Новые боевые самолеты для российской армии в 2010-2020 годах


Российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. Вооружен крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии более, чем в пять тысяч километров Идея использования летательных аппаратов на полях сражений возникла задолго до того, как в воздух поднялись первые аэропланы, сконструированные братьями Райт. Последующее развитие военной авиации было необычайно стремительным, и к нынешнему дню самолеты и вертолеты стали грозным орудием в руках полководцев, уступая по своей мощи разве только ракетно-ядерным силам. Без господства в небе добиться победы на земле невероятно трудно, а зачастую и невозможно. Авиация способна обнаружить и уничтожить любую цель, от неё сложно спрятаться и еще труднее защититься.

Что собой представляет военная авиация

Современные военно-воздушные силы включают в себя специальные войска и службы, а также довольно сложный комплекс разнообразных по своему целевому предназначению технических средств, которые могут использоваться для решения ударных, разведывательных, транспортных и некоторых других задач.

Основной частью этого комплекса являются следующие виды авиации:

  1. Стратегическая;
  2. Фронтовая;
  3. Санитарная;
  4. Транспортная.

Дополнительные подразделения авиации входят также в состав сил противоздушной обороны, военно-морского флота и сухопутных войск.

История создания военной авиации


Самолет Сикорского «Илья Муромец» — первый в мире четырехмоторный бомбардировщик
Первые аэропланы долгое время использовались почти исключительно в развлекательных и спортивных целях. Но уже в 1911 году, в ходе вооруженного конфликта между Италией и Турцией, самолеты были применены в интересах армии. Вначале это были разведывательные полеты, первый из которых состоялся 23 октября, а уже 1 ноября итальянский лётчик Гавоти применил оружие по наземным целям, сбросив на них несколько обычных ручных гранат.

К началу Первой мировой войны великие державы успели обзавестись воздушными флотами. Состояли они в основном из аэропланов-разведчиков. Истребителей не было вовсе, а бомбардировщики имелись только у России – это были знаменитые самолеты «Илья Муромец». К сожалению, наладить полноценный серийный выпуск этих машин так и не удалось, так что их общее количество не превысило 80 экземпляров. Между тем Германия во второй половине войны производила собственные бомбардировщики сотнями.

В феврале 1915 года на Западном фронте появился первый в мире истребитель, созданный французским летчиком Роланом Гарросом. Придуманное им приспособление для стрельбы через воздушный винт было довольно примитивным, хотя и работающим, однако, уже в мае того же года немцы ввели в строй собственные истребители, оборудованные полноценным синхронизатором. С этого момента воздушные бои стали всё более частым явлением.


Немецкий истребитель Fokker Dr.I. Один из таких самолетов использовался лучшим асом Первой мировой войны Манфредом фон Рихтгофеном

После окончания Первой мировой войны самолеты продолжали быстро развиваться: увеличивалась их скорость, дальность полета и грузоподъемность. В то же время появилась и так называемая «доктрина Дуэ», названная в честь её автора, итальянского генерала, который считал, что добиться победы в войне можно одними только воздушными бомбардировками, методично уничтожая оборонный и промышленный потенциал противника, подрывая его моральный дух и волю к сопротивлению.

Как показали дальнейшие события, эта теория далеко не всегда оправдывает себя, но именно она во многом определила последующие направления развития военной авиации во всём мире. Наиболее заметной попыткой реализовать «доктрину Дуэ» на практике стали стратегические бомбардировки Германии в ходе Второй мировой войны. В итоге военная авиация внесла огромный вклад в последующий разгром «Третьего Рейха», правда, обойтись без активных действий сухопутных войск всё же не удалось.

Армады дальних бомбардировщиков считались главным ударным инструментом и в послевоенный период. Именно в те годы появились реактивные самолеты, которые во многом изменили само представление о военной авиации. Огромные «летающие крепости» стали всего лишь удобной мишенью для советских скоростных и отлично вооруженных «МиГов».


B-29 – американский стратегический бомбардировщик 40-х годов, первый носитель ядерного оружия

Это означало, что бомбардировщики тоже должны стать реактивными, что вскоре и произошло. В эти годы самолеты становились всё более сложными. Если во время Второй мировой для обслуживанием истребителя занимался всего один авиатехник, то в последующие годы приходилось привлекать целую бригаду специалистов.

Во время войны во Вьетнаме на первый план вышли многоцелевые самолеты, способные к ударам по наземным целям, а также к воздушному бою. Таким был американский F-4 Phantom, ставший в какой-то мере источником вдохновения для советских конструкторов, разрабатывавших МиГ-23. В то же время конфликт во Вьетнаме в очередной раз показал, что одних только бомбардировок, даже самых интенсивных, для победы недостаточно: боевая авиация без помощи сухопутных войск способна принудить к капитуляции лишь морально сломленного, заранее готового к поражению противника.

В 70-80-е годы прошлого века в небе появились истребители четвертого поколения. Они отличались от своих предшественников не только лётными характеристиками, но составом вооружения. Применение высокоточных средств поражения в очередной раз изменило облик воздушной войны: произошел переход от массированных авиаударов к «точечным».


Су-27 (слева) и F-15 – лучшие истребители 80-х годов прошлого века

Сегодня главным направления развития военной авиации стало интенсивное применение беспилотников как разведывательных, так и ударных, а также создание малозаметных многоцелевых самолетов, таких как американский F-35, или российский Су-57.

Винтомоторная авиация

Пассажирский самолёт Фоккер F. VII-3m (Нидерланды).

В нач. 20 в. по­сто­ян­но воз­рас­таю­щие за­про­сы раз­ви­ваю­щей­ся А. при­ве­ли к соз­да­нию но­вой нау­ки – аэ­ро­ди­на­ми­ки, фун­да­мен­том ко­то­рой ста­ли ос­но­во­по­ла­гаю­щие тру­ды Н. Е. Жу­ков­ско­го и С. А. Ча­п­лы­ги­на (Рос­сия), Л. Пран­дт­ля и Т. Кар­ма­на (Гер­ма­ния) и др. учё­ных. Под рук. Жу­ков­ско­го ор­га­ни­зо­ва­ны аэро­ди­на­мич. ла­бо­ра­то­рии в Моск. ун-те (1902) и Моск. Им­пе­ра­тор­ском тех­нич. уч-ще (1910), в Ку­чи­но (под Мо­ск­вой) в 1904 ос­но­ван Аэ­ро­ди­на­мич. ин-т, од­на из пер­вых в ми­ре н.-и. организаций та­ко­го про­фи­ля.

Су­ще­ст­вен­ный тол­чок раз­ви­тию А. да­ла 1-я ми­ро­вая вой­на. В 1914 вою­ю­щие сто­ро­ны име­ли в об­щей слож­нос­ти ок. 800 са­мо­лё­тов (Рос­сия – 206), за вре­мя вой­ны их бы­ло вы­пу­ще­но св. 200 тыс. Зна­чи­тель­но улуч­ши­лись лёт­но-тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ки са­мо­лё­тов: ско­рость воз­рос­ла до 200–220 км/ч, по­то­лок вы­со­ты – до 6000–7000 м, мощ­ность дви­га­те­ля – до 300 кВт, гру­зо­подъ­ём­ность – до 2–3,5 т.

1920-е гг. про­шли под зна­ком ста­нов­ле­ния воз­душ­но­го транс­пор­та. Прак­ти­че­ски во всех эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах ми­ра поя­ви­лись авиа­транс­порт­ные ком­па­нии для пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров, поч­ты, гру­зов, для че­го соз­да­ва­лись спец. пас­са­жир­ские са­мо­лё­ты, а так­же пе­ре­обо­ру­до­ва­лись во­ен­ные. На ев­роп. ли­ни­ях ши­ро­ко при­ме­ня­лись по­стро­ен­ные в Гер­ма­нии пас­са­жир­ские са­мо­лёты Юн­кер­са и Фок­ке­ра. В 1919 фир­ма «Бо­инг» (США), став­шая впо­след­ст­вии круп­ней­шим про­из­во­ди­те­лем воз­душ­ных су­дов, вы­пус­ти­ла свой пер­вый са­мо­лёт – ле­таю­щую лод­ку В-1. В 1923 Х. Си­ер­ва (Ис­па­ния) по­стро­ил ус­пеш­но ле­тав­ший ав­то­жир С-4.

Рос­сия уже в хо­де Гражд. вой­ны (1918–22) при­сту­пи­ла к вос­ста­нов­ле­нию и ук­ре­п­ле­нию сво­ей А. В 1918 на­ча­лась на­цио­на­ли­за­ция авиац. пром-сти. То­гда же был ос­но­ван Центр. аэ­ро­гид­ро­ди­на­мич. ин-т (ЦАГИ), при­зван­ный обес­пе­чить раз­ви­тие авиац. нау­ки и тех­ни­ки. В 1920 от­кры­то пер­вое в стра­не выс­шее авиац. учеб­ное за­ве­де­ние – Ин-т ин­же­не­ров Крас­но­го Воз­душ­но­го Фло­та (впо­след­ст­вии Во­ен­но-воз­душ­ная ин­же­нер­ная ака­де­мия им. проф. Н. Е. Жу­ков­ско­го). В 1922 на­ча­лись по­лё­ты на ме­ж­ду­нар. авиа­ли­нии Мо­ск­ва – Кё­нигс­берг, в 1923 от­кры­лась пер­вая в СССР ре­гу­ляр­ная ли­ния Мо­ск­ва – Ниж­ний Нов­го­род. Пер­вым отеч. пас­са­жир­ским са­мо­лё­том стал АК-1, рас­счи­тан­ный на пе­ре­воз­ку 2–3 пас­са­жи­ров, соз­дан­ный в ЦАГИ (1924) под рук. В. Л. Алек­сан­д­ро­ва и В. В. Ка­ли­ни­на. В 1920-х гг. ор­га­ни­зу­ют­ся кон­ст­рук­тор­ские бю­ро (КБ) Н. Н. По­ли­кар­по­ва, А. Н. Ту­по­ле­ва, Д. П. Гри­го­ро­ви­ча, К. А. Ка­ли­ни­на. Пер­вый отеч. се­рий­ный са­мо­лёт-раз­вед­чик Р-1 По­ли­кар­по­ва (1923). Его учеб­ный са­мо­лёт У-2 (По-2), бла­го­да­ря от­лич­ным лёт­ным ка­че­ст­вам и уни­каль­ным мас­шта­бам про­из­вод­ст­ва (в 1928–59 по­строе­но св. 40 тыс. ма­шин), стал од­ним из вы­даю­щих­ся ЛА в ис­то­рии А. На У-2 ус­та­новлен пер­вый круп­но­се­рий­ный отеч. авиа­дви­га­тель воз­душ­но­го ох­ла­ж­де­ния М-11 мощ­но­стью 73,5 кВт кон­ст­рук­ции А. Д. Шве­цо­ва, на­шед­ший за­тем ши­ро­кое при­ме­не­ние в лег­ко­мо­тор­ной авиа­ции. В КБ А. Н. Ту­по­ле­ва, вхо­див­шем в 1922–36 в со­став ЦАГИ, впер­вые в стра­не на­ча­ли раз­ра­ба­ты­вать цель­но­метал­лич. са­мо­лё­ты. Соз­дан­ные в КБ тя­жё­лые бом­бар­ди­ров­щи­ки – двух­мо­тор­ный ТБ-1 (АНТ-4) и че­ты­рёх­мо­тор­ный ТБ-3 (АНТ-6) – пер­вые в ми­ре тя­жё­лые са­мо­лё­ты, вы­пол­нен­ные по схе­ме сво­бод­но­не­су­ще­го (без на­руж­ных эле­мен­тов кре­п­ле­ния кры­ла) мо­но­пла­на. Са­мо­лёт И-2бис Гри­го­ро­ви­ча – пер­вый отеч. ис­тре­би­тель, при­ня­тый на воо­ру­же­ние, что по­зво­ли­ло в 1925 ис­клю­чить из пар­ка во­ен. А. иностр. са­мо­лё­ты. В 20-х гг. на­ча­лась дея­тель­ность А. С. Яков­ле­ва как авиа­кон­ст­рук­то­ра. На его спор­тив­ном са­мо­лё­те АИР-1 до­стиг­ну­ты в СССР в 1927 пер­вые (не­офи­ци­аль­ные) ми­ро­вые ре­кор­ды (лёт­чик Ю. И. Пи­онт­ков­ский). В 1929 Н. И. Ка­мо­вым и Н. К. Скржин­ским по­стро­ен пер­вый в стра­не ав­то­жир КАСКР-1.

Пассажирский самолёт Дуглас DC-3 (США).

Осн. тен­ден­ция раз­ви­тия ми­ро­вой А. в 1930-х гг. свя­за­на с уве­ли­че­ни­ем ско­ро­сти по­лё­та, гл. обр. в ре­зуль­та­те сни­же­ния аэ­ро­ди­на­мич. со­про­тив­ле­ния ЛА. Са­мо­лё­ты ста­ли стро­ить пре­им. по мо­но­план­ной схе­ме с уби­раю­щим­ся в по­лё­те шас­си, об­те­кае­мы­ми ка­по­та­ми дви­га­те­лей, за­кры­ты­ми ка­би­на­ми, глад­кой (вме­сто гоф­ри­ро­ван­ной) ме­тал­лич. об­шив­кой. Раз­ра­ба­ты­ва­лись бо­лее мощ­ные авиац. дви­га­те­ли, на­гне­та­те­ли воз­ду­ха для над­ду­ва дви­га­те­ля (с це­лью под­дер­жа­ния его мощ­но­сти на вы­со­те), воз­душ­ные вин­ты с из­ме­няе­мым в по­лё­те ша­гом (для бо­лее эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния мощ­но­сти дви­га­те­ля на разл. ре­жи­мах по­лё­та), ра­дио­тех­нич. сис­те­мы на­ви­га­ции, ав­то­пи­ло­ты, про­ти­во­об­ле­денит. сис­те­мы и др. Соз­да­ны пер­вые цель­но­ме­тал­лич. пас­са­жир­ские са­мо­лёты мо­но­план­ной схе­мы (Бо­инг 247 и DC-3, США). Бо­инг 307 стал пер­вым са­мо­лё­том с над­ду­вом ка­би­ны для пас­са­жи­ров, что по­зво­ли­ло пас­са­жир­ским са­мо­лё­там ле­тать на боль­шой вы­со­те. Лёт­но-при­год­ные об­раз­цы вер­толё­тов про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ны в Гер­ма­нии (FA 61 Г. Фок­ке) и США (VS-300 И. И. Си­кор­ско­го).

В 1930-е гг. в СССР ак­тив­но рас­ширя­лась сеть аэ­ро­клу­бов, сыг­рав­ших боль­шую роль в под­го­тов­ке лёт­ных ­кадров, ор­га­ни­зо­вы­ва­лись но­вые учеб­ные за­ве­де­ния, КБ и н.-и. ор­га­ни­за­ции авиац. про­фи­ля. Вво­ди­лись в строй новые са­мо­лё­то­стро­итель­ные и авиа­мо­тор­ные за­во­ды, строи­лись экс­пе­ри­мен­таль­ные и опыт­ные ЛА, на ко­то­рых про­ве­ря­лись но­вые на­уч­но-тех­нич. идеи и кон­ст­рук­ции. В этот пе­ри­од под рук. А. Н. Ту­по­ле­ва бы­ли соз­да­ны ги­гант­ские для то­го вре­ме­ни са­мо­лё­ты АНТ-14 «Прав­да» и АНТ-20 «Мак­сим Горь­кий». Ори­ги­наль­ны­ми тех­нич. ре­ше­ния­ми от­ли­ча­лись са­мо­лё­ты, по­стро­ен­ные по про­ектам Г. И. Бак­шее­ва, Р. Л. Бар­ти­ни, В. Н. Бе­ляе­ва, П. Д. Гру­ши­на, К. А. Ка­ли­ни­на, А. С. Мос­ка­лё­ва, И. В. Чет­ве­ри­ко­ва, Б. И. Че­ра­нов­ско­го, В. А. Чи­жев­ско­го и др. В ЦАГИ на­ча­лись ра­бо­ты по ав­то­жи­рам и вер­то­лё­там. В соз­да­нии этих ЛА при­ни­ма­ли уча­стие И. П. Бра­ту­хин, Б. Н. Юрь­ев, Н. И. Ка­мов, М. Л. Миль, В. А. Куз­не­цов, Н. К. Скржин­ский, А. М. Че­рё­му­хин и др. В СССР пер­вый экс­пе­рим. вер­то­лёт (ЦАГИ 1-ЭА) по­стро­ен в 1930. В 1932 Че­рё­му­хин дос­тиг на нём вы­со­ты 605 м, зна­чи­тель­но пре­вы­сив офиц. ми­ро­вой ре­корд, рав­ный то­гда 18 м. Для ук­ре­п­ле­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны в СССР на­ча­лось круп­но­се­рий­ное про­из-во ис­тре­би­те­лей И-15, И-16, И-153 (По­ли­кар­по­ва), бом­бар­диров­щи­ков ТБ-3 и СБ (А. Н. Ту­поле­ва), гид­ро­са­мо­лё­тов МБР-2 (Г. М. Бе­рие­ва) и др. са­мо­лё­тов. Парк пас­са­жир­ских са­мо­лё­тов пром-сть по­сто­ян­но по­пол­ня­ла но­вы­ми ма­ши­на­ми: АНТ-9 и АНТ-35 А. Н. Ту­по­ле­ва, К-5 Ка­ли­ни­на, «Сталь-2» и «Сталь-3» А. И. Пу­ти­ло­ва, ХАИ-1 И. Г. Не­ма­на, Ли-2 (ли­цен­зи­он­ный DC-3) и др. В кон. 30-х гг. на­ча­лось се­рий­ное про­из-во соз­дан­ных но­вых бое­вых са­мо­лё­тов: бом­бар­ди­ров­щи­ков ТБ-7 (Пе-8) и Пе-2 В. М. Пет­ля­кова, бом­бар­ди­ров­щи­ка ДБ-3Ф (Ил-4), ис­тре­би­те­лей ЛаГГ-3 С. А. Ла­воч­ки­на, В. П. Гор­бу­но­ва и М. И. Гуд­ко­ва, МиГ-1 и МиГ-3 А. И. Ми­коя­на и М. И. Гу­ре­ви­ча, Як-1 А. С. Яков­ле­ва, мно­го­це­ле­во­го са­мо­лё­та Су-2 П. О. Су­хо­го, бом­бар­ди­ров­щи­ков Ар-2 А. А. Ар­хан­гель­ско­го и Ер-2 В. Г. Ер­мо­лае­ва, штур­мо­ви­ка Ил-2 С. В. Иль­ю­ши­на. В КБ В. Я. Кли­мо­ва, А. А. Ми­ку­ли­на, А. С. На­за­ро­ва, А. Д. Шве­цо­ва соз­да­ва­лись авиа­дви­га­те­ли по­вы­шен­ной мощ­но­сти и на­дёж­но­сти.

Бомбардировщик Боинг B-29 (США).

Штурмовик Ил-2 (СССР).

За го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны об­щее про­из-во са­мо­лё­тов в ми­ре со­ста­ви­ло бо­лее 750 ты­сяч. Основными бое­вы­ми са­мо­лё­та­ми Гер­ма­нии бы­ли ис­тре­би­те­ли Ме 109 («Мес­сер­шмитт») и FW 190 («Фок­ке-Вульф»), бом­бар­ди­ров­щи­ки Не. 111 («Хейн­кель»), Ju87 и Ju88 («Юн­керс»). Со­юз­ни­ки СССР ис­поль­зо­ва­ли бом­бар­ди­ров­щи­ки «Га­ли­факс», «Лан­ка­стер» и «Мос­ки­то» (Ве­ли­ко­бри­та­ния), а так­же В-17, В-24 и В-29 (США). Ис­тре­бит. А. со­юз­ни­ков со­стоя­ла из само­лё­тов «Хар­ри­кейн», «Спит­файр» (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Р-38, Р-39, Р-40, Р-47, Р-51 (США) и др. США, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Япо­ния ис­поль­зо­ва­ли так­же и па­луб­ную А. В СССР за го­ды вой­ны во­шли в строй но­вые об­раз­цы бое­вых са­мо­лё­тов: ис­тре­би­те­ли Як-7Б, Як-9, Як-3 (Яков­ле­ва), Ла-5 и Ла-7 (Ла­воч­ки­на), штур­мо­вик Ил-10 (Иль­ю­ши­на), бом­бар­ди­ров­щик Ту-2 (А. Н. Ту­по­ле­ва). Под рук. А. Я. Бе­рез­ня­ка и А. М. Исае­ва соз­дан опыт­ный ис­тре­би­тель-пе­ре­хват­чик БИ-1 с ЖРД (1-й по­лёт в 1942, лёт­чик Г. Я. Бах­чи­ванд­жи). В пе­ри­од Вел. Отеч. вой­ны авиац. пром-сть СССР вы­пус­ти­ла св. 125 600 са­мо­лё­тов. К кон­цу вой­ны ско­рость се­рий­ных ис­тре­би­те­лей при­бли­зи­лась к 700 км/ч и воз­мож­но­сти даль­ней­ше­го её по­вы­ше­ния на са­мо­лё­тах с порш­не­вы­ми дви­га­те­ля­ми и воз­душ­ны­ми вин­та­ми прак­ти­че­ски ис­чер­па­лись.

Предназначение военной авиации

Перечень основных задач, которые решаются при помощи военных самолетов и вертолетов:

  1. Проведение всех видов воздушной разведки;
  2. Корректировка огня артиллерии;
  3. Уничтожение наземных, морских, воздушных и космических целей, малоразмерных и крупных, стационарных и подвижных, площадных и точечных;
  4. Минирование участков местности;
  5. Защита воздушного пространства и наземных сил;
  6. Перевозка и десантирование войск;
  7. Доставка различных военных грузов и снаряжения;
  8. Эвакуация раненых и больных;
  9. Проведение агитационных акций;
  10. Обследование местности, обнаружение радиационного, химического и бактериологического заражения.

Таким образом, военная авиация способна принести огромную пользу, конечно, при условии её грамотного применения.

Необходимые документы

К моменту поступления в училище должен быть собран пакет документов. Обобщённый список будет выглядеть так:

  1. Паспорт гражданина Российской Федерации;
  2. Аттестат за 9 класс (для поступления в ссуз) или аттестат за 11 класс (для поступления в вуз);
  3. Результаты ЕГЭ (для поступления в вуз);
  4. Военный билет (для мальчиков);
  5. Полис обязательного медицинского страхования;
  6. Страховое пенсионное свидетельство;
  7. Заявление о зачислении (выдается в училище при подаче документов).

Важно: училище вправе само устанавливать список документов, поэтому актуальные требования нужно смотреть на сайте конкретного училища.

Вот пример требуемых документов конкретного лётного училища:

Требуемые документы для абитуриентов Бугурусланского летного училища гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова

Техника военной авиации

В годы Первой мировой войны активно применялись ударные дирижабли («Цеппелины»), однако, сегодня в составе ВВС ничего подобного нет. Вся используемая техника — это самолеты (аэропланы) и вертолеты.

Самолеты

Широта спектра решаемых при помощи авиации задач заставляет включать в состав ВВС машины нескольких разных видов. У каждой из них своё собственное предназначение.


F-111 – американский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности

Боевые самолёты

Этот вид авиации включает в себя:

  1. Истребители. Их основное предназначение — уничтожение вражеских летательных аппаратов и завоевание превосходства в воздухе, локального или полного. Все остальные задачи второстепенны. Вооружение – управляемые ракеты «воздух-воздух», автоматические пушки;
  2. Бомбардировщики. Могут быть фронтовыми или стратегическими. Используются в основном для ударов по наземным целям. Вооружение – ракеты «воздух-поверхность» (в том числе неуправляемые), свободнопадающие, планирующие и корректируемые бомбы, а также торпеды (для противолодочных самолетов);
  3. Штурмовики. Используются в основном для непосредственной поддержки войск на поле боя;
  4. Истребители-бомбардировщики — самолеты, способные наносить удары по наземным целям и вести воздушный бой. Все современные истребители в какой-то мере являются таковыми.

Стратегические бомбардировщики существенно отличаются от прочих боевых аэропланов по своему комплексу вооружения, в состав которого входят крылатые ракеты большой дальности.

Самолеты разведки и воздушного наблюдения

В принципе, для решения задач разведки могут привлекаться «обычные» истребители или бомбардировщики, оснащенные необходимой аппаратурой. Примером может служить МиГ-25Р. Но есть и специализированная техника. Это, в частности, американские U-2 и SR-71, советский Ан-30.


Сверхскоростной разведывательный самолет SR-71 Blackbird

К этой же категории относятся и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения – российский А-50 (создан на базе Ил-76), американский Е-3 Sentry. Такие машины способны вести глубокую радиоразведку, однако, они не отличаются скрытностью, поскольку являются источником мощного электромагнитного излучения. Значительно более «скромно» ведут себя такие разведчики, как Ил-20, занимающиеся в основном радиоперехватом.

Транспортные самолёты

Этот вид авиатехники используется для перевозки войск и снаряжения. Некоторые модели машин, входящих в состав транспортной авиации, приспособлены для десантирования – как обычного, так и беспарашютного, осуществляемого с предельно малых высот.

В российской армии наиболее часто используются военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан-26. При необходимости доставки значительных по весу или объему грузов могут применяться тяжелые Ан-124. Из американских военных самолетов аналогичного предназначения самыми известными являются С-5 Galaxy и C-130 Hercules.


Ил-76 – основной самолет российской военно-транспортной авиации

Учебные самолеты

Стать военным лётчиком довольно трудно. Сложнее всего получить реальные навыки, которые нельзя заменить виртуальными полетами на тренажере или глубоким изучением теории. Для решения этой задачи применяется учебная авиация. Такие самолеты могут быть или специализированными машинами, или вариантами боевого самолета.

К примеру, Су-27УБ, хотя и применяется для обучения летчиков, может быть использован как полноценный истребитель. В то же время Як-130 или британский BAE Hawk – специализированные учебные самолеты. В некоторых случаях даже такие модели могут быть привлечены в качестве легкого штурмовика к нанесению ударов по наземным целям. Обычно такое происходит «по бедности», при отсутствии полноценных боевых самолетов.

Вертолёты

Хотя винтокрылые машины ограниченно применялись уже во время Второй мировой войны, после окончания боевых действий интерес к «геликоптерам» заметно снизился. Вскоре стало ясно, что это было ошибкой, и сегодня вертолёты используются в армиях самых разных стран мира.

Транспортные вертолеты

Обычные аэропланы не могут взлетать и садиться вертикально, что несколько сужает область их применения. Вертолеты же изначально обладали этим свойством, что сделало их очень привлекательным средством для доставки грузов и перевозки людей. Первый полноценный «дебют» таких машин состоялся во время войны в Корее. Армия США, используя вертолеты, эвакуировала раненых прямо с поля боя, доставляла солдатам боеприпасы и снаряжение, создавала проблемы противнику, высаживая у него в тылу небольшие вооруженные отряды.


V-22 Osprey – один из самых необычных образцов винтокрылой техники

Сегодня наиболее типичным транспортным вертолетом в российской армии является Ми-8. Используется также огромный тяжелый Ми-26. В американских вооруженных силах эксплуатируются UH-60 Blackhawk, CH-47 Chinook, а также конвертоплан (гибрид самолета и вертолета) V-22 Osprey.

Ударные вертолеты

Первая винтокрылая машина, созданная специально для поражения наземных целей и непосредственной огневой поддержки собственных войск, появилась в США в 60-е годы. Это был вертолет UH-1 Cobra, некоторые модификации которого применяются американскими военными и сегодня. Функции этих машин в какой-то мере пересекаются с задачами штурмовиков.

В 70-е годы ударные вертолеты считались едва ли не самым эффективным противотанковым средством. Это стало возможным благодаря новым видам управляемых авиационных ракет, таких как американские TOW и Hellfire, а также советским «Фалангам», «Атакам» и «Вихрям». Чуть позже боевые вертолеты были дополнительно оборудованы ракетами «воздух-воздух».


Самый «брутальный» боевой вертолет в мире — Ми-24 — способен не только наносить удары по наземным целям, но и перевозить десантников

Наиболее известными машинами этого класса являются Ми-24, Ка-52, AH-64 Apache.

Хочу летать: как стать пилотом гражданской авиации

Для тех, кто мечтает работать в небе, есть два пути — летное училище и школа частных пилотов. Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», а значит получать высшее образование необязательно — достаточно и среднего специального. Тем не менее учебные заведения предъявляют к абитуриентам жесткие требования, которым соответствуют далеко не все желающие.

Например, перед поступлением нужно пройти обязательный медицинский осмотр, прямо как настоящему пилоту перед заключением трудового договора или контракта (мы не шутим), и проверить уровень физической подготовки. Нормативы зависят от возраста и пола, в программе — бег на короткие и длинные дистанции, подтягивание или отжимания, прыжки и упражнения для мышц пресса. Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) оценивает состояние не только физического, но и психического здоровья. Студентами могут стать лишь те, кого она признает годными. Психологическое тестирование очень много значит: если у двух абитуриентов одинаковые оценки в аттестате, комиссия сделает выбор в пользу того, кто лучше его прошел. Студентам нельзя забывать о здоровье и после поступления: если во время обучения оно ухудшится, дело может закончиться отчислением.

Безусловное преимущество государственных летных училищ — возможность учиться бесплатно. После окончания курса их выпускникам присваивают квалификацию коммерческого пилота (вторую из трех возможных: пилот-любитель, коммерческий пилот и линейный пилот), тогда как частные авиашколы могут предложить лишь квалификацию пилота-любителя. Она не позволит найти работу по специальности, но позволит, собственно, научиться управлять самолетом. Тем не менее, учёба в частной школе дорого стоит: теоретический курс обойдется в 45 тыс. руб., а практические занятия — от 12 тыс. рублей за час. Всего же для окончания курса «налетать» нужно, как минимум, 40 часов.

Один из главных плюсов профессии пилота — высокая заработная плата. Второй пилот в среднем получает от 150 тыс. руб. в месяц, а первый — от 300 тыс. руб., причем стать им можно уже в 26-27 лет, имея за плечами две тысячи часов летной практики в качестве второго пилота. Кроме того, пилотов ждет множество приятных бонусов: 70 дней отпуска в год, корпоративные авиабилеты для них самих и членов их семей и жилье, если работать приходится в другом городе. , к примеру, обещает пилотам заработную плату в размере до 400 тыс. руб. в месяц (на такой оклад может рассчитывать командир экипажа — обладатель высшей квалификации коммерческого пилота), а также социальный пакет (до 300 тыс. руб. на одного пилота ежегодно).

Дефицит пилотов сейчас настолько велик, что выпускникам летных училищ часто даже не приходится искать работу: представители авиакомпаний сами приезжают в учебные заведения незадолго до выпуска и рассказывают об открытых вакансиях. Выпускник летного училища, получивший свидетельство коммерческого пилота, сразу по окончании обучения может начать работать вторым пилотом (стажером).

Большинство выпускников хочет сразу же попасть в крупную авиа). Однако не стоит забывать о том, что камнем преткновения в этой профессии является количество часов летной практики, а у выпускника его недостаточно. Вот почему первую работу лучше искать в небольшой авиакомпании (скажем, региональной), чтобы налетать там необходимое количество часов. После этого начинающий пилот может смело претендовать на вакансию в крупной авиакомпании. При этом нужно иметь в виду, что в компаниях молодым сотрудникам часто бывает необходимо пройти дополнительное обучение, которое позволит научиться управлять определенной моделью самолета.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]