Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Средний танк «Туран»


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Средний танк «Туран»

В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним танком ГЬ2с (Т-21) чехословацкой фирмы Jlkoda. Последний представлял собой развитие известного легкого танка той же фирмы 1Ъ2а (LT-35), с которым венгры смогли познакомиться в марте 1939 года. В пользу Т-21 высказались специалисты Института военной техники, они сочли его лучшим средним танком .из всех реально доступных. Немцев эта машина совершенно не привлекала, и они не возражали против передачи ее венграм. 3 июня 1940 года Т-21 был отправлен в Будапешт, а 10 июня прибыл на Центральный испытательный полигон Хонведшега в Хаймашкери. После испытаний, в ходе которых Т-21 прошел без поломок 800 км, 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября машину приняли на вооружение венгерской армии под названием «Туран» (Turan). Туран — мифологическая прародина мадьяр, находившаяся в Средней Азии, откуда в VI веке они начали свое переселение в Европу. Вскоре танк получил армейский индекс 40М.

Средний танк Т-21

В ходе подготовки к серийному производству первоначальная чешская конструкция подверглась некоторой модернизации и изменениям. Были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Эта работа проводилась под руководством конструктора фирмы Manfred Weiss инженера Яноша Корбуля. Первый заказ на 230

боевых машин, выданный министерством обороны 19 сентября 1940 года, поделили между четырьмя фирмами: Manfred Weiss (70 единиц), Magyar Vagon (70), MAVAG (40) и Ganz (50). Впрочем, от выдачи заказа до его реального выполнения было еще далеко. Началу производства мешало отсутствие полного комплекта технической документации, так как последние чертежи с фирмы Jlkoda были получены только в марте 1941 года. Затянулось и выполнение чертежей по модернизации. В результате первый прототип «Турана», изготовленный из неброневой стали, покинул заводской цех лишь 8 июля. В войска же новые танки начали поступать лишь в мае 1942 года. Всего было выпущено 285 танков 40М «Туран 40», в отечественной литературе они иногда обозначаются как «Туран I».

Компоновка и конструкция корпуса и башни, собиравшихся с помощью клепки на каркасе из уголков, в основном соответствовали чешскому прототипу. Толщина катаных броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 50 — 60 мм, бортов и кормы — 25 мм, крыши и днища — 8 — 25 мм.

Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-ми пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована

40-мм орудие 41М 40/51 было разработано фирмой MAVAG на основе 37-мм пушки 37М, предназначавшейся для танка V-4, противотанковой пушки того же калибра и «шкодовской» 37-мм пушки А7. Один 8-мм пулемет 34/40АМ Gebauer устанавливался в башне в шаровой установке, другой — в лобовом листе корпуса слева вместе с оптическим прицелом, защищенным, как и стволы обоих пулеметов, массивным броневым кожухом. Боекомплект пушки включал 101 выстрел, а пулеметов — 3000 патронов.

Turan I

Танк оснащался шестью перископическими приборами наблюдения и смотровой щелью с триплексом в лобовом листе корпуса напротив места механика-водителя. Рядом с местом стрелка-радиста устанавливалась радиостанция R/5a.

8-цилиндровый карбюраторный V-об-разный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 т разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков — 265 л, запас хода — 165 км.

Средний танк «Туран I» во время переправы. 2-я танковая дивизия. Польша, 1944 год

Трансмиссия «Турана» состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Предусматривался и дублирующий механический привод.

Следует отметить, что, имея удельную мощность 14,5 л.с./т, «Туран» обладал неплохой подвижностью и маневренностью. Они обеспечивались, помимо всего прочего, удобными и не требующими больших физических усилий органами управления.

Turan I с броневыми экранами

Продольный разрез

Поперечный разрез

Компоновка танка «Туран I»: 1 — установка курсового пулемета и оптического прицела; 2 — приборы наблюдения; 3 — топливный бак; 4 — двигатель; 5 — коробка передач; 6 — механизм поворота; 7 — рычаг механического (дублирующего) привода механизма поворота; 8 — рычаг переключения передач; 9 — пневмоцилиндр системы управления танком; 10 — рычаг привода механизма поворота с пневмоусилителем; 11 — амбразура пулемета; 12 — смотровой люк механика-водителя; 13 — педаль акселератора; 14 — педаль тормоза; 15 — педаль главного фрикциона; 16 — механизм поворота башни; 17 — амбразура пушки

Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и применительно к одному борту состояла из восьми обрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.

Кроме линейного танка, был одновременно разработан и командирский вариант «Туран РК», предназначенный для командиров рот, батальонов и полков. На этой машине имелась не только штатная радиостанция R/5a, но и радиостанция R/4T, антенна которой крепилась на кормовом листе башни.

В мае 1941 года, то есть еще до поступления новых танков в войска, венгерский генеральный штаб поставил вопрос о модернизации «Турана» с целью изменения его вооружения, судя по всему, под впечатлением от немецкого танка Pz.IV. На машине, получившей обозначение 41М «Туран 75» («Туран II»), установили 75-мм пушку 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Башню пришлось переделать, увеличив ее высоту на 45 мм и изменив форму и размеры неподвижной командирской башенки. Боекомплект сократился до 52 артвыстре-лов. Остальные узлы и агрегаты танка изменениям не подверглись. Масса машины возросла до 19,2 т, немного снизились скорость и запас хода. В мае 1942 года «Туран II» приняли на вооружение, в 1943-м запустили в серийное производство; до июня 1944-го было выпущено 139 единиц.

«Туран I» из состава 2-й танковой дивизии. Восточный фронт, апрель 1944 года

Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного танка было наличие трех радиоантенн на башне. Из вооружения сохранен лишь курсовой пулемет; башенный пулемет и пушка отсутствуют (вместо орудия установлена его деревянная имитация)

Наряду с линейными танками выпускались и командирские машины 43М «Туран II». Вооружение их состояло только из одного 8-мм пулемета в лобовом листе корпуса. Башенный пулемет и пушка отсутствовали, причем вместо последней устанавливалась деревянная имитация. В башне размещались три радиостанции — R/4T, R/5a и немецкая FuG 16.

Поскольку короткоствольная пушка не годилась для борьбы с танками, Институту военной техники поручили проработать вопрос о вооружении «Турана» длинноствольной 75-мм пушкой 43М. Параллельно планировалось увеличить толщину лобовой брони корпуса до 80 мм. Масса при этом должна была вырасти до 23 т.

В декабре 1943 года был изготовлен образец танка 44М «Туран III», но серийный выпуск развернуть не удалось из-за отсутствия достаточного количества орудий.

В 1944 году на «тураны», по примеру немецких танков Pz.NI и Pz.IV, стали навешивать экраны, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Комплект таких экранов для «Турана» весил 635 кг.

Как уже упоминалось, в войска «тураны» начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 машин прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й

танковой дивизии — в нем насчитывалось 120 машин, а в 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии — 61 «Туран 40», еще 56 единиц находилось в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два «турана» имелось в 1-й роте самоходных орудий и три использовались в качестве учебных.

Танки «Туран 75» стали поступать в венгерские войска в мае 1943 года; к концу августа их было уже 49, а к марту 1944-го — 107.

На фото вверху — массивная броне-маска противооткатных устройств 75-мм пушки. В центре — автономная установка курсового пулемета, ствол которого закрыт броневым кожухом. Хорошо видны пулестойкие головки болтов. На бортах башни этого танка, помимо экранов, размещены траки гусениц. Внизу — броневые кожухи прицела и курсового пулемета

В апреле того же года 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в своем составе 120 «Туран 40» и 55 «Туран 75». Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесис-той и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков. В августе — сентябре дивизия участвовала в боях у Станислава (ныне Ивано-Франковск), понесла большие потери, и ее вывели в тыл.

1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше, отступая к Варшаве. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.

С сентября 1944 года 124 «турана» 1-й танковой дивизии воевали в Тран-сильвании. В декабре бои шли уже в Венгрии, близ Дебрецена и Ньиредьха-зы. Кроме 1-й, в них участвовали и обе другие упомянутые дивизии. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от столицы. В результате жестоких боев у озера Балатон в марте — апреле 1945 года венгерские танковые войска прекратили свое существование. Тогда же были уничтожены или захвачены Красной Армией и последние «тураны».

«Туран II» с сетчатыми экранами, изготовленными по образцу немецких «типа Тома»

Боец Красной Армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год

Как уже говорилось, венгерский средний танк создавался на основе чехословацкой конструкции середины 1930-х годов. Не затянись так подготовка к его серийному производству и успей его выпуск к 1941 году — «Туран» мог бы стать грозным противником для советских БТ и Т-26. Но в апреле 1944-го эта угловатая клепаная машина была уже полным анахронизмом. Следует отметить, что венгры перенимали немецкий опыт с существенным опозданием: «Туран II» получил короткоствольную 75-мм пушку по аналогии с Pz.IV. в то время, когда немецкие танки уже перевооружались длинноствольными орудиями.

В 1942 году, опять-таки с учетом немецкого опыта, венгры решили создать свое штурмовое орудие. Единственной подходящей базой для него был «Туран», ширину корпуса которого увеличили на 450 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной клепаной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Горизонтальные углы наведения гаубицы ±11°, угол возвышения — +25°. Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у базового танка. Боевая масса составляла 21,6 т. Экипаж состоял из четырех человек. Эту наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода Второй мировой войны, получившую обозначение 40/43М «Зриньи 105» («Зриньи II»), названную в честь национального героя Венгрии Миклоша Зриньи, приняли на вооружение в январе 1943 года и выпустили в незначительном количестве — всего 66 единиц.

Эшелон с танками «Туран I» и«Туран II», попавший под удар советской авиации и захваченный частями 2-го Украинского фронта. 1944 год

Опытный образец танка 44М «Туран III» с длинноствольной 75-мм пушкой

Средний танк «Туран» в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

Самоходное орудие «Зриньи II» в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

Предпринималась попытка создать и противотанковую САУ 44М «Зриньи 75», вооруженную 75-мм пушкой 43М, такой же, как у танка «Туран III». Опытный образец построили в феврале 1944 года, на базе прототипа «Турана». Однако дальше изготовления четырех серийных экземпляров дело не пошло.

С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наряду с боевыми машинами немецкого производства стали поступать и штурмовые орудия «Зриньи». К 1945 году все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные этими самоходками, капитулировали на территории Чехословакии.

Zrinyi I

Zrinyi II

Вооруженная 105-мм гаубицей САУ «Зриньи» была мощным штурмовым орудием

Батарея самоходных орудий «Зриньи II» во время тактических занятий. 1943 год

«Зриньи» являлись типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли. В подобной ситуации немцы перевооружили свои StuG III длинноствольными пушками, превратив их в истребители танков. Венграм же с их более отсталой экономикой такое мероприятие оказалось не по силам.

До наших дней сохранилось только две боевые машины из семейства венгерских средних танков. «Туран 75» (номер 2Н423) и «Зриньи 105» (номер ЗН022) можно увидеть в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

Военно-воздушные силы

В военной авиации Австро-Венгрии обычно носили артиллерийскую форму (отряды обслуживания аэростатов относились к крепостной артиллерии) с эмблемой в виде воздушного шара на воротнике или продолжали также ходить в форме частей своей прежней службы с той же эмблемой. Пилоты носили самую разную форму, не отличаясь в этом от авиаторов других государств. Очень часто встречались сшитые на заказ мундиры, а также бриджи и летные сапоги. Там, где в средствах маскировки не было необходимости, бывшим кавалерийским офицерам нравилось сохранять цветную форму 1914 г. В воздухе пилоты находились в летных куртках, гражданских летных шлемах и защитных очках.

В 1913 г. была введена летная эмблема, которую полагалось прикалывать на правой стороне груди лицам, имевшим лицензию. Она состояла из венка зеленого цвета и бронзового орла (часто — черного цвета). Начиная с 1915 г. эмблему присваивали пилотам, совершившим десять вылетов, а не просто имевшим пилотскую лицензию. В 1916 г. эмблему начали присваивать сроком на один год (для ее сохранения пилот должен был совершить десять вылетов за год). Кроме того, стали появляться эмблемы эскадрилий, которые пришивали на рукав мундира или носили на шинелях и летных куртках.


Старший унтер-офицер полевой артиллерии, 1917 г. Бриджи унтер-офицера сшиты на заказ и скроены по образцу офицерских


Подполковник полевой артиллерии, 1914 г. На фронте ремнем из коричневой кожи обычно заменяли элегантный офицерский желто-черный пояс

Толди-2

«Толди» II
Год выпуска 1941
Боевая масса, т 9,3
Экипаж, чел. 3
Длина по корпусу, мм 4750
Длина с пушкой вперед, мм
Ширина, мм 2140
Высота, мм 1870
Бронирование, мм
Лоб корпуса 23-33
Борт корпуса 13
Лоб башни (рубки) 13+20
Крыша и днище корпуса 6-10
Вооружение
Марка пушки 42.М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах 40/45
Боекомплект, выстрелов 54
Число и калибр (в мм) пулеметов 1-8,0
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
Двигатель, тип, марка карб. «Бюсинг-Наг» L8V/36TR
Мощность двигателя, л.с. 155
Максимальная скорость км/ч 47
Запас топлива, л 253
Дальность хода по шоссе, км 220
Среднее давление на грунт, кг/см2 0,68

75/43

Калибр в мм/длина ствола в калибрах75/43
Марка 43.М
Вертикальные углы наводки, градусы +20°, -10°
Масса бронебойного снаряда, кг
Масса осколочно-фугасного снаряда
Начальная скорость бронебойного снаряда м/сек 770
осколочно-фугасного снаряда м/сек 550
Скорострельность, выст./мин 12
Толщина пробиваемой брони в мм под углом 30° к нормали с дистанции
300 м 80
600 м 76
1000 м 66
1500 м 57

40/51

Калибр в мм/длина ствола в калибрах40/51
Марка 41.M
Вертикальные углы наводки, градусы +25°, -10°
Масса бронебойного снаряда, кг
Масса осколочно-фугасного снаряда
Начальная скорость бронебойного снаряда м/сек 800
осколочно-фугасного снаряда м/сек
Скорострельность, выст./мин 12
Толщина пробиваемой брони в мм под углом 30° к нормали с дистанции
300 м 42
600 м 36
1000 м 30
1500 м

105/25

Калибр в мм/длина ствола в калибрах105/25
Марка 41.М или 40/43. М
Вертикальные углы наводки, градусы +25°,-8°
Масса бронебойного снаряда, кг
Масса осколочно-фугасного снаряда
Начальная скорость бронебойного снаряда м/сек
осколочно-фугасного снаряда м/сек 448
Скорострельность, выст./мин
Толщина пробиваемой брони в мм под углом 30° к нормали с дистанции
300 м
600 м
1000 м
1500 м

Толди-1

«Толди» I
Год выпуска 1940
Боевая масса, т 8,5
Экипаж, чел. 3
Длина по корпусу, мм 4750
Длина с пушкой вперед, мм
Ширина, мм 2140
Высота, мм 1870
Бронирование, мм
Лоб корпуса 13
Борт корпуса 13
Лоб башни (рубки) 13+20
Крыша и днище корпуса 6
Вооружение
Марка пушки 36.М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах 20/82
Боекомплект, выстрелов
Число и калибр (в мм) пулеметов 1-8,0
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
Двигатель, тип, марка карб. «Бюсинг-Наг» L8V/36TR
Мощность двигателя, л.с. 155
Максимальная скорость км/ч 50
Запас топлива, л 253
Дальность хода по шоссе, км 220
Среднее давление на грунт, кг/см2 0,62

20/82

Калибр в мм/длина ствола в калибрах20/82
Марка 36.M
Вертикальные углы наводки, градусы
Масса бронебойного снаряда, кг
Масса осколочно-фугасного снаряда
Начальная скорость бронебойного снаряда м/сек 735
осколочно-фугасного снаряда м/сек
Скорострельность, выст./мин
Толщина пробиваемой брони в мм под углом 30° к нормали с дистанции
300 м 14
600 м 10
1000 м 7,5
1500 м

75/25

Калибр в мм/длина ствола в калибрах75/25
Марка 41.М
Вертикальные углы наводки, градусы +30°, -10°
Масса бронебойного снаряда, кг
Масса осколочно-фугасного снаряда
Начальная скорость бронебойного снаряда м/сек 450
осколочно-фугасного снаряда м/сек 400
Скорострельность, выст./мин 12
Толщина пробиваемой брони в мм под углом 30° к нормали с дистанции
300 м
600 м
1000 м
1500 м

40/60

Калибр в мм/длина ствола в калибрах40/60
Марка 36.M
Вертикальные углы наводки, градусы +85°, -4°
Масса бронебойного снаряда, кг
Масса осколочно-фугасного снаряда 0,95
Начальная скорость бронебойного снаряда м/сек 850
осколочно-фугасного снаряда м/сек
Скорострельность, выст./мин 120
Толщина пробиваемой брони в мм под углом 30° к нормали с дистанции
300 м 42
600 м 36
1000 м 26
1500 м 19
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]