Боевые самолеты. Непростой выбор для конструктора Ильюшина

Какими только прозвищами не награждали знаменитый штурмовик Ил-2. Был он и «летающим танком», и «чёрной смертью». Но, несмотря на такое признание его эффективности, самолётом он был далеко не совершенным. И не все просчёты конструкторов можно было исправить в ходе модернизаций. При этом необходимость замены Ил-2 грозила снизить темпы выпуска одного из самых нужных фронту самолётов.

Только в 1944 году удалось начать выпуск нового штурмовика, в котором недостатки предшественника должны были быть устранены. Им стал Ил-10, пробивавший путь к сборочной линии в конкурентной борьбе со штурмовиком разработки КБ Сухого.

История создания штурмовика Ил-10

Использующийся армией СССР Ил-2 сумел хорошо себя показать в ведении боевых действий, но он имел ряд недостатков, которые делали его уязвимым. Несмотря на бронированный корпус и присутствие воздушного стрелка, защищающих самолет от попадания малокалиберных пуль и нападения истребителей, под зенитным обстрелом риск уничтожения был крайне высоким.

Ударная сила Ил-2 также не отличалась хорошими показателями, так как нести крупнокалиберные бомбы он не мог, а подвеска малокалиберных не давала полной боевой нагрузки. Поэтому встал вопрос о создании нового штурмовика, который бы дал преимущество советским войскам в небе.

Изначально предполагалось конструировать сразу два самолета. Первый должен был получить схожее вооружение и заменить Ил-2. Второй планировался тяжелым штурмовым бомбардировщиком с повышенной толщиной брони и усиленным оружием. Созданием первого начал заниматься П. Сухой и уже к 1942 году представил прототип Су-6.

Параллельно с этим С. Ильюшин стал продумывать улучшение имеющегося Ил-2. Оба самолета должны были оснастить двигателем М-71, но его установка требовала больше времени. Поэтому С. Ильюшин обратил внимание на АМ-42, ставший улучшенной версией применявшегося в Ил-2 АМ-38, и начал разработку своего легкого штурмовика. При проектировании он опирался на опыт работы с предыдущим самолетом и сконцентрировался на повышении живучести и боевой силы.

В 1943 году ВВС СССР решило отдать предпочтение разработке Сухого, взяв на вооружение Су-6. Самолеты должны были начать поступать в войска к 1944 году. Но нарком по авиапромышленной отрасли отметил высокий риск срыва выпуска Ил-2 и авиационных двигателей при запуске производства авиации, разработанной с нуля и не имеющей ничего общего со старыми машинами. Поэтому отказываться от проекта Ильюшина не стали. Но идея создания бомбардировщика ушла на второй план, а все внимание было сконцентрировано на штурмовиках.

Весной 1944 года оба самолета поступили на сравнительные тесты. Су-6 должен был летать на двигателе М-71, но для испытаний получил АМ-42, что негативно сказалось на его характеристиках. Он показал средние результаты, по многим параметрам уступив разработке Ильюшина, которая уже тогда получила наименование Ил 10. Поэтому выбор был сделан в пользу последнего. Его испытания были успешно завершены всего за один месяц, а технические характеристики оказались намного выше ожидаемых. Штурмовик сразу отправился на конвейер для массового производства.

На пороге войны

Идея использовать авиацию для ударов по наземным целям была не нова. Еще в Первую мировую истребители, а также новый тип самолетов – бомбардировщики – активно утюжили позиции и тыловые объекты врага. С течением времени и развитием зенитной артиллерии и истребительной авиации для вылетов на линию фронта и ближнюю прифронтовую полосу противника потребовались самолеты специальной конструкции. Адаптация для этих целей истребителя или бомбардировщика уже не давала защиты от плотного зенитного огня и свободно охотящихся истребителей. Так, в армиях стали появляться специализированные машины, используемые в военной авиации и в наши дни, – штурмовики. В СССР уже был опыт применения «боевиков» (так в 30-е годы у нас называли штурмовики), например Р-5Ш или Р-Z. Но это как раз были адаптированные для данных целей самолеты. Революцию в конструкции штурмовиков произвел прототип нашего гениального авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина, который назывался БШ-2 (бронированный штурмовик), или ЦКБ-55, поднятый в воздух 2 октября 1939 года еще одной легендой отечественной авиации, летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки.

Прототип штурмовика БШ-2

Конструкция нового самолета поражала воображение. Для тех лет это был действительно прорывной самолет. Вокруг двухместной кабины-бронекапсулы, выдерживавшей попадание 7,62-миллиметровой пули с любой дистанции, строились органы управления, двигатель и оперение. Баки, бачки, основные жизненно важные узлы самолета также бронировались. Так коллектив ОКБ завода №39 выполнил задачу военных и лично Сталина на новый штурмовик, неуязвимый к огню с земли. Тем не менее у новой машины был выявлен ряд недостатков, прежде всего связанных с двигателем: АМ-34 даже в форсированном варианте слабо «тянул» новую тяжелую машину, а новый АМ-35 вообще был недоведенным и плохо работал.

Тем не менее военные приняли новый самолет благосклонно и, как водится, велели доработать его. Так, 12 октября 1940 года в воздух поднялся ЦКБ-57 – «дополненный» вариант БШ-2. Новый мощный маловысотный «движок» АМ-38 неплохо тянул облегченную машину. Но тут крылся и первый недостаток – к сожалению, стоивший жизни многим пилотам. Доподлинно не известно, почему Ильюшин так поступил, но вкупе с увеличением мощности оружия (добавили две 23-миллиметровые пушки ВЯ, заменив ими два пулемета из четырех) и новым двигателем исчезла задняя кабина для стрелка. Самолет стал одноместным. Вероятно, на это решение повлияли сроки, которые нельзя было срывать, и работы над ДБ-3, еще одним проектом, но уже бомбардировщика, Ильюшина (кстати, он первым бомбил Берлин).

Боевое применение

Темпы изготовления, запущенного после принятия самолета на вооружение, были очень высокими. Ил-10 незамедлительно стал поступать военно-воздушным силам, но летчикам требовалась специальная переподготовка, которая могла бы обучить их управлять новым штурмовиком и безошибочно выполнять поставленные задачи. Поэтому формирование полков было несколько замедленным. К 1945 году полноценными собрались только два: 571-й и 108-й.

Для ведения воздушного боя самолеты были использованы лишь 8 мая 1945 года, где сумели проявить себя с лучшей стороны. До этого они активно применялись для выполнения иных задач, включая уничтожение вражеских наземных объектов. Воздушные атаки противника в этот момент отражались самолетами сопровождения, но иногда занимались этим и Ил-10. Самым активным днем применения штурмовиков стало 30 апреля, когда 571-й пол совершил 115 боевых вылетов.

За месяц самолеты настолько износились, что стали непригодными для дальнейшей эксплуатации. Поэтому полеты на них были приостановлены. За время войны был потерян только один Ил-10 при атаке вражеского Fw.190. Позднее самолеты были заменены новыми. Некоторые отправились в состав Тихоокеанского флота для участия в войне с Японией.

Модель стала основной боевой авиационной мощью в СССР и всех ближайших странах. После Второй мировой она активно применялся во время Корейской войны и участвовала в военных китайских операциях, направленных на борьбу с Японией. На вооружении СССР Ил-10 простоял до 1956 года, другие страны эксплуатировали до конца 1960-х.

Вас заинтересовала история штурмовика Ил-10?

ДаНет

Испытания

Разработка нового штурмовика велась быстрыми темпами, а преемственность конструкции с Ил-10 позволила бы быстро запустить Ил-16 в серию. Прототип совершил первый полёт в начале 1945 года под управлением Владимира Коккинаки. И сразу стало ясно, что самолёт нуждается в значительной доводке. Сочетание короткого хвоста и мощного двигателя привело к неустойчивости машины.

Для самолёта изготовили новый хвост большей длины, с оперением увеличенной площади. В таком виде штурмовик стал устойчивей, при этом показал способность выполнять все фигуры высшего пилотажа, и развил скорость свыше 570 км/ч. Однако, во-первых, было очевидно, что на фронт он уже не попадёт, а во-вторых, выявились дефекты двигателя АМ-43.

Наступала эра реактивных самолётов и надеяться на то, что поршневой штурмовик сможет вести с ними воздушный бой, уже не могли.

Описание конструкции

Ил-10 представлял собой цельнометаллический одномоторный низкоплан. Его фюзеляж делился на бронекорпус и хвостовую часть. Основа была покрыта броней разной толщины, варьирующейся от 4 до 8 мм. Обшивка вдоль фюзеляжа стыковалась внахлест и крепилась к стрингерам с силовой рамой. Хвостовая часть имела овальное сечение и выполнялась из металла. Она скреплялась с бронекорпусом с помощью специального угольника. Хвостовой кок, завершающий заднюю часть корпуса, состоял из легких профилей и дюралюминиевых листов. Оперение было свободнонесущим с металлическим стабилизатором.

Крыло – двухлонжеронное, трапециевидной формы. Оно состояло из центроплана и двух частей консолей. С помощью особых зализов переход от фюзеляжа ко крылу удалось сделать плавным. Элероны имели полотняную обшивку и обтягивались специальным материалом. Взлетно-посадочные щитки типа «шренк» включали три секции. Шасси относилось к категории трехстоечных и убиралось при полете. Оно устанавливалось на концах центроплана. Хвостовое колесо также скрывалось внутри корпуса при взлете с земли.

Двигатель АМ-42 развивал мощность до 2000 л. с. Его устанавливали на дюралевых полурамах, закрепленных на бронекорпусе. Сразу за ним был размещен первый топливный бак. Второй монтировался под полом кабины. Масляный радиатор устанавливали в бронированном отсеке левого крыла. Место для пилота и стрелка защищены бронестеклом толщиной 64 мм. Внутри были установлены противопожарная и вентиляционная система. В кабине стрелка имелся специальный пулемет для отражения вражеских авиационных атак.

Летные и технические характеристики

Габариты стандартны для штурмовика того периода. Длина составляла 11,12 м при высоте 4,18 м. Площадь крыла была равна 30 м², а его размах достигал 13,4 м. Экипаж самолета состоял из двух человек.

Масса пустого Ил-10 составляла 4650 кг, при вооружении она возрастала до 6300 кг. Предельной нагрузкой для взлета считался вес 6537 кг. Технические показатели обеспечивались двигателем АМ-42, выдающем до 2000 л. с.

Самолет мог разгоняться до 551 км/ч, а его крейсерская скорость ограничивалась 436 км/ч. Скороподъемность достигала 625 м/мин. Дальность полета составляла 1520 км, боевой радиус замирает на отметке в 800 км. Практический потолок – 7250 км. Для взлета Ил-10 требовался разбег длиной 475 м, для посадки – пробег до 460 м.

Испытания

Разработка нового штурмовика велась быстрыми темпами, а преемственность конструкции с Ил-10 позволила бы быстро запустить Ил-16 в серию. Прототип совершил первый полёт в начале 1945 года под управлением Владимира Коккинаки. И сразу стало ясно, что самолёт нуждается в значительной доводке. Сочетание короткого хвоста и мощного двигателя привело к неустойчивости машины.

Для самолёта изготовили новый хвост большей длины, с оперением увеличенной площади. В таком виде штурмовик стал устойчивей, при этом показал способность выполнять все фигуры высшего пилотажа, и развил скорость свыше 570 км/ч. Однако, во-первых, было очевидно, что на фронт он уже не попадёт, а во-вторых, выявились дефекты двигателя АМ-43.

Наступала эра реактивных самолётов и надеяться на то, что поршневой штурмовик сможет вести с ними воздушный бой, уже не могли.

Модификации

Базовая модель была выпущена в 1944 году, но уже к 1945 были представлены первые модифицированные версии. Они отличались улучшенными характеристиками и основным предназначением.

Всего было выпущено 4 модификации:

  • Ил-10 «Пушечный» – модель получила усиленное артиллерийское вооружение, представленное в виде четырех пушек НС-23, установки БТ-20, бомб и ракетных снарядов;
  • Ил-10У – учебный вариант самолета, он был предназначен для обучения летчиков штурмовика, кабину стрелка в нем заменили специальным отделением для инструктора, также с машины сняли часть брони с вооружением;
  • Ил-10М – вторая военная модифицированная версия Ил-10 была создана для применения в Корейской войне, самолет стал чуть крупнее и получил улучшенное бортовое оборудование для полетов в сложных условиях;
  • Avia B-33 – последняя модифицированная модель выпускалась Чехословакией после получения ею соответствующей лицензии, был аналогичен версии от СССР и распространялся среди стран ОВД.

Всего выпустили около десяти тысяч самолетов Ил-10 в различных модификациях. После окончания эксплуатации большинство из них были списаны и отправлены на хранение либо разобраны на запчасти.

Вы здесь

Главная » Блог » Прочие » Ил-16 2015-04-12

Прочие

Ил-16

Штурмовик Ил-16 является дальнейшим развитием известного самолета Ил-10. Наиболее заметными отличиями между этими машинами будет то, что новая машина короче предшественника на один метр. Самолет был спроектирован в 1945 году силами конструкторского бюро Ильюшина. Силовая установка самолета состояла из двух двигателей типа АМ-43НВ. Данные моторы могли развивать мощность в 2,3 тысячи лошадиных сил. Машина имела вооружение, аналогичное с самолетом Ил-2. Максимальная скорость машины становила 576 км/час. Несмотря на все, она так и не попала в серийное изготовление. В основном это можно было объяснить постоянными техническими проблемами. Наибольшие проблемы были связаны с винто-моторной системой. Серийное производство было отменено и из-за ненадобности данного летательного аппарата, поскольку война была завершена.

Особенности конструкции штурмовика Ил-16

Самолет модели Ил-10 являлся эталоном советских штурмовиков времен Второй мировой войны, именно поэтому на его основе был разработан новый аппарат, который должен достичь еще лучших летных характеристик. По окончании государственных испытаний Ил-10 было начато проектирование нового Ил-16.

Для нового самолета был изготовлен более мощный двигатель в конструкторском бюро А. Микулина. По схеме конструкции и аэродинамическим показателям Ил-16 был очень схож с исходной машиной. Отличием была меньшая масса и некоторые геометрические параметры. За счет всего этого штурмовик должен был развивать скорость до 625 км/ч. Кроме того, прочная конструкция и большая тяговооружённость должны были позволить выполнять даже самые сложные фигуры пилотажа. Самолет имел бронирование, которое повторяло все формы предыдущей модели, отличием была толщина самой брони. На Ил-16 броня была тоньше, это позволило уменьшить общий вес конструкции. Вместе с тем была увеличена площадь самолета, которая не имела брони.

Ил-16 видео

Вооружение было представлено двумя крупнокалиберными пушками типа НС-23. Данные установки могли произвести 280 залпов. В состав вооружения были включены два пулемета модели ШКАС, с которыми устанавливался боекомплект в 1400 патронов. Все вооружение размещено на отъемных частях крыльев. Максимальная бомбовая нагрузка машины составляла 400 килограммов. Бомбы размещались во внутреннем отсеке самолета. Кроме того, бомбы можно было укреплять на внешней подвеске. При дальнейших доработках аппарата бомбовая нагрузка была увеличена до 500 килограммов. Хвостовую часть машины защищала пушка типа УБ-20, которая имела боекомплект в 150 патронов. Для защиты от врага на борту Ил-16 находились авиационные гранаты класса АГ-2.

Несмотря на то, что вооружения нового и старого штурмовика были идентичны, Ил-16 имел множество преимуществ за счет своей скорости и маневренности. На то время именно такого аппарата не хватало на фронте. После этого данный проект начали готовить к серийному изготовлению.

Первый полноценный Ил-16 был создан в начале 45 года на серийном заводе. При первом вылете машиной управлял опытный испытатель В.К. Коккинаки. Этот полет показал, что при большой мощности и относительно коротком фюзеляже машину сложно удерживать при горизонтальном полете. Для решения данной проблемы конструкторы удлинили хвостовую часть на полметра и увеличили общую площадь оперения, к рулям управления были добавлены триммеры. При улучшенной аэродинамике самолет нуждался и в доработке силовой установки. В конечном итоге машину доработать так и не успели, поскольку данный проект был закрыт в средине лета 1946 года.

Вооружение Ил-10

По вооружению Ил-10 превосходил многие зарубежные аналоги. На крыльях у него были монтированы две пушки НС-23 со 150 снарядами для каждой и пара пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм с общим запасом на 1500 патронов. Стрелок пользовался иным вооружением. Его кабина оснащалась пулеметом УБТ калибра 12,7 мм с запасом на 190 патронов. Помощь в прицеливании оказывал коллиматорный прицел ПБП-1б. В новых модификациях на крыльях стали устанавливать пулемет 23 мм НС-23 в количестве четырех единиц, а стрелку установили пушку УБ-20 калибра 20 мм.

Малокалиберные бомбы загружались внутрь специальных отсеков, крупнокалиберные подвешивались на внешних установках. Допускалось использование до 182 малых бомб и до двух крупных ФАБ-250. Также на Ил-10 имелись четыре балки для неуправляемых ракет, в каждую из которых устанавливались по две РС-82 или РС-132. В хвостовой части имелась кассета с десятью осколочными гранатами для защиты от атаки истребителей сзади. Общая боевая нагрузка ограничивалась 600 кг.

Ил-10 стал одним из наиболее продвинутых авиационных проектов периода Второй мировой войны. Хорошие технические характеристики и успешный опыт эксплуатации доказали это. Самолет использовался почти 15 лет многими странами, сейчас сохранившиеся экземпляры можно встретить в виде памятников или музейных экспонатов.

Об эксплуатации

Были налажены поставки Вилайет-28 в Китайскую Народную Республику. Вскоре в КНР местные конструкторы освоили хозяйство и начали выпускать на заводе в Харбине аналогичные самолеты, так уже как Н-5. Шесть таких авиационных единиц у Китая были куплены Румынией. Приобретала у Совок Ил-28 также Финляндия, где 4 бомбардировщика использовались интересах буксировки мишеней. В 1955 г. 30 советских самолетов были доставлены в Страна пирамид. К странам-эксплуатантам относятся такие государства, как Алжир, Болгария, Чехословакия, ГДР, Вьетнам, Северная Северная Корея, Йемен, Марокко, Куба, Сомали, Сирия, Индонезия и Нигерия. Хватит за глаза успешно использовался Ил-28 в гористой местности в Афганистане. В самом Советском Союзе кукурузник использовался недолго.

В конце 1950 гг. его начали вытеснять на Як-28. Ил-28 списывали и утилизировали, за мнению очевидцев, самым варварским образом: топтали при помощи тракторов и бульдозеров. Клок самолетов переделали под учебные. Некоторые Ил-28 до самого 1980 гг. использовались в качестве буксировщиков мишеней.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]