Во Владивостоке заканчиваются испытания модернизированного фрегата «Маршал Шапошников». Построенный 35 лет назад корабль теперь оснащен новейшими системами оружия и фактически получил второе рождение. Сегодня по количеству размещенных на его борту противокорабельных ракет фрегату нет равных в ВМФ России. В ближайшие годы аналогичный ремонт пройдет и большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов». Какие ресурсы остались у кораблей советской постройки и как их можно использовать, разбирался военный историк Дмитрий Болтенков.
Очередь на строительство
В настоящее время Военно-морской флот России состоит по преимуществу из боевых кораблей, построенных еще во времена СССР. Плюс несколько достроенных после 1991 года и сошедших со стапелей в 2010-х. В 1990-х — начале 2000-х годов из-за объективных трудностей Россия потеряла целое поколение боевых кораблей. Нарушилась цикличность военного кораблестроения, и снова войти в ритм крайне сложно. В результате ВМФ испытывает большие проблемы с наличным корабельным составом, прежде всего с кораблями океанской и дальней морских зон.
На ход вперед-1
Парад Военно-морского флота (ВМФ) в Кронштадте
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Возвращение корвета: почему ВМФ решил возобновить отложенные проекты
Российский флот получит новые боевые корабли серий 20380 и 20385
Сегодня новые фрегаты и корветы строятся, но в недостаточных количествах. К слову, и Советский Союз не мог обеспечивать себя всем необходимым корабельным составом — как для ВМФ, так и для гражданских структур. Большое количество боевых кораблей и вспомогательных судов было построено в ГДР, Польше и Финляндии. При этом после распада СССР Россия лишилась возможности строить корабли и суда на Украине. Впрочем, от заводов в Николаеве в данный момент мало что осталось.
Также есть огромная потребность в обновлении рыболовного флота (это важно для продовольственной безопасности страны), транспортного флота, судов различных ведомств, а также парка пассажирских. Пандемия заставила государство обратить внимание на внутренний туризм и, в частности, на речные туры. В результате не все мощности судостроительных заводов могут быть использованы для строительства боевых кораблей.
На ход вперед-2
Флаг ВМФ на патрульном корабле «Дмитрий Рогачев»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
«Удалой» фрегат: тихоокеанские рубежи защитит корабль с «Цирконами»
БПК «Адмирал Виноградов» модернизируют и оснастят мощными ракетами
В этой связи наряду со строительством новых кораблей имеет смысл максимально продлить службу кораблей советской постройки. Это возможно как путем ремонта с восстановлением технической готовности, так и ремонта с модернизацией. В первом случае чинится корпус, различные системы, меняются некоторые приборы. Кораблю продлевают срок службы года на три, но его боевые возможности остаются на существующем уровне. Так, на Северном флоте проводятся подобные работы на эсминце «Адмирал Ушаков» и большом противолодочном корабле «Адмирал Левченко». В 2020-м подобный ремонт был закончен на ракетном крейсере «Москва».
Надводный военный флот СССР. часть 2
- Опубликовано: 13.10.2015, 20:13
- Печать
Содержание материала
- Надводный военный флот СССР. часть 2
- Все страницы
Страница 1 из 32
Надводный военный флот СССР
Раздел создан на основании книги старшего научного сотрудника Кузина Владимира Петровича и старшего научного сотрудника Никольского Владислава Ивановича «История создания послевоенного Военно-Морского флота СССР и возможный облик флота России» и других материалов.
часть 2
часть 1
часть 3
часть 4
часть 5
БОЕВЫЕ НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ ВМФ СССР, ПОСТРОЕННЫЕ В 1945-1991 ГОДАХ.
Авианесущие корабли.
Вопреки довольно расхожим взглядам о несбалансированности предвоенных программ строительства океанского флота следует решительно заявить, что наша военно-морская наука и в прошлом в целом правильно оценивала роль и значение корабельной авиации в будущей вооруженной борьбе на море (еще в далекие 20-е годы существовали планы переоборудования недостроенного линейного крейсера «Измаил» в авианосец на 40-50 самолетов).
Недостроенный линейный крейсер «Измаилъ» на буксире у ледокола «Ленин»…
Подтверждением этому служит и разработка в тридцатых годах эскизного проекта 71, по сути первого советского авианосца, который был включен в предвоенную программу строительства океанского флота. Как известно, ВОВ и безраздельное господство в умах руководства ВМФ «молодой школы», помешала ее осуществлению, проект 71 за сравнительно короткое время морально устарел, поэтому уже в 1944 г. появился предэскизный проект нового корабля под номером 72.
Авианосец проекта 72 1944 год. Водоизмещение — стандартное — 23700 т. ; полное — 28800 т.; Длина — 224 м.; Ширина — 27,9 м.; Осадка — при стандартном водоизмещении — 7,23 м. ; при полном водоизмещении — 8,45 м.; Высота борта — 20,9 м.; Силовая установка — 4 главных турбозубчатых агрегата мощностью по 36 000 л.с., ; 8 котлов производительностью по 73 т/ч; Скорость — максимальная — 30 узл.; Дальность плавания — 18-узловым ходом 10000 миль ; Вооружение — 30 самолётов ; 16 (8 х 2) — 130-мм орудий (позднее — 8 х 2 — 85-мм) ; 24 (12 х 2) — 37-мм орудий ; 8 (4 х 2) — 23-мм орудий (позднее — 4 х 2 — 25-мм); Бронирование — борт — 90 мм ; полетная палуба — 30-мм ; ангарная палуба — 55-мм; Команда — около 2000 чел.
Только в 1953 году были возобновлены проектные проработки по легкому авианосцу на 40 самолетов, а в 1955 г. разработан его эскизный проект. Анализируя развитие авианосцев за рубежом, наши специалисты не оставили без внимания появление в США суперавианосца «Форрестол» и в 1959 г. выполнили проектные проработки ударного авианосца на 60 и 100 летательных аппаратов корабельного базирования (ЛАК).
Однако, упомянутые проекты и проработки так и остались достоянием истории, поскольку в военное кораблестроение в очередной раз вторглись новые воззрения не только руководителей-политиков, но и «теоретиков», абсолютизировавших новые средства вооруженной борьбы — ядерное оружие, ракеты, атомные подводные лодки.
Научно-техническая революция, начавшаяся на флоте, явилась велением времени, однако, сопровождалась в ряде случаев крайностями и перекосами. Официально морская авиация продолжала считаться одним из главных родов сил ВМФ, однако из ее состава изъяли истребительную авиацию. Вопрос об авиационном прикрытии кораблей даже у побережья просто замалчивался.
В этот период большие надежды стали связывать с появлением корабельных вертолетов. Вертолет сравнительно быстро удалось посадить на корабль и возложить на него одну из главных функций — поиск и уничтожение подводных лодок. В соответствии с восторжествовавшим в надводном кораблестроении противолодочным приоритетом в начале 60-х годов началось проектирование, а затем и строительство первых отечественных кораблей с групповым базированием вертолетов — кораблей ПЛО дальней зоны. Головной корабль пр.1123, получивший название «Москва» и официально отнесенный к классу противолодочных крейсеров, был построен на Черноморском судостроительном заводе и сдан флоту в 1967 г.
«Кондор» -«Москва» — советский и российский противолодочный крейсер-вертолётоносец, головной корабль проекта 1123 Было построено два корабля – «Москва» , «Ленинград». Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 14 950т; полное 17 500 т; Длина — 189 м (620фт); Ширина 23 м (75фт); Осадка 13 м (43фт); Мощность 100 000 л. с.; Скорость хода максимальная 31 узл.; количество вертолетов – 18 «Камов» Ка-25 или Ми-8. (данные по иностранной печати)
Действительно, это был принципиально новый для нашего флота корабль. При известной с 30-х годов архитектурной компоновке — корма для авиации (шведский крейсер-авиатранспорт «Готланд» (1934 г.), переоборудованные японские линкоры-авианосцы «Исе» и «Хьюга» (1943 г.), французский крейсер- вертолетоносец «Жанна д’Арк» (1963 г.),
Крейсер — вертолетоносец «Jeanne D’Arc» ( «Жанна д’Арк») Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 10575 т; полное 13270 т; Длина — 172 м (максимальная – 182м); Ширина 24 м; Осадка 7,30 м; Мощность 40 000 л. с.; Скорость хода максимальная 26,5 узл.; Дальность плавания — 6800 миль на 16 узлах; Экипаж 31 офицер, 182 младших офицера, 414 матросов, 140 курсантов.
итальянские крейсера «Андреа Дореа» и «Кайо Дуилио»(1964 г.) — нашим конструкторам в Невском ПКБ, коллектив которых возглавлял А.С.Савичев, пришлось заново отрабатывать форму корпуса (двойной клин), решать сложные аэродинамические задачи, размещать протяженный подпалубный ангар и авиатехническое оборудование, компоновать взлетно-посадочную полосу (ВПП).
Противолодочный крейсер типа «Москва* (проект 1123): водоизмещение — 11000- 11300 т, скорость — 29 узлов, вооружение: 14 противолодочных и поисково-спасательных вертолетов Ка-25 (4 взлетно-посадочные площадки, 2 вертолетоподъемника), 1 спаренная пусковая установка для противолодочных ракет «Вихрь», 2 реактивных бомбомета РБУ-6000, 2 спаренные пусковые установки для зенитных ракет средней дальности «Шторм», 2 спаренные артиллерийские универсальные установки калибром 57мм, 2 пятитрубных торпедных аппарата калибром 533 мм, мощность силовой установки — 90 000 л.с, дальность плавания 18-узловым ходом — 6000 миль, длина -190 м, ширина — 35 м, осадка — 9 м, экипаж — 541 человек, с авиаторами — 840 человек.
На рисунке цифрами обозначены: 1— реактивные бомбометы РБУ-6000; 2 -противолодочный реактивный комплекс «Вихрь»; 3 — зенитный ракетный комплекс «Шторм»; 4 —антенны навигационного радиолокатора «Дон»;5 — антенны радиолокатора управления стрелъбой «Шторм»; б — антенны средств радиолокационной борьбы; 7 — 9 — радиолокационные антенны; 10 — 57мм артиллерийские установки; 11 — торпедные аппараты; 12 — вертолеты К-25; 13 — стартовый командный пост; 14 — взлетно-посадочные площадки; 15 — вертолето-подъемники
От ВМФ за проектированием наблюдали вначале капитан 2 ранга В.Ф.Федин, а после капитан 2 ранга И.С. Платонов. Исходя из противолодочных задач, на крейсере установили полный комплект противолодочного оружия и вооружения: ракетный комплекс противолодочного оружия: ракетный комплекс «Вихрь» с двухбалочной наводящейся ПУ, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата(впоследствии демонтированных), две РБУ типа РБУ-6000, ГАК «Орион» и буксируемую ГАС «Вега». Для защиты корабля от средств воздушного нападения на нем впервые были размещены два зенитных ракетных комплекса М-11 «Шторм» и два двухорудийных 57-мм зенитных автомата АК-725. Освещение воздушной обстановки обеспечивали две РЛС: «Восход» и «Ангара». 12 противолодочных вертолетов Ка-25 разместились в подпалубном и 2 в надпалубном ангарах, для их взлета и посадки были оборудованы четыре ВПП. Полное водоизмещение корабля при этом превысило 15000 т.
Спустя два года вслед за головным кораблем тем же заводом флоту был передан второй, однотипный крейсер «Ленинград». Объективности ради следует отметить, что требование ТТЗ, заложенное в эти корабли, о размещении 14 вертолетов оказалось ошибочным. Практика быстро указала на главный недостаток — ограниченную численность авиаотряда, не обеспечивавшую решение назначенных задач в полном объеме. Кроме того, выявилась неудовлетворительная мореходность в штормовых условиях, что было вызвано чрезмерно полными обводами кормы и U-образными образованиями носовых шпангоутов. (Кстати, этот же недостаток был присущ довоенным эсминцам проекта 7, о котором тогда как-то забыли.) Кораблю явно не хватало длины, что было видно, как говорится, невооруженным глазом. Во второй половине 60-х годов, когда взгляды на надводный флот стали меняться в благоприятную сторону, это сразу нашло отражение в корректировке проекта крейсера «Москва».
Третий корабль был заложен с увеличением длины на 12 м, что должно было обеспечить улучшение непотопляемости, мореходности и обитаемости, а главное — увеличить численность авиаотряда.
Схема общего расположения противолодочного крейсера «Москва» (1967 г.): а —вид сбоку; б — вид сверху; в— продольный разрез
1— рабочий катер; 2— вертолет Ка-25; 3 — антенный пост (АП) навигационной РЛС «Дон»; 4 — стартово-командный пост (СКП); 5 — АП средства РЭБ; 6 — АП системы управления артогнем «Барс»; 7 —АП РЛС «Восход»: 8 — АП РЛС «Ангара-А»; 9 — АП системы управления ЗРК «Шторм»; 10 — пусковая установке (ПУ) ЗРК «Шторм»; 11 — ПУ РПК «Вихрь»; 12 — реактивная бомбометная установка РБУ-6000; 13 — 533-мм 5-трубный торпедный аппарат; 14 — полетная палуба; 15 —взлетно-посадочная площадка (ВПП) для вертолетов; 16 — вертолетоподъемник; 17 — ПУ ЗЙФ-111 постановки пассивных помех; 18 — спасательные плоты; 19 — двухорудийная автоматическая 57-мм артустановка AK-725; 20 — подъемный кран для погрузки боезапаса; 21 — салютная 45-мм артустановка 21-КМ; 22 — шестивесельный ял; 23 — рельсовые пути для погрузки боезапаса; 24 — шпиль; 25 — кубрик; 26 — нижний ангар вертолетов; 17 — электростанция; 28 — верхний ангар вертолетов; 29 — пост управления; 30 — пост РЛС; 31 — каюты офицеров: 31 — ходовая рубка; 33 — погреба боезапаса; 34 — хозяйственные кладовые; 35— топливные цистерны; 36 — цепной ящик; 37 — провизионные кладовые: 38 — обтекатель ГАС с подъемно-опускным устройством (ПОУ); 39 — машинно-котельное отделение; 40 — энергоотсек; 41 — помещение механизмов успокоителей качки; 42 — помещение рулевой машины; 43— ПОУ буксируемой системы ГАС «Вега»
Однако рост количества вертолетов создал новую проблему — необходимость увеличения числа ВПП с четырех до шести, и, кроме того, понадобилась отдельная ВПП для дежурного поисково-спасательного вертолета. При простом масштабном увеличении корабля вновь «вылезали» все прежние недостатки проекта, потребовалась его кардинальная переработка.
Противолодочный крейсер «Москва»…
Оптимальный выход оставался один: разместить семь ВПП на одной линии, т.е. создать «ленточную» или по принятой за рубежом терминологии «сквозную» полетную палубу, которую с целью экономии общей длины корабля пристыковать к носовой части, занятой оружием, под небольшим углом 4-5 град.
* Принятые сокращения
- Вперед
- Назад
- Вперед
Модернизация «Шапошникова»
В случае ремонта с модернизацией помимо упомянутых работ производится замена и боевых средств, в результате чего корабль получает новые боевые возможности, а срок его службы увеличивается не менее чем на 10 лет. В ходе ремонта и модернизации на БПК «Маршал Шапошников» установлены новые виды оружия и радиоэлектроники. Теперь БПК несет на борту 32 крылатые ракеты комплексов «Калибр» и «Циркон» — это более чем вдвое превышает количество ракет на крейсере «Варяг». Также были заменены котлоагрегаты и холодильные машины, существенно обновлены другие системы. Проведен ремонт корпуса. В целом на выходе получился мощный боевой корабль, даже изменился его класс — из БПК он стал фрегатом. Что примечательно, изящный силуэт остался прежним.
На очереди — «Виноградов»
Переделку «Шапошникова» проводили во Владивостоке в . Полученные результаты будут использованы при модернизации следующего БПК «Адмирал Виноградов». Причем, по имеющимся данным, он будет вооружен еще мощнее. На борту «Виноградова» разместят новые зенитные и противолодочные системы.
На ход вперед-3
Большой противолодочный корабль (БПК) «Маршал Шапошников»
Фото: РИА Новости/Минобороны РФ
Судоремонт, да и еще с модернизацией, — сложное и дорогое дело. Зачастую легче построить новый корабль. Для начала надо создать проект модернизации, причем уже на новом технологическом уровне, определить, что и как ремонтировать, а что заменять. С этим, кстати, как правило, возникают проблемы, поскольку реальное состояние корабля может быть определено только после вскрытия палуб и механизмов.
Многих поставщиков оборудования и механизмов уже нет, надо искать новых производителей. Министерство обороны может в ходе процесса менять свои требования, желая получить более совершенный корабль — например, в связи с появлением новой радиоэлектроники или средств вооружения.
На ход вперед-4
Большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Виноградов»
Фото: РИА Новости/Минобороны РФ
Береговые стражи: Камчатку защитят новейшие корветы
На оборону полуострова направят ударные противолодочные корабли
Но в случае с тихоокеанскими БПК проекта 1155 все эти проблемы уже решены. Так что перестройка «Адмирала Виноградова» займет меньше времени, чем ушло на «Шапошникова». За ним последуют «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Пантелеев». В итоге к концу 2020-х годов в составе ТОФ будет не менее восьми фрегатов — четыре модернизированных и четырех заново построенных.
Боевые корабли ВМФ
В данном разделе нашего сайта Вы можете почерпнуть для себя информацию по боевым кораблям ВМФ различных классов: авианесущих, артиллерийских и ракетный крейсерах, эсминцах, сторожевых и малых ракетных кораблях, тральщиках и т.д.
Доступны к использованию статьи по следующим проектам:
Проект
Примечание | |
пр.29К | Сторожевой корабль |
пр.30К | Эскадренный миноносец |
пр.30бис | Эскадренный миноносец |
пр.35 | Сторожевой корабль |
пр.41 | Эскадренный миноносец |
пр.42 | Сторожевой корабль |
пр.50 | Сторожевой корабль |
пр.53У | Базовый тральщик |
пр.56 | Эскадренный миноносец |
пр.56М | Эскадренный миноносец |
пр.57бис | Эскадренный миноносец |
пр.58 | Ракетный крейсер |
пр.61 | Большой противолодочный корабль |
пр.61МЭ | Большой противолодочный корабль |
пр.68бис | Легкий крейсер |
пр.68К | Легкий крейсер |
пр.73К | Базовый тральщик |
пр.80 | Десантный катер |
пр.82 | Тяжелый крейсер |
пр.103 | Несамоходный укладчик шнуровых зарядов |
пр.106 | Малый десантный корабль |
пр.106К | Малый десантный корабль |
пр.122А | Большой охотник за подводными лодками |
пр.122бис | Большой охотник за подводными лодками |
пр.149 | Сетевой заградитель |
пр.151 | Речной тральщик |
пр.159 | Сторожевой корабль |
пр.159А | Сторожевой корабль |
пр.188 | Средний десантный корабль |
пр.189 | Малый десантный корабль |
пр.201 | Малый противолодочный корабль |
пр.204 | Малый противолодочный корабль |
пр.253Л | Рейдовый тральщик |
пр.254 | Морской тральщик |
пр.255 | Рейдовый тральщик |
пр.257Д | Базовый тральщик |
пр.257ДМ | Базовый тральщик |
пр.257М | Корабль-искатель мин |
пр.264 | Морской тральщик |
пр.265 | Базовый тральщик |
пр.266 | Морской тральщик |
пр.266М | Морской тральщик |
пр.306 | Десантный катер |
пр.317 | Сетевой заградитель |
пр.355 | Cамоходные минные плотики |
пр.388М | Базовый тральщик |
пр.442 | Трал-баржа |
пр.450 | Малый десантный корабль |
пр.502 | Малый противолодочный корабль |
пр.503 | Малый противолодочный корабль |
пр.572 | Рейдовый тральщик |
пр.697ТБ | Рейдовый тральщик |
пр.699 | Базовый тральщик |
пр.770 | Средний десантный корабль |
пр.771 | Средний десантный корабль |
пр.773 | Средний десантный корабль |
пр.775 | Большой десантный корабль |
пр.778 | Большой десантный корабль |
пр.839 | Несамоходный укладчик шнуровых зарядов |
пр.903 | Малый ракетный корабль-экраноплан |
пр.904 | Малые десантный корабль-экраноплан |
пр.956 | Эскадренный миноносец |
пр.963 | Корабль воздушного наблюдения |
пр.1123 | Противолодочный крейсер |
пр.1124 | Малый противолодочный корабль |
пр.1124М | Малый противолодочный корабль |
пр.1134 | Ракетный крейсер |
пр.1134А | Большой противолодочный корабль |
пр.1134Б | Большой противолодочный корабль |
пр.1135 | Сторожевой корабль |
пр.11356 | Сторожевой корабль |
пр.1141 | Малый противолодочный корабль |
пр.1143 | Тяжелый авианесущий крейсер |
пр.11434 | Тяжелый авианесущий крейсер |
пр.11435 | Тяжелый авианесущий крейсер |
пр.11437 | Тяжелый атомный авианесущий крейсер |
пр.1144 | Тяжелый атомный ракетный крейсер |
пр.11442 | Тяжелый атомный ракетный крейсер |
пр.11451 | Малый противолодочный корабль |
пр.1155 | Большой противолодочный корабль |
пр.11551 | Большой противолодочный корабль |
пр.1159 | Сторожевой корабль |
пр.1164 | Ракетный крейсер |
пр.1171 | Большой десантный корабль |
пр.11711 | Большой десантный корабль |
пр.1174 | Большой десантный корабль |
пр.1176 | Десантный катер |
пр.1190 | Монитор |
пр.1205 | Десантный катер на воздушной подушке |
пр.1206 | Десантный катер на воздушной подушке |
пр.1206Т | Рейдовый тральщик на воздушной подушке |
пр.12061 | Десантный катер на воздушной подушке |
пр.1208 | Малый артиллерийский корабль |
пр.1209 | Десантный катер на воздушной подушке |
пр.1232 | Малый десантный корабль на воздушной подушке |
пр.12321 | Малый десантный корабль на воздушной подушке |
пр.12322 | Малый десантный корабль на воздушной подушке |
пр.1234 | Малый ракетный корабль |
пр.1234Э | Малый ракетный корабль |
пр.12341 | Малый ракетный корабль |
пр.12347 | Малый ракетный корабль |
пр.1239 | Ракетный корабль на воздушной подушке |
пр.1240 | Малый ракетный корабль |
пр.1252 | Базовый тральщик |
пр.1253 | Базовый тральщик |
пр.1253А | Базовый тральщик |
пр.1253В | Базовый тральщик |
пр.12531 | Базовый тральщик |
пр.1256 | Базовый тральщик |
пр.1258 | Рейдовый тральщик |
пр.1259 | Речной тральщик |
пр.1265 | Базовый тральщик |
пр.1328 | Базовый тральщик |
пр.1330 | Рейдовый тральщик |
пр.1331М | Малый противолодочный корабль |
пр.1332 | Морской тральщик |
пр.1338П | Рейдовый тральщик |
пр.1785 | Десантный катер |
пр.02510 | Десантный катер |
пр.02800 | Десантно-штурмовая лодка |
пр.10750 | Рейдовый тральщик |
пр.11540 | Сторожевой корабль |
пр.11660 | Сторожевой корабль |
пр.11661 | Сторожевой корабль |
пр.11770 | Десантный катер |
пр.12255 | Базовый тральщик |
пр.12412 | Малый противолодочный корабль |
пр.12660 | Морской тральщик |
пр.12700 | Базовый тральщик |
пр.12821 | Базовый тральщик |
пр.13000 | Речной тральщик |
пр.20351 | Малый противолодочный корабль |
пр.20380 | Сторожевой корабль |
пр.20386 | Корвет |
пр.21630 | Малый артиллерийский корабль |
пр.21631 | Малый ракетный корабль |
пр.21820 | Десантный катер |
пр.22160 | Патрульный корабль |
пр.22350 | Фрегат |
пр.22800 | Малый ракетный корабль |
пр.23320 | Десантный катер на воздушной подушке |
пр.23550 | Патрульный корабль |
пр.23900 | Универсальный десантный корабль |
пр.А-3 | Десантный катер |
пр.Т-4 | Десантный катер |
пр.Т351 | Катер-тральщик |
пр.Т361 | Катер-тральщик |
пр.Т388 | Рейдовый тральщик |
пр.Т389 | Катер-тральщик |
тип БУКС | Укладчик шнуровых зарядов |
тип Инспектор Мк2 | Безэкипажный катер противоминной обороны |
тип Лейк | Рейдовый тральщик |
тип Мистраль | Десантный вертолетный корабль-док |
тип Т1 | Сетевой заградитель |
тип Ф | Быстроходная десантная баржа |
тип Хай Фен | Сторожевой корабль |
тип Японский С | Сторожевой корабль |
тип Японский D | Сторожевой корабль |
тип MAL II | Десантный транспорт |