Основной боевой танк Т-100-140 с повышенными боевыми характеристиками и усиленной защитой экипажа

Тяжёлый танк Т-100 спроектирован в КБ завода №185 (г. Ленинград) под руководством С.А. Гинзбурга (ведущий конструктор Э.Ш. Палей) в 1938 году. К 1 июля 1939 года на заводе №185 изготовили опытный образец танка, получивший обозначение «Изделие 100». В течение 1939 – начала 1940 года Т-100 проходил испытания и принимал участие в Советско-финской войне. В дальнейшем работы по доводке танка Т-100 прекратили в пользу танка КВ.

Описание конструкции танка Т-100

Танк Т-100 («Изделие 100») имел схему общей компоновки отличную от классической, с размещением вооружения в двух башнях по трёхъярусной схеме, располагавшихся одна за другой. Экипаж танка составлял восемь человек, размещавшихся: командир танка – в командирской башенке, механик-водитель – в носовой части корпуса по продольной оси танка, наводчик 76,2-мм пушки – в главной башне слева от пушки; наводчик 45-мм пушки (командир башни) – в малой башне слева от пушки; танковый техник – в главной башне за наводчиком орудия, радист – в носовой части корпуса у левого борта, заряжающие – справа от пушек в соответствующих башнях.

Корпус танка имел коробчатую форму и собирался из броневых листов толщиной 20 и 60 миллиметров, соединявшихся сваркой, клёпкой и гужонами. В центральной части корпуса монтировалась массивная полуконическая подбашенная коробка под главную башню. В верхнем броневом листе лобовой детали корпуса по продольной размещался смотровой люк-пробка механика-водителя со смотровой щелью. Крыша корпуса состояла из четырёх броневых листов (два кормовых листа были съёмными). В носовом броневом листе крыши корпуса впереди справа устроены входной люк, у левого борта – антенный ввод, в середине – отверстие для погонного устройства малой башни. В броневом листе крыши моторного отделения устроен люк для доступа к силовой установке. В средней части крыши трансмиссионного отделения оборудован круглый люк доступа к вентилятору системы охлаждения.

Две литые орудийные башни, идентичные по конструкции, конической формы, рас-полагавшиеся одна за другой по продольной оси танка, собирались на гужонах с проваркой стыков броневых деталей. Расположение башен двухъярусное. Первый ярус образовывала передняя малая башня с углом горизонтально-го вращения 2450. Второй ярус занимала главная башня с круговым сектором обстрела. На крыше главной башни, справа от продольной оси башни, размещалась командирская башенка кругового вращения со смотровыми щелями по периметру и пулемётной установкой в лобовой детали башенки, с возможностью ведения огня по воздушным целям.

Основное вооружение танка состояло из одной 76,2-мм пушки Л-10, заменённая в декабре 1939 года на Л-11, установленная в маск-установке смонтированной в лобовой детали главной башни, одной 45-мм пушки обр. 1934 г., установленная в маск-установке смонтированной в лобовой детали малой башни, трёх 7,62-мм пулемётов, два из которых установлены в маск-установках башен в качестве спаренных с пушками и один размещён в пулемётной установке командирской башенки. Для прицеливания при стрельбе из пушек и спаренных пулемётов использовались перископические прицелы ПТКУ, ПТК и ТОП ТП-1, при стрельбе из пулемёта командирской башенки использовались прицелы ТОД и ТЗП. Для наблюдения и корректировки огня командирская башенка оснащалась командирской панорамой ТПК. Боекомплект танка составлял 120 76,2-мм и 393 45-мм выстрелов к пушкам и 4284 патрона к пулемётам.

Читать: Револьвер «Наган» — особенности и возможности

В силовой установке танка использовался четырёхтактный двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАМ-34-БТ мощностью 850 л.с. Трансмиссия танка механическая, включала в себя трёхдисковый главный фрикцион, механическую коробку передач (пять передач переднего хода и одна передача заднего хода), два многодисковых бортовых фрикционов, две бортовые передачи.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного направляющего колесо переднего расположения с винтовым механизмом натяжения гусеницы, восьми ошиновынных резиной двухскатных опорных катков с индивидуальной кривошипно-балансирной подвеской на листовых рессорах и буферной пружиной (первый опорный каток), пяти ошиновынных резиной двухскатных поддерживающих роликов, одного ведущего колеса со сменным зубчатым венцом заднего расположения и одной мелкозвенчатой гусеницы с траками шириной 710 миллиметров.

Для внешней связи в носовой части корпуса танка у левого борта установлена танковая радиостанция 71-ТК-3. Для внутренней связи в танке использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-6.

Особенности эксплуатации и обслуживания

Эксплуатация трактора Т100 должна производиться по универсальным правилам (подходят для всех гусеничных тракторов):

  • управляйте техникой только сидя на месте оператора;
  • залезайте в кабину только в положенном месте, держась за ручку возле двери кабины и ставя ногу на специальную боковую платформу;
  • перед началом работы убедитесь, что на траектории движения трактора нет посторонних объектов;
  • чтобы остановить устройство, воспользуйтесь тормозами, предварительно переведя рычаг КПП в нейтральное положение, и только затем включив тормоз;
  • опустите навесные орудия после остановки трактора;
  • для поддержания гусеничных механизмов в надлежащем состоянии используйте специальное масло/консистентную смазку;
  • в целях безопасности оператора контроль натяжения гусеницы проводится визуально, на небольшом расстоянии от трактора

Масло или смазка выходят из клапана выпуска под высоким давлением, и при попадании на кожу могут ранить, поэтому на выпускной клапан смотреть запрещено!!!

Техническое обслуживание гусеничного трактора Т-100 выполняется согласно схеме:

  • первое обслуживание через 7 рабочих часов (в конце смены);
  • далее через 120, 180, 240, 300, 360, 400 часов.

Действия, которые выполняются оператором при ТО:

  • регулировка муфты сцепления;
  • регулировка педалей тормоза;
  • очистка наружной поверхности рабочих узлов;
  • замена фильтров топлива;
  • регулировка гусениц (степень натяжения).

При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:

  • слить охлаждающую жидкость;
  • слить отстой топлива;
  • все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
  • рычаги управления переместите на нейтраль;
  • выключите батарею аккумулятора;
  • под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.

Основные модификации танка Т-100

Т-100 («Изделие 100») – опытный тяжёлый танк. Дважды принимавший участие в боях на Карельском перешейке в 1939-1940 годах.

Т-100Z («Изделие 100Z») – проект тяжёлого танка, спроектированный под руководством Л.С. Троянова (ведущий инженер Э.Ш. Палей) с использованием шасси танка Т-100 в конце 1939 – начале 1940 года. В апреле 1940 года была изготовлена главная башня с вооружением. Изготовление опытного танка прекратили в пользу доводке танка КВ. От танка Т-100 он отличался только новой шестигранной башней, собранной из броневых листов толщиной 60 миллиметров соединённых гужонами, и установкой 152,4-мм гаубицы М-10 в маск-установке главной башни. Боекомплект танка составлял 50 152,4-мм выстрелов к гаубице и 393 45-мм выстрелов к пушке 4284 патрона к пулемётам.

«Объект 0-50» – проект тяжёлого танка, спроектированный под руководством И.С. Бушнёва (ведущий инженер И.И. Агафонов) на основе конструкции танка Т-100 в 1939 году. Летом 1939 года изготовили деревянный макет танка. В 1940-1941 годах велось изготовление опытного образца танка. Но ввиду развёртывания серийного производства на ЛКЗ танка КВ, работы по танку «Объект 0-50» были прекращены.

От танка Т-100 он отличался:

– экипаж танка составлял четыре человека; – размещением основного вооружения в одной башне, с толщиной бронирования в лобовой детали 75 миллиметров; – в маск-установке устанавливались последовательно: 76,2-мм пушка Л-11, 12,7-мм пулемёт ДК или 45-мм пушка обр. 1934 г., 7,62-мм пулемёт ДТ; – в силовой установке использовался четырёхтактный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-2 мощностью 500 л.с.; – в ходовой части использовалась блокированная, четыре балансирные тележки с двумя опорными катками, торсионная подвеска.

Разработка и выпуск

Трактор Т-100, получивший среди пользователей короткое звучное прозвище «сотка» — одна из наиболее популярных моделей гусеничных тракторов, выпускавшихся в советское время. Выпуск модели приходился на 1963-1983 годы. Завод-производитель: Челябинский тракторный завод. Прототипом Т-100 послужил трактор Т108, проходивший на производстве под названием Т100М.


Трактор Т-100М

Устройство обладает широким профилем использования, агрегатируется со множеством видов дополнительной техники, например, с бульдозерами, саморазгружающимися прицепами тяжелого типа, кранами, катками, скреперами. Т-100 может работать и с обычным сельскохозяйственным оборудованием, таким как борона, сеялка, картофелекопатель и прочее.

Модификации

Трактор Т-100 первоначально предназначался для использования в агрегате с бульдозером ДЗ-53. База машины была использована для создания трубоукладчика, крана и свайного копра. За время производства Челябинский тракторный завод выпустил следующие модификации Т-100:

  • Т-100 — базовый трактор без гидрооборудования и креплений задней навесной системы. В задней части корпуса трансмиссии устанавливалась лебедка;
  • Т-100МГС — модификация для нужд сельского хозяйства. Задняя часть оборудована навесной системой и валом отбора мощности. На тракторе имеется гидравлическое оборудование;
  • Т-100МГП — промышленный трактор с передней навесной системой, гидравлическим оборудованием, жестким сцепным устройством в задней части вместо лебедки. Машина дополнялась выходными механизмами для подключения задней навесной системы и вала отбора мощности;
  • Т-100Б — болотоход с гусеницами увеличенного сечения;
  • Т-100БГ — болотоход на основе Т-100МГП;
  • Т-100Т — трубоукладчик на базе Т-100. Вместо задней и фронтальной гидронавесной системы устанавливались крепления для специализированных машин и агрегатов;
  • Т-100МГП-1 — облегченная модификация без кабины;
  • Т-100МЗГП — добавлены гидравлические сервомеханизмы управления поворотами, облегчившие труд водителя. Последняя модификация Т-100, выпускавшаяся одновременно с Т-130.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Навесное оборудование

В зависимости от модификации трактор оснащается гидравлической навеской на передней или задней части рамы. Задняя сцепка жесткого типа применялась на некоторых версиях машины. Ранний вариант бульдозера Т-100 оснащался тросовым управлением отвалом. Для работы механизма, имевшего обозначение Д3-53, применялась лебедка, смонтированная на раме машины. Поздний вариант Д3-54 стал оснащаться гидравлическим приводом отвала. Бульдозеры широко применялись для подготовки котлованов совместно с экскаватором.

В роли сельскохозяйственной машины трактор использовался редко из-за большого веса и низкой скорости. При движении формировалась глубокая колея, которая затрудняла движение комбайнов и иной техники. Поэтому трактор использовался для пахоты целинных земель и в роли рыхлителя почвы.

На базе трактора могла устанавливаться спецтехника — копры для забивки свай, буровые установки. Встречались версии, оборудованные трубоукладчиками.

Т-100М ЧТЗ 1963-1983 годов выпуска: технические характеристики, обзор, описание


Источник фото: techstory.ru Фото ЧТЗ Т-100 Полное название Т-100 — Т-100М. Первоначально машина, разработанная на базе более ранней модели С-100, должна была называться С-100М («С» расшифровывается как «Сталинец», «М» — «модернизированный»). Однако к моменту выпуска трактора от использования бренда «Сталинец» было решено отказаться.
Основная отрасль, в которой использовался трактор, — строительство. Он находил применение и в сельском хозяйстве, но уступал специализированной с/х технике по такому показателю, как скорость хода.

Параллельно с производством Т-100 конструкторы завода вели разработку модели Т-130, которая постепенно вытеснила «сотку» из производственной программы предприятия.

Отзывы и цены

Поскольку производство трактора прекращено, то можно приобрести только подержанную технику. Стоимость машины зависит от состояния и дополнительного оборудования, установленного прежними владельцами. Цена трактора составляет от 150 до 500 тыс. рублей.

Дмитрий, Тверская область

Для расчистки лесных делянок применяется Т-100 выпуска середины 70-х гг. Трактор хорошо подходит для корчевания пней и прокладки лесных дорог. К недостаткам относится тугое управление, требующее физических усилий. Зимой в кабине холодно, поскольку тепла от двигателя не хватает. Внеплановые ремонты случаются редко, машина требует своевременного обслуживания.

Достоинства и недостатки

Особенности трактора определяют положительные стороны машины:

  • высокие тяговые характеристики;
  • хорошую проходимость по слабому и заболоченному грунту;
  • простую конструкцию, не требующую квалифицированного обслуживания;
  • надежность;
  • возможность оснащения различным навесным оборудованием.

К недостаткам машин Т-100 относят:

  • некомфортную кабину оператора;
  • падение тяги машины при работе на повышенной передаче;
  • малую скорость передвижения;
  • отсутствие гидравлики (на ряде модификаций);
  • разрушение твердого покрытия гусеницами.

Двигатель

Мощность силового агрегата трактора Т-100М, первый образец которого был собран 9 октября 1963 г., составлял 108 л.с. Модель двигателя — Д 108, тип — 4-цилиндровый 4-тактный. Данный мотор являлся более экономичным в сравнении с устанавливаемым на «сотку» предыдущей модели: удельный расход топлива снизился до 173 — 175 г/э.л.с.ч. В частности, этого удалось добиться благодаря введению смесеобразования с непосредственным впрыском топлива. В конструкции мотора больше не использовались предкамеры, а форсунки стали устанавливать непосредственно в головки цилиндров (для этого были предусмотрены специальные втулки). Еще больше сократить потребление горючего помогала функция отключения подачи дизеля во втором и третьем цилиндрах при переходе на холостой ход.


Источник фото: techstory.ru Мощность двигателя превышала 100 л.с.

Расскажем и о других особенностях. Так как камера сгорания теперь располагалась в днище поршня, давления впрыска топлива пришлось повысить до 200 кгс/кв.см. Ранее устанавливалась сферическая камера сгорания, одна из полусфер которой размещалась в верхней части цилиндра, вторая — в поршне.

Степень сжатия двигателя была сокращена до 14. Также были доработаны детали клапанного механизма. Пусковой двигатель, получивший название П 23, оборудовали стартером СТ 204.

В будущем двигатель Д-108 широко использовался в конструкции другого оборудования, например, при производстве компрессорных станций и дизель-генераторов. Также им комплектовались экскаваторы Э-10011.

Основные неисправности и ремонт

При управлении гусеничным трактором Т-100 оператор может столкнуться с различными неисправностями. В списке далее указаны наиболее частые проблемы и способы их устранения:

  • работа двигателя с перебоями (не прогрет, нехватка топлива, засор топливопровода и фильтра — прогреть двигатель, проверить уровень топлива, заменить фильтр, прочистить топливопровод);
  • стук двигателя (регулировка зазора клапанов);
  • дымный выхлоп (плохое топливо, попадание в топливо воды, холодный двигатель — прогреть, заменить топливо);
  • повышенный расход масла (регулируется расположение поршневых колец, устраняется течь масла);
  • неисправности карбюратора (выполняется регулировка, отладка);
  • буксование муфты сцепления (необходимо промыть фрикционные накладки керосином);
  • нагрев тормозных лент или не рабочий тормоз при нажатии (ремонт: регулировка тормозов, промывка бортовых фрикционов без включения).

Ссылки

Иван Савватеевич Кавьяров (18 августа 1913 года, Макушино, ныне Курганская область — 14 июля 1980 года, Челябинск) ― советский инженер-конструктор, доктор технических наук, профессор. Участник Великой Отечественной войны, гвардии майор.

Т-100:

Т-100 (танк) — экспериментальный советский двухбашенный тяжёлый танк конца 1930-х годов.

Т-100 — комплекс, устанавливавшийся на Изделие 64992: экспериментальный советский танк 1960-х годов.

Т-100 (трактор) — промышленный трактор, производства Челябинского тракторного завода.

Т-100 (ПТ-САУ) — египетский истребитель танков на базе Т-34-85.

T-100 (телетайп) — электромеханическая печатная машина для передачи и приёма текстовых сообщений.

Т-130 (Т-10.01, трактористы часто по традиции называют трактор Т-100, или даже С-100; разг. – “сотка”) — советский сельскохозяйственный и промышленный гусеничный трактор, выпускавшийся Челябинским тракторным заводом. Является глубокой модернизацией трактора Т-100. Трактор выпускался в двух модификациях: обычной и болотоходной (Т-130Б) с увеличенной площадью гусениц.

Трактор используется в составе бульдозерно-рыхлительного агрегата, а также как базовая машина для трубоукладчика и свайного копра.

Дальнейшим развитием трактора Т-130 стала модель Т-170 с увеличенной до 174 л.с. мощностью двигателя.

Имеется сельскохозяйственная модификация Т-170МГС для пахоты рисовых полей.

Трактор имеет 8 передач.

Тракторы Т-130 и Т-170 заслуживают неоднозначной оценки. К их преимуществам следует отнести простую конструкцию и невысокую стоимость (по сравнению с тракторами аналогичного класса). В то же время к моменту начала массового производства конструкция трактора, «уходящая корнями» в 30-е годы уже серьёзно устарела. Механическая трансмиссия не позволяла полностью реализовывать мощность двигателя при работе с высокой нагрузкой и усложняла процесс управления трактором. Полужёсткая подвеска также не позволяла трактору реализовать тяговый потенциал двигателя ни за счёт скорости, ни за счёт тягового усилия. Срок службы бортовых фрикционов, не претерпевших изменений со времён трактора С-80 у трактора Т-130, а особенно у Т-170, оказался крайне малым. Запуск дизеля осуществлялся архаичным пусковым четырехтактным двухцилиндровым бензиновым двигателем, который, в свою очередь, было не так-то просто запустить, особенно в холодную погоду. Рычаги и педали управления, воздействовавшие непосредственно на элементы трансмиссии, при работе сильно вибрировали. Тракторы аналогичного класса, выпускавшиеся в эти годы за рубежом (США, Япония) уже имели в базовой комплектации гидромеханическую трансмиссию, эластичную подвеску, подрессоренную герметичную кабину, дистанционное управление трансмиссией и ходовой частью, исключавшее передачу вибраций на органы управления.

Тракторы СССР
Колёсные широкого применения
  • Семейство тракторов «»
  • Семейство трактора
  • Семейство трактора
Колёсные универсальные
  • СШ-28
  • СШ-75 «Таганрожец»
Гусеничные сельскохозяйственные
  • ДТ-56
  • ДТ-57
  • ДТ-60
  • ГБ-58
  • Т-54
  • Т-100МГС
Гусеничные промышленные
  • Т-108
  • Т-100
  • Д-804
Трелёвочные
  • ТДТ-60
  • ТДТ-75
  • ТСТ-130
  • ЛТ-157
Армейские
  • Т-154
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]