Заполярный экспресс: новейший десантный корабль идет в Арктику

Поступивший на Северный флот большой десантный корабль (БДК) проекта 11711 «Петр Моргунов» отправят на арктические маршруты. Планируется сделать его важнейшим элементом обеспечения военной группировки на островах и побережье, а также вдоль Северного морского пути. Конструкция уникального БДК позволяет ему высаживать морскую пехоту с моря и воздуха, выгружать технику и грузы прямо на берег. Для этого корабль фактически выкатывается туда и открывает в носу специальные люки-аппарели. Другой задачей новейшего БДК в Заполярье станет доставка горюче-смазочных материалов и продовольствия на отдаленные объекты, где нет причалов.

Вдоль Северного морского пути

Принято принципиальное решение сделать БДК проекта 11711 «Петр Моргунов» основой арктической группировки кораблей Северного флота, рассказали «Известиям» источники в Министерстве обороны. По своим техническим характеристикам БДК серьезно превосходит старые корабли такого назначения. С его помощью можно будет быстро разворачивать оперативные части войск вдоль всей трассы Северного морского пути (СМП). К примеру, перебросить зенитные ракетные системы, радиолокаторы или береговые ракетные комплексы. А после выполнения задач оперативно их забрать.

«Проворным» темпом: новейший российский корвет идет на северо-восток

До конца следующего года второй корабль проекта 20385 будет достроен и направлен на защиту Камчатки

Также, по словам собеседников издания, другой задачей БДК станет обеспечение функционирования объектов вдоль СМП. «Петр Моргунов» сможет доставлять различные грузы на отдаленные базы и в населенные пункты. А в случае необходимости станет базой для проведения спасательной операции.

На прошлой неделе с участием адмирала Александра Моисеева прошла торжественная церемония принятия боевой единицы в состав Северного флота — в Краснознаменную Кольскую флотилию разнородных сил с базированием в Североморске.

По словам главнокомандующего ВМФ адмирала Николая Евменова, «Петр Моргунов» по ряду характеристик даже более совершенен, чем головной корабль этого проекта «Иван Грен». Тот уже два года эксплуатируется в северных широтах и уже доказал свою надежность и эффективность.

— У нового корабля будет две основных задачи — снабжение арктической группировки и проведение десантных операций, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — И для этого у него есть большое преимущество по сравнению с предыдущими проектами — собственные вертолеты и закрытый ангар для них. С помощью этих машин можно перебрасывать морскую пехоту и перевозить небольшие грузы по воздуху. Кроме того, «Петр Моргунов» вместительнее и может доставлять больше солдат, техники и материалов за один рейс.

Капитан 1 ранга оценил дальний поход российских десантных кораблей

Фото кораблей появились в соцсетях. Сообщается, что группа из шести больших десантных кораблей Северного и Балтийского флотов («Петр Моргунов», «Оленегорский горняк», «Георгий Победоносец», «Минск», «Королев», «Калининград») следует в Северное море.

Как сообщал начальник управления совместных операций вооруженных сил Швеции генерал-лейтенант Майкл Клаэссон, российские БДК идут сильно груженные, и пункт их назначения никому не известен. Уже высказываются предположения, что российские корабли направляются в Черноморский регион, где, конечно же, по версии европейцев, непременно будут угрожать Украине.

Куда на самом деле держат путь эти корабли и какой груз может находиться у них на борту — об этом «МК» рассказал военный эксперт капитан 1 ранга в запасе Владимир Гундаров.

— Чтобы однозначно ответить на такие вопросы, информации пока недостаточно, — пояснил он. — Сообщается, что сейчас корабли вошли в Северное море. Куда оттуда они пойдут дальше — то ли через Ла-Манш на юг, то ли вокруг Скандинавского полуострова на север — пока неясно. Как только мы об этом узнаем, станет понятен замысел операции. Фактом остаётся только то, что сама по себе это уникальная операция, нестандартная и нехарактерная для обычной обстановки в Северном море и в целом в регионе.

По мнению эксперта, если предположить, что БДК пойдут на юг через Ла-Манш, к примеру в сирийский порт Тартус, где у нашего флота есть база, то до него корабли без дозаправки дойти не смогут. Чтобы заправить шесть БДК, где-то на переходе надо иметь еще как минимум два танкера. Но о них речи не идет. Значит, говорить о южном направлении спорно.

— Пока можно утверждать лишь одно, — уверен Гундаров, — идёт какая-то очень серьёзная переброска сил и средств. К тому же наблюдатели отмечают, что БДК полностью груженые — ватерлинии у них ниже уровня воды. О чем это может говорить? О том, что кратчайшим путем — а это кратчайший путь — перебрасывается какое-то вооружение. Причем это не танки, и уж точно не личный состав. Я, например, не исключаю, что речь идет о ракетном вооружении.

По мнению Гундарова, в свете последних переговоров России с США и НАТО это может служить подтверждением того, что Россия может подкрепить действиями свои предложения по гарантиям безопасности, если они будут отвергнуты Западом.

— Вполне вероятно, — считает эксперт, — что очень скоро в каком-нибудь районе мы сможем увидеть российские ракетные комплексы, чего так боятся натовцы. Одновременно Россия демонстрирует, что способна осуществляться переброску крупных сил не только по суше и воздуху, но и по морю.

Востребованная Арктика

Задачи по транспортному снабжению северных подразделений Вооруженных сил заметно выросли в последние годы. Для их обеспечения задействуют как самолеты, так и корабли.

Уплывут в прошлое: к концу десятилетия ВМФ радикально обновится

К 2030-му в группировке ракетных подводных крейсеров стратегического назначения не останется кораблей советской постройки

С 1 января 2022 года Северный флот стал самостоятельным военным округом, наряду с Восточным, Западным, Центральным и Южным. Это продемонстрировало на государственном уровне повышенный интерес к Арктике, которая объявлена стратегически важным макрорегионом. Здесь находятся не только огромные запасы полезных ископаемых, но и проходит важная транспортная артерия — СМП.

На больших островах вдоль арктического побережья страны и маршрута Севморпути за несколько лет развернуты новые военные и пограничные опорные пункты. Построены современные сооружения, позволяющие круглогодично нести службу в комфортных условиях. На Новой Земле и в Якутии разместили части ПВО, оснащенные системами С-300 и С-400. На меньших по размеру островах дислоцированы зенитные «Панцири» и береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион». Вдоль всей трассы СМП восстановлена цепочка радиолокационных станций для наблюдения за воздухом и морем.

Расширяется и сеть северных аэродромов базирования. На Новой Земле на боевое дежурство уже заступила эскадрилья истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ. Их авиационная группа развернута с конца прошлого года в Анадыре на Чукотском полуострове. С 2022 года возобновились полеты на передовые пункты базирования стратегических бомбардировщиков.

Строительство больших десантных кораблей проекта 11711

Первый десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» был заложен только в 2004 году. Назван первый корабль серии был в честь советского вице-адмирала и учёного Ивана Грена. Хотя ещё на стадии проектирования в проект постройки три раза вносились серьёзные изменения, за годы постройки, которые растянулись практически на 14 лет, конструкторы внесли ещё более 20 изменений.

Проект 11711 в полной мере испытал на себе последствия экономического кризиса в России. Заказчик проекта и подрядчик долго не могли придти к согласованному решению. Главной проблемой было недостаточное финансирование проекта. Хотя необходимые деньги на очередной этап работы часто выделялись в полном объёме, последствия инфляции значительно уменьшали эти суммы.

Интересна ситуация, когда, не решив все проблемы, связанные со строительством первого корабля, в 2010 году было начато строительство второго корабля из этой серии. Вероятнее всего это было связано с необходимостью как можно быстрее «освоить» дополнительные средства, выделяемые бюджетом на этот проект. Конструкторы прекрасно понимали, что за 6 лет, которые прошли после начала строительства первого корабля серии, появились новые технологии, и первый БДК «Иван Грен» не станет образцом совершенства и воплощением современных технических решений. Как показало время, конструкторы оказались правы. Проект 11711 было решено закрыть после окончания строительства второго корабля серии.

В 2012 году большой десантный корабль «Иван Грен» был спущен на воду. После этого события на его испытания и доработки было отведено 2 года. Большие проблемы, касающиеся доработки корабля, произошли из-за неготовности военной промышленности России в срок поставить кораблю необходимое вооружение. Не отставали от военной промышленности и другие предприятия, которые также не успевали с производством необходимых узлов и агрегатов, необходимых для завершения постройки первого корабля проекта 11711.

Хотя корабль «Иван Грен» должен был быть готов в конце 2013 года, свой первый полноценный выход в море он совершил только летом 2016 года.

Изменения в конструкции корабля «Иван Грен» и его грузовая вместимость

Так как первый корабль проекта 11711 несколько раз подвергался процедуре корректировки по части вооружения, изменения ТТХ и прочих характеристик, сроки его окончательной готовности переносились несколько раз. Изначально корабль планировалось укомплектовать следующим вооружением:

  • Артиллерийской системой А-190М калибра 100 мм;
  • Двумя зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Палаш», которые хоть и были созданы в начале 1990-х годов, до сих пор являются достаточно редким вооружением;
  • Двумя реактивными системами залпового огня «Град-М» калибра 122 мм. Данная система была сделана на базе 9К51 «Град» и предназначена специально для огневой поддержки десанта при высадке.

В результате проблем с финансированием проекта, от данного комплекса вооружения пришлось отказаться. Новое вооружение корабля «Иван Грен» состоит из следующих систем:

  • На носу теперь расположена артиллерийская установка АК-630М-2 калибра 30 мм;
  • На корме имеются две артиллерийские установки АК-630М, которые совмещены с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка», которая в данное время отлично себя зарекомендовала;
  • Два крупнокалиберных пулемёта МПТУ «Жало» калибра 14,5 мм;
  • Переносные ПЗРК.

Как видно из последнего списка, изначальное, достаточно мощное вооружение, заменили на более лёгкое, что значительно снизило боевую мощь корабля.

Что касается грузоподъёмности корабля «Иван Грен», то корабль может взять на борт до 1 500 тонн груза. Это до 380 человек десанта в полной боевой экипировке. Кроме десанта, десантный корабль может взять на борт 13 боевых танков или 36 БМП.

В качестве силовой установки на большой десантный корабль «Иван Грен» установлены два мощных дизельных двигателя ДРРА-3700, имеющие систему турбонаддува СУТН-10060. Каждый из силовых агрегатов способен развивать мощность до 5 200 л/с. В каждом машинном отделении имеются по два мощных дизельных генератора, которые обеспечивают потребности корабля в электроэнергии, как в стояночном режиме, так и в режиме боя.

Что представляет собой корабль «Иван Грен»

Большой десантный корабль «Иван Грен» имеет следующую конструкцию:

  • Сам корабль двухпалубный и двухвальный;
  • Машинное отделение расположено на корме, имеется бак и ют;
  • На корабле есть две надстройки и огромный десантный трюм, который идёт от кормы до носа корабля. В этом трюме размещается бронетехника;
  • Корпус корабля и две его надстройки сделаны из стали;
  • Так как данный корабль рассчитан на длительное патрулирование с большим количеством личного состава на борту, каюты для десантников весьма комфортабельные. На борту есть даже спортивный зал;
  • Имеется специальная вентиляционная система в отсеке для бронетехники. Она поддерживает комфортную температуру для запуска двигателей имеющейся на борту бронетехники;
  • Хотя в кормовой надстройке корабля «Иван Грен» есть ангар, рассчитанный на размещение одного вертолёта, при использовании специальной выдвижной площадки там можно разместить два вертолёта;
  • Водоизмещение корабля составляет 6 000 тонн;
  • Длина корабля – 120 метров, ширина – 16,5 м, осадка – 5 м;
  • Экипаж корабля составляют 100 человек.

При этом корабль может совершать длительные рейсы, так как его автономность составляет 30 суток. Для обнаружения надводных и воздушных целей используется радиолокационная станция МР-352 «Позитив».

Особенности конструкции БДК «Иван Грен»

Корабль «Иван Грен» был заложен в декабре 2004 года на судостроительном в городе Калининграде. При начале строительства ему был присвоен номер 01301.

Проект 11711 был разработан в ОАО «Невское Проектно-конструкторское бюро». Данный проект пришёл на смену проектам 775 и 1171, которые разрабатывались до него. Кстати, большие десантные корабли этих проектов, которые выпускались ещё в СССР с 1964 по 1975 годы (БДК проекта 1171) и с 1974 по 1991 годы (БДК проекта 775), находятся на вооружении военно-морского флота России до сих пор.

Корабли проекта 11711 предназначены для следующих действий:

  • Высадка десанта на побережье;
  • Срочная переброска грузов военного значения;
  • Участие в миротворческих операциях;
  • Патрулирование территории с последующим выбросом десанта в местах, где появляется необходимость.

Помимо этого, корабль может принимать участие в поимке нарушителей территориальных вод Российской Федерации.

Так как большие десантные корабли, кроме десанта личного состава, способны десантировать и боевую технику, корабль «Иван Грен» применяет для этого следующие способы:

  • Непосредственно на необорудованный для высадки берег;
  • Высадка на плав;
  • Высадка с помощью специально оборудованного вертолёта КА-29.

Для выгрузки техники используется кормовая аппарель или специальное носовое высадочное устройство.

Интересным способом высадки является высадка с помощью системы инженерных понтонов, из которых собирается мост от корабля до берега. Хотя данный метод давно уже используется за рубежом, в России он применяется впервые. Многие скептики сомневаются, что лёгкий понтонный мост сможет выдержать тяжёлую бронетехнику.

Также впервые на отечественных кораблях подобного типа применена система перевозки 20-тонных морских контейнеров на верхней палубе. С помощью кран-балки эти контейнеры можно выгружать как на причальную стенку, так и на другие корабли.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]