Танк БТ-2. История создания, характеристики, боевое применение.


Танк БТ-2
БТ-2 (Быстроходный Танк) — легкий советский колесно-гусеничный танк.

  • Прародитель: американский танк Уолтера Кристи M.1931
  • Дальнейшее развитие: БТ-5; БТ-7; Т-34
  • Родственники: Британский крейсерский танк Cruiser MK-3

В 1929 Революционный Военный Совет СССР утвердил документ, на многие годы вперед определявший концепции развития бронетанковых сил Красной Армии – «Система танко-тракторного автоброневого вооружения РККА». Параллельно с этим активно продвигалась «теория глобальной наступательной операции» как основная часть военной доктрины Советского государства, подразумевавшая многократное увеличение бронетанковых войск.

В начале 1930 года комиссия под руководством начальника управления моторизации и механизации РККА Иннокентия Андреевича Халепского отправилась за рубеж с целью ознакомления с образцами иностранной техники и возможностью их закупки с сопутствующей технологической документацией для налаживания серийного производства в СССР.


Танк M.1931. Уолтер Кристи на своём танке.

Летом 1930 года в США состоялась встреча советской делегации с американским конструктором Уолтером Кристи, на которой советской стороне была представлена новая разработка Кристи – танк М.1931.

*До середины XX века в СССР современные США называли САСШ (Северо-Американские соединенные штаты).

Поначалу советскую делегацию не заинтересовал необычный танк, так как он выходил за рамки установленной концепции танко-тракторного вооружения РККА. Но вскоре появилась информация, что Кристи так же ведет переговоры с польской делегацией. На то время Польша входила в список злейших врагов Советского государства, и допустить попадания в польскую армию новой машины было категорически нельзя.

Между сторонами был заключен договор на поставку двух танков Кристи в Советский Союз. Так же Кристи обязывался предоставлять информацию о дальнейшей модернизации танка и передать сопутствующие технологические документы. Стоимость сделки составила $160.000

, из них $60.000 непосредственно за оба танка и запасные части к ним и $100.000 за технологическую документацию и патенты на производство.

*Для сравнения: средняя зарплата учителя в государственной школе в США составляла около 500$ в год. А вышедший в 33 году FORD B (V8) можно было купить за 480$.


Танк М.1931 в СССР

В декабре 1930 года танки были отправлены в СССР. О сделке был заблаговременно информирован Государственный Департамент США и получены все необходимые разрешения.

Американский конструктор не до конца выполнил свою часть соглашения. В СССР танки прибыли без башен и вооружения

, сопутствующая технологическая документация так же была не полной. За это с Кристи удержали $25.000.

*На отлично сработала Советская разведка: недостающая документация была тайно приобретена у сотрудников к/б Кристи.

Спустя какое-то время Кристи самостоятельно обратился к советской стороне с предложением о приобретении его нового танка М.1932, имеющего еще более выдающиеся скоростные характеристики. Летом 1932 года машина была переправлена в СССР (в этот раз уже в тайне, так как ГосДеп США запретил сделку).


Танк Кристи M.1932

Несмотря на свои на самом деле выдающиеся показатели в скорости «Летающий Танк Кристи» М.1932 оказался слишком ненадежным, и в серийное производство не пошел. Единственный экземпляр, получивший название БТ-32 был показан в 1933 года в Харькове на параде в честь Октябрьской Революции.

*M.1932 с 750-сильным двигателем мог развивать скорость до 190км/ч


Чертеж танка БТ-2

21 ноября 1930 года танк Кристи М.1931 был принят Революционным Военным Советом СССР для серийного выпуска. Два опытных образца прибыли в СССР только весной 1931 года, т.е. решение о серийном выпуске было принято ДО фактического получения американских танков.

Начался процесс освоения производства на промышленных мощностях Советского союза. С 21 мая 1931 года новая машина с индексом БТ-2 (Быстроходный Танк) начала собираться на Харьковском паровозостроительном заводе. Башня единого образца производилась на Ижорском и Мариупольском заводах. Во внутризаводской документации два опытных танка M.1931 проходили как «Оригинал I» и «Оригинал II». По некоторым данным им так же был присвоен индекс БТ-1.

В Харькове, 7 ноября 1931 на параде в честь годовщины Октябрьской Революции, 3 первые танка БТ-2 были показаны широкому зрителю. История получилась не очень красивая, т.к. один танк просто не доехал до места проведения парада (возгорание двигателя), два же других с трудом смогли покинуть улицы города из за неполадок в коробке передач.

Первые серийные танки БТ-2 поступили в РККА 1932 году. Низкое качество сборки, дефицит запасных частей, ненадежный двигатель и, как следствие, противоречивая реакция в войсках, но в целом машина была принята. В первую очередь, благодаря своим прекрасным динамическим характеристикам.

Во время учений 1935 года один из танков БТ-2 совершил прыжок на 40 метров. Это привело в восторг всех наблюдателей. Как после такого прыжка себя чувствовали танкисты – не уточняется.

Двигатель БТ-2

На БТ-2 устанавливались отлетавшие свой ресурс и прошедшие капитальный ремонт авиационные двигатели – американский V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный L-12 «Либерти» или его отечественный аналог М-5-400. Мощность: 1650 об/мин, 400 л.с.
*М-5 был снят с серийного производства еще в 1930 году, в связи с чем в США было закуплено 2 тысячи б/у «Либерти».

Идеи об установке на танк другого, находящегося в серийном производстве, авиационного двигателя М-17 не находили поддержки, т.к. вышеупомянутых М-17 не хватало даже на нужды авиации.

В 1933 году начались испытания машины с экспериментальным дизельным двигателем БД-2 (Быстроходный Дизель)

~360 л. с. Дизельный двигатель снижал вероятность возгорания, возрастал запас хода и общая надежность. Опытный образец танка получил индекс
БДТ-1.
Только в 1939 году сильно модифицированный БД-2 с новым индексом В-2

(500 л.с., при 1800 об/мин) ушел в серийное производство. Устанавливался на танки БТ-7М.

*Соотношении лошадиных сил на тонну веса у БТ-2 составляло 35,4. Для сравнения, у современного Т-90А этот показатель равен 21,5 лс/т, а у американского Абрамс М1А2 — 24,1 лс/т.

Оценка машины

БТ-2 был, безусловно, этапным танком для советской промышленности. Достаточно сравнить его с предшествующим советским танком Т-18. На БТ-2 впервые в конструкции серийного танка были введены мощный двигатель (по удельной мощности БТ-2, вероятно, остался непревзойдённым по сей день; для сравнения, у Т-80У 27 л.с./т), колёсно-гусеничный ход, свечная подвеска, пушка с мощной баллистикой. Его серийное производство стало большим успехом молодой советской промышленности.

На момент производства БТ-2 был одним из лучших танков мира. Он имел выдающуюся для тех времён скорость и мощное вооружение (в пушечно-пулемётном варианте). БТ-2 продолжал оставаться вполне «на уровне» до конца 1930-х годов. В то же время БТ-2 имел ряд недостатков:

  • слабое (преимущественно пулемётное) вооружение большинства танков;
  • низкая надёжность;
  • недостаточная численность экипажа;
  • неудобство обзора из танка;
  • отсутствие радиостанции;
  • неудачное расположение пулемёта (сбоку башни);
  • плохая обитаемость.

Большинство недостатков были связаны с недоработанностью проекта и проблемами в организации серийного производства. В значительной мере они были устранены на следующей модификации — БТ-5.

К 1941 году БТ-2 уже явно устарел, особенно пулемётные модификации. Его броня защищала только от пуль стрелкового оружия и с близких дистанций пробивалась имеющимися в вермахте в большом количестве 7,92-мм противотанковыми ружьями и 37-мм противотанковыми пушками. Также БТ-2 легко поражался любым немецким танком, кроме пулемётного PzKpfw I. Соответственно, он мог использоваться в основном для разведки, патрулирования и других вспомогательных целей. Хорошие динамические возможности (правда, с поправкой на сильную изношенность) давали возможность использовать этот танк в составе крупных танковых соединений. Увы, обстановка первого года войны не способствовала лихим танковым рейдам советских войск по тылам противника, в которых БТ-2 мог оказаться весьма кстати. Использование же этого танка для поддержки пехоты неизбежно вело к большим потерям. Пушка БТ-2 позволяла ему бороться с немецкими лёгкими танками PzKpfw I,PzKpfw II, PzKpfw 35(t), PzKpfw 38(t) (с последними — при стрельбе в борт, и то, ранних модификаций). Поразить средние танки PzKpfw III, PzKpfw IV было затруднительно, шанс появлялся только при стрельбе в борт с близких дистанций под углом, близким к нормали.

Интересно сравнить БТ-2 с немецкими танками начала войны. Пулемётные модификации БТ-2 по возможностям близки к PzKpfw I, уступая ему в приборах наблюдения, но превосходя того по скорости. Пушечно-пулемётная модификация ближе к PzKpfw II, по сравнению с которым БТ-2 хуже бронирован (кроме ранних модификаций немецких танков), слабее по приборам наблюдения и связи, имеет несколько большие размеры, но имеет более мощную пушку и большую скорость. Сравнение с PzKpfw 35(t) уже скорее не в пользу советского танка. 35(t) несколько лучше бронирован, имеет больше пулемётов (к тому же, удобнее расположенных) и примерно такую же пушку, но имеют значительное преимущество в приборах наблюдения и связи. Размеры 35(t) также были меньше, маневренность лучше. Советский танк выигрывает лишь в скорости. Сравнение же PzKpfw 38(t) или PzKpfw III, особенно поздних модификаций, уже не оставляет советскому танку никаких шансов, главным образом по причине лучшего бронирования немцев и наличия у них более многочисленного экипажа.

Конечно, на 1941 год БТ-2 обладал достаточно скромными характеристиками. Но никогда не стоит забывать, что с этого не очень надёжного, слабо бронированного и вооружённого танка ведёт своё начало линия советских танков БТ, чьё развитие привело в итоге к созданию знаменитого Т-34.

Ходовая часть БТ-2

Ходовая часть БТ-2

  • Ведущие колеса – задние, диаметром 640мм.
  • Опорные катки – 4 с каждого борта, диаметром 815 мм.
  • Два направляющих катка-ленивца, используемые для натяжения гусеничной цепи.
  • Опорные катки и катки-ленивцы были обрезинены.

Танк БТ-2 имел два типа движителя – гусеничный и колесный. Для перехода с гусеничного на колесный ход необходимо было снять гусеничные цепи, закрепить их на надгусеничных полках и установить блокировочные кольца на ступицы задних опорных катков (4-ю пару). Вращение передавалось через редуктор (гитару) с ведущих задних колес. Для управления на гусеничном ходу использовались рычаги, на колесном ходу — руль.

Каждая гусеничная цепь состояла из 46 траков (23 плоских трака и 23 трака с гребнем). Ширина трака — 260мм.


Прыжок БТ-2

Процесс перехода с гусеничного на колесный ход занимал чуть более получаса.

Максимальная скорость на гусеничном ходу составляла 52 км/ч, на колесном – 72 км/ч. Оптимальным показателям скорости для БТ-2 было 25-30 км/ч как на гусеничном, так и на колесном ходу. Такой темп позволял максимально долго сберечь низкокачественные траки и шины.

Танк Кристи на испытаниях в Кубинке

Первый экземпляр БТ-2 вышел на испытания зимой 1933 года.

С начала 1930-х годов советская военная доктрина строилась на теории Глубокой Операции. Эта теория была разработана в конце 20-х годов. Автором её был Владимир Кириакович Триандафиллов, который в 1926–1931 годах был начальником Оперативного управления Штаба РККА. Труды Триандафиллова «Размах операций современных армий», М., 1926 и «Характер операций современных армий» М., 1929 стали теоретической основой предвоенного построения не только и не столько советских, сколько германских вооруженных сил. Там эта теория явилась логичным дополнением к немецкой теории Молниеносной войны.

Под теорию Глубокой операции создавались передвоенные воинские уставы, такие как, например, Временный полевой устав 1936, а также полевой устав ПУ-39 Под эту теорию создавались танковые и воздушно-десантные войска.

Однако танки конца 20-х годов под теорию глубокой Операции никак не подходили – скорость их была слишком мала, а запас хода весьма ограничен. Для претворения в жизнь теории Глубокой Операции требовался совершенно иной танк, и в 1932 году такой танк поступил на вооружение РККА.

В основу этого танка легла разработка американского конструктора Уолтера Кристи, которую он сам в 1928 году назвал «танк 1940 года». Кристи нашел техническое решение, позволявшее увеличить оперативную подвижность танков – иными словами, скорость при движении по дорогам. Он увеличил диаметр опорных катков, передние два из которых управлялись, до размеров автомобильных колес, а гусеницу сделал съемной. При движении со снятыми гусеницами тяговое усилие с помощью цепи Галля передавалось с ведущего колеса на заднюю пару катков, которые служили ведущими колесами.

Танк Кристи

Машины этого американского инженера, построенные в 1931 году, испытывались в армии США, но на вооружение так и не были приняты. Специалисты считали, что при больших скоростях управлять ими очень трудно, да и бронирование танков было недостаточным.

Но этому танку было суждено обрести вторую родину. Советское торгпредство купило эти машины у конструктора и под видом тракторов вывезло их в СССР. Там эта модель под обозначением БТ-2 была заочно принята на вооружение 23 мая 1931 года, когда еще не было изготовлено ни одного экземпляра.

Приказом по ВСНХ СССР № 73 от 21 мая 1931 года для обеспечения организации производства танков БТ на ХПЗ было создано КБ, куда вошли 11 инженеров и 4 чертежника-конструктора от ГКБ ОРПО (Орудийно-пулеметное объединение), два представителя от Ижорского завода, 15 инженеров от НАТИ (Научный автотракторный институт), двое — от УММ РККА, от ХПЗ — танко-конструкторское бюро в полном составе. Руководство вновь созданным бюро возложили на начальника ГКБ ОРПО С.А.Гинзбурга, его заместителем назначили председателя танковой секции Технического комитета УММ РККА Н.М.Тоскина. 25 мая КБ ХПЗ приступило к работе над чертежами и спецификациями танка БТ. Вся документация должна была быть готова в полуторамесячный срок — к 15 июля. К 26 июля работа над чертежами и технологической документацией была в основном завершена. Определился и круг заводов-смежников. Изготовителем корпусов, траков гусениц, поковок, стального и цветного литья назначался ХПЗ. Поставщиком брони для корпусов и башен и стальных цельнотянутых труб Ижорский завод. Пружины подвески должны были поступать с или с завода имени С.М.Буденного, радиаторы — с радиаторного завода в Москве.

Корпус БТ-2 представлял собой коробку, собранную из броневых листов, соединенных между собой клепкой. Передняя часть корпуса имела форму усеченной пирамиды Для посадки в танк служила передняя дверка, открывавшаяся на себя. Выше нее в передней стенке водительской будки находился щиток со смотровой щелью, откидывавшийся вверх. Носовая часть состояла из стальной отливки, к которой были приклепаны и приварены передние броневые листы и днище. Кроме того, она служила картером для монтажа рейки и рычагов рулевого управления. Через отливку продевалась стальная труба, снаружи приваренная к броневым листам и предназначенная для крепления кривошипов ленивцев. К носу корпуса БТ-2 с обеих сторон приваривались (или приклепывались) консоли (в виде треугольных листов брони), служившие скрепляющей частью трубы с носом корпуса. Консоли имели площадки для крепления резиновых буферов, ограничивавших ход амортизаторов передних управляемых колес.


Боковые стенки корпуса двойные. Внутренние листы стенок изготавливались из простой неброневой стали и имели по три отверстия для прохода цельнотянутых стальных труб для монтажа полуосей опорных катков. С наружной стороны к листам приклепаны по пять подкосов для крепления цилиндрических спиральных рессор подвески. Между 3-м и 4-м подкосами на деревянных подкладках располагался бензобак. К задней нижней части внутренних листов корпуса были приклепаны картеры бортовых передач, а к верхней части — подкосы для крепления задней рессоры. Наружные листы стенок — броневые. Они крепились к кронштейнам рессор на болтах. Снаружи с обеих сторон на четырех кронштейнах устанавливались крылья. Корма корпуса состояла из двух картеров бортовой передачи, надетых и приваренных на стальную трубу и приклепанных к внутренним боковым листам; двух листов — вертикального и наклонного, приваренных к трубе и картерам (к вертикальному листу приклепаны две буксирные скобы), и съемного заднего щитка, закрывавшего трансмиссионное отделение сзади. В вертикальной стенке щитка были отверстия для прохода выхлопных труб. С наружной стороны на щитке крепился глушитель. Днище корпуса сплошное, из одного листа. В нем под масляным насосом находился люк для демонтажа двигателя и две пробки для слива воды и масла.

Отделение управления танка БТ-2:

1 — щиток с контрольными приборами, 2 — рычаги управления бортовыми фрикционами, 3 — штурвал (в откинутом положении), 4 — педаль главного фрикциона, 5 — педаль тормоза, 6 — педаль акселератора, 7 — кулисный механизм переключения передач, 8 — рессоры передних колес, 9 — кронштейны для установки сиденья водителя.

Крыша в передней части БТ-2 имела большое круглое отверстие для башни с приклепанным нижним погоном шариковой опоры. Над моторным отделением в середине крыша была съемной, с откидывающимся вверх листом, запиравшимся на задвижку изнутри; снаружи задвижка открывалась ключом. В середине листа имелось отверстие для выхода трубы подачи воздуха к карбюраторам. По бокам съемного листа на стойках крепились радиаторные щитки, под которые засасывался воздух для охлаждения радиаторов. Над отделением трансмиссии располагался квадратный люк для выхода горячего воздуха, закрытый жалюзи. Продольные листы брони над пространством между боковыми стенками крепились к кронштейнам рессор шпильками. В каждом листе было три круглых отверстия (крайние для прохода регулирующих стаканов рессор, а среднее над заливной горловиной бензобака); еще одно отверстие со сквозной прорезью находилось над пробкой бензопровода, здесь же устанавливались и три скобы для ремней крепления гусеничной ленты на крыле в сложенном виде.

Танк имел два типа движителей: гусеничный и колесный. Первый состоял из двух гусеничных цепей, каждая по 46 траков (23 плоских и 23 гребневых) шириной 260-мм; двух задних ведущих колес диаметром 640-мм; восьми опорных катков диаметром 815-мм и двух направляющих катков-ленивцев с натяжными приспособлениями. Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных пружинах, расположенных для. шести катков вертикально, между внутренними и наружными стенками корпуса, и для двух передних — горизонтально, внутри боевого отделения. Ведущие колеса и опорные катки обрезинены.

К изготовлению первых шести БТ-2 планировалось приступить 15 июня с таким расчетом, чтобы закончить их к 1 ноября. Но к указанному сроку были выпущены всего три машины, которые и были показаны на параде в Харькове (а не в Москве, как это ошибочно писалось раньше) 7 ноября 1931 года. Причем все эти танки имели корпуса и башни из обычной неброневой стали. С большим трудом удалось построить 3 опытных образца, 2 из которых участвовали в параде 7 ноября 1931 года в Москве (у третьего танка возник пожар в моторном отделении). У руководства РККА возникли сомнения по поводу целесообразности производства танка, однако в итоге было решено продолжить производство. Всего изготовили 13 таких корпусов и 66 башен, так как завод не сумел сразу освоить их производство из брони. В последующем их заменили на броневые.

Серийное производство танка сразу столкнулось с большим количеством трудностей. СССР в то время только начинал осваивать тяжёлую промышленность, и для производства передового образца бронетанковой техники не хватало буквально всего — подготовленных кадров, станков, качественных материалов. Возникали проблемы с производством качественной брони и формированием из неё корпуса и башен. Танк остался без двигателя — пока его доводили до ума, производство авиамотора М-5, на который он был рассчитан, было прекращено. На танки стали ставить моторы, выработавшие свой ресурс в авиации, а также пришлось срочно закупать в США имевшиеся там запасы мотора Либерти.

Двенадцать цилиндров этого двигателя располагались V-образно под углом в 45 градусов. при 1274-миллиметровом диаметре цилиндра и 177,8-миллиметровом ходе поршня рабочий объём составлял 27,028 литра. При 5,4-кратной степени сжатия и 1650 об/мин мотор выдавал 400-сильную мощность.

Закупили 2000 шт., частично тоже бывшие в употреблении. Но новые двигатели требовали ремонта, отличались невысокой надёжностью и пожароопасностью. Крупные проблемы возникли с вооружением. Первоначально планировалось установить на танк 37-мм пушку ПС-2, разработанную в 1930 году инженером Павлом Николаевичем Сячентовым. Однако наладить её серийное производство не удалось. Положение спасло принятие на вооружение пушки Б-3, созданной на базе 37-мм противотанковой пушки 1К образца 1930 года. Вспомогательное вооружение было представлено пулемётом . Боекомплект орудия составлял 92 выстрела. К пулемёту же прилагались 43 диска, общее количество патронов в которых составляло 2709 штук. Поскольку выпуск танков опережал производство пушек, часть танков пошла в войска невооружёнными. Сначала планировалось устанавливать на танки 37-мм пушку Гочкиса SA-18, применявшуюся на танках Т-18(МС-1), но и их в достаточном количестве не оказалось. Чтобы как-то исправить ситуацию, было решено прямо в войсках вместо пушки устанавливать спарку авиационных пулемётов ДА.

Варианты размещения вооружения танка БТ-2

Со временем все трудности удалось преодолеть, и производство БТ-22 стало массовым. В 1932 было изготовлено 396 танков БТ-2, в 1933 — ещё 224. В 1933 году связи с началом производства более совершенного танка БТ-5 производство БТ-2 было прекращено.

Танки БТ-2, поступившие в войска, быстро стали рассматриваться скорее как учебные. Процесс их освоения личным составом шел тяжело. Не особенно высокое качество сборки машин, помноженное на низкую квалификацию обслуживающего персонала, давало постоянные поломки. Их устранение затруднялось вечным дефицитом запчастей. Тем не менее динамические возможности танка впечатляли, особо знамениты были прыжки танка на расстояния до 40 метров, с гордостью демонстрируемые высокому начальству и иностранным гостям. Первоначально БТ-2 поступили на вооружение мехкорпусов, после их расформирования – механизированных и танковых бригад. Постепенно, по мере насыщения войск более совершенными танками, они все больше переходили на выполнение учебных задач, как в частях, так и в учебных заведениях, в которых к концу 1930-х имелось до 130 танков БТ-2. В мае 1940 все 597, находящихся к тому времени на вооружении РККА танков БТ-2 было решено «оставить как учебный парк до полного износа». Однако массированное формирование мехкорпусов вынудило вновь поставить в строй эти машины. Впервые БТ-2 пошли в бой в конфликте на реке Халхин-Гол. Затем они принимали участие в так называемом Освободительном походе в Западную Украину и Белорусию. Значительное их количество участвовало в советско-финской войне. Так, в составе 1 легкотанковой бригады имелось 82 БТ-2, большая часть из которых в ходе тяжелых боев вышла из строя по техническим причинам и была эвакуирована на завод. Были и боевые потери – четыре танка сгорело, а два утонуло. Вообще же потери БТ-2 в конфликтах и войнах 1939-1940 были невелики.

БТ-2 с пушечно-пулемётным вооружением: 24-я тд, 10-й мехкорпус.

К 1 июня 1941 на вооружении РККА имелось 580 линейных танков БТ-2, в том числе 396 в западных округах. Из них 366 были на ходу и использовались только в качестве учебных машин, 119 БТ-2 требовали среднего, а 30 – капитального ремонта, еще 72 были чисто учебными и использовались в основном в качестве учебных стендов. С началом боевых действий все находившиеся в войсках в качестве учебных машин танки БТ-2 были поставлены в строй. БТ-2 входили в состав танковых и моторизованных дивизий мехкорпусов и участвовали в боях практически по всему фронту.

Так, в 5 мехкорпусе было 10 БТ-2, в 6 мехкорпусе – 30, в 7 мехкорпусе – 27, в 8 мехкорпусе – 14, в 24 танковой дивизии 10 мехкорпуса – 139. В ходе боев эти сильно изношенные машины были быстро потеряны, так, в той же 24 тд на 24 июля 1941 уже не было ни одного БТ-2. По некоторым данным, ощущалась острая нехватка 37 мм снарядов, поскольку их производство было давно прекращено. Находившиеся во внутренних округах БТ-2 были спешно приведены в боеготовое состояние и брошены в бои лета-осени 1941, и также были в своем большинстве быстро потеряны. Некоторое количество БТ-2 применялось в Московской битве, например, в 18 танковой бригаде было 5 БТ-2. Отдельные машины этого типа встречались на фронте в 1942-1943 (в частности, имеется фотография пулеметного БТ-2 в бою, датируемая летом 1942). Некоторое количество этих машин имелось на Ленинградском фронте, например, летом 1943 их было 12. По некоторым данным, они воевали еще в 1944 году.

Об остальных отечественных танках читайте там →

ТТХ серийных БТ-2

  • Экипаж: 2 человека
  • Боевая масса: 11,3 т.
  • Габариты:
    Длина корпуса: 5350 мм
  • Ширина корпуса: 2230 мм
  • Высота: 2160 мм
  • Клиренс: 350 мм
  • Толщина брони:
      Лоб: 13мм.
  • Борт: 13мм.
  • Корма: 10 мм.
  • Крыша: 10 мм.
  • Днище: 6 мм.
  • Башня – 13 мм во всех проекциях.
  • Двигатель:
      L-12 «Либерти» или М-5-400
  • Мощность: 1650 об/мин, 400 л.с.
  • Движитель:
      Гусеничный или колесный ход
  • Максимальная скорость:
      На гусеничном ходу – 52 км/ч.
  • На колесном ходу — 72 км/ч.
  • Запас хода:
      На колесном ходу: ~200 км.
  • На гусеничном ходу: 120 км – 150 км.
  • Преодоление препятствий:
      Угол подъема: 42
  • Высота стенки: 0,55 м.
  • Ширина рва: 2 — 2,5 м. *разные источники дают значения в этом диапазоне
  • Глубина брода: 1 м.
  • Варианты вооружения БТ-2


    Танк БТ-2 с пушкой Б-3 и пулеметом в отдельной установке


    БТ-2 с пулеметным вооружением

    • 37-мм танковая пушка Б-3 (заводской индекс 5-К). БТ-2 планировалось оснащать 37-мм пушкой в спаренной установке с пулеметом ДТ, однако из за возникших трудностей в производстве, первые 60 экземпляров были выпущены без пулеметного вооружения.
    • 37-мм танковая пушка Б-3 и пулемет ДТ в раздельных установках. Т.к. технически не удалось разместить пушку и пулемет в спаренной установке, конструкция башни была изменена, и пулемет разместили в отдельной шаровой установке справа от основного орудия.
    • 7,62-мм спаренные пулеметы ДА-2.
    • 7,62-мм спаренные пулеметы ДА-2 в одной установке и одиночный ДТ в другой.

    *Танков БТ-2 с пулеметным вооружением было выпущено больше, чем с пушечным.


    БТ-5 на параде в Минске. 1936 г.

    Экспериментальный образец

    : 45-мм пушка 20-К и пулемет ДТ в одной установке.

    Более мощное орудие требовало увеличения объема башни. Все попытки переработать стандартную башню (цилиндрической формы, клёпаную, со скосом спереди сверху) не увенчались успехом. В последствии, заменив башню на другую (большего объема, с кормовой нишей) удалось провести успешные испытания. В 1933 году машина с 45-мм пушкой пошла в серийное производство, но уже с индексом БТ-5.

    При этом не прекращались попытки установить на БТ-2 76-мм пушку.

    Из множества вариантов лишь несколько идей нашли свое воплощение в единичных экспериментальных машинах. Ни одна из них, в последствие, не вошла в серийное производство.


    Танк Д-38

    В самом необычном варианте на танк предлагалось устанавливать не только 76-мм пушки и пулемет ДТ в башне, но и 37-мм пушку и ДТ в корпусе. Экипаж увеличивался до 3х человек, масса танка возрастала до 14 т, толщина бронирования в основных проекциях увеличивалась до 20мм. Танк получил название Д-38. Была подготовлена вся документация и даже построен макет в натуральную величину. Однако комиссия из Управления моторизации и механизации РККА признала проект неудовлетворительным.

    Дальнейшие работы над танком с индексом Д-38 привели к отказу от размещения 37-мм пушки в корпусе. В новой, увеличенной башне разместилась 76-мм полковая пушка с укороченной длиной отката и пулемет ДТ в отдельной установке. Был построен единственный действующий образец.


    БТ-203

    Совсем уже невероятным кажется проект, по которому БТ-2 пытались оснастить 203-мм безоткатной пушкой Леонида Васильевича Курчевского. По одним источникам проект был свернут еще на стадии разработки документации. По другим – что был построен единственный экспериментальный танк с индексом БТ-203, который был забракован после полевых испытаний.

    Информации по проекту БТ-203 очень мало. Единственное упоминание в печатной литературе встречается в книге Вячеслава Олеговича Шпаковского «Танки. Уникальные и парадоксальные».

    • 37-мм пушка Б-3 (5-К)
      Калибр: 35 мм.
    • Длина ствола: 45 калибров
    • Начальная скорость: 700 м/с.
    • Углы наведения по вертикали: от −8 до +25 градусов
    • Прицел: телескопический
    • Скорострельность: до 12 выстр/мин.
    • Наибольшая дальность стрельбы: 2000 м.
    • Приводы наведения: ручные
  • Пулемет ДТ: (Дегтярёва Танковый)
      Масса: 8,3 кг.
  • Длина: 1250 мм.
  • Патрон: 7,62×54 мм.
  • Дисковый магазин: 63 патрона.
  • Скорострельность: 600 выстрелов/мин.
  • Начальная скорость пули: 840 м/с.
  • Прицельная дальность: 800 м.
  • Пулемет ДА: (Дегтярёва Авиационный)
      Масса без магазина: 7,1 кг.
  • Длина: 940 мм.
  • Патрон: 7,62×54 мм.
  • Дисковый магазин: 63 патрона.
  • Скорострельность: 600 выстрелов/мин.
  • Начальная скорость пули: 840 м/с.
  • Прицельная дальность: 800 м.

  • Варианты вооружения БТ-2
    Боекомплект пушки составлял 92 выстрела, боекомплект пулеметов в зависимости от варианта вооружения не изменялись, и всегда составлял 2709 патронов

    *Пулеметы ДТ и ДА были разработаны на базе пулемета ДП (Дегтярёва Пехотный). ДТ от ДП отличало: выдвижной металлический приклад, диоптрический прицел, увеличенный магазин. ДА от ДП отличало: отсутствие защитного кожуха, увеличенный магазин, приклад заменен двумя рукоятями (верхней и нижней). ДА-2 представлял собой два соединенных ДА. Имел параллельный спуск, верхние рукояти заменены на общий плечевой упор и подщечник, на стволах устанавливался дульный тормоз.

    Производство

    Серийное производство танка сразу столкнулось с большим количеством трудностей. СССР в то время только начинал осваивать тяжёлую промышленность, и для производства передового образца бронетанковой техники не хватало буквально всего — подготовленных кадров, станков, качественных материалов. Возникали проблемы с производством качественной брони и формированием из неё корпуса и башен. Танк остался без двигателя — производство М-5 было прекращено. На танки стали ставить моторы, выработавшие свой ресурс в авиации, а также пришлось срочно закупать в США имевшиеся там запасы данного («Либерти») устаревшего двигателя. Закупили 2000 шт., частично тоже бывшие в употреблении. Но новые двигатели требовали ремонта, отличались невысокой надёжностью и пожароопасностью.

    Крупные проблемы возникли с вооружением. Первоначально планировалось установить на танк 37-мм пушку ПС-2, но наладить её серийное производство не удалось. Положение спасло принятие на вооружение пушки Б-3, представлявшую собой наложение ствола и казённика противотанковой пушки 1К (закупленная немецкая пушка ) на ложе с противооткатными устройствами пушки ПС-2. Однако и с производством Б-3 возникли проблемы, эта пушка выпускалась на заводе им. Калинина с большим трудом полукустарным методом. Кроме того, отработать спаренную установку пушки и пулемёта так и не удалось. Это привело к необходимости перерабатывать конструкцию башни для установки сбоку шаровой установки пулемёта. Однако первые 60 башен были выпущены без такой установки, и, соответственно, танки остались без пулемётного вооружения. Поскольку выпуск танков опережал производство пушек, часть танков пошла в войска невооружёнными. Сначала планировалось устанавливать на танки 37-мм пушку Гочкиса, но их в наличии в достаточном количестве не оказалось. Чтобы как-то исправить ситуацию, было решено прямо в войсках вместо пушки устанавливать спарку пулемётов ДТ или ДА. Это рассматривалось как временная мера, планировалось в будущем заменить их на 45-мм пушку, но этого так и не было сделано. В итоге большая часть БТ-2 оказалась вооружена только пулемётами.

    Постепенно производственные проблемы были решены. В 1932 было изготовлено 396 танков, в 1933 — ещё 224. В связи с началом производства танка БТ-5 (по сути, БТ с новой башней с 45-мм пушкой) производство БТ (получившего имя БТ-2) было прекращено.

    Отличия танка Кристи M.1931 от БТ-2


    Сверху M.1931, снизу БТ-2

    • Цепная передача, соединяющая ведущее колесо гусеничного хода с задним опорным катком (выступающим в роле ведущего при колесном ходе), заменена на коробчатую (т.н. «Гитара»), что увеличило надежность.
    • Заново сконструированная башня.
    • Нос танка приобрел форму усеченной пирамиды (вместо остроконечной пирамиды у M.1931). Появились буксировочные крючья.
    • Изменен люк посадки механика-водителя.
    • С 1933 года на БТ-2 начали устанавливаться облегченные штампованные катки.

    Основные недостатки БТ-2, выявленные в полевых условиях

    • Ненадежность двигателя и высокая пожароопасность.
    • Плохая заводская сборка.
    • Низкое качество стали, применяемой для изготовления траков, приводило к их регулярному разрушению. При этом запасные траки были крайне дефицитными. Так, за первое полугодие 1933 года в СССР было выпущено 80 (восемьдесят) запасных траков для гусеничных цепей БТ.
    • Низкое качество резины приводило к случаям раннего разрушения бандажей на опорных катках.
    • Плохая обитаемость машины. К общей тесноте добавлялись невыносимая жара летом и холод зимой.

    Боевое применение БТ-2

    Боевое крещение БТ-2 получил в освободительном походе на Западную Беларусь и Западную Украину

    (17-29 сентября 1939 гг).

    • 44 танковый полк 3 кавалерийская дивизия – 34 танка БТ-2 – без потерь.
    • 32 танковый полк 5 кавалерийская дивизия – 35 танков БТ-2 и БТ-5 – без потерь.
    • 42 танковый полк 4 кавалерийский корпус – 41 танк БТ-2 – потери: 3 танка.

    Затем БТ-2 использовался в «Зимней войне» с Финляндией

    (30 ноября 1939 года — 12 марта 1940 года).

    *Достоверных фактов того, что именно БТ-2 принимали участие в конфликте на реке Халхин-Гол (11 мая — 16 сентября 1939 года) найти не удалось. В большинстве документов говорится о БТ-5 и БТ-7.

    К середине 1940 года все остававшиеся в РККА БТ-2 (546 единиц) были переведены в учебные парки войсковых частей, где должны были дослужить оставшийся им ресурс и уйти на покой. За без малого десятилетие военной службы, машина с противопульным бронированием и 37-мм пушкой устарела и не могла наравне конкурировать с современными западноевропейскими танками типа немецкого Pz.KPFW III.

    С началом Великой Отечественной войны танки-ветераны вновь приняли участие в боях. Большинство БТ-2 были потеряны еще в первые месяцы войны, однако, единичным экземплярам удалось «дожить» до середины 42 года. Так на 1 апреля 1942 года в 106-м отдельном танковом батальоне 23-й армии числилось 11 боеспособных БТ-2 и 4 танка на ремонте; на 1 июня 1942 в составе 3-го отдельного разведывательного батальона 42-й армии было 15 танков БТ-2; на 1 сентября 1942 года в составе 86-го отдельного танкового батальона 55-й армии — 10 БТ-2. К лету 1943 года в частях Ленинградского фронта оставалось 12 БТ-2.

    К сожалению, на сегодняшний день из 620 выпущенных БТ-2 ни одного полностью аутентичного экземпляра не сохранилось.

    Модификации и прототипы

    Указать, сколько конкретно было выпущено танков каждой модификации, не представляется возможным, поскольку у разных авторов данные сильно различаются. Совершенно точно то, что пулемётных танков было значительно больше, чем пушечных.

    • M1940. Закупленные танки Кристи (2 шт.), использованные как прототипы. Судьба не выяснена.
    • БТ-2 пушечно-пулемётный. Вооружение — 37-мм пушка Б-3 и 1 пулемёт ДТ. Серийная модификация.
    • БТ-2 пушечный. Вооружение — 37-мм пушка Б-3.
    • БТ-2 пулемётный. Вооружение — 1 пулемёт ДТ в шаровой установке и 2 спаренных пулемёта ДТ (возможно также ДА). Серийная модификация.
    • БТ-2 пулемётный без шаровой установки. Вооружение — 2 спаренных пулемёта ДА. Серийная модификация.
    • БТ-2 химический. Огнемётный (химический) танк. На 1 июня 1941 года имелось 14 таких танков, все во внутренних округах. Информации о судьбе нет.
    • БТ-2 сапёрный. Мостоукладчик. На 1 января 1940 года числился один такой танк в Ленинградском военном округе. Судьба не выяснена. Однако после «Зимней войны» был выпущен ещё один экземпляр но на базе БТ-5.
    • БТ-2-ИС (БТ-ИС). Представлял собой БТ-2 с тремя ведущими колёсами, и, соответственно, имел повышенную проходимость на колёсном ходу. Создан в 1935 году группой под руководством Н. Цыганова. Был изготовлен в единственном экземпляре. Испытания прошли успешно. Судьба не выяснена.
    • БТ-2 с 76-мм пушкой. Экспериментальный образец был построен, но, судя по всему, не испытывался. Судьба неизвестна.
    • БТ-2 с 203-мм пушкой. Экспериментальный образец. Выпущен в 1934 году. В танк устанавливалась 203 мм. пушка Курчевского. После испытаний, был снят с них из-за того что танк сильно отскакивал.

    Мифы и заблуждения о БТ-2


    Сверху фотомонтаж БТ-4, снизу исходное фото БТ-2

    • В некоторых источниках можно встретить информацию, что прообразом для БТ-2 стали модели Кристи M.1940. Это не совсем правильно. Уолтер Кристи возлагал большие надежды на разработанную в 1928 году модель танка М.1928. Он называл прототип «Танк десятилетия» и присвоил ему соответствующее громкое неофициальное название «Model 1940». Однако, прототип «Танка Десятилетия» подвергся сильной критике со стороны американских военных и не пошел в серийное производство. К 1931 году Кристи модернизировал М.1928 «Model 1940». Модернизированная модель получила индекс М.1931. Именно на основе М.1931 стали собираться БТ-2. Танк Кристи с официальным названием М.1940 увидел свет только в 1937 году.
    • Два М.1931 Кристи попали в Советский союз легально, с разрешения Госдепартамента США, а не под видом тракторов в обстановке секретности.
    • На БТ-2 никогда не устанавливались две башни. Часто встречающийся на просторах сети материал о БТ-4 – машине на базе БТ-2 с двумя башнями есть не более чем вымысел. На ХПЗ реально существовали планы по производству машины с индексом БТ-4, однако ее единственным отличием от БТ-2 был клёпано-сварной корпус (на БТ-2 корпус был клёпаный), упрощенные надгусеничные полки и изменённый буксировочный зацеп. Фотографии двухбашенного БТ — качественный, но монтаж.
    • Экипаж серийных БТ-2 состоял только из двух человек. Никогда в БТ-2 не находился третий член экипажа.
    • Никогда на БТ-2 не устанавливалась радиостанция.

    История создания легкого танка.


    Данная боевая машина сконструирована на основе колесно-гусеничного танка М.1931, талантливого американского конструктора У.Кристи. Для определения степени трудоемкости будущего БТ-2, в Нью-Йорк отправился член НТК Н.Тоскин. И вскоре на имя И.Халепкого пришло уведомление о готовности изобретателя Кристи, посетить СССР. К уведомлению прилагались 127 листов чертежей нового танка. По условиям контракта, Кристи обязывался в начале осени 1930 г. предоставить два танка представителям заинтересованной стороны, в качестве которых выступал АМТОРГ. Но затянул изготовление танков, так что первый танк отгружен в СССР лишь в конце сентября 1930г. Танки прибыли как раз после показа военным английского «Виккерса» и в начале марта 1931г, первый танк Кристи был отгружен на склад АБТУ.

    Советское правительство приняло решение о лицензионном строительстве танка, раньше, чем он прибыл в Советский Союз. Индекс новой машины, который согласно системе сквозной нумерации должен быть либо Т-28 либо Т-29. Но поскольку танк не отвечал всем требованиям существующей системы танкового вооружения, то армейского индекса не получил, а наиболее разумным показалось присвоить ему индекс «БТ» — аббревиатура «быстроходный танк». На показах верхушки РККА, прошедших 14 марта 1931 г. боевая машина в целом понравилась, хотя впечатление которое она произвела, было несравнимо с отзывами, о танке, купленном в Англии.


    В наше время может показаться странным, но поспешность, с которой осваивали в производстве танк БТ-2, объяснялась опасением, что это танк будут строить в Польше. Изначально, в качестве места основного производства рассматривался автозавод в Ярославле (ЯАЗ). Его руководство убедительно говорило о возможности быстрого освоении производства будущего танка БТ-2, при условии, что заводу окажут кадровую и техническую помощь.

    Через некоторое время стало очевидным, что Ярославский автозавод не в одиночку, не при помощи АМО, не сможет производить заокеанскую новинку. На совещании прошедшем, в апреле 1932г. на , в присутствии Ворошилова, Тухачевского и Халепского было решено построить в текущем году на производственных мощностях завода 100 танков БТ-2. Выполнение заказа обеспечивалось прекращением выпуска Т-18, а также дополнительными поставками цементованной брони.

    Вследствие того что план производства легкого танка Т-26 постоянно срывался, а ХПЗ им. Коминтерна, в виду прекращения выпуска танков Т-24 оказался не задействован, то заказ на БТ-2 был перенесен в Харьков. Что было вполне разумно, поскольку инструментальный и станочный парк завода мог практически полностью изготовить БТ, при условии кооперации по двигателю, вооружению и литью. К 17 мая был готов план производства БТ-2 на Харьковском заводе. План предусматривал изготовление первой партии легких танков в количестве 100 штук к началу 1932г. Окончательное решение о судьбе БТ-2 принято 23 мая 1931г., когда Комитет обороны решил принять на вооружение легкий танк БТ как «быстроходный танк-истребитель».

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]