Танк Т-34: лучший советский танк, история создания, характеристики

18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел первый танк Т-34. Так началась история танкостроения на Уралвагонзаводе, который сегодня входит в Госкорпорацию Ростех и до сих пор остается флагманом отрасли.

Советский Т-34 стал наиболее массовым танком Второй мировой – за время войны было создано свыше 55 тыс. машин различных модификаций. Каждый второй из этих танков был собран руками уральских мастеров.

К юбилею рассказываем интересные факты из истории «тридцатьчетверки».

2/ Испытания ценой жизни


Колонна танков Т-34-85 2-го Дальневосточного фронта

В марте 1940 года Кошкин принял личное участие в пробеге-испытании на опытных «тридцать четвертых». Два танка своим ходом прошли по маршруту Харьков – Москва и добрались до Кремля, где руководству страны был устроен показ новых машин. Пробег, проходивший в тяжелых условиях и при повышенной секретности, стоил Михаилу Кошкину жизни – конструктор простудил легкие и в скором времени скончался, не дожив до боевого триумфа своего детища. История пробега стала основой для российского художественного фильма «Танки», выпущенного в 2022 году.

Танк — это люди

Как известно, один из создателей танка Т-34 М. И. Кошкин не дожил до звёздного часа своего детища: он умер в сентябре 1940 года от пневмонии, заболел которой после долгого пребывания в холодной бронированной машине, в своей «тридцатьчетвёрке», во время упомянутого пробега в Москву в марте того же года. Смерть выдающегося конструктора практически совпала во времени с началом серийного производства его танка — результата трёхлетней упорной работы всего коллектива завода, искренне переживавшего столь тяжёлую утрату: Михаила Ильича действительно любили и безмерно уважали на предприятии.

Похоронен он был на Первом городском кладбище Харькова. Могила же была уничтожена в 1941 году вследствие целенаправленной бомбардировки лётчиками Люфтваффе (обозлённый успехами советского танка, Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом даже после его смерти…)

Но всё же нельзя назвать Михаила Ильича единственным и основным творцом танка: машина была создана в результате кропотливого и напряжённого труда коллективом конструкторского бюро под его очень грамотным руководством — руководством блестящего организатора и талантливого конструктора, который сумел создать в коллективе удивительную творческую атмосферу, полную ежедневных идей и рационализаторских предложений. Но именно их симбиоз с А. А. Морозовым, его правой рукой, заменившим его после смерти, и создал все необходимые предпосылки для появления на свет того самого легендарного Т-34. Они были очень разными по воспоминаниям современников.

Мероприятие приуроченное к 120-ти летию советского инженера-конструктора М. Кошкина в Нижнем Тагиле

© Донат Сорокин/ТАСС

Кошкин — конструктор-идеолог, он в мысленном воображении создавал конструкцию танка в целом, был вдохновителем, обладал колоссальной харизмой и авторитетом, умел заражать и заряжать на результат, был потрясающе коммуникабелен, умел общаться: он успевал поговорить, посоветоваться, поспорить с десятками людей за день. Михаил Ильич ездил в командировки, встречался с самыми различными интересными для его дела специалистами, был вхож в кабинеты высоких столичных чиновников — просил, убеждал, добивался. Будучи человеком энергичным и напористым, он аргументированно вступал в дискуссии с оппонентами самой разной иерархической принадлежности и легко одерживал в них победу. Именно отстояв на Главном военном совете проект создания совершенно нового танка, Михаил Ильич заручился личной поддержкой Сталина, что и позволило осуществиться задуманному.

Морозов — конструктор-творец. Он понимал Кошкина с полуслова, ловил его мысль-идею на лету, развивал её и воплощал в реальные и простые конструкции. Он вёл разработку всей машины целиком и каждой её детали в частности, не упуская из виду ни одного агрегата, ни одного узла. Ему как раз было жаль времени на разговоры, он очень сетовал, когда кто-то отвлекал его от чертёжной доски во время работы. Когда он творил — он забывался. А творил он сутками напролёт. Хотя, безусловно, много времени проводил и на полигоне, беседовал с водителями-испытателями, тут же делая пометки в своём блокноте, с которым не расставался.

М. И. Кошкин и А. А. Морозов, не дублируя друг друга, делали каждый ту необходимую часть работы, которая была ближе их характерам и наклонностям.

Нужно сказать несколько слов и о Николае Алексеевиче Кучеренко, выдающемся инженере-конструкторе. Он включился в работу по танку Т-34 в 1939 году, когда уже началась деталировка всех узлов танка и подготовка документации для изготовления опытных образцов. Для обеспечения широкого спектра этой работы в отделе Главного конструктора была проведена реорганизация, вследствие чего имевшиеся на заводе три танковых КБ были объединены вместе. Одним из них и руководил до того Н. А Кучеренко, который здесь сразу же и возглавил всю основную работу по подготовке документации и изготовлениюопытных образцов, и в дальнейшем — по введению танка в серию. Неоценим вклад Николая Алексеевича на его должности заместителя Морозова на нижнетагильском заводе во время войны: массовое производство танков было налажено в немалой степени благодаря профессионализму этого человека.

Т-34 абсолютно инициативная машина (очевидно, потому она и получилась столь удачной), возникшая в результате непрерывного творческого поиска, путём последовательного удовлетворения всех запросов времени. Кошкин, Морозов, Кучеренко… все они дополняли друг друга, будучи в основных вопросах абсолютными единомышленниками, отдавая все свои силы и таланты на создание этого самого танка нового образца — танка нашей великой Победы, как оказалось в будущем.

Так что Государственная премия, присуждённая всем троим в 1942-м, абсолютно ими заслужена. А 20 января 1943 года Главному конструктору Уральского танкового завода А. А. Морозову было присвоено звание Героя Социалистического Труда за исключительные заслуги перед государством в деле конструирования и совершенствования танков — также абсолютно заслуженно, потому что вклад Александра Александровича в создание танка Т-34 огромный, основополагающий, как, следовательно, и его вклад в общую Победу над врагом в Великой Отечественной войне.

В 1944 году Уральское конструкторское бюро под руководством А. А. Морозова «за выдающиеся заслуги в создании конструкции танка Т-34 и за дальнейшее усовершенствование и улучшение его качеств» было награждено орденом Ленина. Тогда же и большая группа конструкторов была награждена различными орденами и медалями. Главному конструктору за его исключительные заслуги Совнаркомом СССР было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-танковой службы.

В течение войны трижды орденами был награждён завод: 19 сентября 1941-го присуждён орден Ленина, 5 июня 1942-го — орден Трудового Красного Знамени, 15 марта 1943-го года — орден Красной Звезды. Указами Президиума Верховного Совета СССР по одной причине: «за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску изделий»… Сегодня все эти три ордена, заработанные в прямом смысле потом и кровью того героического поколения «малышевцев», содраны с проходной завода вместе с двумя послевоенными — во исполнение Закона Украины о декоммунизации. Жалкие люди-карлики как будто этим пытались нивелировать трудовой подвиг героического поколения «малышевцев»-гигантов, оцененный присуждением наград.

Т-34 на параде Победы в Москве

© kremlin.ru

Сегодняшний завод имени Малышева — лишь печальная тень легендарного предприятия: без заказов, без зарплаты, без будущего, где трудоспособны (но однако же не востребованы) всего лишь несколько цехов, показательно вычищенных для приезда делегаций. Все прочие — распроданы, розданы в бессрочную аренду, выпотрошены, порезаны на металл, и уже десятилетия стоят в полном запустении, превращаясь в заброшенные руины на огромных площадях этого города в городе — завода-гиганта с территорией почти 200 га. Где вместо советских 100 танков в месяц — в лучшем случае пяток за пятилетку. Где вместо профессионалов и энтузиастов — приспособленцы и случайные люди, где вместо выдающихся личностей, кого ни возьми, — ныне алчные временщики. Упадок, уныние, бесперспективность…

Могли ли предположить такой финал для своего любимого завода те самые люди, что самоотверженностью своей и невозможное сделали возможным. Когда я примеряю на себя и своих современников те реалии и думаю, сдюжили бы мы, — ответ очевиден: нет, не сдюжили бы, не делают больше таких людей, нет больше той веры и самоотдачи, любви к родине и бескорыстия, и страны той нет, которая и победила фашизм лишь потому, что жили в ней героические поколения наших достойных памяти и благодарности предков.

3/ Первый в мире танковый конвейер

Первые танки Т-34 в декабре 1941 года на Уралвагонзаводе (в годы войны − Уральский танковый завод, УТЗ) были собраны из узлов, прибывших из Харькова во время эвакуации. В январе 1942 года в цехах УТЗ организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. Без преувеличения можно сказать, что ничего подобного в мировой практике до этого не происходило. По мощности в течение четырех военных лет тагильский завод оказался равен всем прочим и превзошел в выпуске массовых средних танков все вместе взятые заводы Рейха.

История появления Т-34

Первые танки в России начали разрабатываться еще в дореволюционное время. Прародителем первой русской машины стал французский трофейный танк Рено ФT-17. Танкостроение берет свое начало в 1914 году с создания бронированной машины на колесно-гусеничном ходу «Вездеход». Позже появились и другие прототипы, но недостатки их конструкции пока не позволяли им выполнять боевые задачи.

фото: format72.ru Французский танк Рено FT-17

В 1919 году в СССР вновь взялись за создание боевых машин, но теперь за основу брались разработки западных, в частности, французских и английских конструкторов.

4/ Первая в мире автосварка


Автоматическая сварочная установка для приварки крыши к корпусу башни. 1944-1945 гг. Фотография из фондов музея УВЗ

При производстве Т-34 впервые в мире была применена конвейерная сварка брони. Первым ее освоил УТЗ в Нижнем Тагиле, куда был эвакуирован Институт электросварки под руководством Евгения Патона. Благодаря новой технологии скорость сварки, а значит, и выпуска новых Т-34 увеличилась в несколько раз. Сварка под флюсом повышала и прочность машины – сварочный шов оказывался даже крепче самой брони. Кроме того, справиться с новым видом сварки могли даже ученики, что в условиях кадрового голода было бесценным. Постепенно технология автосварки распространилась и на другие танковые заводы. Немцы освоили сварочные автоматы только в 1944 году.

«Сделать сложно — очень просто, сделать просто — очень сложно»: гений главного конструктора

Говоря о производственных сложностях в организации массового производства танков, с которыми столкнулся коллектив завода, стоит остановиться вот на чём. Военная обстановка и потеря по разным причинам многих заводов-поставщиков комплектующих узлов и материалов привели к нехватке двигателей, резины, цветных металлов, электрооборудования, брони, многих крупных и мелких узлов. Ситуация была катастрофической: выпуск танков оказался под угрозой.

Нужно было немедленно найти замещающие возможности и других поставщиков или же своими силами изготавливать всё недостающее в условиях неприспособленного для того производства. И здесь жизнеопределяющим стало решение, предпринятое конструкторами завода во главе с А. А. Морозовым: нужно упростить процесс изготовления каждой детали без ущерба срокам и качеству, оперативно подключив техническую смекалку.

Необходимо было сохранить, а то и улучшить характеристики машины, сократив при этом использование цветных металлов, резины, броневой стали, проводов. Были пересмотрены функциональные возможности каждой детали танка. И вместо бронзы стали использовать чугун, клепку заменили сваркой, штампованные детали перевели на литьё, унифицировали крепёж, убрали незначительные промежуточные детали. С изменением конструкций некоторых узлов появилась возможность применять кислородную резку брони вместо механической обработки.

Была проведена огромная работа по снижению трудоёмкости машины. В результате чего было отменено 756 наименований деталей, что значительно упростило процесс изготовления машины, позволив ему оставаться беспрерывным и столь же результативным. Позже, испытав наш танк Т-34 на своём полигоне и тщательно изучив все его возможности, американцы скажут: «…русский танк в основном хорошей конструкции и удобен для массового производства даже при полуквалифицированной рабочей силе», неохотно, но очевидно признавая все его преимущества. Тем более что для военного времени основной характеристикой танка является именно массовость…

Успехи Т-34 заставили немецкое командование в ходе войны серьёзно пересмотреть и срочно модернизировать своё артиллерийское и танковое вооружение. Ставка на молниеносную победу над Советами провалилась. Так, в 1943 году на вооружении гитлеровской армии появились новые танки «Тигр» и «Пантера», они имели утолщённую броню, которая в большинстве случаев не пробивалась 76-мм снарядами «тридцатьчетвёрки».

Нужны были срочные ответные меры. А. А. Морозов отправляется в Москву — изучать захваченные новые немецкие танки. Тщательно их исследовав, он обращает внимание на сильные стороны танков противника и берёт их на вооружение, чтобы ликвидировать данное превосходство как можно скорее. И в предельно сжатые сроки задача была решена. В конце 1943 года на танк Т-34 была установлена более мощная пушка калибра 85 мм, которая практически уравнивала огневые свойства Т-34 с новыми немецкими танками. Была сконструирована также командирская башенка, значительно улучшившая обзорность из танка. А по скорости, маневренности, проходимости и запасу хода Т-34 по-прежнему превосходил немецкие танки.

Проект обновлённого танка был представлен на рассмотрение на заседании Государственного комитета обороны в присутствии Сталина. Не обошлось без споров и наличия нескольких мнений по предлагаемым изменениям конструкции танка. С одной стороны, всё, что предлагалось конструкторами по улучшению танка Т-34 было весьма оправдано и заманчиво, ибо решало основную задачу — ликвидировало превосходство новых немецких танков.

С другой стороны, значительная переделка танка грозила срывом и замедлением массового выпуска, что было недопустимо, потому что ещё в середине 1942 года Сталин категорически запретил даже думать о каких-либо усовершенствованиях танка, если это связано с необходимостью переоборудования производства, что могло количественно уменьшить выпуск танков, в то время как требовалось одно — наращивать его максимально.

Тогда при личной встрече Сталин сказал Морозову: «Когда случается пожар, не конструируют насосы, а носят воду во всём, что есть под рукой. Пока я вам запрещаю конструировать новые танки. Танк Т-34 во всех отношениях является хорошей машиной». Однако на этой встрече в 1943-м Сталин поддержал конструкторов и отдал распоряжение срочно внедрять предлагаемые мероприятия по совершенствованию машины. И вторая половина Великой Отечественной полностью подтвердила правильность этого решения.

Модернизированный танк получил индекс Т-34−85 и был принят на вооружение 15 декабря 1943 года.

К этому времени завод уже полностью справился со всеми трудностями адаптации и значительно увеличил количество выпускаемых машин в сравнении с предыдущим годом. Значительная часть операций была переведена на поток. Уже к началу 1944 года на заводе работала 141 поточная линия. Благодаря этому танк Т-34, выпускаемый заводом в Нижнем Тагиле, имел самую низкую трудоёмкость, был дешевле аналогичных машин, производимых на других предприятиях.

Севастополь. Вид на улицу Ленина в день освобождения города

© Репродукция Фотохроники ТАСС

Производство уже модернизированного Т-34 сбоев не давало. Александр Александрович же, натура деятельная, задумался о создании нового танка. Ведь каким бы совершенным ни был «тридцать четвёртый», со временем характеристики его устареют — процесс этот естественен и неизбежен. Никакое КБ не может существовать без технического задела — своего золотого фонда и гарантии будущих достижений: часть конструкторов была задействованы в проектировании новой машины.

Первые наброски проекта были выполнены ещё в конце 1942-го года. А уже в третьем квартале 1943-го завод изготовил опытный образец танка Т-43. За основу был взят Т-34, но новый танк отличался усиленной защитой: на этом среднем танке, по сути, была установлена броня танка тяжёлого. Однако Морозов сам забраковал танк: большого скачка в характеристиках в сравнении с Т-34 не произошло, а изменений необходимо было внести слишком много. Так и остался Т-43 в единственном опытном образце, но позволил прийти к значимым выводам: малыми усилиями нового танка не сотворишь, да ещё такого, чтоб он значительно превосходил предшественника. А ещё это характеризует Морозова и его соратников: шла война, завод каждый день отправлял на фронт танки, но пытливый ум конструкторов не мог останавливаться на достигнутом, они хотели создать новый танк, в котором бы был учтён весь громадный боевой опыт Т-34 и применены новые революционные инженерно-технические идеи. И такая работа продолжалась.

В конце войны был создан Т-44, а вскоре после войны — Т-54, очень удачный танк, простой и неприхотливый в управлении, но очень эффективный в использовании, являвшийся одним из основных на послевоенном вооружении танковых частей СССР на протяжении многих лет, неизменно видоизменяясь и модернизируясь: на его базе было создано много модификаций «пятьдесятчетвёрки». Но не было бы этого, если бы в годы военного лихолетья не думалось Главному конструктору о будущем…

5/ Новый танк – за один месяц

В истории Т-34 много впечатляющих подвигов. Одним из них стал рекордный запуск производства на Челябинском тракторном заводе (сегодня входит в корпорацию УВЗ), который с началом войны превратился в самый большой в мире танковый конвейер, или, как его называли в народе, Танкоград. В разгар войны завод подвергся реконструкции и молниеносно освоил выпуск Т-34: чертежи рабочие получили 22 июля 1942 года, а всего спустя месяц была готова первая челябинская «тридцатьчетверка». К концу 1943 года завод собирал по 25 танков ежедневно.

6/ Литьевая башня – крепче и лучше


Установка башен на конвейер окончательной сборки танков Т-34 Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле. Фото: Российский Государственный архив экономики

Часть «тридцать четвертых» выпускалась с уникальной литьевой башней без швов. Технология цельной отливки стенок позволяла сделать башню танка более крепкой. Литьевая башня выдерживала до 10-12 попаданий снарядов – в два-три раза больше, чем сварная. Кроме того, сборщики получали выигрыш в скорости – готовая башня практически сразу после отливки ставилась на танк. Подобную технологию немцы так и не освоили до конца войны.

Танк Т-24 и БТ

В 20-е и 30-е годы танкостроение, как передовая отрасль, была переполнена идеями и новыми конструкторскими решениями. Это период создания Т-24 с 45-мм. орудием, серии легких танков БТ, обладающих хорошей проходимостью и быстроходностью. Однако, все они имели ряд существенных недостатков. В их числе бензиновый двигатель, влекущий за собой высокий риск возгорания при попадании снаряда, а также высокая стоимость производства.

Средний советский танк Т-24

Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.) стала для молодого СССР своеобразным полигоном для испытания нового вида оружия, в том числе и танков.

В мае 1938-го года Иосиф Виссарионович Сталин пригласил к себе инженеров и танкистов, побывавших на полях сражения в Испании. Перед ними был поставлен вопрос – какого рода модернизация необходима танкам. В ходе обсуждений, было принято решение о создании транспортного средства на полностью гусеничном ходу. До этого машины использовали гусенично-колесный ход.

8/ Оживший памятник


Фото: Уралвагонзавод

Т-34 стал одним из главных символов Второй мировой войны и самым массовым памятником воинской доблести – сотни «тридцатьчетверок» стоят на постаментах и в музеях по всему миру как напоминание о победе русской инженерной мысли и русского оружия. Невероятный факт: давным-давно «музеефицированные» Т-34 можно завести и заставить передвигаться своим ходом. Такие случаи были зафиксированы в Венгрии, Израиле и даже в Австралии. И, конечно, «тридцатьчетверка» занимает почетное место в парадах Победы, обычно открывая шествие тяжелой техники.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]