Спецификой ведения боевых действий в конце прошлого столетия стало массовое применение засад и минирование дорог. В рамках блока НАТО для защиты военнослужащих от нападений стали создаваться бронемашины категории MRAP (Mine Resistant Ambush Protected). Бронеавтомобили «Тайфун» представляют собой российский взгляд на подобную технику.
Очень жаль, что идея создания такого автомобиля возникла только после создания подобного у вероятного противника, ее так не хватало нашим войскам в Афганистане.
История возникновения
Идея создания унифицированного автомобильного шасси возникла в СССР к началу 80-х годов. Для реализации проекта была запущена программа «Гараж», которая закрылась в связи с распадом страны и прекращением финансирования.
К идее вернулись только в 2010 году, когда в рамках концепции развития вооруженных сил снова стали фигурировать семейства бронемашин с высокой долей унификации.
Первые прототипы машин начали испытываться в начале лета 2011 года на полигоне в Бронницах.
В создании бронемашин приняли участие крупнейшие заводы РФ по производству грузовых автомобилей гражданского и армейского назначения, а также ряд университетов (создание геометрии бронекорпуса и разработка гидромеханической трансмиссии).
Поставки бронеавтомобилей в войска начались в конце 2014 года, когда была передана первая установочная партия из 30 машин.
КАМАЗ-63968 Тайфун-К – видео подрыва
https://youtube.com/watch?v=XjimOXQZWs8
КАМАЗ-63968 «Тайфун» является частью нового этапа в разработке отечественной автотехники для вооружённых сил, так как последний раз автомобильная платформа была принята в 1961 году.
История всего семейства «Тайфун» начинается с 2010 года, когда была утверждена министром обороны «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2022 года» которая предписывает развитие высокоунифицированных семейств бронеавтомобилей. В результате была создана единая колёсная грузовая платформа «Тайфун» обеспечивающая высокую защищённость экипажа, груза и узлов автомобиля от стрелкового вооружения и фугасов. А также на которую можно монтировать разное целевое оборудование и создавать на базе необходимые модификации, вроде машин связи, мобильных артиллерийских систем, автокранов, транспортно-пусковых машин БЛА, эвакуаторов, экскаваторов и других.
Над созданием работали специалисты авто, ОАО «Автодизель» «Группы ГАЗ», НТЦ ОАО «КАМАЗ», НИИ Стали — где спроектирована броня машины, Федеральный ядерный центр в Сарове, рассчитывавший защищённость бронекорпуса, , занимавшаяся созданием бронестёкол, МГТУ им. Н. Э. Баумана, занимавшийся разработкой гидропневматической подвески и множество других компаний и НИИ. Необходимость создания подобных машин диктовалось тем, что основная масса боевых потерь в войсках происходит от подрыва автомашин на минном поле или от фугасов во время передвижения колонн. В декабре 2014 года в Южный военный округ поступила первая партия из 30 бронеавтомобилей. В январе 2015 года ЮВО получил еще 20 единиц.
Конструкция
Бронирование произведено в соответствии с уровнем 3b натовской классификации STANAG 4569, по которому машина выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля, так как в России машины подобного рода делаются впервые и общепринятые государственные стандарты классификации подрывов отсутствуют. Противопульная защита соответствует четвёртому уровню.
Установлена комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. В том числе и бронестекло толщиной 128,5—129,0 мм с прозрачностью в 70 %, разработанное и испытанное в НИИ Стали, выдерживающее 2 выстрела с расстоянием между ними в 280—300 мм при обстреле из КПВТ со скоростью пули 911 м/с в момент соприкосновения со стеклом. Пулестойкость превышает самые высокие требования по имеющимся ГОСТ (ГОСТ Р 51136 и ГОСТ Р 50963), в которых наивысший уровень — это обстрел бронебойными патронами Б-32, 7,62×54 мм из СВД. При производстве, Магистраль-ЛТД ориентировалась на западные стандарты уровня IV STANAG 4569 — гарантированной защите при обстреле бронебойным боеприпасом Б-32, 14,5×114 мм с дистанции 200 м со скоростью пули 891—931 м/с.
Бронирование выдерживает попадание 30-мм боеприпасов. Имеются пулестойкие шины 16.00R20 с противовзрывными вставками отводящими взрывную волну, с автоматической подкачкой воздуха и регулируемым давлением до 4,5 атмосфер. Бронемодуль обеспечен амбразурами для ведения стрельбы из стрелкового оружия, также на него может устаналиваться дистанционно управляемый пулемёт. Унификация с другими автомобилями семейства составляет 86 %.
Сидения оборудованы держателями личного оружия, ремнями безопасности и подголовниками. Они крепятся к крыше модуля, для уменьшения воздействия удара от мин/фугасов. Внутри модуля установлена фильтровентиляционная установка ФВУА-100А и кондиционер. На крыше имеются аварийные люки на случай переворачивания машины. Десантирование производится через аппарель на корме машины либо через дверь сбоку.
Средства наблюдения и связи
В автомобиле установлена Бортовая Информационно-Управляющая Система (БИУС) ГАЛС-Д1М для наблюдения и регулирования работы двигателя, вычисления крена машины, наклона дороги, скорости движения, местоположения и т. п. Независимая гидропневматическая подвеска позволяет водителю менять дорожный просвет на ходу, с помощью пульта дистанционного управления в пределах 400 мм. КАМАЗ-63968 оборудован пятью видеокамерами для кругового обзора в десантном модуле и кабине. Кабина оснащена складывающимися мониторами, показывающими как состояние автомобиля, так и внешний обзор.
Конструкция общая
В качестве силовой установки на автомобилях проекта «Тайфун» применяется шестицилиндровый рядный дизельный мотор модели ЯМЗ 536. Двигатель машин имеет рабочий объем цилиндров 6.65 литра и развивает мощность от 177 до 450 сил. Мощность регулируется давлением наддува и применением различных форсунок для впрыска топлива. За счет применения турбокомпрессора значительно увеличился крутящий момент, который достигает 1568 Н/м.
Кроме двигателя унифицирована подвеска машин, противоминные экраны на днище, а также электронные модули системы управления и информирования водителя и экипажа. Крыша автомобилей приспособлена под монтаж дистанционно управляемых пулеметных установок.
Бронирование корпуса соответствует четвертому уровню и выполнено на основе комбинации стальных листов и керамических элементов. Броня гарантирует защиту от сквозного пробития бронебойными пулями калибром 14,5 мм (пуля типа Б-32).
Бронемашина может выдерживать взрыв тротилового заряда весом до 8 кг под любой точкой корпуса (уровень 3D по стандартной классификации НАТО).
Крыша машины бронированная, оснащается воздухозаборниками вентиляционной установки. В системе подачи воздуха применяются фильтры. На крыше бронемашины имеются откидные люки. Конструкцией предусмотрена установка поворотной башни для пулемета КПВТ или автоматического орудия с калибром до 30 мм.
В конструкции бронемашин «Тайфун» велика доля импортных комплектующих. Из-за рубежа поставляются мосты, раздаточная коробка, гидропневматическая регулируемая подвеска со встроенной системой регулировки давления в шинах.
Шины машин также импортного производства, позволяют продолжать движение при повреждении со скоростью 50 км/ч. Ресурс пробитой шины зависит от объема повреждений и достигает 50 км.
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля «Тайфун» в сравнении с аналогами
Oshkosh M-ATV | Cougar | КамАЗ-53949 | |
Страна | США | Россия | |
Длина, мм | 6270 | 5910 | 5910 |
Ширина, мм | 2490 | 2740 | 2448 |
Высота, мм | 2700 | 2640 | 3318 |
Клиренс, мм | — | 410 | 433 |
Тип двигателя | Дизель с турбонаддувом | ||
Мощность, л.с. | 370 | 330 | 350 |
Скорость движения по шоссе, км/ч | 105 | 105 | 105 |
Запас хода по шоссе, км | 515 | 515 | 850 |
«Атлет» для пехоты
В 2022 году завершатся госиспытания новой линейки вооружения Сухопутных войск: бронированных автомобилей семейства «Атлет». У этих машин при обеспечении высоких показателей подвижности повышены защищённость и грузоподъёмность. «Атлеты» имеют колёсную формулу 4х4 и предназначены для перевозки личного состава и военных грузов с обеспечением требуемого уровня защиты, буксирования прицепов, монтажа вооружения, военной и специальной техники.
Грузоподъёмность «Атлета» — 1.600 кг, максимальная мощность дизельного двигателя ЯМЗ-5347-24 — 240 л.с. В стандартной комплектации бронеавтомобили оборудованы антитравматическими сиденьями для всех членов экипажа и кондиционерами.
Модификации
Семейство бронеавтомобилей «Тайфун» включает в себя несколько машин капотной и бескапотной компоновки. Бронемашины производятся разными предприятиями и отличаются некоторыми узлами, а также степенью локализации производства компонентов.
КамАЗ 63968 Тайфун К
Машина представляет собой модульную конструкцию, не имеющую капота. В основе автомобиля лежит оригинальное трехосное шасси, на котором смонтирован броневой корпус с усиленной защитой.
В кабине машин установлено лобовое стекло с толщиной до 129 мм, способное выдержать двойное попадание пули КПВТ на расстоянии не ближе 280 мм друг от друга. Дистанция ведения огня – 200 м. На сегодняшний день в Российской армии находится не менее 260 машин типа КамАЗ 63968.
КамАЗ-63969 «Тайфун-К»
Бронемашина представляет собой вариантное исполнение 63968, оснащенное системой полного привода 6х6 и дистанционно управляемым вооружением. Местом для размещения установки с крупнокалиберным пулеметом или пушкой малого калибра является крыша бронекорпуса.
Отсек для десанта и двухместная кабина водителя представляют собой единый модуль, не имеющий внутренних перегородок.
Бронирование машины обеспечивает защиту по периметру от пуль 14,5 мм (пулемет Владимирова) и 12,7 мм (стандарт НАТО).
Машина была представлена широкой публике летом 2013 года в сборочном цеху завода КамАЗ. Заявленная снаряженная масса составляет 19700 кг, а вес нагрузки – до 4000 кг. Вместимость отделения для десанта составляет 10 человек. Серийное производство бронемашины развернуто не было.
КамАЗ-53949 «Тайфун» 4х4
Бронированный разведывательный двухосный автомобиль был представлен в 2013 году. Доработка машины заняла почти 5 лет, первые серийные поставки ожидаются не ранее лета 2022 год.
Экипаж машины насчитывает 4 человека. В комплекте поставки имеется раздвижная мачта, предназначенная для установки антенны радиолокационной станции. Вооружение бронемашины состоит из переносного 12,7 мм пулемета. Машина комплектуется беспилотным летательным аппаратом, оснащенным оптическими и радиолокационными системами обзора.
Чувствительность систем позволяет обнаруживать одиночного человека на расстоянии до 6000 м, а бронированную машину – до 15 км.
Урал-63095 «Тайфун-У»
Капотная бронемашина рамной конструкции, оснащенная тремя осями с грузоподъемностью 4000 кг. В конструкции машины использован электронный модуль управления, получающий данные от агрегатов трансмиссии, двигателя, электрооборудования.
Отделение управления бронемашины оснащено тремя местами, доступ осуществляется через боковые распашные двери.
Лобовое стекло двухсекционное, вклеено в проем бронированной рамы. Рама крепится к корпусу машины болтами. Для предотвращения запотевания стекла имеют систему обогрева.
Боевой отсек машины оснащен откидной аппарелью, размещенной в кормовой части. Пол имеет многослойную конструкцию, снижающую вероятность сквозного пробития при подрыве. На бортах расположены окна и бойницы. Окна бронемашины оборудованы бронированными шторками. В системе вентиляции установлен кондиционер с системой фильтрации подаваемого воздуха.
Имеется автономная система пожаротушения. Личный состав в количестве 14 человек размещается на индивидуальных сидениях с системой поглощения энергии взрыва.
Машина предлагается для поставок на экспорт. Экспортные версии комплектуются по желанию заказчика, и могут оснащаться:
- идентификационными шильдиками и пояснениями на иностранном языке;
- измененным цветом лакокрасочного покрытия;
- трансмиссией иностранного производства;
- штатное оборудование в салоне заменяется иностранным или не устанавливается.
Урал-63099 «Тайфун-У»
Машина рамной конструкции капотной компоновки с тремя ведущими мостами и однообъемным корпусом. Автомобиль предназначен для транспортировки подразделений общевойсковых и стрелковых бригад. Кабина водителя бронемашины оснащена двумя местами и построена по каркасно-панельной схеме.
Бронирование кабины и стекла обеспечивают защиту от пуль калибром до 14,5 мм.
Машина комплектуется гидромеханической трансмиссией с шестью передачами переднего хода. Коробка бронемашины состоит из планетарного редуктора и гидротрансформатора с возможностью блокировки. На боковой поверхности картера имеется люк для установки коробки отбора мощности, которая применяется для работы гидравлического насоса.
От гидравлики работает система управления дорожным просветом и приводы аппарели, установленной в кормовой части машины. Крутящий момент от КПП передается на двухступенчатую раздаточную коробку марки ZF VG2000 или МП-1500 с пониженным рядом. Коробка бронемашины управляется вручную через электропневматический исполнительный механизм и оснащена встроенным межосевым дифференциалом, который может блокироваться.
Выходные валы раздаточной коробки машины приводят во вращение мосты при помощи карданных валов. Центральный мост бронемашины проходной конструкции, что позволило обеспечить сокращение приводных валов в трансмиссии. Возможность отключения привода переднего моста отсутствует. Раздаточная коробка применяется для привода дополнительной коробки отбора мощности.
Сапёры ждут «Клеща»
Накануне начала серийных поставок в войска бронеавтомобилей «Тайфун-ВДВ» рабочую поездку в Набережные Челны на совершил заместитель министра обороны Алексей Криворучко. В среднем в год этот завод выпускает около 300 бронемашин для силовых ведомств, в 2020-м «Ремдизель» по Гособоронзаказу изготовил 250 бронированных автомобилей для Минобороны. Алексей Криворучко обсудил с руководством предприятия ход выполнения Гособоронзаказа и исполнение государственных контрактов, а также проводимые на предприятии работы по направлениям импортозамещения иностранных комплектующих и выпуска бронеавтомобилей нового модельного ряда.
Помимо броневика для Воздушно-десантных войск России, «Ремдизель» выпускает для эксплуатации в Вооружённых силах и другие защищённые автомобили линейки «Тайфун». Это спецмашины разного класса и разной колёсной формулы. Так, специально для сопровождения воинских колонн в зоне повышенной опасности в 2022 году в российские войска поступит первая партия новейших бронеавтомобилей «Напарник». Также специалисты «Ремдизеля» подготовили к государственным испытаниям новую бронемашину минирования «Клещ». Этот мобильный постановщик минных заграждений, как и «Напарник», создан на базе бронеавтомобиля «Тайфун-ВДВ».
Пока «Клещ» проходит проверку в подразделения инженерных войск Вооружённых сил России за первое полугодие 2021-го поставлено промышленностью 25 специальных автомобилей группы разминирования САГР. Машины поставлены в инженерные части военных округов, Северного флота и подразделения Воздушно-космических сил России.
© mil.ru
В подразделения инженерных войск Вооружённых сил России за первое полугодие 2021-го поставлено 25 специальных автомобилей группы разминирования САГР.
Спецавтомобиль группы разминирования создан на базе пикапа УАЗ-2363. Он предназначен для выполнения задач оперативного разминирования местности и объектов инфраструктуры, перевозки сапёров и позволяет транспортировать взрывоопасные предметы (ВОП) 1-й степени опасности без взрывателей до места уничтожения. В состав специального оборудования САГР входят кузов-капсула, контейнер ЭТЦ-l, стеллаж для укладки и транспортировки ВОП, металлические ящики для перевозки средств взрывания и взрывчатых веществ, средства для локализации взрыва и система автоматического пожаротушения.
Проектируемые модернизации
Одной из перспективных разработок является капотный броневик КамАЗ-4386 или «Тайфун-Д», оснащенная двумя осями и предназначенная для вооружения войск ВДВ. Бронемашина приспособлена для десантирования, оснащается башней с дистанционным управлением с крупнокалиберным пулеметом. Для облегчения конструкции машины используется несущий броневой корпус.
Конструкция позволила снизить вес по сравнению с машиной 53949 на 2 тонны.
В качестве силового агрегата предполагается использовать 350-сильный дизель Cummins и автоматическую трансмиссию с приводом на два моста. Расчетная скорость машины превышает 105 км/ч, запас хода по шоссе – до 1200 км.
Интересные факты и боевое применение
В процессе испытаний бронекапсулу проверяли на устойчивость к осколкам от фугасного снаряда калибром 152 мм. При взрыве снаряда на расстоянии 2 метров от машины осколки не пробивают корпус бронемашины.
Для защиты корпуса машины от кумулятивных боеприпасов предлагается использовать эластичные маты, соединяющиеся при помощи ремней или застежек типа «липучка». Конструкция матов не позволяет сформироваться направленной кумулятивной струе, уменьшая вероятность пробития.
Несколько машин типа КамАЗ 63968 использовались в 2022 году на территории Сирии для поддержки саперов при разминировании освобожденных городов. Других данных о боевом использовании машин нет.