Реабилитирован посмертно. Прерванный полёт Павла Гроховского (часть 1)

Важные исторические события связаны с деятельностью выдающихся личностей. Многие из них становятся легендой уже при жизни. Но народ не всегда хранит память о своих героях. Так был предан забвению Павел Гроховский, гениальный авиаконструктор и организатор.

Смелость и творческий пыл помогли ему осуществить замыслы, казавшиеся в те времена нереальными. Большинство из них было воплощено значительно позже, после его смерти, или послужили основой для современных изобретений.

Детские и юношеские годы

Родным городом Павла Игнатьевича Гроховского является Вязьма Смоленской губернии (ныне Смоленская область). Но начальное образование он получил в Твери, куда переехал вместе с семьей. По словам очевидцев, мальчик еще в юности отличался бесстрашием и дерзостью: «… он был настоящим сорвиголовой, не признавал никаких авторитетов…»

Связываться с ним боялись даже ребята постарше.

Началась Первая мировая война. Не успев окончить училище, Павел добровольно отправился на фронт, как только ему исполнилось 16 лет. Позднее, после возвращения домой, будущего известного авиаконструктора увлекли революционные идеи.

Биография Павла связана и с Гражданской войной. Когда страну охватила борьба между красными и белыми, юноша не остался в стороне. В 20 лет Гроховский Павел Игнатьевич стал командиром роты и коммунистом, участвовал в боях и дошел до Персии. Сражался с колчаковцами и деникинцами, с отрядами Врангеля.

“В Воронеже на сцену поднялась жена штурмана…”

– Как к вам, Эдита Станиславовна, пришла эта песня?

– Оскар Фельцман написал музыку на стихи Роберта Рождественского, который был в Берлине и узнал там о подвиге летчиков. В 1967 году Фельцман и предложил мне первой исполнить эту песню. Я пою ее до сих пор, и, мне кажется, она не теряет актуальности. Такие песни не каждый день рождаются.

– Потому и принимают ее зрители так тепло.

– Всегда хорошо принимали. На ура! В 1968 году на фестивале молодежи и студентов в Софии “Огромное небо” получило несколько наград – золотую медаль и первое место на конкурсе политической песни, золотую медаль за исполнение и стихи, серебряную медаль за музыку…

– Можете вспомнить самое памятное исполнение?

– В Воронеже на сцену поднялась женщина, и весь зал встал, аплодируя. Это была жена штурмана Юрия Янова. То же самое повторилось в Ростове, где жила семья Бориса Капустина.

– А сегодняшняя молодежь знает, о ком песня?

– Думаю, вряд ли… Да молодые и меня не знают. У внука Стаса спрашивают, кто такая Эдита Пьеха. Хотя я 58 лет выступаю.

Послевоенные годы

После войны молодой человек серьезно заинтересовался самолетами и конструированием. Он отучился в Егорьевской школе, Качинской школе, затем в Борисоглебском авиационном училище.

После был направлен в высшее военно-учебное заведение – авиационную школу воздушного боя в Серпухове – «Стрельбом». Это неофициальное название, произошедшее от прежнего, объединило 2 неотъемлемые составляющие профессионального умения боевых летчиков – «стрельбу» и «бомбометание».

Сюда направлялись летчики, уже имеющие серьезную подготовку. Эту уникальную школу закончили многие военные, ставшие впоследствии, знаменитыми авиаконструкторами, военачальниками и летчиками-испытателями.

Здесь проводились испытания опытных образцов самолетов, после полетов техника дорабатывалась.

Позже полковник Павел Гроховский был назначен на должность летчика-испытателя в НИИ ВВС, которую совмещал с постом руководителя конструкторского отдела. В последующие годы он занимал руководящие посты сначала конструкторского производственного бюро, затем Экспериментального института. И все это время продолжал изобретать.

Для осуществления плана по срочной модернизации Вооруженных Сил искали умных и способных специалистов, среди которых оказался Гроховский Павел. Перед ним была поставлена задача разработать новую технику для создания нового рода войск – воздушного десанта.

НАШИ ЛЮДИ

Янгель, Михаил Кузьмич Конструкторы

советский конструктор ракетно-космических комплексов

Якушев, Пётр Герасимович Конструкторы

советский конструктор стрелкового оружия, кандидат технических наук

Яковлев, Владимир Михайлович Конструкторы

советский конструктор авиационных двигателей

Ягупов, Евгений Александрович Конструкторы

советский конструктор миномётов

Яворский, Василий Николаевич Конструкторы

советский ученый, военный конструктор, инженер-полковник, профессор, доктор технических наук

Юхнин, Евгений Иванович Конструкторы

советский конструктор-кораблестроитель, доктор технических наук, главный конструктор и начальник ЦКБ-5

Юрышев, Николай Николаевич (генерал-лейтенант) Конструкторы

советский военный деятель, конструктор вооружений

Юрасов, Игорь Евгеньевич Конструкторы

советский конструктор ракетно-космической техники, заместитель С

Глиняные бомбы и песочные манекены

Одним из первых изобретений Гроховского стало создание силикатной бомбы в 1927 году. Командир звена Павел Игнатьевич занимался обучением молодых летчиков маневрированию с применением фигур высшего пилотажа, стрельбе в воздухе и бомбометанию.

Бомбы для тренировочных полетов изготавливались из цемента, который в стране вырабатывался в небольших количествах. Заграничный закупался за валюту, вот почему приходилось экономить и учения часто проводились «вхолостую». Павел осознавал слабую эффективность подобных тренировок, а результаты нужны были высокие.

И он нашел гениальное и одновременно простое решение – делать бомбы из глины и начинять их подкрашенным мелом.

До изобретения Гроховским парашюта в стране из их не производили, а закупали в Америке («Ирвин»). Хотя они нуждались в серьезной доработке, так как не обеспечивали безопасность людей. В течение некоторого периода в СССР даже были запрещены парашютные прыжки. Гроховский работал над парашютом в двух направлениях – обеспечение максимально возможной безопасности и удешевление производства, что позволило бы перебрасывать большое количество людей и технику.

Для изготовления Гроховский выбрал недорогую ткань, а затем усовершенствовал конструкцию. Испытания проводились на 12 манекенах (6 с парашютами «Ирвин», 6 с Гроховскими), которые наполнили песком и сбросили с самолетов. Изобретение Павла Игнатьевича с успехом прошло тестирование. С 1930 года в СССР началось массовое производство парашютов.

Вскоре их стали изготавливать из шелка, потому что он более прочный и не слеживается. А конструктор уже работал над устройством автоматического раскрытия запасного парашюта. Но воплотить идею смогли уже при его преемнике А. И. Привалове.

Отказ

Высота 4000. Пара Як-28, пробив после взлета плотную облачность, скользила в пронизанной ослепительным солнцем ледяной пустоте над белоснежными облаками. Направление на Цербст! Прошло уже десять минут полета, когда Як ведущего вдруг резко повело вправо.

Он стал терять скорость и проваливаться.

На сохранившейся в материалах расследования магнитофонной записи радиообмена осталась короткая запись:

Капустин – ведомому:

– Триста восемьдесят третий, отойди вправо!

По команде ведомый выполнил маневр, обходя теряющий скорость и управление самолет ведущего, и вышел вперед. Як-28 Капустина сразу отстал.

Спустя пару секунд Подберёзкин запросил:

– Триста шестьдесят седьмой, не вижу, где ты?

– Триста восемьдесят третий, маршрут по заданию! Я возвращаюсь! – отозвался Капустин.

Подберёзкин продолжил полет, но через несколько секунд, тревожась за командира, снова запросил ведущего:

– …шестьдесят седьмой, как ты?

Тишина.

– Триста шестьдесят седьмой, почему не отвечаешь?..

Ведомый не знал, что произошло невозможное: у самолета Капустина отказал один двигатель, а спустя несколько мгновений встал и второй. Такого просто не могло быть! Двигатели Як-28 – два независимых друг от друга агрегата, расположенные каждый на своей плоскости. Как установит комиссия, причиной послужил “конструктивно-производственный дефект”.

Увы, в этом не было ничего удивительного.

Первая техника в истории воздушного десанта

В то время не было авиационной техники для высадки большого числа десантников. Конструктор решил разместить под крыльями самолетов люльку, прозванную «гробиком Гроховского», потому что по форме она напоминала именно этот предмет. Устройство работало следующим образом: пилот нажимал на рычаг, который переворачивал люльку, и люди летели вниз.

Но изобретение не стали применять, так как оно не обеспечивало должный уровень безопасности.

Тогда конструктор разработал планер Г-63, на борту которого можно было разместить 16 человек и 500 кг груза. Позже Павел Игнатьевич предложил модель планера, способный перевозить до 50 бойцов. В то время эта задумка многим казалась нереальной и поддержки не получила.

В 1931 году Павел Игнатьевич разработал конструкцию и создал авиабус, контейнер на колесах. Его прикрепляли снизу самолета, а когда летчик снижал летательную машину до уровня 2-3 метра над землей, кабина отделялась и катилась по земле несколько метров.

Идея Гроховского заключалась в том, что таким образом десант можно высадить группой, кучно, а это даст значительное преимущество: позволит быстро собраться и вступить в бой.

Как случилась катастрофа

Итак, если брать обстоятельства самой авиакатастрофы, то все произошло так: на Сочельник 1950-го в Свердловске стояли морозы, аномальные даже для тех лет: температура ночью опускалась до −39 градусов. Похожая погода стояла на всем Среднем Урале, причем ее осложняли плохие метеоусловия – все самолеты отправляли на посадку в аэропорт Кольцово, который на тот момент был перегружен.
Диспетчеры Кольцово из-за такой очереди пропускали на посадку в первую очередь забитые пассажирские самолеты, а маленький военный Ли-2 вынужден был болтаться в так называемой «зоне ожидания» и ждать посадки. Терпеть это было сложно, пассажиры сгрудились в хвосте самолета, и пилотировать его было еще труднее.

Самолет Ли-2, идентичный разбившемуся

При этом у ВВС был шанс избежать катастрофы: в ходе полета из Москвы самолет совершал пересадку в Казани (обычная практика для авиации тех лет), и ожидание затянулось – Урал не принимал самолеты из-за морозов. Тогда играющий тренер ВВС Борис Бочарников после долгих уговоров выпросил разрешение на продолжение полета у Василия Сталина – хотя до Челябинска можно было добраться уже на поезде. Однако Бочарников явно хотел иметь время на «акклиматизацию», о которой говорил сыну вождя еще после своего последнего матча.

Примечания

  1. ↑ https://bessmertnybarak.ru/Grokhovskiy_Pavel_Ignatevich/
  2. ↑ Гроховский Павел Игнатьевич страница памяти на сайте жертв репрессий
  3. Пугачев А. «Забытый отец советского десанта». «Правда», газета. № 81 от 31 июля — 2 августа 2022 года.
  4. ГАСО. Ф.48 Оп.4 Д.9 Ч.1. Метрическая книга Смоленской Духовной Консистории для записи родившихся за 1899г. в церкви при Аркадьевском монастыре г.Вязьма.
  5. .
  6. Гроховский Павел Игнатьевич. Официальный сайт БВВАУЛ .
  7. ↑ АВИАБУС ЛЕТЧИКА ГРОХОВСКОГО
  8. .
  9. ↑ Г-37, многоцелевой транспортный самолет. Страница на портале авиационной энциклопедии airwar.ru .
  10. М. Орлов//Последняя надежда… О биплане ПГ-61. «Крылья Родины», журнал. 2002, №3 Архивная копия от 23 сентября 2022 на Wayback Machine .
  11. Владислав Грибовский.
    Они были первыми // Техника — молодёжи : журнал. — 1990. — № 3 . — С. 63—65 . — ISSN 0320-331X .
  12. М. Каминский.
    В небе Чукотки. Записки полярного летчика.. — Москва: Молодая гвардия, 1973. — С. 9—94. — 368 с.
  13. Семён Федосеев.
    Парашютно-десантная техника «Универсала» // « Техника и вооружение » : журнал. — 2010. — № 8 . — С. 4 .
  14. Человек с крылатой душой // Издательство «Пятый Рим». — 2022. — 02 август. Архивировано 6 августа 2022 года.
  15. Страница Гроховского П. И. в базе данных «Последний адрес» poslednyadres.ru.
  16. Долгопрудненский городской Совет депутатов трудящихся. Исполнительный комитет. Решение от 30 июля 1974 №220 «Об установлении мемориальной доски на доме 23 по улице Парковая в пос. Котово».
  17. Открыта мемориальная доска Павлу Гроховскому. «Тверские ведомости». 2012-08-02 Архивная копия от 15 ноября 2022 на Wayback Machine .
  18. Вяземские краеведы побывали на второй родине уроженца Вяземской земли изобретателя Павла Гроховского. Официальный сайт Вязьмы. 2013-12-01 .

Трудная судьба истребителя

Несмотря на протекцию верхов, истребитель И-200, получивший по имени его конструкторов марку МиГ-1 (Микоян и Гуревич первый), был сырым, и Поликарпов об этом знал, но молчал, возложив дальнейшую ответственность за судьбу машины на обошедших его конкурентов.

Возможно, именно поэтому МиГ-1 постоянно преследовали разного рода дефекты, особенно в военное время. Один из лучших и опытных летчиков-истребителей ВВС, освоивший самолет МиГ-3 (модификация МиГ-1) на боевое применение, командир 124-го истребительного полка майор Полунин говорил: самолеты МиГ-1 — МиГ-3 содержат целый ряд заводских и конструктивных дефектов. Кроме того, среднему летчику овладеть техникой пилотирования на этих самолетах трудно, и не без риска для жизни. На них летать опасно и тем более применять оружие.

В конце 1941 года этот истребитель был снят с производства. А Артем Микоян благополучно продолжал возглавлять КБ, до конца войны так и не давшее фронту ни одной серийной машины.

Литература

  • Владимир Котельников.
    . desantura.ru (10 мая 2005). Дата обращения 14 ноября 2022.
  • Чутко И. Э.
    Богиня удачи комдива Гроховского // Мост через время. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-250-00805-4.
  • Дмитрий Фадеев.
    . «Местное время. Тверь», газета (8 августа 2012). — Биографический очерк. Дата обращения 14 ноября 2022.
  • . К 115-летию со дня рождения.
  • Виталий Карацупа.
    .
    Архив фантастики
    (2016). — Биографический очерк и библиография. Дата обращения 15 ноября 2022.
  • В. Б. Казаков.
    .
    bessmertnybarak.ru
    (2018). — Биографическая повесть о П. И. Гроховском. Дата обращения 12 июня 2022.

Взлет

Утром 6 апреля 1966 года звено капитана Бориса Капустина получило приказ перегнать новые Як-28П в Цербст, на базу 35-го истребительного авиаполка. Это была сказочная машина! Первый советский истребитель-перехватчик, способный уничтожать противника на малых высотах, причем не только на догонных, но и на встречных курсах. Звено перехватчиков “по цепочке” перегоняли в Германию из Союза, где они были собраны на Новосибирском авиационном заводе.

– 3 апреля они неожиданно совершили посадку у нас в Финове, хотя до Цербста оставалось всего 15 минут лёта, – вспоминает Галина Андреевна Капустина, вдова командира звена. – Когда Борис пришел домой, признался: еле дотянул, барахлил двигатель.

Самолеты не выпускали с аэродрома три дня, с ними возились техники. И только 6 апреля разрешили перелет в Цербст. На все про все – от выруливания на ВПП до посадки – сорок минут. Для первоклассных пилотов – легкая прогулка.

Правда о жизни и смерти героя-панфиловца политрука Василия Клочкова

Затянуты шнуровки на высотных костюмах, застегнуты все молнии, надеты шлемы, техники самолетов, как заботливые няньки, привычно помогают летчикам занять места в кабинах, проверяют все подключения и разъемы, снимают чехлы и заглушки. В 15.24 пара новеньких, еще пахнувших лаками и нитрокрасками перехватчиков, затопив аэродромное поле ревом движков, стремительно разбежалась по полосе и взмыла в небо.

Командир звена капитан Борис Капустин – ведущий, капитан Владимир Подберёзкин – ведомый. Штурманы на борту: у Капустина – старший лейтенант Юрий Янов, у Подберёзкина капитан Николай Лобарев.

Пока звено пробивает низкие облака, приведем аттестацию, которую командир полка Герой Советского Союза подполковник Кошелев дал Капустину в ноябре 1965 года, при выдвижении на должность заместителя командира эскадрильи: “Капустин летает на самолетах Як-18, УТБ-2, Ил-28, Як-12 и Як-28Л с двигателем Р11АФ2-300. Общий налет – 1285 часов. В 1964 году успешно переучился на Як-28, программу переучивания освоил быстро. Налет на Як-28 – 247 часов. Подготовлен к боевым действиям днем и ночью при установленном минимуме погоды с малых, больших высот и из стратосферы на сверхзвуковой скорости. В качестве инструктора подготовлен днем и ночью при установленном минимуме погоды. Летает уверенно, в воздухе инициативен…”

Блестяще аттестован и штурман Юрий Янов: “Летает на самолетах Ли-2, Ил-28, Як-28. Как штурман подготовлен к боевым действиям с системой “Лотос”, на малых высотах – с прицелом ОПБ-16. Общий налет – 1030 часов, на Як-28 – 185 часов. За 1965 год налетал 125 часов, выполнил 30 бомбометаний со средним баллом 4,07. Летать любит. В воздухе спокоен и инициативен. Очень серьезен и деловит…”

Летали, дружили в небесной дали,рукою до звезд дотянуться могли.Беда подступила, как слезы к глазам:однажды в полете, однажды в полетеоднажды в полете мотор отказал…

Погибли лучший вратарь страны и супертройка нападающих

В авикатастрофе погиб, возможно, лучший вратарь страны на тот момент Харийс Меллупс. Все советские хоккеисты на тот момент занимались каким-то другим видом спорта («канадскому» хоккею было на момент катастрофы ВВС всего три года). Меллупс начинал карьеру как футболист, но еще был отличным боксером – выиграл первое послевоенное первенство Латвии. Именно он играл в сборной Москвы (а фактически сборной СССР) в матчах 1948 года против пражского ЛТЦ.

Вот что писал о Меллупсе в своей книге Анатолий Тарасов: «Его смелости, стойкости в любой ситуации не грех поучиться и нынешним стражам ворот, как и умению вселять спокойствие, уверенность в партнеров. Вратарская техника была доведена у Меллупса до автоматизма. Правда, со стороны следя за тренировками рижан, мы отмечали, что Харий не слишком быстр. Но это – со стороны. В игре же четкость, экономичность в исполнении технических приемов позволяли Меллупсу выигрывать у куда более быстрых нападающих.

О его умении работать даже в официальных встречах следует сказать особо. Пропустив шайбу, он не хватался за голову, не набрасывался с претензиями на защитников, как это делают сейчас иные вратари. Он просто тут же на льду, не стесняясь тысяч зрителей, повторял неудавшийся прием, выясняя для себя, в чем же он ошибся».

В ВВС играла и одна из лучших троек раннего советского хоккея: Зденек Зикмунд – Иван Новиков – Юрий Тарасов, которая тоже в 1948-м играла против ЛТЦ. Зикмунд (чех по происхождению, но выросший в России) и Новиков отлично играли в теннис: Зденек в 1948-м был вторым теннисистом страны, выиграл шесть чемпионатов СССР в паре (а его партнером был Николай Озеров). А Новиков играл с Зикмундом в профсоюзных соревнованиях.

Снова слово Тарасову: «В хоккее Зденек был душой тройки, организатором атак. Рядом с ним на льду действовали Иван Новиков, быстрый, с броском, которому тогда могли позавидовать многие, и бесстрашный, всегда с увлечением сражавшийся до последней секунды игры младший брат мой – Юрий. Но, увы, недолгой была их жизнь».

Юрий Тарасов с братом Анатолием

Он же приводит цитату Анатолия Кострюкова, который тогда играл в «Крыльях Советов»: «Когда Тарасовы, играя в разных командах, становились соперниками и сходились в поединках, это было захватывающее зрелище. Они буквально сражались друг против друга, не щадя сил». Однажды Юрий опоздал на собрание команды, которую тренировал его брат – и Анатолий устроил выволочку младшему.

Смерть Юрия Жибуртовича пытались скрыть: в то время дикторы называли игроков только по фамилиям, поэтому в ВВС был экстренно вызван его брат, Павел, который служил в войсках ПВО и до этого играл в хоккей лишь один раз. Первый матч младший брат сыграл тогда, когда старший еще не был похоронен – но при этом его карьера продлилась 14 лет, и он вошел в состав первой сборной СССР.

Юрий тоже мог не полететь. Биограф Всеволода Боброва описывает это так: «Жил Жибуртович в одном из домов за стадионом «Динамо», неподалеку от Центрального аэродрома, располагавшегося на Ленинградском шоссе, откуда должен был взлететь самолет с командой ВВС. И тем не менее Юрий явно опаздывал к вылету – такое, впрочем, с ним случалось весьма часто, это знали все, его даже звали «копушником». Чтобы поспеть на самолет, Жибуртович изо всех сил припустил бегом через Петровский парк и на сей раз хотя и взмыленный, но прибыл вовремя».

До 1979-го и гибели «Пахтакора» эта катастрофа оставалась самой страшной, связанной со спортсменами. К сожалению, если гибель узбекской команды замолчать было уже невозможно и их проводили достойно, то игроков, которых знал весь Советский Союз, даже не смогли почтить сразу после их гибели. Как в том же интервью сказал Виктор Шувалов: «Странное было время. К примеру, наших инвалидов приглашают на соревнования, а из Советского Союза ответ: «У нас нет инвалидов». Ну не бред?».

Увы, для потомков погибшие тоже долго оставались малоизвестными – сборная СССР к моменту катастрофы еще не существовала, а внешние успехи все-таки значили для истории намного больше внутренних. Меллупс, Жибуртович, Зикмунд, Тарасов-младший и многие другие как будто испарились на долгое время, и их имена вернулись только в 70-80-х – и лишь для того, чтобы их снова забыли еще через десяток лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]