Видео Проект 61 — большие противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины»


Большие противолодочные корабли проекта 61

Большие противолодочные корабли (БПК) типа «Комсомолец Украины» (проект 61) в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Они стали первыми в мире серийными боевыми кораблями с газотурбинными энергетическими установками. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили «поющими фрегатами».
История будущих «поющих фрегатов» началась в 1956 году, когда конструкторы получили задание спроектировать сторожевой корабль противовоздушной и противолодочной обороны (СКР ПВО-ПЛО). Корабль должен был стать воплощением последних достижений научно-технического прогресса. Главным конструктором проекта, которому присвоили номер 61, стал инженер-кораблестроитель Б. И. Купенский.

ПРОЕКТ

В нашем флоте корабли проекта 61 до мая 1966 года относились к классу СКР, но затем были переклассифицированы в БПК. Шесть единиц, прошедших модернизацию по проекту 61М/61 МП, в 1977-1980 годах числились большими ракетными кораблями (БРК), но затем опять были возвращены в класс БПК. Наконец, в январе 1992 года оставшиеся в строю «поющие фрегаты» снова стали сторожевыми кораблями. При этом фактически они наиболее близки к эсминцам, и именно к этому классу их относят в зарубежных флотах — в Индии и Польше.

ОПИСАНИЕ

Корабль проекта 61 имел стальной корпус, разделенный на 15 главных водонепроницаемых отсеков. С целью снижения водоизмещения и улучшения остойчивости надстройки, мачты и трубы изготавливались из алюминиево-магниевых сплавов. Необычный вид кораблю придавали большие V-образные трубы: их размеры позволяли производить замену двигателей через расположенные в них люки.

Главный козырь проекта 61 — принципиально новая главная энергетическая установка (ГЭУ). В двух машинных отделениях размещалось по одному газотурбозубчатому агрегату, включавшему два газотурбинных двигателя М8Е, работавших через редуктор на один гребной вал. По сравнению с паротурбинными силовыми установками, новая ГЭУ имела повышенную удельную мощность и для запуска не требовала времени на разведение паров.

Новаторским стало и вооружение БПК. Впервые в нашем флоте корабль был оснащен двумя зенитными ракетными комплексами (ЗРК) «Волна», представлявшими собой морской вариант удачной сухопутной ракеты С-125. Кроме того, имелись две спаренные 76-мм артиллерийские установки АК-726, универсальный пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-61 и четыре реактивных бомбомета (два РБУ-6000 и два РБУ-1000). В кормовой части палубы имелась площадка для противолодочного вертолета Ка-25; для его заправки предусматривались хранилище авиационного керосина емкостью 5 т и погреб для противолодочных торпед, глубинных бомб и гидроакустических буев. Радиотехническое вооружение включало восемь радиолокационных станций (РЛС), гидроакустическую станцию (ГАС) кругового обзора «Титан» и станцию управления стрельбой «Вычегда», расположенные в выдвижном подкильном обтекателе.

МОДИФИКАЦИИ

Появление противокорабельных ракет (ПКР) позволило превратить БПК проекта 61 из эскортного корабля в многоцелевой, поэтому последний, 20-й, «поющий фрегат» серии — «Сдержанный» — уже в ходе постройки был оснащен ракетным комплексом «Термит». Проект корабля получил обозначение 61М. Позже аналогичным образом модернизировали еще пять БПК (проект 61 МП). Помимо ударных ракет, на кораблях проекта 61 М/61 МП установили новую ГАС «Платина» с подкильной и буксируемой антеннами и четыре 30-мм автоматические артустановки АК-630 вместо двух бомбометов РБУ-1000. В 1975 году один из БПК серии — «Проворный» — был модернизирован по проекту 61Э. Он стал экспериментальным кораблем для отработки многоканального ЗРК нового поколения М-22 «Ураган». Последний вариант модернизации — проект 01090 — был осуществлен в 1990-1995 годах на «Сметливом». Вместо кормовой 76-мм артустановки корабль получил комплекс неакустического обнаружения подводных лодок МНК-300 с 300-метровой буксируемой антенной, воспринимающей тепловой, радиационный и шумовой сигналы подводной лодки. На месте бомбометов РБУ-1000 были установлены две четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Уран». Наконец, существует еще один вариант базового проекта 61 — экспортный. Его разработка началась в 1974 году по заказу Индии. Корабль проекта 61МЭ вместо кормовой 76-мм артустановки получил полуутопленный вертолетный ангар. Контейнерные установки ПКР П-15М «Термит» (экспортное обозначение П-20) перенесли в носовую часть корабля. Проект оказался удачным, и Индия в придачу к первым трем «поющим фрегатам» (головной — «Раджпут») заказала еще два.

Из 20 кораблей проекта один — «Сметливый» — несет службу в российском флоте по сей день. Один из кораблей серии — БПК «Отважный» — погиб. БПК «Смелый» в 1988 году был передан Польше, где служил до декабря 2003 года под новым именем «Варшава». Остальные 17 кораблей были сданы на слом.

Эскадренные миноносцы проекта 61

Большие противолодочные корабли типа “Комсомолец Украины” (проект 61) – 20 ед.

Первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинной энергетической установкой. До 19.5.1966 г. относились к классу СКР. 6 кораблей переоборудованы по проекту 61-М/61-МП (“Сдержанный” достроен, а “Огневой”, “Славный”, “Смелый”, “Смышленый” и “Стройный” модернизированы) и 28.6.1977 г. переклассифицированы в большие ракетные корабли, но 14.10.1980 г. возвращены в класс БПК. “Проворный” перевооружен ЗРК “Ураган” и новыми РЛС (проект 61-Э). В январе 1992 г. оставшиеся в строю корабли вновь стали СКР.

КОМСОМОЛЕЦ УКРАИНЫ (до 9.10.1962 г.-СКР-25, заводской №1701). 15.9.1959 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 10.11.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31.12.1960 г., вступил в строй 31.12.1962 г. и 23.11.1964 г. включен в состав ЧФ. 18-25.6.1964 г. и 26 – 30.10.1987 г. нанес визиты в Сплит (Югославия), 8-13.5.1970г.- в Алжир, 18-22.11.1986г. – в Пирей (Греция), 17-21.11.1987 г. – в Тунис и 28.6-2.7.1989 г. – в Стамбул (Турция). 5-30.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 23.5.1977 г. по 7.8.1979г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт, а 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1992 г. расформирован.

СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ (до 21.3.1963 г.-СКР-44, заводской № 1702). 20.7.1960 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 25.9.1961 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 4.11.1961 г., вступил в строй 26.12.1963 г. и 23.11.1963 г. включен в состав ЧФ. 18-25.6.1964 г. нанес визит в Сплит (Югославия), 12-15.8.1967 г. – в Варну (Болгария), 29.1-4.2.1968 г.- в Котор и Зеленину (Югославия), 20 – 27.7.1969 г.- в Гавану (Куба), в мае 1974 г.-в Тунис и 26 – 30.9.1985 г. – в Корк (Ирландия). 1 -31.6.1967г. и 1.1 -31.1 2.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 1.10.1976 г. по 28.11.1978 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. 6.8.1982 г. перечислен в состав КСФ. 1.10.1988 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 3.7.1992 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 23.10.1992 г. расформирован и в 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл. В период службы носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ проекта 7-У ЧФ.

ПРОВОРНЫЙ (до 1.10.1964 г. – СКР-37, заводской № 1703). 10.2.1961 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и, 23.3.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 11 .4.1962 г., вступил в строй 25.1 2.1964 г. и 22.1.1965 г. включен в! состав ЧФ. 1 – 31.6.1967 г., 1.1 – 31.12.1968 г. и 5 -24.10.1973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 2 – 7.7.1973 г. нанес визит в Марсель (Франция). В период с 23.3.1974 г. по 3.4.1975 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе и 5.11.1976 г. отнесен к проекту 61-Э, а в период с 1.2.1977 г. по 20.11.1978 г. и с 1.4.1987 г. по 21.3.1988 г. прошел капитальный ремонт. 21.8.1990г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1990 г. расформирован.

ОГНЕВОЙ (до 1.10.1964 г-СКР-31, заводской № 751). 9.5.1962 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 27.8.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31.5.1963 г., вступил в строй 31.12.1964 г. и 21.1.1965 г. включен в состав КБФ. В период с 5.2.1971 г. по 12.10.1971 г. модернизирован в Ленинграде по проекту 61М, после чего перечислен в состав КСФ, а в период с 1.2.1980 г. по 3.12.1982 г. прошел в Кронштадте капитальный ремонт. 31.10 – 4.11.1975г. нанес визит в Лагос (Нигерия) и в феврале 1985 г.- в Фритаун (Сьерра-Леоне). 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

ОБРАЗЦОВЫЙ (до 1.10.1964 г. – СКР-2, заводской № 752). 29.7.1963 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 29.1.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 23.2.1964 г., вступил в строй 29.9.1965 г. и 2.11.1965 г. включен в состав ДКБФ. 21 – 26.6.1967 г. и 27 – 30.6.1980 г. нанес визиты в Гдыню (Польша), 3 – 9.10.1969 г.- в Росток и Варнемюнде (ГДР), 8 – 13.5.1970г.- в Шербур (Франция), 24 – 29.6.1974 г.- в Хельсинки (Финляндия), 5 – 9.10.1974 г.- вновь в Росток и 28.5 – 1.6.1976 г.- в Портсмут (Великобритания), а в январе 1971 г. совершил деловой заход в Фритаун (Сейшельские острова). 29.6 – 10.7.1970 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 8.9.1972 г. по 15.3.1973г. и с 13.4.1977 г. по 10.11.1984 г. прошел в Кронштадте и Лиепае капитальный ремонт. 25.8.1988 г. вновь поставлен в Лиепае на капитальный ремонт, а 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.2.1994 г. расформирован.

ОДАРЕННЫЙ (заводской № 753). 22.1.1963 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 12.8.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 11.9.1964 г., вступил встрой 30.1 2.1965 г. и 11.1.1966 г. включен в состав КСФ. Летом – осенью 1966 г. по Севморпути совершил переход из Кольского залива во Владивосток и 8.10.1966 г. перечислен в состав КТОФ. 18 – 23.11.1976 г. нанес визит в Басру (Ирак), 1 -5.12.1976г. – в Бендер-Аббас (Иран), 20-24.1.1977 г.- в Мапуту (Мозамбик), 10 – 14.3.1977 г. – в Порт-Луи (Маврикий) и 16 – 19.10.1980 г.-в Кочин (Индия). 4.7.1987 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 19.4.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.8.1990 г. расформирован.

ОТВАЖНЫЙ (до 17.2.1965 г.- ОРЕЛ, заводской № 1704). 3.7.1963 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.8.1963 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 1 7.10.1964 г., вступил в строй 31.12.1965 г. и 25.1.1965 г. включен в состав КЧФ. 5 – 30.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 10 – 14.7.1967г. нанес визит в Порт-Саид (Египет), 15 – 19.10.1973 г. – в Таранто и 19- 22.10.1973 г. – в Мессину (Италия). 30.8.1974 г. затонул у берегов Крыма в районе Севастополя в результате пожара в кормовом ракетном погребе и 12.11.1974 г. исключён из состава ВМФ.

СЛАВНЫЙ (заводской № 754). 9.7.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.7.1964 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 24.4.1965 г., вступил встрой 30.9.1966 г. и 17.10.1966г. включен в состав ДКБФ. 28 – 29.10.1967 г., 3 – 9.10.1969 г. и 23 – 28.10.1 987 г. нанес визиты в Росток (ГДР), 17-22.8.1971 г. – в Копенгаген (Дания), 11 -15.10.1985 г. – в Гавану (Куба), 18-23.7.1987 г. – в Гдыню и 19-24.7.1988 г. – в Щецин (Польша). 14.6-29.7.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. В период с 6.12.1973 г. по 4.12.1975 г. модернизирован в Ленинграде по проекту 61-М, 15.12.1989 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 19.2.1991 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 24.6.1 991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1991 г. расформирован.

СТРОЙНЫЙ (заводской № 1705). 20.3.1964 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 24.5.1 965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 28.7.1965 г., вступил в строй 15.12.1966 г. и 30.12.1966 г. включен в состав КСФ. 25 – 28.10.1969 г. нанес визит в Рейкьявик (Исландия). В период с 28.5.1 971 г. по 1 9.2.1972 г. прошел капитальный ремонт, а в период с 28.12.1975 г. по 14.7.1981 г. модернизирован в Николаеве и 6.11.1980 г. отнесен к проекту 61-МП. С 19.1.1990 г. вновь находился в капитальном ремонте в Мурманске, но 1 2.4.1 990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.1.1 991 г. расформирован.

СТЕРЕГУЩИЙ (заводской № 755), 9.7.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.7.1964 г. заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 20.2.1966 г., вступил в строй 21.12.1966 г. и 7.1.1967 г. включен в состав КТОФ. 1 7 – 24.3.1968 г. нанес визит в Мадрас, 3 – 6.4.1968 г.- в Бомбей (Индия), 1 7 – 24.4.1968 г.- в Могадишо (Сомали), 11 – 19.5.1968 г. – в Умм-Каср и Басру (Ирак), 25.5 – 2.6.1968 г.- в Карачи (Пакистан), 5 – 9.6.1968 г. – в Бендер-Аббас (Иран), в июне 1968 г.- в Аден (Южный Йемен) и 6 – 11.7.1968 г.- в Коломбо (Шри Ланка). 31.1 2.1978г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11.2.1994 г. расформирован.

КРАСНЫЙ КАВКАЗ (заводской № 1 706). 25.11.1 964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.11.1 964 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 9.2.1 966 г., вступил в строй 25.9.1967 г. и 13.10.1967 г. включен в состав КЧФ. 1 -31.6.1967 г. и 1.1 -31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и 5 – 24.10.1973г. – вооруженным силам Сирии. 2 – 7.7.1 973 г. нанес визит в Марсель (Франция), 20 – 25.11.1 974 г. – в Латакию (Сирия), 10-14.8.1 984 г. – в Варну (Болгария), 12-16.8.1985 г. и 17-21.11.1987 г. – в Тунис, 20-24.10.1986 г. – в Гавану (Куба) и 24-28.6.1991 г. – в Тулон (Франция). В период с 1 0.3.1981 г. по 19.7.1 984 г. прошел в Севастополе капитальный ремонт. В момент зачисления удостоен гвардейского Военно-морского флага, унаследованного от одноименного КРЧФ.

РЕШИТЕЛЬНЫЙ (заводской № 1707). 25.6.1965 г. заложен на заводе имен и 61 коммунара в Николаеве, спущен 30.6.1966 г. и 24.1.1 967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.12.1967 г. и 11.1.1968 г. включен в состав КЧФ. 1 – 31.6.1967 г. и 1.4 – 31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9-12.8.1969 г. нанес визит в Варну (Болгария), 14-18.12.1971 г. – в Латакию (Сирия), 6 -9.10.1978 г. – в Мессину (Италия) и 16 – 20.11.1978г.- в Стамбул (Турция). 1.11.1989 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой.

СМЫШЛЕНЫЙ (заводской № 1708). 15.8.1 965 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 22.1 0.1966 г. и 1.7.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 27.9.1968 г. и 21.10.1968 г. включен в состав КСФ. 31.10. -9.11.1971 г. нанес визит в Гавану (Куба), 10 – 14.5.1978 г. – в Бордо (Франция) и 25 – 30.5.1987 г.- в Сан-Томе (Сан-Томе и Принсипи). В 1 975 – 1 977 гг. модернизирован в Николаеве по проекту 61-М, а 22.2.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 30.6.1993 г. расформирован.

СТРОГИЙ (заводской № 1709). 22.2.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 29.4.1967 г. и 1 2.1.1 968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 24.12.1968 г. и 8.1.1969 г. включен в состав КТОФ. 7 – 15.12.1969 г. нанес визиты Берберу, Могадишо и Кисмаю (Сомали), 4 – 8.2.1972 г.- в Массауа (Эфиопия), 2 -7.6.1978 г.- в Викторию (Сейшельские острова), 5 -10.1 1.1978 г. – в Хайфон (Вьетнам) и 22-26.6.1985 г. – в Мапуту (Мозамбик). 1.11.1 990 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11.2.1994 г. расформирован.

СМЕТЛИВЫЙ (заводской № 1710). 15.7.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 26.8.1 967 г. и 15.6.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 25.9.1969 г. и 21.10.1969 г. включен в состав КЧФ. 6 – 12.3.1973 г. нанес визит в Латакию (Сирия), 26.9 -1.1 0.1973 г. – в Сплит (Югославия), 9 – 1 3.8.1 974 г. – в Варну (Болгария) и 26.6 – 1.7.1980г.- в Тунис. 19.2.1987 г. поставлен в Севастополе на капитальный ремонт.

СМЕЛЫЙ (заводской № 1711). 15.11.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 6.2.1968 г. и 20.1 2.1 968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 27.12.1969 г. и 9.1.1970 г. включен в состав КЧФ. 17 – 22.9.1976 г. нанес визит в Мессину (Италия), 8 – 13.4.1978 г.-в Алжир и 13 – 18.4.1979 г.- в Риеку (Югославия). В 1976 – 1977 гг. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 61-М. В период с 1 7.1 2.1 982 г. по 30.1.1 985 г. прошел в Риге капитальный ремонт, после чего перечислен в состав ДКБФ, а 1 9.1.1 988 г. передан в аренду ВМС Польши с переименованием в “Warszawa” и 5.3.1 988 г. исключен из состава ВМФ СССР.

КРАСНЫЙ КРЫМ (заводской № 1712). 23.2.1968 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 28.2.1969 г. и 9.2.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 15.10.1970 г. и 20.10.1970 г. включен в состав КЧФ. 15-19.5.1971 г. и 1 -29.2.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 3 – 7.7.1975 г. нанес визит в Тулон (Франция), 14-19.10.1976 г. – в Сплит (Югославия), 5-9.8.1977 г. – в Констанцу (Румыния), 12 – 16.8.1985 г.-в Тунис и 11 -14.6.1990 г.- в Таранто (Италия). В период с 6.10.1978 г. по 28.8.1983 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. 1.6.1992 г. переклассифицирован в СКР, а 24.6.1 993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11.2.1 994 г. расформирован. С30.6.1970г. носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного крейсера ЧФ.

СПОСОБНЫЙ (заводской № 1713). 10.3.1969 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 11.4.1970 г. и г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй г. и 27.10.1-971 г. включен в состав КТОФ. 20-24.12.1973 г. нанес визит в Порт-Луи (Маврикий) и 25 – 30.8.1976г.- в Ванкувер (Канада). 30.7.1987 г. поставлен в Севастополе на капитальный ремонт. 3.7.1992 г. был исключен из состава ВМФ в связи с предстоящей передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, но 29.10.1992 г. оставлен в составе КЧФ и 20.11.1993 г. передан “Севморзаводу” имени С.Орджоникидзе (г. Севастополь) в счет уплаты долгов ВМФ предприятию.

СКОРЫЙ (заводской № 1714). 20.4.1970 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 20.1 0.1 970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 26.2.1971 г., вступил в строй г. и 31.10.1972 г. включен в состав КЧФ. 26.9- г. и 1 2 – 1 7.5.1975 г. нанес визиты в Сплит (Югославия), 14-19.10.1974 г. – в Порт-Луи (Маврикий), 19-23.11.1 974 г. – в Дакар (Сенегал) и 20 – 25.1 0.1 978 г. – в Пи-рей (Греция). 5 – 24.10.1973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии, 23.7 – 22.9.1974 г. – Египта, а 4.8 – 14.1 0.1974 г. обеспечивал боевое траление в Суэцком заливе. В период с 30.7.1982 г. по 16.9.1985 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт.

СДЕРЖАННЫЙ (заводской № 1715). 20.10.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.3.1971 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, достраивался по проекту 61-М, спущен 29.2.1972 г., вступил в строй 30.1 2.1973 г. и 7.2.1974 г. включен в состав КЧФ. 12 – 1 7.5.1976 г. нанес визит в Триполи (Ливия). В период с 31.10.1985 г. по 12.10.1987 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт.

Водоизмещение: полное 4390 стандартное 3400 т длина 144 м ширина 15,8 м осадка 4,6 м Мощностъ ГТУ 4х 18000 л.с. скорость хода: максимальная 34 экономическая 18 уз. дальность плавания экономическим ходом 3500 миль. Вооружение: 2×2 ПУ ЗРК “Волна”, 2×2 76,2-мм АК-726 орудия, 1×5 533-м ТА, 2×12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вер- толет Ка-25. Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

ТИП “СДЕРЖАННЫЙ” (ПРОЕКТ 61-М и 61-МП)

Водоизмещение: полное 4974 стандартное 4010 т длина 146,2 м ширина 15,8 м осадка 4,84 м Мощность ГТУ 4×18000 л.с. скорость хода: максимальная 32 экономическая 18 уз дальность плавания экономическим ходом 4000 миль. Вооружение: 4×1 ПУ ПКРК П-15М (4 ракеты), 2×2 ПУ ЗРК “Волна” (16 ракет), 2×2 76,2-мм АК-726 и 4×6 30-мм АК-630М орудий, 1×5 533- мм ТА, 2×12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 1 вертолет Ка-25, Экипаж 320 че- ловек, в том числе 29 офицеров.

Большие противолодочные корабли типа “Надежный” (проект 61-МЭ) – 5 единиц

Модернизированный вариант БПК проекта 61. Строились по заказу Индии, но временно включались в состав ВМФ СССР.

НАДЕЖНЫЙ (заводской № 2201). 14.4.1976 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР и 11.9.1976 г. заложен по заказу правительства Индии на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 1 7.9.1977 г., вступил в строй 30.11.1979 г. и временно вошел в состав КЧФ. 4.5.1980 г. передан ВМС Индии и переименован в “Rajput”.

ГУБИТЕЛЬНЫЙ (заводской № 2202). 29.11.1976 г. заложен по заказу правительства Индии на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 13.2.1978 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен 27.9.1978 г., вступил в строй 30.9.1981 г. и временно вошел в состав КЧФ. 10.2.1982 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Индии, переименован в “Rana”. 16.5.1977 г. намечался к наименованию в “Пытливый”.

ЛОВКИЙ (заводской № 2203). 29.6.1977 г. заложен по заказу правительства Индии на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 30.10.1981 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен 16.6.1979 г., вступил встрой 20.7.1983 г. и временно вошел в состав КЧФ. 24.11.1983 г. передан ВМС Индии и переименован в “Ranjit” 16.5.1977 г. намечался к наименованию в “Поражающий”.

ТВЕРДЫЙ (заводской № 2204). 24.10.1981 г. заложен по заказу правительства Индии на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 12.3.1983г. и 11.4.1983 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, вступил в строй 30.1 2.1985 г. и временно вошел в состав КЧФ. В 1986 г. передан ВМС Индии и переименован в “Ranvir”.

ТОЛКОВЫЙ (заводской № 2205). 19.3.1982 г. заложен по заказу правительства Индии на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 11.4.1983 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен 1.2.1986 г., вступил в строй 15.10.1987 г. и временно вошел в состав КЧФ. В 1988 г. передан ВМС Индии и переименован в “Ranjivey”.

Водоизмещение полное 4905 стандартное 4025 т длина 146,11 м ширина 15,81 м осадка 6,83 м Мощность ГГУ 4×18 000 л.с. скорость хода: максимальная 30,22 экономическая 18,17 уз. дальность плавания экономическим ходом 3800 миль Вооружение: 4×1 ПУ ПКРК П-20 (4 ракеты), 2×2 ПУ “Волна” (32 ракеты), 1×2 76,2-мм АК-726 и 4×2 30-мм АК-230, 1×5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (192 РГБ-60), 1 вертолет Ка-25 Экипаж 312 человек, в том числе 33 офицера.

Комсомолец Украины — большой противолодочный корабль

«Комсомо́лец Украи́ны»

— первый большой противолодочный корабль Черноморского флота СССР, построенный по проекту 61. Назван в честь 40-летия шефства ВЛКСМ над флотом.

15 сентября 1959 года — закладка на стапеле завода № 445 имени 61 коммунара.

10 ноября 1959 года — головной корабль проекта 61 зачислили в списки ВМФ СССР как сторожевой корабль ПВО-ПЛО с тактическим номером СКР-25.

31 декабря 1960 года в 13.00 корпус корабля спустили на воду.

27 декабря 1961 года над СКР-25 впервые был поднят Военно-морской флаг СССР.

23 ноября 1964 года корабль был официально включен в состав Краснознаменского ЧФ.

19 февраля 1966 года награждён Призом ВМФ СССР и грамотой Главкома ВМФ СССР.

С 5 по 30 июня 1967 года выполняет боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта (в период арабо-израильского конфликта), в составе 5-й эскадры ВМФ СССР[2][3] 1970 года (апрель — май) «Комсомолец Украины» участвует в маневрах «Океан» и посещает с официальным визитом Алжир (8 — 13 май).

Большие противолодочные корабли проекта 61 и 61 МЭ

Большой противолодочный корабль (БПК) — класс кораблей советского и российского военно-морских флотов, введённый 19 мая 1966 года. В соответствии с названием корабли класса предназначены прежде всего для борьбы с подводными лодками вероятного противника в океанской зоне. В военно-морских силах других стран класс больших противолодочных кораблей соответствует эскадренному миноносцу (DD). В СССР к классу БПК относили боевые корабли специальной постройки проектов 61, 1134, 1134А, 1134Б, 1135, 1155, 1155.1 а также переоборудованные из других классов корабли проектов 56-ПЛО и 57-А. На 2012 год в составе ВМФ Российской Федерации продолжают нести боевую службу 11 кораблей класса «большой противолодочный корабль» (типов 1134Б(1), 61(1), 1155(8)и 1155.1(1)).

Большой противолодочный корабль Комсомолец Украины.

Знаки БПК Комсомолец Украины.

Большой противолодочный корабль Комсомолец Украины – построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 31 декабря 1960г. и вступил в строй 31 декабря 1962г. под именем «СКР-25». В октябре 1962г. переименован в «Комсомолец Украины». 23 ноября 1964г. был включён в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). С 5 по 30 июня 1967г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, далее в составе 5-й эскадры ВМФ в 1970г. принимал участие в маневрах «Океан». В 1981г. с 16 июня по 01 июля участвует в учениях «Щит-82». В 1984г. участвует в учениях «Океан», а в 1985г. в учениях «Гранит-85». Бортовые номера: 810(1962), 296(1963), 552(1966), 521(1969), 810(1970), 182(1972), 527(1972), 538(1974), 169(1975), 709, 722(1979), 712(1981), 714(1982), 713(1983), 716(1983), 710, 703(1988), 715(1990), 1701(1993). Списан: 1991г.

Большой противолодочный корабль Красный Кавказ

Знаки БПК Красный Кавказ.

Большой противолодочный корабль Красный Кавказ — построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 9 февраля 1966г. и вступил в строй 25 сентября 1967г. и уже 13 октября 1967г. вошел в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). Удостоен гвардейского Военно-морского флага, унаследованного от одноименного крейсера Черноморского Флота. В июне 1967г. и с 1 января по 31 декабря 1968г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Весной 1970г. участвовал в маневрах «Океан». В октябре 1973г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии. Бортовые номера: 521(1967), 571(1967), 186(1973), 182(1974), 531(1975), 527, 151(1977), 720(1978), 729(1978), 722(1980), 720(1981), 171(1981), 710(1981), 733(1983), 702(1984), 703(1986), 707(1987), 710(1987), 729(1991), 820(1993), 179. Списан: 10 мая 1998г. торжественно спустил гвардейский Андреевский флаг, который на следующий день был поднят на ракетном крейсере «Москва».

Большой противолодочный корабль Красный Крым.

Знаки БПК Красный Крым.

Большой противолодочный корабль Красный Крым — построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 28 февраля 1969г. и вступил в строй 15 октября 1970г., и уже 20 октября 1970г. вошел в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ) и 30 июня 1970г. удостоен гвардейского Военно-морского флага, унаследованного от одноименного крейсера Черноморского Флота. В мае 1971г. и феврале 1972г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 1 июня 1992г. переклассифицирован в СКР и был зачислен в состав 30-й дивизии надводных кораблей с бортовым номером 814. Бортовые номера: 521(1967), 571(1967), 186(1973), 182(1974), 531(1975), 527, 151(1977), 720(1978), 729(1978), 722(1980), 720(1981), 171(1981), 710(1981), 733(1983), 702(1984), 703(1986), 707(1987), 710(1987), 729(1991), 820(1993), 179. Списан: 1993г.

Большой противолодочный корабль Образцовый.

Знаки БПК Образцовый.

Большой противолодочный корабль Образцовый — построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 23 февраля 1964г., под именем «СКР-2», и вступил в строй 29 сентября 1965г., и уже 2 ноября 1965г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 17 февраля 1965г. переименован в «Образцовый». Весной 1970г. участвовал в маневрах «Океан». С 29 июня по 10 июля 1970г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Бортовые номера: 080(1965), 501(1966), 190(1967), 564(1967), 504(1970), 501(1971), 518(1972), 501(1974), 520(1975), 514(1976), 430(1979), 425(1982), 446(1983), 433(1985), 435(1990). Списан: 1993г.

Большой противолодочный корабль Одаренный.

Знаки БПК Одаренный.


Большой противолодочный корабль Одаренный — построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 11 сентября 1964г. и вступил в строй 30 декабря 1965г., и уже 11 января 1966г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1966г. вошел в состав экспедиции особого назначения и совершил переход из Кольского залива во Владивосток по Северному морскому пути, где 8 октября 1966г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). Бортовые номера: 084(1965), 049(1966), 561(1967), 054(1967), 582(1970), 143(1976), 562(1980), 583(1981), 103(1983), 583(1984), 566(1985), 108, 564, 587(1991). Списан: 1990г.

Большой противолодочный корабль Огневой.

Знаки БПК Огневой.

Большой противолодочный корабль Огневой — построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 31 мая 1963г. и вступил в строй 31 декабря 1964г., и уже 21 января 1965г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 12 октября 1972г. модернизирован по проекту 61-М, после чего перечислен в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 083(1965), 544(1967), 480(1971), 581(1973), 299(1977), 241(1978), 296(61МП), 433, 518, 622(1984), 642(1984), 602(1989). Списан: 1989г.

Большой противолодочный корабль Отважный.

Знаки БПК Отважный.


Большой противолодочный корабль Отважный — построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 17 октября 1964г. под именем «Орел» и вступил в строй 31 декабря 1965г., и был переименован в «Отважный». 25 января 1965г., вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). С 5 по 30 июня 1967г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Участвовал в учениях в 1971г. «Юг-71» и в 1970г. «Океан» . 30 августа 1974 г. на корабле возник сильный пожар, в результате самопроизвольного запуска зенитной управляемой ракеты. При буксировке затонул. Бортовые номера: 393(1965), 525, 523(1968), 528(1970), 197(1971), 520(1972), 184(1972), 530(1974). Списан: 1974г.

Большой противолодочный корабль Проворный.

Знаки БПК Проворный.

Большой противолодочный корабль Проворныйпостроен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 29 февраля 1972г. под именем «СКР-37» и вступил в строй 30 декабря 1973г., и был переименован в «Проворный». 22 января 1965г. вошел в состав Черноморского флота. В июне 1967г. и с 1 января по 31 декабря 1968г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1974г. модернизировали по проекту 61Э.

В 1971г. принимал участие в учениях «ЮГ. В октябре 1973г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии. С 1982г. входит в состав 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей КЧФ. Бортовые номера: 027(1964), 078(1964), 383(1964), 216, 653(1966), 530(1970), 374(1971), 533(1972), 535(1973), 179(1973), 190, 164(1976), 175(1976), 707(1978), 724(1981), 707(1984), 710(1987), 713(1990). Списан: 1990г.

Большой противолодочный корабль Решительный.

Знаки БПК Решительный.


Большой противолодочный корабль Решительныйпостроен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 30 июня 1966г. и вступил в строй 30 декабря 1967г., и уже 11 января 1968г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). С 1 по 31 июня 1967г. и с 1 апреля по 31 декабря 1968г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1970г. принимал участие в маневрах «Океан». В 1989г. выведен из боевого состава и законсервирован. Далее в 1996г. продан на лом. Бортовые номера: 529(1967), 524(1971), 529(1972), 536(1973), 196(1973), 156(1975), 159(1977), 724(1978), 720(1978), 758(1978), 705(1984), 711(1989), 708(1990), 818(1993). Списан: 1996г.

Большой противолодочный корабль Сдержанный.

Знаки БПК Сдержанный.

Большой противолодочный корабль Сдержанный — построен в рамках проекта 61-М. С 28 июня 1977г. по 1 октября 1980г. классифицировались как большие ракетные корабли. Спущен на воду 29 февраля 1972г. и вступил в строй 30 декабря 1973г., и уже 7 февраля 1974г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ).

В 1984г. – участвовал в учениях «Океан». С 1987г. входит в состав 150-й бригады надводных кораблей КЧФ (бортовой номер 702), а после ее расформирования в октябре 1990г. — в состав 30-й дивизии КЧФ. С января 1992г. корабль был переклассифицирован в СКР и получил бортовой номер 804 и вошел в состав 30-й дивизии надводных кораблей (ДИНК). Бортовые номера: 534(1973), 173(1975), 160(1975), 254(1978), 286(1979), 288(1979), 737, 734(1983), 711(1984), 705(1986), 702(1988), 804(01.1992). Списан: 2001г.

Большой противолодочный корабль Скорый.

Знаки БПК Скорый.


Большой противолодочный корабль СкорыйДо 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 26 февраля 1971г. и вступил в строй 23 сентября 1972г., и уже 31 октября 1972г. вошел в состав КЧФ.

С 5 по 24 октября 1973г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1974г. Вместе с ПКР «Ленинград» участвует в разминировании Суэцкого залива, обеспечивая безопасность боевого траления. Бортовые номера: 537(1972), 177(1973), 533(1973), 166(1973), 173, 153(1975), 191(04.1975), 753(1977), 733(1978), 164(1978), 729(1982), 715(1984), 702(1987), 705(1990), 805(1992). Списан: 1997г.

Большой противолодочный корабль Славный.

Знаки БПК Славный.



Большой противолодочный корабль Славныйпостроен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 24 апреля 1965г. и вступил в строй 30 сентября 1966г., и уже 17 октября 1966г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). С 14 июня по 29 июля 1972г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. В период с 1973г. по 1975г. находился на модернизации по проекту 61-М. Бортовые номера: 537(1972), 177(1973), 533(1973), 166(1973), 173, 153(1975), 191(04.1975), 753(1977), 733(1978), 164(1978), 729(1982), 715(1984), 702(1987), 705(1990), 805(1992). Списан: 1997г.

Большой противолодочный корабль Смелый.

Знаки БПК Смелый.


Большой противолодочный корабль Смелыйпостроен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 6 февраля 1968г. и вступил в строй 27 декабря 1969г., и уже 9 января 1970г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 28 августа 1976г. — Совместно с Крейсером «Жданов» экстренно приходит в район столкновения нашей атомной подводной лодки К-22 «Красногвардеец» с американским фрегатом USS FF-1047 Voge. В 1977г. модернизирован на по проекту 61М. 30 января 1985г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 19 января 1988 года передан в аренду ВМС Польши и переименованием в “Warszawa”. 5 марта 1988 года исключен из состава ВМФ СССР. Бортовые номера: 531(1969), 535(1970), 358(1970), 167(1975), 173(1976), 165(1976), 171(1977), 252(1978), 257(1978), 440(1980), 739(1981), 720(1981), 702, 410(1987), 724(1988), 529(61МП), 444(61МП). Списан: 1988г.

Большой противолодочный корабль Сметливый.

Знаки БПК Сметливый.


Большой противолодочный корабль Сметливыйпостроен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 26 августа 1967г. и вступил в строй 25 сентября 1969г., и уже 21 октября 1969г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 19 февраля 1987г. поставлен в ремонт, а далее сразу и на модернизацию, которая вместе с ремонтом длилась 10 лет. В 1997г. вступил в строй. В 2003г. в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в океанских военно-морских учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии, а в 2011г. принимал участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2011» в Средиземном море. Бортовые номера: 537(1969), 527(1972), 534(1974), 178(1975), 152(1977), 710(1978), 701(1980), 745(1981), 178(1985), 717(1987), 714(1990), 810(1993), 715. Списан: Несет службу по сей день.

Большой противолодочный корабль Сообразительный.

Знаки БПК Сообразительный.

Большой противолодочный корабль Сообразительныйпостроен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 4 октября 1961г. под именем «СКР-44» и 21 марта 1963г. был переименован в «Сообразительный». Вступил в строй 26 декабря 1963г., и 23 ноября 1963г. вошел в состав Черноморского флота (КЧФ).

В период службы носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного эсминца проекта 7-У Черноморского Флота. С 1 по 31 июня 1967г. и с 1 января по 31 декабря 1968г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 6 августа 1982г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 215(1963), 374(1963), 524(1963), 078, 528(1967), 536(1968), 524(1969), 871(1969), 530(1971), 532(1972), 528(1973), 179(1974), 175(1975), 717(1981), 660(1982), 632(1985), 611(1.05.1990), 604(1992). Списан: 1992г.

Большой противолодочный корабль Способный.

Знаки БПК Способный.


Большой противолодочный корабль Способныйпостроен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 11 апреля 1970г. и вступил в строй 25 сентября 1971г., и уже 27 октября 1971г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В 1987г. поставлен на капитальный ремонт, где и закончилась жизнь корабля, далее он был отдан «Севморзаводу» в счет уплаты долгов ВМФ предприятию. В 1993г. произвели демонтаж вооружения и далее его продали в Индию на металл. Бортовые номера: 522(1971), 109(1972), 102(1975), 142(1976), 547(1978), 522(1980), 544(1982), 531(1984), 505(1985), 578(1987). Списан: 1993г.

Большой противолодочный корабль Строгий.

Знаки БПК Строгий.


Большой противолодочный корабль Строгийпостроен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 29 апреля 1967г. и вступил в строй 24 декабря 1968г., и уже 8 января 1969г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). Бортовые номера: 528(1968), 564(1971), 543(1971), 504(1974), 528(1975), 100(1977), 545(1985), 504(1989), 580(1991). Списан: 1993г.

Большой противолодочный корабль Стройный.

Знаки БПК Стройный.



Большой противолодочный корабль Стройныйпостроен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 28 июля 1965г. и вступил в строй 15 декабря 1966г., и уже 30 декабря 1966г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 04 сентября 1967г. на подводной лодке «К-3» произошел пожар — на помощь были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер «Железняков». С 1975г. по 1981г. находился на модернизации в Николаеве и 6 ноября 1980г. причислен к проекту 61-МП. В 1984г. участвовал в учениях «Океан». 15 января 1985г. выходил на боевую службу в Средиземное море, задачи которой выполнялись совместно с ТАКР «Киев», РКР «Вице-адмирал Дрозд», БПК «Маршал Тимошенко», и эсминцем «Современный». С 28 августа по 26 сентября 1988г. осуществлял контроль за учениями НАТО «Тим уорк-88» в Норвежском море. Бортовые номера: 382(1966), 545(1967), 525(1970), 557(1975), 734(1977), 610(1981), 640(08.1984), 642?, 619(1987), 660(1990). Списан: 1990г.

Большой противолодочный корабль Стерегущий.

Знаки БПК Стерегущий.

Большой противолодочный корабль Стерегущий — построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Знак посвящен 3м проектам эсминцев «Стерегущий» Первый эскадренный миноносец бы потоплен японским флотом, во время русско Японской выйны 1905-1907г. В 1911 г. подвиг экипажа был увековечен в бронзовой композиции на фоне креста — состоит из двух матросов: один с усилием открывает иллюминатор, из которого хлещет вода, а другой – кингстоны, который был усттановлен в Александровском парке. Второй эскадренный миноносец погиб в неравном бою с гитлеровской авиацией. Третим кораблем, который стал носить это имя, стал БПК 61 проекта. Спущен на воду 20 февраля 1966г. и вступил в строй 21 декабря 1966г., и уже7 января 1967г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). Бортовые номера: 504(1966), 580(1967), 504(1971), 585(1973), 140(1976), 563(1980), 565(1982), 580(1986), 150, 624. Списан: 1993г.

Большой противолодочный корабль Твердый.

Знаки БПК Твердый.


Большой противолодочный корабль Твердый — построен в рамках проекта 61МЭ. Спущен на воду 12 марта 1983г. и вступил в строй 30 декабря 1985г., и уже 30 декабря 1985г. вошел в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). 21 апреля 1986 года вошел в состав ВМС Индии — эскадренный миноносец «Ранвир». Бортовые номера: 724(1985).

Большой противолодочный корабль Смышленый.

Знаки БПК Смышленый.

Большой противолодочный корабль Смышленый — построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду

22 октября 1966г. и вступил в строй 27 сентября 1968г., и уже 21 октября 1968г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Принял участие в маневрах «Океан» в 1970г. В 1975г. принял участие в оперативно-стратегическом учении «Океан-75». В 1975 — 1977 годах модернизирован по проекту 61-МП.

С 1978г. входит в состав 120-й бригады ракетных кораблей, несет боевую службу в Атлантике. Совместно с ТАРКР «Киров», БПК «Адмирал Исаков» и «Стройный» принял участие в учениях «Север-81» в 1981г. В 1986г. — дальний поход в Средиземном море в составе (КУГ) БПК «Огневой» и РК «Вице-адмирал Дрозд».

Бортовые номера 525(1968), 297(1969), 552(1971), 587(1974), 291(1976), 296(1977), 337(1978), 317(1979), 614(1980), 648(1981), 614(1987), 635(1988), 644(05.1990). Списан: 1993г.

ПРЕДЫСТОРИЯ

К середине 1950-х годов резко возросла потребность советского флота в новых эскортных кораблях, способных осуществлять охрану соединений ударных надводных кораблей и конвоев от атак авиации, атомных подводных лодок и противокорабельных (крылатых) ракет, а также обеспечивать развертывание своих подводных лодок. Для успешного преследования атомных субмарин противника требовались высокая скорость хода, мощное противолодочное оружие, а для отражения атак сверхзвуковой авиации — зенитные ракетные комплексы.

Главнокомандующий ВМФ СССР утвердил 14 марта 1956 года оперативно-техническое задание на разработку сторожевого корабля противовоздушной и противолодочной обороны (СКР ПВО—ПЛО).Технический проект по головному кораблю был окончательно утвержден 4 июня 1965 года.

Водоизмещение составило 3440 тонн, максимальная скорость хода 35,5 узлов. Артиллерия корабля представляла собой две двуствольные 76мм артустановки. Противолодочным вооружением корабля являлся пятитрубный торпедный аппарат и 4 реактивных бомбомета. В качестве ПВО самообороны было размещено два ЗРК «Волна» с дальностью действия 17,5 км.

Военно-Морской Флот заказал промышленности 20 кораблей по проекту 61. Строительство кораблей начали еще до утверждения договорной технической документации. Их сдавали флоту «в долг», со множеством недоделок, которые затем постепенно устранялись. В ряде источников принято разделять корабли проекта 61 на две группы: 7 единиц первой (с двумя РЛС «Ангара») и остальные — второй (с одной РЛС «Ангара» и одной РЛС «Кливер»). Последние в документах иногда упоминаются и как проект 61А.

В ракетном погребе БПК самопроизвольно включился двигатель ракеты

Во всех странах, обладающих крупным военно-морским флотом, есть свои чёрные даты, когда в мирное время погибали боевые корабли. Есть такие дни и в истории нашего военно-морского флота. В этой статье пойдет речь о гибели новейшего корабля Черноморского флота БПК «Отважный».

«Поющие фрегаты»

На больших противолодочных кораблях семейства проекта 61 были установлены газовые турбины. Их мелодичный свист и дал повод морякам называть их «поющими фрегатами». Это были многофункциональные корабли, рабочие лошадки флота. В 50-е – 60-е годы ХХ века были построены большие серии эсминцев семейств проектов 30, 56, 57. Завершало эту линейку многоцелевых кораблей семейство проекта 61. Всего было построено 20 кораблей проектов 61, 61М, 61МП, 61Э. 01090. По проекту 61МЭ для ВМФ Индии были построены ещё три корабля. Корабли проекта 61 чаще остальных меняли свой класс. В КБ при проектировании их называли ракетными эсминцами, большую часть своей службы они назывались большими противолодочными кораблями (БПК), последние корабли серии дослуживали уже как сторожевые корабли. По классификации НАТО корабли типа Kashin – так натовцы называли 61 проект – классифицировались всё время как ракетные эсминцы.

Корабли проекта 61 несли самое современное оружие того времени – два ЗРК «Волна», четыре реактивных бомбомета (РБУ), один пятитрубный торпедный аппарат, две спаренные 76-мм артиллерийские установи. На некоторых модификациях были установлены четыре контейнера с ракетами П-15 «Термит» класса «корабль-корабль». Хотя штатного вертолета корабли проекта 61 не несли, на них была предусмотрена посадочная площадка для вертолета Ка-25 или Ка-27. В случае необходимости они могли осуществлять поиск подводной лодки с помощью противолодочного вертолета. «Шестьдесят первые» входили в состав всех четырех флотов страны. К их достоинствам, кроме мощного вооружения, относилась неограниченная мореходность, позволявшая БПК проекта 61 выполнять боевые задачи в любых океанах планеты. Корабли имели водоизмещение 4 500 тонн и максимальную скорость хода 35 узлов — почти 65 км/ч. И кроме всего прочего, это были самые красивые корабли советского флота. В 2022 году принято решение последний «поющий фрегат» «Сметливый» переоборудовать в корабль-музей в Севастополе.

БПК «Отважный»

«Отважный» был построен в Николаеве и 25 января 1965 года был включен в состав Черноморского флота. После освоения экипажем своего корабля и сдачи всех курсовых задач. «Отважный» стал активной единицей флота. За 9 лет на счету корабля было семь боевых служб. В составе 5-ой Оперативной эскадры (5 ОПЭСК) – так официально называлась советская Средиземноморская эскадра – он находился в районе боевых действий во время Шестидневной войны 1967 года и Войны Судного дня 1973 года. Корабль нанёс визиты в порты городов — в египетские порты Порт-Саид и Александрию, югославский порт Сплит, итальянские порты Мессину и Таранто, в порт Бисау в Гвинее-Бисау. От Черноморского флота «Отважный» участвовал в двух больших морских маневрах – «Юг-71» и «Океан». Экипаж корабля был опытным. В 1970 году БПК «Отважный» получил звание «Отличный корабль». Корабль входил в состав 70-й бригады противолодочных кораблей Черноморского флота.

Взрыв

С 4 по 7 августа 1974 года БПК участвовал в запланированных учениях Черноморского флота. На следующем этапе маневров он должен был быть флагманским кораблем управления. «Отважный» должен был обеспечивать стрельбы зенитными ракетами малых ракетных кораблей. Перед этим, было запланировано его участие в противолодочных учениях с торпедными стрельбами. 29 августа на полигоне БПК успешно отстрелялся торпедами. На рассвете 30 августа «Отважный» вернулся в Севастополь, где на рейде Стрелецкой бухты взял на борт начальника штаба Черноморского флота контр-адмирала Саакяна

, и группу старших офицеров. В 8-55 по местному времени, БПК прибыл на полигон, и на нем была объявлена боевая тревога.
По теме
4506

В Хабаровском крае из-за отказа двигателя разбился Су-35

Согласно предварительным данным, самолёт упал в акватории Охотского моря. Комиссия Восточного военного округа проводит расследование возможных причин происшествия.

Для понимания того, что произошло далее, необходимо сделать небольшое пояснение. Корабли проекта 61 были вооружены двумя зенитно-ракетными комплексами М-1 «Волна». Один комплекс располагался в носу, другой в корме. В комплекс входила система управления «Ятаган» и двухбалочная (на две ракеты) пусковая установка ЗИФ-101. Под пусковой установкой находился ракетный погреб с двумя вращающимися барабанами на 8 ракет В-601 каждый.

В 9-50 на мостике «Отважного» почувствовали слабое сотрясение корабля. В головы офицеров пришла мысль о небольшом взрыве в корме. Машины были остановлены, сыграли боевую и аварийную тревоги. Через 10 секунд после первого в кормовой части корабля произошло более сильное сотрясение. В районе кормовой пусковой установки ЗРК «Волна» появилась шапка белого дыма и сноп пламени. Еще через 20 секунд произошел третий взрыв в районе ракетного погреба кормового ЗРК. Над ним поднялся столб огня и черного дыма. Взрыв был такой силы, что саму пусковую установку вместе с крышкой погреба вырвало из палубы и бросило на кормовую дымовую трубу. Начался сильный пожар. Команда корабля приступила к борьбе за живучесть.

Забегая вперед скажем, что комиссия, назначенная Главкомом ВМФ установила следующее. После объявления учебной боевой тревоги, мичман, сидевший по боевому расписанию за пультом поста контроля ракет кормового погреба (на момент катастрофы в нем на двух барабанах находилось 15 ракет В-601 в боевом снаряжении), согласно инструкции сначала дал команду электрикам подключить корабельное электропитание. Потом с помощью тумблера он подал напряжение на механизм поворота барабанов с ракетами. На механизм поворота барабана было подано 380 вольт, на пусковые цепи ракет – 110 вольт. В самом погребе при боевой работе никого нет, поэтому для контроля у пульта, за котором сидел мичман, находился внутренний иллюминатор, позволявший наблюдать за тем, что происходит в погребе. Именно в этот иллюминатор мичман увидел сноп пламени в барабане левого борта. Не включив систему пожаротушения, мичман бросился бежать из боевого поста по коридору в нос корабля. Уже после трагедии был проведен следственный эксперимент на однотипном корабле «Комсомолец Украины». От появления огня до третьего взрыва прошло 18 секунд. Это время определили, замерив секундомером. Столько потребовалось добежать из поста до того места в коридоре, когда произошел взрыв.

Во время следствия выяснилось, что произошёл самопроизвольный запуск маршевого двигателя зенитной ракеты, расположенной на барабане левого борта. После этого самопроизвольно запустился двигатель стартовой ступени этой же ракеты, а впоследствии – запустились стартовые двигатели еще нескольких ракет, расположенных на этом барабане. Из-за работающих двигателей в погребе резко возросло давление – оно стало достигать трех атмосфер – в результате чего сорвало крышку стартового погреба вместе с пусковой установкой. Ещё одним последствием взрыва стало поступление воды в несколько отсеков корабля.

Экипаж боролся за живучесть, но многого сделать не мог. Дело в том, что команды на включение водяной защиты и орошения погребов выполнить не удалось, так как трубопроводы обоих аварийных систем вышли из строя. Семерых моряков, находившихся во время взрыва на юте, выбросило в море. Их подобрали подошедшие корабли. «Отважный» накренился на 12 градусов на правый борт. В 10-40 экипажу, находящемуся в кормовых отсеках, приказали покинуть корабль. На помощь «Отважному» подошли эсминцы «Сознательный», «Бедовый» и БПК «Комсомолец Украины». «Сознательный» начал буксировку «Отважного» на отмель в район Херсонеса. В 11-59 пожар локализовали, из погреба пошёл белый дым, но в этот момент оборвался буксирный трос. С «Бедового» завели новый трос, и буксировка продолжилась. Подошли специализированные спасательные суда – «Бештау», СС-15, СС-26 и пожарно-дезактивационное судно «Пламя». Крен к тому времени увеличился до 17 градусов. В корме произошел ещё один мощный взрыв. Это взорвалась цистерна с авиационным керосином. Выше мы говорили, что на кораблях проекта 61 находилась площадка для вертолета, и корабль мог производить поиск подводной лодки вместе с вертолетом Ка-25. Для этого были предусмотрены запасы авиационного керосина. Крен достиг 27 градусов. В 15-12 прозвучала команда покинуть корабль. В 15-35 корабль стал погружаться в море, С «Бедового» был отдан буксирный трос. Через 12 минут корабль погрузился в море на глубине 125 метров. Борьба с пожаром продолжалась 5 часов 47 минут. При водоизмещении 4 500 тонн «Отважный» принял 3 600 тонн воды, были затоплены 6 водонепроницаемых отсеков.

По теме

2147

В Санкт-Петербурге в аномальную жару включили отопление

Жителям дома в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга включили отопление в 33-градусную жару. Как рассказал один из жителей, батареи «шпарят» с раннего утра.

Из 287 человек экипажа, включая проходивших практику на «Отважном» курсантов, погибли 24 человека – 19 матросов и 5 курсантов. «Отважный» получил настолько серьёзные повреждения, что спасти его оказалось невозможным.

Комиссия по расследованию обстоятельств и причин гибели корабля предложила провести натурные испытания. На одном из ленинградских судостроительных заводов в 1977 году сделали отсек корабля проекта 61 с ракетным погребом ЗРК «Волна». В нем на барабанах разместили боевые ракеты В-601 и имитировали самопроизвольный запуск двигателей ракеты. Целью испытаний было понять, справляются ли корабельные системы пожаротушения с подобной нештатной ситуацией. Эти средства справились с возникшим пожаром. Если бы мичман, убежавший со своего боевого поста, предварительно включил систему пожаротушения и принудительного затапливания ракетного погреба, «Отважный» остался бы в строю Черноморского флота. 18 секунд, пока мичман бежал по коридору, решили участь корабля.

Заключение

Была создана еще одна комиссия, которая должна была решить – целесообразен ли подъём БПК. Её члены на спасательном корабле подошли в точку затопления «Отважного» и два члена комиссии спустились под воду в спасательной камере. Они осмотрели «Отважный». Он лежал на глубине 120 метров на ровном киле. Обшивка кормовой части была сильно скручена, надстройки обгорели. Не смотря на мнение Главкома ВМФ адмирала Горшкова

о подъеме корабля, комиссия рассматривала вопрос о целесообразности этого подъема. Учитывая все факторы, комиссия предложила «Отважного» не поднимать, ограничившись только демонтажом и подъемом секретных радиолокационных станций корабля. Раздраженный Главком устроил разнос членам комиссии за их решение. Масло в огонь гнева Главкома подливали иностранные СМИ, писавшие, что «русские потеряли лучший корабль и не могут поднять даже гайки с него». Горшков заставил Аварийно-спасательную службу флота дать обязательство поднять БПК, но это спустили на тормозах, и демонтировали и подняли только секретное оборудование. Сам корабль взорвали на дне. Для его подрыва на корпусе разместили 124 тонны взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Во время подрыва корабля погиб водолаз.

На кладбище Коммунаров в Севастополе есть небольшой скромный памятник. Он стоит между могилой погибшим морякам линкора «Новороссийск» и памятником лейтенанту П. Шмидту. На памятнике выбита надпись: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года

». Внизу приведен список из 24 фамилий погибших матросов и курсантов.

В СССР гибель «Отважного» засекретили.

РАЗВИЛКА АИ

К 1991 году БПК проекта 61 считались мореходным, надежным и скоростным (35,5 узлов полного хода) кораблем.. совершенно не пригодным в качестве охотника за подводными лодками противника. Действительно, если в момент формирования оперативно-технического задания дальность обнаружения подводной лодки противника встроенной ГАС и дальность ее поражения противолодочной торпедой семейства СЭТ в 15 км была вполне приемлемой, то к 1991 году БПК и подлодки вероятного противника поменялись ролями – теперь подводная лодка могла легко и обнаружить, и поразить БПК, находясь за как пределами радиуса действия его гидроакустики, так и за пределами средств его поражения.

Одновременно с этим, и внешнеполитические амбиции, и экономические возможности Российской Федерации резко упали в сравнении со временами СССР и ни потребности , ни средств перевооружить БПК проекта 61 не находилось. Над кораблями нависла угроза разоружения и резки на металл. Выход нашелся в заключении экспортных контрактов. В то время ряд стран испытывал потребность в недорогих (в том числе бывших в эксплуатации), но надежных военных кораблях сходного водоизмещения. Однако, все они настаивали на наличии вертолетного ангара и усиленном противокорабельном ракетном вооружении, с использованием новейших ракет. ПКР «Термит» для 1991 года был уже «не комильфо».

Замена устаревшей ГАС на полностью новый образец сразу превращала проект из категории «дешевого» в категорию «дорогого в старом корпусе», и никакого интереса у заказчиков вызвать не могла.

Выход был найден за счет обратной переклассификации БПК в СКР. Поскольку охотиться за подводными лодками «поющим фрегатам» теперь было противопоказано, из всего комплекса противолодочного оружия кораблям оставили только две пусковые установки РБУ-6000 для противоторпедной защиты – старенькая ГАС торпеды, тем не менее, в пределах действия РБУ исправно обнаруживала.

При этом корабль оснастили новым ракетным противолодочным комплексом РПК-8 (Комплекс использовал штатные пусковые установки РБУ-6000, но отличался от установленного комплекса ПЛО «Смерчь-2» новой противолодочной ракетой с управляемым самонаводящимся гравитационным снарядом и доработанными приборами системы управления огнем. РПК-8 был принят на вооружение в 1991 году). В результате внедрения комплекса РПК-8 корабль получил высоэффективное средство борьбы с подводными лодками противника в ближней зоне корабля в 8-10 раз превосходящее возможности комплекса «Смерч-2».

Вместо пятитрубного 533мм торпедного аппарата в пределах его массы и габаритов на СКР разместили две четырехтрубные контейнерные пусковые установки ПКР «Уран». На всех шести БПК проекта 61М (61МП) были демонтированы контейнеры с ПКР «Термит», срок эксплуатации которых вскоре истекал. Устаревший носовой ЗРК «Волна» с боекомплектов 16 ЗУР в подпалубных барабанах заменили на ЗРК «Клинок» с 4 барабанами по 8 ракет и два шестиствольных артавтомата АК-630 (артавтоматы наводились на цель от РЛС и СУО ЗРК «Кинжал») .

На корме вместо ЗРК и артустановки комфортно разместился надпалубный вертолетный ангар и интегрированные с ним еще 4 барабана по 8 ракет кормового ЗРК «Кинжал » для защиты задней полусферы. Еще 4 ЗАК-630 были размещены побортно вместо РБУ-1000 в центре корабля, как и по проекту 61М(61МП). Авиагруппа вместо устаревшего противолодочного Ка-25 была оснащена более подходящим для целей СКР транспортно-боевым вертолетом Ка-29.

Первая версия

Доработанный проект с учетом замечаний коллег

Корабль вместо несуществовавшего ЗРК «Штиль-1» получил оружие 1989 и 1999 года — ЗРК «Кинжал» (по 4 барабана на 8 ракет в носу и корме). КОрмовые барабаны интегрированы в ангар, как в проекте 12441

3 переоборудованных корабля приобрела Индия, по 2 единицы Северная Корея, Вьетнам и Сирия, а 1 единицу в 1997 году заказала Югославия.

Поставку корабля Югославии осуществили в в счет неурегулированного долга СССР перед распавшейся СФРЮ — Большая часть долга СССР Югославии, составляющего 1,291 млрд клиринговых долларов (курс пересчета в доллары США — 1:0,625), образовалась в результате падения цен на нефть, поставлявшуюся СССР в 1988-1990 годах в обмен на товары и промышленное оборудование. Денежные поступления за остальные 9 кораблей позволили поддержать судоремонтную и судостроительную промышленность России и Украины (что в те годы было очень важным), сохранить рабочие места и, что не менее важно , вырученных за счет продажи 9 реконструированных кораблей средств хватило, чтобы переоборудовать 7 кораблей для нужд ВМФ РФ. В 2008-2012 годах они были довооружены современными постановщиками пассивных помех, а также новыми средствами навигации и связи. Один корабль в связи с его плачевным техническим состоянием разрезали на металл.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]