Модернизированный Су-25СМ или второе рождение «Грача»


Боевое применение Су-25

Основным театром боевых действий для Су-25 был Афганистан. За все время эксплуатации (в Афганистане) самолеты сделали около 60000 боевых вылетов, в среднем по 3000 вылетов на самолет, выполняя в день по 6 — 8 боевых вылетов. При этом были показаны высокие боевые и летные качества самолета, а также его неприхотливость, мощная система БЖ и высокая ремонтопригодность. За все время войны в Афганистане было потеряно 23 штурмовика и это почти за 9 лет! ОКБ П.О.Сухого был получен огромный опыт эксплуатации Су-25 в боевых условиях.
За время боевых действий в Афганистане не было ни одного случая взрыва баков или потери самолета из-за гибели летчика. Более того, известен случай, когда самолет был сбит только попаданием второй ракеты, причем летчик был спасен броневой защитой кабины и фонаря. Статистика показывает, что самолеты Су-25 имели одну боевую потерю на 80-90 боевых повреждений, что в 4 — 6 раз лучше, чем у самолетов других типов.

!!Модификации Су-25

  • (Су-25ТМ)
  • Су-25УБ

Интересные факты о штурмовике

Курьёзный случай произошёл 30 марта 2016 года в Приморье. Самолёт Су 25 заходил на посадку, на военный аэродром Черниговка, и неожиданно упал не долетев до полосы, пилот успел катапультироваться. Машина рухнула на хозяйственные постройки во дворе частного дома, пострадал гараж, погибли 50 кур. Самолёт попал на погреб, уничтожив припасы хозяина дома. Военные, по словам пострадавшего, обещали возместить нанесённый ущерб.
Во время войны в Афганистане 24 октября 1987 года, при атаке целей у кишлака Кобай в первом заходе в Су 25 лейтенанта П.Н. Голубцова попал снаряд ПЗРК и оторвал половину хвостового оперения. Начался пожар в двигателе, который удалось частично погасить, пилот принял решение посадить самолёт на своём аэродроме.

Дотянув на одном двигателе до полосы, лейтенант Голубцов произвёл посадку, но система торможения не сработала и пришлось направить самолёт на грунт, чтобы затормозить машину. Лейтенант Пётр Голубцов награждён орденом Боевого Красного Знамени. За время войны в Афганистане потеряны лишь 23 машины. Живучесть «Грачей»(так лётчики называли Су 25) феноменальная. Своеобразный рекорд поставил самолёт, на котором после посадки насчитали 165 пробоин.

Су 25

Всего за время боевых действий в Афгане было произведено 139 пусков управляемых ракет и 137 из них поразили цель. Правительство Ирака сняло с вооружения Су 25 в 2003 году, а в 2014 году вновь закупила эти машины в РФ и Иране, поняв, что этот штурмовик как нельзя лучше подходит для ведения боевых действий против боевиков ИГИЛ.

Россия предполагает оставить на вооружении ВКС самолёты Су 25 до 2020 года. Так, спустя десятилетия подтвердился конструкторский талант инженеров , создавших такой незаменимый штурмовик.

Су 25

Краткие сведения о разработке

Таким образом, войска срочно нуждались в специализированном самолете. ОКБ Сухого вскоре предоставило проект Т-8, который был разработан инженерами в инициативном порядке. Кроме него, в 1969 году на конкурсе присутствовал Ил-102, но будущий «Грач» выгодно отличался от него небольшими габаритами, броней и маневренностью. Именно поэтому «кухонной» разработке был дан зеленый свет, и новый штурмовик с честью прошел все испытания. Во многом это было связано с тем, что конструкторы применили при его создании принцип максимальной живучести боевой машины во всех возможных условиях.

История создания

Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в середине 70-х годов в инициативном порядке, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче её функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. Главным конструктором в группе создателей Су-25 являлся бывший командир танка Т-34, один из самых блестящих авиаконструкторов XX века, Олег Сергеевич Самойлович (1926—1999)

При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.

Защищенность машины

Все летно-технические характеристики штурмовика СУ-25 стоили бы немного, если бы не степень защищенности машины. А степень эта высока. Взлетная масса «Грача» более чем на 7 % состоит из элементов бронирования и прочих защитных систем. Вес этого добра составляет более тонны! Все жизненно важные полетные системы не только максимально защищены, но и продублированы

Но основное внимание разработчики из ОКБ Сухого уделили защите топливной системы и кабины пилота.

Вся ее капсула сделана из титанового сплава АБВТ-20. Толщина брони составляет (в разных местах) от 10 до 24 мм. Даже лобовое остекление представляет собой монолитный блок ТСК-137 толщиной в 65 мм, который предоставляет летчику защиту от пуль, в том числе и очень крупного калибра. Толщина бронеспинки пилота – 10 мм. Голову защищает 6-миллиметровая пластина. Неплохо, не так ли? Но ведь и это еще не все.

По всем направлениям пилот надежно защищен от обстрела из оружия калибром до 12.7 мм включительно, а лобовая проекция предотвращает его поражение из ствольного оружия, калибр которого составляет до 30 мм включительно. Словом, самолет СУ-25, технические характеристики которого выше всяких похвал, способен постоять не только за себя, но и за жизнь летчика, который им управляет.

Вооружение

ГШ30-2

Авиапушка Грязева-Шипунова двуствольная ГШ с мощным для самолётов калибром 30 мм, встроена в носовой части, боекомплект 250 снарядов, скорострельность 300 выс/мин. При 4000 выстрелах нет ухудшения характеристик 1,5-метрового орудий. Применяемые снаряды: осколочно-фугасные либо зажигательные, либо зажигательные трассирующие, а также бронебойно-разрывные и многоэлементные.

Неуправляемые бомбы и неуправляемые ракеты

Применим весь список традиционных бомб ФАБ, подвешиваются 100, 250, 500-килограммовые, для сброса с пилонов Су-25. Запасов на складах хватает, не нужно пока слишком тратиться на советские САБ, БетАБ, РБК, КМГУ, ЗБ, ОДАБ.

Неточные ракеты из пилонных блоков НАРов посыплются градом, шквальным огнём поразят цель. Боевая часть обозначается «С» с приставками 5, 8, 13, 24 и 25, обозначающими назначение боевого заряда, бронебойного, противопехотного, для разрушения укрепрайонов и мостов.

Управляемые бомбы, ракеты

Самые применяемые на сегодня для Су-25 управляемые ракеты Х25МЛ и Х-29Л для наземных и надводных целей, воздушные поражаются Р-73. Шахты с баллистическими ракетами, командные бункеры будут уничтожены корректируемыми бомбами КАБ 500 и 1500.

Су-25СМ3 соответствует требованиям времени, является мощной поддержкой сухопутным войскам, у него перспективное будущее.

Смена амплуа

Если посмотреть на современный авиационный парк ВКС РФ, бросается в глаза, что в его составе нет относительно легких дешевых многофункциональных истребителей-бомбардировщиков. В начале 90-х бывший тогда президентом страны Борис Ельцин принял решение, что в российских ВВС должны остаться только боевые самолеты с двумя двигателями. В результате были списаны составлявшие основу ударной авиации Су-17 и Миг-27, а их задачи перешли к узкоспециализированным Су-25.

Как показал дальнейший опыт войн и военных конфликтов, ВВС России остро недоставало легких, простых в эксплуатации и способных выполнять большое количество вылетов в день ударных самолетов, оснащенных современными оптико-электронными станциями и применяющих как высокоточные, так и неуправляемые авиационные средства поражения. Не только старые Су-24, но и новейшие Су-34 – достаточно сложные и дорогие машины, требующие длительной подготовки к боевому вылету. Можно предположить, что именно по этой причине в Сирию и были переброшены неприхотливые Су-25, выполнявшие задачи фронтовых бомбардировщиков.

Су-25СМ3 уже не классический штурмовик – наследник Ил-2, как принято говорить. Это многофункциональная машина, способная решать широкий круг задач, начиная от уничтожения танков и других бронеобъектов и заканчивая подавлением вражеской ПВО. Обновленный «Грач» может эффективно действовать и против высокотехнологичного противника, и против отрядов боевиков.

Фактически Су-25 вышел из ниши узкоспециализированной машины для непосредственной поддержки войск на поле боя и сейчас постепенно занимает место легких многофункциональных ударных самолетов, решающих широкий круг задач, тратя на это умеренные средства. Поэтому вполне логичным становится и появление Су-25СМТ, который окончательно закрепит за семейством «Грачей» статус многофункциональной машины.

/Алексей Рамм, /

A-10 Thunderbolt II

Об этом самолете сказано и написано очень много: всю историю его создания, испытаний и доработок пересказывать смысла нет. Отметим лишь, что машину создали в 1970-х, она призвана оказывать непосредственную поддержку сухопутным войскам над полем боя.
В каком-то смысле A-10 — «дитя» Вьетнамской войны. Самолет справедливо описывают как «реактивный Skyraider» (Douglas A-1 Skyraider — поршневой американский штурмовик, разработанный в 1945-м), который хорошо показал себя в борьбе с вьетнамскими коммунистами. Это дешевый и неприхотливый самолет, всегда готовый прийти на помощь сухопутным силам.

Для тех, кто хорошо помнит историю Второй мировой, можно сказать еще проще: A-10 — своего рода современная версия советского штурмовика Ил-2. Самого массового боевого самолета в истории, построенного в количестве более 36 тысяч единиц.


A-10 над Афганистаном, 2011 год / ©wikipedia

Характеристики (соответствуют версии A-10A):

  • Экипаж: один пилот;
  • Длина: 16,26 метра;
  • Размах крыла: 17,53 метра;
  • Высота: 4,47 метра;
  • Масса пустого: 9176 килограммов;
  • Масса снаряженного: 10 515 килограммов;
  • Нормальная взлетная масса: 13 628 килограммов;
  • Силовая установка: два турбореактивных двигателя General Electric TF34-GE-100;
  • Максимальная скорость: 722 километра в час у земли;
  • Практическая дальность: 740 километров (с максимальной боевой нагрузкой).

Американцы давно хотели избавиться от A-10, передав его функции дронам, ударным вертолетам и F-35. Но реалии войн в Сирии и Афганистане поставили на этих планах жирную точку. Как показала практика, не существует более надежного средства воздушной огневой поддержки, чем проверенный «Тандерболт» (в названии самолета американцы сделали очевидную отсылку к P-47 Thunderbolt — одному из мощнейших истребителей-бомбардировщиков Второй мировой). А недавно сенат США заблокировал очередной планируемый вывод из эксплуатации части таких самолетов.

Что же такого в этой машине, чего нет, скажем, у ударного F-111, который янки списали в 90-х? Или у «невидимки» F-117, от которой отказались в 2000-х?

  • Есть ли будущее у штурмовиков?
    Вскоре штурмовики Су-25 и A-10 могут уйти на свалку истории.

    naked-science.ru

Преимуществ у «Бородавочника » (самолет так назвали из-за не слишком эстетичного внешнего вида) достаточно. Цена часа полета A-10 — около 17 тысяч долларов. Для сравнения, стоимость летного часа F-35, который ранее рассматривали в качестве его замены, превышает 32 тысячи долларов. Поршневые самолеты-штурмовики еще дешевле, чем A-10, однако имеют более низкую скорость, меньшую боевую нагрузку и зачастую более уязвимы от огня с земли.

Свою благую роль в судьбе Thunderbolt II сыграл уровень технической исправности, который у 10-го традиционно на высоте. Как следует из отчета американского издания Air Force Times, показатели американского штурмовика в 2017-м и 2022 году составили около 73 процентов. Для сравнения, у истребителей пятого поколения F-22 и F-35A они едва достигали 50.


Уровень технической исправности авиационного парка ВВС США в 2018 финансовом году / ©Air Force Times

При этом истребители, в отличие A-10, не имеют таких бронирования и живучести. А их скорость иногда бывает слишком высока, чтобы успешно выявлять и поражать цели на земле.

Модификации

За 35 лет эксплуатации было выпущено несколько различных модификаций самолёта. Коротко остановимся на фото и характеристиках наиболее известных:

Су-25УБ, Су-25УБМ, Су-25УБКДвухместный вариант Су-25 выпускается для осуществления обучения курсантов лётных училищ и переподготовки лётчиков строевых частей ВВС. Машина имеет минимальные отличия от серийного Су-25:
Кабина – двухместная, для чего в средней и передней части фюзеляжа переработана конструкция планера и фонаря.

Уменьшено количество закачиваемого топлива.

Продублирована сигнализация, система кондиционирования и основные элементы управления.

Установлено два катапультируемых кресла К-36Л.

УБМ от УБ отличается установкой нового ПНК «Барс». Боевой радиус самолёта – 300км. Количество узлов подвески – 10. Боевая нагрузка — 4,4 т.

Продавался на экспорт в варианте УБК

Су-25УТ (Су-28)Учебно-тренировочный самолёт взамен L-39 чехословацкого производства (1987 г.). С планера демонтированы все боевые системы. В нос самолёта вмонтирован балласт (Су-28М). Экипаж — 2 человека.
Серийно не выпускался
Су-25УТГМодификация, созданная для отработки корабельных взлётов/посадок. Оборудован аэрофинишёром
Су-25Т, Су-25ТКУсовершенствованный противотанковый вариант Су-25.
В гаргрот вместо кресла второго пилота установлен усовершенствованный радиоэлектронный комплекс (И-251 «Шквал»).

Кабина пилота герметизирован.

Изменена номенклатура используемых боеприпасов.

Поставлялся на экспорт

Су-25ТМ (Су-39)Всепогодный вариант штурмовика. Усовершенствовано навигационное оборудование. Тактико-технические характеристики штурмовика СУ-25 и вооружение самолета соответствуют серийному Су-25
Су-25СМ, Су-25СМ2, Су-25СМ3Наиболее усовершенствованный вариант серийного самолёта.
Установлена система ГЛОНАСС. Лётчик может действовать, если видимость из кабины штурмовика близка к нулю.

Произведено обновление бортового радио-электронного оборудования.

Произведено оснащение ПНК СВП-25-25 (повышает уровень точности бомбометания)

Двигатели

Силовая установка Су-25 комплектуется двумя ТРД Р-95 без форсажных камер. На ранние версии самолёта устанавливались Р-95Ш (тяга — 4100 кгс, расход топлива — 1,28 кг/кгс*час). Сопло двигателя не регулируется. Воздухозаборник имеет косую форму.

Для обеспечения силовой установки керосином на самолёте установлено 4 основных бака (2 внутри фюзеляжа, 2 — в полукрыльях), и 2 подвесных. Максимальное количество топлива на борту — 5340 л.


Турбореактивный двигатель Р-195

В конце восьмидесятых годов прошлого века в серию пошли Су-25, снабжённые двигателями Р-195 с тягой 4300 кгс. ТРД продолжает работать после попадания снаряда калибром до 23 мм. Доработки потребовались из-за частых массированных обстрелов с применением зенитных установок ЗУ-23.

Кроме того, двигатель сделали менее подверженным попаданиям ракет с ИК-головками наведения.

Критически важно, что конструкторам удалось добиться возможности полёта и посадки при одном работающем двигателе. .

Тактико-технические характеристики Су-25К

Экипаж: 1 пилот

Габаритные размеры Су-25 Длина: 15,36 м (с ПВД); Размах крыла: 14,36 м; Высота: 4,8 м; Площадь крыла: 30,1 м²; База шасси: 3,57 м; Колея шасси: 2,51 м Масса пустого: 9315 кг Масса снаряжённого: 11 600 кг Нормальная взлётная масса: 14 600 кг Максимальная взлётная масса: 17 600 кг Масса топлива во внутренних баках: 3000 кг Силовая установка: 2 × ТРД Р-95Ш Тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН) Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой) Крейсерская скорость: 750 км/ч Практическая дальность (с норм. боевой нагрузкой): на высоте без ПТБ 640 км; у земли без ПТБ 495 км Перегоночная дальность: 1950 км Практический потолок: 7000 м Максимальная высота боевого применения: 5000 м Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1000 кг) Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе) Максимальная эксплуатационная перегрузка: с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5g с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g Авионика Лазерная станция подсвета: «Клён-ПС» Спутниковая система навигации ГЛОНАСС (для Су-25СМ)

Краткий исторический обзор

В 1969 году провели конкурс на создание нового штурмовика. В нем участвовали четыре конструкторских бюро. Выиграл его ОКБ Сухой. Его инженеры предложили прототип штурмовика Су-25.

Перед конструкторами стояла очень непростая задача. Требовалось создать манёвренный и простой в создании . Он не должен был занимать много сил и времени на обслуживание и мог бы садиться на любом аэродроме.

Штурмовик Су-25.

В 1978 году новый штурмовик отправили на испытания, но они были прерваны. Недоработанный самолет отправили в Афганистан с началом войны там. В тяжелых условиях он показал себя великолепно. Почти сразу была создана отдельная авиаэскадрилья.

Самолет был значительно улучшен, так как этого требовали военные нужды. Он участвовал в более, чем 60 тыс. вылетах в Афганистане. Кроме этого военного конфликта, штурмовики успели принять участие в войнах в самых разных странах.

В 1992 году его закончили выпускать, но все еще эксплуатируются в России и ряде других стран.

История возрождения штурмовика «Грач»

После окончания Второй мировой войны во второй половине 1960-х в Советском Союзе не существовало самолёта для воздушной поддержки сухопутных войск и только благодаря генералу армии И.Г. Павловскому, тогдашнему Главнокомандующему Сухопутными войсками и протекции Маршала Советского Союза А.А. Гречко объявлен конкурс на создание нового штурмовика.

Проект ОКБ Сухого машины Т8 стал самым удачным, хотя и требовал существенных доработок. Разработчики старались сочетать и воплотить в самолёте три цели. Первая – это разработать простую и высокотехнологичную конструкцию, где нашли бы применение уже существующие системы реальных самолётов. Вторая цель – сделать машину, обладающую высокой маневренностью и способной продолжать полёт со значительными боевыми повреждениями. Третья – создать самолёт, для эксплуатации которого не требуется бетонных ВПП и способного взлетать с полевых аэродромов с полной боевой нагрузкой в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения.

Су 25

Назначенный главным конструктором П.О Сухим, руководитель проекта М.П. Симонов построил прототип для испытаний на прочность уже к 7 ноября 1974 года. В феврале 1975 года, перед днём Советской Армии, лётчик-испытатель В.С. Ильюшин впервые совершил ознакомительный полёт на опытном образце. В сентябре 1978 года, после утверждения требований к штурмовику и представления эскизного проекта, машина проходила государственные лётные испытания.

Летом 1979 года был опробован в воздухе предсерийный образец Т-8-3. На этом прототипе самолёта были воплощены все решения, которым изначально должен соответствовать перспективный штурмовик. С апреля по июнь 1980 года два предсерийных прототипа участвовали в боевых действиях на афганской войне и в марте 1981 года подписали акт о завершении госиспытаний.

В подразделения воинских частей в Афганистане новые машины приходили уже в апреле 1981 года, в строю же официально числились лишь с 1987 года.

Су 25

В боях

«Дебютировал» этот самолет, как уже упоминалось в этой статье, в горячем небе Афганистана. Если в начале конфликта советская авиация чувствовала себя в относительной безопасности, то уже к середине восьмидесятых отряды моджахедов получили от своих «американских друзей» переносные комплексы ПВО, что сильно усложнило как транспортные перевозки, так и выполнение боевых задач. Тем не менее летчики, пилотировавшие штурмовики Су-25 «Грач», за восемь лет войны выполнили примерно 60 тысяч вылетов, каждый из которых был достаточно эффективным. Причиной высоких показателей стала прицельная система АСП-17БЦ-8, обеспечивающая точность попадания, и многие другие узлы авионики, выполненные в том числе и с применением лазерных технологий. Немаловажную роль сыграли и тепловые ловушки, отвлекающие «Стингеры» от самолета, — они широко использовались и на других советских летательных аппаратах, совершавших рейсы над афганским театром военных действий. В ДРА потеряно 23 самолета, «налет на сбитие» в среднем составил 2800 часов (это очень много). Самолеты «Грач» Су-25 выполнили 139 пусков сверхточных управляемых ракет по точкам сопротивления моджахедов, и только две из них не достигли цели.

Штурмовик стал главной «рабочей лошадью» во время первой Чеченской кампании (1994-1996), в этот период боевики сбили четыре единицы. Велики его заслуги на втором этапе конфликта, после которого в республике, наконец, воцарился мир.

Прекрасные характеристики, надежность и неприхотливость самолета способствовали его поставкам за рубеж. Он состоит на вооружении некоторых стран, в том числе входивших в Варшавский блок. Как ни печально, но лучшей рекламой для военного самолета служит его участие в локальных войнах, которых в конце XX и начале XXI веков хватало. Советский штурмовик (1975-2002), Ираке (1980-1988), Таджикистане (1992-1997), Абхазии (1992-1993), Карабахе (1991-1994), Конго, Эфиопии (1998-2000), Македонии (2001), снова в Ираке (1991) и других «горячих точках». Скорбный список в 2014 году продолжила Украина.

Модернизированный Су-25СМ или второе рождение «Грача»

Создавался модернизированный самолёт Су-25СМ (Т-8СМ) для использования в рамках сложных погодных условий, которые чаще всего и наблюдаются на территории Центральной и Восточной Европы, где нижний край облачности на высоте от 400 метров можно наблюдать в 75% дней в году. Поэтому высота бомбометания в рабочем режиме должна быть 200-300 метров. К тому же сбрасывать боеприпасы лётчику нужно, как со сложных маневров, обеспеченных точностью попадания в цель, так и в рамках горизонтального полёта. Модернизация первых 4-х штурмовиков на 121-м заводе в Кубинке прошла ещё в 2002-2004 годах. Государственные лётные испытания нового самолёта были закончены в 2005 году. Специальные лётные испытания проводились в течение 2006 года. После их прохождения штурмовик рекомендовали в качестве массовой модернизации. В 2007 году два первых Су-25СМ, прошедшие все необходимые мероприятия по модернизации были рекомендованы для боевого применения/ обучения на них экипажа и отправлены в Центр в Липецке. Бортовые номера этих штурмовиков 87 красный и 19 красный.

Инженерами в процессе усовершенствования самолёта было полностью обновлено БРЭО. От старого БРЭО они оставили только «Клен-ПС» — лазерный прицел-дальномер и его в ближайшее время планировали заменить на другой вариант, обладающий повышенной мощностью и точностью. Но вот планер самолёта был полностью сохранён от предыдущей модели, изменений здесь никаких не производилось. Поэтому, в имеющейся фюзеляж штурмовика, который сохранил свою первоначальную конфигурацию, добавили новые детали, а именно электрические жгуты и радиоэлектронные системы и блоки.

Руководством завода было принято решение, что не имеет смысла в процессе усовершенствования штурмовика, модернизировать силовую установку (2 ТРД З-95Ш с тягой по 41000 кгс каждый), до этого доказавшую во время боевых вылетов свою надежность и живучесть. Кроме того, был учтён и тот факт, что у штурмовиков имелся резерв по повышению своих ресурсов. Доработка на двигателях Су-25СМ, которая была связана с помпажом, всё-таки проводилась по аналогии с вариантом Су-25Т. Всё это значительно расширило возможные режимы использования вооружения во время любых вылетов самолёта. После этого производились доработки силовой установки в рамках системы сигнализатора вращающегося срыва электронного типа, у двигателей теперь стал другой индекс Р-95Ш Литера СМ. Во время капитального ремонта на этом самолёте стала возможна установка двигателя Р-195.

Экономия примерно 300 кг бортовой аппаратуры стала возможна за счет перехода самолёта на новейшую авионику. Посредством этого инженеры смогли перенести из хвоста штурмовика, представляющего наибольшую уязвимость при обстреле ПЗРК и ракетами, важные блоки в носовую часть самолёта, которая более надежна защищена. Кроме того, осуществлённый объём доработок значительно повысил живучесть самолёта. Какие-то из них раньше уже были на последних самолётах Су-25. Для осуществления мероприятий по модернизации в рамках 121 завода в Кубинке вначале были штурмовики поздних годов выпуска, производимые с 1987 года. Они обладали неплохим ресурсом, который ещё не до конца был выработан, поэтому, как никто другой, подходили для модернизации по увеличению живучести. После всех усовершенствований вес штурмовика оставался практически прежним.

Возможности этого самолёта во время боя были значительно увеличены из-за установки на нём новейшего комплекса ПрНК-25СМ прицельно-навигационного типа «Барс», который был специально разработан для этого штурмовика. В состав комплекса теперь входили системы обработки и отображения информации, станция радиотехнической разведки, системы ближней и спутниковой навигации, цифровая вычислительная машина, автоматический радиокомплекс, бортовая система «Карат-Б-25» и другие нововведения.

Также самолёты Су-25СМ оснащены станцией предупреждения о радиолокационном облучении Л-150. В передней части штурмовика была установлена «Клен-ПС» — лазерная станция дальнометрирования и подсвета, направленная на обеспечение наведения на цель УР посредством лазерных головок самонаведения. Штурмовики в версии Су-25СМЗ, прошедшие модернизацию с 2013 года будут оснащены и новой станцией РЭБ «Витебск-25» и, помимо этого, им станет доступна расширенное управляемое вооружение, в том числе корректирующие авиационные бомбы с телевизионным и лазерным наведением. К 2020 году количество усовершенствованных Су-25, входящих в состав ВКС России планируется довести до 130 единиц. Модернизация в версию Су-25CМЗ будет доступна и для обычных Су-25, а также для уже усовершенствованных Су-25СМ.

Кабина пилота модернизированного штурмовика теперь имеет многофункциональный цветной индикатор, который предназначен для вывода полётной, тактической, картографической или прицельной информации. Доступна проекция информационных данных на цифровой географической карты местности о зонах действия имеющихся ПВО, текущем расположении фронтовой линии и др. Широкоугольный индикатор, расположенный на лобовом стекле (ИЛС) был установлен вместо авиационного прицела АСП-17БЦ-8. Новый прибор оборудован специальной электронно-лучевой трубкой, обеспечивающей повышенную яркость, что даёт возможность пилоту применять ИЛС при прямых солнечных лучах. Помимо этого посредством индикатора на лобовое стекло доступен вывод любой информацией, необходимой для атаки на противника. Автопилот на обоих самолетах (Су-25СМ и Су-25) отсутствует.

На модернизированной версии штурмовика имеется встроенная система бортовой автоматики, что позволило значительно сократить трудовые затраты во время подготовки самолёта к повторному полёту. Время, необходимое для технического обслуживания штурмовика, уменьшилось до 30%.

В модернизированном самолёте в 2-3 раза выросла точность боевого применения и навигационных систем, а что касается бомбардировочного применения, то здесь она стала соизмерима с управляемыми средствами авиационного поражения.

Итог проведенной модернизации — новая версия штурмовика Су-25СМ представляющая собой самолёт, эффективность боевого применения которого выросла в 1,5 раза. Инерциально-спутниковая навигационная система способствовала точности определения координат без применения спутниковой коррекции около 15 метров, а с коррекцией около 200 метров. Помимо всего этого новый самолёт оснащён переменным темпом стрельбы из авиационной пушки, что значительно повысило возможности удачных атак на цель. Пушка ВПУ-17А, оснащенная двуствольной 30-мм пушкой ГШ-2-30 (9-А-623) сейчас обладает темпом стрельбы 1:1, 1:4, 1:8, 1:16. В КБ были реализованы и новейшие режимы в рамках боевого применения самолёта, позволяющие использовать УР класса «воздух-поверхность» во время горизонтального полёта посредством использования точных программно-корректирующих установок цели.

Штурмовики Су-25СМ способны к поражению одновременно двух целей во время одной атаки, штурмовики Су-25СМ3 могут поразить четыре цели в рамках одной атаки с применением управляемых боевых средств. Стандартной поражающей задачей стало для самолётов Су-25 использование в рамках сложных метеорологических условиях навигационного бомбометания.

Номенклатура вооружения для Су-25 СМ3, кроме осколочных, бетонобойных, фугасных неуправляемых авиационных бомб и ракет, начиная от С-5 калибра 55-мм до С-25 калибра 340-мм, включает в себя: авиабомбы корректирующего типа КАБ-1500 и КАБ-500 (вместо Р-60 и Р-60М на штурмовиках Су-25) и УР воздух-воздух Р-73 и УР класса «воздух-поверхность» — Х-25 и Х-29.

Сегодня отсутствует достойная замена самолёту Су-25, но работы по его модернизации в серию Су-25СМ вместе с капитальным ремонтом штурмовиков, позволили создать парк машин, эксплуатировать которые предполагается на протяжении 17-18 лет. За эти годы в России, скорее всего, будет создан ударный комплекс тактического вооружения нового типа.

Источник

Броня крепка

Концептуально сходство с дальним родственником Ил-2 состоит в способности действовать на малых высотах под огнем зенитной артиллерии и, возможно, ракетных средств ПВО. Чтобы самолет мог противостоять этим разрушительным факторам, конструкторам пришлось изрядно повозиться. Су-25 «Грач» — бронированный дозвуковой штурмовик — состоит более чем на 7 % своей общей массы из средств пассивной защиты. В первую очередь это касается пилота. Сзади его прикрывает стальной заголовник, спереди – прозрачный триплексный 6,5-сантиметровый бронеблок, а по бокам – сверхпрочный титан. Эффективно защищены жизненно важные узлы и агрегаты, системы дублированы. Очень непростой задачей оказалось поражение даже «Стингером» Су-25 «Грач». Советский бронированный дозвуковой штурмовик возвращался на аэродромы с десятками пробоин, а порой и с вывороченным двигателем, на одном оставшемся.

б МЮВЮКЕ НЙРЪАПЪ 2016 ЦНДЮ Б йСАХМЙЕ МЮВЮКХЯЭ К╦РМШЕ ХЯОШРЮМХЪ ЬРСПЛНБХЙЮ яС-25ял3

, ОПНЬЕДЬЕЦН ЛНДЕПМХГЮЖХЧ МЮ юн «121 ЮБХЮЖХНММШИ ПЕЛНМРМШИ ГЮБНД», — ЩРН ЯЮЛНК╦Р Я АНПРНБШЛ МНЛЕПНЛ «50 ЙПЮЯМШИ» Х ЯЕПХИМШЛ МНЛЕПНЛ яС-25ял3-06 (АНПРНБНИ: RF-95489).

яС-25ял3 — ЦКСАНЙЮЪ ЛНДХТХЙЮЖХЪ ЯЮЛНКЕРЮ МЮ АЮГЕ яС-25 ял ЙНРНПШИ НЯМЮЫЕМ ЯХЯРЕЛНИ МЮБХЦЮЖХХ цкнмюяя Я БНГЛНФМНЯРЭЧ ОПНЦПЮЛЛХПНБЮМХЪ ЙНМЕВМНИ РНВЙХ МЮ ЙЮПРЕ Я РНВМНЯРЭЧ ДН 10 Л. йЮАХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ НЯМЮЫЕМЮ ЖХТПНБШЛ ДХЯОКЕЕЛ, Я БНГЛНФМНЯРЭЧ НРНАПЮФЕМХЪ МЮГЕЛМНИ Х БНГДСЬМНИ НАЯРЮМНБЙЕ. аНЕБЮЪ ЩТТЕЙРХБМНЯРЭ ЛЮЬХМШ СКСВЬХКЮЯЭ Б 3 ПЮГЮ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ДПСЦХЛХ ЛНДХТХЙЮЖХЪЛХ.

жЕМРПЮКЭМНЕ ЛЕЯРН Б МЮАНПЕ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХИ ГЮМХЛЮЕР ЯХЯРЕЛЮ ПЮДХНЩКЕЙРПНММНИ АНПЭАШ «бХРЕАЯЙ-25», ПЮГПЮАНРЮММЮЪ яЮЛЮПЯЙХЛ МЮСВМН-ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙХЛ ХМЯРХРСРНЛ («щЙПЮМ»). сЯРЮМНБЙЮ «бХРЕАЯЙ» БЙКЧВЮЕР Б ЯЕАЪ ЯХЯРЕЛС ПЮДХНКНЙЮЖХНММНЦН НОНБЕЫЕМХЪ, СКЭРПЮТХНКЕРНБШЕ ОЕКЕМЦЮРНПШ ОСЯЙЮ ПЮЙЕР, Ю РЮЙФЕ ЛНЫМСЧ СЯРЮМНБЙС ОН СЯРЮМНБЙЕ ОНЛЕУ. оН ДЮММШЛ ХЯРНВМХЙЮ, ЛМЕМХЕ ЙНРНПНЦН ОПХБНДХР ЦЮГЕРЮ «хГБЕЯРХЪ», ЙНЛОКЕЙЯ ПЮДХНЩКЕЙРПНММНЦН ОПНРХБНДЕИЯРБХЪ БЙКЧВЮЕР Б ЯЕАЪ МЕ РНКЭЙН ЯРЮМЖХЧ ОПЕДСОПЕФДЕМХЪ НА НАКСВЕМХХ, МН РЮЙФЕ СЯРЮМНБЙС ДКЪ НЯКЕОКЕМХЪ СОПЮБКЪЕЛШУ Б ХМТПЮЙПЮЯМНЛ ДХЮОЮГНМЕ ПЮЙЕР — ОНДНАМСЧ РНИ, ВРН ОПНХГБНДХР ЙНЛОЮМХЪ Northrop-Grumman — Б ДНОНКМЕМХХ Й РЕОКНБШЛ КНБСЬЙЮЛ. щРЮ ЯХЯРЕЛЮ ОПХГБЮМЮ ГЮЫХРХРЭ яС-25ял3 НР КЧАШУ ЮРЮЙ — МЮВХМЮЪ НР ОЕПЕМНЯМШУ ГЕМХРМН-ПЮЙЕРМШУ ЙНЛОКЕЙЯНБ Stinger ДН ГЕМХРМН-ПЮЙЕРМШУ ЙНЛОКЕЙЯНБ Patriot.

оН ДЮММШЛ ЦЮГЕРШ «хГБЕЯРХЪ», СЯРЮМНБЙЮ «бХРЕАЯЙ» РЮЙФЕ ОПЕДМЮГМЮВЕМЮ ДКЪ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНИ ХДЕМРХТХЙЮЖХХ Х НОПЕДЕКЕМХЪ РНВМШУ ЙННПДХМЮР ХЯРНВМХЙНБ НОЮЯМНЯРХ. щРХ ЙННПДХМЮРШ ГЮРЕЛ ЛНЦСР АШРЭ ОЕПЕДЮМШ НПСФЕИМШЛ ЯХЯРЕЛЮЛ — РЮЙХЛ, МЮОПХЛЕП, ЙЮЙ ОПНРХБНПЮДХНКНЙЮЖХНММЮЪ ПЮЙЕРЮ у-58 — ДКЪ ОНЯКЕДСЧЫЕЦН СМХВРНФЕМХЪ СЦПНГШ. оНРЕМЖХЮКЭМН ЩРН ЛНФЕР ДЮРЭ яС-25 МЕЙНРНПСЧ БНГЛНФМНЯРЭ Б ЯКСВЮЕ МЕНАУНДХЛНЯРХ ОНДЮБКЪРЭ ЯХЯРЕЛШ ОПНРХБНБНГДСЬМНИ НАНПНМШ ОПНРХБМХЙЮ.

сДЮПМШЕ БНГЛНФМНЯРХ яС-25ял3 РЮЙФЕ СБЕКХВХБЮЧРЯЪ. мЮ МЕЛ СЯРЮМНБХКХ СЯРЮМНБХКХ МЮ МЕЛ МНБСЧ ЯХЯРЕЛС ЩКЕЙРПНММН-НОРХВЕЯЙНЦН МЮБЕДЕМХЪ янкр-25. мНБШЕ ОПХЖЕКЭМШЕ ОПХАНПШ ОНГБНКЪР ОХКНРС яС-25ял3 НАМЮПСФХБЮРЭ Х НРЯКЕФХБЮРЭ БПЮФЕЯЙХЕ МЮГЕЛМШЕ ЖЕКХ МЮ ПЮЯЯРНЪМХХ «МЕЯЙНКЭЙХУ ЙХКНЛЕРПНБ» — ДМЕЛ Х МНВЭЧ, Х ДЮФЕ БН БПЕЛЪ ЯХКЭМНЦН ДНФДЪ ХКХ ЯМЕФМЕИ АСПХ. рНВМНЯРЭ ОНОЮДЮМХЪ МЕСОПЮБКЪЕЛШУ АНЛА ОПХАКХГХКЮЯЭ Й БШЯНЙНРНВМНЛС ЯЮЛНМЮБНДЪЫЕЛСЯЪ БННПСФЕМХЧ, МЮ АНПРС ЯРНХР ОНДЯХЯРЕЛЮ ОПХЖЕКЭМНЦН МЮБХЦЮЖХНММНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ ябо-24-25. б НРКХВХЕ НР СОПЮБКЪЕЛШУ, РЮЙХЕ АНЛАШ Х ПЮЙЕРШ МЕ НРЙКНМХРЭ ЯПЕДЯРБЮЛХ пща ХКХ ДПСЦХЛ ЯОНЯНАНЛ НР МЮЛЕВЕММНИ ЖЕКХ. оНЩРНЛС Б АСДСЫЕЛ, ЙНЦДЮ обн ЯРЮМСР АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШЛХ, МЕСОПЮБКЪЕЛШЕ АНЛАШ Х ПЮЙЕРШ ЛНЦСР ЯРЮРЭ ЕДХМЯРБЕММШЛ ЦЮПЮМРНЛ 100 %-ЦН ОНОЮДЮМХЪ.

рЮЙФЕ С ЬРСПЛНБХЙНБ яС-25ял3 ОНЪБХКЮЯЭ БНГЛНФМНЯРЭ МЕ РНКЭЙН НАЯРПЕКХБЮРЭ МЮГЕЛМШЕ ЖЕКХ, МН Х БЕЯРХ БНГДСЬМШИ АНИ. йПНЛЕ РНЦН, Я ОНЛНЫЭЧ ЯОСРМХЙНБНИ МЮБХЦЮЖХХ цкнмюяя яС-25ял3 ЯЛНФЕР ГЮДЮБЮРЭ ЙНМЕВМСЧ РНВЙС ОНКЕРЮ Я РНВМНЯРЭЧ ДН ДЕЯЪРХ ЛЕРПНБ Х МЮМЕЯЕР СДЮП НАНГМЮВЕММНИ ЖЕКХ ДЮФЕ ОПХ НЦПЮМХВЕММНИ БХДХЛНЯРХ.

лНДЕПМХГХПНБЮММШИ ПНЯЯХИЯЙХИ ЬРСПЛНБХЙ ОНКСВХР ЖЕКШИ МЮАНП МНБШУ БННПСФЕМХИ, БЙКЧВЮЪ МНБНЕ ОНЙНКЕМХЕ ПНЯЯХИЯЙНЦН СОПЮБКЪЕЛНЦН БШЯНЙНРНВМНЦН НПСФХЪ. яПЕДХ ЩРХУ МНБШУ БХДНЛ НПСФХЪ АСДСР РЮЙФЕ АНЛАШ РХОЮ пай-500 яоащ-д, ЙНРНПШЕ МЕДЮБМН ОПХЛЕМЪКХЯЭ Б яХПХХ ЯБЕПУГБСЙНБШЛХ АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮЛХ яС-24. пЕВЭ ХДЕР Н ЯРЮМДЮПРМШУ ПНЯЯХИЯЙХУ 500-ЙХКНЦПЮЛЛНБШУ ЙЮЯЯЕРМШУ АНЛАЮУ Я СЛМШЛХ ДНОНКМХРЕКЭМШЛХ ЯСААНЕОПХОЮЯЮЛХ яоащ-д. йЮФДШИ ДНОНКМХРЕКЭМШИ АНЕБНИ ЩКЕЛЕМР ОПЕДЯРЮБКЪЕР ЯНАНИ ОПНРХБНРЮМЙНБСЧ ЙЮЯЯЕРМСЧ АНЛАС Я ХМТПЮЙПЮЯМШЛ МЮБЕДЕМХЕЛ Х НАПЮГСЧЫХЛЯЪ Б ПЕГСКЭРЮРЕ БГПШБЮ СДЮПМШЛ ЪДПНЛ, ЯОНЯНАМШЛ ОПНАХРЭ ЙЮРЮМСЧ ЦНЛНЦЕММСЧ АПНМЧ РНКЫХМНИ 150-160 ЛХККХЛЕРПНБ — ЩРНЦН ДНЯРЮРНВМН РЮЙФЕ ДКЪ РНЦН, ВРНАШ ОПНАХРЭ ЙПШЬС РЮМЙЮ. йЮФДЮЪ АНЛАЮ пай яоащ 500-д ХЛЕЕР ЬЕЯРЭ ЯСААНЕОПХОЮЯНБ яоащ-д.

яС-25ял3 ЙПНЛЕ БЯЕЦН ОПНВЕЦН НАКЮДЮЕР ЬХПНЙХЛ ДХЮОЮГНМНЛ ЯЙНПНЯРЕИ: НР ОНВРХ РШЯЪВХ ДН ЯРЮ ЙХКНЛЕРПНБ Б ВЮЯ «АЕГ ЯБЮКХБЮМХЪ Б ЬРНОНП».

оН ЛМЕМХЧ ЩЙЯОЕПРНБ, яС-25ял3 — ЩРН ДЕЬЕБЮЪ, МН НВЕМЭ ЩТТЕЙРХБМЮЪ АНЕБЮЪ ЛЮЬХМЮ. нМЮ ОПХЦНДХРЯЪ бйя пНЯЯХХ ЙЮЙ Б КНЙЮКЭМШУ ЙНМТКХЙРЮУ, РЮЙ Х Б УНДЕ ОНКМНЛЮЯЬРЮАМШУ АНЕБШУ ДЕИЯРБХИ ОПНРХБ БШЯНЙНРЕУМНКНЦХВМНЦН ОПНРХБМХЙЮ. йЮЙ ПЮЯЯЙЮГЮКХ Б цКЮБМНЛ ЬРЮАЕ бйя, ДН ЙНМЖЮ МШМЕЬМЕЦН ЦНДЮ Б БНИЯЙЮ ДНКФМН ОНЯРСОХРЭ АНКЕЕ ДЕЯЪРЙЮ МНБШУ ЛЮЬХМ. «яСОЕПЦПЮВХ» ОНОНКМЪР ЮБХЮЖХНММШЕ ОЮПЙХ чФМНЦН БНЕММНЦН НЙПСЦЮ Х 4-ЦН жЕМРПЮ ОНДЦНРНБЙХ ЮБХЮЖХНММНЦН ОЕПЯНМЮКЮ бйя пт. ю СФЕ Б ЯКЕДСЧЫЕЛ ЦНДС МНБЕИЬХЕ ЬРСПЛНБХЙХ ОНЪБЪРЯЪ Х Б ВЮЯРЪУ ЬРСПЛНБНИ ЮБХЮЖХХ Б гЮАЮИЙЮКЭЕ Х МЮ дЮКЭМЕЛ бНЯРНЙЕ.

б 2022 ЦНДС яС-25ял3 ОНЯРСОЪР МЮ БННПСФЕМХЕ 960-ЦН (оПХЛНПЯЙ-юУРЮПЯЙ) Х 368-ЦН (аСДЕМНБЯЙ) ЬРСПЛНБШУ ЮБХЮОНКЙНБ. сМХЙЮКЭМШЕ ЬРСПЛНБХЙХ ОНОНКМЪР Х ЮБХЮЖХНММСЧ ЦПСООС КХОЕЖЙНЦН жЕМРПЮ ОНДЦНРНБЙХ ЮБХЮОЕПЯНМЮКЮ. еЦН КЕРВХЙХ-ХМЯРПСЙРНПШ НАКЕРЮЧР ЯЮЛНКЕРШ, Ю РЮЙФЕ ОНДЦНРНБЪР МЮЯРЮБКЕМХЪ Х ОПНЦПЮЛЛС АНЕБНИ ОНДЦНРНБЙХ ДКЪ АСДСЫХУ ОХКНРНБ «яСОЕПЦПЮВЕИ».

оНЯКЕ РНЦН ЙЮЙ ЯРПНЕБШЕ ОХКНРШ НЯБНЪР яС-25ял3, АСДЕР ЯТНПЛХПНБЮМЮ ЯОЕЖХЮКЭМЮЪ ЮБХЮЖХНММЮЪ ЦПСООЮ. нМЮ АСДЕР МЮОПЮБКЕМЮ ДКЪ БШОНКМЕМХЪ АНЕБШУ ГЮДЮВ Б яХПХХ.
кру:

лНДХТХЙЮЖХЪяС-25ял3
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л14.36
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ, Л15.53
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ, Л4.80
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л233.70
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ9185
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ14600
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ17600
рНОКХБН
БМСРПЕММХЕ РНОКХБН, ЙЦ3000
ора2
рХО ДБХЦЮРЕКЪ2 рпд п-195
рЪЦЮ, Йм2 У 44.13
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В
С ГЕЛКХ975
МЮ БШЯНРЕл=0.82
оЕПЕЦНМНВМЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ1950
аНЕБНИ ПЮДХСЯ ДЕИЯРБХЪ, ЙЛ
МЮ БШЯНРЕ650
С ГЕЛКХ320
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л7000
лЮЙЯ. БШЯНРЮ АНЕБНЦН ОПХЛЕМЕМХЪ5000
лЮЙЯ. ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММЮЪ ОЕПЕЦПСГЙЮ6.5
щЙХОЮФ, ВЕК1
бННПСФЕМХЕ:НДМЮ 30-ЛЛ ДБСЯРБНКЭМЮЪ ОСЬЙЮ ць-30-2 Б МХФМЕИ МНЯНБНИ ВЮЯРХ Я 250 ОЮРПНМЮЛХ. АНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ — 4400 ЙЦ МЮ 10 СГКЮУ ОНДБЕЯЙХ, МНПЛЮКЭМЮЪ МЮЦПСГЙЮ — 1340 ЙЦ АНЛАНБЮЪ МЮЦПСГЙЮ : дН 8 АНЛА Я КЮГЕПМШЛ МЮБЕДЕМХЕЛ, 8-10 500-,250-ЙЦ АНЛАШ, 32 100-ЙЦ АНЛАШ, АПНМЕАНИМШЕ АНЛАШ, МЮОЮКЛНБШЕ АЮЙХ мсп: 8-10 ос са-32-57 (320(252) У 57-ЛЛ) ХКХ 8-10 240-ЛЛ, АКНЙХ мюп РХОЮ я-5 (57 ЛЛ), я-8 (80 ЛЛ), я-24 (240 ЛЛ) Х я-25 (340 ЛЛ). сп: БНГДСУ-БНГДСУ п-60 АКХФМЕИ ДЮКЭМНЯРХ Х сп п-27п(щ), пбб-юе (п-77) Х п-73 ЯПЕДМЕИ ДЮКЭМНЯРХ. БНГДСУ-ОНБЕПУМНЯРЭ у-25лк, у-29к Х я-25к йНМРЕИМЕПШ яоос-22 Я ДБСУЯРБНКЭМНИ 23-ЛЛ ОСЬЙНИ ць-23к Я 260 ОЮРПНМЮЛХ.
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
тНРНЦПЮТХХ:оЕПБШИ НОШРМШИ яС-25ял3 (c) еБЦЕМХИ бНКЙНБ
оЕПБШИ ЯЕПХИМШИ яС-25ял3 (c) еБЦЕМХИ бНКЙНБ
оЕПБШИ ЯЕПХИМШИ яС-25ял3 (c) еБЦЕМХИ бНКЙНБ
яС-25ял3
яС-25ял3 (c) юКЕЙЯЮМДП кЕАЕДЕБ
яС-25ял3 (c) юКЕЙЯЮМДП кЕАЕДЕБ
яС-25ял3 (c) img.kuban24.tv
йЮАХМЮ ОХКНРЮ яС-25ял3

яУЕЛШ:

яС-25ял3
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
Tehnorussia.su. ьРСПЛНБХЙ яС-25ял3 √ ЯНБПЕЛЕММНЕ СЙПЕОКЕМХЕ ЯСУНОСРМШУ БННПСФ╦ММШУ ЯХК юБХЮЖХЪ пНЯЯХХ. лНДЕПМХГХПНБЮММШИ яС-25ял3 ОНДМЪКЯЪ Б МЕАН Bmpd. оЕПБШЕ ЯЕПХИМН ЛНДЕПМХГХПНБЮММШЕ ЬРСПЛНБХЙХ яС-25ял3 Russiandefence.com. The Ultimate Grach √ Su-25SM3

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2020

Возникновение концепции

Потребность в такой машине советские военные ощутили во второй половине 60-х годов. Наиболее массовыми образцами военно-воздушных сил СССР в то время были отличные боевые самолеты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-19, Су-7Б и Як-28. Некоторые из них во время учений выполняли штурмовые атаки на позиции условного противника, но уже тогда специалистам было ясно, что в условиях реальной войны последствия таких авиаударов могут оказаться не столь впечатляющими. Дело в том, что при всех своих достоинствах эта техника создавалась для других задач. В основном это были перехватчики, дооборудованные внешними подвесками для дополнительного вооружения класса «воздух-земля». Впрочем, были и штурмовики (например, тот же Су-7Б), но быстрое развитие средств ПВО фронтового уровня в стане вероятных противников не внушало особого оптимизма. Шла Вьетнамская война, что давало уникальную возможность изучать опыт американских летчиков (часто печальный) и выявлять общий образ перспективного самолета поддержки наземных операций.

Модификации на базе Су 25

Постоянная модернизация СУ-25 на протяжении всего времени существования самолёта разделила его вид на модификации:

  • Су-25УБ – учебно-боевая двухместная машина
  • Су-25К, версия экспортного исполнения. Всего было построено 180 коммерческих штурмовиков с 1984 по 1989 годы.
  • Су-25ТМ, вариант созданный на базе двухместного СУ-25УБ для борьбы с танками. Место второго пилота оснащено под установку радиоэлектронного оборудования с усилением центральной части гаргротта. Кабина обладает улучшенными свойствами герметизации. Передняя часть самолёта изменена для установки прицельного комплекса И-251 «Шквал», расположен ИЛС.
  • Су-28, самолёт для учебно-тренировочных полётов.
  • Су-25УТГ, модель модернизирована для морских частей и авианосцев. Кабина двухместная, для проведения учебных режимов взлёт/посадка с палубы авианосца. Буква «Г» на конце аббревиатуры означает гак, которым самолёт цепляется за трос при посадке на палубу авианосца. Схемы, чертеж 25УТГ немногим отличаются от базовой модели.
  • Су-39, более современная версия противотанкового штурмовика Су-25ТМ. Корпус оснащён подвесным контейнером с радиолокационной станцией «Уопьё-25».
  • Су-25КМ, Израильская версия модификации штурмовика Грузинских ВВС. Доработки проведены в соответствии с классификацией боевого оснащения НАТО.
  • Су-25СМ, реконструкция базовой модели Су-25ТМ с применением: БРЭО, АО, АВ, ИЛС, МФИ.
  • Су-25БМ – Модифицированный двухместный самолёт на базе Су-25СМ и Су-39. Штурмовик предполагает использование в качестве учебного аппарата и возможность использования в качестве боевой единицы.
  • Су-25М1, модель модернизирована украинскими конструкторами для нужд собственной армии. Работы выполняет авиаремонтное предприятие «МиГремонт».
  • Су-25СМ3 – Модифицированный одноместный штурмовик. Добавлено новое навигационное оборудование ГЛОНАСС (GPS) с более точной установкой ориентирования, что позволяет эксплуатацию в любых условиях.

Состоит на вооружении

  • Россия – 80 Су-25,100 Су-25СМ/CM3,15 Су-25УБ и 5 Су-25УТГ на начало 2016 года
  • Азербайджан – 16 Су-25 и 3 Су-25УБ по состоянию на 2016 год:180
  • Ангола – 8 Су-25 и 2 Су-25 УБ по состоянию на 2016 год:430
  • Армения- 13 Су-25 и 2 Су-25УБК:179
  • Белоруссия- 12 Су-25К/Су-25УБК по состоянию на 2016 год:182
  • Болгария – 10 Су-25К и 4 Су-25УБК по состоянию на 2016 год:83
  • Гамбия – 1 Су-25 по состоянию на 2008 г.
  • Грузия – 3 Су-25, 7 Су-25К, 2 Су-25Б по состоянию на 2016 год:184
  • Демократическая Республика Конго – 4 Су-25:266
  • Ирак – Более 6 Су-25/Су-25К и 1 Су-25УБК по состоянию на 2016 год:332
  • Иран – 7 Су-25К и 3 Су-25УБК по состоянию на 2016 год:330
  • Казахстан – 12 СУ-25 и 2 СУ-25УБ по состоянию на 2016 год:186
  • КНДР – 34 Су-25/Су-25УБК по состоянию на 2016 год:266
  • Кот-д’Ивуар – 2 Су-25 на хранении:439
  • Нигер – 2 Су-25 :460
  • Перу – 10 Су-25А и 8 Су-25УБ по состоянию на 2016 год:411
  • Туркмения – 12 Су-25МК по состоянию на 2016 год:204
  • Узбекистан – 20 Су-25/Су-25БМ по состоянию на 2016 год:208
  • Украина – 28 по состоянию на 2016 год:206
  • Судан – 9 Су-25 и 2 Су-25УБ по состоянию на 2016 год:471
  • Чад – 8 Су-25 и 2 Су-25УБ по состоянию на 2016 год:437
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея – 2 Су-25 и 2 Су-25УБ:443
  • Эфиопия

Состояли на вооружении

  • Болгария – 4 Су-25УБК сняты с вооружения в конце 2014 года:83
  • Кот-д’Ивуар
  • Македония
  • Словакия
  • СССР
  • Чехия
  • Чехословакия

На вооружении ВВС РФ

В ВВС России самолетами Су-25 всех модификаций вооружены полки

  • 368-й ШАП — аэродром Будённовск
  • 960-й ШАП — аэродром Приморско-Ахтарск
  • Авиационная группа 3-го Командования — аэродром Черниговка
  • 266-й ШАП — аэродром Степь-Оловянная
  • 279-й ОИАП — Североморск-3
  • 37-й смешанный авиационный полк (аэр. Гвардейское) эскадрилья Су-25СМ
  • 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава (Липецк) – штурмовая эскадрилья

А теперь ты бомбардировщик

На момент первых авиационных ударов российскими ВКС по позициям боевиков в Сирии на авиабазе «Хмеймим» были развернуты десять Су-25СМ и два учебно-боевых Су-25УБ из состава 960-го отдельного штурмового полка из Приморско-Ахтарска. К началу вывода войск, по данным «ВПК», «Грачи» выполнили 3500 вылетов из общих девяти тысяч. В среднем каждый из десяти штурмовиков за пять месяцев боев провел в воздухе от 250 до 300 часов. Учебно-боевые машины, выполнявшие в первую очередь вспомогательные задачи (разведка погоды, осмотр районов), налетали всего по 60–80 часов на борт.

Отметим: в Сирии Су-25 работали не как классические штурмовики. Они выступили в несколько непривычном для себя амплуа обычных бомбардировщиков, сбрасывавших на противника боекомплект с высоты пять тысяч метров. Причем пилоты даже не искали цели, их координаты закладывались в бортовые системы перед вылетом.

Глазами Су-25 стали беспилотные летательные аппараты и бойцы сил специальных операций, которые после обнаружения и опознания объектов противника выдавали их точные координаты. В зависимости от типа цели штурмовики уходили на задачу с двумя или четырьмя свободнопадающими авиационными бомбами.

После взлета с авиабазы «Хмеймим» пилот выходил в район цели и задействовал бортовой прицельный комплекс, который и выводил штурмовик на объект, и автоматически сбрасывал бомбы.

«Грачи» показали в Сирии очень высокую точность, порой не уступая фронтовым бомбардировщикам Су-24М, оснащенным специальной вычислительной подсистемой СВП-24. Так, по данным «Военно-промышленного курьера», подавляющее большинство сброшенных штурмовиками авиабомб независимо от времени суток и погодных условий ложилось в радиусе 10–15 метров от точки прицеливания.

При этом за счет более высоких эксплуатационных характеристик Су-25 за сутки успевали сделать больше вылетов, чем работавшие совместно с ними Су-24М и Су-34. В наиболее напряженные дни штурмовики поднимались в небо до десяти раз.

По словам представителя ВКС России, знакомого с ситуацией, сейчас, когда интенсивность боев резко упала, необходимости в Су-25 нет. Но если противоборство возобновится с прежней напряженностью, первыми на авиабазу «Хмеймим» вернутся именно Су-25, которые, как выразился собеседник, способны с высокой точностью завалить противника бомбами.

Но, несмотря на достаточно хорошие результаты сирийской командировки, нельзя отрицать, что штурмовики фактически работали как перевозчики бомб. Су-25 оказались неуязвимыми для средств ПВО боевиков в первую очередь за счет того, что летали не ниже пяти тысяч метров. Осталась серьезная проблема с поиском целей и, как признаются в НПК «Штурмовики Сухого», если бы не бойцы КССО и разведывательные беспилотники, находившие цели, эффективность «Грачей» в Сирии оказалась бы куда ниже.

Дозаправка топливом от воздушного танкера KC-135

Отдельная мотогондола двигателя Дает плюсы при модернизации самолета – новая силовая установка от размеров мотогондолы не зависит, можно воктнуть, что нужно. Так же, вероятно, такое расположение двигателя дает возможность возможность его быстрой замены при повреждении. Хороший обзор из кабины Форма носовой части бородавочника и фонарь кабины обеспечивают летчику хороший обзор, что дает лучшую ситуативную осведомленность. Но не решает проблем с поиском целей невооруженным глазом, таких же как и у летчика Су-25. Об этом подробнее – ниже. Превосходство “Грача” Скорость и маневренность Тут вперед выходит Су-25. Крейсерская скорость “Бородавочника” (560 км/ч) почти в полтора раза меньше скорости “Грача” (750 км/ч). Максимальная, соответственно – 722 км/ч против 950 км/ч. По вертикальной маневренности, тяговооруженности (0,47 против 0,37) и скороподъемности (60 м/с против 30 м/с) Су-25 тоже превосходит американца. При этом в горизонтальной маневренности американец должен быть лучше – за счет большей площади крыла и меньшей скорости на вираже. Хотя, к примеру, летчики пилотажной группы “Небесные гусары”, пилотировавшие А-10А, говорили, что разворот с креном больше 45 градусов у А-10А идет с потерей скорости, чего не скажешь о Су-25. Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, летавший на А-10 подтверждает их слова: “Су-25 более маневренный, у него нет ограничений как у А-10. К примеру, наш самолет может полностью выполнять сложный пилотаж, а «американец» не может, у него ограниченные углы тангажа и углы крена, вписаться в каньон А-10 не может, а Су-25 может…” Живучесть Принято считать, что живучесть у них примерно равная. Но все же «Грач» более живуч. А Афганистане штурмовикам приходилось работать в очень суровых условиях. Помимо всем известных поставленных террористам американских ПЗРК «Стингер»… в горах Афганистана Су-25 встретили интенсивное огневое воздействие. Стрелковка, крупнокалиберные пулеметы, МЗА… причем «Грачей» зачастую одновременно обстреливали не только снизу, но и сбоку, сзади и даже… сверху! Хотелось бы посмотреть на А-10 в таких передрягах (с его большим фонарем кабины с “отличным обзором”), а не в условиях преимущественно равнинного Ирака. Оба бронированы, но конструктивно… бронекабина А-10А из титановых панелей скрепленных болтами (которые сами становятся вторичными элементами поражения при прямом попадании), у Су-25 – сварная титановая “ванна”; тяги управления на А-10А – тросовые, на Су-25 – титановые (в хвостовой части фюзеляжа из жаропрочной стали), выдерживающие попадания крупнокалиберных пуль. Двигатели тоже разнесены у обоих, но у Су-25 между двигателями фюзеляж и бронепанель, у А-10 – воздух.

Отличительные ТТХ Су-25СМ3 от предшественника Су-25

Внешность Су-25 не претерпела никаких изменений, старый корпус превосходно подошёл к новой начинке. Есть система спутниковой связи и навигации ГЛОНАСС

Вдвое увеличена боеготовность новейшего Су-25, лазерный индикатор прицела расположен перед глазами, выводит на стеклянный экран всю информацию о состоянии самолёта и одновременно концентрирует внимание на цели, пилот не отвлекается, рассматривая всю приборную панель и окружающие самолёт объекты. Много электроники, при этом надёжной, централизованной программным управлением

В авиаучилищах установлены симулятроы для подготовки лётчиков, которые помогают приготовиться к первым полётам. Мастерство боевого лётчика отрабатывается уже в настоящих вылетах при естественных ощущениях. Есть весь спектр вооружения для наземных, надводных и воздушных целей, Су-25СМ3 – это высокая огневая мощь и защищённость.

ПНК СВП-24-25

Точность попадания неуправляемых бомб приблизилась к высокоточному самонаводящемуся вооружению, на борту стоит подсистема прицельного навигационного комплекса СВП-24-25. В отличие от управляемых, такие бомбы и ракеты не отклонить средствами РЭБ или другим способом от намеченной цели. Поэтому в будущем, когда ПВО станут более совершенными, неуправляемые бомбы и ракеты могут стать единственным гарантом 100 %-го попадания.

СОЛТ-25

Система прицеливания СОЛТ-25 захватывает цели телевизионными и тепловизорными каналами: танки, БМП и БТРы, живую силу. Дождь, снег, ночь – системе не помеха.

БКО «Витебск»

Бортовой комплекс обороны Витебск – мощный ослепительный РЭБ. При его работе замолкают вражеские радары. Ракеты с инфракрасными головками пролетают мимо Су-25СМ3. Система позволяет приблизиться вплотную к зенитчикам и уничтожить расчёт специальной ракетой Х-58, идущей в сторону сигнала РЛС противника. Если сигнал радаров выключен, дозвуковой «Суперграч» применит обычные бомбы и ракеты. Выброс тепловых ловушек при стрельбе из ПЗРК – также входит в компетенцию этого комплекса. Аналогичный же принцип работы применяется и в Т-14 Армате в активной защите танка «Афганит», в радиусе 100 км, установленные по всему борту датчики, производят замер ионизации воздуха, что предупреждает систему об опасности и выдаёт УФЛ-датчикам координаты запуска всего залпа вражеских ракет или одиночного выстрела из незаметного в засаде ПЗРК. Ответный удар не заставит себя ждать.

Техническое описание Су-25УТГ

Самолет создан для проведения летчиками посадки и взлета на наземном комплексе с механизмом укороченного взлета – наклонной рампы-трамплина, отработки посадки – аэрофинишера и проведения контроля летчиков и курсантов строевых частей и летных училищ.

Летно-технические характеристики Су-25УТГ практически не имеют особого отличия от характеристик учебного Су-25УБ. Благодаря установленному на воздушный аппарат оборудованию пилотажно-навигационного назначения обеспечивается отработка взлета и посадки самолета при любых метеоусловиях для учебно-тренировочных полетов.

Основные конструктивные особенности

Проектирование велось с использованием хорошо зарекомендовавшей себя нормальной аэродинамической схемы с высоким расположением несущего крыла. В отличие от истребителей, за счет такого решения штурмовик получает максимальную степень маневренности на дозвуковых скоростях.

Долгое время специалисты бились над оптимальной аэродинамической компоновкой машины, но потраченные усилия не канули втуне: налицо высокие коэффициенты во всех видах боевого маневрирования, отличная полетная аэродинамика, прекрасная маневренность при заходе на штурмовку наземных целей. За счет особой аэродинамики СУ-25, технические характеристики которого рассматриваются в статье, имеет возможность заходить в атаку на критических углах, сохраняя при этом высокую полетную безопасность. Кроме того, самолет может пикировать со скоростью до 700 км/ч, имея при этом наклон до 30 градусов.

Боевое применение Су-25

За тридцать лет жизни Су-25, боевое применение штурмовика состоялось: во время афганского конфликта, первой и второй войны в Чечне. В настоящее время пилоты громят басмачей в Сирии. В Афганистан самолёт прилетел «с колёс» — с государственных испытаний.

За прекрасные летные характеристики СУ-25, его внешнее сходство с птицей и исключительную живучесть, фронтовой штурмовик стали звать «Грачом».

За прекрасные летные характеристики СУ-25, штурмовик стали звать «Грачом».

В течение нескольких лет он наводил ужас на моджахедов, прикрывая автоколонны с топливом и продовольствием — помощь Советского Союза народу Афганистана. Расклад сил изменился, когда в руках у моджахедов появились «Стингеры». Потребовалась доработка броневой защиты для повышения живучести машины.

Было подсчитано, что сбитым Су-25 наносилось до 90 повреждений, прежде чем самолёт терял способность лететь. Бывало, что и свыше ста попаданий различных снарядов не могли уничтожить самолёт и экипаж.

Усовершенствованные версии Су-25 внесли весомый вклад в результаты боевых действий во многих вооруженных конфликтах: в Персидском заливе, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Чечне, Эфиопии, Южной Осетии, Конго, и многих других.


Афганистан. Прямое попадание ракеты Стингер в правый двигатель Су-25

Биография самолёта пополнилась новыми подтверждениями того, что развивать Су-25 нет смысла. Нужно менять его, вводя в строй более совершенный и хорошо вооружённый штурмовик. В Сирии, как уже отмечалось выше, был сбит один Су-25. Сбит ракетой предположительно американского или советского производства.

Это показало, что летать ближе 10 км от точки выстрела ПЗРК нельзя. Это так называемая «опасная зона» для Су-25, так как его подвесное ракетное оружие в большинстве уже устарело. Оборудование РЭБ «Витебск», установленное на модификации СМ3, не даёт стопроцентной гарантии, что самолёт не собьют.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]