Советские
Всего насчитывается около 60 разной бронетехники, включая полученную по ленд-лизу и за исключением экспериментальной или не находящейся в серийном производстве.
Самыми выдающимися стоит назвать следующие советские танки Великой Отечественной войны.
Т-50
Лёгкий танк, выпущенный на замену устаревшему Т-26. При разработке конструкторы вдохновлялись немецким PzKpfw III, имеющем отличную подвижность и надёжность для своего класса.
Всего было выпущено 77 единиц, а саму машину признали удачной. Появление Т-34 сделало Т-50 практически ненужным, на чём и закончилась история этой боевой машины.
Т-28
Этому среднему трёхбашенному танку часто не уделяют должное внимание, тем не менее, он превосходил по ТТХ большинство танков Вермахта в начальный период войны.
Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники. Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть.
Красная армия использовала Т-28 до 1944 года, а Финляндия – до 1951 года.
Т-34
Средний Т-34, известный всему миру и ставший одним из символов победы. Самый массовый, превосходивший по характеристикам вражеские в момент своего появления. Простой и дешёвый.
Позже у немцев появились Pz.Kpfw.VI Tiger, Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B и PzKpfw V Panther, обладающие лучшей бронезащитой и огневой мощью, но их надёжность, массовость и стоимость оставляли желать лучшего.
Т-34 и его модификации Т-34-57, Т-34-85 до конца войны оставались самыми массовыми, несмотря на появление более совершенной техники.
КВ-1
Тяжёлый КВ-1 показался немецкой армии настоящим монстром в начале боевых действий.
Надёжная броня, дарующая машине практически неуязвимость, но крайне низкая надёжность и плохая проходимость делали КВ-1 крайне неоднозначным.
Появление Pz.Kpfw.VI Tiger, не испытывающего сложностей с пробитием брони советской техники, в момент поставило крест на КВ-1, потерявшем своё единственное преимущество.
ИС-2
Тяжёлый советский ИС-2 — наследник ИС-1, создавался в качестве противовеса немецкому Pz.Kpfw.VI Tiger.
Зачастую мнения об оценке этой машины расходятся, но её эффективность под сомнение не ставит никто. 122 мм пушка и наклонная броня делали из ИС-2 отличный штурмовой танк, способный выполнять любые задачи на поле боя.
По отдельно взятым характеристикам «Иосиф Сталин» уступал немецким конкурентам, но по совокупности – превосходил.
Ощутимым плюсом стала надёжность, позволявшая проходить без поломок около 1000 километров.
ИС-3
Этот тяжёлый танк опоздал на войну и смог лишь принять участие на параде Победы в Берлине, где произвёл огромное впечатление на западных наблюдателей.
ИС-3 – это мощнейшая броня, выполненная в виде «щучьего носа», 122 мм орудие, способное проломить броню Pz.Kpfw.VI Tiger с километра, но недостатки, тянущиеся ещё с ИС-1.
СУ-152
Тяжёлая САУ, тем не менее, необходимая в этом списке. Впервые появилась на Курской дуге, где применялись в качестве истребителя танков.
Получила прозвище «Зверобой», поскольку её приписывали массовое истребление немецкой техники со звериными названиями.
На деле, советские военнослужащие часто принимали экранированные средние PzKpfw IV за тяжёлые Тигры, а Фердинандом называли любую вражескую САУ.
В любом случае, СУ-152 «Зверобой» сыграл важную роль в избавлении Красной армии от тигробоязни.
M4 Sherman
Напоследок вспомним об американском среднем Шермане. Второй после Т-34 по численности, активно поставлялся в СССР по программе ленд-лиза.
Очень высокий, довольно уязвимый и пожароопасный. С другой стороны, неплохие приборы наблюдения, максимальная технологичность и запас для модернизации.
Шерман не стал революционной машиной, зато его выпускали в огромных количествах и дорабатывали, основываясь на опыте применения.
Тяжелые танки Германии
Немецкие ТТ начинаются с двух танков шестого уровня, затем одна из веток расходится на две, что в результате приводит к трем веткам с топами 10 уровня. На следующем скрине зеленым выделены танки, которые стоит прокачать и оставить в ангаре, желтым – спорные машины не всегда хорошо чувствующие себя в рандоме (качать и оставлять по желанию), красным – в силу существенных недостатков не стоит оставлять в ангаре.
Рекомендуемый порядок прокачки (особенности веток):
- Tiger II/Е 75 (наиболее сбалансированные танки)
- VK 01 P/Maus (для любителей брутальных машин)
- VK02 B/Pz. VII (мощная броня с оговорками)
Теперь подробнее о всех ветках.
3.1. Ветка E 100
Мы начнем с самой актуальной на сегодня ветки с наиболее сбалансированными машинами, хорошо чувствующими себя в случайных боях. Эти танки отличаются хорошими орудиями, достаточно неплохим бронированием и приемлемой подвижностью. В общем у них есть все для эффективной игры на всех картах, но с некоторыми особенностями.
VK 36.01 H (6 уровень)
Маленький крепко сбитый тяж, который с самого начала дает понятие об игре на немецких ТТ. Большое количество очков прочности (ХП) и толстая броня делают его сложной целью для одноклассников. Особенно при танковании ромбом, так как бронелисты находятся под нерациональным практически прямым углом. Борта также достаточно крепкие. Но за это танк расплачивается медлительностью как в плане набора скорости, так и поворота корпуса и башни. Зато он не такой слепой как «советы», базовый обзор составляет 370 м. Орудие в целом приятное – с хорошей для своего уровня точностью и склонением вниз -8 градусов. Но вот урон за выстрел (220 ед.) и пробитие (145 мм) маловаты. Для сравнения, у советской шестерки Т-150 урон 300 ед. и пробитие 167 мм при близком уроне в минуту (ДПМ) около 1900, не хуже броне и подвижности. Это уже не говоря о семерке (ИС) с уроном 390 ед., в бои с которыми попадает этот танк. Так что размен 220 на 390 ХП, еще и с меньшим пробитием, будет не в пользу немца, что делает его печальным в боях. Так что оставлять ли машину в ангаре решайте сами, все зависит от того на сколько вы любите тяжи и будете ли играть на шестом уровне. Лично я долго его держал в ангаре, но потом все-таки продал, ибо есть много других более быстрых и дамажных машин (тот же Т-150), играть на которых интереснее и эффективнее.
Tiger I (7 уровень)
Один из самых знаменитых «историчных» танков, принимавших активное участие в боях на полях второй мировой, чем многих и подкупает в этой игре. Действительно машина по-своему привлекательная и приятная в игре. У тигра хорошее для своего уровня орудие с хорошей альфой (280 мм), пробитием (203 мм) и неплохо раскачиваемым ДПМ (около 2250 ед. без оборудования и прочего). Кроме того, танк довольно шустрый, не смотря на то что тяж, а обзор составляет 380 м. Подвох в том, что все это в ущерб броне – она как бы есть, но из-за прямых углов реализовать ее сложно, тигр пробивается сравнительно легко своими одноклассниками. Хотя постановка ромбом через раз спасает от пробитий, а большой запас прочности (1500 ХП) и скорострельность позволяют эффективно размениваться и перестреливать большинство противников. В общем танк отлично сбалансирован и играть на нем приятно, если не смущает броня, то можно оставить в ангаре. Лично я не стал этого делать, так как следующая машина значительно лучше для боев, в которые часто попадают оба танка.
Tiger II (8 уровень)
Тоже красивый историчный танк, хоть и не ставший таким массовым как его предшественник и не часто участвующий в реальных боях, называемый также королевским тигром (КТ). Он серьезно отличается от семерки более крепкой броней с серьезными углами наклона, что делает верхний лист (ВЛД) практически не пробиваемым. Лоб башни также довольно крепкий, лючок маленький и попасть в него сложно. Но при довороте башня начинает пробиваться, так как по бокам находятся большие листы с нерациональными углами (в отличие от литых советских башен начиная с ИС-3). Но это на самом деле не большая проблема, самым уязвимым местом является большой нижний лист (НЛД), который пробивается одноклассниками, если КТ стоит прямо лбом. Спрятать его за укрытием довольно сложно, остается «ромбовать». Благо борта достаточно крепкие и позволяют выкрутить НЛД под таким углом, что пробить его станет значительно сложнее. Что касается орудия, то оно обладает отличной точностью и хорошим УВН (-8 градусов). Пробитие 225 мм типично и вполне достаточно для ТТ восьмого уровня, а альфу даже апнули с 320 до 360 ед., теперь на «королевиче» стало играться еще лучше. Разве что хотелось бы немного больше подвижности, но сейчас это легко решается турбонагнетателем. К обзору претензий нет – 390 м достойный показатель. В общем сейчас это один из лучших ТТ восьмого уровня, на нем можно эффективно играть – блокировать и настреливать урон, попадая в лючки даже с большой дистанции. Танк стоит оставить в ангаре, он во многих аспектах лучше своих одноклассников.
E 75 (9 уровень)
Один из самых сильных, а по мнению многих лучший ТТ девятого уровня в игре. Внешне он практически копия королевского тигра и унаследовал от него все лучшее, получив еще более жесткую почти ультимативную броню и орудие с приличной альфой (530 ед.). Это исчадие ада является настоящей головной болью для тех, кто сталкивается с ним лоб в лоб. Ведь пробить его даже в НЛД под углом довольно непросто даже десяткам. При этом он еще и более подвижный по сравнению с предшественником, а обзор составляет 400 м. В общем это практически имба, не имеющая слабых сторон, думаю что его скоро не понерфят, так как не так давно его апали вместе со всей веткой. Настоятельно рекомендуется качать любителям настоящих тяжей и нагибать!
E 100 (10 уровень)
Довольно спорная машина в современном рандоме, до недавнего времени обладающая рядом серьезных недостатков, не дающих грамотно реализовать этот танк в бою. А именно, слабый лоб башни под плохим углом, пробиваемый даже уровнями ниже и орудие с низким ДПМ и пробитием. Это уже не говоря о том, что это медленный огромный сарай с гигантским легко пробиваемым НЛД и такими же боками башни. В общем просто большой кусок… халявного дамага на радость противникам. Однако, его ап привел к тому, что танк снова начали активно выкатывать в рандом. Ему дали более крепкий лоб башни и орудие от Мауса (которое установлено по дефолту и не требует прокачки), но с более высокой скорострельностью и соответственно ДПМ. Этого значительно увеличило выживаемость и эффективность машины в бою. Однако, танк все еще требователен к скилу, ведь большой картонный НЛД и необходимость правильно отворачивать башню никуда не делась. Сотка не может просто в наглую лбом продавливать направление, это больше позиционный танк – спрятал НЛД, танкуешь бортами и настреливаешь урон, отворачивая башню после выстрела. В одиночку против группы врагов он также является уязвимым, так как на десятом уровне ему просто будут кидать «кумысами» в лоб башни. Но теперь хорошо пробивать будут только орудия с высоким пробитием (330-340 и более), какого-то Левандовского и многих других танков с пробитием около 315 мм можно уже и танкануть. Что касается топового орудия, то оно не изменилось – как было косым голдозависимым «дрыном», так и осталось. Стрелять из него можно только в упор и то со спорной эффективностью, так как цена ошибки высока – перезарядка долгая (ДПМ низкий). Выцелить кого-то даже на средней дистанции практически не представляется возможным, так как сведение занимает целую вечность, а снаряд летит по дуге и куда попало. А в бою часто возникает такая необходимость, так что топовый ствол сейчас плохо играбелен. В остальном танк как танк – подвижность по сравнению с Маусом неплохая (скорости в основном хватает), обзор 400 мм. Борта хорошо защищены экранами от КС-снарядов, но большие и пробиваются под прямым углом, подставлять не стоит. В общем танк брутальный, со своими сильными и слабыми сторонами, играть на нем не так просто как кажется. Он более уязвимый на своем уровне чем девятка, на которой многим и стоит остановиться в этой ветке. Если же говорить об игре на десятках, то советский ИС-4 как по мне гораздо лучше защищен и более универсален в плане применения.
3.2. Ветка Maus
Вся эта ветка более сомнительна в необходимости прокачки, так как все ее танки довольно спорные в плане применения в современном рандоме. Нет, они не совсем плохие как можно подумать по выделениям на схеме, но имеют существенные недостатки, не всегда позволяющие эффективно их реализовать, прежде всего это медлительность и большие габариты.
VK 30.01 P (6 уровень)
Когда-то это был СТ и довольно интересный, так как наряду с хорошим орудием и броней (как для среднего танка шестого уровня), имел еще и отличную подвижность. Играть на нем было легко и весело, я даже долго не хотел расставаться с ним и держал в ангаре. Но потом его перевели в ТТ, забрав подвижность, а по броне он ощутимо хуже VK 36.01 H по параллельной ветке. В общем получился тяж с большим квадратным корпусом без брони. Так что сейчас играть на нем не хочется. Как проходная машина танк приемлемый, но из-за того что в ангаре оставлять его однозначно смысла нет, я решил выделить его красным. В современном рандоме он не нужен, поэтому и характеристики рассматривать не будем.
Tiger P (7 уровень)
Прош очень похож на своего брата-близнеца Tiger I, но с существенными отличиями в характеристиках, отражающихся на геймплее. Основное отличие касается брони, она для своего уровня (и даже уровня выше) довольно приличная (200 против 100 мм во лбу корпуса). Но кто будет стрелять в корпус, когда есть плоский лоб башни с броней всего 100 мм!? Помимо этого танк просто жутко медленный, а ДПМ оставляет желать лучшего (1750 против 2250 у первого тигра). В общем статисты его люто невзлюбили, новички же его пройдут более-менее терпимо, так как находятся «нубы» и просто самоуверенные игроки на восьмерках, не заморачиваясь стреляющие «ромбующему» Поршу в лоб корпуса и удивляющиеся непробитиям. В общем прощать ошибки он умеет, обзор в 380 м позволяет не оставаться уж совсем слепым котенком, но оставлять его в ангаре вы точно не захотите.
VK 100.01 P (8 уровень)
Эдакий «мини-маус», который многие недолюбливают за медлительность и «сарайность», а зря. Недооценивать его нельзя, так как он обладает довольно грозным орудием с огромной для своего уровня альфой (440 ед.), серьезным бронированием и количеством ХП. Настрелять на нем 2-3 тыс. дамага и натанковать 3-4 тыс. проще простого. По-моему, это уже говорит само за себя. К минусам относится низкая максимальная скорость (20/15 км/ч), но набирает и удерживает он ее отлично, а с турбонагнетателем это превращается в более приемлемые 25/20 км/ч. Обратите внимание, что назад он едет почти также быстро как вперед и это реально круто чувствуется в бою. К сожалению, поворачивает корпусом и башней он тоже не охотно, но здесь уже приходят на помощь УМП и перк экипажа Виртуоз. В целом получается добиться минимально приемлемого уровня подвижности, хотя на больших картах танк все равно немного не успевает (30 км/ч было бы в самый раз). Основными уязвимыми местами является небольшой НЛД (лечится ромбом) и большой крепкий командирский лючок на башне (пробивается через раз). Но у него очень крепкие борта (решают в ромбе) и он может быстро откатываться назад (сложнее выцелить лючок). В целом танк очень сильный и недооцененный, лично мне как любителю брутальных машин очень нравится, да и обзор 400 м. Его стоит оставить в ангаре или как минимум попробовать, на нем вы сможете выполнять ЛБЗ, почувствуете как примерно будет играться на Маусе, сможете понять стоит ли идти дальше.
Mauschen (9 уровень)
Видимо, при переделке веток немецких тяжелых танков, разработчикам просто нечем было заполнить девятый уровень и они решили всунуть на него этого «мышонка». Получилось честно говоря так себе… почти Маус – с такой же сарайностью и подвижностью, но слабой броней. Танк попадает в бои с десятками, где он просто является кормом. Что говорить, даже девятки на основных снарядах и восьмерки на голде легко шьют его в лоб башни и прямые борта, плюс огромный лючок, отсутствие защиты под башней, пулемет… значительно меньшее количество ХП (2300 против 3000 у Мауса) и низкий ДПМ (2050 против 2300). В общем танк чувствует себя на своем уровне очень печально и его нет смысла оставлять в ангаре. Если хотите настоящей брутальности – идите дальше на десятку.
Maus (10 уровень)
Очень серьезный противник для одноклассников с недостаточным пробитием на голде (КС меньше 330 мм и рикошетными БП без нормализации). Многие просто не могут ему ничего сделать или разворачиваются и уезжают «несолоно хлебавши». Благодаря феноменальной броне и огромному запасу прочности танк имеет колоссальную выживаемость, а точное орудие позволяет уверенно наносить урон. Однако, на некоторых картах Маус просто не успевает никуда доехать, либо заканчивая бой без урона, либо становясь последней жертвой стаи противников. Такова цена того, чтобы иногда почувствовать себя хозяином рандома. Если вы считаете, что оно того стоит – это ваш выбор. На десятом уровне есть более универсальные машины, которым найдется место на любой карте, поэтому Маус уже не очень актуален.
3.3. Ветка Pz.Kpfw. VII
Эта ветка начинается с Тигра Порша, на котором вы изрядно намучаетесь, особенно если будете открывать на нем две восьмерки, ведущие на разные ветки. Восьмерка тут просто проходная, а основные машины находятся на 9 и 10 уровнях.
VK 45.02 A (8 уровень)
Несмотря на то, что этот танк проходной, он вполне приятен в игре – шустрый, скорострельный, с хорошим УВН. Но, как водится, не без недостатков – слабое бронирование и низкое пробитие основными снарядами являются бичом этой машины, из-за которых ее не хочется оставлять в ангаре.
VK 45.02 B (9 уровень)
Объективно самый сильный танк в ветке – у него очень мощная броня (даже НЛД без ромба пробивается очень туго) и орудие десятого уровня с хорошей альфой (490 ед.). За это «тапок» расплачивается отвратительной подвижностью и задним расположением башни с плохим УВН (всего -5 градусов). Основная фишка – танкование ромбом и от бортов, при правильной реализации можно продавливать направления, практически не получая урон. В плане брони танк сильнее не только «коллег» по соседним веткам (E 75 и Mauschen), но и топов включая десятку по своей же ветке (E 100, Pz. VII). В общем танк сильный, но из-за медлительности и заднего расположения башни не сильно популярный. Рекомендуется качать только ярым фанатам брутальных машин и на этом остановиться.
Pz.Kpfw. VII (10 уровень)
Является продолжением концепции тяжело бронированных тяжей с задней башней. Танк в принципе сильный и порой на нем можно нагибать (например, в битве блогеров). Его орудие лучше как в плане альфы, так и ДПМ, так еще и УВН -7 градусов. Машина однозначно комфортнее и немного быстрее предшественника. Однако, из-за уязвимых зон, матерые танкисты способны быстро отправить вас в ангар. Проблема заключается в слабом погоне под башней, который становится доступным при небольших доворотах корпуса, да и «щеки» самой башни пробиваются голдой на ура. Так что игра на этой машине требует аккуратности, танковать нужно только лбом (стараясь скрыть НЛД) и хоть немного мансовать, чтобы вас не пробили в башню. При соблюдении этих правил танк способен на многое, но до неуязвимости девятки он недотягивает. Тем не менее, играть на нем проще чем на Сотке и Маусе, тем кто любит давить броней подойдет.
Немецкие
Окрылённые успехом Блицкрига, немецкие танкисты пытались продолжить его стратегию в Великой Отечественной войне, но столкнулись с серьёзной техникой, огромной армией и упорным сопротивлением. Кульминацией стало сражение под Прохоровкой, называемое переломным моментом войны.
Тем не менее, надо отдать должное конструкторам из Германии и перечислить некоторые немецкие танки Великой Отечественной войны.
Pz.Kpfw III
Средний Pz.Kpfw III, совместил хорошую подвижность, надёжность, удобство экипажа и модернизационный потенциал.
Pz.Kpfw III выпускался до 1943 года, поскольку модернизации достигли своего предела, и машина не могла тягаться с более тяжёлыми образцами вроде Т-34, оснащёнными лучшей наклонной бронёй и мощным вооружением.
Pz.Kpfw IV
Средний Pz.Kpfw IV, стал настоящей рабочей лошадкой. Создавался как штурмовой танк, способный подавлять огневые точки врага.
Во время войны Pz.Kpfw IV постоянно модернизировался, получив экранную броню и длинноствольную пушку калибра 75 мм. Из-за увеличения массы последние модификации имели посредственную проходимость.
После окончания войны долгое время стоял на вооружение некоторых стран.
PzKpfw V «Panther»
Средний танк, считавшийся тяжёлым у СССР и союзников.
Пантера стала крайне спорной машиной, поскольку обладала как яркими плюсами, так и серьёзными недостатками.
Хорошая лобовая броня, расположенная под наклоном, мощное и невероятно точное орудие, хорошие углы вертикальной наводки, комфортные условия работы экипажа.
Вместе с тем, тонкая бортовая броня исключала применение машины в наступлении, калибр пушки 75 мм делал неэффективной стрельбу фугасами, а дороговизна и сложность конструкции затрудняли производство.
PzKpfw VI Ausf. H1 «Tiger»
Тяжёлый PzKpfw VI Ausf. H1 «Tiger», наводил страх одним своим видом. При создании отдали приоритет защите и огневой мощи, пожертвовав проходимостью, себестоимостью и надёжностью.
Своим появлением сделал ненужными советские КВ и мог с лёгкостью поражать издалека своей 88 мм пушкой любую технику, пока не появились ИС-2. Впрочем, даже против этой грозной новинки Тигр не выглядел мальчиком для битья и мог потягаться.
PzKpfw VI Ausf. B «Tiger II»
Последний серийный тяжёлый танк Вермахта, отличающийся очень мощной лобовой бронёй в ущерб подвижности и надёжности.
При теоретической дуэли лоб в лоб, Тигр 2 превосходил любого соперника за счёт бронирования и пушки калибра 88 мм, но на практике такие столкновения были редкостью.
Машина массой практически 70 тонн оказалась неспособна эффективно действовать во фронтовых условиях, а её надежность была очень посредственной.
Panzerkampfwagen VIII «Maus»
Сверхтяжёлый экспериментальный Panzerkampfwagen VIII «Maus» не успел повоевать, но успел впечатлить советских и западных конструкторов. 189 тонн массы, 128 мм пушка, электрическая трансмиссия – всё это Маус, разработанный под руководством Фердинанда Порше.
Было создано 2 опытных образца, взорванных немцами для того, чтобы разработки не достались противнику. В данный момент один Маус находится в Кубинке, где до сих пор поражает размерами.
Jagdpanther
САУ, истребитель танков, созданный на базе Пантеры. Хорошая динамика и проходимость, мощная 88 мм пушка, но плохая надёжность и слабо защищённые борта.
Ferdinand
Тяжёлая САУ, выполняющая роль истребителя танков. Вызывала страх у советских бойцов и обладала практически неуязвимой лобовой бронёй.
Фердинанд создан на базе экспериментального Tiger (P), из-за чего получил неоднозначные характеристики. Невероятно толстая лобовая броня толщиной до 200 мм, мощное и точное 88 мм орудие делали САУ очень опасным противником. Но на практике Фердинанды страдали от низкой подвижности и надёжности, уязвимая ходовая часть позволяла обездвиживать эти машины, а неуязвимая лобовая броня не спасала от подрывов на минах.
Танки третьего Рейха. Секретные чертежи Нацистских Ученых
В 1933 году, вскоре после прихода к власти, Гитлер устремился в берлинский пригородный район Куммерсдорф, где размещался танковый полигон. Новоиспечённый рейхсканцлер потребовал продемонстрировать ему оснащение механизированных войск. И хотя техника была слабой — всего лишь мотоциклы с колясками, устаревшие бронемашины и лёгкие танки Т-I, — лязг металла привёл фюрера в восторг.
Закончив осмотр, в книге для почётных посетителей полигона он размашисто написал:
«Германия будет иметь лучшие в мире танки!»
Жаждавшие выслужиться армейские льстецы пустили в оборот словечко «панцерфатер», что означало «отец танков». Так в коридорах рейхсканцелярии именовали конструктора Фердинанда Порше, который вместе со своим сыном Ферри заправлял делами проектной фирмы.
Немецкие танки выезжают с танкового завода
Создав очень удачный легковой автомобиль «Фольксваген», оба Порше теперь стремились увековечить свои имена, лепя из крупповской стали бронированные чудовища для вермахта. О сохранении тайн фирмы заботилась служба безопасности, секретные чертежи покоились в сейфах с хитроумными замками и автоматической сигнализацией, в дверях лабораторий стояли вооружённые эсэсовцы…
Тактико-технические данные немецких танков периода Второй мировой войны ныне можно найти в справочниках. А вот закулисные дела и сегодня для многих остаются тайной. Между тем зигзаги конструкторской мысли немецких инженеров в переплетении с буйными фантазиями фюрера весьма поучительны.
Военные историки не раз писали о дилетантских потугах в пожарном порядке выдать Третьему рейху уже в ходе войны различные виды устрашающего сверхоружия. Как правило, подобные монстры оказывались мертворождёнными, и совершенно справедливо попытки их создателей квалифицировались как проявления технического авантюризма. Специалистов концерна Круппа дилетантами не назовёшь.
Однако на примере танковых дел особенно ясно видно, как политический авантюризм нацистских заправил повлёк за собой авантюризм в конструкторских решениях и очень скоро привёл Порше и его коллег к паническому пересмотру всех ранее принятых принципов проектирования, а затем к образцам вооружения, так и не попавшим на фронт.
Главная установка фашистских планов агрессии хорошо известна — блицкриг, молниеносная война. В соответствии с такой доктриной готовилась и военная техника. Конструкторские разработки нацеливались на решения задач текущего дня или недалёкого будущего.
Для немецких концернов и монополий это было очень выгодно, потому что рынок сбыта разнообразных смертоносных орудий был обеспечен, а при налаженном крупносерийном производстве считалось вполне достаточным проводить лишь незначительные усовершенствования, не связанные с большими затратами. Промышленники охотно приняли теоретическую формулу, выданную стратегами агрессии: «Война должна быть выиграна тем оружием, с которым она была начата».
Со времени первого посещения Гитлером Куммерсдорфского полигона строители бронированных машин преподнесли фюреру три модели танков: лёгкий Т-II, 20-тонные средние Т-III и Т-IV. Их броня не превышала 30 миллиметров, а основным вооружением была скорострельная пушка калибром 37 миллиметров. В расчёте на молниеносную войну выбрали ведущее качество этих машин — повышенную скорость движения. По хорошей дороге Т-III мог выдать 55 километров в час. На грязь и труднопроходимую местность немецкие конструкторы не рассчитывали.
Оккупация Франции и других европейских государств, казалось, подтверждала эти расчёты. Военные кампании были кратковременными, а танки действительно лучше, чем у противников.
Летом 1940 года был отдан приказ прекратить в области вооружения все исследовательские и конструкторские работы, которые нельзя закончить в течение одного года. Начавшееся проектирование танковых пушек повышенной мощности и модели тяжёлого танка приостановилось. Все силы были брошены на то, чтобы заменить в войсках устаревшие танки новыми Т-III и Т-IV.
Перед нападением на Советский Союз фашисты сосредоточили на нашей границе 3712 машин.
О принятых на вооружение в декабре 1939 года Красной армией танках Т-34 и КВ с противоснарядным бронированием, дизель-моторами и 76-миллиметровой пушкой фашисты не имели сколько-нибудь ясного представления. Появление на фронте этих машин явилось для фашистов полной неожиданностью.
— В районе Вереи, — вспоминал немецкий генерал Г. Блюментритт, — танки Т-34 как ни в чём не бывало прошли через порядки 7-й пехотной дивизии, достигли артиллерийских позиций и буквально раздавили находившиеся там орудия.
Популярные статьи: Русский Аненербе — НИЦ «Ромб», проект «Орион»
Понятно, какое влияние оказал этот факт на моральное состояние пехотинцев. Началась так называемая «танкобоязнь».
Т-III и Т-IV, которыми генштаб был вполне удовлетворён, могли поражать наши «тридцатьчетвёрки» с расстояния не более 500 метров, да и то лишь в бортовую или кормовую часть. Тяжёлый КВ вообще стоял на грани непоражаемого танка. Борьбу с новейшими советскими машинами пришлось возложить на зенитную артиллерию и авиацию, ибо основная немецкая противотанковая пушка калибра 37 миллиметров оказалась для этой цели непригодной.
Первым очнулся Гудериан, своими глазами видевший, как на полях сражений таяли его механизированные дивизии. Он поставил вопрос об изменении конструкции немецких танков. С принципов «война должна быть выиграна тем оружием, с которым она была начата», пришлось расстаться. Когда стало ясно, что планы блицкрига сорвались, факт технического превосходства советских танковых частей дошёл и до сознания Фердинанда Порше.
Для изучения Т-34 на фронт в ноябре 1941 года выехала группа специалистов. От армейских офицеров они услышали предложение: строить на заводах Круппа копию «тридцатьчетвёрки», используя захваченные образцы этих машин. Такой совет оказался глубоко оскорбительным для «крупповского духа», но главная причина крылась, конечно, не в уязвлённом конструкторском самолюбии. Производство многих деталей Т-34, в особенности его дизель-мотора, было невозможно наладить в достаточно короткий срок.
От идеи полного копирования пришлось отказаться. Кроме того, хотя армия желала получить манёвренный танк, равноценный Т-34, Гитлер потребовал сделать упор на другом: увеличить пробивную силу снаряда, применив длинноствольную пушку, и одновременно наращивать броню: более лёгкий и быстрый танк должен уступить место тяжёлому, с длинноствольной пушкой калибра 88 миллиметров.
Проектирование тяжёлой машины, начатое ещё в 1939 году и затем приостановленное, теперь продолжалось с лихорадочной поспешностью. После требований фюрера она прибавила в весе, превратилась в 55-тонную глыбу стали и получила устрашающее название «тигр». Такой вес исключал его выпуск в больших количествах. Управление вооружений было вынуждено заказать ещё один танк, более манёвренный и по весу приближающийся к Т-34.
Но вышедшая из из-за утяжелённой брони своими 45 тоннами догнала первоначальный расчётный вес «тигра». Чтобы возместить полное бессилие немецких 37-миллиметровых и 50-миллиметровых пушек против мощных советских танков, решили также заказать самоходное орудие «ягдпанцер».
Внезапно одолевшая конструкторов страсть к гигантизму сказалась и тут. Они породили неповоротливое чудовище с полным бронированием и 88-миллиметровой пушкой, имевшей малый угол обстрела. Солдаты на фронте прозвали его «слоном».
Решения, принятые зимой 1941 года после поражения фашистов под Москвой, означали скоропалительный пересмотр прежнего подхода к танковому вооружению. В соответствии с новой доктриной производство лёгких Т-II в 1942 году резко уменьшилось. В ожидании, пока замыслы проектировщиков воплотятся в металл, стали налаживать выпуск Т-III и Т-IV с более толстой бронёй.
Но Т-III, которым ещё совсем недавно восхищались за его высокую, почти как у автомобиля, скорость, не спасла и модернизация. Из-за предпринятого дважды утяжеления он потерял проходимость, и через год его выпуск пришлось прекратить.
В армейской и политической верхушке Германии ждали обещанного Порше непобедимого танка. Наконец в августе 1942 года лучшие мастера собрали первые шесть «тигров», и фюрер лично распорядился испытать их в бою под Ленинградом. О том, что произошло дальше, рассказал в своих мемуарах бывший министр вооружений Третьего рейха Альберт Шпеер: «Всё было напряжено в ожидании результата… Но до генерального испытания дело не дошло.
Русские с полным спокойствием пропустили танки мимо батареи и затем точными попаданиями ударили в менее защищённые борта первого и последнего „тигров“. Остальные четыре танка не могли двинуться ни вперёд, ни назад, ни в сторону, и вскоре были также подбиты. То был полнейший провал…»
Популярные статьи: Призраки третьего рейха реальны
Только что спроектированную машину принялись доводить и улучшать. Выпуск серийных образцов затягивался. Стали подумывать об утолщении брони до 200 миллиметров.
Чтобы успокоить Гитлера, Фердинанд Порше принял к разработке проект нелепейшего сверхтанка весом около 180 тонн. В целях секретности новое чудовище получило игривое название «маус» («мышонок»). Выдвижение нелепых проектов — это уже не просто поспешный и крутой пересмотр прежних принципов. За чертёжными досками началась настоящая паника, разразилось конструкторское землетрясение…
23 ноября 1942 года, в тот самый день, когда накрепко замкнулось кольцо окружения под Сталинградом, в ставке фюрера царило необычное возбуждение. Гитлер вызвал Шпеера и потребовал срочно представить расширенную программу выпуска танков.
Первая задача: срочно, к 12 мая 1943 года, дать 500 «тигров» и «пантер», 90 «слонов». Выполнить «расширенную программу» к назначенному сроку не удалось.
Именно по этой причине летнее наступление под Курском пришлось отложить до 5 июля 1943 года. Накануне Курской битвы Гитлер в своей обычной напыщенной манере обращался к войскам:
«До сих пор достигнуть того или иного успеха русским помогли танки. Мои солдаты! Наконец вы имеете теперь лучшие танки, чем они».
Но наши танкисты уже знали слабое место «тигров». Башня этих мешковатых машин с хищно вытянутыми хоботами пушек поворачивалась медленно. Только успеет бронированный «зверь» дать пристрелочный выстрел, как наша «тридцатьчетвёрка» сразу же делает резкий манёвр и, пока немецкий наводчик разворачивает башню, бьёт по «тигру».
Схватки с первым батальоном серийных «тигров» (44 машины) произошли ещё в конце 1942 года под Сталинградом, когда войска фельдмаршала Манштейна пытались разжать кольцо окружения вокруг группировки Паулюса. Успеха «непобедимые» танки не имели… А через полмесяца, когда наши войска прорвали блокаду Ленинграда, у Синявинских высот выстрел советской 122-миллиметровой пушки разнёс в железную щепу башню ещё одного «тигра».
Осколки с такой силой ударили во вторую машину, что её экипаж тотчас открыл люки и в панике бежал. Целёхонький, совсем новый «тигр» своим ходом проследовал в Ленинград, а затем его переправили в Москву.
Уральские конструкторы, разумеется, не сидели без дела. Ещё летом 1942 года они улучшили боевые качества тяжёлого КВ, а 23 октября того же года Государственный Комитет Обороны принял постановление о налаживании в короткие сроки массового производства самоходных артиллерийских установок. К началу Курской битвы Советская армия уже располагала достаточным количеством таких машин. Это был знаменитый «зверобой» СУ-152, созданный на базе тяжёлого танка КВ. Финал Курского сражения хорошо известен.
В феврале 1944 года немцы потеряли Никополь, где находились богатые запасы марганца. Лишь после войны выяснилось, что немецкое командование установило окопавшимся на плацдарме солдатам двойной оклад, обещало щедрые награды и отпуска в Германию для наиболее отличившихся. По словам Манштейна, Гитлер ещё в марте 1943 года трагически заявил: «Потеря Никополя означала бы конец войны».
Если раньше производство танков сдерживали многообразные конструктивные изменения и переходы от одной модели к другой, то теперь сказалась нехватка стратегического сырья. Пока нацистские вожди в подземных бункерах ломали головы в поисках каких-то невероятных шансов, Урал вместе со всей страной опять приготовил фашистам сюрпризы.
На фронт пошли вооружённые теперь уже 85-миллиметровой пушкой «тридцатьчетвёрки» и самые мощные танки Второй мировой войны — ИС-2. Немецкие штабы отреагировали ещё одной инструкцией: танкистам вермахта рекомендовали избегать встречных боёв с ИС-2 и вступать с ними в борьбу только из засад и укрытий.
Фердинанд Порше всё ещё ходил на доклады к фюреру, а затем передавал своим конструкторам очередные его указания. Что ещё можно было сделать? Выход по-прежнему видели в создании новых машин. Трудились над «мышонком», хотя этот 180-тонный колосс не мог пройти ни по одному мосту, чтобы не обрушить его. И всё же бесполезное чудовище стали готовить к серийному производству.
Популярные статьи: Кольцо СС «Мёртвая голова» (Totenkopfring der SS)
Тяга к гигантизму затмила всё. Решили вытянуть и без того длинный «хобот» «тигра». Калибр остался тем же, но длина пушечного ствола выросла до 6,2 метра и почти сравнялась с длиной танка. Весил он теперь 68 тонн и назывался «королевским тигром».
В августе 1944 года на западном берегу Вислы один из конструкторов фирмы Порше лично повёл в атаку только что сформированный батальон новейших сверхсекретных машин. И снова провал.
Первое же столкновение со спрятавшимся в засаде Т-34, которым командовал младший лейтенант А. Оськин, стоило конструктору жизни. Как оказалось, броня «королевских тигров», несмотря на непомерную толщину, была низкого качества и под ударами бронебойных снарядов раскалывалась.
К концу войны в разработке находился уже «сухопутный броненосец» весом более 500 тонн. На нём предполагали установить крупповское орудие-монстр «Дора» и две 150-миллиметровые пушки, а в качестве двигателей применить дизели с подводных лодок. Для постройки «сухопутного броненосца» в металле не хватило ни времени, ни средств: замысел так и остался на бумаге.
С тех пор как зимой 1941 года в строго охраняемых апартаментах фирмы Фердинанда Порше разразилось конструкторское землетрясение, там при всём изобилии разработок повторяли, в сущности, один и тот же мотив: пушку подлиннее, танк потяжелее. «Панцерфатер» и его помощники с такой завидной последовательностью проводили в жизнь этот принцип, что, по словам западногерманского историка, «немецкая промышленность в ходе войны никогда не могла даже частично удовлетворить спрос войск на танки всех типов».
Просчёты немецких конструкторов танков — факт, отмеченный многими военными историками разных стран. Вот, например, что пишет американский публицист У. Манчестер в книге «Оружие Круппа»: «Отставание в технике было немцам в новинку, и они так и не пожелали признать этот факт.
Если им не удавалось разрешить какую-либо техническую проблему, большинство из них утешало себя мыслью, что она вообще неразрешима. В первую военную весну в России, поглядев, как крупповские танки вязнут в липкой украинской глине, они просто махнули рукой и дали этому времени название „грязевого периода“. Но советские широкогусеничные Т-34 прекрасно передвигались в тех же условиях…»
Овладев сырьевыми ресурсами многих европейских стран, Германия произвела в 1941–1944 годах 53 800 танков, а наша промышленность — почти вдвое больше.
В ходе войны, помимо модернизации Т-III и Т-IV, осваивались совершенно новые машины Т-V («пантера»), Т-VI («тигр»), Т-VIB («королевский тигр»). Самоходная установка «фердинанд» с электроприводом также была отдельной конструкторской разработкой.
Отличительными особенностями, вернее, дефектами этих машин были, наряду с недостаточной надёжностью, бензиновые двигатели, неоправданно большой вес, трудность транспортировки и слабая проходимость.
В то же время основной советский танк Т-34, принятый на вооружение в декабре 1939 года, выпускался до конца войны, причём в его конструкцию не вносились неоправданные изменения, усложняющие его массовый выпуск. Что касается модернизации, то она для всех типов танков была направлена не только на улучшение тактико-технических характеристик, но и на достижение максимальной технологической простоты, замену дефицитных цветных металлов чёрными, уменьшение трудоёмкости в изготовлении агрегатов и машин в целом.
Это дало возможность организовать конвейерное производство танков. Победу в «танковом соревновании» с большим преимуществом одержал Советский Союз.
5 ЛУЧШИХ ТАНКОВ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Канал «Новости Науки и Технологий» : https://goo.gl/yW6aSb В этом выпуске вы узнаете, о самых лучших танках Германии во время Второй мировой …
Супертанки Гитлера (Тигр и Маус)
История танков Противостояние танков СССР Германия Вторая Мировая война
Фильм повествует историю создания известных тяжелы танков второй мировой войны СССР и Германии. Их противостояние на полях сражений.
НЕСОКРУШИМЫЕ Немецкие танки второй мировой. Бронетехника и Танки Германии времен второй мировой
НЕСОКРУШИМЫЕ Немецкие танки второй мировой. Бронетехника и Танки Германии времен второй мировой Первый танк ВЕРмахта …
Сверхтяжелые танки Третьего рейха
Подписывайтесь: https://goo.gl/ULFodW Наш паблик ВК: https://vk.com/history_of_everything Реклама и сотрудничество : https://goo.gl/0OQMcR.
Похожее
Итоги
Мы не упомянули о большом количестве бронетехники, применявшейся во время Великой Отечественной войны, но отметили самые интересные и выдающиеся образцы.
Стоит выделить основные черты самых удачных танков Второй Мировой:
- простота, технологичность, дешевизна производства, благодаря чему достигалась массовость;
- хорошая подвижность, позволяющая применять машину в любых условиях;
- броня средней толщины под наклоном, благодаря чему масса оставалась в разумных пределах при достаточном уровне защиты;
- пушка среднего калибра, способная поражать цели в лобовую проекцию с достаточной точностью, при этом обладать высокой скоростью перезарядки и большим возимым боекомплектом.
Часто возникает вопрос о том, есть ли лучший танк Великой Отечественной войны. На него сложно ответить без предвзятости, поскольку были образцы техники, которая могла бы претендовать на это звание, но пострадала из-за обстоятельств вроде неправильного применения или проблем на производстве.
Тем не менее, лучшим по совокупности характеристик можно назвать советский Т-34 и это вряд ли станет для кого-то сюрпризом.
Да, он страдал из-за низкого качества запчастей, условия работы экипажа нельзя было назвать комфортными, броня не спасала от немецких пушек второй половины войны, а орудие временами оказывалось бессильным против лобовой брони немецких тяжёлых бронированных боевых машин.
Но концепция среднего танка, защищённого наклонной бронёй, обладающего достаточной подвижностью и огневой мощью, оказалась настолько удачна, что немцы сделали Пантеру, попытавшись воплотить своё видение сильных сторон Т-34.
Позже появились могучие советские ИС-2, ИС-3, немецкий Королевский Тигр, началась разработка Е-серии и Мауса, но именно средние танки, ставшие компромиссом всех важных характеристик, завоевали популярность в Великой Отечественной войне и после неё, эволюционировав, в итоге, в ОБТ.