Боевые корабли. Крейсера. Оригинальная вершина японского совершенства


Боевые корабли. Крейсера. Оригинальная вершина японского совершенства


Закономерным окончанием разговора о тяжелых крейсера японского императорского флота будет история о крейсерах типа «Тоне». В материале о «Могами» был затронут момент, когда все неизрасходованное водоизмещение по договорам Япония употребила на создание 6 крейсеров класса «Б». Четыре крейсера – это как раз «Могами», а два… А два это наши сегодняшние герои: «Тоне» и «Тикума».
За основу при проектировании был взят крейсер «Могами», но с течением времени проект был очень кардинально переработан.

Первоначально в задании стояли все те же пятнадцать 155-мм орудий с углом возвышения в 75° (которые «в случае чего» можно было сменить на 203-мм), восемь 127-мм орудий в спаренных установках, двенадцать зенитных автоматов, шесть 610-мм торпедных аппаратов на борт, четыре гидросамолёта.

Броневая защита та же, что и у «Могами», то есть должна держать 203-мм снаряды в районе погребов и 155-мм в районе силовой установки. Максимальная скорость хода в 36 узлов (на 1 меньше, чем у «Могами»), дальность плавания в 10 000 морских миль 18-узловым ходом.

Однако к моменту готовности корабли представляли собой совершенно другое. Все переделки случились именно тогда, когда первым лицом проекта стал не Фудзимото, а Фукуда, о чем я тоже уже упоминал. На Фукуду было легче давить адмиралам из морского Генштаба, и капитан первого ранга пытался выполнить все, что желали господа флотоводцы.

В итоге появился внешне совершенно другой корабль. Да и не только внешне, впрочем, судите сами.


Главное новшество: количество башен ГК уменьшили на одну, убрав одну башню с кормы вообще, а вторую перенеся в носовую часть. Это эпохальное решение позволило решить сразу несколько старых проблем и породить пару новых одновременно.

Главное, была совершенно высвобождена кормовая часть крейсера, где был оборудован аэродромчик на 6 гидросамолетов (с катапультами, естественно), все авиационное оборудование из средней части было перенесено на корму.

ПВО заодно усилили еще одной спаркой 127-мм орудий.

Естественно, это все еще утяжелило корабль, в связи с чем дальность плавания уменьшилась до 8 000 миль.


Получился крейсер класса «Б», то есть легкий такой крейсер, с двенадцатью 155-мм орудиями и авиагруппой из 6 гидросамолетов. Этакий скаут-разведчик. Естественно, с перспективой замены 155-мм орудий главного калибра на 203-мм.

Как я уже сказал выше, в проекте были как плюсы, так и минусы.

Плюсами можно считать то, что концентрация всех стволов ГК в носу однозначно должна была увеличить точность залпа, уменьшить разброс снарядов на дальних дистанциях, вообще, как артиллерийская платформа корабль стал значительно устойчивее.

К плюсам же можно отнести перенос торпедных аппаратов на корму, где они могли вполне себе спокойно калечить корабль в случае попадания в них вражеских снарядов. Вообще, эти торпеды, которые японские адмиралы возвели в ранг идеала порой причиняли больше вредя своим, чем чужим кораблям.

Кроме того, разнесение самолетов и артиллерии по разным концам корабля исключило порчу одного другим. То есть явно самолетам не пришлось бы страдать от стрельбы орудий главного калибра, как это было, когда самолеты находились между носовыми и кормовыми башнями.

К минусам я бы отнес появление мертвой зоны при стрельбе главным калибром, в особенности при ретираде, да и вообще, угол обстрела в целом получился весьма ограниченный. Ну и если в носовую часть прилетел бы снаряд от 380 мм и выше, это явно было чревато потерей всей артиллерии.

В целом реально получился интересный корабль, крейсер-разведчик весьма приличного радиуса действия, не столько за счет своей дальности действия, сколько за счет своего авиакрыла, которое могло вести разведку почти 24 часа, сменяя один самолет другим по мере заправки и отдыха экипажа.


Так «Тоне» в 1937-м, а «Тикума» в 1938-м вошли в состав японского императорского флота.

Ну и, конечно, как только Япония сказала «Гудбай, Америка!» и 1 января 1937 года вышла из всех морских соглашений, был введен в действие план перевооружения крейсеров «Тоне», равно как и «Могами», со 155-мм орудий на 203-мм.

Корабли еще потяжелели, пятую спарку 127-мм универсалок убрали, но в качестве компенсации пулеметы 13,2-мм заменили 25-мм спаренными автоматами.

Башен на всех сделать не успевали, потому переделка кораблей затянулась. Но в итоге к 1940 году оба крейсера были готовы и вошли в состав 8-й дивизии тяжелых крейсеров. Дивизия состояла, собственно, из них самих. Флагманом был назначен «Тоне».

Что представляли собой крейсера.


Водоизмещение по проекту было 11 230 т, полное, естественно, скакнуло за 15 200 тонн.

Длина по ватерлинии 198 м. Ширина по ватерлинии же 18,5 м. Осадка 6,88 м при полной загрузке.

Бронирование: Бронепояс: 18-100 мм (в районе силовой установки), 55-145 в районе погребов. Палуба: 31-65 мм. Башни: 25 мм. Рубка: 40-130 мм.

Двигатели: 4 ТЗА «Кампон», 8 котлов «Кампон Ро-Го», 152 000 л. с., 4 гребных винта. Скорость хода 35,5 узла. Дальность плавания 12 000 морских миль на 14 узлах или 8 000 миль на 18 узлах.

Вооружение: Главный калибр: 4 × 2 х 203-мм/50, боезапас 120 выстрелов на орудие. Зенитная артиллерия: 4 × 2 х 127-мм, 6 × 2 х 25-мм. Минно-торпедное вооружение: 12 (4 × 3) 610-мм торпедных аппаратов, боекомплект 24 торпеды. Авиационная группа: 2 катапульты тип № 2 модель 5, 6-8 гидросамолётов.

Экипаж по проекту составлял 874 человека, но по мере увеличения средств ПВО увеличился до 1000 человек.

Главный калибр – это был шедевр творчества японских конструкторов! Три башни привычно поставили по схеме «пирамида», а вот четвертую пришлось буквально запихивать туда, где было место. В итоге башня оказалась развернутой назад и вроде бы по замыслам предназначалась для стрельбы назад-по борту. Но мертвая зона все равно получилась изрядной, и крейсер-разведчик при самом худшем раскладе мог отбиваться только своими торпедными аппаратами на корме.


Орудия были те же самые, что и на «Такао», максимальная дальность стрельбы при возвышении ствола на 45 градусов составляла 29,4 км, кучность была весьма достойной. Считалось, что эти орудия могут работать в режиме заградительного огня по летящим целям, но в реалиях это не практиковалось. За наведение орудий отвечали два дальномерных поста на 2 и 4 башнях с 8-метровыми дальномерами. Позже к управлению была подключена РЛС.

Зенитное вооружение было совершенно стандартным. Восемь 127-мм орудий «Tип 89» в спаренных установках со щитами. Расположены они были по бокам от дымовой трубы очень близко друг к другу. С максимальным углом возвышения в 90° их эффективная досягаемость по высоте достигала 7400 метров. Для управления их огнём использовались две СУАЗО тип 94 (по бокам надстройки), каждая с 4,5-метровым дальномером Боезапас насчитывал 200 унитарных выстрелов на орудие.

Шесть спаренных 25-мм автоматов «Тип 96» предназначались для ведения огня на расстояние до 3000 метров. Их боекомплект состоял из 24 000 снарядов (по 2000 на ствол).

Вообще, система ПВО крейсеров постоянно усиливалась, и к середине 1944 года крейсера имели на вооружении до 60 единиц 25-мм в различных (от 1 до 3 стволов в установке) конфигурациях. Плюс каждый корабль получил три радара, один «тип 13» и два «тип 22», один из «тип 22» использовался в системе управления огнем.

Торпедное вооружение располагалось на корме. Сложно сказать, насколько это был выгодный шаг, поскольку торпеды являлись постоянным источником проблем для японских кораблей. Вкупе с самолетами, то есть авиационным топливом, боекомплектом и бомбами, получалась та еще гремучая смесь в прямом смысле этого слова.


Но 4 трехтрубных торпедных аппарата были размещены под шельтердеком (навесная палуба, где стояли самолеты в походном положении), по два на борт. Между аппаратами имелись специальные порты для перезарядки торпед с кранами.

Используемые кислородные торпеды тип 93 модель 1 при стартовой массе в 2,7 тонны несли 490 кг взрывчатого вещества тип 97 и могли пройти 40 км на скорости 36 узлов, 32 км на 40 узлах и 20 км на 48. Из общего боекомплекта в 24 штуки двенадцать торпед сразу находились в торпедных аппаратах, а ещё двенадцать — в системе быстрой перезарядки. Боеголовки торпед имели защиту из броневого кожуха.

Самолеты. Вся корма была отдана в безраздельное пользование гидросамолетам, на которые японское морское командование возлагало большие надежды. Самолеты должны были вести разведку, обнаруживая вражеские корабли, в первую очередь авианосцы. При возможности наносить по ним удары, подсвечивать ночью цели с помощью светящихся авиабомб.

На «Тоне» по проекту должно было базироваться 6-8 гидросамолетов: два трёхместных «Тип 94» на стрелах катапульт и четыре двухместных «Тип 95» на системе рельсов на верхней палубе.

«Тикуму» планировалось оснастить сразу восемью машинами (четыре «Тип 94» и четыре «Тип 95»).

Каждый крейсер был оборудован двумя пороховыми катапультами, расположенными побортно над торпедными отсеками и кранами для установки самолетов. Имелась возможность выбора типа самолета, который можно было быстро поднять под стрелку крана и установить на катапульту.

В реальности в первый год войны на обоих крейсерах использовалось по 5 гидросамолетов, а затем и вовсе — по 4.

На вооружении крейсеров в разное время стояли «Aichi» E13A тип 0, «Nakajima» E8N тип 95, «Kawanishi» E7K и «Mitsubishi» F1M. Авиабомбы (60-кг и 250-кг) хранились в бронескладе за 4-й башней ГК, бензиновые цистерны (с системой заполнения углекислым газом) находились на трюмной палубе.

В принципе, необычная компоновка дала свои результаты. Японским конструкторам удалось не только сохранить мореходные качества «Могами», но оказалось, что «Тоне» оказался более остойчивым, чем предшественник.


На официальных испытаниях в сентябре 1938 года «Тоне» при мощности 152 189 л.с. и водоизмещении 14 097 т показал скорость 35,55 узла, а «Тикума» в январе 1939 года при 152 915 л.с. и 14 080 т — 35,44 узла.

Удачная форма корпуса и необычная компоновка корабля позволила японцам получить скоростной, маневренный, остойчивый корабль с мощным, хотя и не без недостатков, вооружением.


Согласно проекту, экипаж крейсеров состоял из 874 человек, но по мере усиления малокалиберной зенитной артиллерии во время войны численность всей команды превысила 1000 человек. Тем не менее, даже при таком раскладе «Тоне» считались самыми комфортными кораблями в плане проживания экипажа.

На матроса приходилось 4,4 кубометра жилых помещений, на офицера — 31,7 куб. м. Каюты и даже матросские кубрики были оборудованы койками вместо устаревших подвесных. Вентиляция была улучшена за счет установки центробежных вентиляторов в жилых помещениях. На кораблях имелись кладовые для риса и маринованных продуктов (в носовой части) и морозильная камера (в корме), на средней палубе размещались лазарет, матросская баня и санитарно-гигиенические помещения командного состава. Камбузы для офицеров и матросов находились на верхней палубе с правого борта, у переднего торпедного отсека.

Согласно воспоминаниям бывших офицеров императорского флота, «Тоне» и «Тикума» пользовались репутацией самых лучших японских крейсеров с точки зрения условий обитаемости.

Постройка обоих крейсеров велась в обстановке повышенной секретности, отчего фотографий этих кораблей сохранилось очень немного, несмотря на повальную любовь японцев к своему флоту.

Боевая служба крейсеров


После вступления в строй крейсера «Тоне» и «Тикума» были приписаны к военно-морской базе Йокосука и вошли в состав 6-й дивизии 2-го флота, но вскоре корабли перевели в 8-ю дивизию того же самого 2-го флота. До вступления Японии во Вторую мировую войну оба крейсера неоднократно принимали участие в учениях, главным образом в китайских водах.
Оба крейсера принимали участие в походе на Перл-Харбор, 8 декабря гидросамолеты с «Тоне» и «Чикумы» выполнили полеты на оценку ущерба, причиненного налетами палубной авиации американскому флоту.

Затем крейсера поддерживали десант на остров Уэйк. Пройдя плановый ремонт в Куре, оба крейсера действовали в районе Рабаула, атолла Палау, море Банда, их самолеты принимали участие в налете на австралийский порт Дарвин.


В составе Подвижного ударного флота, состоящего из крейсеров, линкоров и эсминцев, «Тоне» и «Тикума» 1 марта 1942 г. потопили американский эсминец «Идсэлл» и голландский минный заградитель «Модёкерто».

Утром 5 апреля 1942 г. гидросамолет крейсера «Тоне» обнаружил в водах Индийского океана британские тяжелые крейсера «Корнуэлл» и «Девоншир», оба крейсера затем потопила палубная авиация японских авианосцев.

8-я дивизия в составе обеих своих крейсеров приняла участие в операции по вторжению на атолл Мидуэй. 5 июня 1942 г. гидросамолеты крейсеров занимались поиском кораблей американского флота. Тогда гидросамолет с крейсера «Тоне» обнаружил неприятельские авианосцы. В том памятном сражении крейсера повреждений не получили, хотя и не были отмечены победами.

Вслед за битвой при атолле Мидуэй «Тоне» и «Тикума» приняли участие в походе на Алеутские острова, а потом вернулись, чтобы принять участие в маневрах 3-го флота в акватории Внутреннего моря.

В августе 1942 г. — январе 1943 г. «Тоне» и «Тикума» принимали участие в кампании на Соломоновых островах. В ходе второй битвы в Соломоновом море 24 августа 1942 г. «Тоне» справился с задачей по спасению экипажа потопленного авианосца «Рюйдзе». Гидросамолеты с «Чикумы» обнаружили местонахождение американского флота.

В ходе сражения при Санта-Круз 26 октября 1942 г. в «Чикуму» попала бомба, сброшенная самолетом с авианосца «Хорнет». Взрыв бомбы серьезно повредил надстройку крейсера, начался пожар. Опытный командир корабля отдал команде приказ немедленно отправить за борт торпеды, чтобы они не взорвались. Приказ был отдан исключительно вовремя и выполнен крайне оперативно: через три минуты после того, как за борт сбросили последнюю торпеду, в торпедный аппарат попала 225-кг бомба, сброшенная с очередного американского палубного самолета.

После ремонта оба крейсера участвовали в «Токийском экспрессе», доставляли грузы с Рабаула на Эниветок, выполняя иногда обстрелы береговых целей.


5 ноября 1943 г., находясь в Рабауле, попали под удар американских бомбардировщиков. Оба корабля получили повреждения.

8-я дивизия крейсеров была расформирована 1 января 1944 г., «Тоне» и «Тикума» вошли в состав 7-й дивизии крейсеров типа «Могами».

9 марта 1944 г. «Тоне» и «Чикума» действовали вместе в Индийском океане. В тот день крейсер «Тоне» потопил британский транспорт «Бихэр» у берегов острова Кокос.

Оба крейсера приняли участие в сражении в Филиппинском море 19-20 июня 1944 года.


Сражение в заливе Лейте. У острова Сама «Тикума» обстрелял американский легкий авианосец «Гэмбиер Бэй», но вскоре сам получил торпеду, сброшенную с торпедоносца «Эвенджер», который базировался на легком авианосце «Нэтома Бэй». Торпеда проделала пробоину в борту в районе котельного отделения, в которое начала поступать вода. Крейсер потерял ход. Команда «Тикумы» перешла на борт эсминца «Новаки», после чего «Новаки» добил крейсер уже родными японскими торпедами. «Тикума» затонул 25 октября 1944 г. Вскоре американская авиация потопила и эсминец «Новаки», из команды эсминца и находившихся на борту «Новаки» моряков «Чикумы» не спасся никто.

Крейсер «Тоне» подвергся атаке торпедоносцев, с которыми работали еще и пикирующие бомбардировщики. Налет состоялся 24 октября 1944 г., когда крейсер шел морем Сибуян и еще не достиг пролива Сан-Бернардино.

В «Тоне» попали три бомбы, которые, однако, серьезных разрушений на корабле не вызвали. После той атаки «Тоне» оказался рядом с линкором «Мусаси».


Момент, мягко говоря, был не лучшим, на линкор как раз налетела большая группа американских самолетов.


Когда линкор потопили, «Тоне» отбился от самолетов, зато вскоре получил попадание 127-мм снарядом, выпущенной из пушки американского эсминца. Не бог весть что, особенно по сравнению с «Мусаси».


Уже под конец сражения в «Тоне» попала 250-кг бомба. Поврежденный крейсер пошел в Бруней, а оттуда ушел в родную базу Майзури, где его поставили в сухой док на ремонт и модернизацию.

В ходе ремонта на корабле усилили зенитное вооружение до 62 автоматических зенитных пушек калибра 25-мм и установили вместо радиолокатора обзора воздушного пространства № 21, РЛС управления артиллерийской стрельбой № 22.

Ремонт продолжался до февраля 1945 года, и по окончании его «Тоне» более уже Японию не покидал. Война на море для Японии фактически закончилась, и последним местом службы крейсера «Тоне» стала роль учебного корабля при военно-морской академии в Итаяме.


24 июля 1945 года в Этадзиме при налёте американской палубной авиации «Тоне» получил три прямых попадания 250-кг и 500-кг бомб и семь близких разрывов, в результате чего лёг на грунт и был оставлен экипажем. 28 июля он получил дополнительные повреждения при новом налёте. Окончательно «Тоне» в 1947-48 годах подняли и разрезали на металл.

Что можно сказать в качестве итога?

«Тоне», как и «Могами», стали венцом конструкторской мысли японских корабелов. Это были весьма замечательные по всем характеристикам корабли, с хорошими мореходными данными, мощным, хоть и оригинальным вооружением, и, как показала практика, довольно живучие.

Но самой главной «изюминкой» стала возможность очень быстрой переделки крейсеров из легких в тяжелые с помощью замены трехорудийных башен 155 мм на двухорудийные 203-мм.

После выхода из ограничивающих морских соглашений японцы довольно быстро провели эту операцию на построенных и строящихся кораблях. В итоге Япония имела к началу войны 18 тяжелых крейсеров, как и американцы.

На самом деле это не так просто, как кажется: взять и просто переставить башни. Это было действительно просто бесподобная смесь инженерной мысли и восточного коварства. Так что крейсера типа «Тоне» действительно вместе с «Могами» являются выдающимися кораблями.

Правда, Японии это совершенно не помогло в той войне.

Проектирование и постройка[ | ]

Сразу после принятия Программы расширения Третьего флота в июне 1903 года (по ней планировалось построить 3 эскадренных броненосца, 3 броненосных крейсера, 2 эсминца и канонерскую лодку) Японский императорский флот начал подготовку дополнительной программы. По её проекту исходно планировался заказ 2 эскадренных броненосцев, 4 броненосных и 3 бронепалубных крейсеров, 28 эсминцев, 3 миноносцев и 13 «специальных миноносцев» (подводных лодок). С изменениями (число бронепалубных крейсеров сокращено до одного, место 3 миноносцев заняли эсминцы) она была принята уже после начала Русско-японской войны на 20-й чрезвычайной сессии японского парламента (20—30 марта 1904 года) как Программа постройки боевых кораблей военного времени. Единственный бронепалубный крейсер получил по программе временное обозначение — крейсер 2-го класса «А», но до окончания боевых действий заложен так и не был[4].

Проектирование крейсера 2-го класса велось под руководством капитана 1-го ранга Мотоки Кондо из третьей секции Морского технического департамента (МТД). За основу были взяты чертежи «эльсвикского» бронепалубного крейсера «Ёсино», купленного в Великобритании и включённого в состав ЯИФ более чем за 10 лет до этого, в 1894 году (4150 тонн, 109,73×14,22×5,18 м, скорость 22,5 узла при мощности 15 750 л. с., 4 152-мм и 8 120-мм орудий). Итоговый результат, однако, достаточно далеко ушёл от «Ёсино» (в том числе по внешнему виду, ставшему изящным благодаря клиперному форштевню, трём дымовым трубам вместо двух и скошенным мачтам) и считается первым разработанным в Японии проектом крейсера[5].

30 сентября 1905 года крейсер 2-го класса «А» получил имя «Тонэ» в честь протекающей по равнине Канто реки. На стапеле Арсенала флота в Сасэбо он был заложен 27 ноября того же года. Ранее эта верфь занималась лишь постройкой миноносцев водоизмещением до 110 тонн («Тонэ» и 4 381-тонных эсминца той же программы стали вообще первыми сколько-нибудь крупными кораблями, на ней построенными), что в совокупности с финансовыми проблемами привело к затягиванию строительства, занявшего в итоге более 53 месяцев. На воду крейсер был спущен 27 ноября 1907 года, прошёл ходовые испытания 13 апреля 1910 года и 15 мая того же года был передан флоту[6].

Ссылки [ править ]

  1. «Архивная копия» . Архивировано из оригинального 19 августа 2012 года . Проверено 22 февраля 2013 года .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
  2. Вильденберг, Томас. «Мидуэй: чистая удача или лучшая доктрина» . Обзор военно-морского колледжа 58, вып.1 (зима 2005 г.)
    . С. 121–135.

Книги [ править ]

  • Д’Альбас, Андриё (1965). Смерть флота: японские военно-морские действия во Второй мировой войне
    . Девин-Адэр Паб. ISBN 0-8159-5302-X.
  • Скучный, Пол С. (1978). История сражений Императорского флота Японии, 1941-1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1.
  • Ховарт, Стивен (1983). Боевые корабли восходящего солнца: драма Императорского флота Японии, 1895-1945
    . Атенеум. ISBN 0-689-11402-8.
  • Jentsura, Hansgeorg (1976). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869-1945 гг
    . Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-893-X.
  • Лакруа, Эрик; Уэллс II, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны
    . Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3. OCLC 21079856 .
  • Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия
    . Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-141-6.
  • Миллер, Дэвид (2004). «Страница 244». Иллюстрированный справочник военных кораблей с 1860 г. до наших дней
    . Лондон: Greenwich Editions, ISBN Salamander Books Ltd. 0-86288-677-5.

История службы[ | ]

«Тонэ» в Портсмуте в 1911 году. «Тонэ» в 1918 году.
После вступления в строй «Тонэ» 15 июля 1910 года был зачислен в состав Первого флота. С 1 декабря того же года он вместе с броненосным крейсером «Курама» был передан во Второй флот. Оба этих корабля под флагом командующего флотом вице-адмирала Хаяо Симамура 1 апреля 1911 года покинули Йокосуку, направляясь в Европу. 24 июня они участвовали в морском смотре в Спитхэде по случаю коронации Георга V, на обратном пути прошли через Средиземное море и вернулись в Японию 12 ноября 1911 года[10].

С началом Первой мировой войны крейсер «Тонэ» в качестве флагмана 2-й флотилии эсминцев 2-й эскадры Соединенного флота принял участие в осаде Циндао.[13]

С февраля 1916 года вошёл в состав 3-й эскадры Соединенного флота, и базируясь в Сингапуре занимался патрулированием в Индийском океане.

С 1 апреля 1924 по 31 января 1925 и с 1 декабря 1925 по 30 ноября 1929 «Тонэ» нёс службу стационара на реке Янцзы в районе Шанхая. С 30 ноября 1929 года крейсер был выведен в резерв четвёртой категории и стал на прикол в Сасэбо[2].

1 апреля 1931 года «Тонэ» был вычеркнут из списков флота, получив обозначение «Исключённое судно № 2» («Хай Кан № 2»)[2]. В ходе учений в апреле 1933 года бывший крейсер использовался в качестве мишени для тяжёлых крейсеров «Аоба», «Кинугаса» и «Како», отрабатывавших применение 200-мм полубронебойных снарядов с новыми взрывателями. Окончательно он был потоплен 30-кг бомбами истребителей морской авиации 30 апреля[14].

Примечания[ | ]

  1. 1234
    Лакруа и Уэллс, 1997, p. 786.
  2. 12345678910
    Лакруа и Уэллс, 1997, p. 787.
  3. 12
    Лакруа и Уэллс, 1997, p. 788.
  4. Лакруа и Уэллс, 1997, p. 1-2.
  5. Лакруа и Уэллс, 1997, p. 4-6.
  6. Лакруа и Уэллс, 1997, p. 2-4.
  7. Лакруа и Уэллс, 1997, p. 5-6, 787.
  8. Лакруа и Уэллс, 1997, p. 786-787.
  9. Лакруа и Уэллс, 1997, p. 6-7.
  10. 1234
    Лакруа и Уэллс, 1997, p. 7.
  11. 12
    Лакруа и Уэллс, 1997, p. 5, 7.
  12. Лакруа и Уэллс, 1997, p. 5, 787.
  13. Исаков И. С. Операция японцев против Циндао в 1914 г. СПб.: издатель Леонов М. А., 2002—176 с.
  14. Лакруа и Уэллс, 1997, p. 79.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]