F/A-18 Хорнет Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Макдоннел-Дуглас F/A-18 (англ. McDonnel Douglas F/A-18 Hornet (рус. шершень, произносится «Хорнет») — американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, разработанный в 1970-х годах. На сегодня является основным боевым самолётом ВМС США. Состоит на вооружении ряда стран Европы и Азии, применялся в военных операциях в Ливии, Ираке, Югославии.
F/A-18 Хорнет — видео
В ряде источников самолёт упоминается как F-18, что является некорректным, поскольку такое обозначение было упразднено в 1982 году. Правильное обозначение самолёта в вооружённых силах США, согласно официальному списку обозначений летательных аппаратов министерства обороны США, (DoD 4120.15-L, 12 мая 2004) — FA-18, однако написание без косой черты мало распространено и обычно не встречается даже в авиационных справочниках. В настоящее время обозначение F-18 официально используется ВВС Финляндии.
История создания
Корни F/A-18 уходят к раннему проекту фирмы Northrop, получившему обозначение P.530 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы General Dynamics. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 Fighting Falcon. На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF, Navy Air Combat Fighter). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой McDonnell Douglas, имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.
1 марта 1977 года было объявлено, что новый самолёт получит название «Хорнет» («Шершень»).
Первоначально планировалось, что Макдоннел-Дуглас будет заниматься палубным вариантом для ВМС США, а Нортроп — вариантом F-18L наземного базирования, предназначенным на экспорт. Однако в 1979 году фирма Нортроп подала судебный иск, обвинив компаньона в том, что тот использует её технологии, разработанные для наземного варианта, в нарушение двустороннего соглашения, и потребовав запрета на экспорт палубной модификации. Судебная тяжба завершилась в 1985 году, когда Макдоннел-Дуглас согласилась выплатить 50 млн долларов за полученную техническую информацию; этим всё и окончилось. Вариант F-18L так и не пошёл в серию, а «Хорнет» полностью стал проектом Макдоннел-Дуглас.
Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модификации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года. Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.
Было построено 9 одноместных и 2 двухместных опытных самолёта. Первый полёт «Хорнет» совершил 18 ноября 1978 года. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года, а в мае новые машины начали поступать в ВМС.
В 1996 году самолёты прошли модернизацию: был усилен планер, установлены новые внутренние топливные баки из полиуретана (что позволило увеличить запас топлива на 160 кг и тактический радиус действия — на 5 %).
В ценах 1979 года закупочная стоимость одного самолёта, без учёта стоимости НИОКР, составляла 10,8 млн долл. США
Стоимость F/A-18C и F/A-18D около 29 млн долл. (Данные 2009 г.) Стоимость F/A-18E/F «Супер Хорнет» около 57 млн долл. (Данные 2009 г.)
Конструкция
По требованию командования ВМС США при проектировании F/A-18 большое внимание уделялось выживаемости и надёжности. Небольшие габариты этого самолёта, недымящие двигатели, малая величина эффективной площади рассеяния (ЭПР), слабое ИК-излучение, наличие бортовых средств РЭБ — все это затрудняет обнаружение и сопровождение самолёта. Нормальные рабочие перегрузки составляют 7,5 g.
Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом. Планер рассчитан на ресурс 6 тыс. часов при 2 тыс. взлетов с использованием катапульты и 2 тыс. посадок с использованием задерживающего крюка. В конструкции планера самолёта предусмотрено дублирование путей передачи силовых нагрузок.
Фюзеляж типа полумонокок. Отсек кабины лётчика выполнен в виде безопасно повреждаемой конструкции. Хвостовое оперение стреловидное. Дифференциальный цельноповоротный стабилизатор имеет угол обратного поперечного V, равный 2 градусам. Вертикальное оперение с двумя отклоненными наружу на 20 градусов килями смещено вперед относительно стабилизатора для вывода его из зоны аэродинамической тени от крыла и стабилизатора на больших углах атаки.
Крыло — многолонжеронное, складывается по линиям, проходящим через внутренние хорды элеронов с поворотом консолей на 90 градусов. На крыле установлены отклоняемые носки по всему размаху, однощелевые закрылки и зависающие элероны. Носки и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и числа М для повышения маневренности в бою и аэродинамического качества в крейсерском полёте. Одной из отличительных особенностей самолёта является наличие наплывов сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъёмную силу и обеспечивают полёт самолёта на больших углах атаки. Между наплывами и фюзеляжем имеется щель для отвода пограничного слоя фюзеляжа от воздухозаборников.
Выходные сопла F/A-18 австралийских ВВС, март 2009 г.
Силовая установка самолёта состоит из двух двигателей F404 модульной конструкции, разработанных фирмой General Electric специально для F/A-18. Двигатели разделены титановой противопожарной перегородкой. Тяги одного двигателя достаточно для возвращения самолёта на свою базу. Все агрегаты двигателя расположены в его нижней части, под компрессором. В отсеке силовой установки имеются системы обнаружения и тушения пожара. Воздухозаборники боковые полукруглые нерегулируемые, расположены под корневыми наплывами крыла.
Топливная система F/A-18 состоит из шести фюзеляжных протектированных баков и крыльевых мягких кессонных баков. Все топливные ёмкости для исключения взрыва при боевых повреждениях заполнены поропластом. Оба фюзеляжных расходных бака, содержащих топливо, необходимое для возвращения на базу, закольцованы. Питание обоих двигателей возможно из любого расходного бака. Топливная система оборудована отсечными клапанами, а топливные баки вынесены из зоны размещения двигателей. Имеется система контроля повреждения стенок каналов воздушного тракта, примыкающих к топливным бакам. Внутренние свободные отсеки, примыкающие к топливным бакам, для исключения пожара при их совместном боевом повреждении заполнены жёстким пенопластом. Расходные топливопроводы также покрыты протектором.
Самолёт изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов (массовая доля 49,6 %), используются высокопрочные стали (16,7 %), титановые сплавы (12,9 %), композиционные материалы (9,9 %) и другие материалы (10,9 %). Все поверхности управления, хвостовое оперение и закрылки — слоистой конструкции с сотовым алюминиевым заполнителем и обшивкой из эпоксидного углепластика. Часть обшивки крыла и крышки смотровых лючков фюзеляжа также выполнены из углепластика. Носки стабилизаторов и килей изготовлены из титановых сплавов. В конструкции шасси самолёта (цилиндры основных стоек) применена высокопрочная сталь AerMet 100 фирмы Carpenter Technolodgy с пределом прочности 200 кгс/мм2.
Посадка F/A-18B Hornet на авианосце Рональд Рейган
Бортовое оборудование
На F/A-18 установлена цифровая электродистанционная система управления с четырёхкратным резервированием.
Мощный вычислительный комплекс самолёта включает свыше 20 ЭВМ с общим объёмом памяти 741 000 16-разрядных слов. Основными являются две ЭВМ AN/AYK-14 (фирмы Control Data) с объёмом памяти по 64 000 16-разрядных слов. В системе управления полетом четыре бортовых ЭВМ обеспечивают управление самолётом F/A-18 по крену, тангажу и рысканию. Каждая ЭВМ работает автономно и расположена в отдельном отсеке, что обеспечивает повышенную живучесть системы электродистанционного управления самолётом. выработка управляющих команд осуществляется по усредненным сигналам от всех бортовых ЭВМ. При выходе из строя одной, двух или трёх ЭВМ управление осуществляется оставшимися ЭВМ. При выходе из строя всех ЭВМ лётчик переходит на механическую систему управления. На некоторых F/A-18D была установлен комплекс разведки ATARS снабженный ИК сенсорами. Все Хорнеты снабжены РЛС и бортовыми комплексами защиты — системами предупреждения о вражеском облучении а также комплектом для выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей.
F/A-18 из состава 212-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи Корпуса морской пехоты США
Модификации
F/A-18A — первый серийный вариант. Построена 371 машина.
F/A-18B — двухместный учебно-боевой вариант F/A-18A.
F/A-18C — вариант с усовершенствованным БРЭО и вооружением (может нести УР AIM-120, AGM-65).
F/A-18D — двухместный учебно-боевой вариант F/A-18C.
F/A-18E Super Hornet — дальнейшее развитие варианта F/A-18C.
F/A-18F Super Hornet — дальнейшее развитие варианта F/A-18D.
EA-18 Growler — двухместный самолёт РЭБ разработанный на базе F/A-18F
На вооружении
Австралия — 55 F/A-18A, 16 F/A-18B и 24 F/A-18F, по состоянию на 2016 год
Испания — 20 F/A-18A (EF-18A) и 54 EF-18A, по состоянию на 2016 год. Некоторые комплектующие производились испанской фирмой CASA. Кроме того, получены ещё 24 машины полностью американской сборки от ВМС США
Канада — 59 F/A-18A (CF-18AM) и 18 F/A-18B (CF-18BM), по состоянию на 2016 год
Кувейт — 31 F/A-18C и 8 F/A-18D, по состоянию на 2016 год
Малайзия — 8 F/A-18D, по состоянию на 2016 год
США — 272 F/A-18F, 288 F/A-18E, 375 F/A-18C, 56 F/A-18A++, 30 F/A-18A/A+, 16 F/A-18B и 133 F/A-18D, по состоянию на 2016 год
Финляндия — 55 F/A-18C и 7 F/A-18D, по состоянию на 2016 год
Швейцария — 25 F/A-18C и 6 F/A-18D, по состоянию на 2016 год
В разное время возможность приобретения F/A-18 рассматривалась Австрией, Венгрией, Польшей, Сингапуром, Филиппинами, Чехией, Чили. Несколько самолётов были заказаны Таиландом, однако заказ был аннулирован после Азиатского финансового кризиса 1997 года.
Эксплуатация
Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года — это была 314-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья Корпуса морской пехоты США «Чёрные рыцари» (VMFA-314 Black Knights). В эскадрильях ВМС и КМП «Хорнет» постепенно заменял истребители F-4 и штурмовики A-4 и A-7. После снятия с вооружения штурмовиков A-6 в 1990-х годах «Хорнет» остался единственным специализированным ударным самолётом ВМС, а после завершения эксплуатации истребителей F-14 в 2006 году он остаётся единственным боевым самолётом, базирующимся на американских авианосцах. Эта ситуация будет сохраняться до вступления в строй истребителей F-35 Lightning II.
С 1986 года самолёты F/A-18 использует группа высшего пилотажа ВМС США «Голубые ангелы».
К концу 1990-х годов «Хорнеты» состояли на вооружении 26 боевых эскадрилий ВМС США, 4 эскадрилий Резерва ВМС США, 16 боевых эскадрилий Корпуса морской пехоты США.
Некоторые F/A-18A налетали уже 8500 часов
Стоимость одного часа полёта составляет 18 700$
Боевое применение
— Операция «Каньон Эльдорадо» — Ливия, апрель 1986
— Война в Персидском заливе — освобождение Кувейта, 1991. F/A-18 широко применялся для нанесения бомбовых ударов и воздушного прикрытия во время операции «Буря в пустыне». На их счету 2 сбитых иракских МиГ-21, причём оба МиГ-21 сбиты во время вылета на бомбометание; «Хорнеты» несли бомбы, и после уничтожения ракетами «воздух-воздух» иракских истребителей продолжили выполнение боевой задачи, подтвердив таким образом свою многофункциональность — это был первый в истории случай, когда самолёты с тяжёлой бомбовой нагрузкой одержали в воздушном бою победу над лёгкими истребителями. Также F/A-18 уничтожили взлетающий на аэродроме МиГ-23, при этом один «Хорнет» был сбит ракетой ЗРК С-75. В первый день войны группа из 10 «Хорнетов», перехватывается одиночным перехватчиком МиГ-25, один из F/A-18 получает попадание ракеты и падает на землю, пилот погибает, став первой жертвой в операции «Буря в пустыне». Иракский МиГ возвращается на аэродром. Потери составили 7 «Хорнетов» уничтоженными и более 10 повреждёнными.
— Операция «Обдуманная сила» — бомбардировки позиций боснийских сербов, 1995
— Операция «Лиса пустыни» — бомбовые удары по военным объектам Ирака, 1998
— Военная операция в Афганистане — с 2001.
— Иракская война — операция по свержению режима С. Хусейна, 2003—2010. К 2008 году было потеряно как минимум 5 F/A-18.
— Операция Odyssey Dawn — бомбардировки объектов военного потенциала режима Каддафи, Ливия, 2011
— 4 июля 2003 года американский F/A-18 был перехвачен истребителем F-16A ВВС Индонезии. Самолёты разошлись и до открытия огня дело не дошло.
Результат попадания ракеты ПЗРК «Стрела-2» в сопловое устройство левого двигателя F/A-18 в ходе «Войны в заливе» (1991). Самолёт, серийный № 164051 вернулся на базу и был отремонтирован
15 ХЧКЪ 1987 Ц ЛХМХЯРП НАНПНМШ яью МЮОПЮБХК ЙНЛЮМДНБЮМХЧ БНЕММН-ЛНПЯЙНЦН ТКНРЮ ДХПЕЙРХБС Я РПЕАНБЮМХЕЛ МЮВЮРЭ ПЮАНРШ ОН ЦКСАНЙНИ ЛНДЕПМХГЮЖХХ НЯМНБМНЦН ОЮКСАМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ — F/A-18.
хЯЯКЕДНБЮМХЪ ОСРЕИ ЛНДЕПМХГЮЖХХ F/A-18 ОПНБНДХКХЯЭ СОПЮБКЕМХЕЛ ОЕПЯОЕЙРХБМШУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ ЛХМХЯРЕПЯРБЮ НАНПНМШ DARPA ЯНБЛЕЯРМН Я бля Х ТХПЛНИ лЮЙДНММЕКК-дСЦКЮЯ (ЩРЮ ОПНЦПЮЛЛЮ ОНКСВХКЮ НАНГМЮВЕМХЕ «уНПМХР»2000), Ю РЮЙФЕ DARPA Б ПЮЛЙЮУ ОЮПЮККЕКЭМНИ ОПНЦПЮЛЛШ «яСОЕП уНПМХР». оНЯКЕДМЪЪ ОПЕДСЯЛЮРПХБЮКЮ ЮМЮКХГ РЮЙХУ ЩЙГНРХВЕЯЙХУ МНБЮЖХИ, ЙЮЙ ЯХЯРЕЛЮ СОПЮБКЕМХЪ БЕЙРНПНЛ РЪЦХ ДБХЦЮРЕКЕИ, ЖЕКЭМНОНБНПНРМНЕ АКХГЙНПЮЯОНКНФЕММНЕ Й ЙПШКС ОЕПЕДМЕЕ ЦНПХГНМРЮКЭМНЕ НОЕПЕМХЕ, ДНОНКМХРЕКЭМШЕ ЖЕКЭМНОНБНПНРМШЕ СОПЮБКЪЧЫХЕ ОНБЕПУМНЯРХ ОНД ГЮДМЕИ ЙПНЛЙНИ ЙПШКЮ Х «ОПШФЙНБНЕ» ЬЮЯЯХ (Р.Е. ЬЮЯЯХ, ЯННАЫЮЧЫЕЕ ЯЮЛНКЕРС ОПХ БГКЕРЕ ДНОНКМХРЕКЭМШИ БЕПРХЙЮКЭМШИ ХЛОСКЭЯ).
б 1991 Ц. ОПНЦПЮЛЛЮ ЛНДЕПМХГЮЖХХ ЯЮЛНКЕРЮ F/A-18 БШЬКЮ ХГ ЯРЮДХХ ОПЕДБЮПХРЕКЭМШУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ. й ЩРНЛС БПЕЛЕМХ бля яью СФЕ НРЙЮГЮКХЯЭ НР ОПНДНКФЕМХЪ ПЮАНР МЮД ЛЮКНГЮЛЕРМШЛ ОЮКСАМШЛ ЬРСПЛНБХЙНЛ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙНЛ «лЮЙДНММЕККдСЦКЮЯ/аНХМЦ» ю-12 «юБЕМДФЕП», Ю ОЕПЯОЕЙРХБШ ЯНГДЮМХЪ ОЮКСАМНЦН БЮПХЮМРЮ ХЯРПЕАХРЕКЪ NATF («НЛНПЪВЕММШИ» F-22) ЯРЮМНБХКХЯЭ БЯЕ АНКЕЕ ЩТЕЛЕПМШЛХ. б ЙНМЖЕ 1991 Ц. лн яью ОПХМЪКН ПЕЬЕМХЕ Н МЮВЮКЕ Б 1992 Ц. ЩЯЙХГМНЦН ОПНЕЙРХПНБЮМХЪ ЯЮЛНКЕРЮ F/A-18E/F
, БЯЙНПЕ ОНКСВХБЬЕЦН ХЛЪ «CСОЕП уНПМХР». мНБШИ ЯЮЛНКЕР ДНКФЕМ АШК НРКХВЮРЭЯЪ НР ЯБНЕЦН ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙЮ — F/A-18C/D ЙПШКНЛ Я СБЕКХВЕММНИ МЮ 25% ОКНЫЮДЭЧ Х МЮ 25 ЛЛ АНКЭЬЕИ ЯРПНХРЕКЭМНИ БШЯНРНИ Б ЙНПМЕБНИ ВЮЯРХ. йПНЛЕ РНЦН, БМНЯХКХЯЭ ХГЛЕМЕМХЪ Б ЙНМЯРПСЙЖХЧ БНГДСУНГЮАНПМХЙЮ, Б ЯНЯРЮБ апщн Х БННПСФЕМХЕ. дКЪ ЯЮЛНКЕРЮ ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ ЯНГДЮРЭ МНБСЧ ЛНДХТХЙЮЖХЧ ДБХЦЮРЕКЪ Я РЪЦНИ, СБЕКХВЕММНИ ДН 10000 ЙЦЯ .
оПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ СБЕКХВХРЭ ЛЮЯЯС АНЕБНИ МЮЦПСГЙХ, ПЮЯЬХПХРЭ ЕЕ МНЛЕМЙКЮРСПС, МЮ 38% СБЕКХВХРЭ ПЮДХСЯ ДЕИЯРБХЪ ЯЮЛНКЕРЮ ОН МЮГЕЛМШЛ ЖЕКЪЛ, ЯДЕКЮРЭ ХЯРПЕАХРЕКЭ ОПХ БГКЕРЕ Х ОНЯЮДЙЕ ЛЕМЕЕ ГЮБХЯХЛШЛ НР ЯЙНПНЯРХ Х ЙСПЯЮ ЙНПЮАКЪ, Ю РЮЙФЕ ЯХКШ БЕРПЮ.
гЮ ЯВЕР ОПХМЪРХЪ ЛЕП ОН ЯМХФЕМХЧ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНИ ГЮЛЕРМНЯРХ ЛХМХЛЮКЭМСЧ щоп ЯЮЛНКЕРЮ Б ЙСПЯНБНИ ОКНЯЙНЯРХ МЮЛЕВЮКНЯЭ СЛЕМЭЬХРЭ ДН 1,19 Л2 (Р.Е. Б МЕЯЙНКЭЙН ПЮГ ЛЕМЭЬЕ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ХЯРПЕАХРЕКЕЛ F/A-18C). б РН ФЕ БПЕЛЪ ЛЮМЕБПЕММНЯРЭ «CСОЕП уНПМХРЮ» ОНКСВЮКЮЯЭ МЕ КСВЬЕИ, ВЕЛ С ХЯРПЕАХРЕКЪ F/A-18C/D; ЛЮЙЯХЛЮКЭМН ДНОСЯРХЛШИ СЦНК ЮРЮЙХ, ЙЮЙ Х МЮ ЯЮЛНКЕРЕ F/A-18C, НЦПЮМХВХБЮКЯЪ БЕКХВХМНИ 30-35 ЦПЮД.
7 ДЕЙЮАПЪ 1992 Ц. АШК ОНДОХЯЮМ ЙНМРПЮЙР ЯРНХЛНЯРЭЧ 3715 ЛКМ.ДНКК. МЮ ОНКМНЛЮЯЬРЮАМСЧ ПЮГПЮАНРЙС Х ОНЯРПНИЙС ЯЮЛНКЕРЮ F/A-18E/F, ОПЕДСЯЛЮРПХБЮЧЫХИ ОПНБЕДЕМХЕ мхнйп Б РЕВЕМХЕ 7,5 КЕР, Ю РЮЙФЕ ХГЦНРНБКЕМХЕ ОЪРХ НОШРМШУ НДМНЛЕЯРМШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ F/A-18E Х ДБСУ ДБСУЛЕЯРМШУ СВЕАМН-АНЕБШУ F/A-18E. б РНЛ ФЕ ЦНДС Я ТХПЛНИ дФЕМЕПЮК щКЕЙРПХЙ лн ГЮЙКЧВХКН ЙНМРПЮЙР ЯРНХЛНЯРЭЧ 757 ЛКМ.ДНКК. МЮ ОНКМНЛЮЯЬРЮАМСЧ ПЮГПЮАНРЙС рпддт F414 ДКЪ МНБНЦН ЯЮЛНКЕРЮ.
рНПФЕЯРБЕММЮЪ БШЙЮРЙЮ НОШРМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ ЯНЯРНЪКЮЯЭ 18 ЯЕМРЪАПЪ 1995 Ц. МЮ ГЮБНДЕ Б Ц.CЕМР-кСХЯ, Ю ОЕПБШИ ОНКЕР «CСОЕП уНПМХРЮ» ЯНЯРНЪКЯЪ 29 МНЪАПЪ 1995 Ц. бШОСЯЙ БЯЕИ НОШРМНИ ЯЕПХХ ХГ ЯЕЛХ ЯЮЛНКЕРНБ АШК ГЮБЕПЬЕМ Й ЙНМЖС 1996 Ц.
CЕПХИМШИ БШОСЯЙ F/A-18E/F МЮВЮКЯЪ МЮ ЮБХЮГЮБНДЕ Б CЕМР-кСХЯЕ. б 1997-Л ТХМЮМЯНБНЛ ЦНДС АШКН ГЮЙЮГЮМН 12 ЯЮЛНКЕРНБ (БНЯЕЛЭ F-18E Х ВЕРШПЕ F-18F), Б 1998 Т.Ц. — БНЯЕЛЭ F-18E Х 12 F-18E, Б 1999 Т.Ц — 14 F-18E Х 16 F-18F. б 2000-2004 ЦЦ. ОПЕДОНКЮЦЮЕРЯЪ ГЮЙСОХРЭ 284 ЯЮЛНКЕРЮ, Ю НАЫХИ НАЗЕЛ ГЮЙСОНЙ «CСОЕП уНПМХРНБ» ДКЪ блC Cью Х йНПОСЯЮ ЛНПЯЙНИ ОЕУНРШ ДНКФЕМ ЯНЯРЮБХРЭ НР 548 ДН 785 ЛЮЬХМ. CРНХЛНЯРЭ НДМНЦН ЯЕПХИМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ, ОПЕДМЮГМЮВЕММНЦН ДКЪ ЮЛЕПХЙЮМЯЙНЦН ТКНРЮ, ЯНЯРЮБКЪЕР 42 ЛКМ. ДНКК., Ю ОПХ ОНЯРЮБЙЮУ МЮ ЩЙЯОНПР — 51,2 ЛКМ.ДНКК.
оЕПБШИ ЯЕПХИМШИ ЯЮЛНКЕР F/A-18E/F АШК ОНЯРЮБКЕМ ЯРПНЕБНИ ЩЯЙЮДПХКЭЕ блC Cью Б МНЪАПЕ 1999 Ц б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ЯСЫЕЯРБСЧЫХЛХ ОКЮМЮЛХ, ЛМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ F/A-18E/F БЛЕЯРЕ ЯН ЯБНХЛ ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙНЛ F/A-18C/D Я МЮВЮКЮ ДЕЯЪРХКЕРХЪ ДН 2010 Ц АСДСР ЪБКЪРЭЯЪ ТЮЙРХВЕЯЙХ ЕДХМЯРБЕММШЛХ АНЕБШЛХ ЯЮЛНКЕРЮЛХ МЮ ОЮКСАЮУ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХУ ЮБХЮМНЯЖЕБ. дБСУЛЕЯРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ F/A-18F ЯН БРНПНИ ОНКНБХМШ РЕЙСЫЕЦН ДЕЯЪРХКЕРХЪ ОПХДЕР МЮ ЯЛЕМС ХЯРПЕАХРЕКЧ-ОЕПЕУБЮРВХЙС F-14 «рНЛЙЩР», БШОНКМЪЧЫЕЛС ГЮДЮВХ обн ЮБХЮМНЯМНЦН ЯНЕДХМЕМХЪ, ОЮКСАМНЛС ЯЮЛНКЕРС пща ею-6б, Ю РЮЙФЕ АСДЕР БШОНКМЪРЭ ПНКЭ ЯЮЛНКЕРЮ СОПЮБКЕМХЪ Х МЮБЕДЕМХЪ. нДМНЛЕЯРМШИ F/A-18E АСДЕР ПЕЬЮРЭ ГЮДЮВХ ХЯРПЕАХРЕКЪ ГЮБНЕБЮМХЪ ЦНЯОНДЯРБЮ Б БНГДСУЕ Х ОЮКСАМНЦН ЬРСПЛНБХЙЮ (ПЮМЕЕ БНГКЮЦЮБЬХЕЯЪ МЮ ю-6е). йПНЛЕ РНЦН, ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕРЯЪ БНГЛНФМНЯРЭ ХЯОНКЭГНБЮМХЪ ЛМНЦНЖЕКЕБНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ «CСОЕП уНПМХР» Б ЙЮВЕЯРБЕ ЯЮЛНКЕРЮ ДКЪ МЮМЕЯЕМХЪ БШЯНЙНРНВМШУ СДЮПНБ Х ЯЮЛНКЕРЮ-ГЮОПЮБЫХЙЮ.
оЕПБШЛ ХГ ЩЙЯОНПРЕПНБ F/A-18F ЛНФЕР ЯРЮРЭ лЮКЮИГХЪ: Б 2005 Ц. ЩРЮ ЯРПЮМЮ МЮЛЕПЕМЮ ОПХНАПЕЯРХ 16 ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ Я СБЕКХВЕММНИ ДЮКЭМНЯРЭЧ (МЮ ЛЮКЮИГХИЯЙНЛ ПШМЙЕ ЙНМЙСПЕМРЮЛХ «CСОЕП уНПМХРС» БШЯРСОЮЧР ПНЯЯХИЯЙХЕ ЛЮЬХМШ яС-30лй Х лХц-29л2). еЫЕ НДМХЛ ОНРЕМЖХЮКЭМШЛ ОНЙСОЮРЕКЕЛ ЯЮЛНКЕРЮ ЪБКЪЕРЯЪ юБЯРПЮКХЪ, ЙНРНПЮЪ Б ПЮЛЙЮУ ОПНЦПЮЛЛШ Project Air 6000 ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕР БЮПХЮМРШ ГЮЛЕМШ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ F-111я Х F-111G, Ю РЮЙФЕ ХЯРПЕАХРЕКЕИ F/ю-18A/б.
CКЕДСЕР ОПХГМЮРЭ, ВРН ХЯРПЕАХРЕКЭ F/A-18E/F НАКЮДЮЕР ДНЯРЮРНВМН БШЯНЙХЛ ЩЙЯОНПРМШЛ ОНРЕМЖХЮКНЛ. нМ ЯОНЯНАЕМ ЯНЯРЮБХРЭ ЙНМЙСПЕМЖХЧ РЮЙХЛ ЛЮЬХМЮЛ, ЙЮЙ яС-30лй, яС-35, лХц-29л(л2), лХц-29й, F-16C/D Block 60, Ю РЮЙФЕ EF2000 Х «пЮТЮКЭ». еЦН АКХФЮИЬХИ ПНЯЯХИЯЙХИ ЮМЮКНЦ — лХц-29й — ХЛЕЕР ЯНХГЛЕПХЛШЕ БНГЛНФМНЯРХ ЯХЯРЕЛШ СОПЮБКЕМХЪ БННПСФЕМХЕЛ (Cсб), КСВЬХЕ ЯЙНПНЯРМШЕ, БШЯНРМШЕ Х ЛЮМЕБПЕММШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ, НДМЮЙН МЕЯЙНКЭЙН СЯРСОЮЕР ЮЛЕПХЙЮМЯЙНЛС ЯНОЕПМХЙС ОН ОЮПЮЛЕРПС «АНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ/ДЮКЭМНЯРЭ». б РН ФЕ БПЕЛЪ ПНЯЯХИЯЙЮЪ ЛЮЬХМЮ АНКЕЕ ЙНЛОЮЙРМЮ (ВРН НЯНАЕММН БЮФМН ОПХ ПЮГЛЕЫЕМХХ ХЯРПЕАХРЕКЕИ МЮ ЮБХЮМНЯЖЮУ МЕАНКЭЬНЦН РНММЮФЮ).
б МЮЯРНЪЫЕЕ БПЕЛЪ блC Cью ХГСВЮЕРЯЪ ЙНЛОКЕЙЯ ЛЕП ОН ДЮКЭМЕИЬЕЛС ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЧ ХЯРПЕАХРЕКЪ F/A-18E/F, МЮОПЮБКЕММШИ МЮ ОНБШЬЕМХЕ ЕЦН ЙНМЙСПЕМРНЯОНЯНАМНЯРХ МЮ БМЕЬМЕЛ ПШМЙЕ. б ВЮЯРМНЯРХ, ОПЕДОНКЮЦЮЕРЯЪ СЛЕМЭЬЕМХЕ ЯХЦМЮРСПШ апкя, СБЕКХВЕМХЕ БНГЛНФМНЯРЕИ ОН МЮМЕЯЕМХЧ БШЯНЙНРНВМШУ СДЮПНБ ОН МЮГЕЛМШЛ ЖЕКЪЛ, БМЕДПЕМХЕ ЙНМТНПЛМШУ РНОКХБМШУ АЮЙНБ, Ю РЮЙФЕ ПЕЮКХГЮЖХЪ ЛЕПНОПХЪРХИ ОН СЛЕМЭЬЕМХЧ ЯРНХЛНЯРХ ЯЕПХИМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ.
CРНХЛНЯРЭ НДМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ F/A-18E Б ЩЙЯОНПРМНИ ЙНМТХЦСПЮЖХХ ДНКФМЮ АШРЭ СЛЕМЭЬЕМЮ Я 57-59 ДН 42 ЛКМ.ДНКК. пЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ ОСРХ ДЮКЭМЕИЬЕЦН ЯМХФЕМХЪ ЯРНХЛНЯРХ ЯЕПХИМШУ ЛЮЬХМ ЕЫЕ МЮ 7-10 ЛКМ. ДНКК. оПХ ЩРНЛ ЯСЛЛЮПМШИ АНЕБНИ ОНРЕМЖХЮК ЛНДЕПМХГХПНБЮММНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ ДНКФЕМ АШРЭ МЕ ЛЕМЭЬЕ ОНРЕМЖХЮКЮ РЮЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ, ЙЮЙ «еБПНТЮИРЕП» EF2000 «рЮИТСМ», JAS 39 «цПХОЕМ» Х «дЮЯЯН» «пЮТЮКЭ», Ю РЮЙФЕ ПНЯЯХИЯЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ лХц-29Cлр Х яС-27ял, ОНЪБКЕМХЕ ЙНРНПШУ МЮ ЛЕФДСМЮПНДМНЛ ЮБХЮЖХНММНЛ ПШМЙЕ НФХДЮЕРЯЪ Й ЯЕПЕДХМЕ РЕЙСЫЕЦН ДЕЯЪРХКЕРХЪ.
тХПЛНИ пЕИРЕНМ ДКЪ ХЯРПЕАХРЕКЪ «CСОЕП уНПМХР» ЯНГДЮЕРЯЪ МНБЮЪ апкя AN/APG-79 Я ЮЙРХБМНИ ЮМРЕММНИ ТЮГХПНБЮММНИ ПЕЬЕРЙНИ (ютюп). CРЮМЖХЪ ДНКФМЮ НАКЮДЮРЭ ЯОНЯНАМНЯРЭЧ НАМЮПСФХБЮРЭ ЖЕКХ ЙКЮЯЯЮ «ХЯРПЕАХРЕКЭ» МЮ ДЮКЭМНЯРХ ДН 150-165 ЙЛ (ВРН ОНВРХ БДБНЕ ОПЕБШЬЮЕР ДЮКЭМНЯРЭ ДЕИЯРБХЪ апкC AN/APG-73). оПЕДОНКЮЦЮЕРЯЪ, ВРН МНБШИ ПЮДЮП АСДЕР ЦНРНБ Й ОЕПЕДЮВЕ Б ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН Б 2006 Ц. (ЩРНИ ЯРЮМЖХЕИ МЮЛЕВЕМН НЯМЮЯРХРЭ 262 ЯЮЛНКЕРЮ F/A-18E/F, ЙНРНПШЕ ОКЮМХПСЕРЯЪ ГЮЙЮГЮРЭ Я 2006 Т.Ц.). дКЪ ЯМХФЕМХЪ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНИ ГЮЛЕРМНЯРХ ЮМРЕММЮ апкC АСДЕР СЯРЮМНБКЕМЮ ОНД СЦКНЛ Й БЕПРХЙЮКЭМНИ ОКНЯЙНЯРХ (Я ОКНЯЙНИ ЮМРЕММНИ ПЕЬЕРЙНИ, НПХЕМРХПНБЮММНИ ББЕПУ).
лНЫМЮЪ апкC Я ютюп НАЕЯОЕВХБЮЕР БНГЛНФМНЯРЭ ОПХЛЕМЕМХЪ Б ЯНЯРЮБЕ БННПСФЕМХЪ ЯЮЛНКЕРЮ F/A-18E/F ОЕПЯОЕЙРХБМШУ ПЮЙЕР «БНГДСУ-БНГДСУ» СБЕКХВЕММНИ Х АНКЭЬНИ ДЮКЭМНЯРХ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХУ НОЕПЕФЮЧЫЕЕ ОНПЮФЕМХЕ ХЯРПЕАХРЕКЕИ ОПНРХБМХЙЮ.
б ЮБЦСЯРЕ 1995 Ц. ТХПЛЮ лЮЙДНММЕКК-дСЦКЮЯ ОПЕДКНФХКЮ Б ХМХЖХЮРХБМНЛ ОНПЪДЙЕ ЯНГДЮРЭ МЮ АЮГЕ ХЯРПЕАХРЕКЪ «CСОЕП уНПМХР» ЯЮЛНКЕР пща F/A-18C2W, ОПЕДМЮГМЮВЕММШИ ДКЪ ГЮЛЕМШ ОНЯКЕ 2008 Ц ЯЮЛНКЕРЮ EA-6B «оПЮСКЕП», Ю РЮЙФЕ БШОНКМЕМХЪ ГЮДЮВ ЯБНЕНАПЮГМНЦН КЕРЮЧЫЕЦН йо, НЯСЫЕЯРБКЪЧЫЕЦН СОПЮБКЕМХЕ ДЕИЯРБХЪЛХ ДПСЦХУ ЯЮЛНКЕРНБ. оПХ ЩРНЛ ХГЛЕМЕМХЪ ЙНМЯРПСЙЖХХ ХЯУНДМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ ЯБЕЯРХ Й ЛХМХЛСЛС: МЮ ЙНМЖЮУ ЙПШКЮ БЛЕЯРН сп «яЮИДСХМДЕП» МЮЛЕВЮКНЯЭ ПЮГЛЕЯРХРЭ
ЙНМРЕИМЕПШ Я ЮООЮПЮРСПНИ ПЮДХНЩКЕЙРПНММНИ ПЮГБЕДЙХ, ДПСЦНЕ НАНПСДНБЮМХЕ пща ОКЮМХПНБЮКНЯЭ ПЮЯОНКНФХРЭ Б ЙНМРЕИМЕПЮУ МЮ ОНДЙПШКЭЕБШУ СГКЮУ ОНДБЕЯЙХ. гЮ ЙЮАХМНИ ЩЙХОЮФЮ ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ СЯРЮМНБХРЭ ОПХЕЛМХЙ ЯОСРМХЙНБНИ МЮБХЦЮЖХНММНИ ЯХЯРЕЛШ. нАЫЮЪ ОНРПЕАМНЯРЭ блC Х ббC Cью Б ЯЮЛНКЕРЮУ ДЮММНЦН РХОЮ НЖЕМХБЮКЮЯЭ Б 150 ЕДХМХЖ.
F/A-18C2W КЕЦ Б НЯМНБС ОПНЕЙРЮ EA-18G «цПНСКЕП», ОПЕДКНФЕММНЦН ТХПЛНИ аНХМЦ (ЙНРНПЮЪ ЯРЮКЮ «БКЮДЕКЭЖЕЛ» ОПНЦПЮЛЛШ F/A-18 ОНЯКЕ ОНЦКНЫЕМХЪ ОНЯКЕДМЕИ ТХПЛШ лЮЙДНММЕКК-дСЦКЮЯ) Б 2001 Ц. Х ОПЕДМЮГМЮВЕММНЦН ДКЪ БЕДЕМХЪ пща, СОПЮБКЕМХЪ ДЕИЯРБХЪЛХ АНЕБШУ аокю (РХОЮ UCAW Х UCAV-N), БЕДЕМХЪ ПЮГБЕДЙХ, Ю РЮЙФЕ ПЕЬЕМХЪ ДПСЦХУ «БШЯНЙНХМРЕККЕЙРСЮКЭМШУ» ГЮДЮВ.
б ПЮЛЙЮУ ОПНЦПЮЛЛШ AMLCD Я 1998 Ц БЕДСРЯЪ ПЮАНРШ ОН ЯНГДЮМХЧ ДКЪ ОЕПЯОЕЙРХБМШУ ЛНДХТХЙЮЖХИ ДБСУЛЕЯРМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ F/A-18F МНБНЦН ХМТНПЛЮЖХНММН-СОПЮБКЪЧЫЕЦН ОНКЪ ГЮДМЕИ ЙЮАХМШ, ЙНРНПНЕ АСДЕР БЙКЧВЮРЭ ДБЮ ЖБЕРМШУ ДХЯОКЕЪ ТНПЛЮРНЛ 10У8 ДЧИЛНБ (250У200 ЛЛ). лНДЕПМХГХПНБЮММНЕ ОПХАНПМНЕ НАНПСДНБЮМХЕ Б ГЮДМЕИ ЙЮАХМЕ ЯЮЛНКЕРЮ «цПНСКЕП» ОНГБНКХР ЩЙХОЮФС ХГ ДБСУ ВЕКНБЕЙ ПЕЬЮРЭ ГЮДЮВХ, ЮМЮКНЦХВМШЕ ГЮДЮВЮЛ ВЕРШПЕУЛЕЯРМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ ею-6б.
яНГДЮМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ-ГЮОПЮБЫХЙЮ МЮ АЮГЕ ХЯРПЕАХРЕКЪ F/A-18E/F ОПХ ОЕПЕДЮВЕ МЮ СДЮКЕМХХ 610 ЙЛ 2900 ЙЦ РНОКХБЮ НАЕЯОЕВХР СБЕКХВЕМХЕ АНЕБНЦН ПЮДХСЯЮ ДЕИЯРБХЪ «CСОЕП-уНПМХРЮ» ДН 1600 ЙЛ, Ю ДЮКЭМНЯРХ ОНПЮФЕМХЪ ЖЕКЕИ ОНЯПЕДЯРБНЛ НОЕПЮРХБМН-РЮЙРХВЕЯЙНИ йп SLAM-ER — ДН 1850 ЙЛ. оНЯКЕ ПЕЬЕМХЪ ГЮДЮВХ ОН ДНГЮОПЮБЙЕ Б БНГДСУЕ ЯЮЛНКЕР-ГЮОПЮБЫХЙ ЛНФЕР АШРЭ ОПХБКЕВЕМ Й БНГДСЬМНЛС ОЮРПСКХПНБЮМХЧ Б ЖЕКЪУ НАЕЯОЕВЕМХЪ обн ЮБХЮМНЯЖЮ.
б ЖЕКЪУ ОНБШЬЕМХЪ КЕРМШУ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙ «CСОЕП уНПМХРЮ» бля яью ОННЫПЪЧР СЯХКХЪ ДБХЦЮРЕКЕЯРПНХРЕКЭМШУ ТХПЛ Cью ОН ХЯЯКЕДНБЮМХЧ ЮКЭРЕПМЮРХБМШУ БЮПХЮМРНБ ДБХЦЮРЕКЪ F414-400, СЯРЮМНБКЕММНЦН МЮ ЩРНЛ ЯЮЛНКЕРЕ. оПХ ЩРНЛ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ ЙЮЙ ОНКМНЯРЭЧ МНБШЕ РХОШ ЯХКНБШУ СЯРЮМНБНЙ, РЮЙ Х ЛНДЕПМХГХПНБЮММШЕ БЮПХЮМРШ рпддт F414 Я СБЕКХВЕММНИ РЪЦНИ. б РН ФЕ БПЕЛЪ НТХЖХЮКЭМН ТКНР МЕ ТХМЮМЯХПСЕР ЩРХ ПЮАНРШ. нДМЮЙН Б ЯКСВЮЕ, ЕЯКХ ОПЮБХРЕКЭЯРБН Cью ПЕЬХР ОПЕЙПЮРХРЭ ХКХ ГЮЛЕДКХРЭ ПЕЮКХГЮЖХЧ ОПНЦПЮЛЛШ ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ «кНЙУХД лЮПРХМ» F-35C, ОНРПЕАСЧРЯЪ ГЮЙСОЙХ ДНОНКМХРЕКЭМШУ ОЮПРХИ ЯЮЛНКЕРНБ F/A-18E/F (ОНЛХЛН 548 ЛЮЬХМ, ГЮЙСОЙЮ ЙНРНПШУ ОПЕДСЯЛНРПЕМЮ МШМЕ ЯСЫЕЯРБСЧЫХЛХ ОКЮМЮЛХ), Ю РЮЙФЕ БШДЕКЕМХЕ ЯПЕДЯРБ МЮ ДЮКЭМЕИЬЕЕ ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЕ ЩРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ.
тХПЛЮ «оПЮРР сХРМХ» ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕР БНГЛНФМНЯРЭ ОЕПЕНЯМЮЫЕМХЪ ХЯРПЕАХРЕКЪ «CСОЕП уНПМХР» ДБХЦЮРЕКЕЛ PW7000. оЕПБНМЮВЮКЭМН ЩРНР рпдд ПЮГПЮАЮРШБЮКЯЪ Б ПЮЛЙЮУ ОПЕЙПЮЫЕММНИ Б МЮВЮКЕ 1990-У ЦЦ. ОПНЦПЮЛЛШ ЛЮКНГЮЛЕРМНЦН ОЮКСАМНЦН ЬРСПЛНБХЙЮ ОЪРНЦН ОНЙНКЕМХЪ юу (ю-12). б ДЮКЭМЕИЬЕЛ ДБХЦЮРЕКЭ АЕГСЯОЕЬМН ОПЕДКЮЦЮКЯЪ (Б ЙЮВЕЯРБЕ ЮКЭРЕПМЮРХБМНЦН БЮПХЮМРЮ) ДКЪ НЯМЮЫЕМХЪ ЯЮЛНКЕРНБ «дЮЯЯН» «лХПЮФ»2000 (тПЮМЖХЪ), «йНПЕЮМ щПЯОЕИЯ/кНЙУХД лЮПРХМ» р/ю-50 (чФМЮЪ йНПЕЪ) Х «яЮЮА/бюе яХЯРЕЛЯ» JAS 39 «цПХОЕМ» (ьБЕЖХЪ/юМЦКХЪ).
PW7000 ЯНГДЮМ МЮ АЮГЕ «ЙНЛЛЕПВЕЯЙНЦН» ДБХЦЮРЕКЪ PW6000. б ЕЦН ЙНМЯРПСЙЖХХ ОПЕДОНКЮЦЮЕРЯЪ ХЯОНКЭГНБЮРЭ Х ПЪД ЩКЕЛЕМРНБ (Б ВЮЯРМНЯРХ, БЕМРХКЪРНП, РСПАХМС МХГЙНЦН ДЮБКЕМХЪ) рпддт F135, ОПЕДМЮГМЮВЕММНЦН ДКЪ НЯМЮЫЕМХЪ ХЯРПЕАХРЕКЪ F-35.
рпддт PW7000 ХЛЕЕР ЦЮАЮПХРШ, ОПЮЙРХВЕЯЙХ ЮМЮКНЦХВМШЕ ЦЮАЮПХРЮЛ ДБХЦЮРЕКЪ F414-GE-400, НДМЮЙН НАКЮДЮЕР МЮ 25% АНКЭЬЕИ РЪЦНИ (Р.Е. БЕКХВХМЮ ЛЮЙЯХЛЮКЭМНИ АЕЯТНПЯЮФМНИ РЪЦХ ДНКФМЮ ДНЯРХЦЮРЭ 12500 ЙЦЯ). оН СРБЕПФДЕМХЧ ОПЕДЯРЮБХРЕКЕИ ТХПЛШ оПЮРР сХРМХ, ЯЮЛНКЕР F/A-18E/F Я МНБШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ ДНКФЕМ НАКЮДЮРЭ МЮ 31% АНКЭЬЕИ ДЮКЭМНЯРЭЧ ОНКЕРЮ Х МЮ 27% КСВЬХЛХ ПЮГЦНММШЛХ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛХ.
тХПЛЮ дФЕМЕПЮК щКЕЙРПХЙ РЮЙФЕ ХЯЯКЕДСЕР БНГЛНФМНЯРХ ЦКСАНЙНИ ЛНДЕПМХГЮЖХХ рпддт F414. пЮМЕЕ ЙПХРХЙХ ОПНЦПЮЛЛШ F/A-18E/F СРБЕПФДЮКХ, ВРН ЯЮЛНКЕР ЩРНЦН РХОЮ СЯРСОЮЕР ОН ЯЙНПНЯРМШЛ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛ АНКЕЕ КЕЦЙНЛС ХЯРПЕАХРЕКЧ F/A-18C/D, Ю рпддт F414-GE-400, ЪЙНАШ, МЕ ХЛЕЕР ОЕПЯОЕЙРХБ ОН МЮПЮЫХБЮМХЧ РЪЦХ. нДМЮЙН ТХПЛЮ ГЮЪБКЪЕР, ВРН РЪЦЮ ДБХЦЮРЕКЪ Б ОПНЖЕЯЯЕ ЛНДЕПМХГЮЖХХ ЛНФЕР СБЕКХВХРЭЯЪ МЮ 15-20% (Р.Е. ДНЯРХЦМСРЭ БЕКХВХМШ 11500-12000 ЙЦЯ) ХКХ, ОПХ ЯНУПЮМЕМХХ ЯСЫЕЯРБСЧЫХУ ОЮПЮЛЕРПНБ РЪЦХ, БНГЛНФМН ДЮКЭМЕИЬЕЕ СКСВЬЕМХЕ ПЕЯСПЯМШУ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙ рпддт (ВРН ОНГБНКХР ЯСЫЕЯРБЕММН ЯМХГХРЭ ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММШЕ ПЮЯУНДШ).
пЮАНРШ ОН ЛНДЕПМХГЮЖХХ ДБХЦЮРЕКЪ F414 БЕДСРЯЪ ТХПЛНИ дФЕМЕПЮК щКЕЙРПХЙ ГЮ ЯБНИ ЯВЕР, Ю РЮЙФЕ ГЮ ЯВЕР ВЮЯРХВМНЦН ОПХБКЕВЕМХЪ ЯПЕДЯРБ бля, БШДЕКЪЕЛШУ МЮ ПЮГБХРХЕ ОЕПЯОЕЙРХБМШУ РЕУМНКНЦХИ. оПЕДОНКЮЦЮЕРЯЪ, ВРН ОПХ БШДЕКЕМХХ ЯННРБЕРЯРБСЧЫЕЦН ТХМЮМЯХПНБЮМХЪ ХЯОШРЮМХЪ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММНЦН БЮПХЮМРЮ рпддт СДЮЯРЯЪ МЮВЮРЭ СФЕ Б 2003-2004 ЦЦ.
нЯНАЕММНЯРХ ЙНМЯРПСЙЖХХ ЯЮЛНКЕРЮ «яСОЕП уНПМХР».
оН ЯПЮБМЕМХЧ Я ЯЮЛНКЕРНЛ F/A-18C/D ЛМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ F/A-18E/F ХЛЕЕР СЯХКЕММШИ ОКЮМЕП, СДКХМЕММШИ ТЧГЕКЪФ, ЙПШКН, ЙПШКЭЕБШЕ МЮОКШБШ Х ЦНПХГНМРЮКЭМНЕ НОЕПЕМХЕ СБЕКХВЕММНИ ОКНЫЮДХ, Ю РЮЙФЕ МНБШИ БНГДСУНГЮАНПМХЙ ВЕРШПЕУСЦНКЭМНЦН ЯЕВЕМХЪ Я СЛЕМЭЬЕММНИ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНИ ГЮЛЕРМНЯРЭЧ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХИ АНКЭЬХИ ПЮЯУНД БНГДСУЮ. йЮМЮКШ БНГДСУНГЮАНПМХЙЮ МЕЯЙНКЭЙН ХЯЙПХБКЕМШ БМХГ Х БАНЙ, ВРН ЯОНЯНАЯРБСЕР НРПЮФЕМХЧ ЩКЕЙРПНЛЮЦМХРМНЦН ХГКСВЕМХЪ Б ЯРНПНМС НР НЯХ ОНКЕРЮ ЯЮЛНКЕРЮ. б БНГДСЬМНЛ ЙЮМЮКЕ, ОЕПЕД КНОЮРЙЮЛХ ЙНЛОПЕЯЯНПЮ ДБХЦЮРЕКЪ ПЮГЛЕЫЕМШ ПЮДХЮКЭМШЕ ОКЮЯРХМШ, РЮЙФЕ СЛЕМЭЬЮЧЫХЕ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНЕ ХГКСВЕМХЕ, НРПЮФЕММНЕ НР рпддт. дПСЦХЕ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЪ, МЮОПЮБКЕММШЕ МЮ СЛЕМЭЬЕМХЕ ГЮЛЕРМНЯРХ, БЙКЧВЮЧР ОХКННАПЮГМШЕ ЙПЮЪ ЯРБНПНЙ НЯМНБМНЦН ЬЮЯЯХ Х РЕУМНКНЦХВЕЯЙХУ ОЮМЕКЕИ ДБХЦЮРЕКЕИ, ПНЛАНХДЮКЭМШЕ ЛЕРЮККХВЕЯЙХЕ ЩЙПЮМШ Я ОЕПТНПЮЖХЕИ, БШОНКМЕММНИ ЛЕРНДНЛ КЮГЕПМНИ НАПЮАНРЙХ, ОНЙПШБЮЧЫХЕ БЯЕ МЮПСФМШЕ НРБЕПЯРХЪ, Ю РЮЙФЕ ЯОЕЖХЮКЭМШЕ ПЮДХНОНЦКНЫЮЧЫХЕ ОНЙПШРХЪ (Б ВЮЯРМНЯРХ, ГНКНРНЕ МЮОШКЕМХЕ МЮ ТНМЮПЭ ЙЮАХМШ). пЪД РЕУМХВЕЯЙХУ ПЕЬЕМХИ ОН СЛЕМЭЬЕМХЧ ГЮЛЕРМНЯРХ ПЕЮКХГНБЮМ Б ЙНМЯРПСЙЖХХ НРЯЕЙЮ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНИ ЯРЮМЖХХ. мЮ ЯЮЛНКЕРЕ ХЯОНКЭГНБЮМШ ЯОЕЖХЮКЭМШЕ ЙНППНГХНММН-ЯРНИЙХЕ ПЮДХНОНЦКНЫЮЧЫХЕ ЛЮРЕПХЮКШ.
б НРКХВХЕ НР ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮММШУ ЯЮЛНКЕРНБ «яРЕКЯ», УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ ЛЮКНИ ГЮЛЕРМНЯРХ ХЯРПЕАХРЕКЪ F/A-18E/F ЦЮПЛНМХВЕЯЙХ ЯНВЕРЮЧРЯЪ Я БШЯНЙХЛХ кру ЯЮЛНКЕРЮ.
б ЯХЯРЕЛС АНЕБНИ ФХБСВЕЯРХ «яСОЕП уНПМХРЮ» БУНДХР МНБШИ ЦСАВЮРШИ ГЮОНКМХРЕКЭ ЙПШКЭЕБШУ РНОКХБМШУ АЮЙНБ, ХЛЕЧЫХИ ОНМХФЕММСЧ ОКНРМНЯРЭ. б МХФМЕИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ ПЮГЛЕЫЕМЮ ЮООЮПЮРСПЮ ОНФЮПНРСЬЕМХЪ Я ХЯОНКЭГНБЮМХЕЛ «ОЮЯЯХБМНИ» ОЕМШ, ОПЕДМЮГМЮВЕММЮЪ ДКЪ ГЮЫХРШ ЦХДПЮБКХВЕЯЙХУ ЙНЛЛСМХЙЮЖХИ Х ОПНБНДЙХ ЯХЯРЕЛШ СОПЮБКЕМХЪ, ОПНУНДЪЫХУ Б ЩРНИ ВЮЯРХ ОКЮМЕПЮ. б ЯНЯРЮБ ОПНРХБНОНФЮПМНИ ЯХЯРЕЛШ БУНДЪР РЮЙФЕ ЮЙРХБМШЕ ДЮРВХЙХ, БЙКЧВЮЧЫХЕ ЯХЯРЕЛС ХМЕПРМНЦН ЦЮГЮ.
оКНЫЮДЭ МЕГЮЫХЫЕММНИ ОНБЕПУМНЯРХ ОКЮМЕПЮ F/A-18E/F СЛЕМЭЬХКЮЯЭ ДН 13% ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я 25% С F/A-18C/D, УНРЪ МНБШИ ЯЮЛНКЕР МЮ 25% ЙПСОМЕЕ Х НАЗЕЛ РНОКХБЮ БН БМСРПЕММХУ АЮЙЮУ С МЕЦН МЮ 33% АНКЭЬЕ.
яХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ. яЮЛНКЕР НЯМЮЫЕМ ДБСЛЪ рпддт «дФЕМЕПЮК щКЕЙРПХЙ» F414-GE-400 (2У10000 ЙЦЯ).
бН БМСРПЕММХУ РНОКХБМШУ АЮЙЮУ ПЮГЛЕЫЮЕРЯЪ 8063 К РНОКХБЮ. оПХ ХЯОНКЭГНБЮМХХ ОЪРХ ора ГЮОЮЯ РНОКХБЮ БНГПЮЯРЮЕР ДН 17148 К. хЛЕЕРЯЪ ЯХЯРЕЛЮ ДНГЮОПЮБЙХ Б ОНКЕРЕ (ЬРЮМЦЮ-РНОКХБНОПХЕЛМХЙ Б МЕПЮАНВЕЛ ОНКНФЕМХХ САХПЮЕРЯЪ Б ТЧГЕКЪФ).
аНПРНБНЕ НАНПСДНБЮМХЕ. яЮЛНКЕР НЯМЮЫЕМ ОНКМНЯРЭЧ ЖХТПНБНИ ЯХЯРЕЛНИ ДХЯРЮМЖХНММНЦН СОПЮБКЕМХЪ, ЙНМРПНКХПСЧЫЕИ ПЮАНРС ЩКЕПНМНБ, ПСКЕИ МЮОПЮБКЕМХЪ, ЖЕКЭМНОНБНПНРМНЦН ЦНПХГНМРЮКЭМНЦН НОЕПЕМХЪ, ОПЕДЙПШКЙНБ Х ГЮЙПШКЙНБ.
яНЯРЮБ апщн МЮ 90% ЮМЮКНЦХВЕМ апщн ХЯРПЕАХРЕКЪ F/A-18C/D. хМЕПЖХЮКЭМЮЪ МЮБХЦЮЖХНММЮЪ ЯХЯРЕЛЮ Я 1999 Ц ДНОНКМЕМЮ ОПХЕЛМХЙНЛ ЯОСРМХЙНБНИ МЮБХЦЮЖХХ. я 2001 Ц. ХЯРПЕАХРЕКЭ ЙНЛОКЕЙРСЕРЯЪ ЩКЕЙРПНММНИ ЙЮПРНИ «яЛХРЯ/уЮППХЯ».
пЮДХНЩКЕЙРПНММШИ ЙНЛОКЕЙЯ БЙКЧВЮЕР ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМСЧ ХЛОСКЭЯМН-ДНОКЕПНБЯЙСЧ апкя уЭЧГ AN/APG-73 Я ЛЮЙЯХЛЮКЭМНИ ДЮКЭМНЯРЭЧ НАМЮПСФЕМХЪ БНГДСЬМШУ ЖЕКЕИ ЙКЮЯЯЮ «ХЯРПЕАХРЕКЭ» ОНПЪДЙЮ 80 ЙЛ. нМЮ ЯОНЯНАМЮ ЯНОПНБНФДЮРЭ «МЮ ОПНУНДЕ» ДН 10 ЖЕКЕИ Х НДМНБПЕЛЕММН МЮБНДХРЭ МЮ МХУ ВЕРШПЕ сп РХОЮ AMRAAM Я ЮЙРХБМШЛ ПЮДХНКНЙЮЖХНММШЛ ЯЮЛНМЮБЕДЕМХЕЛ. яРЮМЖХЪ, ЯМЮАФЕММЮЪ ЫЕКЕБНИ ЮМРЕММНИ ПЕЬЕРЙНИ Я ЛЕУЮМХВЕЯЙХЛ ЯЙЮМХПНБЮМХЕЛ Б ЦНПХГНМРЮКЭМНИ ОКНЯЙНЯРХ Х ЩКЕЙРПНММШЛ — Б БЕПРХЙЮКЭМНИ, ЪБКЪЕРЯЪ ДЮКЭМЕИЬХЛ ПЮГБХРХЕЛ апкя «уЭЧГ» AN/APG-65. сЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЪ БЙКЧВЮЧР ПЮЯЬХПЕММШИ ВЮЯРНРМШИ ДХЮОЮГНМ, СБЕ-КХВЕММНЕ АШЯРПНДЕИЯРБХЕ ОПНЖЕЯЯНПЮ НАПЮАНРЙХ ЯХЦМЮКНБ Х СЯРЮМНБЙС МНБНЦН НЯМНБМНЦН ОПНЖЕЯЯНПЮ Я СБЕКХВЕММШЛ АШЯРПНДЕИЯРБХЕЛ Х ПЮЯЬХПЕММНИ ЕЛЙНЯРЭЧ ОЮЛЪРХ.
мЮ ДБСУ ОНДТЧГЕКЪФМШУ СГКЮУ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙХ ЛНЦСР ПЮГЛЕЫЮРЭЯЪ ДБЮ ЙНМРЕИМЕПЮ НОРХЙН-ЩКЕЙРПНММНИ МЮБХЦЮЖХНММН-ОПХЖЕКЭМНИ ЯХЯРЕЛШ ATFLIR (Advanced Targeting Forvard-Looking Infra Red), БЙКЧВЮЧЫЕИ РЕОКНБХГХНММНЕ НАНПСДНБЮМХЕ Х КЮГЕПМШИ ДЮКЭМНЛЕП-ЖЕКЕСЙЮГЮРЕКЭ (НАЕЯОЕВХБЮЧЫХИ БНГЛНФМНЯРЭ ЮБРНМНЛМНЦН ОПХЛЕМЕМХЪ йюа РХОЮ «оЕИБСЩИ»).
нАНПСДНБЮМХЕ ЙЮАХМШ ЩЙХОЮФЮ F/A-18E/F ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я F/A-18C/D ГМЮВХРЕКЭМН СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМН. б БЕПУМЕИ ВЮЯРХ ОПХАНПМНИ ДНЯЙХ ПЮЯОНКНФЕМ ФХДЙНЙПХЯРЮККХВЕЯЙХИ ЛНМНУПНЛМШИ ХМДХЙЮРНП ПЮГЛЕПНЛ 3У5 ДЧИЛНБ (76У127 ЛЛ) Я РЮЙРХКЭМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ. оНД МХЛ СЯРЮМНБКЕМ ЖБЕРМНИ ФХДЙНЙПХЯРЮККХВЕЯЙХИ ХМДХЙЮРНП РЮЙРХВЕЯЙНИ НАЯРЮМНБЙХ (159У159 ЛЛ). оН АНЙЮЛ ОПХАНПМНИ ДНЯЙХ ЯНУПЮМЕМШ ДБЮ ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМШУ ЛНМНУПНЛМШУ ХМДХЙЮРНПЮ 5У5 ЛЛ, ОПХЛЕМЪЕЛШЕ МЮ ЯЮЛНКЕРЕ F/A-18C/D. хЛЕЕРЯЪ ЛНМНУПНЛМШИ ОПНЦПЮЛЛХПСЕЛШИ ФХДЙНЙПХЯРЮККХВЕЯЙХИ ХМДХЙЮРНП, ОПЕДМЮГМЮВЕММШИ ДКЪ ЙНМРПНКЪ ПЮАНРШ ДБХЦЮРЕКЪ Х РНОКХБМНИ ЯХЯРЕЛШ.
йНЛОКЕЙЯ пща IDECM БЙКЧВЮЕР ЯРЮМЖХЧ ОПЕДСОПЕФДЕМХЪ Н ПЮДХНКНЙЮЖХНММНЛ НАКСВЕМХХ «уЭЧГ» AN/ALR-67(V)3, АСЙЯХПСЕЛСЧ КНФМСЧ ЖЕКЭ «пЕИРЕНМ» AN/ALE-50, ЯКСФЮЫСЧ ДКЪ СБНДЮ Б ЯРНПНМС МЕОПХЪРЕКЭЯЙХУ ПЮЙЕР Х Б МЕПЮАНВЕЛ ОНКНФЕМХХ ПЮГЛЕЫЮЕЛСЧ ОНД ТЧГЕКЪФЕЛ, Ю РЮЙФЕ ВЕРШПЕ АКНЙЮ ПЮГАПНЯЮ хй КНБСЬЕЙ Х ДХОНКЭМШУ НРПЮФЮРЕКЕИ «рПЩЙНП» AN/ALE-47.
бННПСФЕМХЕ ХЯРПЕАХРЕКЪ F/A-18E/F ПЮГЛЕЫЮЕРЯЪ МЮ 11 СГКЮУ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙХ. б ЯНЯРЮБ сп ЙКЮЯЯЮ «БНГДСУ-БНГДСУ» БУНДЪР ПЮЙЕРШ ЛЮКНИ ДЮКЭМНЯРХ AIM-9л «яЮИДСХМДЕП» (ДН 12 ЕДХМХЖ), сп ЯПЕДМЕИ ДЮКЭМНЯРХ AIM-7л «яОЩППНС» (ДН БНЯЭЛХ ЕДХМХЖ) ХКХ AIM-120 AMRAAM (ДН 12). хЛЕЕРЯЪ БЯРПНЕММЮЪ ЬЕЯРХЯРБНКЭМЮЪ 20-ЛЛ ОСЬЙЮ л61ю1.
дКЪ ОНПЮФЕМХЪ МЮГЕЛМШУ (МЮДБНДМШУ) ЖЕКЕИ ЛНЦСР ХЯОНКЭГНБЮРЭЯЪ ПЮЙЕРШ AGM-65 «лЕИПБХЙ» (ЬЕЯРЭ ЕДХМХЖ), AGM-88 HARM (ЬЕЯРЭ), AGM-84H SLAM (ВЕРШПЕ) ХКХ AGM-84A «цЮПОСМ» (ВЕРШПЕ). яЮЛНКЕР ЛНФЕР МЕЯРХ ОКЮМХПСЧЫХЕ ЮБХЮАНЛАШ AGM-154 JSOW (ЬЕЯРЭ), йюа JDAM GBU-32 (ЙЮКХАП 900 ЙЦ, ВЕРШПЕ ЕДХМХЖШ) ХКХ GBU-32 (450 ЙЦ, ЬЕЯРЭ ЕДХМХЖ), Ю РЮЙФЕ йюа Я КЮГЕПМШЛ ЯЮЛНМЮБЕДЕМХЕЛ РХОЮ «оЩИБСЩИ» II/III(11 ЕДХМХЖ).
оНЯКЕ 2002 Ц ЯЮЛНКЕР ДНКФЕМ ОНКСВХРЭ МНБСЧ НОЕПЮРХБМН-РЮЙРХВЕЯЙСЧ йп AGM-158 JASSM (ДБЕ йп МЮ ОНДЙПШКЭЕБШУ СГКЮУ).
б ОЕПЯОЕЙРХБЕ МЮ ЯЛЕМС сп AIM-9M ДНКФМШ ОПХИРХ БШЯНЙНЛЮМЕБПЕММШЕ ПЮЙЕРШ АКХФМЕЦН АНЪ МНБНЦН ОНЙНКЕМХЪ AIM-9X (ОН ЯБНХЛ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛ МЕ СЯРСОЮЧЫХЕ ХКХ ОПЕБНЯУНДЪЫХЕ ПНЯЯХИЯЙХЕ ПЮЙЕРШ п-73), Ю ОСЬЙС л61ю1 ОКЮМХПСЕРЯЪ ГЮЛЕМХРЭ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШЛ, АНКЕЕ КЕЦЙХЛ НПСДХЕЛ.
мЕСОПЮБКЪЕЛШЕ ЯПЕДЯРБЮ ОНПЮФЕМХЪ БЙКЧВЮЧР ЯБНАНДМНОЮДЮЧЫХЕ ЮБХЮАНЛАШ, ЮБХЮЖХНММШЕ ЛХМШ, МЮОЮКЛНБШЕ АЮЙХ, АНЛАНБШЕ ЙЮЯЯЕРШ Х Р.О. НАЫЕИ ЛЮЯЯНИ 8050 ЙЦ. бЯЕЦН ЯЮЛНКЕР ЛНФЕР МЕЯРХ 29 ПЮГКХВМШУ ЙНЛАХМЮЖХИ БННПСФЕМХЪ.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪ | F/A-18E |
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л | |
МНПЛЮКЭМШИ | 11.62 |
ЯН ЯКНФЕММШЛХ ЙПШКЭЪЛХ | 9.32 |
дКХМЮ, Л | 18.31 |
бШЯНРЮ, Л | 4.88 |
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л2 | 46.45 |
лЮЯЯЮ ЯЮЛНКЕРЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН | 13387 |
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 29937 |
рНОКХБН, ЙЦ | |
БН БМСРПЕММХУ АЮЙЮУ | 6531 |
ора | 4436 (5У1816) |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 2 рпддт General Electric F414-GE-400 |
рЪЦЮ, Йм | 2 У 97.90 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ МЮ БШЯНРЕ ЙЛ/В | 1915 (л=1.80) |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ Я ора, ЙЛ | 1280 |
аНЕБНИ ПЮДХСЯ ДЕИЯРБХЪ ДЕИЯРБХЪ, ЙЛ | 760 |
оПНДНКФХРЕКЭМНЯРЭ ОЮРПСКХПНБЮМХЪ, В | 2.25 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 15240 |
щЙХОЮФ, ВЕК | 1 |
бННПСФЕМХЕ: | НДМЮ 20-ЛЛ ЬЕЯРХЯРБНКЭМЮЪ ОСЬЙЮ л61ю1 бСКЙЮМ Я 570 ОЮРПНМЮЛХ. аНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ 8051 ЙЦ. ПЮГЛЕЫЮЕРЯЪ МЮ 11 СГКЮУ ОНДБЕЯЙХ: 2 сп БНГДСУ-БНГДСУ AIM-9 Sidewinder МЮ ЙНМЖЮУ ЙПШКЭЕБ, бНГЛНФМЮ ОНДБЕЯЙЮ: сп БНГДСУ-БНГДСУ AIM-7,AIM-120 AMRAAM сп БНГДСУ-ОНБЕПУМНЯРЭ AGM-65E Maverick, AGM-88 HARM, AGM-84H SLAM-ER, AGM-154 JSOW, AGM-62 Walleye ER/DL and Walleye-1. нАШВМШУ АНЛА Х АНЛА Я КЮГЕПМШЛ МЮБЕДЕМХЕЛ — 450-ЙЦ GBU-32 JDAM Х 907 ЙЦ GBU-31 JDAM, сюа GBU-12, GBU-24 Х GBU-15, ЙКЮЯРЕПМШУ АНЛА CBU-72 and CBU-59, АНЛАШ Mk.84, Mk.82LD, Mk.82HD, Mk.63, Mk.62, Mk.65, Mk.20 Х Mk.83 , МЮОЮКЛНБШЕ АНЛА РХОЮ BLU, ЪДЕПМШЕ АНЛА б-57(б-61) 100/500 ЙХКНРНММ. ос мсп 70-ЛЛ РХОЮ LAU-58. юБХЮЖХНММШЕ КНБСЬЙХ TALD |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
тНРНЦПЮТХХ: | F/A-18E (c) Glenn Beasley |
F/A-18E (c) Anthony Osborne | |
F/A-18E (c) Anthony Osborne | |
F/A-18E (c) Brandon Thetford | |
F/A-18E (c) Scott Rathbone | |
F/A-18E (c) Robin Polderman | |
F/A-18E (c) Rotate | |
F/A-18F (c) Jeremy Gould | |
F/A-18F (c) Anthony Osborne | |
F/A-18F (c) John Jennings | |
оЕПЕДМЪЪ ЙЮАХМЮ F/A-18F |
яУЕЛШ:
F/A-18E |
яПЮБМЕМХЕ ЮПЯЕМЮКЮ F/A-18E Х я |
бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:
нОШРМШИ F/A-18E |
ьЕЯРНИ ЩЙГЕЛОКЪП F/A-18E |
F/A-18E ХГ VX-23 |
F/A-18F ХГ VFA-41 |
дНОНКМХРЕКЭМШЕ ЯРЮРЭХ:
- «F/A-18E/F Super Hornet»
- «лНДЕПМХГЮЖХЪ апщн ХЯРПЕАХРЕКЕИ-ЬРСПЛНБХЙНБ F/A- I8E/F яСОЕП уНПМЕР»
- «аНЕБНЕ ОПХЛЕМЕМХЕ ХЯРПЕАХРЕКЪ-ЬРСПЛНБХЙЮ F/A-18E яСОЕП уНПМЕР»
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
юйн. лМНЦНЖЕКЕБНИ ОЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ аНХМЦ F/A-18E/F «яСОЕП уНПМХР» йПШКЭЪ пНДХМШ. кЕБ вСПХКХМ. лМНЦНКХЙХИ «уНПМЕР» юБХЮЖХЪ Х йНЯЛНМЮБРХЙЮ. лХУЮХК мХЙНКЭЯЙХИ. F/A-18E/F «яСОЕП уНПМЕР» Airforce Technology. F/A-18E/F Super Hornet Maritime Strike Attack Aircraft Federation of American Scientists. US Military Aircraft. F/A-18 Hornet Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. McDonnell Douglas/Boeing F/A-18 Hornet Bert Kinzey. F/A-18E & F/A-18F Super Hornet in Detail & Scale |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2009
Тактико-технические характеристики F/A-18
Экипаж F/A-18
— 1 (F/A-18C) 2 (F/A-18D)
Размеры F/A-18
— Длина 17.1 м — Размах крыла 12.3 м — Высота 4.7 м — Площадь крыла 38 m²
Вес F/A-18
— Вес пустого 10,400 кг — Вес снаряженный 16,770 кг — Вес максимальный взлетный 23,500 kg
Скорость F/A-18
— Максимальное скорость на высоте 12190 метров — 1.8 маха (1915 км/ч) — Максимальная скорость у земли — 1.2 маха (1473 км/ч) — Эксплуатационная перегрузка — 7.5 (ограничена электроникой) — Крейсерская скорость 1060 км/ч — Скороподъёмность 50.000 футов в минуту (у земли: 254 метров в секунду) — Нагрузка на крыло 454 kg/m² — Тяговооруженность — 1.13 (пустого, на полном форсаже с 50 % топлива)
Практический потолок F/A-18
— 15240 м
Перегоночная дальность F/A-18
— на большой высоте с тремя ПТБ — 3200 км
Боевой радиус F/A-18
— 720 км
Вооружение F/A-18
— 20 мм шестиствольная пушка M61A1 Вулкан, 578 снарядов — на 9 точек подвески возможно установка в различных конфигурациях: — Управляемые Ракеты В-В AIM-9, AIM-7, AIM-120 различных модификаций — Управляемые Ракеты В-З AGM-65, AGM-88, AGM-84, AGM-154, AGM-158, KEPD-350 различных модификаций — Бомбы с телевизионным наведением типа GBU-10 и AGM-62, лазерным наведением типа Paveway и GPS наведением типа JDAM калибром до 2000 фунтов — Неуправляемые бомбы типа MK и CBU калибров до 2000 фунтов (кассетные, зажигательные, фугасные, объёмного взрыва, бетонобойные), BLU-107 Durandal для поражения взлётно-посадочных полос. — Тактические бомбы массового поражения — ядерные (до 340 килотонн) типа B61, MK116 с химическим зарядом (газы Зарин, VX), бактериологическое оружие, заряды с белым фосфором. — Подвесные топливные баки (до 3-х штук), предусмотрена установка контейнеров ИК обзора AN/AAR-50, AN/AAS-38 «Nitehawk» и AN/ASQ-228 ATFLIR для работы самолета ночью и контейнера AN/AWW-13 для даталинка, контейнер РЭБ AN/ALQ-167
Истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F «Super Hornet» (США)
Истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F «Super Hornet» представляет собой совершенно новый самолёт, а не просто увеличенный в размерах F/A-18C/D с улучшенными боевыми качествами. Разработка F/A-18E/F «Super Hornet» началась после прекращения работ по сверхдорогому палубному ударному самолёту A-12 и отказа от глубокой модернизации штурмовиков A-6 и истребителей F-14. Длительное время первый F/A-18A считался лучшим многоцелевым истребителем в мире, способным одинаково эффективно поражать наземные и надводные цели и вести воздушный бой на различных дистанциях. Однако за прошедшие с тех пор 20 лет появились новые истребители, которым истребитель 4-го поколения F/A-18 уже проигрывал по большинству параметров. Новая модель F/A-18E/F «Super Hornet» должна была сократить отставание самолёта от новейших истребителей, таких как Euro-Fighter Typhoon, Dassault Rafale, самолётов семейства Су-30 и даже от истребителей 5-го поколения Lockheed Martin F-22A Raptor и F-35 Lightning II. Проектирование перспективного варианта истребителя-бомбардировшика F/A-18A/B Hornet началось на в 1986 году, а уже в конце 1987 года определилась концепция самолёта Hornet 2000. Первый этап — Design 1 — предусматривал установку новых более мощных двигателей, результатом стал самолёт F/A-18C/D. Design II — увеличение запаса топлива во внутренних баках. Design III — разработка на базе самолёта Hornet увеличенной в размерах модификации с двигателями F404.
Наименование «Super Hornet» появилось в 1987 году, самолёт предназначался для замены F/A-18C/D в авиации ВМС и Корпуса морской нехоты США в начале XXI века. Планировалось, что самолёт дополнит в корабельных авиакрыльях американских авианосцев истребители ATF (замена F-I4) и штурмовики A-12 (замена A-6E Intruder). Позже программы разработки самолётов ATF и A-12 свернули, а задачи, возлагаемые ранее на F-14 и A-6, стали рассматривать как типовые для самолёта F/A-18E/F «Super Hornet», тогда как для замены истребителей-бомбардировщиков Hornet теперь предназначался многоцелевой самолёт 5-го поколения JSF. Столь кардинальный пересмотр парка самолётов палубного базирования стал возможным с окончанием холодной войны и сменой концепции боевого применения авианосцев — от океанской к прибрежной. Этой концепции как раз и соответствует F/A-18E/F «Super Hornet».
Одноместный вариант «Super Hornet» получил обозначение F/A-18E, двухместный — F/A-18F. Внешне новый самолёт очень похож на «обычный» Hornet — эволюционный путь развития налицо. Однако первое впечатление обманчиво — между этими машинами существуют огромные отличия: в аэродинамике, конструкции планера, двигателях и БРЭО. Например, по планеру F/A-18A и F/A-18F, унифицированы всего на 10% — у Super Hornet он на 25% больше (утверждается, что при выборе размера планера F/A-18E/F американские конструкторы ориентировались на размеры самолёта Су-27), сечение центральной части планера близко к прямоугольному, вместо полукруглых использованы воздухозаборники совкового типа (как на Су-27), увеличена площадь корневых наплывов крыла, поверхностей управления, килей и стабилизаторов. На передних кромках консолей крыла сделаны «зубы». Емкость внутренних топливных баков в сравнении с F/A-18 увеличена на треть, а благодаря использованию новых материалов и технологий разработчикам удалось «удержать» массу машины в разумных пределах.
В ходе эксплуатации и боевого применения самолётов Hornet выявились два наиболее существенных изъяна: недостаточная дальность полёта и ограниченная посадочная масса, не позволявшая выполнять посадку с неиспользованной боевой нагрузкой. На F/A-18E/F «Super Hornet» их удалось ликвидировать за счет усиления конструкции планера, увеличения площади крыла и корневых наплывов крыла, а также установки более мощных двигателей F414. В отличие от планера БРЭО во многом оставили прежним, использовав лишь наиболее важные наработки, полученные в рамках программ Hornet 2000 и YF-23, что позволило существенно снизить закупочную стоимость самолета, а также облегчить переход производства на новую модель и переучивание на новую технику лётчиков. С другой стороны, на F/A-18E/F «Super Hornet» установлена электродистанционная система управления полетом без резервирования традиционной механической системой и существенно обновлено приборное оборудование кабины.
Самолёт F/A-18E/F «Super Hornet» оснащен полностью цифровой системой дистанционного управления, контролирующей работу элеронов, рулей направления, цельноповоротного горизонтального оперения, предкрылков и закрылков. Инерциальная навигационная система с 1999 г дополнена приемником спутниковой навигации. С 2001 г. истребитель комплектуется электронной картой «Смитс/Харрис». Радиоэлектронный комплекс включает многофункциональную импульсно-доплеровскую БРЛС AN/APG-73 с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей класса «истребитель» порядка 80 км. Она способна сопровождать «на проходе» до 10 целей и одновременно наводить на них четыре УР типа AMRAAM с активным радиолокационным самонаведением. Станция, снабженная щелевой антенной решеткой с механическим сканированием в горизонтальной плоскости и электронным — в вертикальной, является дальнейшим развитием БРЛС AN/APG-65. Усовершенствования включают расширенный частотный диапазон, увеличенное быстродействие процессора обработки сигналов и установку нового основного процессора с увеличенным быстродействием и расширенной емкостью памяти.
На двух подфюзеляжных узлах внешней подвески могут размещаться два контейнера оптико-электронной навигационно-прицельной системы ATFLIR (Advanced Targeting Forvard-Looking Infra Red), включающей тепловизионное оборудование и лазерный дальномер-целеуказатель (обеспечивающий возможность автономного применения КАБ типа «Пейвуэй»). Оборудование кабины экипажа F/A-18E/F по сравнению с F/A-18C/D значительно усовершенствовано. В верхней части приборной доски расположен жидкокристаллический монохромный индикатор размером 3х5 дюймов (76х127 мм) с тактильным управлением. Под ним установлен цветной жидкокристаллический индикатор тактической обстановки (159х159 мм). По бокам приборной доски сохранены два многофункциональных монохромных индикатора 5х5 мм, применяемые на самолете F/A-18C/D. Имеется монохромный программируемый жидкокристаллический индикатор, предназначенный для контроля работы двигателя и топливной системы. Комплекс РЭБ IDECM включает станцию предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-67(V)3, буксируемую ложную цель AN/ALE-50, служащую для увода в сторону неприятельских ракет и в нерабочем положении размещаемую под фюзеляжем, а также четыре блока разброса ИК ловушек и дипольных отражателей AN/ALE-47.
Вооружение истребителя F/A-18E/F «Super Hornet» размещается на 11 узлах внешней подвески. В состав УР класса «воздух-воздух» входят ракеты малой дальности AIM-9М «Sidewinder» (до 12 единиц), УР средней дальности AIM-7М (до восьми единиц) или AIM-120 AMRAAM (до 12). Имеется встроенная шестиствольная 20-мм пушка М61А1. Для поражения наземных (надводных) целей могут использоваться ракеты AGM-65 «Maverick» (шесть единиц), AGM-88 HARM (шесть), AGM-84H SLAM (четыре) или AGM-84A (четыре). Самолёт может нести планирующие авиабомбы AGM-154 JSOW (шесть), КАБ JDAM GBU-32 (калибр 900 кг, четыре единицы) или GBU-32 (450 кг, шесть единиц), а также КАБ с лазерным самонаведением типа «Пэйвуэй» II/III(11 единиц). После 2002 г самолёт должен получить новую оперативно-тактическую КР AGM-158 JASSM (две КР на подкрыльевых узлах). В перспективе на смену УР AIM-9M должны прийти высокоманевренные ракеты ближнего боя нового поколения AIM-9X (по своим характеристикам не уступающие или превосходящие российские ракеты Р-73), а пушку М61А1 планируется заменить усовершенствованным, более лёгким орудием. Неуправляемые средства поражения включают свободнопадающие авиабомбы, авиационные мины, напалмовые баки, бомбовые кассеты и т.п. общей массой 8050 кг. Всего самолет может нести 29 различных комбинаций вооружения.
На ранних стадиях F/A-18E/F «Super Hornet» часто критиковали, особенно старались сторонники ударного самолёта большого радиуса действия, который предлагалось создать на базе F-14. Из-за проблем с новыми двигателями F414B начале программы Super Hornet ставился вопрос об оснащении новой машины двигателями F404, используемыми на Hornet, или разработанными для самолёта А-12 двигателями F412. По результатам аэродинамических продувок пришлось изменить форму корневых наплывов крыла и еще раз изменить наплывы по результатам летных испытаний прототипа. Конструкторы и аэродинамики сумели сохранить потяжелевшему F/A-18E/F «Super Hornet» маневренные качества предшественника и получить меньшую посадочную скорость. Посадочная масса «Super Hornet» больше, чем у предшественника, что позволяет ему выполнять посадку с неиспользованной боевой нагрузкой — летчики самолётов Hornet вынуждены перед посадкой сбрасывать «лишние» дорогостоящие ракеты и корректируемые авиабомбы.
После завершения эксплуатационных испытаний, проводившихся на базе 9-й экспериментальной эскадрильи (VX-9), самолёты F/A-18E/F «Super Hornet» в конце 1999 года поступили на вооружение 122-й истребительной эскадрильи, занимавшейся подготовкой будущих летчиков-инструкторов. Первой строевой эскадрильей, «пересевшей» на F/A-18E/F, в конце 2000 года стала 115-я истребительная штурмовая эскадрилья, дислоцированная на авиабазе ВМС США Лемур, штат Калифорния. Менее чем через два года состоялся боевой дебют новой машины, а 6 ноября 2002 года самолёты F/A-18E/F «Super Hornet» приняли участие в операции «Southern Watch» над южным Ираком, уничтожив два ЗРК в районе Эль-Кута и КП ПВО на авиабазе Таллил.
Тактико-технические характеристики F/A-18E «Super Hornet» Экипаж, чел 1 Размах крыла, м — нормальный 11.62 — со сложенными крыльями 9.32 Длина, м 18.31 Высота, м 4.88 Площадь крыла, м2 46.45 Масса самолета, кг — пустого 13387 — максимальная взлетная 29937 Топливо, кг — во внутренних баках 6531 — ПТБ 4436 (5х1816) Тип двигателя 2 ТРДДФ General Electric F414-GE-400 Тяга, кН 2 х 97.90 Максимальная скорость на высоте км/ч 1915 (М=1.80) Практическая дальность с ПТБ, км 1280 Боевой радиус действия действия, км 760 Продолжительность патрулирования, ч 2.25 Практический потолок, м 15240 Вооружение: одна 20-мм шестиствольная пушка М61А1 Вулкан с 570 патронами. Боевая нагрузка 8051 кг. размещается на 11 узлах подвески: 2 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder на концах крыльев, Возможна подвеска: УР воздух-воздух AIM-7,AIM-120 AMRAAM УР воздух-поверхность AGM-65E Maverick, AGM-88 HARM, AGM-84H SLAM-ER, AGM-154 JSOW, AGM-62 Walleye ER/DL and Walleye-1. Обычных бомб и бомб с лазерным наведением — 450-кг GBU-32 JDAM и 907 кг GBU-31 JDAM, УАБ GBU-12, GBU-24 и GBU-15, кластерных бомб CBU-72 and CBU-59, бомбы Mk.84, Mk.82LD, Mk.82HD, Mk.63, Mk.62, Mk.65, Mk.20 и Mk.83 , напалмовые бомб типа BLU, ядерные бомб В-57(В-61) 100/500 килотонн. ПУ НУР 70-мм типа LAU-58. Авиационные ловушки TALD