Бомбардировщики Дуглас А-20 «Хэвок»/«Бостон»

Один из наиболее известных двухмоторных бомбардировщиков Второй мировой войны, Дуглас DB-7/A-20 «Хэвок»/«Бостон» имел довольно долгую историю создания.


В марте 1936 г. на в инициативном порядке под руководством Э. Хайнемана началось проектирование двухмоторного штурмовика под обозначением «модель 7А» — цельнометаллического высокоплана с убираемым трехколесным шасси с носовой стойкой. В 1937 г. Армия США объявила официальные требования к новому штурмовику: скорость не менее 200 миль в час (322 км/ч), дальность полета 1200 миль (1930 км), бомбовая нагрузка 1200 фунтов (544 кг). «Модель 7А» отвечала требованиям по скорости, но имела меньшую бомбовую нагрузку. Проект переработали, предусмотрев установку более мощных моторов R-1830-S3C3-G, удвоив запас горючего, а расчетную бомбовую нагрузку довели до 908 кг. Носовая часть фюзеляжа могла быть выполнена остекленной, с рабочим местом штурмана-бомбардира, или глухой, с пулеметной батарей (в первом случае экипаж состоял из трех человек, во втором -из двух). Оборонительное вооружение в обоих вариантах состояло из двух 7,62-мм пулеметов в выдвижных верхней и нижней турелях. Самолет получил обозначение «модель 7В», а его проектирование осуществлялось уже , которая поглотила «Нортроп», и в которой теперь работал Э. Хайнеман.

Конкурс, состоявшийся в июле 1938 г., победителя не объявил, и участвовавшим в нем фирмам предложили построить по одному прототипу самолетов для сравнительных испытаний. Опытный экземпляр «модели 7В» впервые поднялся в воздух 26 октября 1938 г. В ходе испытаний машина продемонстрировала хорошую скорость, отличную для двухмоторного самолета маневренность и отсутствие каких-либо неприятных особенностей пилотирования. Самолет летал с обоими вариантами носовой части, которые выполнили взаимозаменяемыми.

И хотя американские военные пока не спешили закупать самолет, а прототип разбился 23 января 1939 г., изделие «Дугласа» ждал коммерческий успех — самолет был заказан Францией. 17 августа 1939 г. поднялся в воздух новый прототип, получивший обозначение DB-7, доработанный по французским требованиям, а в октябре начался выпуск серийных машин. Общий объем производства составил 7478 самолетов.

Основные модификации Douglas DB-7/A-20 «Havoc»/«Boston»:

Дуглас DB-7 — 14-цилиндровые двигатели «Пратт энд Уитни» R-1830-SC3-G (1000 л.с; на первых 130 самолетах) или R-1830-S3C4-G (1200 л.с). Стрелковое вооружение — 6 7,5-мм пулеметов (4 неподвижных в носовой части, по 1 в верхней и нижней установках). Масса бомбовой нагрузки — 800 кг. Экипаж — 3 чел. По французскому заказу изготовлено 270 самолетов, обозначавшихся во Франции DB-7B3. Большинство самолетов из-за поражения Франции попали в Великобританию, где обозначались «Бостон» Mk.I (20 машин с моторами R-1830-SC3-G) и «Бостон» Mk.II (самолеты с моторами R-1830-S3C4-G). На самолетах установили 7,7-мм пулеметы и бортовое оборудование британского образца. Впоследствии переоборудовались в ночные истребители «Хэвок» Mk.I.

Дуглас DB-7A — аналог DB-7 с 14-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения «Райт» R-2600-A5B (1600 л.с). Заказаны Францией в количестве 100 единиц, но все попали в Великобританию и были переоборудованы в ночные истребители «Хэвок» Mk.II.

Дуглас DB-73 — соответствовал DB-7A, но получил удлиненную носовую часть. Для Франции в мае 1940 г. заказано 480 самолетов (240 машин выпустила и 240 — «Боинг»). 207 самолетов после нападения Японии на Пёрл-Харбор остались в США, остальные поставлены в Великобританию, где обозначались «Бостон» Mk.III.

Дуглас DB-7B — аналог DB-73 для Королевских ВВС (британское обозначение «Бостон» Mk.III). Изготовлено 300 самолетов, из них 6 после нападения Японии на Пёрл-Харбор остались в США.

Дуглас DB-7C — аналог DB-73 для ВВС Голландской Ост-Индии. Приспособлен для применения в качестве торпедоносца. В мае-июле 1942 г. изготовлено 48 самолетов.

Дуглас А-20 — первая модификация для ВВС Армии США. Двигатели R-2600-7 (1700 л.с; на 4 самолетах) или R-2600-11. Заказано 63 самолета, из них 3 переоборудованы в разведчики F-3 и 60 — в ночные истребители Р-70.

Дуглас А-20А — двигатели R-2600-3 (1600 л.с; на 123 самолетах) или R-2600-11. Стрелковое вооружение — 7 7,62-мм пулеметов (4 неподвижных в носовой части фюзеляжа, 2 на верхней установке, 1 в нижней установке); часть самолетов дополнительно имела 2 7,62-мм неподвижных пулемета в мотогондолах, стрелявших назад. Масса бомбовой нагрузки — 908 кг. Экипаж — 3 чел. До сентября 1941 г. выпущено 143 самолета. 1 машина передана ВМС, где получила обозначение BD-1 и использовалась во вспомогательных целях.

Дуглас А-20В — двигатели R-2600-11 (1600 л.с). Стрелковое вооружение — 3 12,7-мм пулемета (2 неподвижных в носовой части фюзеляжа, 1 на верхней установке), 1 7,62-мм пулемет в нижней установке; часть самолетов дополнительно имела 2 7,62-мм пулемета в мотогондолах. Масса бомбовой нагрузки — 940 кг. Изготовлено 999 самолетов. 8 машин передан ВМС, где получили обозначение BD-2 и использовались во вспомогательных целях.

Дуглас А-20С — вариант для ВВС Армии США, унифицированный с экспортным DB-7B. Двигатели — R-2600-23 (1600 л.с). Стрелковое вооружение аналогично А-20А (пулеметы в мотогондолах не устанавливались). С весны 1941 г. изготовлено 948 самолетов (808 и 140 — «Боинг»). 200 самолетов поставлено Великобритании (обозначались «Бостон» Mk.IIIA).

Дуглас A-20G — двигатели R-2600-23 (1600 л.с). Применена новая, неостекленная носовая часть, где устанавливались 6 12,7-мм пулеметов (на первой серии из 250 самолетов A-20G-1 устанавливались 4 20-мм пушки и 2 12,7-мм пулемета). Оборонительное вооружение — 1 12,7-мм пулемет на верхней шкворневой установке и 1 7,62-мм пулемет на нижней люковой установке; с серии A-20G-20 — 2 12,7-мм пулемета в верхней башне и 1 такой же в нижней установке. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 1800 кг. Экипаж -3 чел. С марта 1943 г. до июня 1944 г. изготовлено 2850 самолетов.

Дуглас А-20Н — соответствовал A-20G поздних серий, но с двигателями R-2600-29 (1600 л.с). С февраля по сентябрь 1944 г. поставлено 412 самолетов.

Дуглас A-20J — самолет на базе A-20G с остекленной носовой частью. Стрелковое вооружение — 5 12,7-мм пулеметов (2 неподвижных в носовой части, 2 на верхней турели, 1 в нижней установке). Выпущено 450 машин, из них 169 поставлено Великобритании под обозначением «Бостон» Mk.IV.

Дуглас А-20К — аналог A-20J с моторами R-2600-29. С марта по сентябрь 1944 г. изготовлено 413 самолетов, из них 46 разведчиков F-3A. 90 А-20К поставлено Великобритании как «Бостон» Mk.V.

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Модификации 2.1 DB-7
  • 2.2 DB-7A
  • 2.3 DB-73
  • 2.4 Бостон Мк I/Мк II
  • 2.5 DB-7B Бостон Мк III
  • 2.6 Хэвок Mk I/Хэвок Mk II
  • 2.7 Хэвок Мк I Пандора
  • 2.8 Хэвок Тербинлайт
  • 2.9 DB-7C
  • 2.10 A-20
  • 2.11 A-20A
  • 2.12 A-20B
  • 2.13 А-20C
  • 2.14 А-20G
  • 2.15 А-20H
  • 2.16 А-20J/Бостон Мк IV
  • 2.17 А-20K/Бостон Мк V
  • 2.18 P-70
  • 2.19 F-3A
  • 2.20 Прочие
  • 3 Боевое применение
      3.1 Франция
  • 3.2 Великобритания
  • 3.3 США
  • 3.4 СССР
  • 4 Сохранившиеся экземпляры
  • 5 Технические данные
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки
  • 8 Примечания
  • Технические данные

    МодификацияA-20G-45
    Размах крыла, м18,69
    Длина, м14,63
    Высота, м4,83
    Площадь крыла, м²43,20
    Масса, кг
    пустого самолёта8029
    нормальная взлётная11794
    максимальная взлётная13608
    Тип двигателя2 ПД Wright R-2600-A5B Twin Сyclone
    Мощность, л. с.2 х 1600
    Максимальная скорость, км/ч510
    Крейсерская скорость, км/ч390
    Перегоночная дальность, км3380
    Практическая дальность, км1610
    Скороподъёмность, м/мин407
    Практический потолок, м7230
    Экипаж3
    Вооружение:шесть 12,7-мм пулемётов переднего огня,
    два 12,7-мм пулемёта в турели с электроприводом и один 12,7-мм пулемёт для стрельбы через отверстие в днище фюзеляжа; нормально — 910 кг бомб в бомбоотсеке и столько же на подкрыльевых узлах

    Боевое применение

    Франция

    ДБ-7, заказанные Францией, в разобранном виде перевозились морем в Касабланку, где собирались и поступали на службу в Северной Африке и самой Франции. К моменту нападения Германии на Францию 10 мая 1940 года в строю было 64 самолёта, из которых только 12 приняли участие в боевых действиях. В дополнению к первоначальному заказу, Франция заказала ещё 200 самолётов с улучшенными двигателями, но ни один из них не был поставлен. Перед капитуляцией, чтобы избежать захвата немецкими войсками, все самолёты были отправлены в Северную Африку. Часть из них попали под контроль правительства Виши и использовались против союзников во время операции «Торч», остальные служили в авиации Свободной Франции. После присоединения французских войск в Северной Франции к союзникам, ДБ-7 использовались в качестве тренировочных, несколько самолётов в начале 1945 г. были отправлены назад во Францию, где использовались для подавления сопротивления окружённых немецких войск.

    Великобритания

    Среди эпизодов их боевой службы, можно отметить атаку немецких кораблей «Шарнхорст», «Гнейзенау» и «Принц Ойген» во время их прорыва из Бреста через Ла-Манш (операция «Цербер»), бесславный налёт на Дьеп (операция «Юбилей») и участие в боях в Северной Африке, где Бостоны Мк III пришли на смену Бленхеймам.

    США

    Этот раздел статьи ещё не написан.

    Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 2 марта 2022 года

    .

    СССР

    Douglas A-20G Boston, ВВС СССР
    Всего по ленд-лизу в СССР было поставлено 3066 шт. А-20 различных модификаций.

    Во второй половине 1943 года на московском авиазаводе началась модернизация бомбардировщиков «Бостон», в ходе которой 7,62-мм пулемёт «Кольт-Браунинг» в кабине у стрелка-радиста заменяли на советский 12,7-мм пулемёт Березина, также заменяли бомбодержатели (для возможности использования всех типов советских авиабомб)[2].

    Поставки этих машин начались в 1943 г. двумя маршрутами — через Аляску и Иран. У нас их называли А-20Ж, отсюда прозвище — «Жучок».

    Первые A-20G появились на советско-германском фронте летом 1943 г. Этот тип стал в нашей авиации поистине многоцелевым самолётом, выполнявшим самые разные функции — дневного и ночного бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и минного заградителя, тяжёлого истребителя и даже транспортного самолёта. Мало применялся он лишь в качестве штурмовика — по своему основному назначению[3].

    Эти самолёты попробовали использовать для бомбо-штурмовых ударов по позициям противника, автотранспорту на дорогах, поездам и аэродромам. Оказалось, что «Жучок» очень уязвим для зенитного огня на малых высотах, из-за значительных размеров и слабого броневого прикрытия. Лишь при достижении внезапности можно было рассчитывать на сравнительную безопасность при штурмовке в условиях хорошо отлаженной ПВО немцев. Тем не менее, советские лётчики периодически осуществляли штурмовые удары по автоколоннам, поездам и судам. Экипажи 449-го полка в такой ситуации обычно атаковали с высоты 300—700 м, пикируя под углом 20-25°. После очереди в 20-30 снарядов следовал быстрый уход на бреющем полёте.

    Участвовали в воздушных сражениях на Кубани 1943 года.

    Оснащённые радиолокатором «Гнейс-2» самолёты использовались в качестве ночных истребителей. Ими была вооружена 56-я авиационная дивизия истребителей дальнего действия. В авиации ВМФ самолёты с РЛС использовались для поиска надводных кораблей.

    Также применялись в авиационных частях Балтийского флота (в частности 51-й минно-торпедный авиаполк был полностью оснащён такими самолётами). На Тихоокеанском флоте они тоже имелись, состояли на вооружении 49-го минно-торпедного авиаполка ВВС ТОФ.

    В Советском Союзе «Бостоны» успешно прослужили до самого конца войны. Они участвовали во всех крупных операциях завершающего периода — Белорусской, Ясско-Кишиневской, Восточно-Прусской и многих других, воевали в небе Польши, Румынии, Чехословакии, Германии. На 1 мая 1945 г. советские ВВС располагали 935 «Бостонами». Более двух третей из них являлись машинами модификации G.

    22 апреля советские «Бостоны» впервые сбросили бомбы на Берлин.

    221-я дивизия работала в полосе наступления 8-й армии, в частности, она поддерживала штурм Зееловских высот. 57-й полк летал даже в условиях плохой видимости, когда самолёты других частей стояли на земле. 23 экипажа, невзирая на низкую сплошную облачность, разбомбили артиллерийские и миномётные батареи у Гелесдорфа. На следующий день звено лейтенанта Гадючко разрушило переправу через Шпрее.

    Разработка

    Douglas A-20 Havoc
    В 1936 году (англ. Douglas Aircraft Company) начала проектирование нового самолёта для замены устаревающих одномоторных бомбардировщиков. Проект возглавили Дональд Дуглас, Джек Нортроп и Эд Хайнеманн. Разрабатываемый самолёт, получивший фирменное обозначение Model 7A

    , представлял собой двухмоторный высокоплан с двигателями Pratt & Whitney R-985 мощностью 450 л. с. и должен был нести 1000 фунтов (454 кг) бомб и развивать скорость 400 км/ч. Однако, гражданская война в Испании показала недостаточность этих характеристик, и проект был прекращён.

    Осенью 1937 года Воздушный корпус Армии США (англ. U.S. Army Air Corps) выпустил спецификацию на новый ударный самолёт. Для участия в конкурсе группа конструкторов «Дугласа» под руководством Эда Хайнеманна переработала Model 7A

    , снабдив его более мощными двигателями Pratt & Whitney R-1830 Твин Уосп (англ. Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp) мощностью 1100 л. с.. Новый самолёт получил обозначение
    Model 7B
    . Самолёт имел трех стоечное шасси с носовым колесом, что было необычно для того времени и имел взаимозаменяемые носовые секции фюзеляжа для вариантов штурмовика или бомбардировщика.
    Model 7B
    был быстрее и маневренее своих конкурентов North American NA-40, Stearman X-100 и Martin 167F, но заказов от Воздушного корпуса Армии США не последовало.

    Этот самолёт, однако, привлёк внимание комиссии по закупкам для Вооружённых сил Франции. Французы наблюдали за лётными испытаниями тайно, опасаясь нападок от сторонников изоляционистской политики США, но секрет раскрылся после крушения Model 7B

    23 января 1939 года при демонстрации полёта на одном двигателе. Французы, тем не менее, заказали 100 самолётов, увеличив заказ до 270 после начала войны в Европе.

    Для французского заказа самолёт был значительно переделан и получил новое обозначение DB-7

    (англ. DB-7 D
    ouglas
    B
    omber —
    7 —
    Д
    углас
    Б
    омбардировщик —
    7
    ). Он оснащался пулемётами французского производства, фюзеляж стал выше и уже для увеличения внутреннего бомбоотсека, высокоплан был переделан в среднеплан, кабина экипажа и топливные баки получили бронезащиту.

    Сохранившиеся экземпляры

    В декабре 2016 года бомбардировщик Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston был обнаружен на дне Чёрного моря в зоне поисково-спасательных работ после крушения самолёта Ту-154[4]. По архивным документам удалось установить дату катастрофы — 15 ноября 1942 года — и его погибший экипаж[5].

    В мае 2022 года на дне Финского залива был обнаружен бомбардировщик Douglas DB-7 Boston/A-20, при строительстве газопровода «Северный поток — 2». Самолёт был найден на глубине 100 метров, без значительных повреждений[6]. Силами компании Nord Stream 2 AG проведена видеосъёмка самолёта на дне залива[7].

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]