Российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. Вооружен крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии более, чем в пять тысяч километров Идея использования летательных аппаратов на полях сражений возникла задолго до того, как в воздух поднялись первые аэропланы, сконструированные братьями Райт. Последующее развитие военной авиации было необычайно стремительным, и к нынешнему дню самолеты и вертолеты стали грозным орудием в руках полководцев, уступая по своей мощи разве только ракетно-ядерным силам. Без господства в небе добиться победы на земле невероятно трудно, а зачастую и невозможно. Авиация способна обнаружить и уничтожить любую цель, от неё сложно спрятаться и еще труднее защититься.
Что собой представляет военная авиация
Современные военно-воздушные силы включают в себя специальные войска и службы, а также довольно сложный комплекс разнообразных по своему целевому предназначению технических средств, которые могут использоваться для решения ударных, разведывательных, транспортных и некоторых других задач.
Основной частью этого комплекса являются следующие виды авиации:
- Стратегическая;
- Фронтовая;
- Санитарная;
- Транспортная.
Дополнительные подразделения авиации входят также в состав сил противоздушной обороны, военно-морского флота и сухопутных войск.
История создания военной авиации
Самолет Сикорского «Илья Муромец» — первый в мире четырехмоторный бомбардировщик
Первые аэропланы долгое время использовались почти исключительно в развлекательных и спортивных целях. Но уже в 1911 году, в ходе вооруженного конфликта между Италией и Турцией, самолеты были применены в интересах армии. Вначале это были разведывательные полеты, первый из которых состоялся 23 октября, а уже 1 ноября итальянский лётчик Гавоти применил оружие по наземным целям, сбросив на них несколько обычных ручных гранат.
К началу Первой мировой войны великие державы успели обзавестись воздушными флотами. Состояли они в основном из аэропланов-разведчиков. Истребителей не было вовсе, а бомбардировщики имелись только у России – это были знаменитые самолеты «Илья Муромец». К сожалению, наладить полноценный серийный выпуск этих машин так и не удалось, так что их общее количество не превысило 80 экземпляров. Между тем Германия во второй половине войны производила собственные бомбардировщики сотнями.
В феврале 1915 года на Западном фронте появился первый в мире истребитель, созданный французским летчиком Роланом Гарросом. Придуманное им приспособление для стрельбы через воздушный винт было довольно примитивным, хотя и работающим, однако, уже в мае того же года немцы ввели в строй собственные истребители, оборудованные полноценным синхронизатором. С этого момента воздушные бои стали всё более частым явлением.
Немецкий истребитель Fokker Dr.I. Один из таких самолетов использовался лучшим асом Первой мировой войны Манфредом фон Рихтгофеном
После окончания Первой мировой войны самолеты продолжали быстро развиваться: увеличивалась их скорость, дальность полета и грузоподъемность. В то же время появилась и так называемая «доктрина Дуэ», названная в честь её автора, итальянского генерала, который считал, что добиться победы в войне можно одними только воздушными бомбардировками, методично уничтожая оборонный и промышленный потенциал противника, подрывая его моральный дух и волю к сопротивлению.
Как показали дальнейшие события, эта теория далеко не всегда оправдывает себя, но именно она во многом определила последующие направления развития военной авиации во всём мире. Наиболее заметной попыткой реализовать «доктрину Дуэ» на практике стали стратегические бомбардировки Германии в ходе Второй мировой войны. В итоге военная авиация внесла огромный вклад в последующий разгром «Третьего Рейха», правда, обойтись без активных действий сухопутных войск всё же не удалось.
Армады дальних бомбардировщиков считались главным ударным инструментом и в послевоенный период. Именно в те годы появились реактивные самолеты, которые во многом изменили само представление о военной авиации. Огромные «летающие крепости» стали всего лишь удобной мишенью для советских скоростных и отлично вооруженных «МиГов».
B-29 – американский стратегический бомбардировщик 40-х годов, первый носитель ядерного оружия
Это означало, что бомбардировщики тоже должны стать реактивными, что вскоре и произошло. В эти годы самолеты становились всё более сложными. Если во время Второй мировой для обслуживанием истребителя занимался всего один авиатехник, то в последующие годы приходилось привлекать целую бригаду специалистов.
Во время войны во Вьетнаме на первый план вышли многоцелевые самолеты, способные к ударам по наземным целям, а также к воздушному бою. Таким был американский F-4 Phantom, ставший в какой-то мере источником вдохновения для советских конструкторов, разрабатывавших МиГ-23. В то же время конфликт во Вьетнаме в очередной раз показал, что одних только бомбардировок, даже самых интенсивных, для победы недостаточно: боевая авиация без помощи сухопутных войск способна принудить к капитуляции лишь морально сломленного, заранее готового к поражению противника.
В 70-80-е годы прошлого века в небе появились истребители четвертого поколения. Они отличались от своих предшественников не только лётными характеристиками, но составом вооружения. Применение высокоточных средств поражения в очередной раз изменило облик воздушной войны: произошел переход от массированных авиаударов к «точечным».
Су-27 (слева) и F-15 – лучшие истребители 80-х годов прошлого века
Сегодня главным направления развития военной авиации стало интенсивное применение беспилотников как разведывательных, так и ударных, а также создание малозаметных многоцелевых самолетов, таких как американский F-35, или российский Су-57.
Винтомоторная авиация
Пассажирский самолёт Фоккер F. VII-3m (Нидерланды).
В нач. 20 в. постоянно возрастающие запросы развивающейся А. привели к созданию новой науки – аэродинамики, фундаментом которой стали основополагающие труды Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина (Россия), Л. Прандтля и Т. Кармана (Германия) и др. учёных. Под рук. Жуковского организованы аэродинамич. лаборатории в Моск. ун-те (1902) и Моск. Императорском технич. уч-ще (1910), в Кучино (под Москвой) в 1904 основан Аэродинамич. ин-т, одна из первых в мире н.-и. организаций такого профиля.
Существенный толчок развитию А. дала 1-я мировая война. В 1914 воюющие стороны имели в общей сложности ок. 800 самолётов (Россия – 206), за время войны их было выпущено св. 200 тыс. Значительно улучшились лётно-технич. характеристики самолётов: скорость возросла до 200–220 км/ч, потолок высоты – до 6000–7000 м, мощность двигателя – до 300 кВт, грузоподъёмность – до 2–3,5 т.
1920-е гг. прошли под знаком становления воздушного транспорта. Практически во всех экономически развитых странах мира появились авиатранспортные компании для перевозки пассажиров, почты, грузов, для чего создавались спец. пассажирские самолёты, а также переоборудовались военные. На европ. линиях широко применялись построенные в Германии пассажирские самолёты Юнкерса и Фоккера. В 1919 фирма «Боинг» (США), ставшая впоследствии крупнейшим производителем воздушных судов, выпустила свой первый самолёт – летающую лодку В-1. В 1923 Х. Сиерва (Испания) построил успешно летавший автожир С-4.
Россия уже в ходе Гражд. войны (1918–22) приступила к восстановлению и укреплению своей А. В 1918 началась национализация авиац. пром-сти. Тогда же был основан Центр. аэрогидродинамич. ин-т (ЦАГИ), призванный обеспечить развитие авиац. науки и техники. В 1920 открыто первое в стране высшее авиац. учебное заведение – Ин-т инженеров Красного Воздушного Флота (впоследствии Военно-воздушная инженерная академия им. проф. Н. Е. Жуковского). В 1922 начались полёты на междунар. авиалинии Москва – Кёнигсберг, в 1923 открылась первая в СССР регулярная линия Москва – Нижний Новгород. Первым отеч. пассажирским самолётом стал АК-1, рассчитанный на перевозку 2–3 пассажиров, созданный в ЦАГИ (1924) под рук. В. Л. Александрова и В. В. Калинина. В 1920-х гг. организуются конструкторские бюро (КБ) Н. Н. Поликарпова, А. Н. Туполева, Д. П. Григоровича, К. А. Калинина. Первый отеч. серийный самолёт-разведчик Р-1 Поликарпова (1923). Его учебный самолёт У-2 (По-2), благодаря отличным лётным качествам и уникальным масштабам производства (в 1928–59 построено св. 40 тыс. машин), стал одним из выдающихся ЛА в истории А. На У-2 установлен первый крупносерийный отеч. авиадвигатель воздушного охлаждения М-11 мощностью 73,5 кВт конструкции А. Д. Швецова, нашедший затем широкое применение в легкомоторной авиации. В КБ А. Н. Туполева, входившем в 1922–36 в состав ЦАГИ, впервые в стране начали разрабатывать цельнометаллич. самолёты. Созданные в КБ тяжёлые бомбардировщики – двухмоторный ТБ-1 (АНТ-4) и четырёхмоторный ТБ-3 (АНТ-6) – первые в мире тяжёлые самолёты, выполненные по схеме свободнонесущего (без наружных элементов крепления крыла) моноплана. Самолёт И-2бис Григоровича – первый отеч. истребитель, принятый на вооружение, что позволило в 1925 исключить из парка воен. А. иностр. самолёты. В 20-х гг. началась деятельность А. С. Яковлева как авиаконструктора. На его спортивном самолёте АИР-1 достигнуты в СССР в 1927 первые (неофициальные) мировые рекорды (лётчик Ю. И. Пионтковский). В 1929 Н. И. Камовым и Н. К. Скржинским построен первый в стране автожир КАСКР-1.
Пассажирский самолёт Дуглас DC-3 (США).
Осн. тенденция развития мировой А. в 1930-х гг. связана с увеличением скорости полёта, гл. обр. в результате снижения аэродинамич. сопротивления ЛА. Самолёты стали строить преим. по монопланной схеме с убирающимся в полёте шасси, обтекаемыми капотами двигателей, закрытыми кабинами, гладкой (вместо гофрированной) металлич. обшивкой. Разрабатывались более мощные авиац. двигатели, нагнетатели воздуха для наддува двигателя (с целью поддержания его мощности на высоте), воздушные винты с изменяемым в полёте шагом (для более эффективного использования мощности двигателя на разл. режимах полёта), радиотехнич. системы навигации, автопилоты, противообледенит. системы и др. Созданы первые цельнометаллич. пассажирские самолёты монопланной схемы (Боинг 247 и DC-3, США). Боинг 307 стал первым самолётом с наддувом кабины для пассажиров, что позволило пассажирским самолётам летать на большой высоте. Лётно-пригодные образцы вертолётов продемонстрированы в Германии (FA 61 Г. Фокке) и США (VS-300 И. И. Сикорского).
В 1930-е гг. в СССР активно расширялась сеть аэроклубов, сыгравших большую роль в подготовке лётных кадров, организовывались новые учебные заведения, КБ и н.-и. организации авиац. профиля. Вводились в строй новые самолётостроительные и авиамоторные заводы, строились экспериментальные и опытные ЛА, на которых проверялись новые научно-технич. идеи и конструкции. В этот период под рук. А. Н. Туполева были созданы гигантские для того времени самолёты АНТ-14 «Правда» и АНТ-20 «Максим Горький». Оригинальными технич. решениями отличались самолёты, построенные по проектам Г. И. Бакшеева, Р. Л. Бартини, В. Н. Беляева, П. Д. Грушина, К. А. Калинина, А. С. Москалёва, И. В. Четверикова, Б. И. Черановского, В. А. Чижевского и др. В ЦАГИ начались работы по автожирам и вертолётам. В создании этих ЛА принимали участие И. П. Братухин, Б. Н. Юрьев, Н. И. Камов, М. Л. Миль, В. А. Кузнецов, Н. К. Скржинский, А. М. Черёмухин и др. В СССР первый эксперим. вертолёт (ЦАГИ 1-ЭА) построен в 1930. В 1932 Черёмухин достиг на нём высоты 605 м, значительно превысив офиц. мировой рекорд, равный тогда 18 м. Для укрепления обороноспособности страны в СССР началось крупносерийное произ-во истребителей И-15, И-16, И-153 (Поликарпова), бомбардировщиков ТБ-3 и СБ (А. Н. Туполева), гидросамолётов МБР-2 (Г. М. Бериева) и др. самолётов. Парк пассажирских самолётов пром-сть постоянно пополняла новыми машинами: АНТ-9 и АНТ-35 А. Н. Туполева, К-5 Калинина, «Сталь-2» и «Сталь-3» А. И. Путилова, ХАИ-1 И. Г. Немана, Ли-2 (лицензионный DC-3) и др. В кон. 30-х гг. началось серийное произ-во созданных новых боевых самолётов: бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) и Пе-2 В. М. Петлякова, бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4), истребителей ЛаГГ-3 С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова, МиГ-1 и МиГ-3 А. И. Микояна и М. И. Гуревича, Як-1 А. С. Яковлева, многоцелевого самолёта Су-2 П. О. Сухого, бомбардировщиков Ар-2 А. А. Архангельского и Ер-2 В. Г. Ермолаева, штурмовика Ил-2 С. В. Ильюшина. В КБ В. Я. Климова, А. А. Микулина, А. С. Назарова, А. Д. Швецова создавались авиадвигатели повышенной мощности и надёжности.
Бомбардировщик Боинг B-29 (США).
Штурмовик Ил-2 (СССР).
За годы 2-й мировой войны общее произ-во самолётов в мире составило более 750 тысяч. Основными боевыми самолётами Германии были истребители Ме 109 («Мессершмитт») и FW 190 («Фокке-Вульф»), бомбардировщики Не. 111 («Хейнкель»), Ju87 и Ju88 («Юнкерс»). Союзники СССР использовали бомбардировщики «Галифакс», «Ланкастер» и «Москито» (Великобритания), а также В-17, В-24 и В-29 (США). Истребит. А. союзников состояла из самолётов «Харрикейн», «Спитфайр» (Великобритания), Р-38, Р-39, Р-40, Р-47, Р-51 (США) и др. США, Великобритания, Япония использовали также и палубную А. В СССР за годы войны вошли в строй новые образцы боевых самолётов: истребители Як-7Б, Як-9, Як-3 (Яковлева), Ла-5 и Ла-7 (Лавочкина), штурмовик Ил-10 (Ильюшина), бомбардировщик Ту-2 (А. Н. Туполева). Под рук. А. Я. Березняка и А. М. Исаева создан опытный истребитель-перехватчик БИ-1 с ЖРД (1-й полёт в 1942, лётчик Г. Я. Бахчиванджи). В период Вел. Отеч. войны авиац. пром-сть СССР выпустила св. 125 600 самолётов. К концу войны скорость серийных истребителей приблизилась к 700 км/ч и возможности дальнейшего её повышения на самолётах с поршневыми двигателями и воздушными винтами практически исчерпались.
Предназначение военной авиации
Перечень основных задач, которые решаются при помощи военных самолетов и вертолетов:
- Проведение всех видов воздушной разведки;
- Корректировка огня артиллерии;
- Уничтожение наземных, морских, воздушных и космических целей, малоразмерных и крупных, стационарных и подвижных, площадных и точечных;
- Минирование участков местности;
- Защита воздушного пространства и наземных сил;
- Перевозка и десантирование войск;
- Доставка различных военных грузов и снаряжения;
- Эвакуация раненых и больных;
- Проведение агитационных акций;
- Обследование местности, обнаружение радиационного, химического и бактериологического заражения.
Таким образом, военная авиация способна принести огромную пользу, конечно, при условии её грамотного применения.
Необходимые документы
К моменту поступления в училище должен быть собран пакет документов. Обобщённый список будет выглядеть так:
- Паспорт гражданина Российской Федерации;
- Аттестат за 9 класс (для поступления в ссуз) или аттестат за 11 класс (для поступления в вуз);
- Результаты ЕГЭ (для поступления в вуз);
- Военный билет (для мальчиков);
- Полис обязательного медицинского страхования;
- Страховое пенсионное свидетельство;
- Заявление о зачислении (выдается в училище при подаче документов).
Важно: училище вправе само устанавливать список документов, поэтому актуальные требования нужно смотреть на сайте конкретного училища.
Вот пример требуемых документов конкретного лётного училища:
Требуемые документы для абитуриентов Бугурусланского летного училища гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова
Техника военной авиации
В годы Первой мировой войны активно применялись ударные дирижабли («Цеппелины»), однако, сегодня в составе ВВС ничего подобного нет. Вся используемая техника — это самолеты (аэропланы) и вертолеты.
Самолеты
Широта спектра решаемых при помощи авиации задач заставляет включать в состав ВВС машины нескольких разных видов. У каждой из них своё собственное предназначение.
F-111 – американский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
Боевые самолёты
Этот вид авиации включает в себя:
- Истребители. Их основное предназначение — уничтожение вражеских летательных аппаратов и завоевание превосходства в воздухе, локального или полного. Все остальные задачи второстепенны. Вооружение – управляемые ракеты «воздух-воздух», автоматические пушки;
- Бомбардировщики. Могут быть фронтовыми или стратегическими. Используются в основном для ударов по наземным целям. Вооружение – ракеты «воздух-поверхность» (в том числе неуправляемые), свободнопадающие, планирующие и корректируемые бомбы, а также торпеды (для противолодочных самолетов);
- Штурмовики. Используются в основном для непосредственной поддержки войск на поле боя;
- Истребители-бомбардировщики — самолеты, способные наносить удары по наземным целям и вести воздушный бой. Все современные истребители в какой-то мере являются таковыми.
Стратегические бомбардировщики существенно отличаются от прочих боевых аэропланов по своему комплексу вооружения, в состав которого входят крылатые ракеты большой дальности.
Самолеты разведки и воздушного наблюдения
В принципе, для решения задач разведки могут привлекаться «обычные» истребители или бомбардировщики, оснащенные необходимой аппаратурой. Примером может служить МиГ-25Р. Но есть и специализированная техника. Это, в частности, американские U-2 и SR-71, советский Ан-30.
Сверхскоростной разведывательный самолет SR-71 Blackbird
К этой же категории относятся и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения – российский А-50 (создан на базе Ил-76), американский Е-3 Sentry. Такие машины способны вести глубокую радиоразведку, однако, они не отличаются скрытностью, поскольку являются источником мощного электромагнитного излучения. Значительно более «скромно» ведут себя такие разведчики, как Ил-20, занимающиеся в основном радиоперехватом.
Транспортные самолёты
Этот вид авиатехники используется для перевозки войск и снаряжения. Некоторые модели машин, входящих в состав транспортной авиации, приспособлены для десантирования – как обычного, так и беспарашютного, осуществляемого с предельно малых высот.
В российской армии наиболее часто используются военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан-26. При необходимости доставки значительных по весу или объему грузов могут применяться тяжелые Ан-124. Из американских военных самолетов аналогичного предназначения самыми известными являются С-5 Galaxy и C-130 Hercules.
Ил-76 – основной самолет российской военно-транспортной авиации
Учебные самолеты
Стать военным лётчиком довольно трудно. Сложнее всего получить реальные навыки, которые нельзя заменить виртуальными полетами на тренажере или глубоким изучением теории. Для решения этой задачи применяется учебная авиация. Такие самолеты могут быть или специализированными машинами, или вариантами боевого самолета.
К примеру, Су-27УБ, хотя и применяется для обучения летчиков, может быть использован как полноценный истребитель. В то же время Як-130 или британский BAE Hawk – специализированные учебные самолеты. В некоторых случаях даже такие модели могут быть привлечены в качестве легкого штурмовика к нанесению ударов по наземным целям. Обычно такое происходит «по бедности», при отсутствии полноценных боевых самолетов.
Вертолёты
Хотя винтокрылые машины ограниченно применялись уже во время Второй мировой войны, после окончания боевых действий интерес к «геликоптерам» заметно снизился. Вскоре стало ясно, что это было ошибкой, и сегодня вертолёты используются в армиях самых разных стран мира.
Транспортные вертолеты
Обычные аэропланы не могут взлетать и садиться вертикально, что несколько сужает область их применения. Вертолеты же изначально обладали этим свойством, что сделало их очень привлекательным средством для доставки грузов и перевозки людей. Первый полноценный «дебют» таких машин состоялся во время войны в Корее. Армия США, используя вертолеты, эвакуировала раненых прямо с поля боя, доставляла солдатам боеприпасы и снаряжение, создавала проблемы противнику, высаживая у него в тылу небольшие вооруженные отряды.
V-22 Osprey – один из самых необычных образцов винтокрылой техники
Сегодня наиболее типичным транспортным вертолетом в российской армии является Ми-8. Используется также огромный тяжелый Ми-26. В американских вооруженных силах эксплуатируются UH-60 Blackhawk, CH-47 Chinook, а также конвертоплан (гибрид самолета и вертолета) V-22 Osprey.
Ударные вертолеты
Первая винтокрылая машина, созданная специально для поражения наземных целей и непосредственной огневой поддержки собственных войск, появилась в США в 60-е годы. Это был вертолет UH-1 Cobra, некоторые модификации которого применяются американскими военными и сегодня. Функции этих машин в какой-то мере пересекаются с задачами штурмовиков.
В 70-е годы ударные вертолеты считались едва ли не самым эффективным противотанковым средством. Это стало возможным благодаря новым видам управляемых авиационных ракет, таких как американские TOW и Hellfire, а также советским «Фалангам», «Атакам» и «Вихрям». Чуть позже боевые вертолеты были дополнительно оборудованы ракетами «воздух-воздух».
Самый «брутальный» боевой вертолет в мире — Ми-24 — способен не только наносить удары по наземным целям, но и перевозить десантников
Наиболее известными машинами этого класса являются Ми-24, Ка-52, AH-64 Apache.
Хочу летать: как стать пилотом гражданской авиации
Для тех, кто мечтает работать в небе, есть два пути — летное училище и школа частных пилотов. Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», а значит получать высшее образование необязательно — достаточно и среднего специального. Тем не менее учебные заведения предъявляют к абитуриентам жесткие требования, которым соответствуют далеко не все желающие.
Например, перед поступлением нужно пройти обязательный медицинский осмотр, прямо как настоящему пилоту перед заключением трудового договора или контракта (мы не шутим), и проверить уровень физической подготовки. Нормативы зависят от возраста и пола, в программе — бег на короткие и длинные дистанции, подтягивание или отжимания, прыжки и упражнения для мышц пресса. Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) оценивает состояние не только физического, но и психического здоровья. Студентами могут стать лишь те, кого она признает годными. Психологическое тестирование очень много значит: если у двух абитуриентов одинаковые оценки в аттестате, комиссия сделает выбор в пользу того, кто лучше его прошел. Студентам нельзя забывать о здоровье и после поступления: если во время обучения оно ухудшится, дело может закончиться отчислением.
Безусловное преимущество государственных летных училищ — возможность учиться бесплатно. После окончания курса их выпускникам присваивают квалификацию коммерческого пилота (вторую из трех возможных: пилот-любитель, коммерческий пилот и линейный пилот), тогда как частные авиашколы могут предложить лишь квалификацию пилота-любителя. Она не позволит найти работу по специальности, но позволит, собственно, научиться управлять самолетом. Тем не менее, учёба в частной школе дорого стоит: теоретический курс обойдется в 45 тыс. руб., а практические занятия — от 12 тыс. рублей за час. Всего же для окончания курса «налетать» нужно, как минимум, 40 часов.
Один из главных плюсов профессии пилота — высокая заработная плата. Второй пилот в среднем получает от 150 тыс. руб. в месяц, а первый — от 300 тыс. руб., причем стать им можно уже в 26-27 лет, имея за плечами две тысячи часов летной практики в качестве второго пилота. Кроме того, пилотов ждет множество приятных бонусов: 70 дней отпуска в год, корпоративные авиабилеты для них самих и членов их семей и жилье, если работать приходится в другом городе. , к примеру, обещает пилотам заработную плату в размере до 400 тыс. руб. в месяц (на такой оклад может рассчитывать командир экипажа — обладатель высшей квалификации коммерческого пилота), а также социальный пакет (до 300 тыс. руб. на одного пилота ежегодно).
Дефицит пилотов сейчас настолько велик, что выпускникам летных училищ часто даже не приходится искать работу: представители авиакомпаний сами приезжают в учебные заведения незадолго до выпуска и рассказывают об открытых вакансиях. Выпускник летного училища, получивший свидетельство коммерческого пилота, сразу по окончании обучения может начать работать вторым пилотом (стажером).
Большинство выпускников хочет сразу же попасть в крупную авиа). Однако не стоит забывать о том, что камнем преткновения в этой профессии является количество часов летной практики, а у выпускника его недостаточно. Вот почему первую работу лучше искать в небольшой авиакомпании (скажем, региональной), чтобы налетать там необходимое количество часов. После этого начинающий пилот может смело претендовать на вакансию в крупной авиакомпании. При этом нужно иметь в виду, что в компаниях молодым сотрудникам часто бывает необходимо пройти дополнительное обучение, которое позволит научиться управлять определенной моделью самолета.