В апреле 1972 года Комиссией при Совете Министров СССР было принято решение о разработке проекта 1164 (шифр «Атлант»). Сначала предполагалось построить 10 кораблей серии Атлант, но в итоге было заложено 4, а введено в строй только 3, включая самое главное судно проекта 1164 – крейсер «Москва».
На сегодняшний день данный флагман черноморского флота является единственным кораблем 1 ранга. Рассмотрим более подробно историю создания крейсера «Москва», его технические характеристики и особенности.
История создания
История этого корабля очень точно повторяет историю государства в котором он был разработан и построен.
Крейсер был заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976 г., он был первым в серии из шести новейших советских крейсеров с газотурбинными установками, проекта 1164 «Атлант». Корабль, получил имя «Слава»и был спущен на воду 27 июля 1979 г., вступил в строй в конце 1982 года, а в феврале 1983 года включен в состав Краснознаменного ЧФ, где до 1990 года был главной ударной силой флота.
В 1991 году он встал на стапеля Николаевского завода для текущего ремонта и модернизации, на это отводилось восемь месяцев. Но с развалом СССР прекратилось и финансирование ремонта, точнее оно даже не начиналось. Шли годы, крейсер сохранялся только благодаря личному вкладу экипажа, лишь спустя пять лет появилась надежда на исправление ситуации. Благодаря личным стараниями Юрия Лужкова и шефской помощи мэрии Москвы удалось найти средства для завершения ремонта.
22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсер получил новое имя — «Москва». 12 июня 1997 г. на корабле был поднят Андреевский флаг. Лишь 19 июля 1999 г., крейсер покинул Николаев, а 21 июля корабль вошел в Севастопольскую бухту. 25 июля, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте. В апреле 2000 г. впервые за 10 лет «Москва» вышла в море для проверки ходовых механизмов и проверки оружия. Тем же летом я лично наблюдал его на параде, когда и сделал это фото. В ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности.
На протяжении двух прошедших десятилетий крейсер принимал участие в морских походах, международных учениях, боевых и миротворческих операциях, обеспечивал безопасность зимних олимпийских игр в Сочи. Всего на счету корабля 19 боевых служб, в том числе в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
Основная ударная сила крейсера — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан». «Вулкан»- советский/российский противокорабельный ракетный комплекс (ПКР). Является развитием системы П-500 «Базальт».
22.07.2016 г. министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу вручил орден Нахимова гвардейскому ракетному крейсеру «Москва» в соответствии с Указом Президента России «За заслуги в обеспечении безопасности государства, высокие показатели в боевой подготовке, мужество и самоотверженность, проявленные личным составом в ходе выполнения учебно-боевых задач»
5 июня 2022 года после трехлетнего ремонта вышел в море для прохождения ходовых испытаний главной энергетической установки после капитального ремонта.
Противолодочный крейсер «Москва» пр. 1123
Появление в ВМС США атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту выявило необходимость пополнения нашего флота противолодочными кораблями новых типов. Для борьбы с подводными лодками противника было решено использовать вертолёты. С 1962 года флот начал получать сторожевые корабли типа «Комсомолец Украины» с одним вертолётом Ка-25 на борту. Но одиночное базирование не обеспечивало боевой эффективности, достаточной для решения задачи. Необходимо было групповое базирование, при котором можно организовать посменную работу вертолётов, обеспечивающих поиск ПЛ в пределах полосы значительной ширины.
Первые исследования по проекту такого корабля в ЦКБ-17, институтах Госкомитета по судостроению, ВМФ и ВВС начались в 1958 году. Непосредственным проектированием корабля руководил главный конструктор ЦКБ-17 А.С.Савичев (в марте 1967 года его сменил А.В. Маринич). Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ Б.Г. Чиликин. 3 декабря 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, в котором создание корабля ПЛО дальней зоны характеризовалось как одна их приоритетных задач отечественного судостроения. Вскоре главком ВМФ С.Г.Горшков утвердил оперативно-техническое задание на разработку проекта, получившего обозначение 1123.
Строительство головного противолодочного крейсера проекта 1123 «Москва» (заводской №701) началось 15 декабря 1962 года на Николаевском судостроительном заводе №444 им. И.И.Носенко (бывший №198 им. А.Марти).
14 января 1965 года корабль спущен на воду, 27 января зачислен в списки кораблей ВМФ. В марте 1965 года началось формирование экипажа. 16 апреля 1967 года на корабле торжественно поднят Военно-морской флаг СССР.
Ходовые и государственные испытания прошли с 21 апреля по 3 ноября. 10 января 1968 года корабль был включён в состав 21 бригады противолодочных кораблей КЧФ (отметим, что первоначально предполагалось включить его в состав КСФ).
Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора со шпацией 500 мм. Взлётно-посадочная площадка с 4 стартовыми позициями размещалась в кормовой части (наиболее защищённой от заливания волнами). Все комплексы вооружения размещались в носовой части. В центре располагалась многоярусная надстройка, совмещённая с дымовой трубой и башнеподобной мачтой. Надстройка выполнялась из алюминиево-магниевых сплавов. Непотопляемость обеспечивали 16 главных водонепроницаемых переборок, доходивших до ангарной палубы. По всей длине корпуса имелось двойное дно, переходившее в двойной борт. Энергетическая установка состояла из 2 ГТЗА ТВ-12 и 4 паровых котлов КВН-95/64 с наружными экономайзерами. В целях снижения гидроакустического поля в фундаментах главных и вспомогательных механизмов широко применялись амортизаторы (впервые на крупном корабле). Для уменьшения теплового поля выхлопные газы охлаждались расположенными внутри трубы электорами. Для защиты от неконтактных магнитных мин и торпед установлено размагничивающее устройство из 4 обмоток.
На борту корабля размещалось 14 вертолётов Ка-25 (из них 12 в большом ангаре под полётной палубой и 2 в малом на верхней палубе). На полётную палубу вертолёты поднимались при помощи 2 подъёмников. Вооружение корабля состояло из 2 спаренных пусковых установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), одной установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь» (8 ракето-торпед), 2 двуствольных 57-мм артиллерийских установок АК-725, 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (96 глубинных бомб РГБ-60). Первоначально были установлены также 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1123 (демонтированы в 1976 году). В состав радиотехнического оборудования входили: опускаемая ГАС «Орион», буксируемая ГАС «Вега», ГАС «Хоста» для связи со своими лодками, трёхкоординатная РЛС дальнего действия «Восход», резервная РЛС «Ангара-А», телевизионная система «Кузнечик», визир ночного видения «Агат». Вся информация от радиолокационных, гидроакустических и оптических средств поступала в боевую информационно-управляющую систему «Корень-1123» (впервые в отечественном флоте). Также впервые установлен полный комплект средств РЭБ — две станции радиолокационной разведки «Залив», предназначавшиеся для обнаружения и пеленгования радиотехнических средств противника, две универсальные станции ответных помех «Гурзуф», создающих синхронно-импульсные и шумовые помехи самолетным и радиолокационным прицелам, и две пусковые установки ЗИФ-121 для стрельбы снарядами с дипольными отражателями и тепловыми (инфракрасными) ловушками. Для ремонта радиоэлектронного оборудования имелась мастерская КРМ-1123.
Крейсера проекта 1123 явились принципиально новыми кораблями отечественного флота во всех отношениях — по конструкции, составу ракетного и радиоэлектронного вооружения, тактике применения. Они предназначались для поиска и уничтожения быстроходных атомных подводных лодок-ракетоносцев в дальних зонах противолодочной обороны в составе группы кораблей во взаимодействии с авиацией ПЛО (во время походов на борту крейсера базировалась одна эскадрилья 78 ОКПЛВП). Корабли обладали мощными радиолокационными и гидроакустическими средствами обнаружения, современными ракетными комплексами, самыми совершенными в мире средствами радиоэлектронной борьбы и высоким уровнем автоматизации. По поисковой производительности крейсера пр.1123 в несколько раз превосходили БПК пр.61. К недостаткам можно отнести недостаточную мореходность, тесноту помещений, пожароопасность из-за широкого применения в конструкции алюминиево-магниевых сплавов и ненадёжной системы пожаротушения «Карат-М», слабое зенитное вооружение.
Крейсер 11 раз выходил в Средиземное море на боевую службу, дважды выходил в Атлантический океан. Он участвовал в крупных учениях «Весна» (1969), «Броня» (1969), «Океан» (1970). 8-13 апреля 1970 года и 26-29 апреля 1973 года крейсер нанёс визиты в Александрию (Египет), 5-10 июня 1974 года и 12-19 апреля 1982 года — в Риеку (Югославия), 8-13 апреля 1978 года — в Алжир, 27 сентября — 5 октября 1979 года — в Дубровник (Югославия), 12-18 июня 1982 года — в Луанду (Ангола), 25 июня — 2 июля 1982 года — в Лагос (Нигерия), 10-11 августа 1991 года — в Варну (Болгария), 20-25 ноября 1991 года — в Тартус (Сирия). 18 ноября 1972 года на палубу ПКР «Москва» впервые совершил посадку самолёт вертикального взлёта Як-36М (лётчик-испытатель М.А. Дексбах).
В марте 1974 года ПКР «Москва», находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта.
С 1976 года крейсер входил в состав 11 бригады 30 дивизии КЧФ. В 1982-1989 годах корабль проходил ремонт на «Севморзаводе».
Последний выход в море состоялся 26 мая 1993 года. 27 апреля 1994 года крейсер выведен в резерв 2 категории. 22 июня 1995 года переименован в «ПКР бортовой №108» (имя «Москва» получил ракетный крейсер «Слава» пр.1164). 7 ноября 1996 года торжественно спущен Военно-морской флаг. 27 мая 1997 года корабль на буксире вышел из Севастополя в Индию для разделки на металл.
Появление в составе советского ВМФ крейсеров-вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград» стало событием, оказавшим огромное влияние на дальнейшую эволюцию отечественной военно-морской политики. Это были принципиально новые корабли во всех отношениях — по конструкции, составу ракетного и радиоэлектронного вооружения, тактике применения. Именно с них ведут свою родословную наши авианесущие крейсера, давшие флоту долгожданный и столь необходимый в современной войне «воздушный зонтик». «Противолодочный крейсер «Москва» олицетворяет собой наиболее совершенный тип корабля, — сказал обычно скупой на похвалу главком ВМФ адмирал С.Г.Горшков.— На этом корабле сосредоточены многие новейшие образцы боевой техники, что придает ему исключительно сильные боевые качества». Столь высокую оценку крейсер-вертолетоносец получил вполне заслуженно: в нем были воплощены самые прогрессивные научно-технические идеи и решения, в ряде аспектов даже опередившие свое время.
Конструкция
На крейсерах типа Атлант ставка делалась на газотурбинные двигательные установки. Во-первых, их стоимость была ниже по сравнению с двигателями на ядерном топливе. А во-вторых, таким образом удалось уменьшить технические размеры и водоизмещение.
Кроме того, уложиться в расчетные параметры водоизмещения позволило применение легких сплавов в конструкции ракетного вертолетоносца. Ракетные флагманы серии Атлант должны были стать полноценными океанскими кораблями с мощным ракетным вооружением.
По своей конструкции противолодочный крейсер Москва представляет собой двухмачтовое судно, которое имеет развитую трех островную надстройку.
Благодаря наклонному форштевню и шпангоутам с большим развалом, удалось улучшить мореходные качества судна.
Большая часть корпуса изготовлена из корабельной стали, внутренние переборки и выгородки выполнены из прочных сплавов алюминия. Таким же образом сконструированы палубные надстройки, которые были дополнительно усилены стальными листами в местах пуска боевых ракет. Из тех же алюминиевых сплавов был сделан такелаж.
А благодаря двойному дну под цистернами с топливом, распределение погребов боеприпасов по разным частям корабля и продуманная противопожарная система была повышена живучесть Москвы. Даже при затоплении трех смежных отсеков, судно могло оставаться на плаву без потери боеспособности.
Вооружение “убийцы авианосцев”
Корабли серии Атлант создавались под новые противокорабельные ракеты Базальт, обладающие большой разрушительной силой. Однако позже флагман черноморского флота перевооружили на более мощные ПКР “Вулкан”, что позволило повысить огневую мощь. А вместе с уменьшенной массой боевой части, значительно увеличился огневой радиус ракеты.
Сегодня вооружение ракетного крейсера Москва состоит:
- противокорабельное — комплекс Вулкан (16 пусковых установок);
- противолодочное — два пяти трубных торпедных аппарата;
- две реактивные бомбовые установки РБУ – 6000;
- противолодочный вертолет КА- 25/27 с ангаром и вертолетной площадкой;
- двухорудийная корабельная артиллерийская установка АК-130;
- восемь установок ЗРК С-300Ф Форт;
- две установки ЗРК Оса-МА.
Не так давно было принято решение о модернизации флагмана Черноморского Флота крейсера Москва.
Планируется заменить Вулкан на современные ПКР Оникс и сверхточные Калибры. Возможно, будут заменены зенитные системы С-300Ф и Оса-М.
Противолодочные крейсера Проект 1123, шифр «Кондор»
Количество
2 единицы
Постройка
Николаев, Черноморский ССЗ
Наименование
Заводской | Заложен | Спущен на воду | Вступление в строй | Примечание | |
Москва | №701 | 15.12.1962 | 14.01.1965 | 25.12.1967 | с 15.05.1995 ПКР-108 |
Ленинград | №702 | 15.01.1965 | 31.07.1966 | 2.06.1969 |
Тактико-технические данные
Водоизмещение, т: | |
стандартное: | 11920 |
полное: | 15280 |
Размеры, м: | |
длина макс/КВЛ: | 189 |
ширина макс/КВЛ: | 34 |
осадка: | 7,7 |
Размеры ангара, м: | 50 x 22 x 5,8 |
Скорость полного хода, уз: | 28,5 |
Дальность плавания: | 9000 миль (15 уз), 6000 миль (18 уз), 4000 миль (28,5 уз) |
Автономность, сут: | 15 |
Силовая установка: | 2х45000 л.с., ГТЗА ТВ-12, 2 ВФШ, 2 ТГ ТД-1500 по 1500 кВт, 2 ДГ по 1500 кВт |
Вооружение: | 12 противолодочных вертолетов Ка-25 1 поисково-спасательный вертолет Ка-25ПС 1 вертолет целеуказания Ка-25Ц 2х2 ПУ Б-189 УЗРК М-11 «Шторм» (96 ЗУР В-611 (4К60)) – 2 СУ «Гром-М» 2х2 57 мм АК-725 – 2 СУ МР-103 «Барс-72» 1х2 ПУ МС-32 РПК-1 «Вьюга» (8 ПЛУР 82Р) – СУ ПУСТБ-1123 «Спрут» 2х5 533 мм ПТА-53-1123 (10 торпед СЭТ-53, СЭТ-65) – сняты в 1975 2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (120 РГБ-60) |
РТВ: | РЛС общего обнаружения МР-600 «Восход», РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А», НРЛС «Дон», РЛС РЭБ «Гурзуф», РЛС РЭБ «Гурзуф-1», РЛС РТР МРП-11-16 «Залив», аппаратура госопознавания «Кремний-2М» (запросчик «Никель-КМ», 2 ответчика «Хром-КМ», запросчик-ответчик «Нихром-М»), радиопеленгатор АРП-50, ГАС МГ-342 «Орион», БУГАС МГ-325 «Вега», ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста», БИУС МВУ-201 «Корень-1123» Комплекс РЭБ ПК-2 (2 ПУ ЗИФ-121) – выстрелы АЗ-ТСТ-41, АЗ-ПТСТ-41, АЗ-ТСП-47, АЗ-ТСТ-47, АЗ-ТСТВ-47, АЗ-ТСО-47 (с 1985), АЗ-ТСР-47 (с 1991) – СУ «Терция» |
Экипаж, чел: | 700 (130 офицеров, 160 мичманов) (затем 850 чел) |
Общий вид
Противолодочные крейсера проекта 1123 — Общий вид
Модернизации проекта
На Ленинграде в 1979 установлен радиопеленгатор «Румб». Нереализованные модификации: пр.11233 — с усиленным оборонительным вооружением
Распределение по флотам
ЧФ
: Ленинград, Москва
Бортовые номера
Ленинград: 848(1969), 845(1969), 844(1972), 853(1973), 854(1973), 847(1974), 857, 842(1975?), 858(1976), 103(1978), 107(1979), 113(1981), 103(1984), 428(1987), 109(1988), 106(1990), 702(1994) Москва: 155, 857(1968), 851(1969), 859, 848(1970), 841(1970), 854(1972), 843(1973), 852, 846(1974), 850(1977), 848(1977), 841, 853, 847(1978), 851(1978), 104(1979), 100(1980), 106(1982), 110(1988), 108(1990)
Списание
1991 — Ленинград (24.06) 1996 — Москва (8.07)
Экспорт
—
Технические характеристики Москвы и зарубежного аналога
Для сравнения характеристик нашего крейсера Москва и зарубежного аналога более всего подходит американский Тикондерога, так как представители этого типа обладают схожим вооружением с нашим судном. Кроме того, проектирование этих кораблей осуществлялось практически одновременно по разные стороны океана.
Технические характеристики | Российский противолодочный крейсер Москва | Американский крейсер типа Тикондерога |
Водоизмещение, тонн | 11380 | 9600 |
Размер, м | 186 длина, 20,8 ширина | 172,8 длина, 16,8 ширина |
Энергетическая установка | газотурбинная установка: 4 по 22,5 тыс. л.с. и 2 по 10 тыс. л.с. | 4 газотурбинные установки, работающие на два вала мощностью 80 тыс.л.с. |
Скорость хода, узлов | 34 | 30 |
Дальность плавания, миль | 6000 (при скорости 15 узлов) и 2500 при 30 узлах | 6000 |
Экипаж, человек | 510 | 360 |
Исходя из характеристик, которые были приведены в таблице, несложно догадаться, что флагман, ставший гордостью Черноморского флота, по отдельным параметрам существенно выигрывает у своего американского аналога.
О Северном «Атланте»
Ремонт «Маршала Устинова» начался в 2011 году корабелами . Были выполнены работы по корпусу корабля, механизмам винторулевой группы, главной силовой установке, общекорабельным системам крейсера. Проведена модернизация систем радиоэлектронного вооружения с заменой аналоговых устройств на цифровые.
На предприятии отметили, что опыт, полученный «Звездочкой» при ремонте «Маршала Устинова», позволит сократить время ремонтов однотипных с ним крейсеров «Москва» и «Варяг».
«Они еще раньше получили опыт ремонта надводных кораблей, когда модернизировали корабль «Бесстрашный» 956-го проекта (в 2004 году сменил название на «Адмирал Ушаков»). Потом они сделали авианосец. Явно, что этот период ремонта будет короче с учетом этого опыта, который был получен ранее,» — рассказал Игорь Касатонов (советник начальника Генштаба ВС РФ, адмирал).
В конце октября 2016 года «Маршал Устинов» вышел в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний. Многочисленные проверки систем и механизмов крейсера в морских условиях, продолжавшиеся около месяца, подтвердили высокие эксплуатационные характеристики корабля.
Оценка проекта
Всего по проекту 1164 было заложено 4 крейсера, из них было достроено и вступило в строй 3 судна – по одному из них несут службу на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах России. В целом можно признать, что ракетные крейсера проекта 1164 были достаточно удачной альтернативой чрезмерно дорогим тяжелым ракетным крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, ракетные крейсера проекта 1164 обладали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным вооружением.
При этом приоритет при их создании был отдан не оборонительным, а наступательным вооружениям. Корабли обладают уменьшенным запасом ракет к ЗРК С-300Ф – 64 против 96 на «Орланах», также слабым местом является ПВО самообороны, которая состоит лишь из 2-х устаревших ЗРК «Оса-М». На крейсерах проекта 1144 имеется по 16 ПУ «Кинжал». В целом корабли проекта 1164 отвечали «поздней» доктрине советского флота – применение ударных надводных ракетоносцев под прикрытием палубной авиации.
К наиболее крупным недостаткам крейсера можно отнести наличие лишь одной многоканальной РЛС подсветки целей для комплекса ПВО С-300Ф (РЛС «Волна»). Помимо того, что в случае выхода из строя она оставляет корабль без адекватной защиты, она также не позволяет крейсеру отражать атаку более чем с одного направления одновременно.
Для сравнения, сопоставимые по размерам американские крейсеры класса «Тикондерога» обладают 4 независимыми РЛС подсветки целей, что позволяет им отражать одновременные атаки более чем с одного направления. Наличие лишь одной РЛС наведения значительно снижает возможности кораблей проекта 1164 к борьбе с современными противокорабельными ракетами, обладающими возможностью многосекторной атаки.
Возрожденный крейсер «Кондор» решит основные проблемы ВМФ РФ
И снова о нашем военно-морском флоте, его нуждах и чаяниях. К основным проблемам ВМФ РФ можно отнести малое количество больших надводных кораблей дальней морской и океанской зоны, а также фактическое отсутствие кораблей авианесущих. (Многострадальный ТАВРК «Адмирал Кузнецов» находится на модернизации, сроки которой непрерывно растягиваются). Данная болезненная тема является предметом постоянных жарких дискуссий, вот и мы сейчас подольем немного масла в это пламя.
Если посмотреть на количество и возраст наших крейсеров, то цифры вызывают уныние. ТАРК «Петр Великий» спущен на воду в 1989 году. Флагман Северного флота вскоре уйдет на глубокую модернизацию, которая должна продлить его срок службы и повысить боевую эффективность. Его сменит второй наш тяжелый атомный крейсер «Адмирал Нахимов», спущенный на воду в 1986 году. Это корабль формально с 1999 года стоит на ремонте, но реально он начался только в 2013-м и продолжается по сей день. Флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» спущен на воду в 1979 году. Его собрат по проекту 1164 крейсер «Варяг» (1983 год) стоит во главе Тихоокеанского флота. Третий и последний наш «Атлант», ракетный крейсер «Маршал Устинов», входит в состав Северного флота. Это самые наши крупные и боеспособные корабли дальней морской и океанской зоны. Как видно, все они достаточно возрастные и нуждаются в глубокой модернизации. Проект атомного ракетного эсминца «Лидер», который должен был заменить крейсера советской постройки, положен под сукно из-за чрезвычайной дороговизны (100 миллиардов рублей за 1 штуку).
Еще грустнее становится при взгляде на наш единственный авианосец «Адмирал Кузнецов». Во время похода в Сирию ТАВРК показал себя не с самой лучшей стороны, а после едва не утонул во время планового ремонта из-за ЧП на судоремонтном заводе. Несколько оптимистичнее выглядит ситуация с универсальными десантными кораблями проекта 23900. Два таких УДК с полным водоизмещением в 40 тысяч тонн заложены и строятся в Керчи. Они смогут использоваться не только для перевозки десанта и боевой техники, но и для базирования вертолетов в количестве до 16 единиц, а также БПЛА. Для ВМФ РФ появление таких вертолетоносцев будет большим позитивным шагом вперед. Однако следует учитывать, что ввод их в строй ожидается только на рубеже 2027-2028 годов, а также то, что каждый такой УДК, являясь ядром корабельного соединения и его командным штабом, нуждается в кораблях сопровождения и их постоянной защите.
По скромному личному мнению автора строк, ВМФ РФ нуждается не только во фрегатах проектов 22350 и 22350М, но и в более крупных ударных кораблях дальней морской и океанской зоны, а также в авианесущих кораблях. Тяжелые авианосцы с атомной силовой установкой типа «Нимитца» или «Ульяновска» нам не по карману, да и задач для них пока что нет, поэтому компромиссным вариантом было бы создание серии из 2-3 легких авианосцев водоизмещением в 40-45 тысяч тонн и авиакрылом до 40 летательных аппаратов. Об одном из возможных проектов, что удовлетворяет данным требованиям, мы подробно рассказывали ранее. Но, как известно, авиация авиации рознь. Хотелось бы поговорить о таком довольно перспективном направлении, как корабли-дрононосцы.
Первыми стали присматриваться к БПЛА в качестве беспилотной авиации морского базирования, разумеется, американцы. Дроны могут быть тактическими, оперативно-тактическими и стратегическими или высотными большой дальности. Их задачами являются разведка и целеуказание ударным комплексам вооружения, дальняя разведка и наблюдение, а также разведка и подавление комплексов ПВО противника, провоцирование его систем наведения на включение активных каналов. По мере развития данных технологий на БПЛА будут возлагаться все новые задачи: видовая и радиотехническая разведка, радиоэлектронная борьба, борьба с надводными и подводными целями, противовоздушная оборона, поиск минных полей и минных банок, а также поддержка десантных операций. В общем, у беспилотной авиации корабельного базирования большое будущее. При этом БПЛА дешевле и компактнее, чем самолеты, и для них не требуются пилоты, которых необходимо обучать и натаскивать долгие годы.
Естественно, что ВМС США успели продвинуться дальше всех на данном направлении. Отметим, например, БПЛА вертолетного типа RQ-8A и MQ-8B, а также беспилотный конвертоплан Eagle Eye HV-911. Наработками американцев в области морских разведывательно-ударных дронов очень заинтересовались их европейские союзники. Стоит упомянуть о грандиозных планах, которые строит Анкара. В конце 2021 года ВМС Турции получит свой собственный УДК под названием Anadolu. Изначально предполагалось, что легкий авианосец будет оснащаться истребителями пятого поколения F-35, но из-за политических разногласий Вашингтон отказал президенту Эрдогану в их продаже. Оказавшись в неудобной ситуации, турки начали импровизировать и нашли весьма удачный вариант: разместить на своем универсальном десантном корабле от 30 до 50 ударных БПЛА Bayraktar TB2. Производитель в настоящее время создает их палубную версию, а прославившиеся в последних кампаниях дроны смогут использоваться для разведки, воздушных ударов по береговым целям со слабой ПВО, а также как носитель гидроакустических буев для поиска вражеских субмарин.
Как видим, нужда заставила Турцию де-факто создать первый корабль-дрононосец. При этом Анкара пока не отказывается от планов по строительству полноценного большого авианосца, предположительно, по британскому проекту. А что может ответить на это своим потенциальным противникам ВМФ РФ? На самом деле, варианты кое-какие имеются.
С одной стороны, да, мы порядком отстали от США и их союзников в области БПЛА, но в последние пару лет тут случился заметный прорыв. У нас появились ударные дроны «Орион», которые могут составить реальную конкуренцию турецким Bayraktar TB2, разведывательный «Альтиус» и сверхтяжелый ударный С-70 «Охотник». Последний, к слову, может быть использован в паре с истребителем пятого поколения Су-57 как ведомый. Это означает, что Россия начала догонять конкурентов в области беспилотной авиации, и уже сейчас представляется целесообразным создание морской версии данных дронов.
С другой стороны, «оморяченные» БПЛА смогут базироваться на обоих строящихся российских УДК и даже на «Адмирале Кузнецове» после возвращения его в строй. При желании в качестве носителей дронов могут использоваться легкие авианосцы, о которых мы упоминали выше, если все же будет принято решение об их строительстве. Благодаря этому, «авианосцефобы» могут перестать переживать из-за высокой стоимости авиакрыла палубной авиации, ибо БПЛА ощутимо дешевле самолетов. Возможно, в перспективе морская версия «Охотника» сможет взаимодействовать в паре с истребителями, повысив их эффективность. Но и это еще не все варианты для ВМФ РФ обзавестись авианесущими многофункциональными кораблями.
О том, что у России есть один давний проект, который может получить сегодня новую жизнь, написал в статье для Центра международной морской безопасности (CIMSEC) польский военный эксперт Пшемыслав Земацкий, который внимательно следит за достижениями отечественного ВПК. По его мнению, противолодочный крейсер-вертолетоносец проекта 1123 может быть оптимальной платформой для размещения палубной беспилотной авиации:
Сегодня, когда полноразмерные авианосцы становятся все более уязвимыми из-за дальнобойных ракет, в том числе наземного базирования, проект типа «Москва» может вновь появиться из тени истории… Они были либо хорошо вооружены, либо могли легко увеличить свое вооружение, имели относительно крупные полетные палубы и ангары.
Давайте в общих чертах вспомним советский проект 1123 «Кондор», который предшествовал «Кречетам» и последовавшими за ним ТАВРК типа «Адмирала Кузнецова». Было построено всего два крейсера-вертолетоносца, «Москва» и «Ленинград», для нужд противолодочной борьбы и придания боевой устойчивости силам ВМФ СССР в дальней морской зоне. Корабли имели полное водоизмещение в 15 280 тонн и довольно необычный внешний вид из-за широкой задней палубы, где могли базироваться сразу 14 вертолетов. Но, помимо противолодочных вертолетов, «Кондоры» также несли достаточно серьезное зенитно-ракетное и противолодочное вооружение. Но имеет ли смысл возвращаться к давно забытому проекту?
Не исключено, что некоторый смысл в этом имеется. При условии модернизации под современные условия крейсера проекта 1123 могут быть оснащены мощным ракетным вооружением, его корпус позволит разместить не менее 96 универсальных пусковых ячеек для «Калибров», «Ониксов» и «Цирконов». Это получатся серьезные крупные корабли дальней морской и океанской зоны, сопоставимые по ударному потенциалу с американскими «Арли Берками» и приближающиеся к «Тикондерогам». Но при этом они будут превосходить их по функциональности за счет возможности размещения авиакрыла. Это могут быть как противолодочные вертолеты и вертолеты ДРЛО, так и БПЛА, разведывательные и ударные, о которых мы говорили выше. Сравните сами: на УДК проекта 23900 сможет разместиться до 16 винтокрылых машин, а на «Кондоре» – 14. Почти вровень, но при этом универсальный десантный корабль де-факто беззащитен, его надо охранять другими кораблями, а крейсер проекта 1123, вооруженный противокорабельными и крылатыми ракетами, сам по себе представляет серьезную боевую единицу.
По сути дела, будучи адаптированными под современные реалии, «Кондоры» смогут закрыть провал ВМФ РФ и по большим надводным кораблям дальней морской и океанской зоны, и по вертолетоносцам, и одновременно занять перспективную нишу дрононосца, частично компенсировав отсутствие у России авианосцев.