Доброго времени суток, танкисты и танкистки, с вами aces.gg! У нас в гостях сегодня оказалась исторически знаменитая машина, еще в начале Второй мировой войны силами Германии было изготовлено 96 этих танков с последующей их модификацией, перед вами Pz.Kpfw. III Ausf. E гайд
.
Значимость данного аппарата не слишком уменьшилась и в нашей любимой игре, ведь он стоит у истоков целых трех веток развития, то есть многие игроки, решившие дойти до таких танков, как Leopard 1, E 100 и E 50 M могут начинать прокачку именно с Pz.Kpfw. III Ausf. E WoT
. Давайте же познакомимся со знаменитым танком поближе и определим, на что он способен в условиях виртуального боя.
ТТХ Pz.Kpfw. III Ausf. E
Начинать будем с того, что в нашем распоряжении имеется стандартный для техники третьего уровня запас прочности, а также не рекордный, но в то же время весьма достойный базовый обзор дальностью в 320 метров.
Если говорить о том, каковы в случае Pz.Kpfw. III Ausf. E характеристики
живучести, все очень и очень посредственно, так как на большинстве участков как в лобовой, так и бортовой проекциях, толщина брони не превышает 30 миллиметров, что легко пробивается даже одноклассниками.
По большому счету, исключением являются только два участка: 1. Благодаря наклону верхней лобовой детали, тут Pz. III E World of Tanks
в приведенке имеет примерно 49 миллиметров брони; 2. Обтекаемая маска орудия, за счет все тех же наклонов в самом толстом месте (сверху) может похвастаться 54 и даже 88 миллиметрами брони, но шанс, что туда прилетит вражеский снаряд очень мал, так можно сказать, что наш немец совсем не может полагаться на броню.
Все усугубляется тем, что немецкий легкий танк Pz. III E
обладает большими габаритами, из-за чего сильно страдает маскировка. Кроме того, на крыше у нас торчит огромная командирская башенка, а за большой НЛД расположилась трансмиссия, так что готовьтесь к постоянным критам двигателя.
Однако большие размеры танка поспособствовали тому, что в него поместился действительно мощный двигатель, так что Pz.Kpfw. III Ausf. E WoT
стал обладателем прекрасной максимальной скорости, отличной динамики и с маневренностью у нас все на высшем уровне, то есть выживаемость обеспечивается за счет высокой подвижности.
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Компоновка танка — классическая, с передним расположением трансмиссии.
Внутри корпус танка делился на три отделения: управления (оно же — трансмиссионное), боевое и моторное.
Отделение управления находилось в носовой части танка. В нём размещались приводы управления, приборы, контролировавшие работу двигателя, главный фрикцион, коробка передач, планетарный механизм поворота, пулемёт в шаровой установке, радиостанция, сиденья механика-водителя и стрелка-радиста.
Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В нём размещались вооружение, боекомплект, приборы прицеливания и наблюдения. Здесь же были рабочие места командира танка, наводчика и заряжающего. Над полом боевого отделения проходил карданный вал, закрытый кожухом.
Моторное отделение располагалось за боевым, в кормовой части танка. В нём устанавливались двигатель, масляный бак, топливный бак и радиаторы системы охлаждения.
Отделение управления:
1 — курсоуказатель; 2 — бортовая передача; 3 — триплекс; 4 — рычаги управления; 5 — панель приборов; 6 — коробка передач; 7 — рычаг переключения передач.
КОРПУС танка сваривался из катаных броневых листов хромоникелевой стали с поверхностной цементацией. Отдельные части корпуса соединялись болтами и угольниками. По обе стороны корпуса над вторым и третьим опорными катками в танках модификаций Е — L имелись эвакуационные люки. На крыше моторного отделения находились четыре люка — два больших и два малых — для доступа к агрегатам силовой установки, а в днище корпуса — люки для спуска воды, бензина и масла и для доступа к двигателю и коробке передач. В передней верхней части бортов корпуса были предусмотрены лючки для наблюдения со стёклами триплекс, закрывавшиеся броневыми заслонками (у танков Ausf.A — D лючок имелся только слева, у места механика-водителя).
В лобовом листе корпуса слева располагались смотровой прибор механика-водителя, включавший в себя стеклоблок триплекс, закрываемый массивной откидной (Ausf.A — D) или сдвижной (Ausf.E — N) заслонкой, и бинокулярный перископический прибор наблюдения KFF 1 (Ausf.A — D) или KFF 2 (Е — N). Последний, если в нём не было необходимости, сдвигался вправо, и механик-водитель мог вести наблюдение через стеклоблок.
БАШНЯ — шестигранная, сварная, размещалась симметрично относительно продольной оси танка. В передней части башни, в маске устанавливались пушка, пулемёт (у модификаций A — G с 37-мм пушкой — два пулемёта) и телескопический прицел. Справа и слева в маске делались лючки для наблюдения со стёклами триплекс (у вариантов L — N лючок только слева). Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни.
Схема бронирования среднего танка Pz.III.
Компоновка танка Pz.III.
Механизм поворота башни — механический, с двойным приводом управления, выведенным к заряжающему (справа от пушки) на отъёмную рукоятку и к наводчику (слева от пушки) на маховичок. Кроме этого, имелся рычаг переключения шестерён механизма для ускоренного или замедленного поворота башни.
В задней части крыши башни устанавливалась командирская башенка с люком, закрывавшимся двухстворчатой крышкой. На части машин Ausf.N поздних выпусков устанавливалась заимствованная у танка Pz.IV Ausf.G командирская башенка, имевшая одностворчатую крышку. Башенка была оборудована восемью (Ausf.A — С) или пятью (D — N) смотровыми щелями со стёклами триплекс.
Для посадки и высадки членов экипажа служили люки с одностворчатыми и двухстворчатыми (начиная с варианта Е) крышками в бортах башни. В крышках люков и бортах башни устанавливались смотровые приборы (у модификаций L, М и N приборы в бортах башни отсутствовали). На кормовом листе башни имелись два лючка для стрельбы из личного оружия.
ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение танков модификаций А — G — пушка 3,7 cm KwK L/45 калибра 37 мм фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола — 45 калибров (1717 мм). Масса — 195 кг. Вертикальная наводка — от -10° до +20°. Затвор — клиновой, вертикальный, полуавтоматический. Спуск — электрический. Скорострельность 15–18 выстр./мин. В боекомплект пушки входили выстрелы с бронебойными PzGr (масса 0,685 кг, начальная скорость 745 м/с), подкалиберными PzGr 40 (0,368 кг, 1020 м/с) и осколочно-фугасными SprGr 18 (0,615 кг, 725 м/с) снарядами. Боекомплект состоял из 150 (Ausf.A), 121 (В — D) или 131 (Е — G) выстрела.
Танки модификаций G — J вооружались пушкой 5 cm KwK 38 L/42 калибра 50 мм, также разработанной конструкторами фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола — 42 калибра (2100 мм). Масса — около 400 кг. Углы вертикального наведения от -10° до +20°. Затвор — вертикально-клиновой, с полуавтоматикой копирного типа. Спусковой механизм — электрический, устанавливался на рукоятке маховика поворотного механизма. Скорострельность 15 выстр./мин. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались по бокам ствола: с правой стороны — тормоз отката, с левой — накатник. Для стрельбы из пушки KwK 38 использовались унитарные выстрелы с бронебойными снарядами PzGr и PzGr 39 (масса 2,06 кг, начальная скорость 685 м/с), подкалиберными PzGr 40 (0,925 кг, 1050 м/с) и осколочно-фугасными SprGr 38 (1,823 кг, 450 м/с). Боекомплект танков этих модификаций состоял из 97–99 выстрелов.
Компоновка башни танка Pz.III:
1 — 50-мм пушка; 2 — пулемёт MG 34; 3 — телескопический прицел; 4 — маховик поворотного механизма башни; 5 — сиденье наводчика; 6 — сиденье заряжающего; 7 — сиденье командира; 8 — рукоятка стопора башни; 9 — маховик подъёмного механизма пушки; 10 — ограждение пушки.
Боевые машины вариантов J — М вооружались пушкой 5 cm KwK 39 L/60 калибра 50 мм. Длина ствола — 60 калибров (3000 мм). Масса — 435 кг. Тип затвора, принцип действия полуавтоматики, противооткатные устройства, спусковой механизм и многие другие узлы орудия были идентичны пушке KwK 38. Основное отличие заключалось в большей длине зарядной каморы, связанной с увеличившейся с 288 до 420 мм длиной гильзы. Для стрельбы использовались выстрелы с бронебойными снарядами PzGr KwK 39 и PzGr 39 KwK 39 (масса 2,06 кг, начальная скорость 835 м/с), подкалиберными PzGr 40 KwK 39 (0,925 кг, 1190 м/с) и PzGr 40/1 KwK 39 (1,07 кг, 1130 м/с) и осколочно-фугасными SprGr 38 KwK 39 (1,82 кг, 550 м/с). Число выстрелов в боекомплекте колебалось с 84 (Ausf.J) до 92 (Ausf.L и М).
Экипаж танка Pz.III Ausf.F 16-й танковой дивизии за чисткой орудия. 1941 год. Машина прошла значительную модернизацию, в ходе которой на ней установлена 50-мм пушка, усилено бронирование лобового листа подбашенной коробки и верхнего и нижнего лобовых листов корпуса. Несмотря на это, экипаж, где только можно, навесил на машину гусеничные траки.
Танки Pz.III Ausf.N вооружались пушкой 7,5 cm KwK 37 калибра 75 мм. Длина ствола — 24 калибра (1765,3 мм). Масса — 490 кг. Вертикальная наводка — от -10° до +20°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В её боекомплект входили выстрелы с бронебойными снарядами KgrRotPz (масса 6,8 кг, начальная скорость 385 м/с), кумулятивными Gr 38Н1/А, Gr 38Н1/В и Gr 38Н1/С (4,44:4,8 кг, 450:485 м/с), дымовыми NbGr (6,21 кг, 455 м/с) и осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с). Боекомплект пушки состоял из 56 выстрелов у танков, переоборудованных из Ausf.L, и 62 выстрелов у танков, переоборудованных из Ausf.M.
У модификаций A — G с 37-мм пушкой были спарены два пулемёта MG 34 фирмы Rheinmetall-Borsig калибра 7,92 мм. Третий такой же пулемёт устанавливался в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемётов состоял из 4425 патронов. У танков вариантов G — М с 50-мм пушкой был спарен только один пулемёт MG 34. Второй размещался в лобовом листе корпуса в шаровой установке Kugelblende 30 (Ausf.E — Н) или Kugelblende 50 (Ausf.J — N). На командирских башенках танков вариантов L — N на специальном устройстве Fliegerbeschu?ger?t 41 или 42 можно было разместить зенитный пулемёт. Боекомплект пулемётов на машинах с 50-мм пушками колебался от 2700 до 4950 патронов.
Место стрелка-радиста:
1 — прицел; 2 — пулемёт MG 34; 3 — головной упор; 4 — мешки с пулемётными лентами; 5 — сиденье.
Танки с 37-мм пушками оборудовались монокулярными телескопическими прицелами TZF 5а, с 50-мм KwK 38 — TZF 5d, с 50-мм KwK 39 — TZF 5е. В танках Ausf.N устанавливались прицелы TZF 5b. Последние имели 2,4-кратное увеличение. Курсовой пулемёт MG 34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF 2.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. Танки оснащались двигателями Maybach HL 108TR, HL 120TR и HL 120TRM, 12-цилиндровыми, V-образными (развал цилиндров 60°), карбюраторными, четырёхтактными, мощностью 250 л.с. (HL 108) и 300 л.с. (HL 120) при 3000 об/мин. Диаметры цилиндров 100 и 105 мм. Ход поршня 115 мм. Степень сжатия 6,5. Рабочий объём 10 838 см3 и 11 867 см3. Все двигатели — одинаковой конструкции.
Двигатель и коробка передач танка Pz.III Ausf.E.
Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. В топливную систему танков Ausf.A — D входили два бензобака общей ёмкостью 300 л. Машины вариантов Е — N имели один бензобак ёмкостью 320 л, располагавшийся в кормовой части танка справа от двигателя. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 287 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух (у модификаций G — N — трёх) топливных насосов диафрагменного типа Solex ЕР100. Карбюраторов — два, марки Solex 40 JFF II.
Система охлаждения — жидкостная, с двумя радиаторами и двумя вентиляторами. Ёмкость системы охлаждения — 70 л.
Трансмиссия состояла из карданной передачи, главного фрикциона, коробки передач, механизмов поворота и бортовых передач. На танках модификаций А — С устанавливались многодисковый главный фрикцион и пятискоростная коробка передач. Машины Ausf.D оснащались шестискоростной коробкой передач. На машинах остальных модификаций использовались трансмиссии трёх типов:
— с шестискоростной механической коробкой передач и сухим главным фрикционом механического управления и механическим управлением тормозов;
— с шестискоростной механической коробкой передач и сухим главным фрикционом механического управления и гидравлическим управлением тормозов;
— с десятискоростной безвальной механической коробкой передач и работающим в масле многодисковым главным фрикционом с преселекторным пневмогидравлическим управлением и гидравлическим приводом тормозов.
На десятискоростной коробке передач устанавливался селектор преселекторной (предварительно избранной) настройки переключающего механизма на нужную передачу. Переключение передач соответственно выполненной настройке производилось пневматически. При этом выбор передач и переключение их происходили в разное время.
Компоновка среднего танка Pz.III Ausf.L:
1 — фара; 2 — курсовой пулемёт MG 34; 3 — пушка KwK 39; 4 — маск-установка с дополнительной бронезащитой; 5 — прицел TZF 5e; 6 — бронировка вентилятора; 7 — ограждение пушки; 8 — командирская башенка; 9 — ящик для снаряжения; 10 — воздушный фильтр; 11 — топливный бак; 12 — двигатель; 13 — радиатор; 14 — выхлопная труба; 15 — глушитель; 16 — вентилятор; 17 — привод вентилятора; 18 — стартёр; 19 — карданный вал; 20 — кожух карданного вала; 21 — сиденье наводчика; 22 — педаль спуска; 23 — сиденье механика-водителя; 24 — кулиса; 25 — рычаг управления; 26 — механизм поворота.
Выбор передачи осуществлялся рычажком селектора, находившимся справа от механика-водителя на коробке передач. При изменении положения рычажка новая передача не включалась, открывались лишь те или иные клапаны пневматической системы — таким образом подготавливалось включение выбранной передачи. В нужный момент механик-водитель включал передачу, нажимая на педаль. Кроме десяти передач вперёд, коробка с пневмогидравлическим преселекторным управлением имела четыре передачи назад. Переключение с переднего хода на задний и включение нейтрального положения производились рычагом реверса. Для выравнивания угловых скоростей шестерён в коробке были предусмотрены два центральных синхронизатора.
При применении механического управления главный фрикцион включался обычным способом — педалью, соединённой тягой с выжимной муфтой, а передачи — с помощью кулисы при выключенном главном фрикционе.
Крутящий момент от коробки передач передавался бортовым передачам с помощью правого и левого одноступенчатых планетарных механизмов, смонтированных в один агрегат.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танков модификации A состояла, применительно к одному борту, из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков большого диаметра, двух обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса. Подвеска индивидуальная, пружинная.
У танков Ausf.В — D в ходовую часть входили восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков малого диаметра на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенных на четверть- или полуэллиптических листовых рессорах. Различия в подвеске этих танков заключались, главным образом, в количестве и расположении рессор и амортизаторов. Число поддерживающих катков увеличили до трёх. Гусеница имела ширину 360 мм.
Варианты амортизаторов.
Начиная с модификации E ходовая часть состояла из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 520 мм и трёх поддерживающих катков диаметром 310 мм.
Подвеска индивидуальная, торсионная. Её особенности: крепление неподвижного конца торсиона в специальном пальце, вставляемом в кронштейн; наличие направляющего устройства, предназначенного для разгрузки деталей подвески от боковых усилий; наличие гидравлических телескопических амортизаторов на 1-м и 6-м опорных катках.
Ведущие колёса переднего расположения имели два съёмных зубчатых венца по 21 зубу каждый. Зацепление цевочное.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, состоящие из 93–94 одногребневых траков каждая. Ширина гусеницы колебалась с 360 мм у машин модификаций Е — G до 400 мм у более поздних версий. В осенне-зимний период могла использоваться так называемая «восточная гусеница» Ostkette шириной 550 мм.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генераторы Bosch GQL 300/12-900RS36 мощностью 300 Вт (Ausf.A — D и Ausf.G), или Bosch GTLN 700/12-1500 мощностью 700 Вт (Ausf.E — F), или Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 600 Вт (Ausf.H — N и Flammpanzer III); два аккумулятора Bosch ёмкостью 105 А*ч. Потребители: электростартёр (для ручного запуска двигателя использовался механический стартёр инерционного типа), система зажигания, башенный вентилятор (Ausf.G — N), контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуск пушки.
СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки Pz.III оснащались радиостанцией FuG 5, размещённой над коробкой передач слева от стрелка-радиста. Дальность действия 6,4 км — телефоном и 9,4 км — телеграфом.
Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью ТПУ и светосигнального прибора.
Тактико-технические характеристики танков Pz.III
* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A — С, и, соответственно, меньшую боевую массу.
** В числителе — для танков, переделанных из Ausf.L, в знаменателе — из Ausf.М.
Орудие
С точки зрения вооружения, наш танк весьма неплох, даже очень опасен. Но как это часто бывает, есть у пушки несколько серьезных недостатков, из-за которых процесс нанесения урона сильно усложняется.
Начнем с того, что у Pz.Kpfw. III Ausf. E орудие
, по меркам одноклассников, обладает неплохим альфастрайком, но что еще важнее, имеет отличную скорострельность, благодаря чему мы можем наносить примерно 1680 единиц урона в минуту, что является великолепным результатом.
В плане бронепробития Pz. III E танк
тоже неплох, вы будете уверенно пробивать всех сверстников стандартными бронебойными снарядами, сможете достойно противостоять технике четвертого уровня, но с пятерками точно будут проблемы, так что возите с собой порядка 15-20 подкалиберов.
Что же касается недостатков, речь идет о точности и надо сказать, недостаток действительно серьезный. Проблема в том, что у Pz. III E WoT
пушка имеет огромный разброс, длительную стабилизацию, а ухудшается это все ужасной стабилизацией, то есть попадать в цель на больших дистанциях очень тяжело, но даже на средних придется свестись до конца, если хотите нанести урон.
Но давайте снова вернемся к хорошим новостям, ведь легкий танк Pz. III E
является обладателем отличных углов вертикальной наводки, ствол гнется вниз на 10 градусов, а поднимается на 20, что не может не радовать.
Боевое применение
Вторжение в СССР
К моменту вторжения в СССР PzKpfw III был основным оружием танковых частей вермахта. На 22 июня 1941 года в дивизиях, направленных в СССР, насчитывалось около 1000 машин этого типа, что составляло от 25 до 34 % от общего числа танков, направленных в СССР.
В составе танкового батальона PzKpfw III входили в легкие танковые роты (три взвода по пять танков этого типа плюс два таких танка — во взводе управления. В танковом батальоне две таких роты.)[25]. Таким образом, типичная танковая дивизия вермахта периода вторжения в СССР с одним танковым полком двухбатальонного состава имела 71 единицу PzKpfw III боевого назначения плюс 6 — специальных командирских для управления. На самом деле разделение на лёгкие и средние танковые роты в 1941 году носило формальный характер. С конца 1940 года танковые дивизии были реорганизованы (вместо танковой бригады двухполкового состава в них осталось по одному полку двух или трёх батальонного состава) и основной машиной лёгкой танковой роты стал Pz III (17 Pz III и 5 Pz II в каждой), а средней — Pz IV (12 Pz IV и 7 Pz II). Таким образом, каждый танковый батальон имел 34 танка Pz III. Ещё 3 танка Pz III были во взводе командования полка. Так что типичная танковая дивизия (не оснащённая чешскими танками) имела в своём составе от 71 до 105 танков Pz III в зависимости от числа танковых батальонов в танковом полку.
Подбитые на Курской дуге танки Pz.Kpfw. III Ausf M панцергренадерской дивизии СС «Тотенкопф» (SS-Panzergrenadier-Division «Totenkopf»)
PzKpfw III в Красной армии
Во время польского похода 1939 года трофеем РККА стал повреждённый немецкий танк PzKpfw III (в советских документах получивший наименование “20-тонный средний танк Даймлер-Бенц”), который был втайне от немцев вывезен в СССР и передан на изучение НИИБТ.
В ходе последующего военно-технического сотрудничества с Третьим рейхом было достигнуто соглашение о покупке ещё одного танка PzKpfw III Ausf. F. Обе немецкие машины были подвергнуты тщательному изучению, включая ходовые испытания и обстрел из 45-мм противотанковой пушки обр. 1937 года на бронетанковом полигоне в подмосковной Кубинке. Результаты испытаний произвели очень большое впечатление на советское военное руководство — по уровню своей подвижности, защищённости и удобству работы экипажа PzKpfw III Ausf. F был признан в СССР лучшим иностранным танком в своём классе, по многим параметрам превосходя Т-26 обр. 1931 г. Было дано задание доработать проект нового лёгкого танка с учётом информации, полученной при изучении немецкого танка:
…Необходимо не медля ни минуты продолжить работы по танку «126» с целью доведения всех его характеристик до уровня немецкой машины (или превосходящих её)…
Из письма начальника ГБТУ Я. Н. Федоренко К. Е. Ворошилову от 13/IX/1940
Это позволило не только выявить их слабые места, преимущества и недостатки в сравнении с отечественными танками, но и получить достаточный опыт по их эксплуатации. Он пригодился впоследствии, когда в боях красноармейцы стали захватывать исправные или легко поддающиеся ремонту PzKpfw III. Существовали целые подразделения рангом до отдельных танковых батальонов, целиком оснащённые танками этого типа. Воениздатом было выпущено «Руководство службы по использованию трофейного танка Т-III». Вышедшие из строя по техническим причинам танки PzKpfw III подлежали ремонту (но, по сравнению с советскими танками, немецкие танки были трудноремонтируемыми). Комфортные условия работы экипажа, качественная оптика и радиостанция (хотя и несовместимая с принятым в Красной армии частотным диапазоном для межтанковой связи) привели к тому, что трофейные PzKpfw III стали излюбленными штабными машинами. В 1941—1942 годах вооружение PzKpfw III являлось вполне достаточным для борьбы с любым типом бронетехники, стоявшей на вооружении вермахта. Однако ощущалась нехватка трофейных боеприпасов калибра 37 и 50 мм. А в 1943 году орудия этих калибров стали недостаточными против брони новых и модернизированных немецких танков. Поэтому в конце 1942 — начале 1943 года вновь захваченные и уцелевшие из ранее эксплуатируемых PzKpfw III стали переоборудовать в САУ СУ-76и, вооруженные 76-мм пушкой С-1 с боекомплектом 98 снарядов. Всего было изготовлено не менее 100-130 СУ-76и. К концу 1943 года из-за боевых потерь, небоевых повреждений и отсутствия запасных частей («тройки» стали редкими даже в вермахте) СУ-76и и крайне немногочисленные PzKpfw III исчезли из рядов Красной армии.
4 апреля 1944 на станции Раздельная Одесской области трофеем советских войск 3-го Украинского фронта стал эшелон с 25 танками T-III.
Могила немецких танкистов на фоне их уничтоженного танка Pz.Kpfw. III. Фотография сделана в полосе действия 9-й немецкой танковой дивизии 1-й танковой группы, принадлежавшей к группы армий «Юг». На крестах — дата смерти 2 августа 1941 г.
Оценка машины
Танк PzKpfw III являлся в целом типичным представителем немецкой школы танкостроения, но с некоторыми существенными особенностями, свойственными другим конструкторским концепциям. Поэтому по своим конструктивным и компоновочным решениям он, с одной стороны, наследовал преимущества и недостатки классической компоновки «немецкого типа», а с другой — не имел некоторых отрицательных её особенностей. В частности, индивидуальная торсионная подвеска с опорными катками малого диаметра была несвойственна немецким машинам, хотя она очень хорошо себя зарекомендовала в производстве и эксплуатации. Более поздние «Пантеры» и «Тигры» имели менее надёжную в эксплуатации и ремонте и конструктивно более сложную традиционную для немецких танков «шахматную» подвеску.
В целом PzKpfw III являлся надёжной, легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы для экипажа, его модернизационный потенциал для 1939—1942 годов был вполне достаточен. С другой стороны, несмотря на надёжность и технологичность, перегруженная ходовая часть и объём подбашенной коробки, недостаточный для размещения более мощной пушки, не позволили ей удержаться в производстве дольше 1943 года, когда все резервы по превращению «лёгко-среднего» танка в полноценный средний были исчерпаны.
Pz.Kpfw.III Ausf.J1 в Бронетанковом музее в Кубинке
Преимущества и недостатки
Несмотря на подробный разбор общих характеристик танка и параметров его вооружения, отдельное понимание его сильных и слабых сторон необходимо, ведь так вы сможете лучше понимать машину и выстраивать тактику ведения боя на ней. Давайте же выделим основные преимущества и недостатки Pz.Kpfw. III Ausf. E World of Tanks
отдельно для более легкого восприятия. Плюсы: • Неплохая дальность обзора; • Отличная подвижность (максималка, динамика, маневренность); • Достойный альфастрайк; • Высокая скорострельность и урон в минуту; • Комфортные углы вертикальной наводки. Минусы: • Большие габариты машины; • Слабое бронирование; • Частые криты двигателя (трансмиссия спереди); • Плохая точность (разброс, сведение, стабилизация).
Оборудование для Pz.Kpfw. III Ausf. E
Установкой дополнительных модулей можно значительно улучшить некоторые исходные показатели машины, получив преимущество над противником. Даже несмотря на то, что на третьем уровне выбор небогат, на танк Pz.Kpfw. III Ausf. E оборудование
можно подобрать весьма подходящее: 1. – такой выбор частично позволит исправить проблему с точностью, ведь мы улучшим скорость сведения и сможет быстрее прицеливаться. 2. – хороший универсальный вариант, он даст больше урона в минуту, сделает сведение еще немного быстрее, да и на обзор повлияет хорошо. 3. – установкой этого модуля вы значительно улучшите дальность обзора и при этом не потеряете подвижность.
Однако максимального обзора можно добиться только путем установки такого комплектующего, как . Однако такой выбор стоит делать лишь тем, кому важен максимальный обзор, и кто предпочитает пассивный стиль игры.
История создания и производства
Zugführerwagen
Хотя Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, по условиям Версальского мирного договора было запрещено иметь бронетанковые войска, работы по созданию бронетехники велись в ней уже с 1925 года. Первым танком, запущенным в итоге стал лёгкий танк PzKpfw I, в то время известный под кодовым обозначением «малый трактор», (нем. Kleintraktor), разработка которого велась с 1930 года. Вместе с тем, недостатки PzKpfw I, имевшего экипаж из двух человек, пулемётное вооружение и противопульное бронирование, были очевидны ещё на этапе его проектирования, поэтому уже вскоре Управлением вооружений рейхсвера была сформулирована необходимость разработки более тяжёлых танков. Согласно документам за 1933 год, Управление вооружений планировало создание двух танков — несколько большего, чем PzKpfw I и вооружённого 20-мм пушкой, будущего PzKpfw II, разработка которого была поручена и вооружённого 37-мм пушкой и имевшего вес около 10 тонн танка, контракт на разработку которого планировала получить «Крупп». Окончательное решение о начале разработки этих двух машин было принято после состоявшегося 11 января 1934 года совещания руководства Управления вооружений по вопросам определения приоритетных программ в условиях недостатка финансирования. Формальное разрешение на начало работ по танку (нем. Gefechtskampfwagen) было выдано Управлению инспекцией бронетанковых войск 27 января того же года.
Немецкий танк Pz.Kpfw. III из 24-й танковой дивизии вермахта (24. Panzer-Division), подбитый под Сталинградом
В феврале 1934 года Управлением вооружений был организован конкурс на разработку нового танка, получившего кодовое обозначение «танк командира взвода» (нем. Zugführerwagen) или Z.W. После исследования возможностей различных компаний, к участию в конкурсе были приглашены четыре , «Крупп», M.A.N. и «Рейнметалл». Технические требования к танку включали в себя:
– масса порядка 10 тонн; – вооружение из 37-мм пушки во вращающейся башне; – максимальная скорость не менее 40 км/ч; – использование двигателя HL 100 мощностью 300 л. с. производства , трансмиссии SSG 75 фирмы Zahnradfabrik Friedrichshafen, механизма поворота типа Wilson-Cletrac и гусениц Kgs.65/326/100.
После изучения предварительных проектов, представленных «Даймлер-Бенц», M.A.N. и «Рейнметалл», Управлением вооружений летом 1934 года были выданы заказы на производство прототипов:
– «Даймлер-Бенц» — два прототипа шасси; – M.A.N. — один прототип шасси; – «Крупп» — два прототипа башни; – «Рейнметалл» — один прототип башни.
По результатам испытаний прототипов, было выбрано шасси «Даймлер-Бенц», первый экземпляр которого был собран в августе 1935 года. В дополнение к первым шасси, обозначавшимся как Z.W.1 и Z.W.2, «Даймлер-Бенц» получила контракт на создание ещё двух улучшенных прототипов — Z.W.3 и Z.W.4. Два прототипа башен «Крупп» были закончены ещё в августе 1934 года, но окончательно они были выбраны только после сравнительных испытаний их вместе с башнями «Рейнметалл» на прототипах шасси.
PzKpfw III Ausf. D, Польша, 1 сентября 1939 года.
Panzerkampfwagen III Ausf. A, B, C и D
Заказ на производство «нулевой серии» из 25 танков, предназначенной для войсковых испытаний, был выдан Управлением вооружений в декабре 1935 года, при этом выпуск первых танков был намечен на октябрь 1936 года с тем, чтобы передать все 25 машин войскам уже к 1 апреля 1937 года. К тому времени обозначение танка несколько раз менялось, пока приказом от 3 апреля 1936 года не было установлено в окончательном варианте — Panzerkampfwagen III.
Контракт на производство первой предсерийной партии (1.Serie/Z.W.) из 10 машин был выдан , башни же для танков должна была поставить «Крупп». Помимо них, в производстве был задействован ряд других фирм, производивших отдельные узлы и компоненты танка. Так, броневые корпуса и бронирование башен изготовлялись , ряд других фирм поставляли оптические приборы и компоненты силовой установки и ходовой части[9]. Десять машин этой серии, получивших позднее обозначение Ausführung A (Ausf. A — «модель А»), являлись развитием конструкции прототипа Z.W.1. Характерной особенностью этой модификации являлась ходовая часть, с пятью опорными катками большого диаметра с индивидуальной подвеской на вертикальных пружинах и двумя поддерживающими катками с каждого борта. Масса Ausf. A составляла 15 тонн, максимальная же скорость оказалась ниже требований заказчика и составила лишь 35 км/ч. «Даймлер-Бенц» планировала завершить сборку двух шасси уже к ноябрю 1936 года, но реально начало производства Ausf. A затянулось до 1937 года. Точные даты выпуска машин этой модификации неизвестны, однако известен их примерный период — между 1 мая 1937 года, когда, согласно отчётам, ещё не было принято ни одного танка и 1 октября того же года, когда на вооружении числилось уже 12 PzKpfw III.
Немецкий танковый десант на танке Т-III, 1941 год.
Второй заказ, выданный «Даймлер-Бенц» и «Крупп», предусматривал производство второй предсерийной партии (2.Serie/Z.W.) из 15 машин, представлявших собой развитие прототипа Z.W.3 и получивших обозначение Ausf. B[6]. От Ausf. A их отличала прежде всего ходовая часть, имевшая с каждого борта по 8 опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в тележки, подвешенные на двух группах листовых рессор и снабжённых гидравлическими амортизаторами. Помимо этого, в конструкцию танка был внесён ряд менее значительных изменений. Пять шасси Ausf. B были перенаправлены для производства нулевой серии САУ Sturmgeschütz III, так что как танки, согласно германской документации были завершены только 10 из них, хотя многие источники тем не менее говорят о 15 выпущенных танках этой модификации. После испытаний все 5 машин нулевой серии Sturmgeschütz III вплоть до 1941 года использовались в учебных целях. Производство танков этой модификации началось после завершения работ над машинами из партии Ausf. A, а последние танки Ausf. B были доставлены в войска к концу ноября — началу декабря 1937 года.
Заказ на третью предсерийную партию PzKpfw III (3.Serie/Z.W.) из 40 танков был также выдан «Даймлер-Бенц» и «Крупп», также к выпуску был привлечён ряд как прежних, так и новых субподрядчиков для отдельных узлов и компонентов танка. 3.Serie/Z.W. включала в себя две партии — 3a.Serie/Z.W. из 15 машин и 3b.Serie/Z.W. из 25 машин, получивших обозначения, соответственно, Ausf. C и Ausf. D. Конструктивно Ausf. C отличались от танков Ausf. B прежде всего изменённой подвеской, 8 катков которой с каждого борта теперь были скомпонованы в три тележки — крайние по два катка и среднюю из четырёх катков, по-прежнему подвешенных на листовых рессорах, а крайние тележки также и на амортизаторах. Кроме этого, были усовершенствованы агрегаты силовой установки, прежде всего механизм поворота и бортовые передачи. Производство Ausf. C велось с середины 1937 по январь 1938 года.
Немецкий танк PzKpfw III Ausf. H
Последней предсерийной модификацией PzKpfw III стала Ausf. D. Танки этой модификации отличались доработанной кормовой частью корпуса и командирской башенкой новой конструкции, а также изменениями в силовой установке элементах подвески. Многие особенности Ausf. D, например, конструкция кормовой части, перешли впоследствии на серийные машины. По поводу бронирования танков этой модификации, мнения историков расходятся. Традиционной является версия о 30-мм вертикальном бронировании Ausf. D, как и на танках первых серийных модификаций, по разным данным, такое бронирование имели все, либо же все за исключением первых 5 машин, танки Ausf. D. Однако эта версия оспаривается историком Т. Йенцем, указывающим на то, что эти данные, как и многие другие, происходят из отчётов британской разведки, написанных во время Второй мировой войны и вскоре после неё, и являются лишь ошибочными предположениями. Сам Йенц, основываясь на германских документах того периода, утверждает, что бронирование всех танков Ausf. D оставалось неизменным по сравнению с предыдущими модификациями, а 30-мм броню имела лишь новая командирская башенка. Производство Ausf. D началось в январе 1938 года, сразу после завершения выпуска Ausf. C. По германским документам, в отчёте за 1 июля 1938 года числились на вооружении 56 танков Ausf. A — Ausf. D, но, по версиям историков, последние Ausf. D были выпущены ещё в июне или июле 1938 года. Первоначальный заказ Ausf. D составил 25 машин, однако в связи с тем, что 5 шасси Ausf. B были выделены ранее на строительство САУ, остались невостребованы уже изготовленные для них верхние части корпуса и башни и Управление вооружений заказало «Даймлер-Бенц» изготовление 5 дополнительных шасси в 3b.Serie/Z.W.(№№ 60221-60225). Однако к тому времени приоритетной задачей явилось уже производство последующих серий PzKpfw III, поэтому сборка этих пяти машин, обозначаемых в некоторых документах как 3c.Serie/Z.W., произошла только в октябре 1940 года. Именно эти 5 танков, поступившие в 40-й танковый батальон Особого Назначения в Норвегии, приняли участие в начале операции “Барбаросса” на севере Финляндии. Всего, таким образом, было изготовлено 30 танков модификации Ausf. D, хотя некоторые источники называют и цифры в 29 или даже 50 машин.
Немецкий танк Pz.Kpfw. III, подбитый и опрокинутый на Восточном фронте.
Производство
Модификации
В конце лета 1940 года 168 танков Panzerkampfwagen III версий F, G и Н были переоборудованы для движения под водой и должны были использоваться при высадке на английское побережье. Глубина погружения составляла 15 м; свежий воздух подавался шлангом длиной 18 м и диаметром 20 см. Весной 1941 года опыты были продолжены уже с 3,5-м трубой — «шнорхелем». Поскольку высадка в Англию не состоялась, некоторое количество таких танков из состава 18-й танковой дивизии 22 июня 1941 года преодолело по дну Западный Буг. Большинство из 600 танков версий F и G, построенных до конца 41 года имели на вооружении новую 50 мм пушку и соответственно могли на дистанциях менее 500 метров противостоять броне Т-34 (борта). И частично КВ (низ лба корпуса).
Tauchpanzer III
Конструкция
PzKpfw III имел компоновку с расположением моторного отделения в кормовой, трансмиссионного отделения — лобовой, а отделения управления и боевого отделения — в средней части танка. Экипаж PzKpfw III состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, находившихся в отделении управления и командира, наводчика и заряжающего, размещавшихся в трёхместной башне.
Вооружение
Заброневое действие бронебойных снарядов далеко не всегда было эффективным поскольку снаряд сильно повреждался, подкалиберные вообще имеют непредсказуемый заброневой эффект. Это дополнительно снижает эффективность огня. С учётом калибра эти факторы имели достаточное значение (калибр уровня ручной наступательной (лёгкой) гранаты). С другой стороны в замкнутом пространстве и плотной компоновке любое действие наносит ущерб. К концу войны с ростом калибров действие снарядов по броне достигло уничтожающего эффекта (ИС-2 после ряда попаданий без пробития терял прочность корпуса и начинал разваливаться, под действием его более крупнокалиберных снарядов ставшая хрупкой немецкая броня разрушалась даже с первого попадания в больших объёмах (сдвиг башни с погона на 20 см и более)).
Средства наблюдения и связи
Все танки PzKpfw III оснащались радиостанцией FuG 5, размещенной над коробкой передач, слева от стрелка-радиста. Дальность действия — 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью ТПУ и светосигнального прибора.
Красноармейцы осматривают немецкие танки Pz. Kfpw. III, подбитые под Могилевом. Машины были подбиты подразделениями 388-го стрелкового полка.
Двигатель и трансмиссия
Все модификации оснащались двенадцатицилиндровыми бензиновыми карбюраторными моторами Maybach. Модификации Ausf.A-Ausf.D — мотором HL108TR объёмом 10.8 литра, мощностью 250 л.с. Модификации Ausf.E-Ausf.N — мотором HL120TR объёмом 11.9 литра, мощностью 300-320 л.с. Конструктивно второй мотор являлся развитием первого; моторы различались диаметром цилиндра и степенью сжатия.
Коробки передач: модификации Ausf.A-Ausf.D — шестиступенчатая (+5;-1); модификации Ausf.E-Ausf.G — четырнадцатиступенчатая (+10;-4); модификации Ausf.H-Ausf.N — семиступенчатая (+6;-1). Четырнадцатиступенчатая КП модификаций Ausf.E-Ausf.G представляла собой редкий тип так называемой безвальной преселективной КП модели Maybach Variorex.
Механизм поворота — односкоростной планетарный. Состоял из двух идентичных дифференциальных редукторов по одному для своего борта, выполнявших двойную функцию — функцию непосредственно механизма поворота и функцию одной из ступеней редукции главной передачи. Каждый дифференциальный редуктор имел свой тормоз поворота. Управление механизмом поворота — двумя рычагами, каждый из которых связан как со своим тормозом поворота, так и с остановочным тормозом своего борта. Групповой привод остановочных тормозов — педалью.
Главная передача имела три ступени редукции. Первая ступень состояла из конического шестерёнчатого редуктора для передачи крутящего момента от КП на общий вал привода механизма поворота. Вторая — из пары дифференциальных редукторов механизма поворота. Третья — из пары бортовых цилиндрических редукторов. Общее передаточное отношение на разных модификациях — 7-9 в зависимости от мотора и типа КП.
Ходовые различных модификаций танка
Ходовая часть
Ходовая часть танка отличалась значительным разнообразием. Общие черты все же были – традиционное для немецкого танкостроения расположение ведущих колес спереди, а ленивцев сзади, наличие поддерживающих катков. Опорные катки были обрезинены. Модификации (нем. “Ausfuehrung” или “Ausf.”) различались количеством катков, их размерами, амортизирующей конструкцией. Нужно отметить, что в ходе эволюции были использованы три принципиально разных варианта амортизации.
Ausf. A: единственная модификация с пружинной подвеской (по пружине на каждый каток), двумя поддерживающими катками (на всех остальных – три), пятью опорными катками увеличенного диаметра.
Ausf. B, C, D: восемь опорных катков уменьшенного размера, подвеска рессорная. У Ausf. B две полуэллиптические рессоры опирались концами на катки, сблокированные попарно, Ausf. C, D обладали уже тремя рессорами, причем у последнего рессоры располагались под углом.
Ausf. E, F, G, H, J, K, L, M, N: подвеска торсионная, шесть опорных катков среднего размера. Модификации отличались друг от друга, в основном, размерами катков и резинового бандажа, конструкцией и рисунком ведущего колеса и ленивца.
Flammpanzer III (Sd.Kfz. 141/3), Восточный фронт 1943/1944 годы.
Машины на базе Panzerkampfwagen III
На базе линейных PzKpfw III строили специализированные танки и бронированные машины:
в Германии:
– Panzerbefehlswagen III — командирский танк; – Flammpanzer III — огнемётный танк; – Tauchpanzer III — танк подводного хода; – Artillerie-Panzerbeobachtungswagen III — наблюдательный бронеавтомобиль артиллерии (машина передовых артиллерийских наблюдателей); – Sturmgeschütz III — САУ; – Sturmhaubitze 42 — САУ; – Sturm-Infanteriegeschütz 33 Ausf.B;
в СССР (на базе трофейных танков):
– СУ-76и — САУ; – СУ-85и — САУ; – СГ-122 — САУ.
StuG III Ausf. G Финской танковой дивизии
Обучение экипажа
Второй и более сложной ступень эволюции, то есть снова улучшением вашей боевой машины, является правильная расстановка приоритетов в изучении умений. Тут у нас есть отличный бонус, который заключается в том, что экипаж состоит из 5 человек. Как уже говорилось, выбор нужно сделать правильно, так что для Pz. III E перки
лучше качать следующим образом: • Командир – , , , . • Наводчик – , , , . • Механик-водитель – , , , . • Радист – , , , . • Заряжающий – , , , .
Тактика игры на Pz.Kpfw. III Ausf. E
Играя на любой машине в нашей игре, необходимо стараться по назначению использоваться ее сильные и слабые стороны. Однако в нашем случае все не так уж просто, ведь для ближнего боя Pz.Kpfw. III Ausf. E WoT
не достается брони, а для дальнего боя точности, так что же делать в таком случае?
Суть заключается в том, чтобы найти какой-то компромисс, действуя по ситуации и стараясь придерживаться некоторых рекомендаций. В первую очередь для Pz.Kpfw. III Ausf. E тактика
боя действительно не может заключаться в сближении с противником. Более того, вы должны стараться как можно сильнее беречь свой запас прочности, а для этого необходимо пользоваться отличной подвижностью танка, применяя смекалку и хитрость.
Немецкий легкий танк Pz. III E
– это машина поддержки, которая обладает очень хорошей огневой мощью. Лучше всего оставаться немного в стороне от происходящего, так вы не только изолируете себя от получения урона, но и сможете лучше ориентироваться в ситуации на поле боя.
Пока союзники сталкиваются лбами с противниками Pz.Kpfw. III Ausf. E World of Tanks
получает возможность эффективно вести огонь, так вы не только сможете поддерживать товарищей по команде, но и получать больше удовольствия от боя, внося очень существенный вклад в победу.
Кроме нанесения урона Pz. III E танк
является весьма неплохим разведчиком. Но светить пассивно не следует, все-таки для этого нам не хватает маскировки, а вот носиться по полю боя на полной скорости и обеспечивать команду разведданными можно, особенно хорошо в этой роли наш немецкий светляк себя показывает, будучи внизу списка.