Новый корвет «Дерзкий» – первый корабль секретного проекта 20386

28 октября 2016 года в ОАО «Судостроительный был заложен первый корабль проекта 20386. Корветы, которые должны быть собраны в рамках проекта 20386 являются самыми перспективными из всей линейки проекта 20380. Корвет «Дерзкий» – первый корабль из серии 20386 – является модернизированным боевым кораблём, который взял лучшие черты от корветов серий 20380 и 20385.

Он будет отличаться своим водоизмещением, другими обводами корпуса, изменением состава радиотехнической аппаратуры корабля и множеством других усовершенствований.

История появления проекта 20386

История проекта 20386 началась с появления более раннего проекта 20380. Корветы данной серии – это совершенно новые суда, которые оснащаются мощнейшей системой противоракетной обороны «Редут». В данную систему входят ракеты 9М96М, а так же ПЗРК С-400, предназначенная специально для флота.

Корабли проекта 20380 на сегодняшний день входят в состав Балтийского флота и имеют в качестве вооружения одну из самых мощных систем ПВО. Данные военные корабли уже весьма сложно отнести к обычным сторожевым кораблям, хотя формально они находятся именно в этом классе. За границей суда такого типа давно уже выделяют в отдельный класс.

Следующим витком развития проекта 20380 стали боевые корабли проекта 20385, которые получили ещё более мощное вооружение, даже по сравнению с корветами предыдущего проекта. Если сравнивать корабли по боевой мощи, то корветы проекта 20385 (да и корветы проекта 20380 тоже) можно поставить на одну доску с мощными фрегатами проекта 11356. Несмотря на столь высокую боевую мощь, новые корветы имею вдвое меньшие размеры и водоизмещение.

Замышляется ли переделка проекта 20386?

Первый показ публике — дальнейшая эволюция того, что мы знаем как корвет проекта 20386

9 января 2022 достоянием общественности стал новый виток эпопеи с корветофрегатом проекта 20386 разработки «ЦМКБ» Алмаз. На этот раз ЦМКБ «Алмаз» опять прыгнуло выше своей головы и окончательно превратило проект во фрегат, причём не просто фрегат, а ни больше ни меньше как фрегат «океанской зоны».

Смотрим на фото.

Отчётливо видны увеличение размеров (а значит, и водоизмещения) и новые пусковые установки

Итак, что мы видим? Исправлен один из недостатков старого проекта – слабое ударное оружие. Теперь вместо РК «Уран» на модельке имеется две ПУ 3С-14, способных как минимум применять КР «Калибр», а, возможно, и «Ониксы» и когда-то в будущем «Цирконы». ПУ перед пушкой – это пусковое ЗРК «Редут». То, что адмирал Евменов заявил про 32 «Калибра» — какая-то ошибка, явным образом там 16 ракет в ударном вооружении и столько же в ПУ ЗРК.

Для этого, однако, корабль пришлось удлинить. Причём, что логично, не только носовую часть, где приютились «Калибры», но и кормовую. Причины, видимо, в необходимости избежать постоянного дифферента на нос и стремления обеспечить обводами большую скорость и лучшую мореходность, корабль-то теперь не «ближней морской зоны, способный «эпизодически» выполнять задачи в дальней», а «океанский». Напомним, даже фрегат проекта 22350 – мощнейший в своём классе боевой корабль, относится к дальней морской зоне.

К фрегату 22350 мы ещё вернёмся.

Предыстория.

Те, кто внимательно следит за отечественным кораблестроением, знают в деталях историю с «корветом» проекта 20386. Стоит её однако пересказать в общих чертах для тех, кто упустил эту информацию.

Ещё недавно мы знали его таким

Итак, с советских времён, основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки разных типов. Однако они очень уязвимы от иностранных подлодок на выходе из баз и в ряд других случаев. Аналогично иностранные подлодки представляют большую угрозу для отечественных надводных кораблей и судов.

Для того чтобы максимально затруднить для любого противника действия в ближней морской зоне, в СССР в больших количествах строились малые противолодочные корабли – МПК. Несмотря на свои малые размеры и водоизмещение, эти кораблики оказались весьма эффективными противолодочниками в наших специфических условиях.

После краха СССР обновление флота остановилось, модернизация ранее построенных кораблей не проводилась. В этих условиях количество МПК непрерывно сокращалось, уязвимость России перед иностранными подлодками росла.

С начала 2000-х годов началось строительство корветов проекта 20380. Эти корабли были первыми кораблями, способными бороться с подводными лодками, построенными в постсоветскую эпоху. Надо сказать, что им был свойственен ряд как концептуальных, так и конструктивных недостатков, а качество изготовления первых кораблей было просто ужасающим. Имели место смены подрядчиков, уголовные дела, посадки… в итоге на корвете «Громкий», сданном Тихоокеанскому флоту Амурским судостроительным заводом, уже более-менее всё работало.

Велика Россия, а стрелять негде

Конечно, даже в полностью работоспособном состоянии эти корабли были далеки от идеальных. Так, у них нет радиокоррекции ЗУР, что многократно снижает потенциал зенитно-ракетного комплекса «Редут» и делает проблемным отражение удара с воздуха. У них нет бомбомёта, что делает невозможной борьбу с залёгшими на грунт НАПЛ и лишает корабль кое-каких других преимуществ. У них неудачно расположены зенитно-артиллерийские установки АК-630М. Есть вопросы по реальной радиолокационной малозаметности и оправданности надстройки из композитных материалов. Крупнейший минус этих кораблей как противолодочных – нет противолодочных ракет (ПЛУР), что резко снижает потенциал этого корабля как охотника на ПЛ. И они дорогие. Цена такого корвета ставит под вопрос его массовую постройку в количествах, достаточных для прикрытия БМЗ.

Справедливости ради сделаем оговорку, что модернизация проекта могла бы решить большую часть этих проблем, а пересмотр состава РЭВ «в правильную сторону» на вновь строящихся кораблях — удешевить их.

Планировавшийся на замену этому кораблю корвет 20385 имел усиленный состав оружия и более мощное радиоэлектронное вооружение, основой которого являлся многофункциональных радиолокационных комплекс от АО «Заслон». Он также имел 16 пусковых ячеек в ПУ ЗРК «Редут» вместо 12, и одну восьмизарядную пусковую установку 3С-14, с помощью которой можно было запускать широкий перечень управляемых ракет, включая ПЛУР и КР семейства «Калибр».

Однако с 2013 года в системе отечественного кораблестроения стали происходить странные вещи. ВМФ отказался от продолжения серии 20385. Сегодня в обществе существует убеждённость, что причиной стала невозможность получения импортных дизельных двигателей MTU и редукторов к ним из-за санкций. На практике информация о прекращении строительства 20385 была озвучена в СМИ до украинского кризиса. Источники информации при этом сетовали на высокую стоимость получившегося корвета.

Задел для отменённых корветов 20385 в виде интегрированной башенно-мачтовой конструкции и МФ РЛК был установлен на четыре последних строящихся корвета проекта 20380, что ещё сильнее увеличило их стоимость.

Казалось, что, раз корветы дорогие, то надо или попробовать сделать их дешевле или же разработать новый, более массовый проект, для обновления кораблей БМЗ, прежде всего противолодочных. Продолжение серии в несколько изменённом виде было вполне логичным с точки зрения межкорабельной унификации. Вместо этого произошло совершенно иное.

В 2016 году публике была представлена модель нового корвета — проекта 20386. Корабль отличался высочайшей технической ложностью, огромным для корвета водоизмещением, ослабленным по сравнению с 20385 составом оружия, отсутствием унификации с ранее построенными кораблями по многим системам. В его конструкцию была заложена масса технических рисков, и, что самое главное, он был почти в два раза дороже, чем корвет проекта 20380, имея такое же наступательное оружие, ту же пушку, на 4 ЗУР больший боекомплект ЗРК, и ухудшенные по сравнению с 20380 возможности по поиску подлодок. С 20385 его и сравнивать было невозможно при существенно большей цене.

Дальнейшая история этого проекта и её разбор был сделан в статье автора «Больше, чем преступление. Строительство корветов проекта 20386 – ошибка»

и в совместной с М. Климовым статье
«Корвет 20386. Продолжение аферы»
. В последней перечислены и технические риски проекта.

С тех пор, однако, многое изменилось, а кроме того, начали получать материальные подтверждения уже давно ходившие в «околофлоте» слухи о занятной эволюции этого проекта, детали которой были до некоторого момента скрыты от общественности.

Стоит их, наверное, озвучить.

Скандалы, интриги, расследования

Начиная с того же самого 2016 года, вокруг проекта циркулировала информация, которая до поры, до времени, оставалась неподтверждённой.
Первым было то, что с проекта уберут РК «Уран». Это, во-первых, было логично, ведь даже маленькие МРК имели «Калибры», да и как-то странно выглядел факт, что на смену кораблю с «Калибрами» и «Ониксами» придёт корабль с «Уранами».

Те же источники высказывали догадки, что в ценах 2016 года цена «корвета» достигнет 40 миллиардов рублей, что «отправит» его в почти ту же ценовую нишу, в которой находится несравнимо более мощный и по-настоящему достойный боевой корабль – фрегат проекта 22350.

Чуть позже, уже ближе к 2022 году, другой источник, вполне информированный, сообщал автору, что «на замену 20386 уже прорабатывается корабль большего размера и водоизмещения, и более дорогой, фактически фрегат». Подробностей источник не сообщил, но как мы видим, он был прав: как минимум какие-то работы ведутся. В свете того, что серия 22350 оказалась под вопросом и закладок кораблей этого проекта долго не было, информация об их замене на нечто корветообразное, да ещё и за те же деньги, звучало пугающе.

Свидание НАСА с Луной откладывается

И опять же со слов того же источника, в ЦМКБ «Алмаз» у некоторых деятелей есть смелая идея «пролезть» в нишу создания кораблей больших классов, нежели «Алмаз» делал всегда в прошлом.

Наконец, после выхода в свет второй статьи, автор получил короткое сообщение о том, что «6» будет другим»

.

Всё вышеперечисленное давало повод думать, что реально проект подвергается какой-то переработке. Возможно, что облик головного корабля останется более-менее близким к известному, а серийные планируются с изменениями. При этом номер проекта может остаться прежним, в современной России примеров того, как проект переделывали полностью под тем же номером искать не надо, всё уже найдено.

Варианты на будущее и риски

Для того чтобы строить какие-то прогнозы, надо точно знать, чем является показанная модель. На табличке написано «Корвет на базе проекта 20386», то есть гарантировать, что это именно измененный 20386 и что он строится именно таким точно нельзя, хотя и отрицать это, невозможно, особенно с учётом внезапно начавших массово подтверждаться слухов из прошлого.
Поэтому оценим проект так, как будто это отдельный проект, а не тот, 20386, который с конца 2022 года (через два года после закладки) начали строить на «Северной верфи».

Во-первых, это уже однозначно фрегат. Он большой, как фрегат, тяжёлый, как фрегат и вооружён как фрегат. Таким образом, этот корабль уже подрубает не только обновление сил БМЗ, как «старый» 20386, а метит на замену 22350. Конечно, вряд ли серией 22350 пожертвуют ради этого проекта, но это сейчас, а вот когда хотя бы в чертежах возникнет 22350М, то вполне возможно, что плюсом к нему кто-нибудь и попытается протолкнуть идею «лёгкого фрегата» — которая сама по себе, отдельно от 20386, вполне хорошая, но надо чётко представлять себе, что этот «лёгкий фрегат» будет делать в наших специфических условиях.

И почему он должен быть именно таким.

Пока очевидно, что этот корабль не противолодочник – размеры обтекателя ГАС не дают думать про то, что его основной задачей будет борьба с ПЛ, да и вертолётов именно противолодочному фрегату лучше иметь два. Хотя используя буксируемую ГАС, вертолёт и ПЛУР из 3С-14 бороться с ПЛ можно, но явно выраженных черт противолодочного корабля в этом проекте нет.

Очевидно, что это не корабль ПВО – у него мало ракет, нет возможности одновременно вести огонь из пушки и ЗРК, а две АК-306, установленных на надстройке за газоходами ГТУ это просто какой-то анекдот.

Что у него есть? У него есть 16 крылатых или противокорабельных ракет. Это столько же, сколько имеют первые четыре фрегата 22350. То есть перед нами некая редакция ударного корабля, но лёгкого, и полученного путём переработки совсем другого проекта.

То есть это «просто корабль» — лёгкий фрегат, придуманный без явной концепции боевого применения. Результат слепой эволюции, которая шла не от задач, а просто так – быстрее, больше, дороже.

Его плюсами, видимо, будут скорость и дальность. Минусами – сложность, цена и то, что это опять дублирующий проект по отношению к фрегату 22350.

Таким образом, подобный корабль при наличии сейчас 22350 не имеет смысла вообще, а потом, когда 22350 сменит 22350М, то лёгкий фрегат будет, видимо, нужен, но другой.

Возвращаясь к фрегату 22350, стоит сказать, что сравнения с ним абстракция от «Алмаза» не выдерживает от слова «совсем». Можно предположить, что теоретически у алмазовского суперкорвета/лёгкого фрегата могут быть выше скорость и дальность. Но даже если так, это мало что меняет. Фрегат 22350 имеет тотальное превосходство в ПВО за счёт вдвое большего боекомплекта ЗУР и более совершенного РЛК «Полимент», к него куда более совершенные комплексы ПВО ближней зоны, он имеет более мощную ГАС и лучше способен бороться с ПЛ, у него более мощная пушка (130 мм), его крайние два корабля имеют 24 ракетных ячейки в установках 3С-14 против 16, и он уже в серии.

Ложное направление

На сегодня у России уже есть проект фрегата, находящийся в серийном производстве, – 22350. Этот корабль кратно мощнее, а значит, и полезнее, чем любая вариация 20386. К тому же он производится серийно. Нет никаких оснований для того, чтобы ЦМКБ «Алмаз» тратило бюджетные средства на ненужные стране корабли в том же классе.
У нас гигантская, чудовищная по масштабам дыра в обороне ближней морской зоны – нет сил, способных обеспечить развёртывание МСЯС, нет сил, способных обеспечить развёртывание подплава. Умирают старенькие МПК, серия 20380 вместо модернизации в сторону удешевления была подвергнута усложнению (МФ РЛК) и потом «зарезана», серия 20385 закончена на двух кораблях, хотя её упрощённый вариант тоже мог бы стать базовым кораблём БМЗ, когда на постройку таких больших корветов ещё было время.

Навстречу танкам с «карманной артиллерией»

У нас огромные проблемы с противоминными силами. И если трудности в постройке новых тральщиков объяснимы (но не их конструкция – она необъяснима), то полное отсутствие попыток модернизировать уже имеющиеся корабли отдаёт уже даже не глупостью, а предательством. В нашей стране не производятся ни противолодочные самолёты, ни противолодочные вертолёты.

У нас реально есть куда потратить деньги и без «старого» 20386, не говоря уже о «новом». Всё это было верно, когда этот безумный проект только стартовал, и верно сейчас, когда нам с какой-то целью показали сделанный на его базе макет фрегата, ещё более дорогого.

А уж если на самом деле под маркой макетов «старого» 20386 уже строят новый с «Калибрами» и соответствующим ростом цены, то это вообще не будет иметь никаких оправданий, потому что один такой ненужный корвет-переросток «съест» как минимум три корабля попроще.

В ЦМКБ «Алмаз» есть немало талантливых конструкторов, способных, используя заведомо низкотехнологичные комплектующие, разрабатывать корабли мирового класса. Есть интересные наработки по кораблям ближней морской зоны. Есть опыт. Есть способность наконец-то дать стране то, что ей давно нужно, – проект массового простого и недорогого корабля БМЗ, способного заменить собой МРК и МПК. Есть и такие проекты.

Вместо этого мы видим многолетнюю эпопею по освоению бюджетов любым доступным способом, по увеличению количества ОКР ценой серийности, чему само ЦМКБ немало способствовало через своих руководителей, и прочие позорные способы получения государственных денег. Увы, но вчерашняя моделька – оттуда же, и имеет то же самое предназначение. Ответственность за всё вышеперечисленное несёт руководство этого предприятия.

Хочется верить, что блуд с гигантскими и сверхдорогими корветами и вырастающими из них фрегатами, дорогими, но слабыми на фоне уже строящихся конкурентов (22350) когда-нибудь закончится, и это конструкторское бюро опять, как и раньше, послужит обороноспособности страны.

Кто бы только этого наконец добился!

Почему проект 20386 стал развиваться по другому сценарию?

Хотя, казалось бы, конструкторам стоит продолжить наращивать мощность вооружения новых корветов, на самом деле, делать это не желательно. Против этого говорит целый ряд факторов:

  • Корветы с мощным и дорогим вооружением слишком дорого обходятся военно-морскому флоту;
  • Строительство таких кораблей чрезвычайно затягивается, что приводит к их моральному старению ещё до их официального выпуска в серию;
  • Постройка с таким мощным вооружением автоматически выводит их из класса, так как в задачи корвета никак не входит обязанность быть плавучим комплексом ПВО;
  • Высокая стоимость мешает наладить массовое производство.

Кроме этих, существует еще множество факторов, упрямо указывающих на то, что российские конструкторы выбрали в корне неверный путь развития.

Именно поэтому было принято решение сделать новые корветы проекта 20386 более дешёвыми за счёт уменьшения количества вооружения. Кроме того, после уменьшения количества вооружения на борту корвета, существенно повышалась скорость и маневренность судна. Корветы вовсе не созданы для того, чтобы наносить мощные удары по противнику. Их основной задачей являются следующие функции:

  • Патрулирование территориальных вод;
  • Эскорт транспортных и торговых кораблей;
  • Защита от нападений на основной флот в режиме быстрого реагирования.

Тем более, что российские ВМФ остро нуждаются в кораблях именно такого класса.

Новый проект по созданию корвета было решено максимально удешевить, с целью увеличения скорости их производства. Хотя неоднократно высказывались мысли о том, что в качестве «базы» для создания следует воспользоваться уже готовыми кораблями предыдущих проектов, было решено спроектировать новый корабль с «чистого листа». По техническому заданию, он должен иметь небольшое водоизмещение и нести на борту достаточно легкое, но сбалансированное вооружение.

Проект 20386 – клубок технических и тактических противоречий

Российская оборонная промышленность в течение последних 10-15 лет работает в усиленном режиме. Дело не в том, что со стапелей и с заводских конвейеров сходят в больших количествах новые военные суда и военная техника. По сути одновременно реализуются несколько проектов, каждый из которых представляет собой очередную пробную версию. В судостроительной отрасли сохраняется тенденция строить небольшие военные корабли, которые впоследствии оснащают системами вооружений невиданной мощности. Идея хорошая, и российским конструкторам в этом плане сегодня никто не может составить конкуренцию.

Но уже на стадии реализации проекта возникает очередная попытка улучшить или усовершенствовать проектные данные. Это приводит к замедлению серийного строительства кораблей, столь необходимых современному флоту. В Министерстве Обороны и в высоких кабинетах Генерального Штаба ВМФ продолжается борьба точек зрения: отдать предпочтение корветам или строить в больших количествах малые ракетные корабли.


Сравнение корветов проекта 20380 и 20386

Так и получилось с кораблями проекта 20380, предшественниками корветов проекта 20386. Это были новые боевые суда, на которых планировалось установить мощнейший комплекс ПВО – систему «Редут», оснащенную дальнобойными ракетами 9М96М и морской версией ПЗРК С-400. Уже построенные корабли серии входят в состав Балтийского флота как корабли с самой мощной системой ПВО. Это уже не обычные сторожевики, такие суда больше напоминает крейсера ПВО, выделенные в отдельный класс в иностранных флотах. Следующая версия – корветы проекта 20385 – получили уже вооружение, сравнимое по мощности и типу с вооружением фрегатов проекта 11356.

Поэтому конструкторы в новом проекте 20386, ставшем улучшенной версией корветов проекта 20380, решили уменьшить количество вооружения, снизить боевую нагрузку на конструкцию корабля. Возобладало мнение, что корвет является судном, выполняющим несколько другие задачи. Кораблям этого класса более присущи эскортные и патрульные задачи, и ударные функции им несвойственны. Строить корвет по стоимости, сравнимой с ценой фрегата, нецелесообразно. К тому же корветы как класс кораблей остро нужны флотам для действий на Балтике, на Черном море и на Тихоокеанском морском театре.


Строительство

В новом проекте было сделано все возможное, чтобы избежать катастрофического затягивания сроков строительства. К примеру, четыре корвета проекта 20380 строили почти 8 лет! За это время морально устарело навигационное и радиолокационное оборудование, ушли вперед системы вооружения и способы борьбы на море. Строить заведомо старый корабль – вверх расточительства. Корветы являются промежуточным классом военных судов, тем более что основной “фишкой” этого класса является их невысокая стоимость и массовое строительство. Делать корабль мощной ударной боевой единицей – нецелесообразно, и превращать такой корабль в специализированный комплекс ПВО тоже не имеет резона. Для этих целей необходимо строить корабли других классов и в другом количестве.

Каким будет корвет «Дерзкий»?

Первый корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий» является корветом будущего. Он представляет собой некий промежуточный класс между патрульным кораблём и полноценным фрегатом. В результате, хотя формально корабль «Дерзкий» относится к классу корветов, по своим характеристикам он больше похож на полноценный эсминец.

В соответствии с планом разработок, первый корвет проекта 20386 должен вести бой не только в ближних водах, но и противостоять противнику на дальних рубежах территориальных вод России. Перед конструкторами нового корабля стоит поистине сложная задача – сделать универсальную боевую единицу, которая сможет заменить боевые корабли сразу нескольких классов. Итак, в соответствии с техническим заданием, корвет «Дерзкий» должен уверенно справляться со следующими боевыми задачами:

  • Новые корабли должны защищать морские коммуникации в пределах 200 мильной зоны;
  • Оказывать противодействие противнику, который находится как на близком, так и на дольнем расстоянии от мест базирования Российского флота;
  • Обеспечивать своей системой противовоздушной обороны защиту кораблей флота от внезапных воздушных налётов противника;
  • Искать, находить и уничтожать подводные лодки противника в зоне, контролируемой корветом;
  • Обеспечивать прикрытие атакующего десанта, как за счёт своих систем ПВО, так и обычной огневой подготовкой.

Естественно, что имеющий такой широкий спектр обязанностей корабль должен существенно отличаться от своих предшественников. Конструкторы постарались воплотить в проекте 20386 корабль, который может выступать в качестве основной ударной мощи и одновременно обладать функциями сторожевого судна.

Получается, что конструкторы, заложив в потенциал нового военного корабля опять наступают на те же грабли. Вряд ли удастся реализовать подобный проект в короткие сроки, тем более, что и стоимость будет достаточно высокой.

Руководство ВМФ России продолжает придерживаться своей странной тактики, которая выражается в строительстве многофункциональных кораблей, выпускающихся очень ограниченными партиями. Если такой вариант будет приемлем при строительстве нескольких огромных авианосцев, то корветов одной серии должно быть сразу выпущено не менее нескольких десятков. Разрабатывая каждый раз новый проект, военная промышленность банально не успевает обеспечить военно-морской флот России необходимым количеством современных боевых кораблей.

Большинство крупных морских держав выпускают корабли подобного класса достаточно крупными сериями (в СССР тоже так поступали). Например, знаменитые американские эсминцы «Оливер Перри» были произведены в количестве 71 боевого корабля. Подобным образом поступают и китайцы, которые в последние годы тратят огромные деньги на оборонную промышленность. В Китае за 10 лет было построено более 20 корветов типа 056, причём закрывать их производство планируется не раньше, чем будет произведено 60-80 кораблей подобного типа.

Несмотря на все разногласия, Министерство Обороны Российской Федерации в апреле 2014 года подписало с МПКБ «Алмаз» контракт на проведение проектно-конструкторских работ.

youinf.ru

Корветы ближней и дальней морской зоны проекта 20386, являются совершенно новым шагом в отечественном военном судостроении. В перспективных военных судах удалось воплотить самые передовые технические идеи, используя современные методики и технологии.

Кроме того, проект Корвета 20386 максимально удешевили с целью увеличения скорости производства. По ТЗ, Корвет имеет малое водоизмещение и несет легкое, но сбалансированное и мощное вооружение.

Головной корабль проекта 20386 по имени — Дерзкий с заводским номером 1009 заложен 28 октября 2016 года на Северной верфи в Санкт-Петербурге. При водоизмещении в 3500 тонн Дерзкий не взбирается на волну, а рассекает ее. Это обеспечивает повышенную устойчивость и даёт возможность применять вооружения при волнении моря до пяти баллов.

Задачи нового корвета: ☆ Защита коммуникаций в пределах 200 мильной морской зоны ☆ Борьба с вероятным противником на любом удалении от мест базирования ☆ Поиск и уничтожение подлодок ☆ Обеспечение ПВО для соединений кораблей ☆ Обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Разработчики кораблей проекта 20386 отнесли их к классу корветов, но по фактически (по мощности вооружения и выполняемым задачам) новое судно больше напоминает эсминец.

ТТХ Корвета Дерзкий. Проект 20386

ПараметрЗначение
ТипМногоцелевой корвет
РазработчикЦМКБ Алмаз, Санкт-Петербург
Фото
Головной корабльДерзкий, заложен: 28.10.2016
ТехнологияСтелс
КонструкцияКомпозиты
Экипаж80 человек
Двигатели2 газотурбинных двигателя М90ФР мощностью по 27500 л.с. 2 электродвигателя мощностью по 2200 л.с.
Длина109 метров
Ширина13 метов
Водоизмещение3400 тонн
Дальность плавания5000 морских миль
СкоростьДо 32 узлов
Ракетное вооружениеУКСК комплекс 3C-14 Калибр-НК, 8 ПУВП с ракетами Калибр, Оникс или гиперзвуковыми Циркон
Артиллерия100-мм установка А-190-01 или 130-мм установки А-192
Малокалиберная артиллерияДве 30 мм шестиствольные установки АК-630М
ПулеметыДве МТПУ с 12.7 мм пулеметами Корд
ЗРК / ЗРАКЗРК Редут 2 УВП по 8 ЗУР в каждой
Противолодочное вооружениеДве установки по 4 торпедных аппарата комплекса Пакет-НК
Вертолет и дроныКа-27 или Ка-29 в подпалубном ангаре Беспилотники Горизонт
БИУССигма-20380, функции: Трасса-НК, Трасса-КП
РЛС общего обнаруженияМногофункциональный радиолокационный комплекс МФ РЛК Заслон
РЛС и система управления огнемСистема Блокировка
Оптико-электроенные приборы наблюденияГиростабилизированная оптико-электронная система обнаружения и автосопровождения целей Сфера-05
Навигационные РЛС1 навигационная РЛС МР-231-3 Пал-Н-4
РЭБ и РЭПКомплекс постановки помех КТ-216-06.04-СМ01
Навигационный комплексАвтоматизированный комплекс навигации и гидростабилизации типа Чардаш
РЛС опознования1
ГАСГидроакустический комплекс Минотавр-ИСПН-М с подкильной антенной на базе МГК 335 ЭМ-03
РадиосвязьИнтегрированный комплекс внутрикорабельной связи и аппаратура безбатарейной телефонной связи
Эхолоты и прочее оборудование
Стоимость головного корабляСвыше 20 млрд руб
Дата принятия на вооружение2019 год

Особенности конструкции нового крейсера «Дерзкий»

Так как новый корвет «Дерзкий» представляет собой многофункциональный боевой корабль, в его конструкции будет множество нестандартных решений:

  • В качестве силовой установки предполагается использовать новейшая газотурбинная установка, которая частично будет работать за счёт электричества. Это целый комплекс, состоящий из двух российских газотурбинных дизелей, каждый из которых будет развивать до 27 500 л/с. Кроме того, каждому из этих двигателей будет помогать специально для этих целей сконструированный электродвигатель, развивающий мощность до 2 200 л/с. В автомобильной промышленности такие силовые установки используются уже давно. Их знают как гибридные моторы;
  • Надстройку нового военного корвета ВМФ РФ планируют сделать из прочных полимерно-композитных материалов нового поколения, что значительно облегчит вес боевого корабля;
  • Появятся принципиально новые грузовые люки, которые будут располагаться в надводных частях бортов. Это поможет кораблю реализовать весь потенциал технологии Уже сейчас корабль часто называют «корвет-призрак»;
  • Корабль получит совершенно новые системы гидравлики, новую систему управления, жизнеобеспечения и электрооборудования.

Корвет «Дерзкий» получил новые обводы корпуса, что позволило ему улучшить мореходные качества. Корабль получился очень устойчивым. Он не «взбирается» на волну, а рассекает её, поэтому он может выходить в открытое море при волнении до 5 балов.

Проблему двигателей решили новой серией

582 3 мин.

Серия корветов 20386, на которой впервые будет применена модульная технология вооружения, загрузит петербургскую Северную верфь и калининградский судостроительный . По самым скромным подсчетам, серия принесет обеим верфям по 100 млрд рублей дохода: стоимость одного корабля превышает 20 млрд рублей. Для серии решена проблема силовой установки: на корабли будут ставить по два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью по 27,5 тыс. л. с., которые уже производит рыбинское НПО «Сатурн». Предыдущие серии снабжались двигателями из Германии, из-за чего сегодня не могут быть достроены.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В пятницу на Северной верфи был заложен корвет «Дерзкий» — головной корабль проекта 20386. В долгосрочной программе кораблестроения до 2050 года, подписанной президентом России, предусмотрено строительство более десяти корветов проекта 20386, рассказал заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению Виктор Бурсук. «У корабля совершенно новый корпус — он позволяет не забираться на волну, а резать ее. На корабле будет установлена газотурбинная установка, что позволит ему развивать высокую скорость. Газотурбина будет производиться рыбинским . Корвет автоматизирован, что позволяет примерно на треть сократить численность экипажа. По сути, это наш первый корабль, в котором будет применен принцип модульности», — рассказал заместитель главкома.

Принцип модульности раскрыл генеральный директор АО «ЦМКБ «Алмаз»», спроектировавшего корвет, Александр Шляхтенко. «Если стоит противолодочная боевая задача, мы ставим систему поиска подводных лодок, ставим соответствующие комплексы. Ударная задача подразумевает наличие ракет для наземной цели или для надводной цели. В корабль можно будет упаковать даже вертолет или средства для высадки десанта. Мы думаем, что этот корабль будет жить достаточно долго, потому что в нем есть специальные трансформерные помещения, где может быть установлено новейшее разрабатываемое вооружение», — сказал господин Шляхтенко.

По словам генерального директора «Алмаза», в качестве потенциального исполнителя заказа рассматривается также калининградский судостроительный : предположительно, серию разделят между петербургским и калининградским заводами. Решение разместить в Калининграде строительство части корветов серии выглядит логичным, так как заводы имеют схожие производственные возможности. В ближайшее время закладка второго корвета ни на Северной верфи, ни на «Янтаре» не планируется: для начала судостроители должны протестировать работу систем и внести коррективы при наличии ошибок.

Господин Шляхтенко отметил, что корветы проекта 20385, предшествовавшего новой серии, по всей видимости, теперь будут строиться только на экспорт. Два корвета-предшественника «Дерзкого» — «Гремящий» и «Проворный» — были заложены в 2012 и 2013 годах. Их строительство затянулось из-за введенных в отношении России санкций и последовавшего отказа немецкого производителя поставить двигатели MTU. Оба корвета до сих пор не спущены на воду.

Строительство и испытания «Дерзкого» займут пять лет, ВМФ планирует получить головной корвет серии в 2022 году. Его длина составит 109 м, а ширина — 13 м. Корвет будет развивать скорость до 30 узлов, его водоизмещение — 3,4 тыс. тонн. Надстройки корветов из композитного материала будет делать петербургский Средне-Невский судостроительный завод. Как рассказал «Ъ» собеседник, знакомый с условиями заказа на корвет, его стоимость «немного превосходит 20 млрд рублей». Таким образом, даже если количество кораблей в серии 20386 не превысит десяти, которые поровну разделят между двумя заводами, доход каждой верфи от строительства составит 100 млрд рублей.

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что модульный принцип вооружения корабля не является новым в мировом кораблестроении, однако в случае России строительство такого корабля говорит о шаге вперед. Главные проблемы в строительстве будут связаны с модульным принципом его вооружения. «Концепция корабля предъявляет большие требования уже не к судостроителям, а к производителям вооружения, чтобы оно могло быть модульным», — отметил эксперт.

Силовая установка, которую собираются применять на новых корветах, типична для в два раза более тяжелых фрегатов. «Двигатели М90ФР кажутся большими для корабля водоизмещением 3,4 тыс. тонн. Скорость 30 узлов — умеренная. На той же скорости с такими же турбинами ходят фрегаты. По всей видимости, мощность будет работать не на скорость хода, а на работу генератора и обеспечение энергией оборудования корабля», — полагает господин Фролов.

Герман Костринский

Вооружение первого корвета проекта 20386

Вооружение корвета «Дерзкий» значительно превышает потенциал его зарубежных «коллег». Например, американский USS Montgomery, который считается новейшим кораблём того же класса, обладает значительно более слабым боевым потенциалом. Если бы два этих корабля встретились один на один, то шансов уцелеть у американского корабля было бы немного.

Первый корвет проекта 20386 будет оснащаться следующим вооружением:

  • Универсальной автоматической артиллерийской установкой А190 калибра 100 мм, которая будет установлена в новой сплюснутой башне;
  • На борту корабля будут установлены два ракетных комплекса «Уран» либо «Уран-У», которые предназначаются для поражения кораблей противника на расстоянии от 130 до 260 км. Возможно, что это будет ракетный комплекс «Калибр», ракеты которого способны поражать надводные корабли на расстоянии до 375 км. Для того, чтобы снизить заметность данных комплексов, они спрятаны в походном положении корабля за специальными щитами, которые расположены в центральной части надстройки корабля;
  • В носовой части корвета расположены пусковые установки ЗРК «Редут». Они служат для уничтожения воздушных целей, как на средних, так и на малых дистанциях;
  • В средней части корпуса побортно будут установлены специальные пусковые установки комплекса «Пакет-НК». Данный комплекс предназначен для противоторпедной защиты корвета;
  • На корме с двух сторон от бортов будут расположены автоматические шестиствольные артиллерийские установки, предназначенные для отражения атак пиратов, диверсантов, а также расстрела плавающих мин.

Хотя точный состав вооружения корвета «Дерзкий» неизвестен, конструкторы неоднократно заявляли, что на боевом корабле будет реализован принцип модульного комплектования. В специальном отсеке, предназначенном для модулей, будут находится контейнеры с разнообразным вооружением и оборудованием.

Кроме этого, на борту корвета «Дерзкий» будет размещён корабельный вертолёт КА-27 и несколько беспилотных летательных аппаратов вертолётного типа «Горизонт».

Корвет 20386. Продолжение аферы

Тема необходимости и целесообразности строительства крупных серий кораблей поднималась неоднократно многими авторами и специалистами. В пользу этого ясно говорит мировой опыт кораблестроения. Однако то, что творится в нашем ВМФ, напоминает вакханалию с полным отсутствием адекватного военного и технического обоснования (и подмены его различными «рекламными фокусами» (и другими «приемами»), типа «инновационности» и «модульности» и т.д.).

Корвет 20386. На изображении ошибка, там две скорострельных установки с пушкой АК-306. Но всё остальное правильно.

Летом этого года одним из авторов (А.Т.) была опубликована статья «Хуже, чем преступление. Строительство корветов проекта 20386 – ошибка»

, вызвавшая значительный резонанс (в т.ч. среди специалистов). Затем, на ее базе и по результатам обсуждения было подготовлено отправлено обращение (А.Т.) в администрацию президента РФ с просьбой разобраться в целесообразности проекта 20386 и возобновить производство и модернизацию серии уже освоенных и промышленностью и флотом корветов проекта 20380. Кратко, основные тезисы:

1. Огромная цена проекта 20386. Известна строительная стоимость головного, — более 29 миллиардов рублей, что на 70% дороже серийного корвета проекта 20380 и близко к стоимости современного фрегата проекта 22350.

2. Слабое вооружение. Несмотря на значительное увеличение водоизмещения (от проектов 20380 и 20385), новый «инновационный» проект 20386 потерял комплекс «Калибр» (штатно установленный на проекте 20385). Применение «Калибра» возможно только с планирумой «контейнерно-модульной» пусковой, временно устанавливаемой взамен вертолета (!) и с уменьшением боекомплекта в два раза от проекта 20385. Также, под предлогом «удешевления», значительно упрощено гидроакустическое вооружение (с отказом от ГАК «Заря» и заменой ее на более старую и с худшими ТТХ ГАС МГ-335М). С учетом важности противолодочных задач, в т.ч. для обеспечения развёртывания МСЯС, такое ослабление вооружения «перспективного» корвета проекта 20386 разумных объяснений не имеет (особенно с учетом значительно возросшего его водоизмещения и стоимости).

3. Ввиду нового типа главной энергетической установки корвета 20386 (газотурбинная с частичным электродвижением) происходит не только техническая разунификация с другими кораблями ближней зоны, но и значительно усложняется их совместное применение по предназначению. При этом частичное электродвижение мало что дает, т.к. мощность электромоторов на проекте 20386 мала для эффективного поискового хода (порядка 18 уз), а неизбежный переход на турбины резко увеличивает шумность, стоимость эксплуатации и уменьшает дальность плавания.

4. Ради проекта 20386 уже прекращена закладка освоенных промышленностью корветов проектов 20380 и 20385, и это уже в ближайшие годы будет иметь очень тяжелые последствия как для флота, .так и промышленности.

5. «Концепция модульности», которой «обосновывался» проект 20386, потерпела неудачу в целом ряде стран (включая США). При этом у нас «почему-то» игнорируется их успешный опыт в этой области, например, концепция МЕКО, и вся «модульность» для нас свелась к засовыванию боевых комплексов в 20 и 40 футовые контейнера (с значительным снижением их ТТХ). В конце концов – если так нужно проверить эту концепцию, то это можно сделать на любом дешевом грузовом судне (а не на специальном дорогостоящем «перекорвето-недофрегате»). Так где реальная проверка «наших модулей»?

6. Высокий технический риск проекта 20386. Здесь можно отметить проблему стабилизации луча РЛС из-за значительных и случайных деформаций композитной надстройки. Необходимость монтажа РЛС на надстройке крайне спорна. Ведь это не только проблемы со стабилизацией луча, но и значительное уменьшения дальности обнаружения низколетящих целей (от проекта 20385 с таким же РЛК, но на мачте). Причина размещения полотен РЛС AN/SPY-1 в США очевидна, — их масса и проблемы с остойчивостью их первых носителей КР УРО «Тикондерога». Но после того как новые РЛС уже успешно разместили на мачте проекта 22350 «опускание» их (и дальности обнаружения низколетящих целей) на проекте 20386 находится за пределами здравого смысла. Здесь уже возникает вопрос о «нефициальном названии» проекта 20386, – «ХБЗ» («Хочу быть «Зумвольтом»), слишком очевидно подражание в 20386 этому неудачному проекту ВМС США (особенно с учетом того, что версия 20386 с «волнопронизывающим» носом (как на «Зумвольте» ) существовала).


Корвет проекта 20386 и эсминец ВМС США «Зумвольт» (вариант 20386 с обратным наклоном форштевня существовал).

Заявлено о «преимуществах» корабля проекта 20386 по мореходности, скорости и дальности. Однако рост мореходности незначителен по сравнению с проектом 20380, и начинает явно проявляться только на волнении, где оба проекта оказываются на грани потери боеспособности. Скорость 20386 была получена за счет газовых турбин (на корветах 20380 дизеля). При этом, с учетом значительного роста водоизмещения 20386, применение турбин на исходном 20380 могло дать еще более значительный эффект по стоимости. Дальность? Но она нужна в первую очередь кораблям дальней зоны. При этом фрегат проекта 22350 при близкой к проекту 20386 стоимости имеет несравнимо более высокие боевые возможности. При этом значительная дальность на проекте 20386 достигается за счет комбинированной установки и использования электромоторов на экономходу. Проблема в том, что из-за малой мощности этих электромоторов, спектр скоростей корвета ВМФ им не соответствует (например, задача поиска подводных лодок), и в большинстве случаев корвету 20386 придется для этого «становится под турбины», — с резким ростом и шумности и стоимости эксплуатации (и снижением дальности).

Для ближней же морской зоны в качестве замены для МПК проекта 1124 корабли проекта 20386 полностью избыточны. Главное, – нам нужен в ближней зоне массовый носитель наиболее эффективной нас сегодня ГАС, – «Минотавр» (причем с длинной буксируемой антенной). Для выполнения боевых задач в этой зоне не нужна большая дальность хода и автономность по запасам 20386. Увеличенная скорость смысла не имеет, из-за ограничений буксируемых ГАС, а в боевой обстановке корабли будут ходить с ними (выставленными)! А нужна меньшая цена, и максимально возможные противолодочные возможности за возможно меньшую цену (для обеспечения массовой постройки).

Фактически корабль проекта 20386, хоть и называется словом «корвет», но по своему водоизмещению, мореходности и дальности хода это «малый фрегат». И самое главное, — это фрегат (причем «полноразмерный») и по цене тоже, а вооружён он при этом хуже корвета проекта 20385! Такой вот «перекорвет-недофрегат».

В ответ на обращение в администрацию президента РФ был получен ответ ВМФ, основные положения которого приведены ниже.

Следует прокомментировать этот ответ ВМФ

ВМФ: Корвет проекта 20380 создавался в начале 2000-х годов и с учетом тенденций современного военного кораблестроения постепенно устаревает.

Комментарий. Уместно сравнить наш «опыт» с корветами линейки проектов: 20380 — 20380 с РЛК «Заслон» — 20385 — 20386, с американским – огромной серией эсминцев типа «Арли Берк», созданных на полтора десятка лет раньше нашего 20386, и непрерывно совершенствуемых (в рамках нескольких подсерий). Мы же, так и не устранив до конца недостатки серийного 20380, хватаемся за новые проекты!

ВМФ: Дальнейшая модернизация корвета 20380 в части РЭВ уже привела к значительному увеличению его стоимости.

Комментарий. Это известный факт, и связан он, в первую очередь, с установкой вместо РЛС «Фурке» и «Пума» нового радиолокационного комплекса (РЛК) «Заслон». Возникает вопрос, зачем это было сделано, при наличии серийной РЛС «Позитив-М» (удовлетворяющей по ТТХ требованиям корвета) и имеющей на порядок меньшую стоимость (от РЛК «Заслон»). Кроме того, совершенно непонятно, почему в РЛК «Заслон», при резком увеличении стоимости (от РЛС «Фурке») не был устранен самый критически недостаток ПВО корветов, – отсутствии канала радиокоррекции ЗУР? Или верна информация, что установка РЛК «Заслон» на корветы происходила только «ради самого « РЛК «Заслон» (точнее, – ее производителя)?


Скрин рекламного проспекта РЛК «Заслон». Решение критической для корветов проекта 20380и 20385 проблемы отсутствия линии радиокоррекции ЗУР даже не заявлено и не планируется!

ВМФ: Ограничение строительства 20385 было вынужденной мерой (санкции).

Комментарий. Однако достраиваются они (два корпуса проекта 20385) с отечественной коломенской дизельной энергоустановкой. При этом есть перспектива по увеличению ее мощности, однако в текущих озвученных планах ВМФ завод оставляют без заказа (дизелей на надводные корабли ВМФ). Если проблема для ВМФ заключается в уменьшении скорости корветов 20385 (с комплексом «Калибр»), то возможное решение по размещению «Калибра» указывалось, – его размещение на наклонных пусковых установках (аналогичных комплексу «Уран») на базе «исходного» проекта 20380.

ВМФ: Корвет проекта 20386 является дальнейшим развитием кораблей ближней морской зоны. Данный проект корабля будет являться основной базовой платформой на ближайшие несколько десятилетий. При разработке проекта использовались лучшие достижения в военном кораблестроении.

Комментарий. Это бессмысленные, «рекламные» фразы, ни на один конкретный тактический или технический вопрос по очевидным проблемам проекта 20386 ВМФ вменяемого ответа привести не смог. С проектом 20386 очевиден сильный регресс уровня разработки: при значительном увеличении водоизмещении и стоимости, по вооружению и боевым качествам проект 20386 значительно уступает предшествующему проекту 20385.

ВМФ: Проекта 20386 является многофункциональным, обладает сбалансированным вооружением (в т.ч. модульным) и способен решать задачи как в ближней зоне, так эпизодически и в дальней.

Комментарий. Выше отмечены очевидные критические недостатки вооружения проекта 20386. ВМФ в качестве ответа смог привести только общие фразы. Видимо, для обоснованных возражений на критику проекта 20386 у ВМФ просто нет аргументов и фактов.

ВМФ: Высокая стоимость головного корвета проекта 20386 обусловлена в первую очередь сопутствующими ОКР по его созданию.

Комментарий. Указанная стоимость корвета проекта 20386 взята из годового отчета АО «Северная верфь». С учетом того что ОКР по проекту 20386 ведет АО «ЦМКБ «Алмаз», очевидно что реальная стоимость головного корвета проекта 20386 много выше указанной в отчете «Северной верфи» цифры в 29 млрд. руб.

ВМФ: В дальнейшем стоимость корветов проекта 20386 планируется снизить за счет их большой серийности.

Комментарий. Возникает вопрос: зачем ВМФ вообще ущербные корабли (проект 20386), причем по цене, близкой к цене кратно более мощных фрегатов проекта 22350? О какой массовой серии вообще может идти речь? И где гарантии «снижения цены», если стоимость предшествующих корветов (проекта 20380) в процессе постройки ранее только росла?

Главная проблема с проектом 20386 это то, что он, при слабых боевых возможностях, срывает замену изношенных и устаревших кораблей ВМФ ближней зоны. Именно понимание этого факта вызвало к жизни исходное обращение (А.Т.)

Итак, есть простые технические и тактические «неудобные вопросы» по проекту 20386:

1. Почему новый проект 20386 имеет крайне слабое вооружение при значительном росте его водоизмещения и стоимости?

2. На чем основана «логика выбора»: или «Калибр в контейнере» «или вертолет» для этого проекта, если они нужны кораблю вместе и практически одновременно (особенно с учетом его значительного водоизмещения)?

3. В чем заключается «целесообразность» строительства проекта 20386 при стоимости близкой к серийному фрегату проекта 22350 (имеющему несравнимо большие боевые возможности)?

4. «Целесообразность» внедрения гибридной энергетической установки с учетом того что устанавливаемые маломощные электродвигатели не в состоянии обеспечить даже поисковый ход 16-18 узлов?

5. «Целесообразность» применения на корабле ближней зоны крайне дорого РЛК (причем не имеющего канала радиокоррекции ЗУР) и «золотыми» по стоимости ЗУР?

6. Что мешало отработать «модульную концепцию» на любом опытовом судне, заранее и минимальными затратами (и при якобы «успешном» ее результате убедительно предъявить специалистам и обществу)?

7. Как может быть обеспечена ближняя зона (в первую очередь в противолодочном отношении) если из-за очень высокой стоимости новых корветов их серия заведомо недостаточная для решения задач ВМФ? Причем об этом сам (!) прямо пишет главный конструктор проекта 20386 в своей последней книге (ссылка ниже)!

8. Почему при крайней важности задачи противолодочной обороны (в т.ч. в целях обеспечения МСЯС), и установке крайне дорогого (и имеющего сомнительное обоснование) РЛК, гидроакустика на проекте 20386 оказалась «зарезана» для «экономии»?

От ответа на них ВМФ фактически уклонился (ибо очевидно – ответить нечего). В ответ на отписку, автором было направлено ещё одно обращение. С текстом этого обращения можно ознакомиться здесь

. Надо сказать, что за без малого четыре месяца ожидания ответ на это повторное обращение получен не был. Чуть позже ВМФ составил новую отписку, за подписью Начальника кораблестроения ВМФ В.Тряпичникова ещё более бессодержательную, но о ней ниже.

Возникает вопрос и к автору и главному конструктору этого проекта – Захарову И.Г. В предшествующих его публикация по теме 20386 указанные выше острые вопросы проекта были старательно обойдены. При этом он все понимает, но делает прямо противоположенное! Захаров И.Г.:

Необходимость создания и содержания в составе флота малых корветов является результатом роста стоимости и наращивания возможностей многоцелевых корветов. … численность корабельного состава ВМФ может сократиться более чем на 60% … Переломить сложившуюся ситуацию можно только, сосредоточив усилия на решении более четко очерченных приоритетных задач, одной из которых является создание корвета младшего класса и, следовательно, меньшей стоимости. За счет этих кораблей станет возможным сохранить необходимую численность надводного корабельного состава флота

Возможно, на этот раз он найдет гражданское мужество и даст объяснения по проекту 20386. При этом не забыв и про проблемы с проектом 20380:

• «обоснование» применения РЛС «Фурке» (при ее возможностях по выдаче целеуказания заведомо не соответствующих требования ЗРК «Редут»);

• отсутствия (до сих пор!) канала радиокоррекции для ЗУР на корветах и смысла в применении ЗУР с 40 км дальностью без канала радиокоррекции (!);

• здесь же: какую дальность захвата ЗУР он лично надеется получить по малозаметным новейшим американским ПКР LRASM, и вообще способен ли ЗРК «Редут» (в комплектации принятой для корвета – с автономными ЗУР с АРГСН) обеспечить эффективное отражение налета таких целей (особенно с учетом того что на всех испытания он работал только по целям с ЭПР на один-два порядка больше LRASM)?

• обоснование применения крайне дорогого РЛК «Заслон» (при очевидном «сокращении» в проекте 20386 для «экономии» гидроакустики).

Очевидно, что реальные причины «решений по проекту 20386» не имеют отношения к технике и «военным соображениям». В среде специалистов в области кораблестроения и создания морского оружия давно циркулирует информация, сводящаяся вкратце к следующему: начало 2013г., Командующий Балтфлотом докладывает Главному ВМФ Чиркову В.В. о полной небоеспособности корветов проекта 20380, и в это же время же И.В. Захаров, согласовывает у Чиркова В.В. ТТЗ на новый корвет проекта 20386 (причем в обход специалистов ВМФ). Специалист ВМФ, 03.01.2015:

Известен факт прохождения ТТЗ на 20386, когда г-н Захаров, главный враг нашего флота, от лица Алмаза привез ТТЗ в ЦНИИ ВК , подписал у начальника и потом сразу у Главкома. Естетсвенно никто из института внутри ничего не читал. Тогда. Читали потом и …

Это фото с закладки. Закладная секция потом лежала два года, и с ней никто и ничего не делал. Фактически постройка началась в 2018 г.

Специалист ВМФ 16.11.2006:

Критика проекта 20380… никого не интересует, а как собственно будут летать эти, без сомнения прекрасные ракеты, при отсутствии линии радиокоррекции и отвратительном целеуказании от «Фурке»… Так сказать, по схеме «выстрелил-забыл». О чем!!!!!!! О цели? или о ракете? … разработчики ЗРК старательно обходят все острые углы, типа: А как Ваша ЗУР увидит цель при ошибках целеуказания в районе 1 град.?…Ответ — Увидит… и т.д.

… если взять за лемму утверждение И.Г. Захарова: Мы воевать ни с кем не будем тчк Корвет нужен для того, чтобы демонстрировать флаг тчк, то конечно все путем. А если завтра война…

Наговор? Однако этими же лицами все проблемы проекта 20380, с которыми флот столкнулся в последующем (и которые полностью не решены сих пор !) были названы не просто до их возникновения, а еще до того как они стали воплощаться в железе! Т.е. на момент принятия «спорных решений» по корветам в конце 2000х их ошибочность и катастрофические последствия специалистам были ясны сразу.

Специалист ВМФ 10.10.2011:

С моей точки зрения, которая неоднократно высказывалась здесь, (и сколько раз уже можно ее повторять): никаких реальных возможностей довести до ума ЗРК Редут на корвете 20380 Н Е Т Причины неоднократно уже указывались и перечислять их еще раз нет никакого смысла. Ну ладно… основные 1. Это не ЗРК. Не комплекс. это пусковая+командный модуль+ракета. Нет информационной подсистемы. 2. У «Фурке» нет никаких шансов обеспечить «Редут» необходимой по точности информацией. 3. Единственный шанс работы — по данным «Пумы» через «Сигму».

Особенно эти оценки коррелируют с информацией, опубликованной в статье К.Чулкова («Версия на Неве», 01.06.2017г.):

Судя по всему, «Башней» в документе назван интегрированный антенно-башенный мачтовый комплекс (ИБМК), который связывает в единый узел всю навигацию, управление вооружением, средства радиоэлектронной борьбы и разведки боевого корабля…. корветы «Гремящий» и «Проворный» серии 20385 строились на «Северной верфи», головным разработчиком был ЦМКБ «Алмаз», который решил заказать «башни» для корветов этой серии у «Ленинца», несмотря на то, что предприятие ранее в морских тематиках не присутствовало и соответствующего опыта не имело….Но вернёмся к документу «Схема спецотношений по Башне». По договорам с «Алмазом» и «Северной верфью», гласит документ, выплаты от стоимости договора без НДС следуют Лысенко – 1 %, …. Как известно, Эдуард Лысенко – это заместитель начальника ФГУП «ЦМКБ «Алмаз»

Примечание: на сегодня бывший Заместитель директора ЦМКБ «Алмаз» по вооружения Э.Лысенко уволен, оставив после себя длинный «шлейф» крайне странных решений и «предпочтений». Это касалось не только вооружения корветов (хотя по ним он несет персональную ответственность, особенно за проблемы с их ПВО), но и по другим кораблям. Например именно он «обосновал» (в кавычках) якобы «нецелесообразность» модернизации массовых тральщиков ВМФ проекта 1265 под комплекс «Маевка» («Маевка» не вставала вместе с тралами, Лысенко предпочел древние и бесполезные тралы).

Сегодня, однако, ситуация с корветами 20380 изменилась.

По информации с Тихоокеанского флота , корветы проекта 20380 существенно «прибавили» в боеспособности. Ракетный комплекс «Уран» прекрасно поражает цели на дальности, бывшая ранее «притчей во языцех» пушка А-190 точно и надёжно поражает цели, как морские, и воздушные, так и наземные, РЛС «Фурке» тоже проявила себя хорошо при наблюдении за воздушными целями. Прилично работает гидроакустический комплекс, а системы РЭБ показали себя на «отлично».

Подведем итог. Несмотря на резкое обострения военно-политической обстановки с 2014 г., корветы проекта 20380 ограниченно боеспособны до сих пор (и главные вопросы остаются по ЗРК «Редут»)! Однако промышленностью была проведена большая, тяжелая, но результативная работа по доводке проекта и устранению многих его недостатков. В настоящее время перспективы быстро довести корветы до боеспособного состояния вполне реальны. Очевидно, что по ЗРК ключевой вопрос – введение канала радиокоррекции ЗУР (в т.ч. на всех ранее построенных кораблях с ЗРК «Редут»).

Однако, вместо этого была начата афера с новым проектом (причем с переносом на него ключевых недостатков 20380, например отсутствия радиокоррекции ЗУР), который ещё и в разы дороже.

Возникает вопрос: а возможно ли «полное» устранение недостатков 20380, или его модернизационные запасы якобы «исчерпаны»? Да, проект 20385 очевидно полностью выбрал запасы проекта 20380 по нагрузкам. Однако «внутренние резервы» имеются:

• применение простых и легких наклонных пусковых для комплекса «Калибр», конструктивно схожих с пусковыми установками, ранее применёнными на малом ракетном корабле «Накат»;

• замена тяжелых пусковых установок комплекса «Пакет» на легкие, по типу западных Mk32 с обеспечением хранения запасного боезапаса в общем погребе с авиационным;

• для применения катеров (в т.ч. безэкипажных) в сложных условия – уменьшить высоту установки катеров на уровень верхней палубы (с установкой современных спуско-подъемных устройств), что возможно на вновь строящихся кораблях при условии оснащения лёгкими торпедными аппаратами калибром 324 мм и их переносом в более удобное для перезарядки место.

Безусловно, необходимо решать «проблему ЗРК», с обеспечением радиокоррекции ЗУР. С учетом малых дальностей захвата АРЛ ГСН ЗУР малозаметных целей типа LRASM, очевидно необходима установка второй РЛС типа «Пума» с приданием ей функций управления ЗРК. Возможно, есть смысл в серии ЗУР с уменьшенной стоимостью за счет отказа от дорогой АРЛГСН, — применения их как радиокомандных. При отражении «плотного», с малым временным интервалом налета малозаметных средств поражения радиокомандный ЗРК с хорошей многоканальной РЛС имеет решающее преимущество перед ЗРК с автономными ЗУР с АРЛГСН, — четко контролируя обстановку, фактический обстрел и уничтожение всех целей. Формально такие есть, – «Панцирь-М» и «Тор-2М», однако их размещение на корвете означает полную переработку его проекта, и возможность применения простых радиокомандных модификаций ЗУР 9М96 и 9М100 с штатной пусковой из под «Пумы», вероятно, проще и целесообразнее.

С целью снижения стоимости корвета целесообразна унификация РЛК «новых» 20380 с первыми двумя корпусами МРК проекта 22800 (т.е. установка РЛС «Позитив-М»). Успешное создание и ЦМКБ «Алмаз» МРК проекта 22800 показало, что корабли можно у нас строить быстро и с умеренной стоимостью. Возможностей РЛК проекта 22800 вполне достаточно для решения задач в ближней зоне (в т.ч. и для корвета проекта 20380).

Подведя итог:

1. Проект 20386 не имеет сколько-нибудь серьезного военного и технического обоснования. ВМФ, получивший его, «мягко выражаясь», с «черного хода», не имеет и не в состоянии привести никаких серьезных и достойных внимания аргументов в его пользу. Серийное его строительство нецелесообразно.

2. Промышленностью проведена большая, тяжелая и в значительной мере успешная работа по доводке проекта 20380, освоено его серийное строительство (даже на «проблемном» Амурском судостроительном заводе).

3. Корабли проекта 20380 начали надежно ходить (в т.ч. в дальнюю и океанскую зону).

4. Необходимо продолжение серии корветов проекта 20380(5), с безусловным полным устранением их недостатков (в т.ч. доработкой первых кораблей серии).

5. С целью снижения стоимости целесообразна унификация РЛК проектов 20380 (новых корпусов) и 22800 (первых двух корпусов серии) и использование (в перспективе) унифицированных стоек управления для различных комплексов оружия.

6. Применение изделий комплекса «Калибр» должно быть обеспечено с наклонных пусковых установок всех корветов (в т.ч. первых корпусов). В первую очередь это касается противолодочных ракет (корвет ОВР должен быть не «дичью» для подлодок, а «охотником» на них!), как это сделано, например на китайских корветах ОВР проекта 056.

7. Необходимо размещение перспективных робототехнических комплексов и современных катеров на борту корветов проекта 20380.

8. Изыскание «внутренних резервов» снижения водоизмещения кораблей проекта 20380 для проведения его доработки (с устранением недостатков), например, замена тяжелых пусковых комплекса «Пакет» на легкие пневматические торпедные аппараты.

Строительство кораблей проекта 20386 необходимо прекратить и не допускать впредь расходования денег на подобные технические авантюры.

Послесловие 2022 года

Эта статья должна была выйти под Новый год в одном крупном издании и писалась специально для него. Однако с учетом значительно резонанса предшествующей серии статей авторов были предприняты меры по ее невыходу в СМИ.

Негативные последствия прекращения строительства серии корветов проекта 20380 (20385) начинают осознавать и руководители. В августе 2018-го А.В. Шляхтенко, Гендиректор ЦМКБ «Алмаз», дал интервью ТАСС, в котором заявил:

В этом году закладка корветов 20380 и 20385 на судостроительном и Амурском судостроительном заводе не планируется. Однако в ЦМКБ «Алмаз» убеждены, что эти боевые надводные корабли за счет ограниченной стоимости и достаточно мощного вооружения, позволяющего им решать широкий круг боевых задач, в том числе в удаленной морской и океанской зоне, являются основой для формирования корабельного состава надводного флота….Поэтому их строительство должно вестись непрерывно и максимально возможными темпами. Мы надеемся, что решение о закладке новых кораблей этого класса будет принято государственным заказчиком в ближайшее время.

А что же ВМФ? «Ответ» (точнее его полное отсутствие), – в отписке начальника кораблестроения ВМФ В.Тряпичинкова …

Главнокомандующий ВМФ Королев В.И. и его предшественник Чирков В.В. у макета корвета проекта 20386. Чирков, ещё в бытность Главкома, «протолкнул» ещё один бесполезный проект — 22160. А потом ушёл работать в руководство ОСК.

Уже через три года «Дерзкий» останется на стапеле один на неопределённо долгое время, как памятник тому, чем заканчиваются такие авантюры.

Радиооборудование корвета «Дерзкий»

На данный момент, на корвет «Дерзкий» планируется установить радиотехническое вооружение, идентичное тому, которое размещается на корветах проекта 20385. Так как за несколько лет данные системы могут усовершенствоваться, возможно, что на новый корвет установят более совершенное радиооборудование. Сейчас предполагаемый комплект радиовооружения выглядит следующим образом:

  • Боевая информационно-управляющая система «Сигма»;
  • Радиолокационная станция «Фуркэ-2»;
  • РЛС целеуказания;
  • Две РСЛ навигационного типа;
  • Средства навигации;
  • Комплекс связи «Рубероид»;
  • Средства РЭБ;
  • ОГАС «Анапа-М»;
  • Станция «Минотавр-М».

Для защиты от стандартных средств обнаружения противника и его ракет противокорабельного типа, используется комплекс выстреливаемых помех «Смелый». Работа данного комплекса снижает шансы поражения корабля на 70%.

После появления в открытом доступе изображений корабля «Дерзкий» многим бросились в глаза его внешние сходства с американским литоральным боевым кораблём типа «Фридом», который также оснащен системой модульного вооружения. Через несколько лет можно будет сверить характеристики этих двух кораблей и проверить, у какой страны корвет получился более перспективным.

Маленький «Дерзкий» монстр: новый корвет-невидимка способен испугать любой вражеский корабль

Закладка нового корабля – всегда праздник, как для судостроителей, так и моряков. Вот вроде и нет пока осязаемых стальных бортов, надстроек, нет 3400 тонн водоизмещения, нет грозных «Калибров», «Редутов», «Пакетов», даже экипаж еще не собран, но корабль уже есть. Новейший корвет проекта 20386 получил имя «Дерзкий» и успел заявленным потенциалом вызвать уважение у «своих» и тревожное предчувствие у «чужих».

Корвет «Дерзкий» – продолжение линейки многоцелевых надводных боевых кораблей второго ранга ближней морской зоны проекта 20380, первые из которых были заложены еще в начале 2000-х. Сейчас в составе ВМФ находятся четыре корвета этого класса, все – в ДКБФ (Дважды Краснознаменный Балтийский флот) – «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий». Еще четыре находятся в стадии строительства на судостроительном заводе Северная верфь»: «Ретивый» и «Строгий» (модернизированный пр. 20380), а также «Гремящий» и «Проворный» (пр. 20385).

«Совершенный» строится на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Всего в рамках ГВП-2020 (Государственная программа вооружений) российские ВМФ должны получить 20 корветов этого типа (по 3-8) на каждый флот.

Из озвученных и самых пока массовых проектов этой серии корветов (20380 и 20385) существуют также проект 20382 с шифром «Тигр» – экспортный вариант, отличающийся упрощенным вооружением. 20383 – проект пограничного сторожевого корабля. Ну а проект 20386, каковым будет «Дерзкий», – лучшее развитие этой серии корветов, которого будут отличать от своих «собратьев» не только улучшенные мореходные качества и мощные двигатели, но и усиленное вооружение, малозаметность и малошумность.

И если предназначение большинства корветов – вести боевые действия против морского противника в ближней морской зоне, защищать морские коммуникации и объекты морской экономической деятельности, то «Дерзкий» будет способен действовать и в дальней морской зоне. По сути, по своим ходовым и боевым возможностям этот корвет близок к эсминцам.

Корабль проекта 20386 должен поражать боевые надводные корабли и суда крылатыми ракетами корабельного ракетного комплекса, вести поиск и уничтожать подводные лодки противника торпедами малогабаритного противолодочного комплекса, обеспечивать боевую устойчивость кораблей и судов от средств воздушного нападения противника зенитным ракетным комплексом, оказывать артиллерийскую поддержку высадки и действий морских десантов артиллерийской установкой.

Этакий маленький (по габаритам) монстр, способный выполнять широкий круг боевых задач даже вдали от родных берегов, – автономность в течение 30 суток и возможность пройти без дозаправки почти 5000 морских миль это позволяют. Скорость тоже имеет значение – 32 мили в час против 27 у предшественников.

В «Дерзком» предусмотрена комбинированная газотурбинная установка с частичным электродвижением. В состав установки входят два отечественных газотурбинных двигателя мощностью по 27 500 лошадиных сил и два главных электродвигателя мощностью по 2200 лошадиных сил. Благодаря инновационным технологиям этот корвет станет принципиально новым кораблем отечественного флота. Надстройка будет выполнена из легких и прочных композиционных материалов.

Новым станет и применение крупногабаритных закрывающихся лацпортов (грузовые люки) в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию Stealth. Не случайно корабль уже прозвали «корвет-невидимка».

Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Инновационные решения применены также в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.

Еще одна из «дерзких» особенностей – улучшенная мореходность за счет новых обводов корпуса. Корабль водоизмещением в почти три с половиной тысячи тонны не «взбирается» на волну, а рассекает ее. Подобная устойчивость позволит применять вооружения корабля при волнении моря силой до пяти баллов.

У корвета проекта 20386 – мощный арсенал, заметно превышающий «калибр» кораблей аналогичного класса US NAVY (например, у новейшего USS Montgomery, который 29 октября этого года врезался в шлюз Панамского канала и уже получил прозвище a leaky trough – «дырявое корыто»).

«Дерзкий» будет оснащен универсальной автоматической 100-мм артустановкой А190 в новой «сплюснутой» с боков «стелсовской» башне. На его борту расположатся две счетверенные установки корабельного ракетного комплекса «Уран» или «Уран-У» для ударов по надводному противнику на дальности от 130 до 260 километров (либо, что наиболее вероятно, противокорабельными ракетами «Калибр» с большей дальностью поражения целей). Для нулевой заметности в походном положении эти комплексы спрячутся за щитами в центральной части надстройки.

В носовой части корабля – блок вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут» с зенитными управляемыми ракетами для поражения воздушных целей на малых и средних дальностях. Побортно в средней части корпуса корвета за лацпортами установят пусковые установки противолодочного (противоторпедного) комплекса «Пакет-НК». В кормовой части надстройки – также побортно – разместятся два 30-мм шестиствольных автомата АК-306, предназначенные для отражения атак диверсантов и пиратов, а также для расстрела плавающих мин.

Точный состав вооружения проекта 20386 неизвестен, однако заявлялось о планируемой реализации модульного принципа комплектования (в кормовой части корабля находится отсек, который можно использовать для размещения сменных контейнеров, укомплектованных различным оборудованием, штабной аппаратуры, пусковых установок ракетных комплексов и т.д.) и возможности базирования на борту, помимо корабельного вертолета Ка-27 (Ка-31), беспилотников, вероятно, «Горизонт».

Возможно, что радиотехническое вооружение нового корабля будет идентичным тому, которое размещено на корветах проекта 20385. А оно, кроме БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Сигма», включает также и радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты, две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации.

Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 (комплекса выстреливаемых помех «Смелый»). Весь этот комплекс радиотехнического вооружения снижает вероятность поражения корабля почти в три раза.

Автор: Виктор Сокирко

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]