные машины • Стирол • Стрелковое оружие • Строительная техника • Строительные материалы • СУГ • Судовые ядерные реакторы • Сульфат натрия • Сульфатная целлюлоза • Сухие строительные смеси • Счётчики электроэнергии • Сыр • Сыр и сырные продукты • Табак • Табак и табачные изделия • Танки • Творог • Текстильные изделия и обувь • Телевизоры • Телескопы • Тензодатчики • Тепловая энергия • Тепловозы • Тепловые сотопанели • Теплообменники • Теплообменное оборудование • Теплообменные установки • Термическое оборудование • Термобельё • Техническая сода • Титановые изделия • Томатная паста • Топливно-энергетические товары • Топливорегулирующая аппаратура • Торговое холодильное оборудование • Торпеды • Торф • Тракторные опрыскиватели и опыливатели • Транспортные услуги • Транспорты вооружения • Трансформаторные подстанции • Трансформаторы • Тренажёры для вооружений • Трикотаж • Трикотажные изделия • Трикотажные полотна • Троллейбусы с автономным ходом • Трубопроводная арматура • Трубопроводы • Трубопроводы высокого давления • Турбинные лопатки • Тюльпаны • Тягачи • Тяговые агрегаты • Углеводороды • Углепластиковые агрегаты • Улитки • Ультразвуковое оборудование • Упаковка для пищевой продукции • Управляемые артиллерийские снаряды • Устрицы • Фанера • Фармацевтическая продукция • Фарфоровые изделия • Фасоль • Фенол • Ферромолибден • Ферросплавы • Фильмы • Финансовые услуги • Флюорит • Фосфаты • Фотоаппараты • Фотометры • Фотоприёмники • Фрукты • Фрукты и ягоды • Фундук • Хвостовые валы • Химическая продукция • Химические нити и волокна • Химические средства защиты растений • Хлебная продукция • Хлопковое волокно • Хлопок • Хлопок-сырец • Хлористый калий • Холодильники • Холодильное оборудование • Хризотил • Цветные телевизоры • Цветы • Целлюлоза • Цемент • Циклические углеводороды • Циклотроны • Циркуляционные трубопроводы • Цитрусовые • Цифровые фотоаппараты • Чай • Чайный лист • Часы • Чёрная икра • Чечевица • Чистящие средства • Чугун • Шампиньоны • Шасси • Шасси ракетных комплексов • Шёлк • Шерсть • Шерстяная пряжа • Шины • Шоколад • Шоколадные изделия • Шоколадные конфеты • Штурмовое оружие • Экранопланы • Экскаваторы • Электрические конденсаторы • Электрические счётчики • Электрические трансформаторы • Электродрели • Электромонтажные устройства • Электронасосное оборудование • Электроника • Электронные компоненты • Электронные микросхемы • Электропоезда • Электроприводы • Электрощитовое оборудование • Электроэнергии • Электроэнергия • Энергоносители • Этиловый спирт • Ювелирные изделия • Ювелирные украшения • Яблоки • Ядерное оружие • Ядерные боеголовки • Ядерные реакторы • Яйца • Янтарь • Ячеистый бетон • IT-продукция • IT-услуги • MP3-плееры • NFC-смартфоны

Источник — «»

Категории: Баллистические ракеты в России | Подводные лодки в России | Баллистические ракеты подводных лодок

Подводный выстрел «Октябрёнка»

Пятьдесят лет назад, 10 июня 1971 года, было подписано секретное постановление советского правительства, которым определялся порядок работ над ракетным комплексом для подводных лодок стратегического назначения. Особенностью нового проекта было использование твердотопливной ракеты, что в то время ещё казалось экзотикой. Две предыдущие попытки построить такой комплекс бесславно провалились, зато третью ждал успех.

Ракеты «Арсенала»

Сегодня представляется очевидным, что наиболее подходящими для стратегических ядерных сил являются ракеты на твёрдом топливе. Однако в то время, когда основы новых видов вооружения только закладывались, не было ясности, какой из предлагаемых вариантов окажется более эффективным с точки зрения надёжности и технологичности.

Особая неопределённость возникла при принятии решения об оснащении тяжёлыми баллистическими ракетами надводных кораблей и подлодок. В Соединённых Штатах изначально сделали ставку на ракету «Юпитер» (PGM-19 Jupiter), которую в интересах армии и флота с декабря 1955 года конструировала команда немецких специалистов во главе с Вернером фон Брауном. Конечно, у экспертов вызывало много вопросов использование в ракете топливных компонентов керосин-кислород: они подозревали, что моряки столкнутся с серьёзными проблемами при эксплуатации комплекса, который требует наличия большого количества жидкого кислорода на борту, но были вынуждены мириться с этим, так как согласно расчётам только «Юпитер» обеспечивал необходимую дальность пуска в 2000 км.

Альтернатива появилась летом 1956 года, когда по заказу Военно-морских сил было проведено межведомственное исследование «Нобска» (Project Nobska), посвящённое аспектам будущей войны на море с участием подлодок. Приглашённые учёные-атомщики, среди которых был Эдвард Теллер, сообщили, что есть возможность создать небольшую атомную боеголовку массой 600 фунтов (272 кг) и мощностью до мегатонны в тротиловом эквиваленте. Ракетчики ВМС, участвовавшие в том же исследовании, заявили, что в таком случае отпадает нужда в использовании громоздкого «Юпитера», стартовая масса которого оценивалась в 73 т, — его можно заменить на твердотопливный вариант аналогичной дальности весом 14 т. После проведения дополнительного исследования ВМС в декабре вышли из совместного с армией проекта, учредив собственный, который назывался «Юпитер-С» (Jupiter-S), а затем — «Поларис» (UGM-27 Polaris). На реализацию замысла ушло почти четыре года: 20 июля 1960 года две ракеты нового типа успешно стартовали с борта подлодки «Джордж Вашингтон» (USS George Washington, SSBN-598), продемонстрировав эффективность выбранного варианта.


Пуск твердотопливной баллистической ракеты средней дальности Polaris A-1; 20 июля 1960 года lockheedmartin.com

В Советском Союзе ситуация складывалась совершенно иначе. Значительный прогресс в области создания ракет с жидкостными двигателями на фоне отсутствия смесевых твёрдых топлив с приемлемыми характеристиками способствовал развитию направления, от которого отказались в США. И хотя ракета Р-11ФМ (8А61ФМ), созданная в Особом конструкторском бюро №1 (ОКБ-1) под руководством Сергея Павловича Королёва, стартовала намного раньше американской (в сентябре 1955 года), её боевые возможности при дальности полёта 150-160 км оставляли желать лучшего.

В мае 1956 года работы над стратегическими ракетами для флота перешли в Специальное конструкторское бюро №385 (СКБ-385), разместившееся на северной окраине города Миасс Челябинской области. Их возглавил Виктор Петрович Макеев — один из ведущих конструкторов ОКБ-1. Его подчинённые экспериментировали с различными видами топлив, но не могли отказаться от жидкостных двигателей, хотя американский «Поларис» служил наглядным примером иного пути.

5 сентября 1958 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1032-492 о создании баллистической ракеты на твёрдом топливе для комплекса, получившего индекс Д-6. В качестве носителя была выбрана дизель-электрическая подводная лодка проекта 629; на ней предполагали разместить три ракеты в вертикальных шахтах. Головным исполнителем было назначено Центральное конструкторское бюро №7 (ЦКБ-7) в Ленинграде, позднее переименованное в КБ «Арсенал». В то время им руководил Пётр Александрович Тюрин, имевший за плечами большой опыт проектирования полевых артиллерийских систем и пусковых установок зенитных ракетных комплексов для кораблей Военно-морского флота. Через много лет он рассказывал:

«Пороховые ракеты тактического назначения находили уже широкое применение в Вооружённых Силах. Ракеты залпового огня, известные как «Катюша» и другие модификации заслуженно использовались в Великой Отечественной войне и совершенствовались после неё, но баллистических ракет, управляемых на траектории, не было, за исключением отдельных проектов. Принципы управления баллистическими ракетами на двигателях с использованием пороха, тем более — на смесевых твёрдых топливах, создаваемых ещё в лабораториях, не были отработаны.

Поскольку двигатель на твёрдом топливе в отличие от жидкостного нельзя регулировать но тяге уменьшением или даже остановить её, потом вновь запускать, то и система управления должна быть иной, созданной на других принципах. Разработчики систем управления баллистическими ракетами не теряли надежду получить двигатели на твёрдом топливе с регулировкой на тяге. Возникали смелые предложения регулировать тягу ультразвуком, встраивая в сопловой аппарат звуковой генератор в виде свистка, или разместить в сопловом блоке грушу, вращая которую в самом напряжённом участке сопла, менять зазор — площадь критического сечения в потоке истечения газов, и тем самым достигать изменение тяги. Но это была просто фантастика! К счастью, эти идеи быстро отпали и ненадолго задержали единственный реальный вариант — управлять тягой с отсечкой в нужный временной момент или использовать топливо двигателя до полного выгорания (применяется в основном на первых ступенях ракет)».


Подводная лодка К-142 проекта 629Б, которая создавалась под твердотопливный ракетный комплекс Д-6, в гавани порта Лиепаи; 1986 год ruspodplav.ru

На этапе эскизного проекта комплекса Д-6 коллектив Тюрина разработал компоновку двухступенчатой ракеты с дальностью стрельбы 2500 км. На ней собирались применить либо баллиститное топливо «Нейлон-Б» на базе артиллерийских порохов, либо смесевое твёрдое топливо «Нейлон-С». Последнее создавалось на основе перхлората аммония, фурфурольно-ацетоновой смолы, тиокола марки «Т» и нитрогуанидина; для его производства планировали организовать специализированное предприятие. По итогам анализа и предварительных испытаний на Ржевском полигоне под Ленинградом специалисты предложили семь вариантов ракеты: два — с топливом «Нейлон-Б» и пять — с «Нейлон-С».

В то же время Центральное конструкторское бюро №18 (ЦКБ-18) под руководством Абрама Самуиловича Кассациера вело работы над атомным ракетоносцем второго поколения проекта 667, на котором можно было разместить восемь ракет комплекса Д-6 в поворотных пусковых установках СМ-95. Но вскоре появился другой вариант — малогабаритная одноступенчатая баллистическая ракета Р-27 (4К10) на высококипящих компонентах топлива (несимметричный диметилгидразин и азотный тетраоксид) с дальностью полёта до 3000 км, которую в инициативном порядке конструировало бюро Макеева. Заказчикам она понравилась больше, и в апреле 1961 года проект Д-6 был признан «неперспективным»

.

Пётр Тюрин позднее утверждал, что его коллектив выбыл из проекта из-за неготовности топлив:

«Мы целиком зависели от появления работоспособного смесевого твёрдого топлива разработки ГИПХ [Государственный институт прикладной химии] (директор и главный конструктор заряда В.С. [Владимир Степанович] Шпак). Не случайно основные усилия были направлены на работы с ГИПХ’ом и заводом №6 в Морозовке [посёлок имени Морозова]. <�…>

Освоение новой технологии смесовых топлив шло с непредвиденными трудностями. Не было стабильности заявленных средств, изредка получались заряды, которые при прожиге на стенде показывали расчётные параметры, но чаще всего были серьёзные отклонения с отрицательными результатами (разрывами по невыясненным причинам).

На очередных совещаниях в ГИПХ’е В.С. Шпак заверял, что причины ясны и дальше всё будет в норме. Проходили недели с момента внесения корректив и ожидания отверждения очередного заряда, подачи на стенд… и снова неудача. Поиск причин неудачи и новые предложения.

Однажды произошёл несчастный случай. Новый цех разрушился вместе с оборудованием при очередном заполнении оболочки двигателя из смесителя.

На заседании бюро Обкома партии, куда нас всех вызвали, шло разбирательство и отыскание виновных. Обком курировал исполнение этой темы, что было в порядке вещей в то время. Неожиданно директор ГИПХ’а В.С. Шпак всю вину возложил на ЦКБ-7 и завод №7, якобы технологическая оболочка при вакуумировании потеряла устойчивость, сложилась и в довершении треснула, высекла искру, масса воспламенилась и произошло объёмное горение — взрыв.

Поскольку такое толкование заранее нам не было высказано, а на заседании посчитали как общее мнение, без учёта нашего мнения, сразу перешли к рекомендациям наказать виновных, т. е. наших конструкторов, которые проектировали технологическое оборудование в помощь ГИПХ’у. Истиной причиной возникшей аварии был спусковой кран из смесителя. Трение в этом кране было тепловым импульсом к воспламенению и дальше по топливу в жидкой фазе привело к общему воспламенению — взрыву. После разбирательства в Обкоме я обратился к Владимиру Степановичу [Шпаку], как можно обвинять, заранее не предупредив, на что получил ответ: «Если вину отнести к трудностям освоения новой технологии получения смесевого топлива с его возможными авариями, то это подорвёт саму идею применения таких топлив». Вот как выбираются жертвы! <�…>

Неустойчивая работа экспериментальных двигателей не позволила вести нормальную отработку двигательных установок применительно к ракете для ПЛ [подводных лодок] — естественно, заказчик решил приостановить свои намерения продолжать проектные работы до получения устойчивых результатов по смесевым твёрдым топливам, работа окончилась отчётом по теме Д-6».

Чтобы задел не пропал зря, наработки коллектива Тюрина были переданы в бюро Макеева: 4 апреля 1961 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №316-137, в котором СКБ-385 поручалось создание комплекса Д-7 с твердотопливной ракетой РТ-15М (4К22) под лодку проекта 667.

Морской вариант РТ-15 (8К96) был «усечённой» версией «сухопутной» ракеты РТ-2 (8К98), состоявшей из её второй и третьей ступеней. При стартовой массе 50 т модернизированная ракета могла обеспечить дальность полёта около 2600 км. Разрабатывать её собирались в три этапа: бросковые испытания макета с погружаемого стенда ПСД-7, затем — с подлодки С-229 (проект 613Д7) и, наконец, лётно-конструкторские испытания — с подлодки К-142 (проект 629Б); причём последний этап планировалось завершить в четвёртом квартале 1963 года.

Работы по комплексу Д-7 были доведены до стадии бросковых испытаний, но в 1962 году, когда заказчик пожелал увеличения боекомплекта подлодок с уменьшением габаритов ракет, интерес к проекту в СКБ-385 стал угасать, а в 1964 году работа над ним вовсе прекратилась из-за «невозможности уложиться в рамки новых требований»

. Впрочем, свидетели тех давних событий полагают, что основная проблема была в позиции главного конструктора Виктора Макеева, который оставался сторонником применения жидких топлив и всё ещё считал альтернативные варианты
«разорительными для страны»
.


Макет твердотопливной баллистической ракеты РТ-15М (4К22) на военном параде на Красной площади в Москве bastion-karpenko.ru

Третья попытка

В 1969 году, накопив опыт создания «наземных» твердотопливных ракет стратегического назначения, коллектив ЦКБ-7 вновь решил обратиться к морской тематике. Пётр Тюрин вспоминал:

«Начальник КБ и директор завода №7 Е.К. [Евгений Константинович] Иванов добился разрешения провести празднование 250-летия предприятия, основанного ещё Петром I в начале XVIII века [как Пушечные литейные мастерские], вернуть исконное название (с 1719 года) «Арсенал» и широко отметить эту дату торжественным заседанием в Октябрьском зале города [БКЗ «Октябрьский»] при большом стечении многочисленных гостей, где было обнародовано награждение завода Правительственной наградой — Орденом Ленина. Было получено большое количество поздравлений от организаций города и страны. Министр общего машиностроения С.А. [Сергей Александрович] Афанасьев огласил Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о награждении. <�…>

Значительные заслуги в создании вооружения для страны, большой накопленный опыт способствовали в получении новых заказов. Таким предложением было желание КБ «Арсенал» вернуться к проектированию ракетного комплекса для вооружения ПЛ [подводных лодок] с использованием отработанных принципов применения твёрдых ракетных топлив. <�…>

[Мы] включились в проектирование ракеты на среднюю дальность применительно к действующей подводной лодке проекта 667А, подлежащей капитальному ремонту и вооружённой ракетным комплексом Д-5, который надлежало также заменить на более эффективный. Для чёткого и ясного представления поставленной задачи группа руководителей выехала на Северный флот, чтобы на месте ознакомиться с условиями эксплуатации и выслушать пожелания личного состава».

Командование рассмотрело на конкурсной основе два варианта комплекса для лодок: с твердотопливной ракетой КБ «Арсенал» и жидкостной, представленной СКБ-385. На этот раз коллектив Тюрина смог заручиться поддержкой влиятельных лиц: главного конструктора подлодок проекта 667А Сергея Никитича Ковалёва, министра судостроительной промышленности Бориса Евстафьевича Бутомы и заместителя главкома ВМФ Павла Григорьевича Котова — и выиграл конкурс. 10 июня 1971 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №374-117 о разработке комплекса с твердотопливной ракетой; он получил обозначение Д-11, а ракета для него — Р-31 (3М17).

Тактико-техническое задание оказалось весьма сложным. Согласно ему, конструкторы должны были обеспечить катапультирующий способ старта из «сухой» шахты, возможность выпуска двенадцати ракет в одном залпе за одну минуту, предусмотреть варианты использования моноблочной и разделяющейся головных частей, гарантировать семилетний срок хранения ракет. Приходилось также учитывать требование заказчика о подгонке габаритов ракеты под существующий диаметр шахт.

Р-31 получилась двухступенчатой твердотопливной ракетой со стартовой массой 26 840 кг и расчётной дальностью полёта до 4500 км при круговом вероятном отклонении 1400 м. Двигатель первой ступени оснащался четырьмя соплами и работал на смесевом топливе Т9-БК-8(Р) с временем горения 84 секунды. На второй ступени было только одно сопло в кардановом подвесе; топливо использовалось такое же, но с меньшим временем горения — 73 секунды. На боевой ступени устанавливали четыре небольших двигателя с низкотемпературным топливом НК-2, которые работали в течение 101 секунды.


Морская баллистическая ракета Р-31 (3М17) комплекса Д-11 bastion-karpenko.ru

Корпуса ступеней изготовлялись из особо прочной легированной стали мартенситно-стареющего класса ЭП679. Конструкция ступеней — спирально-шовная: лента сворачивалась спиралью так, чтобы сварной шов был равнонагруженным. Моноблочная головная часть мощностью 500 кт крепилась к приборному отсеку, в котором располагались приборы инерциальной системы управления.

Запуск Р-31 происходил «сухим» методом при помощи порохового аккумулятора давления (ПАД). Он обеспечивал выталкивание ракеты из шахты, которая сверху закрывалась разделительной мембраной из прорезиненной стеклоткани. Прорывала мембрану сама ракета, поэтому в случае отмены пуска шахта оставалась сухой и не требовала каких-либо дополнительных операций по приведению к исходному состоянию.

Устойчивое движение ракеты под водой, где её мог завалить набегающий поток, вызванный движением лодки, обеспечивалась узлом формирования каверны (УФК), который устанавливался на головной части. Он состоял из кольцевого кавитатора с газогенератором подпитки в виде специальных пороховых зарядов. В момент запуска порохового аккумулятора давления возникала перегрузка около 8,5 g, и ракета выталкивалась из шахты в течение одной секунды. УФК создавал газовый пузырь вокруг её корпуса, и она оставалась в вертикальном положении. Скорость выхода из шахты составляла 35 м/с, из воды — 18,9 м/с, а время движения под водой при старте с глубины 45 м — 2,4 секунды.

После выхода из воды сбрасывался УФК, и включался двигатель первой ступени. Как только он отделялся, запускался двигатель второй, корректировавший полёт ракеты по крену и тангажу. Одной из самых важных проблем при создании Р-31 стало обеспечение требуемой дальности и точности полёта. До того они определялись моментом принудительного прекращения подачи горючего («отсечка тяги»), но в твердотопливных ракетах остановить таким способом работу двигателя невозможно. Поэтому конструкторы разработали способ формирования траектории полёта в заданном диапазоне дальности до полного выгорания топлива. Для этого при стрельбе на меньшее расстояние вторая ступень ракеты разворачивалась в нейтральном направлении, в котором приращение скорости давало приращения дальности, то есть получался эффект «фиктивной отсечки тяги». После выгорания топлива второй ступени отделялась боевая ступень: четыре двигателя выводили её на расчётную траекторию по данным бортовой системы управления в соответствии со специальной программой.

1/2

Заголовок1

Заголовок2


Схема подводного участка движения ракеты Р-31 (3М17) после срабатывания порохового аккумулятора давления (ПАД) и под воздействием узла формирования каверны (УФК). Иллюстрация из книги «Отечественные баллистические ракеты морского базирования и их носители» (2006)


Схема вариантов траектории полёта морской баллистической ракеты Р-31 (3М17) комплекса Д-11. Иллюстрация из книги «Отечественные баллистические ракеты морского базирования и их носители» (2006)

Чтобы проверить правильность принятых технических решений, сотрудники «Арсенала» разработали испытательный реактивный снаряд (ИРС), который по массе и габаритам соответствовал Р-31. На нём был установлен двигатель 1-й ступени со штатной камерой сгорания, но заряда топлива хватало только для обеспечения увода в сторону от стенда. Штатную массу имитировали четырьмя грузами, которые крепились пироболтами: предусматривалось, что на воздушном участке они будут отстреливаться, а ИРС после приводнения не утонет, и его можно будет использовать многократно. В головной части снаряда были размещены вылавливаемые ёмкости с кассетами телеметрической системы «Мир» и узел формирования каверны, которая была необходима для стабилизации ракеты на подводном участке.

На Школьном озере Ржевского артиллерийского полигона под Ленинградом был построен специальный стенд, с которого испытатели произвели несколько пусков модели ракеты, изготовленной в масштабе 1:4. Одновременно на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве шла модернизация погружаемого стенда ПС-5М, который представлял собой квадратный в плане понтон с четырьмя аппаратными башнями по углам и ракетной шахтой в центре.

В 1972 году модернизированный погружаемый стенд доставили в Балаклаву. Для проведения испытаний была разработана обширная программа. Первый пуск ИРС из-под воды состоялся 22 апреля, и он завершился полным успехом: снаряд сбросил амортизаторы и кавитатор, отвалились грузы, и отстрелились бронекассеты «Мира», после чего на короткое время включился маршевый двигатель. Всего в Мраморной бухте провели семнадцать пусков различных макетов, причём три из них — при погружённом состоянии стенда.

Не менее важными для развития проекта были пуски Р-31 с наземного стенда НС-11 на полигоне в Нёноксе, расположенном неподалёку от Северодвинска в Архангельской области. Они продолжались шесть лет и, несмотря на отдельные аварийные ситуации, подтвердили высокую надёжность новой ракеты.

Интересная историческая деталь: в то же самое время Московский институт теплотехники под руководством доктора технических наук и будущего академика Александра Давидовича Надирадзе вёл работы над подвижным грунтовым твердотопливным комплексом средней дальности «Пионер» (15П645). По сравнению с Д-11 он казался громоздким, поэтому на сопоставлении сотрудники «Арсенала» в шутку прозвали своё детище «Октябрёнком».

1/2

Заголовок1

Заголовок2


Морская баллистическая ракета Р-31 (3М17) комплекса Д-11 в транспортном контейнере bastion-karpenko.ru


Пуск морской баллистической ракеты Р-31 (3М17) комплекса Д-11 с наземного стенда НС-11 на полигоне в Нёноксе bastion-karpenko.ru

Единственная и неповторимая

В 1976 году пришло время пустить Р-31 с борта переоборудованной субмарины, для чего была выделена атомная подлодка К-140 — второй корабль проекта 667А, введённый в состав Северного флота 30 декабря 1967 года. Выбор именно этой лодки объясняется тем, что ей требовалась замена аварийного реактора одного борта, и она первой из серии отправилась на ремонт.

Проекту подлодки под комплекс Д-11 присвоили индекс 667АМ и шифр «Навага-М». Он разрабатывался в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин» и в июле 1972 года был утверждён совместным решением ВМФ и промышленности. В дальнейшем его передали в группу главного конструктора Ошера Яковлевича Марголина.

Работы по модернизации лодки проводились на судоремонтном в Северодвинске. На стапель цеха №10 она стала 4 ноября. В связи с тем, что масса снаряжённой Р-31 почти вдвое превышала стартовую массу ракет, стоявших на лодке ранее, а длина была на три метра больше, инженерам потребовалось внести значительные изменения в компоновку и корпусные конструкции корабля. Число пусковых шахт уменьшили с шестнадцати до двенадцати, а комингсы «лишних» вырезали с восстановлением прочного корпуса. Пусковые установки заменили новыми, а высоту надстройки в районе ракетной палубы увеличили. Заместитель главного конструктора предприятия Борис Израилевич Кантор вспоминал:

«После огромного объёма демонтажных операций практически по всем отсекам развернулись и монтажные работы. По переоборудованию капитально переделывались 3-й, 4-й и 5-й отсеки с практически полной перепланировкой помещений. Как сейчас помню: висят полумагистральные трассы с кабельными коробками, вырезанными из выгородок, точно лианы в джунглях, а кругом ведутся огневые работы по формированию новых помещений…»

О начальном пути подлодки К-140 проекта 667АМ рассказал капитан 3-го ранга запаса А.А. Саморуков:

«В апреле 1976 года корабль в заводе принял первый экипаж под командованием капитана 2-го ранга Головкина Александра Павловича. На ракетоносце, спущенном на воду, переоборудование в основном закончилось, однако продолжались монтажные работы по системам ракетного комплекса и парно-стыковочные работы между системами. <�…> В тот период на корабле работали многие крупные специалисты-разработчики, главные конструкторы, ведущие инженеры, ответственные сдатчики, которые очень помогли мне освоить все технические премудрости. <�…>

14 сентября 1976 года корабль вышел на заводские испытания. На борту, кроме экипажа, находились сдаточная команда, ведущие специалисты, конструкторы всех систем во главе с первым заместителем главного конструктора Горигледжаном Евгением Алексеевичем. Всего — более 400 человек, при штатной численности 120. В таком составе мы пробыли в море 25 суток. Можете себе представить, что творилось внутри прочного корпуса?.. Все испытания прошли успешно. Затем последовала доработка ракетного комплекса и подготовка его к первому пуску твердотопливной ракеты с «сухим» стартом из подводного положения».

1/2

Заголовок1

Заголовок2


Атомная подводная лодка К-140 проекта 667АМ выходит на стенд безобмоточного размагничивания (СБР); 27 августа 1976 года bastion-karpenko.ru


Памятная запись главного конструктора П.А. Тюрина, сделанная 22 декабря 1976 года после проведения первого пуска ракеты Р-31 (3М17) комплекса Д-11 с борта подводной лодки К-140 проекта 667АМ bastion-karpenko.ru

Ракету Р-31 продолжали испытывать на стендах, в том числе и на различные повреждения: её даже сбрасывали с пятиметровой высоты и расстреливали из пулемёта, но она всё равно взлетала. Тем не менее, у конструкторов не хватало уверенности, что пуск в «боевых» условиях пройдёт без проблем.

Старт с борта К-140 был произведён 22 декабря 1976 года в Кандалакшском заливе Белого моря на глубине 50 м при скорости хода 5 узлов. В тот памятный день у пульта управления ракетным комплексом был главный конструктор Пётр Александрович Тюрин и другие разработчики Д-11. После команды «Пуск!» они ощутили лишь лёгкий толчок и никакого шума — так легко покинула шахту ракета. Вскоре поступило сообщение: «Есть попадание в кол». Это был полный успех!

Старший строитель 5-го отдела Юрий Михайлович Ерыкалов вспоминал:

«Я находился в составе группы обеспечения на борту буксира «Садко». Было около 7 часов утра. Низкая облачность. Мы наблюдали, всматриваясь в сумерки. Но вот вспыхнула сигнальная ракета, обозначившая местонахождение лодки под водой. А ещё через 3-4 минуты на тёмной поверхности моря появилось ярко-белое пятно, которое быстро расширялось. Ещё несколько мгновений, и появилась в пламени ракета. На высоте около 30 метров она словно замерла, и тут, будто солнце, зажёгся огромный светящийся шар! Это заработал маршевый двигатель первой ступени. До нас донёсся гул двигателя, и сквозь нависшие над морем облака ракета с факелом устремилась ввысь. Зрелище незабываемое!»

Успешный пуск Р-31 в Кандалакшском заливе означал лишь окончание первого этапа государственных испытаний. В 1977 году, после зимнего отстоя и окончания монтажа оставшихся пусковых шахт, корабль был предъявлен ко второму этапу. Он в свою очередь завершился 26 декабря того же года.

Надо сказать, испытания не всегда проходили благополучно. Несмотря на положительные результаты первого старта с К-140, в дальнейшем последовало несколько провальных пусков, причём ракеты не только не достигали боевого поля, но и падали вблизи корабля. Конструктор Евгений Горигледжан высказал предположение, что причиной неудач стал неправильный выбор жёсткости амортизаторов ракеты. Результаты анализа движения Р-31 в пусковой шахте и осмотра обнаруженных в надстройке лодки разрушенных амортизаторов подтвердили его гипотезу. Ошибка, не выявленная при стрельбах со стендов ПС-5М и НС-11, задержала окончание лётных испытаний почти на два года.

В сентябре 1979 года Государственная комиссия дала высокую оценку комплексу Д-11 и рекомендовала его к принятию на вооружение. Однако он остался лишь в опытной эксплуатации и только на лодке К-140. Капитан 3-го ранга Саморуков вспоминал:

«На первую боевую службу (БС) РПКСН [ракетный подводный крейсер стратегического назначения] К-140 пр. 667АМ вышел 14 сентября, а вернулся 2 декабря 1980 г. По окончании послепоходового отдыха в две очереди — снова БС со 2 апреля по 17 июня 1981 г. Все боевые задачи проходили в Атлантике в режиме патрулирования по маршруту в пределах досягаемости целей — поскольку наш комплекс Д-11 позволял произвести пуски ракет в круговом секторе (±180 град.), была изменена тактика несения БС. После размещения ракет «Першинг» в Западной Европе наш РПКСН был перенацелен, и БС стали проходить в Гренландском море вблизи кромки льда».

Решение о переоборудовании под новый комплекс остальных подлодок проекта 667А было отменено. До 1988 года К-140 совершила восемь дальних походов.

1/2

Заголовок1

Заголовок2


Атомная подводная лодка К-140 проекта 667АМ в дальнем походе; март 1987 года podlodka.info


Пуск ракеты Р-31 (3М17) комплекса Д-11 с борта подводной лодки К-140 проекта 667АМ bastion-karpenko.ru

В 1990 году вышел приказ об утилизации комплекса Д-11 путём отстрела всего запаса ракет, находящегося на лодке и складах. Для него было выпущено три полных боекомплекта из тридцати шести «изделий»; в ходе практических стрельб использовали двадцать, осталось ещё шестнадцать. Сухоруков рассказывал:

«С июля по сентябрь шли подготовительные работы: готовили матчасть, ракеты. Их нужно было выгрузить, перестыковать «головы» на практические. Контейнеров не хватало, подъёмника не было, так как его утопили в феврале 1984 года <�…>. Мы только вышли из Кольского залива — удар волны, и подъёмник оказался за бортом на глубине 267 м. Поэтому на первую стрельбу мы вышли 15 сентября 1990 года. 17 сентября произвели пуск первой ракеты, на следующий день ракетный залп двух, но одна ракета не вышла. Следующий раз мы вышли 28 сентября с шестью ракетами на борту. На следующий день производим пуск одной ракеты, 30 сентября — ещё двух, по одной в залпе. 1 октября у нас по плану трёхракетный залп, впервые из 3-й, 2-й и 1-й шахт. <�…>

Интервал стрельбы был установлен в 26 секунд. При срабатывании ПАДа разорвало трубу наддува шахты, в отсек произошёл выброс порохового газа, а затем, с выходом ракеты, и заполнение шахты водой. Вода струей бьёт в переборку, распыляясь на работающие приборы под давлением 4,5 атм (мы стреляли с глубины 45 м). Но ракетная атака продолжается, уже начались необратимые процессы по второй ракете (во второй шахте). Я принимаю решение до конца атаки не докладывать, чтобы не ухудшить ситуацию, беру всё в отсеке под свой контроль. <�…>

Но через 26 секунд вторая ракета не выходит — не отстыковался разъём. Жду ещё 26 секунд — третья ракета тоже не выходит. После этого докладываю в центральный пост командиру БЧ-2, чтобы произвёл быстро запись массивов, потому что нужно выключить систему. Докладываю ситуацию, что мы порохом пропахли и душ морской приняли, нужно всплывать и устранять течь. После двух неудачных попыток стрелять сериями принимаем решение: остальные ракеты отстреливать по одной. <�…>

Но, несмотря на все трудности, задачи, поставленные перед экипажем, были успешно выполнены: из 16 ракет успешно выпущено 10, а шесть из-за неисправностей уничтожили на берегу».

Утилизация уникального ракетного комплекса Д-11 завершилась. Офицеров и мичманов представили к правительственным наградам.

17 декабря 1990 года К-140 ушла в Северодвинск на . Сегодня о подводной лодке, проложившей дорогу целому направлению в морском ракетостроении, напоминают переданные экипажем в музей закладная доска подлодки, её тактический номер, рында, гюйс и несколько пультов.


Атомная подводная лодка К-140 проекта 667АМ на в Северодвинске; 1998 год. Фотография из личного архива А. Карповича svpg.ru

Источники и литература:

  1. Альпаков Ю., Мант Д., Мант С. Отечественные баллистические ракеты морского базирования и их носители. — СПб.: Галерея Принт, 2006
  2. Апальков Ю. Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том II: Второе поколение АПЛ. Монография. — М: Моркнига, 2011
  3. Ильин А., Колесников А. Отечественные атомные подводные лодки // Техника и вооружение. 2000. Май-июнь
  4. Ильин А., Колесников А. Подводные лодки России: ил. справ. — М.: Астрель; АСТ, 2006
  5. Баллистические ракеты подводных лодок России. Избранные статьи / Под общ. ред. И. Величко. — М.: Миасс, 1994
  6. Бережной С. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России // Морской исторический альманах. 2001. Спец. вып.
  7. Карпенко А. Комплекс ракетного оружия Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 // Невский Бастион. 1999. №1
  8. Карпенко А. Ракетный комплекс Д-6 // Невский Бастион. 1999. №1
  9. Карпенко А., Шумков Н. Морские комплексы с баллистическими ракетами. — СПб.; М., 2009
  10. Качур П. Ракетчики подводных глубин. — М.: Изд-во «РТСофт», 2008
  11. Меч и щит России. Ракетно-ядерное оружие и системы противоракетной обороны / Под общ. ред. В. Матвеева. — Калуга: Информационное агентство «Калуга-пресс», 2007
  12. Саморуков А. Моя служба на РПКСН К-140 // Тайфун. 1997. №5
  13. Спиридонов А. Забытое детище «Арсенала» // Независимое военное обозрение. 2007. 23 марта
  14. Тюрин П. От пушек к ракетам // Невский Бастион. 1999. №1
  15. Тюрин П. Первый отечественный морской стратегический твердотопливный ракетный комплекс Д-11 // Невский Бастион. 1996. №1
  16. Широкорад А. Оружие отечественного флота. 1945-2000. — Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2001
  17. Широкорад А. Советские подводные лодки послевоенной постройки. — М.: Арсенал-Пресс, 1997
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]