Самые массовые танки — участники Великой Отечественной войны

В честь этой даты, а также 85-летия Уралвагонзавода и 80-летия Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (в составе Концерна УВЗ входят в Госкорпорацию Ростех), три танка продемонстрировали представителям СМИ свои высокие ходовые и боевые качества на испытательном полигоне. В рамках пресс-тура на трассу вышли Т-34-85, Т-90М «Прорыв» и Т-14 на платформе «Армата». Танки динамично разгонялись, дрифтовали на площадке, проехали с файерами цветов российского флага. Т-90М продемонстрировал стрельбу из пушки, а Т-14 с лёгкостью преодолел горку высотой порядка 6 метров и углом подъёма 30 градусов.

Эти три танка представляют разные эпохи и поколения, отражают эволюцию конструкторской мысли и ярко демонстрируют главные качества, присущие машинам УКБТМ и УВЗ. Их всегда отличали надёжность, простота конструкции, высокая ремонтопригодность и практически неисчерпаемый модернизационный потенциал. Так, например, писал о танке Т-34 его конструктор — Александр Морозов:

«В отличие от сторонников всяких заумных решений, мы исходили из того, что конструкция должна быть проста, не иметь ничего лишнего, случайного и надуманного. Сделать сложную машину, конечно, всегда легче, чем простую, которая далеко не каждому конструктору по плечу… Конструктивная простота танка Т-34 дала возможность в самый тяжёлый для Родины момент не только иметь танки, но иметь их много, намного больше, чем имел противник. Дала возможность быстро организовать производство боевых машин на многих заводах страны, прежде не выпускавших подобной техники, и силами людей, которые о танках ранее знали только понаслышке».


© Пресс-служба УВЗ Конструктивная простота танка Т-34 дала возможность быстро организовать производство боевых машин на многих заводах страны.
К концу мая 1945 года нижнетагильский завод выпустил 25 914 «тридцатьчетвёрок» — больше, чем на всех заводах Германии вместе взятых. А выпуск бронетанковой техники на Уралвагонзаводе стартовал с началом Великой Отечественной войны.

Символ Великой Победы

13 сентября 1941 года в связи с приближением линии фронта к Харьковскому промышленному району вышло постановление СНК СССР об эвакуации харьковского завода №183 и Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф.Э. Дзержинского, а также ещё ряда эвакуированных производств начал свою работу Уральский танковый завод №183, ставший одним из крупнейших оборонных комплексов страны. Коллективу завода предстояло в кратчайшие сроки наладить на имеющихся производственных площадях массовый выпуск для армии средних танков Т-34.

Было привезено и установлено более трёх тысяч единиц оборудования, эвакуировано около 70 тысяч человек (с учётом семей). В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков, и 18 декабря 1941 года из узлов, прибывших из Харькова, был собран первый танк Т-34-76.

Конструкторам и технологам пришлось усовершенствовать многие узлы и детали, исходя из возможностей УТЗ и учитывая нехватку квалифицированных кадров. В течение военного периода Уральский танковый завод успешно исполнял роль головного предприятия по производству «тридцатьчетвёрки». Целый ряд узлов, деталей и даже механизмов конструкторскому бюро приходилось разрабатывать в нескольких вариантах, с учётом технических возможностей того или иного завода.

Например, к январю 1942 года были внесены изменения в чертежи 770 наименований деталей, а 1 265 наименований деталей просто изъяли из конструкции. При этом, несмотря на короткие сроки и отсутствие экспериментальной проверки изменённых и новых конструкций, каких-либо ошибок в дальнейшем выявлено не было. Одновременно упрощали и технологию производства.


© Пресс-служба УВЗ

В январе 1944 года на вооружение была принята модификация «тридцатьчетвёрки» с более мощной 85-мм пушкой — танк Т-34-85.

А для наращивания выпуска танков в производство внедрялись самые прогрессивные для того времени технологии: отливка башен в сырые формы, изготовленные методом машинной формовки, автоматическая сварка бронекорпусов и другие. Впервые в мире внедрена поточно-конвейерная сборка танков. С мая 1942 года с конвейера через каждые 30 минут сходила «тридцатьчетвёрка». Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин. В целом масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имели и не имеют аналогов в мировом танкостроении — как в те годы, так и сегодня.

Была проделана гигантская работа и по повышению боевых характеристик Т-34. В январе 1944 года на вооружение была принята модификация «тридцатьчетвёрки» с более мощной 85-мм пушкой — танк Т-34-85, который спустя два месяца стал сходить с конвейера УТЗ. Именно он стал символом Великой Победы.

Танки Т-34 до сих стоят на вооружении некоторых стран! А «тридцатьчетвёрка», которая приняла участие в мероприятии, сошла с конвейера завода в 1945 году. Несмотря на почтенный возраст, она до сих пор принимает участие в городских парадах Победы и исторических реконструкциях. На полигоне Т-34-85 наравне с младшими собратьями демонстрировал виражи, крутые развороты, ходовые качества.

Генеральский «Абрамс»

Большое будущее бронированным боевым машинам предсказал граф Дмитрий Милютин, и последний русский генерал-фельдмаршал оказался прав: со временем танки заняли прочное место в вооруженных силах мира наряду с передвижной артиллерией. Один из самых узнаваемых танков современности — американский M1 «Абрамс» песочного цвета, названный в честь генерала Второй мировой и Вьетнамской войн Крэйтона Абрамса. Гигантские бронированные боевые машины США массой 63 тонны и двигателем в 1,5 тысячи лошадиных сил обладают сокрушительной мощью.


М1 “Абрамс”

«Абрамсы» довольно маневренны несмотря на массу и на шоссе развивают скорость более 70 километров в час, а пушки заряжаются вручную. Самым существенным минусом танка в бою был проект дополнительной установки для питания всех систем в случае выхода из строя основного двигателя. Из-за его расположения снаружи башни «Абрамс» можно было легко поджечь: горящие топливо и масло могли попасть в двигатель, и позже установку перенесли на левую надгусеничную полку. «Абрамс», переживший множество модернизаций, не только остается основным танком американских сухопутных войск с восьмидесятых годов прошлого века, но и поставляется на экспорт. Эти танки использовались при войне в Персидском заливе, Ираке и Йемене, мощность и масса «Абрамсов» могут быть разными в зависимости от модификаций, которых более двадцати шести, но все они отличаются совершенными прицельными системами и боеприпасами с огромной поражающей силой.

Единственные в своём роде

К каждому последующему танку Уралвагонзавода можно применить эпитеты «первый», «уникальный», «единственный в своём роде». На рубеже 1940-1950-х годов на конвейер ставится средний танк Т-54, вооружённый самой мощной для того времени пушкой калибра 100 мм. Оснащённые танками Т-54 многочисленные советские дивизии в 1950-х годах являлись стратегическим фактором, компенсирующим временное отставание нашей страны в ядерных вооружениях. В течение десяти лет абсолютное превосходство «пятьдесятчетвёрок» над своими противниками — танками стран НАТО — не давало холодной войне перерасти в Третью мировую.

С 1958 года Уралвагонзавод приступил к серийному выпуску Т-55 — первого в мире танка, оснащённого комплексной системой противорадиационной защиты, позволяющей действовать на заражённой после ядерного удара местности. Высочайшая надёжность, простота и боевая эффективность этой машины сделали танк Т-55 самым массовым танком мира в 1960-1970 годах.


© Александр Котельников

Т-54 в музее бронетанковой техники Уралвагонзавода.

А в начале 1960-х принят на вооружение танк Т-62. Он первый в мире был оснащён гладкоствольным орудием с высокой начальной скоростью бронебойно-подкалиберного снаряда. Защита, способная устоять под ударом такого БПС, появилась на основных танках НАТО лишь на рубеже 1970-1980 годов.

Самый массовый танк современности Т-72, принятый на вооружение в 1973 году, составляет основу сухопутных войск многих стран мира. Идеальное сочетание стоимости и эффективности вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали его настоящей «звездой» на полях сражений. Улучшать Т-72 — тогда ещё опытный образец «объект 172М» — тагильские специалисты начали сразу после его появления на свет в 1970 году.

Новые модификации разрабатывались путём тщательного отбора наиболее удачных решений, как конструктивных, так и технологических. А их правильность проверялась на полигоне, испытательных маршах и боях. Армия на протяжении двух десятилетий получала серийные танки Т-72А, Т-72Б и созданные на их основе инженерные машины — мостоукладчик МТУ-72 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-1.

Усовершенствование «семьдесятдвойки» ведётся по сей день: сегодня в войска поставляются танки Т-72Б3М. Модернизация коснулась практически всех систем, в результате чего улучшилась манёвренность машин, повысилась их огневая мощь и уровень защищённости.


© Пресс-служба УВЗ

Сборочный цех Уралвагонзавода.

А на пресс-туре связь поколений и возможности модернизации представил Т-90М «Прорыв» — самый современный в семействе «девяностых». Его предшественник — Т-90 — это ещё один танк Уралвагонзавода, прославившийся своей высочайшей надёжностью. Экспортный вариант «девяностого» является самым успешным в коммерческом плане танком XXI века. И недаром: он с успехом преодолел сложнейшие испытания в различных климатических зонах сразу трёх государств — Саудовской Аравии, Малайзии и Индии.

Так, на испытаниях в индийской пустыне Тар летом 1999 года три танка Т-90С показали такую выносливость, которую вряд ли продемонстрирует какая-либо другая машина в мире. В пустыне при дневной температуре воздуха до 53 градусов и ночной около 30 градусов Цельсия, при почти полном отсутствии дорог каждый тагильский танк прошёл более двух тысяч километров. Индийские военные высоко оценили результаты испытаний, и большим достижением для Уралвагонзавода стало подписание контракта на поставку крупной партии танков Т-90С в Индию.

Этот контракт стал для Уралвагонзавода настоящим спасением, так как кризис и распад Советского Союза крайне тяжело отразились на предприятии, как и на многих других крупных заводах страны. В течение 1990-х были годы, когда государство вообще не заказывало ни одного танка, а места на мировых рынках нужно было ещё завоевать. Чтобы сохранить специалистов, а, следовательно, и производственный потенциал, Уралвагонзаводу пришлось приложить немало усилий в поиске дополнительных заказов на бронетанковую технику. Завод занимался восстановлением старых танков, изготавливал для них запасные части. Производство основного боевого танка Российской армии Т-90А и продажа его экспортного варианта танка Т-90С за рубеж стало главным достижением конструкторов Уралвагонзавода в начале 2000-х годов.


© Александр Котельников

Hа пресс-туре связь поколений и возможности модернизации представил Т-90М «Прорыв» — самый современный в семействе «девяностых».

По критерию «эффективность-стоимость» конкурентов у Т-90С нет и сегодня. Но конструкторам хотелось выйти на высшие позиции в мировом рейтинге. Для этого в 2000-х годах УКБТМ и Уралвагонзавод провели опытно-конструкторские работы, в результате которых появился сначала танк Т-90МС, а позже — Т-90М «Прорыв». Модернизация «девяностого» оказалась настолько многоуровневой, что Т-90М «Прорыв» по праву можно считать новой боевой машиной. На нём полностью заменена башня, модернизированы силовая и трансмиссионная установки, ходовая часть, повышен уровень бронестойкости.

— «Прорыв» — мощная и очень удобная машина. Управление лёгкое. Это как велосипед: один раз научился — и больше не забудешь! Т-90М — танк для современной армии! — говорит Максим Горбунов, контролёр-испытатель боевых и специальных машин Уралвагонзавода.

— По утверждению индийских военных, танк Т-90 является вторым оружием сдерживания после ядерного. Это один из примеров, что танки действительно нужны и ещё долгое время останутся востребованными. Сегодня Уралвагонзавод выполняет контракты по поставке танков Т-72Б3М, Т-90М, по постановке на производство Т-14. Это машины разного класса, разных боевых возможностей, но все они востребованы Российской армией, и мы видим, что и иностранные заказчики ведут выбор между тремя этими танками, — отметил Илья Макеев, заместитель главного конструктора АО «УКБТМ».


© Александр Котельников

Будущее мирового танкостроения — это Т-14 на платформе «Армата».

Вездеход Пороховщикова

Считается, что прототип первого русского сверхтяжелого танка придумал сын создателя периодической таблицы элементов, инженер-кораблестроитель Василий Менделеев. Чертежи своего «Бронированного автомобиля», больше похожего на бронированный вагон, Менделеев представил военному министерству в 1916 году, когда еще не существовало ни английских, ни французских танков. Проект не был воплощен в жизнь, в отличие от еще одного танкового прототипа — гусеничного вездехода. Предшественника одноместной маневренной танкетки сконструировал летчик Александр Пороховщиков, дед знаменитого актера: он представил вездеход публике на год раньше Менделеева, и его проект признали перспективным, но к 1916 году финансирование свернули.


Вездеход Пороховщикова

Власти снова вспомнили о вездеходе год спустя, когда свои танки представили англичане — в русской прессе их называли «лоханями», вольно переводя слово tank. Пороховщиков не остался в стороне: он усовершенствовал свое изобретение, и у модели «Вездеход №2» было уже не одно, а четыре места для экипажа, многослойная броня и рубка с тремя пулеметами «Максим». Однако и этот проект не был запущен в массовое производство — армейская техническая комиссия сочла его неперспективным, и вплоть до окончания революции страна к танкостроению не возвращалась. Впрочем, есть машина, которая выглядела гораздо более странно, чем вездеход Пороховщикова — это изобретение немецких инженеров 1930-х годов, двухколесный круглый бронеавтомобиль «Кугельпанцер». Единственный сохранившийся экземпляр, который был захвачен советскими войсками в Манчжурии, хранится в бронетанковом музее в подмосковной Кубинке. Там же находится и самый массивный танк в истории, немецкий сверхтяжелый “Маус” весом более 180 тонн, также сохранившийся в единственном экземпляре: в металле были воплощены всего два, по некоторым данным три таких танка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]