Гайд по среднему танку третьего уровня Type 97 Chi-Ha WoT от aces.gg

Type 97 Chi-Ha – японский средний танк, который очень активно использовался во время Второй мировой войны вместе с более устаревшим Ха-Го. По массе Чи-Ха был скорее легким – к средним он мог относится только по японской классификации.

История создания Чи-Ха

К середине 30-х годов XX века основной средний танк Японии Тип 98 окончательно устарел. Японское командование пересмотрело требования к средним танкам и отдало приказ о разработке более маневренных машин. В 1936 году сформулировали окончательные ТТХ к новому среднему танку – он должен был быть быстрее, защищеннее, меньше, и при этом сохранить прежнее вооружение. Было изготовлено два прототипа – «Чи-ха» от и «Чи-ни» от арсенала в Осаке.

В 1936-1937 опытные образцы тестировались, и сначала предпочтение отдали более легкому и дешевому «Чи-Ни». Но после первых крупных военных столкновений с Китаем стало очевидно, что лучше себя проявит маневренный и бронированный «Чи-Ха». В итоге его приняли на вооружение, обозначив именем «Тип 2597». В 1937 году танк начали серийно производить.

Ссылки [ править ]

  • Пей, Кристофер. (1996). Боевые бронированные машины 20-го века, Tiger Books International, Лондон.
  • Кукс, Элвин Д. (1985). Номонхан; Япония против России, 1939 (в двух томах)
    . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-1160-7.
  • Фосс, Кристофер (2003a). Великая книга танков: самые важные танки мира от Первой мировой войны до наших дней
    . Зенит Пресс. ISBN 0-7603-1475-6.
  • Фосс, Кристофер (2003b). Танки: 500 . Крестлайн. ISBN 0-7603-1500-0.
  • Гандер, Терри Дж. (1995). Танки Джейн времен Второй мировой войны. Харпер Коллинз. ISBN 0-00-470847-4
  • Томчик, Анджей (2007) [2002]. Японская броня Vol. 2
    . AJ Press. ISBN 978-8372371119.
  • Томчик, Анджей (2005). Японская броня Vol. 4
    . AJ Press. ISBN 978-8372371676.
  • Залога, Стивен Дж. (2007). Японские танки 1939–45
    . Скопа. ISBN 978-1-8460-3091-8.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – средний танк, хотя по мировым меркам это был скорее легкий танк;
  • Боевая масса – 15,8 тонн;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы производства – 1938-1943;
  • Годы эксплуатации – 1938-1945;
  • Количество выпущенных – 2123 штуки.


Компоновка Чи-Ха

Размеры

  • Длина корпуса – 5500 миллиметров;
  • Ширина корпуса – 2330 миллиметров;
  • Высота – 2380 миллиметров;
  • Клиренс – 420 миллиметров.

Бронирование

  • Тип брони – поверхностно закаленная стальная катаная;
  • Лоб корпуса (середина) — 10 / 82°-20 / 65° мм/градус;
  • Борт корпуса (верх) — 20 / 25-40° мм/градус;
  • Корма корпуса (верх) — 20 / 67° мм/градус;
  • Днище – 8,5 мм;
  • Крыша корпуса – 10-12 мм;
  • Лоб башни — 25 / 10° мм/градус;
  • Борт башни — 25 / 10…12° мм/градус;
  • Корма рубки — 25 / 12° мм/градус;
  • Крыша башни – 10 мм.

Вооружение

  • Марка и калибр пушки – Тип 97, 57 миллиметров;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 18,4 калибра;
  • Боекомплект пушки – 120;
  • Углы ВН: -9…+21;
  • Прицел – телескопический;
  • Пулеметы — 2 × 7,7-мм Тип 97.

Подвижность

  • Тип двигателя — Двенадцатицилиндровый дизельный V-образный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность – 170 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 38 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 19 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 210 км;
  • Удельная мощность – 10,8 л.с./т;
  • Тип подвески – Хара;
  • Преодолеваемый подъем – 30-35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 1 метр;
  • Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1 метр.

Описание конструкции[править]

Корпус и бронированиеправить

“Шинхото Чи-Ха” отличались от стандартных “Чи-Ха” прежде всего новой башней. Помимо этого, была немного увеличена толщина брони и удалён люк стрелка, перекрывавшийся новой башней. Была доработана система вентиляции машинного отделения и установлены бронированные жалюзи, а командир получил новую светозвуковую систему связи с водителем по типу корабельного телеграфа. “Шинхото Чи-Ха”, полученные в войсках переделкой старых машин, помимо новой башни получали только изменённый верхний лист корпуса без люка стрелка. Броневой корпус танка имел сложную, асимметричную в верхней части форму, с надгусеничными нишами.

Новая башня состояла из двух собранных при помощи сварки передней и задней половин, соединявшихся между собой заклёпками. Обширная кормовая ниша башни служила для хранения боекомплекта. Пулемёт по-прежнему устанавливался в корме башни, несмотря на явную неудачность такого решения.

Тип бронистальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх)27 мм / 15°
Лоб корпуса (середина)17 мм / 82°
Лоб корпуса (низ)20 мм / 65°
Борт корпуса (верх)20 мм / 25-40°
Борт корпуса (низ)20-25 мм / 0°
Корма корпуса20 мм / 30-67°
Днище8,5 мм
Крыша корпуса10-12 мм / 70-90°
Лоб башни25 мм / 10°
Борт башни17 мм / 10°
Корма башни16 мм / 5°
Крыша башни11 мм / 70-90°

Вооружениеправить

47-мм пушка Тип 1 с длиной ствола 62 калибра, ставившаяся на большей части “Шинхото Чи-Ха”, стреляла бронебойным снарядом весом 1,53 кг, содержащим 18 г взрывчатого вещества, с начальной скоростью 830 м/с. На дистанции 500 м такой снаряд пробивал 68 мм брони при угле встречи 90°. Помимо этого, в боекомплект входили осколочно-фугасные снаряды весом 1,4 кг, содержавшие 90 г взрывчатого вещества.
Таблица бронепробиваемости для 47-мм танковой пушки Тип 1
(бронебойный трассирующий остроголовый снаряд)

Дальность, мПри угле встречи 90°, ммПри угле встречи 60°, мм
5006850
10004534

Двигатель и трансмиссияправить

Шитхото Чи-Ха оснащался V-образным 12-цилиндровым двухтактным дизельным двигателем “Mitsubishi” воздушного охлаждения, мощностью 240 л.с. Трансмиссия механического типа.

Ходовая частьправить

Ходовая часть танка “Чи-ха” не отличалась особой оригинальностью. Применительно на один борт она состояла из следующих элементов: шесть сдвоенных обрезиненных катков; четыре средние блокировались попарно и оснащались подвеской типа Хара, а крайние катки оснащались индивидуальной пружинной подвеской; три поддерживающих ролика; направляющее колесо заднего расположения; ведущее колесо переднего расположения; мелкозвенчатая гусеница: 96 траков с одним гребнем шириной 330 мм и шагом 120 мм.

Модификации Chi-Ha

Так Чи-Ха был очень успешным и популярным, так что на его основе было построено несколько модификаций, которые активно использовались вместе с базовым танком.

Шинхото Чи-Ха

Когда японские войска столкнулись с советскими у реки Халхин-Гол, стало ясно, что танковые пушки должны обладать в первую очередь противотанковыми свойствами. Так что в 1939 году был разработан «ShinhoTo Chi-Ha» — модификация с новой башней и 47-миллиметровой пушкой. Она имела меньший калибр, но за счет длины снаряду придавалась высокая начальная скорость, так что новая пушка пробивала броню танков намного лучше. Шинхото выпускались вместе с обычными Чи-Ха до самого 1943 года.


Шинхото Чи-Ха

Чи-Ха с пушкой 120-мм

На базе уже «Шинхото» по заказу морской пехоты создали вариацию с морской короткоствольной пушкой калибром 120 миллиметров. Такой танк выпускался уже после 1942-го в небольших количествах.

Чи-Ки

Это был командирский танк – башня была занята радиооборудованием и в ней стояло 57-мм орудие, а на месте одного пулемета была установлена 37-мм пушка.

Историческая справка и общие сведения

Type 97 Chi-Ha разрабатывался японской фирмой Mitsubishi на протяжении 1935-1937 годов. В серийное производство этот образец попал в 1938 и выпускался вплоть до 1942 года. Стоит отметить, что на протяжении двух лет, с 1941 по 1942 год, Type 97 Chi-Ha выпускался вместе с улучшенным вариантом Shinhoto Chi-Ha. В общем количестве, было выпущено около 2900 машин. Оба вышеуказанных образца использовались японскими войсками во время проведения боевых действий в Китае. В 1946-1949 годах эти танки также использовались в Гражданской войне армией Гоминьдана и войсками Народно-освободительной армии Китая.

Для того, чтобы получить доступ к Type 97 Chi-Ha, нужно будет заработать всего 1.460 опыта на предшествующем танке. Стоимость Type 97 Chi-Ha тоже невысока и составляет 45.000 серебра. Предлагаю вам несколько вариантов посадки экипажа на этот танк:

Обучение экипажа за золото. Не рекомендую данный метод, поскольку потраченное золото принесет намного больше пользы на высокоуровневой технике. Тем более, на таком уровне, покупка 100% экипажа не критична и не обязательна. Если же вы все-таки решили потратить немного «рубликов», то сообщаю, что такое обучение обойдется вам в 4 * 200 = 800 золота.

Обучение экипажа за серебро. Как раз то, что нужно для танка третьего уровня. Дешево и сердито. В результате вы увидите, что для наших целей, экипажа с 75% умением вполне достаточно. Стоимость покупки танкистов за серебро составит 4 * 20.000 = 80.000 серебра.

Камуфляж лучше поставить, все-таки Type 97 Chi-Ha обладает довольно скромными габаритами и невысоким профилем. Цена нанесения «камо» на 1 месяц для всех типов карт будет стоить вам 3 * 30.000 = 90.000 серебра.

Машины на базе Type 97 Chi-Ha

Кроме различных модификаций на базе танка Chi-Ha также создавались другие машины.

Противотанковые:

  • Хо-Ро – самоходная гаубица. Вместо башни ставилась 150-мм гаубица. Было выпущено всего около 12 штук;
  • Хо-Ни – целая серия САУ. По конструкции напоминали Хо-Ро, но у Хо-Ни III была закрытая боевая рубка. В основном применялись для огневой поддержки. Были единственными более-менее массовыми САУ Японии во Вторую мировую (выпущено около 170 штук).


Хо-Ни I — САУ на базе Чи-Ха.

Специальные:

  • Ка-Ха – машина для уничтожения линий проводной связи за счет действия динамо-машины с генератором постоянного тока. Создатели предполагали, что он будет уничтожать средства связи через телеграфный провод. Всего построили четыре таких машины, но данные об их применении отсутствуют;
  • Ка-Со – бронемашина для артиллерийских наблюдателей. Не имела вооружения в башне;
  • Хо-К – лесоповалочная машина, применяемая в джунглях Новой Гвинеи;
  • Чи-Ю – бронированный минный трал с башней и вооружением.

Ремонтно-технические

  • Се-Ри – ремонтно-эвакуационная машина. На нее ставилась маленькая коническая башенка с пулеметом, а на кормовой части находился кран грузоподъемностью 5 тонн. Была выпущена всего пара экземпляров;
  • Т-Г – бронированный мостоукладчик, позволявший собирать мост с помощью двух ракет – мост буквально за несколько секунд вылетал из машины. При этом получившийся мост мог удерживать японские танки, но под американскими проваливался. Однако серийно Т-Г так и не производился.

Конструкция

Компоновкой «Чи-ха» напоминал «Ха-го», но имел двухместную башню. В отделении управления размещались механик-водитель (справа) и стрелок (слева); в башне справа от пушки командир, слева — заряжающий. Корпус и башня были клепаными. Корпус имел бортовые ниши, наклонный двухскатный верхний лобовой лист. Башня выполнялась с легкой конусностью и кормовой нишей. На крыше башни располагался купол командира с большим двухстворчатым люком, слева от него — двухстворчатый люк заряжающего. Механик-водитель имел лючок в крыше рубки, стрелок —люк в крыше корпуса. Горизонтальные смотровые щели были прорезаны в щитке окна рубки и ее выгнутых скулах.

Установка 57-мм орудия «97» в башне «Чи-ха» допускала его качание в горизонтальной плоскости в пределах плюс-минус 5°. Угол подъема орудия составлял 21° , снижения — 9°. Вес 57-мм снаряда — 2,7 кг, начальная скорость — 420 м/с. Один пулемет в шаровой опоре крепился в корме башни слева, второй — слева в лобовом листе корпуса.

Двухтактный V-образный дизель устанавливался продольно в корме, доступ к нему обеспечивали люки в бортах и люк-жалюзи в крыше корпуса. В боевых условиях жалюзи в бортах прикрывались бронекрышка-ми. На марше они поднимались и фиксировались в горизонтальном положении. Топливные баки на 120 и 115 л располагались вдоль бортов. Выхлопные трубы выводились назад с обоих бортов. Четырехскоростная коробка передач со скользящими шестернями и понижающей передачей давала 8 передач вперед и 2 назад. Ходовая часть по схеме Т.Хара была дополнена передним и задним катками с независимой подвеской: крайние катки через коленчатые рычаги соединялись с наклонными спиральными пружинами, открыто закрепленными на борту. Опорные катки и крайние поддерживающие ролики были сдвоенными. Амортизаторы в подвеске отсутствовали. В отличие от опытного «Чи-ну» «Чи-ха» не имел «хвоста».

В крышке люка командира монтировался перископический прибор наблюдения и имелось отверстие для сигнализации флажками. На лобовом листе корпуса или на надгусеничных полках крепились фары и иногда звуковой сигнал.

Столкновения с советскими войсками на Халхин-Голе убедили японцев в приоритете противотанковых свойств танковой пушки. И уже в 1939 году был построен опытный танк «98» («Чи-хо» — «средний пятый») с увеличенной башней по типу советских БТ-5 и несколько измененной ходовой частью. А в 1940 году появилась модификация серийного «97» — «Шинхото Чи-ха» («Чи-ха» с «новой артиллерийской башней») с 47-мм пушкой: при длине ствола 48 калибров ее 1,4-кг снаряд имел начальную скорость 825 м/с и на расстоянии 500 м пробивал 75-мм броню. В боекомплект входили бронебойные и бронебойно-осколочные снаряды. Пулеметы размещались аналогично «Чи-ха». Башня имела купол со смотровыми щелями, на ее крыше перед люком заряжающего крепилась стойка для зенитного пулемета. Имелись лючки для стрельбы из личного оружия. В правом борту башни размещался небольшой лючок, в задней стенке справа от пулемета — широкий люк для эвакуации, загрузки боекомплекта и демонтажа орудия. Большинство «Шинхото Чи-ха» стали простой переделкой уже выпущенных «Чи-ха». У вновь произведенных танков была несколько изменена система вентиляции моторного отделения. Командир имел светозвуковую связь с механиком-водителем: 12 кнопкам на пульте командира соответствовали 12 светящихся транспарантов и зуммер на панели водителя.

Боевое применение

В боях на Халхин-Голе танки «Чи-Ха» еще не использовались, а только испытывались на фронте. После поражения было решено заменить многие «Ха-Го» на Тип 97 «Чи-ха», так что их начали производить активнее.

В 1941 году японцы вторглись в Малайю и на Филиппины. В сражениях с американскими танками в основном участвовали «Ха-Го», но и средние «Чи-Ха» тоже использовались японскими войсками, для сопровождения пехоты и окончательного слома противника.

В боях на Батаане «Чи-Ха» использовали уже гораздо активнее, но в итоге выяснилось, что их 57-мм оружие неэффективно против американских «Стюартов». Поэтому на острова перевели два «Шинхото Чи-Ха». Впервые эта модификация была использована в высадке на Коррехидор, 5 мая 1942 года.

В Малайе «Чи-Ха» тоже использовались активно и весьма успешно, в основном из-за того, что у противника не было противотанковых средств. Особую роль танки сыграли в захвате Сингапура 15 февраля.

В 1943 году Япония на Тихом океане и в Азии была вынуждена перейти от наступления к обороне. Для этого все подразделения активно укомплектовывались танками, как «Чи-Ха», так и «Ха-Го», а также плавающими и другими модификациями.

В боях на острове Сайпан в июле 1944 года японские танковые войска вступили в схватку с американскими танками. В итоге многие японские машины были потеряны под огнем М4 и противотанковых М3. Примерно то же самое произошло на острове Гуам.

На Тихоокеанском ТВД эти два острова стали местами самого активного применения японских танков. Именно здесь стало ясно, что «Чи-Ха» уже устарели – они слишком легко пробивались американскими пушками и даже крупнокалиберными пулеметами.


Type 97 Chi-Ha с танкистом

Филиппины и японские острова

На Филиппинах японские танки тоже проявили себя не слишком хорошо – в боях с американскими танками, особенно с «Шерманами» и САУ было потеряно много «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Также неудачу японские танки потерпели при обороне Иводзима, Окинава и Формоза. Правда, одному опорному пункту с тремя «Шинхото Чи-Ха» удалось оказать упорное сопротивление – бои на острове Иводзима шли с февраля до 26 марта. Но в итоге сопротивление все равно было смято. В яростных схватках на Окинаве танки почти не участвовали. Тем более из-за поражения на Филиппинах японцы не стали рисковать и перебрасывать танки на Окинаву.


Чи-Ха, подбитый на Филиппинах

Континентальные сражения

На континенте «Чи-Ха» сражались в Бирме и Китае. В Бирме последние японские танки погибли в столкновении с «Шерманами» в марте 1945. В Китае танки действовали боле удачно, в основном из-за слабой противотанковой обороны противника. Кстати, когда Япония капитулировала, действующую в Китае третью танковую дивизию не полностью разоружили – ее стали использовать для обороны Бэйпина от Национально-освободительной армии.

Когда началась Маньчжурская наступательная операция советских войск, у Квантунской армии было несколько танковых бригад и полков, вооруженных в основном «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Всего в группировке было 1215 танков. В целом их применение было неудачным, и они потерпели поражение. То же самое ожидало японские танки на Курильских островах – останки «Шинхото Чи-Ха» все еще можно увидеть на острове Парамушир.

После того, как Япония капитулировала, «Chi-Ha» использовались на Третьей гражданской войне в Китае, причем обеими сторонами. В основном их применяли для поддержки пехоты. В самой Японии «Чи-Ха» были на вооружении до 60-х годов, но использовались скорее как учебные машины.

Заметки [ править ]

  1. ^ а б Залога 2007 , стр. 17.
  2. ^ a b c d e Залога 2012 , с. 23.
  3. ↑ a b Zaloga 2007 , с. 13, 14.
  4. Томчик 2007 , стр. 19, 21.
  5. Zaloga 2007 , стр. 14.
  6. Zaloga 2007 , стр. 16.
  7. Zaloga 2012 , стр. 12, 13.
  8. Zaloga 2007 , стр. 35.
  9. Zaloga 2007 , стр. 34-40.
  10. Zaloga 2007 , стр. 11, 41.
  11. Томчик 2005 , стр. 61.
  12. Томчик 2005 , стр. 61, 62, 71, 76, 82.
  13. Томчик 2007 , стр. 19.
  14. Zaloga 2012 , стр. 15.
  15. ^ а б Залога 2007 , стр. 42.
  16. Томчик 2007 , стр. 19, 22.
  17. ^ а б Залога 2007 , стр. 21.
  18. Томчик 2005 , стр. 36, 37.
  19. ^ a b Императорская японская армия Таки: 12-сантиметровая САУ с длинным стволом

Память о танке

В музеях сегодня хранится три танка «Чи-Ха», а также существует 11 машин, сильно поврежденных в боях:

  • Индонезия, Маланга, Национальный музей;
  • КНР, Пекин – Народно-революционный музей;
  • Япония, храм Ясукуни;
  • Япония, Танковая школа Японской Императорской армии;
  • Россия, село Ивановское в Московской области, Военно-Технический музей. Танк находится на ходу;
  • Россия, Курильские острова, остров Шумшу. Несколько поврежденных танков;
  • На островах Гуадалканал, Сайпан и острове Герцога Йоркского находятся 9 брошенных экипажами или поврежденных в боях танков «Чи-Ха».


Останки Шинхото Чи-Ха на Курильских островах

Содержание

  • 1 История и развитие
  • 2 обозначения японских танков
  • 3 Дизайн 3.1 Разработка улучшенного Shinhoto Chi-Ha
  • 4 Производство
  • 5 Дальнейшее развитие
  • 6 История боя
      6.1 Вторая мировая война
  • 6.2 После Второй мировой войны
  • 7 вариантов
  • 8 операторов
  • 9 выживших
  • 10 См. Также
      10.1 Танки сопоставимой роли, производительности и эпохи
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки
  • Фотографии танка


    Подбитый Чи-Ха


    Type 97 Chi-Ha в музее армии США в Абердине


    Шинхото Чи-Ха с экипажем

    Дополнительное оборудование

    Type 97 Chi-Ha не отличается от младшего брата, полностью унаследовав от него комплектацию оборудования. Из всего списка доступных девайсов, самыми полезными оказались «приводы» и «вентиляция». Что касается третьего слота, то на ваш выбор я оставляю «оптику» и «стереотрубу». Что именно покупать – решать вам. Но, так как игра на Type 97 Chi-Ha предполагает больше ближних стычек, то считаю, что «оптика» будет более оптимальным вариантом. Цены указаны ниже:

    • «Усиленные приводы наводки» – 500.000 серебра
    • «Улучшенная вентиляция Класс 1» – 50.000 серебра
    • «Стереотруба» – 500.000 серебра
    • «Просветленная оптика» – 500.000 серебра
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]