Подготовка к «большой войне» в Советском Союзе дала мировой науке и военному делу несколько очень интересных образцов вооружения и техники. Некоторые из них оказались незаслуженно оболганы и втоптаны в грязь, как, к примеру, самозарядные винтовки. Кое-какие оказались вовсе забыты, потерявшись среди множеств образцов, разработанных за годы войны. Об их существовании знают лишь интересующиеся и специалисты. Если они и мелькают на снимках времен войны, то вызывают искреннее удивление и подозрение в фотомонтаже.
Среди незаслуженно забытой и недооцененной техники особое место занимает танк КВ-2, не попадавший в момент создания ни в одну классификационную нишу. Он вселял ужас на поле боя, но оказался бессилен перед натиском первого года войны. Он сделал первые шаги но оказался забыт.
История создания КВ-2
Межвоенный период известен в танкостроении как время чудес и воплащения самых интересных задумок конструкторов. Страна Советов здесь безусловный лидер. Помимо машин с несколькими башнями, вооруженными орудиями и пулеметами, которые внушали трепет и ужасна стоянке готовности, но на деле, в бою, стоившие не особо много.
Однако были созданы и действительно знаковые танки. Перед советско-финской войной становится ясно, что проекты танков в несколько башен – тупиковая ветка.
Специалисты из Ленинграда разрабатывают уникальный по тем временам тяжелый танк, получивший название КВ («Климент Ворошилов»). Вопреки расхожему мнению, этот танк не был создан за несколько месяцев, пока советские войска тщетно пытались прорвать линию Маннергейма. Работы по его проектированию начались еще в 1938 году, когда в Европе вовсю запахло войной.
Испытания в боях с финнами показали прекрасные боевые характеристики новой машины.
Мощная броня делала танк почти неуязвимым для финской артиллерии. Небольшие (в сравнении с Т-35 и прочими) габариты делали его незаменимым при штурме ДОТов противника.
Были и недостатки, главным из которых военные называли маломощную, для борьбы с укреплениями, 76-мм пушку. Вот тут и случилась история, народной волей обращенная на достаточно известный КВ.
Почти весь завод в течение нескольких недель работал в авральном режиме для того, что бы выполнить армейский заказ. Сам путь от приказа до готового прототипа занял рекордные 2 недели.
Рождение и боевое крещение танка
На Кировском заводе решили не мелочиться, и поставить вместо 76-мм пушки 152-мм орудие. Поскольку времени не было, установить его решили в достаточно неказистом металлическом коробе с толщиной стенок около 70-мм.
Главная проблема, заботившая всех, заключалась в опасности опрокидывания при выстреле.
Чтобы сразу расставить все точки, машину на полигоне развернули боком. Выстрел не только не опрокинул корпус, но и не повлиял на силовую установку, в чем опасались инженеры. После пробы орудия машина завелась, как ни в чем не бывало.
Испытав еще несколько узлов, установленных именно на эту модификацию, ее отсылают в действующую армию на Карельский перешеек. К моменту появления основная линия обороны была взломана, и война шла к завершению. Несмотря на это, оставалось еще большое количество огневых точек, на штурм которых и отправили опытный образец.
В бою он показал себя с самой лучшей стороны. Противотанковая артиллерия не смогла поразить ни одну машину. На одном из КВ «с большой башней», как тогда назывался танк, насчитали 48 попаданий без пробития брони. Само собой, что такое чудо с большой башней тут же оказалось на вооружении, несмотря на многочисленные технические недоработки.
Конструкция танка
Описание нижней, ходовой части идентично танку КВ-1. Корпус сварного типа, из катаной брони. Одним из первых танк КВ-2 получил одинаковое бронирование по корпусу, то есть все вертикальные плиты лба, кормы, борта, башни имели толщину 75 мм. Горизонтальные плиты имели толщину 55, 40 и 20 мм.
Башня, выделяющаяся своей высотой, на первых моделях имела грубые формы, была видна спешка при создании танка.
Поздние машины отличает большая изящность и эргономика в башне. Для уменьшения силуэта и снижения веса последующий выпуск получил «низкую башню». Сзади на башне была сделана бронированная дверь для разгрузки-погрузки боекомплекта, а так же удобства посадки экипажа. Новое орудие требовало большего числа танкистов. Маска орудия КВ-2, несколько раз перерабатывавшаяся, обеспечивала равновесие и защиту механизмов орудия.
Силовая установка машины включает в себя дизельный агрегат марки В-2К. Мотор имел 12 цилиндров, расположенных V-образно, номинальная мощность 500 л.с.
Позднее его модернизировали из-за большой массы танка, доведя мощность до 600 л.с. Трансмиссия механического типа с многодисковым главным фрикционом. По ходу эксплуатации именно к ней было больше всего вопросов. Ненадежность именно этого узла впоследствии сыграет трагическую роль в судьбах многих экипажей машин. Подвеска торсионного типа, с 6 опорными катками и 3 поддерживающими. Гусеница состояла из 86-90 траков шириной 700 мм.
Электропроводка однопроводного типа, вместо второго, на минус работал корпус танка. Только аварийное освещение имело два провода. Энергию давал генератор, соединенный с 4 аккумуляторами. Потребителей энергии в машине было достаточно много:
- освещение машины снаружи и внутри;
- подсветка приборов и прицелов;
- электропривод поворота башни;
- звуковой сигнал;
- переговорное устройство и средства связи;
- стартер и реле двигателя.
Экипаж тяжелого танка КВ-2 состоял из 6 человек. Механик-водитель и радист находились в корпусе, остальные члены экипажа в башне при орудии. Для обозрения были установлены смотровые приборы с триплексами и заслонками, в которых имелись смотровые щели. Стрельба из орудия велась с помощью оптического и перископического прицелов. На пулеметах КВ-2 могли устанавливаться собственные прицелы, позаимствованные от снайперских винтовок Мосина.
Главным оружием танка КВ-2 было 152мм гаубица М-10Т.
Выстрел из нее производился механическим путем, с помощью рычага спуска. В каждом танке находилось 36 раздельных выстрелов. Боеприпасы по штату были одного типа, осколочно-фугасного. Однако в ходе использования, танкисты грузили и стреляли из орудия почти всеми доступными гаубичными выстрелами калибра 152мм. Сюда же входят и выстрелы для морских гаубиц. Единственное ограничение было в сортировке и уменьшении заряда боеприпаса.
Для борьбы в бою с пехотой были установлены 3 стандартных пулемета ДТ. Один располагался в шаровой у стрелка-радиста, второй стоял рядом с орудием, третий защищал тыл и располагался в корме башни. Некоторые варианты КВ-2 с большой башней оснащались зенитным пулеметом на турели. В случае повреждения машины и эвакуации экипажа КВ-2 все ДТ можно было снять и использовать отдельно. Жаль, орудие вытащить было нельзя.
Обращает внимание большая высота танка, обусловленная конструкцией орудия. Но габариты компенсировались толщиной бронирования и эффективностью снарядов. Например, вес заряда в осколочно-фугасной гранате составлял 5,5-6,86 кг. Вот основные характеристики танка в сравнении с самыми знаменитыми периода Второй Мировой.
КВ-2 | КВ-1 | Т-34 | Тигр | Пантера | |
Вес, кг | 52000 | 43000 | 30000 | 57000 | 44800 |
Длина, мм | 6950 | 6675 | 5920 | 6316 | 6870 |
Ширина, мм | 3320 | 3320 | 3000 | 3705 | 3270 |
Высота, мм | 3250 | 2710 | 2405 | 2930 | 2995 |
Запас хода, км | 150-250 | 200 | 380 | 195 | 250 |
Скорость передвижения, км/ч | 16-34 | 34 | 36-40 | 20-25 | 25-30 |
Значительный вес машины несколько затруднял передвижение по мостам и слабому грунту. Но эта проблема одинаково касалась и машины КВ-1.
Запоздалая модификация
С 1942 года в РККА систематизировали опыт использования КВ. Вывод был, казалось бы, логичный — есть проблемы из-за того, что танк слишком тяжелый. При этом для большинства условий бронирование оказывалось избыточное. Оптимальный выход — облегчить машину, повысив надежность и маневренность КВ.
Облегченную модификацию назвали КВ-1С — «скоростной». Масса снизилась с 47 до 42 тонн, скорость выросла на десяток километров в час. Повысилась и надежность агрегатов за счет того, что нагрузка на них заметно сократилась.
Танки КВ-1С (waralbum.ru)
Танки КВ-1С (waralbum.ru)
Боевая служба в Великой Отечественной войне
Первая документально зафиксированная встреча немцев с советским танком КВ-2 в ходе Великой Отечественной войны произошла 23 июня 1941 года. Сказать, что немцы были неприятно удивлены, не сказать ничего. Стальной монстр с огромной башней, толстым бронированием и 152мм орудием не оставлял ни единого шанса. При встрече с ним любые немецкие танки начала войны переходили в разряд танкеток.
По многочисленным свидетельствам, 37мм снаряды просто отскакивали от брони КВ-2. 152мм орудие превращало в груду обломков немецкие машины. Пулеметы надежно прикрывали от пехоты, так что проблем в бою теоретически возникнуть не должно было.
Не имевшая на тот момент аналогов система стала головной болью немцев на весь 1941 год.
Для эффективной борьбы с КВ-2 было придумано несколько тактических приемов. Самым верным способом было снайперским выстрелом перебить орудие. Лишившись пушки, машина становилась практически беззубой, с тремя пулеметами много не навоюешь. Другим уязвимым местом КВ-2 была ходовая. Перебив гусеницы или сорвав катки, артиллеристы передавали эстафету пехоте и саперам. Последние закидывали обездвиженную машину гранатами или подрывали зарядами взрывчатки.
Практиковали и расстрел КВ с помощью тяжелой артиллерии. Спасала и «палочка-выручалочка» вермахта, зенитка Flak 18/36/37, орудие калибром 88-мм.
Но главным врагом КВ-2 с большой башней стали вовсе не немецкие бронированные машины. Неразбериха первых месяцев войны, разгромленные тылы, проблемы с подвозом боеприпасов и ГСМ сделали для уничтожения грозных танков намного больше, чем противостоявшие им непосредственно в бою немецкие части. Так, из 33 штук КВ-2 в 41-й танковой дивизии в бою были потеряны только 5, остальные две трети при отступлении оставлены из-за трудностей с топливом и ремонтом.
Специфика КВ-2 предполагала прорыв сквозь оборонительные линии противника, и никак не на манёвренную войну, зачастую в окружении или отрыве от тылов. Красной Армии летом 1941 года прорывать оборону не пришлось, и бронированных гигантов пришлось разменивать на мелочь, используя для непрофильных задач.
В сентябре 1941 года Ленинград оказался в окружении, и Кировский завод был вынужден резко сократить производство боевых машин. КВ-2 с тяжелой 152-мм орудием и большой башней оказался не нужен, все возможные потенциальные производители переключились на выпуск более простого варианта КВ-1 с маленькой башней и орудием.
Перерождение грозная машина получила уже в середине войны, когда на вооружение стала поступать самоходка САУ ИСУ-152, вооруженная 152-мм орудием.
Конечно, нельзя сказать, что это были родственники, но многие моменты в «Зверобое» напоминали забытого к тому времени КВ-2. Немцы машину боялись так же, как КВ-2.
На сегодняшний момент в мире осталось пара оригинальных машин. Одна из них, находится в Москве, в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил. Второй танк, в наиболее полной сохранности, находится в Свердловской области, в музее военной техники «УГМК». Третья модель, созданная для съемок художественного фильма «Клим Ворошилов-2», находится в Мурманской области.
Поскольку основой модели послужил ИС-2М, модель сложно назвать похожей на оригинал КВ-2, кроме башни ничего похожего там нет. Интересно, что машины с большими башнями, подобные КВ-2, часто встречаются в технике начала войны. Переделки финской армии из советских трофеев и самоходка «Бишоп» английского производства яркие тому примеры.
Вообще же кино не слишком жалует эту модель танка.
В играх КВ-2 встречается намного чаще. В угоду играбельности КВ с 152-мм орудием из игр отличается от машины в реальности, но в бою он все равно считается одной из сильных машин. Самое эпичное появление в мировой культуре произошло в японской франшизе «Girlsund Panzer», повествующей о японских школьницах, гоняющих на различных танках со всего мира.
Большая война
Этот КВ-1 будет участником битвы за Москву. Декабрь 1941 года (waralbum.ru)
Этот КВ-1 будет участником битвы за Москву. Декабрь 1941 года (waralbum.ru)
КВ мог наносить эффективные удары даже в условиях хаоса лета 1941-го. Так, например, под Расейняем, на второй день войны, 20 танков КВ столкнулись с сотней немецких танков. Львиную долю последних составляли чешские «Праги». Результат — разгром неприятельских танков, еще и батарею 150-мм гаубиц раздавили.
Противотанковая оборона с танком КВ тоже не могла совладать. В некоторых случаях наши машины по ней просто катались, давя матчасть и расстреливая солдат противника.
Правда, не стоит думать, что КВ был неуязвим — неприятельские танки могли использовать сложные в производстве и дорогие подкалиберные снаряды и, обойдя тяжелый танк сзади, основательно «попортить ему шкуру». Еще немцы могли использовать 88-мм зенитки — в будущем это орудие поставят на «Тигр» — и расстрелять КВ даже с дальних дистанций. Ну, или вызвать пикирующие бомбардировщики «Штука» — точность их бомбометания позволяла результативно бороться с танками. Поэтому бой с таким опасным противником, как части вермахта, требовал изрядного мужества и умения от экипажа КВ.