Сторожевой пограничный корабль «Проворный» проекта 22460

26 июня 2009 года российские пограничники праздновали знаменательное событие – спуск на воду нового пограничного патрульного корабля проекта 22460 (шифр «Охотник»), получившего название «Рубин». Часто данное судно называют просто «Проект 22460». Спуск произошел на мощностях судостроительной в городе Санкт-Петербурге. Данное судно было заказано Пограничной службой ФСБ РФ. 13 ноября 2009 года оно прошло государственные испытания и было принято в ряды Черноморско-Азовского ПУ. Сегодня мы познакомимся с этим кораблем подробнее и узнаем, чем он отличается от предшественников.

Строительство

Благодаря высокому качеству подготовки и технической документации, разработкой которой занималось «Северное ПКБ», были обеспечены высокие темпы строительства судна. На его возведение ушло немногим более двух лет. Данное конструкторское бюро активно использует в своих разработках систему FORAN, которая позволяет осуществлять трехмерное проектирование. Система активно применяется для надводных боевых суден с 1998 года. Ранее в России аналогов корабля «Проект 22460» не было.

Особенности

Основная отличительная черта судна «Рубин» – наличие взлетно-посадочной площадки для нетяжелого вертолета. Для него же на судне может быть оборудован ангар. Удивительно, что все это помещается на корабле водоизмещением до 700 тонн. К примеру, аналогичное по водоизмещению шведское судно Visby, долгое время считавшееся самым малым боевым судном, может похвастаться только наличием на борту вертолета, без ангара.

Важнейшей особенностью корабля является то, что в его кормовой части находится наклонный слип, на который можно установить быстроходный надутый катер. Такие катера применяются, например, для доставки досмотрщиков на судно, нарушившее те или иные правила. 2 катера и вертолет на борту в значительной мере расширяют возможности судна.

Сторожевой корабль проекта 22460 отличается также высоким уровнем модернизационного ресурса. Благодаря применению технологий трехмерного моделирования на всех стадиях проектирования, разработчикам удалось максимально рационально разместить механизмы и системы в корпусе. Это обеспечивает высокую ремонтопригодность и возможность быстрой модернизации. Судно «Проект 22460» выглядит очень современно. В его внешнем виде воплощены технологии stealth. Заметность во всех диапазонах излучения минимальна, как и уровень физических полей.

Конструкторы учли, что судно будет эксплуатироваться в разных климатических условиях. Максимум, на что оно способно, – работа в битом льду толщиной не более 200 мм.

Сторожевой пограничный корабль «Проворный» проекта 22460

ПСКА «Проворный», Азовская судоверфь ПСКР «Проворный» и «Изумруд» ПСКР «Проворный» возвращается с испытаний

ПСКР «Проворный», у причальной стенки

ПСКР «Проворный», спуск на воду ПСКР «Проворный», закатка в Плавучий Док-455

«Проворный», вывод из эллинга

Церемония закладки киля ПСКр, заводской номер 506

Сторожевой пограничный корабль «Проворный» проекта 22460, заводской номер 506, является шестым кораблем, который строится на ОАО «Судостроительная для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Головным кораблем является ПСКр «Рубин» (построен в ноябре 2009 года), вторым «Бриллиант» (июль 2012 год), третьим «Жемчуг» (сентябрь 2012 года), четвертым «Изумруд» (июнь 2014 года), пятым «Аметист» (октябрь 2014 года).

ПСКр проекта 22460 предназначены для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной границы в задачу кораблей этого класса все чаще входят операции по борьбе с терроризмом и морским пиратством.

Одной из основных особенностей кораблей данного проекта является наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета, а также наличие в кормовой части корабля наклонного слипа, на котором установлен быстроходный катер жестко-надувного типа, предназначенный, например, для быстрой доставки досмотровой партии на судно-нарушитель.

Корабли проекта 22460 могут работать в молодом и битом льду толщиной до 20 сантиметров.

Основные характеристики корабля проекта 22460: Водоизмещение стандартное 630 тонн. Длина наибольшая 62,5 метра, ширина наибольшая 12 метров. Максимальная скорость хода до 30 узлов, крейсерская 21 узел, экономическая 12 узлов. Дальность плавания 3500 миль при 12 узлах. Автономность плавания 60 суток. Экипаж составляет 24 человека.

Двигатели: Дизельные двигатели.

Вооружение:

Артиллерия: 1 × 30-мм АУ АК-630, 2 × 12,7-мм пулемёт Корд.

Ракетное вооружение: Возможность установки ПКР Уран-У, с ракетой Х-35У (до 260 км).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-226 или БПЛА Gorizont G-Air S-100, складной палубный ангар-убежище.

27 июня 2014 года состоялась закладка киля ПСКр заводской № 506, а также заводской номер №508. В ноябре 2015 года, стало известно, что новые сторожевые корабли данного проекта, предназначенные для погранслужбы ФСБ, получат дизели китайского производства вместо использовавшихся ранее немецких. 06 мая 2016 года спущен на воду. 31 августа отправился на ходовые испытания. По сообщению от 11 ноября 2016 года после успешного завершения ходовых и государственных испытаний подписан акт приёма-передачи.

Бортовой номер: 506 (с 2016 года), 406 (с 2016 года).

18 июня 2022 года прибыл в порт приписки Балаклаву и поступил на вооружение пограничного управления ФСБ России по Республике Крым. По сообщению от 21 июня АО «Азовская судоверфь» произвела демонтаж технологических буксирных упоров на корабле.

Мореходные качества

Уже на первых испытаниях стало ясно, что судно имеет весьма неплохие мореходные качества. Германский мотор фирмы MTU, которым оснащается пограничный корабль проекта 22460, считается лучшим в своем классе. Вместе с удачной конструкцией обводов корпуса он позволяет судну на протяжении продолжительного периода времени поддерживать приличную скорость. При волнении в 4-5 баллов она составляет порядка 25 узлов. При отсутствии волн корабль может достичь скорости в 30 узлов. При этом выбег судна с полного хода до «стопа» составляет порядка двух с половиной сотен метров. А чтобы корабль перешел с полного переднего на полный задний ход, нужно всего 90 секунд.

Описание патрульного корабля «Адмирал Угрюмов»

Патрульный корабль проекта 22120 шифр «Пурга» (заводской номер 055) — скоростной многоцелевой корабль береговой охраны ледового класса, способный нести вахту во льдах.

Корпус корабля оснащен ледовым подкреплением, позволяющим преодолевать льды толщиной более полуметра.

Скорость максимального хода — 24 уз. экономического — 14 уз. Дальность плавания экономическим ходом достигает 6000 миль, автономность – 20 суток, а численность экипажа составляет 16-25 человек до 14 человек в качестве пассажиров.

Имеется площадка для базирования вертолета типа Ка-226. Возможна установка 30-мм артиллерийского комплекса АК-306М.

Управление

Управляемость судна находится на весьма высоком уровне. Диаметр циркуляции на полном ходу составляет 4,5 длины корабля. На разворот в 360 градусов ему достаточно минуты. При развороте используется подруливающее устройство. При скорости до 5 узлов (на малых ходах) судно управляется с помощью специального джойстика. Важным параметром является возможность удерживания корабля в одной точке. Это очень удобно при спасательных и досмотровых операциях.

Еще одним весомым достоинством кораблей «Рубин» стал их класс автоматизации. Благодаря современной мостиковой системе ТРИМС разработчикам удалось довести уровень автоматизации до класса А1. Это позволило сократить численность экипажа, несущего вахту в сторожевой рубке, до трех человек. При этом они смогут управлять всеми системами и механизмами судна. Конечно же, каждый из членов экипажа должен быть профессионалом.

Сорок лет назад, 17 февраля 1981 года, в Балаклаве состоялся первый подъем военно-морского флага кораблей и судов погранвойск КГБ СССР на пограничном сторожевом корабле «Измаил», что стало началом его морской пограничной службы. Непростая была у корабля судьба — ему пришлось охранять границы двух государств, ходить под флагами трех разных ведомств, сменить свое имя и закончить свою службу в качестве флотского корабля под прежним именем. Весте с тем, для многих моряков, прошедших через этот корабль, служба на нём стала настоящей школой жизни, местом, где они получили настоящую морскую закалку.

ПСКР «Измаил» был заложен в эллинге судостроительного завода им. Горького в г. Зеленодольске 12. 09. 1978 г. Спущен на воду 22. 06. 1980 г. под заводским № 777. Корабль был назван в честь г. Измаил и в память о взятии турецкой крепости Измаил русскими войсками 11. 12. 1790 г. Его заселение первым экипажем состоялось летом 1980 г., после чего корабль был переведён буксирами из г. Зеленодольска на Чёрное море по Волге и Дону с последующим переходом через Азовское море.

Вот, как описал этот переход один из членов первого экипажа корабля Борис Калинаичев, служивший на нем штурманским электриком: «Поездом в Зеленодольск, жизнь в казарме бригады строящихся кораблей, и в октябре переселились на корабль в уже заполненном доке завода. Приготовления, бункеровка и вперед по Волге на буксире. Мачта была завалена на кормовую надстройку, «яйцо» (обтекатель) ГАС «Аргунь» ехало отдельно, винты тоже. Между спардеком и кормовой надстройкой установили речной гальюн (емкость с переборками из фанеры и с подводом воды). Энергоснабжение от 200-сотника, запас продовольствия, солярки и воды. Погода была исключительная. Через две-три недели подошли к Волго-Донскому каналу. И застряли на неделю у входа. Речной буксир нас оставил, ждали толкающий буксир для прохода шлюзов. В итоге набралась целая флотилия боевых кораблей у входа в канал: мы, СКР, подлодка в плавдоке, «Джейран», торпедолов. Все растянулись по течению в ожидании шлюзового. Прохождение канала длилось двое суток, были по боевой тревоге, мало кто спал. Шлюза на подъем, швартовка в каждом шлюзе, потом спуск. Красиво, интересно, всего не опишешь. Потом Дон, два шлюза на Дону и Азов. Первая волна в море. Намучились все. Волна мелкая короткая и очень противная. На Азове подняли мачту при помощи винтового домкрата. Потом Керчь и переход в Севастополь в Южную бухту на достройку. В сухом доке поставили «яйцо», винты, протекторы защиты корпуса. В ноябре начались наладочные, а потом и ходовые испытания. После Нового года — гос. испытания, и подъем флага в Балаклаве. Вся дорога до завода в Севастополе заняла полтора месяца, впечатлений на всю жизнь.»

Первый экипаж ПСКР «Измаил» в Зеленодольске. 1980 г.

Кормовая артустановка АК-725 при выходе корабля из завода отсутствовала и была смонтирована только летом 1983 г. Кроме того, ПСКР «Измаил» стал первым кораблём проекта 1124П, вышедшим из завода со второй рабочей шлюпкой. По прибытии в Севастополь ПСКР «Измаил» встал у пирса достроечно-сдаточной базы Зеленодольского ССЗ им. А. М. Горького в Южной бухте для выполнения доделочных работ. В ноябре 1980 г. корабль прошёл наладочные и ходовые испытания, а в декабре 1981 г. – государственные испытания, по результатам которых 28. 12. 1980 г. был подписан акт о приёмке корабля от государственной промышленности. После прохождения размагничивания, КИМС и мерной мили ПСКР «Измаил» перешёл к месту своего базирования в Балаклаву, в состав 5-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей (5 ОБСКР).

Вот, как проходил подъем флага на корабле, со слов того же Бориса.

«17.02. 1981 г. подъем флага на «Измаиле» произошел как-то неожиданно для всех. С утра прибыло бригадное начальство с нашим флагом без всякого, по крайней мере, для экипажа предупреждения. Я после вахты у трапа с 23:00 до 03:00 отдыхал и, выйдя на палубу после 09:00, был крайне удивлен флагом на флагштоке. Не были готовы, судя по всему, и владельцы фотоаппаратов (хотя бы из вахты). Подозреваю, что это единственные фото того момента. Кто их делал, не помню. Но, слава Богу, они есть!»

Перед первым подъемом флага.

Первую курсовую задачу К-1 «Охрана государственной границы одиночным кораблём» экипаж корабля сдал почти сразу по приходе в бригаду, после чего им была сдана курсовая задача К-2 «Ведение боевых действий одиночным кораблём». Во время сдачи первой курсовой задачи К-1 на ПСКР «Измаил» была проведена проверка комиссии Главного управления пограничных войск КГБ СССР, по итогам работы которой в начале мая 1981 г. корабль был отмечен в приказе Управления как успешно введенный в строй. Вступив в строй, «Измаил» стал одним из лучших и самых ходовых кораблей 5 ОБСКР, а также неоднократно удостаивался звания «Отличный корабль соединения». После вступления в состав бригады за период с 1981 по 1989 гг. он находился в строю более 2 000 дней, что составило пять с половиной лет, из них на боевых службах – 1 053 дня (около трёх лет). Вот лишь несколько эпизодов боевой работы корабля. Осенью 1981 г. на борт ПСКР «Измаил», находившегося на охране государственной границы, с берегового поста технического наблюдения поступила радиограмма о движении вблизи побережья неопознанных целей. И. о. командира корабля А. И. Лукьянченко принял решение применить отсекающий маневр с тем, чтобы не допустить ухода нарушителей границы в сторону нейтральных вод. Ими оказались три иностранные рыболовецкие шхуны, приблизившиеся к побережью, где водились ценные породы рыб, и приступившие к хищническому лову. При высадке на шхуны осмотровых групп, возглавляемых старшим помощником командира В. И. Кириченко и замполитом В. И. Никоренковым, были обнаружены выбранные сети, свежевыловленная рыба и другие доказательства незаконного промысла. За операцию по задержанию этих шхун А. И. Лукьянченко был удостоен правительственной награды – медали «За боевые заслуги». В январе 1982 г. ПСКР «Измаил» под командованием В. А. Семёнова, выполняя патрулирование вблизи кромки территориальных вод, обнаружил иностранное судно, которое сначала следовало параллельным и противоположным курсами в нейтральных водах, а затем зашло в территориальные воды СССР. Дав судну углубиться в территориальные воды, ПСКР «Измаил» в условиях сильного тумана отсек судну-нарушителю обратный путь к границе, после чего произвёл его задержание. Этим судном оказалась турецкая шхуна «Мустафа Капитан». При высадке на шхуну осмотровой группы, возглавляемой замполитом В. И. Никоренковым, было установлено, что промыслом рыбы она не занималась, все сети были сухие, рыба в трюмах отсутствовала. После того как шхуна «Мустафа Капитан» была отконвоирована в ближайшие советский порт, на ней был произведён обыск, в результате которого на шхуне был выявлен ряд улик, неопровержимо свидетельствовавших о том, что она зашла в территориальные воды СССР с разведывательными целями, имея на это задание одной из западных спецслужб.

ПСКР «Измаил» на охране границы.

Дважды – 13. 03. 1986 г. и 12. 02. 1988 г. – ПСКР «Измаил» в составе КПУГ (корабельной поисково-ударной группы) совместно с кораблями КЧФ и 5 ОБСКР принимал участие в вытеснении из территориальных вод СССР отряда кораблей ВМС США: крейсера УРО «Йорктаун» и эсминца «Кэрон». В апреле 1986 г. по наведению радиотехнических частей КГБ отряд боевых кораблей в составе ПСКР «Измаил», «ПСКР-629» (проекта 205П) и «ПСКР-105» (проекта 133) выдвинулся в район мыса Тарханкут для поиска работавшего радиопередатчика иностранного производства. В 20 милях от м. Тарханкут корабли установили контакт с неопознанной подводной лодкой и произвела противодиверсионное гранатометание. После этого совместно с противолодочной авиацией КЧФ пограничные корабли на протяжении 22 ч сопровождали неопознанную иностранную ПЛ. Вышедшие из базы корабли охраны водного района, находившейся в районе оз. Донузлав, контакт с ПЛ подтвердить не смогли. Как позднее выяснилось, нарушителем границы была турецкая ПЛ «Ильдыр», которая на протяжении 25 дней находилась на боевой службе в территориальных водах СССР. В августе 1986 г. ПСКР «Измаил» совместно с нефтерудовозом «Гамаль Абдель Насер» предотвратил уход за границу гражданина СССР, высадившегося в море на резиновой шлюпке с борта теплохода «Молдавия» в районе Анапы. В 1989 г. в районе м. Опук гидроакустики ПСКР «Измаил» обнаружили шумы неопознанной ПЛ. МПК «Комсомолец Армении» проекта 1124М, пришедший на помощь, подтвердил контакт с иностранной ПЛ. Через два часа МПК «Киевский комсомолец» (1124М) и МПК «Комсомолец Грузии» (1124) вновь обнаружили в этом районе неопознанную подводную лодку и сопровождали её до порта Эрегли. В феврале 1991 г. за незаконный лов рыбы в экономической зоне СССР ПСКР «Измаил» задержал турецкую шхуну «Чанакчи Огюллари», в результате чего по решению народного суда г. Ялты на капитана шхуны Хасана Чанакчи был наложен штраф в размере 44 300 инвалютных руб. с конфискацией сетей и незаконно выловленной рыбы. В апреле 1991 г. ПСКР «Измаил», выполняя функции флагмана объединённого отряда пограничных сторожевых кораблей, принимал активное участие в задержании в районе о. Змеиный 14 турецких шхун, занимавшихся хищническим ловом камбалы-калкана, который был занесён в Красную книгу. В этой операции под названием «Калкан», длившейся 5 суток, принимали участие пограничные сторожевые корабли 5 ОБСКР и 18 ОБСКР (Одесса), авиация Краснознамённого Западного пограничного округа, два судна государственной рыболовной инспекции «Краснознаменск» и «Багерово». В результате успешно проведённой операции было выбрано 6416 сетей, общая протяженность которых составила около 640 км. В них попало более 18 тысяч особей камбалы-калкана. В сетях оказалось 194 дельфина, 11 белуг, 27 особей осетровых пород, 401 катран, 1359 скатов. Сумма штрафа, наложенного на владельцев турецких шхун, составила 110 000 инвалютных руб., а сумма возмещения ущерба – 514 535 руб. в валюте. По результатам проведённой операции ряд офицеров и мичманов ПСКР «Измаил» был удостоен государственных наград: медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» были награждены старший помощник командира С. В. Коряк и замполит Ю. И. Иванов, медалью «За отличие в воинской службе» II степени – главный боцман П. Ф. Бывальцев. За безупречное выполнение специальных заданий по охране с моря мест отдыха членов ЦК КПСС, советского правительства, руководителей коммунистических партий стран социалистического лагеря и других важных гостей, отдыхавших на южном побережье Крыма в летнее время, включая сопровождение кораблей и катеров специальной службы, на борту которых находились вышеуказанные лица, экипажу ПСКР «Измаил» неоднократно объявлялась благодарность. В числе важных гостей, посетивших борт ПСКР «Измаил», был двукратный олимпийский чемпион В. Ф. Борзов (1982 г.), заместитель министра национальной обороны Чехословакии Грушевский (июль 1985 г.), председатель Верховной Рады Л. М. Кравчук (июль 1991 г.) и многие другие. С распадом СССР, когда вся 5-я бригада пограничных сторожевых кораблей отошла Украине, ПСКР «Измаил», как и другие корабли бригады, вышел из состава морских частей погранвойск СССР и перешёл в состав морских сил пограничных войск Украины, после чего еще несколько лет нёс службу по охране государственной границы. С началом экономического и топливного кризиса на Украине нагрузка в несении пограничной службы на корабль была сильно снижена, и он почти все время простоял в базе. В конце 1995 г. было принято решение о передаче пограничных кораблей проекта 1124П из Севастопольского морского пограничного соединения в состав Военно-морских сил Украины. 19. 01. 1996 г. ПСКР «Измаил» и ПСКР «Днепр» были переданы украинскому флоту. В этот день на них был поднят Военно-морской флаг Украины. ПСКР «Измаил» был переклассифицирован в корвет и переименован в «Чернигов» в честь одноименного украинского города, который стал оказывать ему шефскую помощь. Кораблю был присвоен новый бортовой номер U205. Имя «Измаил» было передано ранее входившему в состав 116 БРЧК Дунайской военной флотилии артиллерийскому катеру «АКА-397» (проекта 1204 «Шмель»), вошедшему в состав Измаильского отряда Морской охраны Госпогранслужбы Украины как ПСКР (а затем КрМо) «Измаил» (BG84).

Корвет ВМС Украины «Чернигов».

С переходом в состав ВМС Украины начался новый период в жизни корабля. С 16. 04 по 20. 04. 1996 г. корвет «Чернигов» под командованием О. П. Гребенюка совершил деловой визит в болгарский порт Варна под флагом заместителя командующего ВМС Украины контр-адмирала А. А. Рыженко. В период с 21. 07 по 28. 07. 1996 г. корабль принял участие в международных учениях «Кооператив-партнёр-1996», а в период с 31. 07 по 01. 08. 1996 г. корвет «Чернигов» принимал участие в учениях «Море-1996» (внешний рейд Севастополя, бухта Балаклава). В период с 31. 08 по 09. 09. 1996 г. отряд кораблей ВМС Украины в составе корветов «Чернигов» и «Винница» совершил деловой визит в порт Констанца, Румыния в рамках международных учений «Классика-1996». 01. 08. 1997 г. корвет «Чернигов» принял участие в первом параде кораблей в честь дня ВМС Украины в Севастополе. В период с 15. 04 по 17. 04. 1998 г. корвет «Чернигов» принимал участие в специальном сбор-походе кораблей ВМС Украины и ЧФ РФ. В августе 1998 г. при следовании вдоль ЮБК из района мыса Аю-Даг в сторону Севастопля на корвете «Чернигов» произошла поломка одного из главных двигателей, что потребовало серьезного дорогостоящего ремонта. После этого к активному несению службы корабль не привлекался и большую часть времени простоял у пирса. Из-за отсутствия финансирования и невозможности докования и ремонта корабль в 2005 г. был выведен из состава ВМС Украины и списан. Незадолго до своего списания он вновь обрёл свое прежнее имя – «Измаил». Имя «Чернигов» было передано тральщику «Желтые Воды» (бывший МТЩ «Зенитчик») пр. 266М, а бортовой номер U205 – корвету «Луцк» (проекта 1124М). Экипаж корабля до последнего момента прилагал все усилия к тому, чтобы ввести его в боевой состав. Благодаря его стараниям корабль выглядел чистым и ухоженным до самого выхода из состава ВМС Украины.

Один из последних экипажей корвета «Чернигов». День корабля. Февраль 2004 года. Севастополь.

После списания «Измаил» в течение почти 5 лет находился в поселке Новоозёрное на озере Донузлав, в Южной ВМБ 5 БрНК ВМС Украины, в ожидании разделки на металлолом. С него была снята часть вооружения и оборудования, которое было передано на другие корабли ВМС Украины. В мае 2008 года уже списанный и разоружённый корабль посетили несколько человек, ранее проходивших службу на нём. Вот, как они описали своё посещение:

«Корабли, как и люди, имеют обыкновение рождаться, сходя со стапелей в большую, бурлящую штормовыми волнами жизнь, закончив свою службу, они так же, как и люди, уходят на заслуженный отдых и в конце концов они так же, как и люди, умирают. К великому нашему сожалению, пришло время уходить на покой и нашему легендарному ПСКР «Измаил». Не будем углубляться, в силу каких обстоятельств и причин это произошло. Мы просто пришли проститься с кораблём, своим боевым товарищем. Нам представилась возможность пройтись по его стальным палубам, и несмотря на то, что корабль разоружен, и с него снято всё, что может послужить при ремонте других кораблей, он по-прежнему красив, строен и от него веет морским шиком. Поэтому мы переживали прекрасные чувства от встречи со своим кораблем! Не раз у нас возникало желание взяться рукой за несуществующие уже леера, пробежаться по его трапам. Но отсутствие таковых не удержало от возникшего желания побывать внутри корабля, пройти по его безмолвным кубрикам, зайти на свои боевые посты, подняться на ходовую рубку. Мы можем гордо сказать, что мы были последними из экипажа корабля, кто прошёл по его по палубе! Спасибо тебе, «Измаил», ты навсегда останешься в наших сердцах!»

В марте 2010 г. при попытке демонтажа отдельных конструкций произошло нарушение герметичности корпуса корабля, в результате чего он быстро затонул. Впоследствии он был поднят на берег и подвергнут разделке на металлолом, которая завершилась в октябре 2010 г.

Кораблем в разное время командовали: ПСКР «Измаил»: Василий Алексеевич Семёнов (1980 – 1987 гг.); Михаил Михайлович Дивизинюк (1987 – 1995 гг.); корвет «Чернигов»: с 29. 12. 1995 г.: Олег Петрович Гребенюк (декабрь 1995 г. – октябрь 1997 г.; сентябрь 2002 г – ноябрь 2004 г); Валерий Васильевич Миколаец (октябрь 1997 г. – сентябрь 2002 г.).

Командир ПСКР «Измаил» Василий Алексеевич Семенов

Командир ПСКР «Измаил» Михаил Михайлович Дивизинюк.

Командный состав первого экипажа ПСКР «Измаил» Командир корабля Василий Алексеевич Семенов, старший помощник командира Виталий Алексеевич Алексахин, заместитель командира по полит. части Виталий Иванович Никоренков, командир БЧ-1 В. А. Тертычный, командир БЧ-2-3 Владимир Иванович Кириченко, командир БЧ-5 Александр Васильевич Козырев.

главный боцман В. И. Бородин, старшина арткоманды Владимир Викторович Новиков, старшина гидроакустической команды Виталий Николаевич Ветютнев, старшина команды связи Сергей Иванович Куценко, старшина электротехнической команды А. П. Генералов, старшина турбомоторной команды В. Краюца, старший фельдшер Юрий Иванович Фисак, старший баталер Николай Михайлович Федосенко.

Статья подготовлена по материалам книги «Настоящий корабль» (С.Н. Машенский, Г.С. Дмитриев, С.Н. Панков), газет «Флаг Родины» и «Советский пограничник» (предоставлены В.И. Павлуцким), а также по воспоминаниям членов первого экипажа корабля: Н.М. Федосенко, Б.Н. Калинаичева, И.Г. Плешкана, Ю.П. Сысоева и других.

Нравится

IT news

Бытовые условия

На сторожевом корабле проекта 22460 очень комфортные условия жизни. Здесь даже есть сауна и бассейн. Экипаж размещается в удобных блок-каютах с эргономичной мебелью. В каждой из кают есть индивидуальный санузел с душевой кабиной и система кондиционирования. Для обеспечения судна пресной водой работает опреснительная установка. Горячая вода подается круглосуточно.

Система видеонаблюдения позволяет регистрировать все действия внутри корабля и осуществлять наружное наблюдение, к примеру за подлетом и посадкой вертолетов.

Сторожевики и охотники | США

Охотник «PCS-1387»

Охотник «PCS-1388»
Охотник «PCS-1401»

Охотник «PCS-1405»

Охотник «PCS-1455»

В 1942 г. на базе деревянного корпуса тральщика типа «YMS» было построено 59 (PCS-1376-1392; PCS-1396,1397; PCS-1399-1405; PCS-1413,1414; PCS-1417-1426; PCS-1429-1431; PCS-1441, 1442; PCS-1444-1446; PCS-1448-1452; PCS-1455; PCS-1457-1461; PCS-1464, PCS-1465) охотников из которых 22 стали учебными, 13 – кораблями управления, 5 спасательными, а 2 – вспомогательными. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 251 т., полное – 278 т; длина – 39,6 м, ширина – 7.5 м; осадка – 2,3 м; скорость – 14 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 1000 .л.с.; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 1х1 – 40-мм зенитный автомат; 2х1 – 20-мм зенитных автомата 2 бомбосбрасывателя; 4-бомбомета; РБУ «Mousetrap».

Охотники «SC-330», «SC-412» и SC-64»

Охотник «SC-102»

Охотник «SC-431»
Охотник «SC-437»

Из серии кораблей с деревянным корпусом типа «SC 110-ft» построенных в 1917-1919 гг. в войне принимало участие 12 единиц («SC-64», «SC-102», «SC-103», «SC-185», «SC-229», «SC-231», «SC-330», «SC-412», «SC-431», «SC-432», «SC-437», «SC-440»). Охотник «SC-185» погиб в 1940 г., остальные корабли были списаны в 1945-1946 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 75 т, полное – 85 т; длина – 33,5 м, ширина – 4,5 м; осадка – 1,7 м; скорость – 18 узл.; энергетические установки – 3 бензиновых двигателя; мощность – 660 л.с.; запас топлива – 8,2 т. бензина; дальность плавания – 900 миль; экипаж – 27 человек. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета, бомбомет.

Охотник «SC-497»

Охотники «SC-669» и «SC-508»
Охотники «SC-1056»

Охотник «SC-757»
Охотник «SC-1072»

Серия кораблей типа «110 SC» состояла из 441 единиц («SC-497» – «SC-508»; «SC-511» — «SC-541»; «SC-628» — «SC-775»; «C-977» — «SC-1076»; «SC-1266» — «SC-1375»; «SC-1474» — «SC-1512» и «SC-1517»), построена в 1941-1943 гг. В годы войны погибло 14 кораблей, передано Франции по договору ленд-лиза 57 охотников, СССР – 77, Бразилии – 2. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 98 — 121 т, полное – 117 — 136 т; длина – 33 м, ширина – 5,2 м; осадка – 2 м; скорость – 16-21 узл.; энергетические установки – 2 бензиновых двигателя; мощность – 1 – 2,4 тыс. л.с.; запас топлива – 18 т. бензина; дальность плавания – 1,5 тыс. миль; экипаж – 27 человек. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие или 1х1 или 2х1 – 40-мм зенитных автомата; 2х1 – 12,7-мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя; 14 глубинных бомб.

Корабль береговой охраны WPG-49 «Northland»

Большой куттер «Northland» был построен на верфи «Newport News Shipbuilding and Drydock Corporation» и принят в эксплуатацию в 1927 г. Корабль предназначался для несения службы в арктических водах и оснащался протиледовым поясом. В 1938-1939 г. корабль прошел модернизацию и перевооружение. Были убраны вспомогательные ветрила и перестроена мачта. Корабль списан в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение полное – 2,2 тыс. т; длина – 61 м, ширина – 12 м; осадка – 4,2 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – дизель-электрическая установка; мощность – 1 тыс. л.с.; дальность плавания – 12 тыс. миль; экипаж – 107 человек. Вооружение: 2х1 — 57-мм орудия; 4х1 – 20-мм зенитных автомата; 2 бомбосбрасывателя; 2 бомбомета; гидросамолет.

Корабль береговой охраны WPG-45 «Haida»

Корабль береговой охраны WPG-46 «Modoc»

Большие многоцелевые куттеры «Haida», «Modoc», «Mojave» и «Tampa» были построены на верфи «Union Construction Company» и введены в строй в 1921-1922 гг. Корабли предназначались для действий в Северной Атлантике и были списаны в 1947 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,8 тыс. т, полное – 2 тыс. т; длина – 73 м, ширина – 12 м; осадка – 5,4 м; скорость – 15 узл.; энергетические установки – турбоэлектрическая установка и 2 паровых котла; мощность – 1 тыс. л.с.; дальность плавания – 5,5 тыс. миль; экипаж – 122 человека. Вооружение: 3х1 — 76-мм орудия; 4х1 – 20-мм зенитных автомата; 4 бомбомета; 2 бомбосбрасывателя; 2 РБУ «Mousetrap».

Корабль береговой охраны WPG-32 «Campbell»
Корабль береговой охраны «Bibb»

Корабль береговой охраны WPG-46 «Modoc»

Корабль береговой охраны WPG-35 «Ingham»

Серия больших куттеров типа «Treasury» состояла из 7 единиц («Bibb», «Campbell», «Duane», «Hamilton», «Ingham», «Spencer», «Taney»), построена на верфи «Charleston Navy Yard» и принята в строй в 1936-1937 гг. Корабли имели усиление корпуса для плавания в битом льду. В 1941 и 1942 гг. они прошли перевооружение. С 1944 г. использовались в качестве штабных кораблей. «Hamilton» погиб в 1942 г. «Bibb», «Campbell», «Duane» и «Spencer» списаны в 1980-1983 г. Корабли «Ingham» и «Taney» в 1988 г. были преобразованы в музеи. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,2 тыс. т, полное – 2,7 тыс. т; длина – 100 м, ширина – 12,5 м; осадка – 3,8 м; скорость – 19 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 6,2 тыс. л.с.; запас топлива – 561 т. нефти; дальность плавания – 9,5 тыс. миль; экипаж – 125 человек. Вооружение: 2х1 — 127-мм орудия; 3х2 – 40-мм зенитных автомата; 4-8х1 – 20-мм зенитных автоматов; 2 бомбосбрасывателя; 4 бомбомета; 2 РБУ «Hedgehog»; гидросамолет.

Корабль береговой охраны WPG-39 «Owasco»

Корабль береговой охраны WPG-40 «Winnebago»

Корабль береговой охраны WPG-41 «Chautaqua»

Корабль береговой охраны WPG-70 «Ponchartrain»

Серия больших куттеров типа «Owasco», принятая в строй до окончания войны состояла из 5 единиц («Owasco», «Winnebago», «Chautaqua», «Mendota», «Ponchartrain»). Корабли были построены на верфях «Western Pipe & Steel», «US Coast Guard Yard» и введены в строй в 1944 г., а исключены в 1974 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,2 тыс. т, полное – 2,7 тыс. т; длина – 77,7 м, ширина – 13,1 м; осадка – 4,9 м; скорость – 19 узл.; энергетические установки – паротурбинная установка и 2 паровых котла; мощность – 4 тыс. л.с.; запас топлива – 390 т. нефти; дальность плавания – 6,2 тыс. миль; экипаж – 143 человека. Вооружение: 2х2 — 127-мм орудия; 2х4 – 40-мм и 4х1 – 20-мм зенитных автомата; 6 бомбометов; 2 бомбосбрасывателя; РБУ «Hedgehog».

Ледокол береговой охраны «Staten Island» (Northwind) (WAG-278)

Ледокол береговой охраны «Eastwind» (WAG-279)
Ледокол береговой охраны «Southwind» (WAG-280)

Серия больших куттеров типа «Wind» представляла собой вооруженные ледоколы и состояла из 5 единиц («Staten Island» (Northwind), «Eastwind», «Southwind», «Westwind», «Northwind»), построена на верфи «Western Pipe & Steel» и принята в строй 1942-1945 гг. В 1944 г «Northwind» (WAG 278), в 1945 г. , а «Southwind» и «Westwind» по договору ленд-лиза были переданы в СССР, где служили под наименованием «Северный ветер», «Адмирал Макаров» и «Северный полюс». В 1950-1952 гг. ледоколы были возвращены США. Корабли были списаны в 1972–1989 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 3,5 тыс. т, полное – 6,5 тыс. т; длина – 82 м, ширина – 19,2 м; осадка – 7,9 м; скорость – 16 узл.; энергетические установки – дизель-электрическая установка; мощность – 12 тыс. л.с.; запас топлива – 1,4 тыс. т. соляра; дальность плавания – 50 тыс. миль; экипаж – 316 человек. Вооружение: 2х2 — 127-мм орудия; 4х3 – 40-мм и 6х1 – 20-мм зенитных автоматов; 2 бомбосбрасывателя; 6 бомбометов; 2 бомбосбрасывателя; 1х24 – 178-мм РБУ «Hedgehog»; гидросамолет.

Корабль береговой охраны WPG-75 «Algonquin»
Корабль береговой охраны WPG-77 «Escanaba»

Корабль береговой охраны WPG-79 «Onondaga»

Корабль береговой охраны WPG-80 «Tahoma»

Серия куттеров типа «165-ft» состояла из 6 единиц («Algonquin», «Comanche», «Escanaba», «Mohawk», «Onondaga», «Tahoma»), построена на верфях «Pusey & Jones», «Defoe» и принята в строй 1932-1935 гг. Корабль «Escanaba» погиб в 1943 г., остальные были списаны в 1948-1954 гг. ТТХ корабля: водоизмещение полное – 1 тыс. т; длина – 45,7 м, ширина – 11 м; осадка – 3,7 м; скорость – 12,5 узл.; энергетические установки – паротурбинная установка и 2 котла; мощность – 1,5 тыс. л.с.; запас топлива – 156 т. нефти; дальность плавания – 3,3 тыс. миль; экипаж – 61 человек. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудия; 4х1 — 20-мм зенитных автомата; 4 бомбомета; 2 бомбосбрасывателя; 2х4 – 178-мм РБУ«Mousetrap».

Корабль береговой охраны WPG-52 «Tallapoosa»

Куттер «Tallapoosa» был построен на верфи «Newport News Shipbuilding» и принят в строй в 1915 г. Корабль в 1942 г. прошел модернизацию и перевооружение. Списан в 1945 г. ТТХ корабля: водоизмещение полное – 964 т; длина – 50,5 м, ширина – 9,8 м; осадка – 3,6 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – паромашинная установка и 2 котла; мощность – 1 тыс. л.с.; дальность плавания – 3,5 тыс. миль; экипаж – 122 человека. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудия; 4х1 — 20-мм зенитных автомата; 2 бомбомета; 2 бомбосбрасывателя; РБУ«Mousetrap».

Корабль береговой охраны WPC-126 «Agassiz»

Корабль береговой охраны WPC-131 «Cahoone»

Корабль береговой охраны WPC-132 «Cartigan»

Корабль береговой охраны WPC-140 «General Greene»
Корабль береговой охраны WPC-157 «Cayahoga»

Серия куттеров типа «125-ft» состояла из 33 единиц «Active», «Agassiz», «Alert», «Antietam», «Bonham», «Boutwell», «Cahoone», «Cartigan», «Colfax», «Crawford», «Diligence», «Dix», «Ewing», «Faunce», «Frederick Lee», «General Greene», «Harriet Lane», «Jackson», «Kimball», «Legare», «Marion», «McLane», «Morris», «Nemaha», «Pulaski», «Reliance», «Rush», «Tiger», «Travis», «Vigilant», «Woodbury», «Yeaton», «Cayahoga», построенных на верфи «American Brown Boveri Electric Corp» и введенных в строй в 1927 г. Корабли «Antietam» и «Jackson» погибли в 1944 г. Остальные корабли были списаны в основном в 80-х годах. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 220 т., полное – 290 т.; длина – 36,6 м, ширина – 7,1 м; осадка – 2,1 м; скорость – 13,3 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 600 л.с.; дальность плавания – 2,5 тыс. миль; экипаж – 50 человек. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 1х1 – 40-мм зенитный автомат; 2х1 — 20-мм зенитных автомата; 4 бомбомета; 2 бомбосбрасывателя; 2х4 – 178-мм РБУ«Mousetrap».

Корабль береговой охраны WPC-101 «Ariadne»

Корабль береговой охраны WPC-107 «Dione»

Корабль береговой охраны WPC-111 «Nemesis»

Корабль береговой охраны WPC-113 «Pandora»

Корабль береговой охраны WPC-114 «Perseus»
Корабль береговой охраны WPC-115 «Thetis»

Корабль береговой охраны WPC-116 «Triton»

Серия куттеров типа «165-ft» состояла из 17 единиц («Argo», «Ariadne», «Atlanta», «Aurora», «Calypso», «Cyane», «Daphne», «Dione», «Galatea», «Hermes», «Icarus», «Nemesis», «Nike», «Pandora», «Perseus», «Thetis», «Triton»), построена на верфях «John Mathis», «Lake Union», «Bath Iron Wks», «Manitowoc SB», «Marietta» и вошла в строй в 1931 — 1934 гг. Корабли были списаны в 1948-1969 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 334 т., полное –370 т.; длина – 50 м, ширина – 7,2 м; осадка – 2,3 м; скорость – 16 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 1,3 тыс. л.с.; дальность плавания – 1,6 тыс. миль; экипаж – 50 человек. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудия; 2х1 — 20-мм зенитных автомата; 2 бомбомета; 2 бомбосбрасывателя; 2х4 – 178-мм РБУ«Mousetrap».

Охотник типа «83ft»

Охотник типа «CS -11» (CG-83316)

В 1943 г. США передали Кубе 12 единиц охотников типа «83-ft», которые были построены на верфи «Wheeler». В состав кораблей входили (кубинское/ американское обозначение): «CS11» (CG-83316), «CS-12» (CG-83317), «CS-13» (CG-83350), «CS-14» (CG-83351), «CS-21» (CG-83384), «CS-22» (CG-83385), «CS-23» (CG-83385), «CS-24» (CG-83395), «CS-31» (C-56189), «CS-32» (C-56190), «CS-33» (C-56191), «CS-34» (С-56192). В 1945 г. корабли были переименованы в «GC». Охотник CS-13 погиб в 1943 г. Остальные корабли были списаны в 1960-е гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 45 т.; длина – 25,4 м, ширина – 5 м; осадка – 1,6 м; скорость – 20,6 узл.; энергетические установки – 2 бензиновых двигателя; мощность – 1,2 тыс. л.с.; запас топлива – 7 т. бензина; дальность плавания – 380 миль; экипаж – 14 человек. Вооружение: 1х1 — 37-мм орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя; 14 глубинных бомб.
Поделиться в:

Старшие братья

Суда, созданные «Северным ПКБ», уже давно зарекомендовали себя с положительной стороны среди российских пограничников. Еще в 1983 году в состав ПВ КГБ СССР вошел первый ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»). Эта серия суден предназначалась для охраны экономической зоны протяжностью в 200 миль, на базе головного корабля проекта 1135. Благодаря отказу от противолодочного РК конструкторы смогли разместить на палубе ангар, в котором постоянно базировался поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС. Вообще, суда проекта 11351 вышли весьма удачными: высокая мореходность, сильное вооружение, работоспособность едва ли не в любых условиях. Корабли проекта 22460 «Охотник» будут охранять прежде всего территориальные воды РФ.

Самый совершенный корабль Береговой охраны России


На сегодняшний день самыми крупными кораблями морской пограничной службы России являются корабли проекта 22100 «Океан». Эти суда ледового класса относят к пограничным сторожевым кораблям 1-го ранга (ПСКР). В России сторожевики проекта 22100 – это первые корабли такого типа, которые были разработаны и спроектированы в полном соответствии с требованиями Пограничной службы ФСБ России. Они являются альтернативой сторожевым кораблям 1-го ранга проекта 11351, последний из которых, «Воровский», был списан еще в 2022 году. В отличие от предшественников, новые пограничные корабли обладают увеличенной в несколько раз дальностью плавания, способны обеспечивать патрулирование в арктических широтах и лучше подходят для решения задач, которые стоят сегодня перед российскими пограничниками.
Корабли строятся серией из пяти единиц. Два судна уже находятся в строю. Это ПСКР «Полярная звезда» и «Петропавловск-Камчатский». Третий корабль «Анадырь» уже спущен на воду, в настоящее время находится в стадии достройки. Заключение контрактов по двум оставшимся кораблям серии перенесено на 2022 год. Постройкой кораблей данного проекта занимается Зеленодольский завод имени А. М. Горького, сам проект разработан специалистами знаменитого АО «ЦМКБ «Алмаз». Закладка головного пограничного сторожевого корабля проекта 22100 «Океан» состоялась в Зеленодольске (Республика Татарстан) 30 мая 2012 года. Контракт на строительство второго и третьего кораблей проекта 22100 был заключен в апреле 2015 года. Строительство каждого корабля обходится российским налогоплательщикам в 8,66 миллиарда рублей (в ценах 2015 года).

Проект 22100 «Океан»

Задача обновления пограничных кораблей дальней морской зоны назрела в России достаточно давно. Последние корабли данного проекта были спроектированы еще в СССР. Речь идет о пограничных сторожевых кораблях 1-го класса проекта 11351. Эти корабли являются эволюцией СКР проекта 1135, которые до 1977 года классифицировались на флоте, как большие противолодочные корабли. Самый современный российский корабль проекта 11351 был спущен на воду еще в 1990 году и оставался на службе у морских пограничников до 2022 года. Последним остающимся сегодня в строю кораблем данного проекта является флагман ВМС Украины «Гетман Сагайдачный», по понятным причинам обладающий весьма условной боевой ценностью.


Ранее большинство кораблей пограничной службы, особенно когда речь шла о таких крупных судах, представляли собой переделку боевых кораблей, разработанных в интересах ВМФ. Отличительной чертой пограничных моделей был существенно урезанный набор наступательных и оборонительных вооружений. Пограничный сторожевой корабль проекта 22100 шифр «Океан» разрывает эту практику, этот корабль с самого начала создавался по заданию и под контролем Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Судно не имеет кораблей-аналогов военного назначения в составе ВМФ России.
Основными задачами для ПСКР 1-го ранга проекта 22100 «Океан» являются охрана российской исключительной экономической зоны, пресечение контрабанды, незаконной миграции и борьба с морским пиратством. При этом корабли являются многоцелевыми. Все ПСКР проекта 22100 могут использоваться для проведения поисково-спасательных операций на море, спасая с поверхности членов экипажа и пассажиров, терпящих бедствие судов, летательных аппаратов, различных плавательных средств. Также корабли могут привлекаться для тушения пожаров на борту других кораблей, буксировки и эвакуации поврежденных и терпящих бедствие кораблей в безопасные укрытия. Отдельной задачей ПСКР «Океан» является содействие отрядом спецназначения ФСБ России по борьбе с терроризмом. Как видно из самого шифра проекта – это корабли, способные действовать в дальней морской зоне, их район плавания – океанский. По сути, район плавания данных кораблей неограничен ничем, кроме автономности.

Новые корабли проекта 22100 отличается от пограничных сторожевых кораблей проектов 11351П и 97П тем, что является кораблями ледового класса. Данное судно можно эксплуатировать в арктических широтах. Заявленный ледовый класс Arc4 позволяет ПСКР совершать самостоятельное плавание в разреженных однолетних арктических льдах, достигающих толщины до 0,8 метра во время летне-осенней навигации и до 0,6 метра во время зимне-весенней навигации. Также корабль может осуществлять плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 1 метра во время летне-осенней навигации и до 0,7 метра во время зимне-весенней навигации. К положительным решениям, которые конструкторы применили на кораблях проекта 22100 «Океан», специалисты относят закрытые бак и корму, благодаря такому техническому решению новые российские ПСКР смогут избежать обледенения.

По словам представителей завода-изготовителя нового российского корабля для Береговой охраны, аналогов данному судну в России в настоящее время нет, так как корабли проекта 22100 «Океан» выгодно отличаются очень высокой степенью автоматизации. Экипаж корабля, обладающего полным водоизмещением более трех тысяч тонн, состоит всего из 44 человек. Для сравнения экипаж российских малых ракетных кораблей водоизмещением в 1000 тонн состоит примерно из 60 человек. По словам разработчиков, современный ПСКР – это один большой «сервер». Для наглядности они отмечают, что в корабле проложено более 500 километров кабеля, что позволяет легко управлять самыми разными процессами на борту судна вплоть до открытия и закрытия отдельных задвижек.

Отдельно можно отметить, что корабли наделены большой автономностью, которая доходит до 60-70 суток. Специалисты отмечают, что именно автономность плавания одна из главных функций и фишек корабля, который только в пути к месту патрулирования может провести до 7 суток. Учитывая длительность плавания, в том числе в арктических широтах, разработчики проекта большое внимание уделили комфорту размещения команды, постаравшись создать максимально благоприятные условия для экипажа и приписного состава. По словам разработчиков, каюты нового российского пограничного сторожевого корабля ледового класса рассчитаны на размещение двух человек, при этом в каждой каюте имеется отдельный санузел. Благодаря наличию на борту корабля Береговой охраны двух современных опреснителей круглосуточно в течение всей службы экипаж будет обеспечен холодной и горячей водой. Служебные и бытовые помещения на сторожевике также рассчитаны на достижение максимально возможного уровня комфорта несения службы.

Технические особенности кораблей проекта 22100

Пограничные сторожевики проекта 22100 «Океан» достаточно крупные корабли. Длина корабля составляет 91,8 метра, ширина – 14,8 метра. Стандартное водоизмещение – 2700 тонн, полное – до 3200 тонн. По своим размерам и водоизмещению пограничные сторожевые корабли проекта 22100 больше многоцелевых боевых кораблей 2-го ранга – корветов проекта 20380 (полное водоизмещение 2200 тонн), но уступают по водоизмещению современным российским фрегатам дальней морской зоны проектов 22350 (полное водоизмещение 5400 тонн) и 11356 (полное водоизмещение 4035 тонн). Максимальная скорость хода ПСКР проекта 22100 «Океан» составляет 21 узел (примерно 39 км/ч), автономность плавания – 60 суток. Максимальная дальность плавания составляет 12 000 морских миль. Расчетный срок службы – до 40 лет.

Ходовой мостик ПСКР проекта 22100 «Океан»

Вооружение ПСКР проекта 22100 «Океан» является исключительно артиллерийско-стрелковым. Главным калибром и ударной мощью корабля является 76,2-мм универсальная артиллерийская установка АК-176М, которая позволяет поражать надводные и наземные цели на удалении до 15,6 км, воздушные на высоте до 11,6 км. При этом максимальная скорострельность установки составляет до 120 выстрелов в минуту. Помимо этого на борту пограничных сторожевых кораблей проекта 22100 имеются два крупнокалиберных 14,5-мм пулемета Владимирова, расположенных на специальной морской тумбовой пулеметной установке МТПУ. Подобные пулеметы позволяют бороться с надводными, береговыми, воздушными и легкобронированными целями на расстоянии до 2000 метров. Также на корме ПСКР предусмотрена вертолетная площадка и ангар, которые предназначены для взлета-посадки и хранения вертолетов типа Ка-27ПС, также возможен запуск с борта корабля беспилотников Gorizont G-Air S-100.

Отдельно стоит отметить тот факт, что в техническом задании на разработку корабля прописывалась возможность установки на борту судна ударного ракетного оружия. По заверениям главного конструктора АО «ЦМКБ «Алмаз» Бориса Лейкиса, данная возможность сохранена. В интервью каналу «Вести-Татарстан» Борис Лейкис отметил, что в случае необходимости в короткое время ПСКР можно будет переоборудовать в ударный ракетный корабль.

Норвежский пограничный корабль «Баренцхаф» и российский ПСКР «Полярная звезда» в Мурманске
Энергетическая установка первого корабля серии оснащалась германскими дизельными двигателями MTU. После введения санкций в отношении России поставки двигателей были остановлены. Второй и третий корабли проекта 22350 получили отечественные судовые дизели производства коломенского завода. В июне 2022 года в интервью российским СМИ генеральный директор зеленодольского завода утверждал, что ПСКР проекта 22100 уже на 100 процентов производятся из комплектующих только российского производства. К примеру, в марте 2022 года появилась новость о том, что все серийные корабли данного проекта получат телескопические ворота для вертолетного ангара отечественного производства.

Происхождение названия

Традиция давать пограничным кораблям названия драгоценных камней зародилась еще в начале двадцатого века и была продолжена после Второй мировой войны. В середине 70-х специально для пограничных войск была построена серия суден проекта 1124П. В нее вошли такие корабли, как «Изумруд», «Жемчуг», «Аметист» и другие. Когда встал вопрос о названии нового корабля возрождающегося пограничного флота, было принято решение продолжить старую традицию.

Служба и перспективы

Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 (шифр «Охотник») с 2010 года несет службу на просторах Черного моря. В 2014 году он принимал участие в охране береговых вод во время Олимпийских игр в Сочи. По последним данным пограничной службы ФСБ России, проект 22460 будет реализован минимум 25 сторожевыми судами. Вслед за головным «Рубином» были построены еще несколько судов проекта. Первым из них стал «Бриллиант». Он был спущен на воду 25 ноября 2011 года. После ряда испытаний и достройки корабль отправился нести службу в составе Каспийского пограничного управления.

В мае 2012 года было заложено два судна по данному проекту – «Сапфир» и «Коралл». На этот раз строительство было организовано на предприятии «Восточная верфь». Тем временем к июлю 2014 года построил еще два корабля – «Жемчуг» и «Изумруд». На данный момент идет строительство еще нескольких суден в рамках государственного заказа «Проект 22460 «Охотник»». Разработчики и строители судна «Рубин» и последующих кораблей проекта уверены, что судна будут с честью носить свои имена.

ФСБ: приоритет Береговой охраны — в вертолетонесущих судах

Статистика показывает, что по-прежнему подавляющее количество российских и иностранных судов задержано в морях Дальнего Востока (в 2022 году — 28 судов, или 85% от общего количества задержанных судов). Но если число задержанных в этом регионе российских судов с 2016 года сократилось в 2,5 раза (с 35 в 2016 году до 14 в 2018-м), то количество задержанных иностранцев сохранилось практически на прежнем уровне (в 2016 году — 16, в 2017-м — 15, в 2018-м — 14).

В соответствии с законодательством Российской Федерации капитаны судов и их судовладельцы привлекаются к административной или уголовной ответственности. Суммы административных штрафов исчисляются миллионами рублей. Суда под флагами Сьерра-Леоне, Того и Танзании (так называемые суда под «удобными» флагами) конфискованы в судебном порядке в доход государства.

Что касается неких черных списков, то хочу успокоить всех, кто имеет отношение к рыболовству. Таких списков по определению быть не может, поскольку перед законом все равны.

Вместе с тем на особом контроле находятся суда, осуществляющие незаконный промысел, в том числе незаконную добычу краба, который относится к ценным видам водных биоресурсов. В частности, на Дальнем Востоке из года в год из-за своей высокой стоимости на внутреннем и внешнем рынках краб остается объектом устремлений браконьеров. Другими объектами браконьерства являются осетровые и лососевые виды рыб, кальмары, креветка, трепанг дальневосточный, минтай, треска.

В интересах декриминализации рыболовства Береговой охраной на ведомственном, межведомственном и международном уровнях проводятся целевые мероприятия. Например, во всех регионах сотрудниками Береговой охраны пограничных органов с учетом обстановки проводятся оперативно-профилактические мероприятия по борьбе с незаконной добычей ценных и особо ценных видов рыб (осетровые, некоторые виды лососей, омуль, нельма, судак и другие). С Росрыболовством и МВД России в периоды нерестового хода рыб осуществляются совместные рейды. В 2022 году проведено 1432 таких рейда.

В 2022 году при взаимодействии с береговыми охранами США и Японии были задержаны два судна под «удобными» флагами, причастные к незаконному промыслу. Ежегодно с Береговой охраной Пограничной службы Казахстана проводятся совместные оперативно-профилактические мероприятия по борьбе с браконьерством в акватории Каспийского моря. В прошедшем году еще одним участником этих мероприятий стала Береговая охрана Азербайджана.

Помимо правонарушений в области рыболовства выявляем нарушения пограничного режима и режима государственной границы на море.

— Часто ли при задержании применяют оружие?

— К сожалению, не всегда удается пресечь противоправные действия нарушителей российского законодательства без силового воздействия. Порой приходится действовать в условиях открытого физического противостояния, многочасовых преследований нарушителей и невыполнения ими законных требований об остановке, а также опасного маневрирования в отношении корабельного состава Береговой охраны, что зачастую ставит под угрозу жизнь и здоровье пограничников.

В таких случаях, когда исчерпаны все возможности к задержанию нарушителей, в рамках законных полномочий сотрудники Береговой охраны вынуждены применять оружие.

При этом важно отметить, что за последние три года количество таких случаев сократилось в 4,5 раза (с 32 случаев в 2016 году до семи в 2018-м).

— Но на море нередко нужны и спасательные действия. Занимается ли Береговая охрана спасанием гибнущих экипажей?

— Одним из важных направлений нашей работы является участие сил и средств подразделений Береговой охраны пограничных органов в решении задач поиска и спасания людей, судов и объектов, терпящих бедствие на море, во взаимодействии с аварийно-спасательными службами федеральных органов исполнительной власти в рамках единой системы поисково-спасательного обеспечения (ПСО) морской деятельности Российской Федерации.

Ежегодно, порой с риском для здоровья и жизни, в условиях сложной гидрометеообстановки сотрудники Береговой охраны самостоятельно или во взаимодействии с поисковыми и аварийно-спасательными службами оказывают помощь людям и судам, терпящим бедствие на море. Примеров много. Приведу лишь некоторые из них.

В апреле прошлого года в Баренцевом море пограничные сторожевые корабли «Сыктывкар» и «Кизляр» оказали помощь четверым терпящим бедствие гражданам России на двух маломерных плавательных средствах. Члены экипажей были подняты на борт и доставлены в города Североморск и Полярный.

В июне в Японском море пограничное патрульное судно «Андрей Евдокимов» первым пришло на помощь терпящему бедствие российскому рыболовному судну «Посейдон-2», у которого оказались частично заполнены водой два трюма, что представляло угрозу затопления судна. Экипаж был эвакуирован на «Андрея Евдокимова» бортовым плавсредством пограничного патрульного судна. В сентябре в Восточно-Сибирском море пограничные сторожевые корабли «Сахалин» и «Волга» спасли жителя города Певек, который рыбачил на резиновый лодке и штормом был вынесен в открытое море.

В октябре прошлого года в Азовском море экипаж пограничного патрульного судна «Парус» откликнулся на просьбу капитана сухогруза «Нила» под флагом Того, которое получило пробоину ниже ватерлинии. С сухогруза на борт патрульного судна были приняты семь украинских моряков.

И это не все примеры, когда корабли и патрульные суда Береговой охраны приходили на помощь. В 2022 году в Баренцевом, Азовском, Черном, Каспийском, Японском и Восточно-Сибирском морях в ходе поисково-спасательных мероприятий оказана помощь 30 судам, спасено 193 человека, из которых 167 — иностранные граждане.

— Это ведь является и темой сотрудничества с зарубежными коллегами?

— Несомненно, данные вопросы обсуждаются с коллегами из береговых охран других стран.

В этом году Российская Федерация приняла председательство в Форуме пограничных ведомств / береговых охран государств северной части Тихого океана. В апреле в Южно-Сахалинске состоялась встреча экспертов рабочих групп, в том числе в сфере морской безопасности, реагированию на чрезвычайные ситуации, по проведению совместных операций. В мае во Владивостоке проведен тренинг по отработке информационного взаимодействия. В мероприятии, проводимом в Южно-Сахалинске и Владивостоке, приняли участие делегации из Канады, Китая, Республики Корея, США, Японии.

Что касается Арктического форума береговых охран, то в период с 31 марта по 4 апреля состоялась встреча руководителей ведомств — участников форума. Одним из элементов встречи было проведение многостороннего учения по спасанию людей с судна, терпящего бедствие во льдах, «Полярис-2019» (Ботнический залив Балтийского моря). От России принял участие пограничный сторожевой корабль «Надежный». В ходе учения силами четырех кораблей береговых охран (Россия, Норвегия, Финляндия, Швеция), трех вертолетов (Финляндия — два, Норвегия), двух самолетов (Дания, Исландия) и МСКЦ отрабатывались вопросы поиска и спасания людей с судна, терпящего бедствие.

Штабом учения организованы действия по эвакуации судна, поиску и подъему из воды 286 человек (в их роли выступили волонтеры из граждан Финляндии). ПСКР «Надежный» обнаружил и поднял 15 человек со спасательных плотов. Действия российского корабля получили положительную оценку при разборе учения.

На пленарном совещании все стороны подтвердили необходимость развивать практическое аспекты сотрудничества. Кроме того, руководители делегаций Дании, Норвегии и Швеции отметили, что деятельность форума не должна политизироваться.

— Продолжается ли традиция обмена визитами кораблей Береговой охраны с зарубежными странами?

— Заход корабля в иностранный порт — не основная цель, которую мы преследуем, планируя двухсторонние и многосторонние мероприятия. Каждый международный поход сопровождается учениями, в ходе которых корабли, авиация и органы управлений сторон учатся совместно эффективно решать актуальные для каждого региона проблемы. В 2018 году проведено девять совместных международных учений, четыре из них сопровождались визитами пограничных кораблей в порты Республики Корея, Японии, Норвегии и Азербайджанской Республики. К нам приходили коллеги из Казахстана, Республики Корея и Японии.

В этом году планируются учения с береговыми охранами Норвегии, Финляндии, Эстонии, Швеции, Казахстана, Азербайджана, Турции, Республики Корея.

— В прошлом году в Казахстане была подписана Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Это придаст новизны во взаимоотношениях с коллегами из прикаспийских государств?

— В прошлом году в ходе Пятого каспийского саммита был подписан также межправительственный Протокол о сотрудничестве пограничных ведомств на Каспийском море. Он призван суммировать возможности всех пяти прикаспийских государств в борьбе с незаконной деятельностью, включая браконьерство. Планируем в этом году пригласить экспертов и руководителей пограничных ведомств, решающих задачи на Каспийском море, с целью обсудить дальнейшие шаги по развитию многостороннего сотрудничества в регионе.

— В задачи Береговой охраны помимо охраны морских границ РФ входит и борьба с терроризмом на море и морским пиратством. А прошлый год ознаменовался инцидентом с провокационной попыткой самовольного прохода украинских военных судов через Керчь-Еникальский канал в обход действующих правил судоходства. Насколько Береговая охрана готова противостоять подобным инцидентам?

— В целях противодействия терроризму совместно с аппаратом Национального антитеррористического комитета совершенствуется система противодействия террористической деятельности в морском пространстве. На базе пограничных органов в Мурманске, Симферополе, Каспийске, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском развернуты аппараты оперативных штабов в морских районах (бассейнах) по противодействию терроризму. На регулярной основе принимаем участие в проведении антитеррористических учений (тренировок) в морских районах (бассейнах).

Пограничные органы дооснащаются материально-техническими средствами, необходимыми для проведения контртеррористических операций, антитеррористических учений и тренировок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]