Основной боевой танк Challenger 2 (Великобритания)

В каждой стране в той или в иной мере существуют определенные воинские традиции, формирующие ее исторический путь развития и оказывающие влияние на ее место в мировой геополитике. Так в Германии, в России и во Франции на первом месте всегда была сухопутная армия с ее пушками и танками. Великобритания, как и Соединенные Штаты, опиралась больше на военно-морской флот и на военную авиацию. Островной характер территории государства естественным образом отражался на формировании военной доктрины и влиял на развитие определенных видов вооружений. Став родиной танков, Англия к середине XX века утратила свои лидирующие позиции в мировом танкостроении. Только спустя 50 лет, Британия смогла создать конкурентоспособную машину – основной боевой танк «Челленджер 2». До этого дела в английской танкостроительной отрасли обстояли далеко не блестяще.

Характеристики основного боевого танка Challenger 2

Страна:ВеликобританияТип:Основной танкДата выпуска:1988 г.Длинна:11,57 мШирина:3,52 мВысота:2,49 мБроня, лоб:комбинированная, эквивалент 800-1200-мм стали (предположительно)Броня, борт:комбинированнаяБроня, башня:комбинированнаяЭкипаж:4 человекаДвигатель:Дизель Perkins CV 12ТСА Condor, мощностью 1200 л.с.Дальность хода:400 кмМаксимальная скорость:56 км/чМасса:62,5 тоннВооружение:1х 120-мм пушка L30A1 (52 выстрела), 1х 7,62-мм спаренный пулемет АТК Gun Systems Company L94A1, 1х 7,62-мм зенитный пулемет L37A2 (4000 7,62-мм патронов), 10х 66-мм пусковых установок дымовых гранат.

Описание конструкции

Рассмотрим ключевые характеристики основного боевого сухопутного танка Британской армии.

Вооружение

Основное башенное орудие – это 120 мм нарезная пушка. Её боекомплект составляет 52 снаряда (фугасных и бронебойных), дальность стрельбы – до 8 км. Угол наведения по вертикали может меняться от -10 до +20°. В распоряжении танкистов 2 пулемета: один спарен с пушкой, второй предназначен для противовоздушной обороны и управляется дистанционно, рассчитан на 4000 выстрелов. Калибр патронов 7,62 мм. В перечень вооружения также входят два тепловизора, оптический прицел.

Броневая защита

Танк оснащен блочной многослойной системой комбинированного бронирования, подробности которой являются государственной тайной. Кроме этого, корпус защищён дополнительными навесными бронированными экранами и решётками. Внутри имеются устройства, защищающие экипаж от радиоактивной, химической и биологической опасности. С обеих сторон башни располагаются по 5 установок, стреляющих дымовыми гранатами. На танке также есть механизм установления дымовой завесы. Уязвимыми местами считается нижняя лобовая часть, где броня имеет толщину не более 100 мм.

История создания танка «Челленджер 2»

Основной танк «Челленджер 2» представляет собой модернизацию танка «Челленджер 1» выполненную фирмой Vickers Defence Systems в 1988 году. От прародителя он отличается конструкцией башни, орудия, системой управления оружием, а также значительно доработанной ходовой частью.

Испытания первого прототипа «Челленджер 2» начались в 1989 году, а в 1994 году было развернуто его серийное производство (завод Vickers в г. Лидсе). Машина к моменту сдачи первой партии из 127 танков была ещё слишком сырой, поэтому к 1997 году заказ был выполнен менее, чем на треть. Только к этому времени удалось более-менее разрешить проблемы с системой управления огнем и другие мелкие огрехи конструкции и наладить нормальный выпуск танка.

Всего до 2002 года в войска было поставлено 386 танков, плюс к этому ещё 38 машин были поставлены по контракту в Оман. В 2009 году программа «Челленджер 2» была закрыта, сами танки останутся на вооружении Великобритании до 2035 года.

Конструкция танка «Челленджер 2»

Компоновка танка «Челленджер 2»классическая, с передним расположением отделения управления, следующими за ним боевым отделением и моторно-трансмиссионным отделением сзади.

Механик-водитель находится в отделении управления вдоль оси танка в положении полулежа, по обе стороны от его места размещена часть боекомплекта. Три остальные члена экипажа размещаются в башне: наводчик и командир справа от пушки, заряжающий — слева. Корпус и башня танка Challenger 2 — сварные из многослойной брони «чобхэм» второго поколения, нижний лобовой лист корпуса, выполненный из обычной брони, толщиной около 100 мм.

Для увеличения срока службы орудия канал ствола хромирован, диаметры цапф и гнезд под них увеличены для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, увеличения кучности стрельбы. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, снабжена эжектором и теплоизоляционным кожухом. Боекомплект к пушке включает 50 выстрелов раздельного заряжения; снаряды и заряды хранятся отдельно друг от друга.


Чертеж танка «Челленджер 2»

Слева от орудия установлен спаренный с пушкой 7,62 мм пулемёт L94A1 Chain Gun. Возле командирского люка на башне установлен 7,62 мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. На лобовых листах башни смонтированы два блока по пять 66-мм дымовых гранатометов в каждом. В системе управления огнем танка используется баллистический вычислитель канадской фирмы General Dynamics Canada (модернизированная копия с танка 1А1 Abrams — позволяет, кроме всего,обмениваться данными между танками в реальном времени), стабилизированный дневной прицел командира VS 580 с углом обзора 360° французской фирмы SFIM (аналогичный установленному на французском танке «Леклерк»), а также разработанный этой же фирмой стабилизированный основной прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизионным блоком.

В конструкцию моторно-трансмиссионного блока по сравнению с танком «Челленджер 1» внесено 44 изменения: установлены воздушные фильтры новой конструкции, улучшены генератор и стартер, система охлаждения, система смазки трансмиссии и т.п. На корпусе размещены два внешних топливных бака не подсоединенных к системе питания двигателя. Двигатель оставлен без изменений.

Ходовая часть и подвеска существенно модернизированы по сравнению с «Челленджер 1» (156 изменений), включая появление гидравлического механизма натяжения гусениц.

Основные конструктивные отличия очередного «Челленджера»

Главной изюминкой в конструкции новой машины считается башня. Еще при проектировании конструкторы старались учесть опыт создания подобных изделий у своих прямых конкурентов, используя готовую производственную базу, доставшуюся от выпуска предыдущих моделей. В отличие от своего предшественника новый танк имел башню совершенно иной формы. Ее конфигурация значительно уменьшала поле радиолокационной заметности, внутренний объем позволял разместить новые средства связи и управления огнем. Внутреннее пространство башни позволяло свободно в ней разместиться трем членам экипажа, наводчика, заряжающего и командира танка. Весь экипаж танка состоял из 4-х человек. Машина получила практически новое электронное оборудование. Акцент электронной начинки составлял новый интерфейс – единый стандарт НАТО, применяемый не только в бронетанковой технике. Такое оснащение делает каждую боевую машину взаимосвязанной с другими боевыми единицами, участвующими в проведении войсковой операции.

Корпус новой машине достался от предшественника. Сохранилась примерно и масса танка – 62 тонны. Практически 60% веса машины приходилось на противоснарядную броню комбинированного типа. Такая большая масса требовала установки на боевую машину мощного двигателя. Танк получил 1200 сильный дизельный двигатель CV12, с турбиной, нагнетающей воздух. Однако даже такая мощная двигательная установка не позволяла основному боевому танку английской армии двигаться со скоростью, превышающей 50 км/ч.

Благодаря новым прицельным приспособлениям, время от захвата цели до выстрела не превышает 8 секунд. В среднем за минуту подготовленный экипаж мог в течение одной минуты поразить до десятка целей. Башня была рассчитана на установку нового 120 мм нарезного орудия, которое обладало высокой пробивной мощностью и лучшим баллистическими характеристиками.

Пушка имела хромированный канал ствола, что значительно увеличивало эксплуатационный ресурс орудия.

Отличные баллистические качества танковой пушки L30 были успешно продемонстрированы во время Второй войны в Персидском заливе. Британским бронетанковым войскам в районе иракского города Басра противостояли танковые подразделения иракской Республиканской гвардии. Английские «Челленджеры» могли долгое время обходиться без регламентных работ, участвуя в столкновениях с бронетехникой противника, поражая на больших дистанциях другие наземные объекты.

Конструктивно орудие имело некоторые отличия. Цапфы имели больший диаметр, поэтому ствол во время стрельбы не подвергался сильным колебаниям. Это способствовало повышению качества стрельбы. Существенно увеличился процент попаданий по целям. Боекомплект орудия составлял 50 выстрелов. Следует отметить, что в британской машине отсутствует автомат заряжания. В отличие от российских и украинских машин, где функции наводчика канули в лету, в новом английском танке ярко отразился британский консерватизм. Надежность во главу угла.

Модификации танка «Челленджер 2»

Challehger 2 Control — Командирский танк для командира бригады.

Challehger 2 Command — Командирский танк для командира эскадрона.

Challehger 2 экспортный, для Омана. Отличается системой охлаждения рассчитанной на работу в жарком климате, 7,62-мм пулемет с люка заряжающего заменен на 12,7-мм пулемет М2НВ, танк получил другие гусеницы, кондиционер и систему GPS.

Challehger 2 (для вторжения в Ирак в 2003) 116 танков Challehger 2 и 28 БРЭМ Challehger ARRV получили новые бортовые экраны и усовершенствованные воздушные фильтры. Кроме того, все участвовавшие в операции танки получили системы идентификации: тепловые панели и шевроны.


Британский основной танк «Челленджер 2»

Challehger 2Е, экспортная модификация. Вместо двигателя Condor был установлен немецкий двигатель MTU 883 V-12 мощностью 1500 л.с., а вместо трансмиссии TN54 автоматическая трансмиссия Renk HSWL 295ТМ, емкость топливных баков увеличена, запас хода также увеличен до 550 км. Командир и наводчик получили французские прицелы SAGEM последнего поколения и современную боевую информационно- управляющую систему. Спаренный пулемет был заменен немецким MG ЗА1, а на люке заряжающего была предусмотрена возможность установки 12,7-мм пулемета. На экспорт не поставлялся, однако считается основным вариантом модернизации британских танков «Челленджер 2».

Driver Training Tank — DTT. Учебный танк для подготовки механиков-водителей на шасси «Челленджер 2». Аналогичен по конструкции более ранней Challenger Training Tank, на шасси «Челленджер 1».

Engineer Tank System — семейство инженерных машин на базе танка «Челленджер 2», созданное на замену аналогичных машин на базе более раннего танка «Чифтен». В семейство входят саперные танки Trojan и мостоукладчики Titan. И тех и других Великобритания заказала по 33 штуки. Обе машины хорошо бронированы и имеют хорошую противоминную защиту. Интересно, что они не являются переделками базовых танков, а заново спроектированы на том же шасси. Саперный танк «Троян» имеет экипаж из трех человек (все в переднем отделении), рядом с люком командира размещена дистанционно управляемая установка 7,62- мм пулемета. На верхнем лобовом листе корпуса имеются два блока по 5 дымовых гранатометов. В передней части машины, справа, размещена гидравлическая стрела-манипулятор, в кормовой части машины — платформа для перевозки фашин. Имеется также бульдозерный отвал-путепрокладчик. Осуществлять управление всеми элементами можно не выходя из машины, наблюдая за процессом с помощью 9 телевизионных камер. Боевая масса саперного танка «Троян» составляет 57,5 т, максимальная скорость — 56 км/ч. Мостоукладчик «Титан» предназначен для транспортировки и укладки на преграду двух мостов, с длиной 26 и 13,5 м. Мостоукладчик выполнен по схеме «ножницы» и копирует в этом отношении машины на базе «Чифтена». Боевая масса мостоукладчика «Титан» составляет 71,6 т, экипаж 3 человека.


«Челленджер 2» и американский «Абрамс» с некоторых ракурсов — близнецы братья. И дело тут явно не в единой вычислительной системе

Боевое применение танка «Челленджер 2»

Впервые участие в боевых действиях «Челленджер 2» принял в 2000 году в Косово — эта операция потребовала от командования дополнительного усиления танка — навесами динамической защиты в нижнем лобовом листе и экранами «чобхэм» по бортам. Впрочем, учитывая характер того конфликта, серьезных боев с участием «Челленджеров» не было.

В 2003 году в Ираке (операция Telic) участие в боевых действиях приняли 120 «Челленджер 2», однако вновь ни разу не «схлестнулись» с иракскими танками, пусть даже и старыми, все время выполняя задачи огневой поддержки британских войск. Всего в ходе войны в Ираке был потерян 1 «Челленджер 2», да и то от ошибочно открытого огня такого же британского танка.

Небольшое вступление

Попытки английских конструкторов идти своим путем привели к тому, что английские танки перестали считаться грозной боевой силой на поле боя. Несмотря на довольно длинный модельный ряд, британские машины, созданные в годы Второй Мировой войны, с большой натяжкой могли считаться реальными конкурентами немецких танков PzKpfw VI, известным как танк «Тигр», или машине PzKpfw V – «Пантера». Проигрывали английские танки и машинам союзников, американскому танку М4 «Шерман» и легендарной советской «тридцатьчетверке». Это сегодня англичане могут гордиться своим танком «Челленджер 2», который является если не самой мощной боевой бронированной машиной, то самым современным точно. Ранее ситуация выглядела плачевно. Британские «Кромвели», «Черчилли», «Матильды» и «Валентайны» не могли похвастаться большими сериями и робко плелись в хвосте своих, более современных и технически совершенных бронированных собратьев.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]