Катера проекта 183
Катера проекта 183 – 622 ед.
Проект 183: ТК-383 ТК-1244 – ТК-1294 ТК-1298 – ТК-1316 ТК-1395 ТК-503 ТК-778 ТК-779 ТК-1115 ТК-1149 ТК-1362 ТК-1450 ТК-1401 – ТК-1433 ТК-1335 ТК-97
Проект 183Т: ТК-? 12.04.1951 / 26.09.1951 / 20.11.1953
Проект 183ТК: ТК-39 – ТК-51
Проект 183У: ТК-38 7.09.1956 / 29.05.1957 / 31.12.1957
Проект 183Ц: КЦ-3 КЦ-5 – КЦ-9 КЦ-23 КЦ-28 КЦ-29 КЦ-31 КЦ-37 – КЦ-39 КЦ-44 КЦ-45 КЦ-47 – КЦ-62 КЦ-65 КЦ-66 КЦ-70 КЦ-73 – КЦ-103 КЦ-108 КЦ-109
Водоизмещение: нормальное: 61.5 тонн. полное: 66.5 тонн. Размеры: длина: 25 метров. ширина: 6.1 метр. осадка: 1.2 метра. Скорость: максимальная: 43 узла. экономическая: 14 узлов. Дальность хода: полным ходом: 600 миль при скорость 33 узла (крейсерская скорость). экономическим ходом: 1000 миль 14 узловым ходом. Тип двигателя: 4 дизеля М-50Ф или М-50Ф-1 или М-50ФТК – суммарной мощностью 4.800 л.с. Автономность: 5 суток. Броня: рубка и зенитные автоматы бронировались 7 мм бронёй. Вооружение: 2х2 – 25 мм зенитных установки “2М-3” (4000 снарядов). 2 однотрубных торпедных аппарата 533 мм “ТТКА-53М”. 8 глубинных бомб “ББ-1”. 6 – 8 морских мин в перегруз “КБ-3” или “АМД-500”. Экипаж: 2 офицера и 12 матросов.
Модификации катеров созданных на основе проекта 183: пр. 183 – серийный торпедный катер. пр. 183А – один серийный катер был обшит арктилитом (бакелизированная фанера с запрессованной рояльной струной между шпоном). пр. 183Т – опытный ТКА с дополнительным ГТД. пр. 183ТК – серийный ТКА с дополнительным ГТД. Всего в 1955-57 г.г. построили 25 катеров. пр. 183У – опытный ТКА с 4-мя торпедными аппаратами и новой ГЭУ и 3 зенитными установками. Неудачный проект и в серию не пошёл. пр. 183ТУ – проект катера с 4-мя торпедными аппаратами. пр. 183Т.2 – усовершенствованный ТКА проекта 183ТУ, с новой ГЭУ и 3 зенитными установками. пр. 183Ц – радиоуправляемый катер-мишень. Всего построили 60 катеров. пр. 183Ш – штабной вариант. пр. 183Э – экспериментальный катер для испытания ракетного оружия. пр. 183Р – первый серийный отечественный РКА (информация ТУТ). пр. 183Я.2 – проект катера с дизелями М.503. пр. 199 – в 1953 г. разработан проект малого охотника за подводными лодками, который также предназначался для морских частей погранвойск. Всего было построено 52 таких катера.
Основным типом советского торпедного катера, созданного в конце сороковых годов прошлого века, на долгие годы стал большой ТКА проекта 183 с деревянным корпусом. В соответствии с техническим проектом, эти катера являлись «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Для облегчения прохождения по внутренним водным путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту. Несмотря на ряд замечаний, выявившихся в ходе государственных испытаний, торпедные катера пр.183 с некоторыми доработками строились большой серией с 1952 по 1960 год. В целом, по мнению моряков, катера получались удачными и поэтому стали «базовыми» не только при создании ряда их модификаций, но и при разработке проекта первого в мире ракетного катера (пр.183-Р). Головной катер пр.183 был сдан ВМФ в 1949 году. Строительство велось с 1949 по 1960 г. на заводах: №5 в Ленинграде, №460 в Сосновке и №602 во Владивостоке. Всего в СССР было построено 674 катера (со всеми модификациями). Ещё 80 подобных катеров построили в Китае по Советской лицензии. Кроме того в корпусе катера с 1964 г. строились 40 местные разъездные катера. В 60-ые годы часть катеров из состава ВМФ СССР передали на вооружений флотам стран Варшавского договора, Азии и Африки. Всего передали 138 катеров: 31 – ГДР, 24 – Египту, 20 – Польше, 12 – Ираку, 12 – Китаю, 11 – Кубе, 10 – КНДР, 8 – Индонезии, 4 – Гвинеи, 4 – Сомали, 2 – Южному Йемену.
Разработку катера для ракеты П-15 поручили ленинградскому ЦКБ-5. Оно размещалось на ленинградском заводе, основанном в 1933 г. как верфь Морпогранохраны ОГПУ, а в 1939 г. преобразованным в завод №5 НКВД. В войну основным заказчиком стал ВМФ, и завод передали в Наркомат судостроения. Впервые послевоенные годы на территории завода организовали ОКБ-5, так называемую «шарашку», в которой работал в основном «спецконтингент» – коллектив инженеров-заключенных во главе с Павлом Густавичем Гойкинсом, переведенный из аналогичной организации в Казани – ОКБ-340. Они разработали наиболее крупный из послевоенных торпедных катеров пр. 183, принятый на вооружение в 1949 г. Катер пр. 183 был создан с использованием опыта строительства советских, а также зарубежных торпедных катеров («Элко», «Хиггинс», «Воспер»), поступавших по ленд-лизу и собиравшихся в СССР.
Парадоксально, но наши моряки «вплыли в ракетную эпоху на деревянном суденышке». Это объяснялось вовсе не особенностями национальной индустрии. Из дерева были выполнены и первые английские торпедные катера, обломки которых представлены как трофей в Центральном военно-морском музее. Столь странный для «просвященных мореплавателей» выбор материала объяснялся тем, что при равной прочности стальная обшивка корпуса получалась слишком тонкой и быстро ржавела. Те же проблемы, пусть и в меньшей степени, возникали и с алюминиевыми сплавами. Кроме того, в нашей стране было мало «крылатого металла»: в предвоенные годы его не хватало даже для наиболее ответственных деталей самолетов. Позже сказалось и еще одно достоинство деревянного корпуса катера – он отражал только 4% падающего на него радиолокационного излучения.
Катер пр. 183 оказался очень удачным. В дальнейшем в нашей стране было построено более 360 таких кораблей с дизелями, а также 25 катеров пр.183Т с дополнительной ускорительной газотурбинной установкой и 52 катера в противолодочной модификации пр. 199. Катер пр. 183 послужил основной для создания ракетной модификации, разработанной под руководством главного конструктора Евгения Ивановича Юхнина.
За счет снятия 533-мм торпедных аппаратов и кормовой зенитной спаренной 23-мм установки 2М-ЗМ на катере пр. 183Р установили две открытые пусковые установки с направляющими рельсового типа для ракет. Каждая направляющая включала расположенные под углом 11,5° к горизонту две опорные поверхности, связанные U-образным профилем. Первоначально длина направляющих составляла 4,5 м, но по результатам отработки ее удалось уменьшить до 2,85 м.
Надо отметить, что жесткие массогабаритные ограничения по пусковым установкам в данном случае дали положительный результат: конструкторы не пошли по тупиковому пути создания поворотных, а тем более стабилизированных установок. Правда, при этом накладывались определенные ограничения на тактику применения ракетного оружия: катер на протяжении нескольких минут предстартовой подготовки должен был удерживать курс, близкий к направлению на упрежденную точку встречи ракеты и цели.
Первые проектные проработки по «катеру с реактивным вооружением» начались еще в 1952 г. Спустя пару лет был выпущен его технический проект. С октября 1956 г. по август 1957 г. на полигоне Ржевка под Ленинградом было проведено более 10 бросковых пусков снабженных натурным стартовым двигателем макетов маршевых ступеней П-15 со стенда, имитирующего рубку и фрагменты палубы ракетного катера. По результатам пусков габаритно-массовых макетов ракеты с натурными стартовыми ускорителями была определена необходимость введения газоотражателей струи стартового двигателя и защиты листами из алюминиево-магниевого сплава палубного настила перед пусковыми установками. Так как деревянная рубка после нескольких пусков пришла в негодность, дальнейшие работы (как конструкторские, так и испытательные) велись применительно к варианту со стальной рубкой.
Осмотр размещенных на стенде подопытных животных позволил сделать вывод о приемлемом уровне шумового воздействия в помещениях боевых постов при старте ракеты.
С 28 октября 1957 г. по 13 марта 1958 г. прошли автономные испытания ракет с имитирующего качку качающегося стенда, установленного на крымском полигоне Песчаная балка. Первый пуск прошел неудачно из-за отказа автопилота, остальные три – успешно.
Кроме того, на сугубо сухопутном полигоне Капустин Яр 16 июня 1958 г. с нештатной пусковой установки осуществили пуск ракеты с автономной системой управления до полной выработки топлива маршевого двигателя, входе которого была достигнута дальность около 62 км.
Доставка ракетных катеров пр. 183Р на Кубу в период Карибского кризиса осуществлялась советскими грузовыми судами в характерных ящиках-контейнерах, размещенных на палубе.
Ракетный катер пр. 183Р.
С береговой установки крымского полигона с 24 июля 1958 г. в основном успешно провели три пуска ракет, оснащенных головками самонаведения, при этом в ходе последнего испытания 16 августа впервые добились попадания в цель.
В 1957 г. на Ленинградском заводе №5 были переоборудованы два катера – ТКА-14 и ТКА-15, которые по внутренним водным путям перешли на Черное море. Основным внешним отличием ТКА-14 пр. 183Э от последующих серийных катеров пр. 183Р было открытое размещение ракет на направляющих без металлических ангароподобных прикрытий. Второй катер оснастили только корабельной аппаратурой ракетного комплекса, которая служила для проведения дистанционного пуска ракет с первого катера с использованием кабельной связи между катерами. Забегая вперед, отметим, что после завершения испытаний П-15 в 1960 г. ТКА-14 был зачислен в состав 41-й бригады торпедных (в дальнейшем – ракетных) катеров Черноморского флота, а ТКА-15 так и остался в Феодосии. Позднее ТКА-14 переименовали в Р-14, а в 1967 г. списали и разобрали.
Предполагалось, что первый пуск 16 октября 1957 г. будет проведен в безлюдном режиме. На ТКА-14 остался «экипаж» из подопытных баранов, а предстартовые команды должны были поступить с ТКА-15 по кабельным трассам. На левой пусковой установке катера ТКА-14 разместили габаритно-весовой макет с натурным стартовиком, на правой – ракету в полной телеметрической комплектации. Однако погода посвежела, и поднявшееся волнение привело к обрыву кабелей. Но первый пуск решили не откладывать. На катере стрелявшего катера находилось пять сотрудников ЦКБ-5, в том числе главный конструктор Е.И. Юхнин, лично осуществивший все стартовые операции. Люди остались невредимы, хотя животные в кубрике в носовой части катера получили травмы ушей.
Убедившись в безопасности пуска для расчета, дали ход катеру и пустили полностью укомплектованную ракету. К сожалению, из-за отказа радиолокационной головки самонаведения ракета упала в море, пролетев 38 км. Зато через четыре дня впервые в мире запущенная с катера ракета поразила цель прямым попаданием.
Совместные испытания начались 24 сентября и проводились пусками с катера ракет, оснащенных радиолокационными головками самонаведения. На первых этапах испытателей преследовали неудачи, в ряде случаев даже не связанные с дефектами ракет. Так пару раз ракеты ушли в полет «по своему хотению»: то по причине сбоя в корабельной аппаратуре, то из-за ошибочных действия операторов. Из 13 пусков, выполненных по 22 апреля 1959 г., только один раз добились прямого падания. В четырех пусках ракеты упали вблизи цели или пролетели над ней, что позволило рассматривать их как частично успешные.
Немало неприятностей доставили и пожары, возникавшие в хвостовом отсеке ракеты. Четыре раза просто отказывал жидкостный ракетный двигатель. Причиной пожаров оказалось затягивание в отсек раскаленной струи выхлопа продуктов турбонасосного агрегата под действием образующегося в полете так называемого донного разрежения на хвостовом срезе ракеты. Сказалась неудачная конструкция выхлопного патрубка. При наземной стендовой отработке пожаров не было, так как донного разрежения не возникало. Ненадежно работала и головка самонаведения.
Неудачи на испытаниях провоцировали гнев начальства. А.Я. Березняк таким образом получил строгий выговор, снятый только незадолго до завершения испытаний.
Руководством полигона было принято решение прервать испытания до 30 сентября для устранения недоработок.
Однако следующий пуск состоялся уже 16 июля: конструкторы постарались как можно быстрее довести системы и агрегаты ракету до работоспособного состояния. В частности, удлинили трубу выхлопа турбонасосного агрегата, выведя ее срез подальше от хвоста ракеты. Доработки оказались вполне эффективными: практически все восемь пусков, выполненные до 28 августа, прошли успешно, и совместные испытания ракеты с радиолокационной головкой самонаведения успешно завершились. В ходе завершающего залпа по программе Государственных испытаний на дно отправили корабль- цель ЦЛ-61 – бывший эсминец Animisimo, доставшийся СССР при разделе флота поверженной фашистской Италии и на протяжении нескольких лет входивший в состав боевых кораблей Черноморского флота под именем «Ладный».
Спустя ровно два месяца состоялся и завершающий пуск испытаний ракет с тепловой головкой самонаведения, начатых 29 августа 1959 г. Для придания целям должной контрастности в инфракрасном диапазоне их оснащали размещенными на низких ферменных мачтах газовыми горелками или жаровнями с горящей нефтью.
Ракетные катера пр. 205.
Десятью пусками была испытана модификация ракеты П-15Т, оснащенная первой в СССР круглосуточной тепловой (инфракрасной) головкой самонаведения «Кондор», разработанной в НИИ-10 коллективом во главе с Дмитрием Павловичем Павловым. Работы по этому варианту ракеты начались только 13 мая 1957 г. по распоряжению Совета Министров. Несмотря на то, что только половина проведенных пусков завершилась успешно, результаты сочли удовлетворительными. Совместное использование ракет с радиолокационной и тепловой головками самонаведения было призвано повысить эффективность ракетного оружия в условиях организованного противодействия противника.
Наряду с недостатками испытания показали и перспективы совершенствования комплекса. В частности, вместо первоначально заданной дальности пуска 25 км удалось обеспечить величину 35 км. Ракета П-15 гарантировано могла лететь и на 40 км, но во многих тактических ситуациях эффективное применение на эту дальность не обеспечивалось средствами целеуказания.
Принятие на вооружение комплекса в составе ракет П-15 с радиолокационной и тепловой ГСН, станции обнаружения и сопровождения целей «Рангоут», аппаратуры «Клен» было оформлено постановлением от 8 марта 1960 г. Диапазон дальностей устанавливался от 8 до 35 км, скорость полета – 1100-1200 км/ч, высота полета – 100-200 м. Вес боевой части составлял 500 кг. Вероятность попадания оценивалась величиной 0,7. Но еще до принятия комплекса на вооружение начался серийный выпуск ракет на заводе № 116 в дальневосточном городе Арсеньеве, ранее загруженном производством самолетов Як-18.
В соответствии постановлением от 3 декабря 1958 г., строительство катеров велось на заводах №5 (в Ленинграде) и Ng602 (Владивостокский судостроительный завод). Для серийной постройки предназначались катера пр. 183Р, отличавшиеся от экспериментальных несколько иной мачтой со станцией «Рангоут», использованием открытых с торцов легких металлических укрытий для ракет, исполнением рубки из стали вместо дерева.
Ракетные катера пр. 183Р по сравнению с торпедными собратьями пр. 183 при той же длине 25,5 м и ширине 6,2 м имели полное водоизмещение, увеличенное 66,4 т до 81 т. Скорость уменьшилась с 43-44 до 38 узлов, но дальность возросла с 700 до 1000 миль. Экипаж увеличился с 14 до 17 человек.
Впрочем, катера пр. 183Р стали своего рода побочным результатом создания экспериментального пр. 183Э. Первоначально П-15 предназначалась для более крупного катера. Ее размещение на катерах на базе пр. 183 не предусматривалось планами судостроения на VI пятилетку 1956-1960 гг. Только спустя год после начала работ по П-15 постановление от 17 июля 1956 г. определило применение этих ракет на пр. 183Р. До 1960 г. планировалось построить 48 катеров пр. 183Р.
Всего в строй вступило 112 катеров, включая 54, переоборудованные из ранее выпущенных торпедных катеров пр. 183. В частности, на заводе №5 собрали 26 ракетных катеров и еще 30 переделали из катеров пр. 183.
Оглавление
Литература
Катера проекта 183 – 622 ед.
Водоизмещение: нормальное: 61.5 тонн. полное: 66.5 тонн. Размеры: длина: 25 метров. ширина: 6.1 метр. осадка: 1.2 метра. Скорость: максимальная: 43 узла. экономическая: 14 узлов. Дальность хода: полным ходом: 600 миль при скорость 33 узла (крейсерская скорость). экономическим ходом: 1000 миль 14 узловым ходом. Тип двигателя: 4 дизеля М-50Ф или М-50Ф-1 или М-50ФТК – суммарной мощностью 4.800 л.с. Автономность: 5 суток. Броня: рубка и зенитные автоматы бронировались 7 мм бронёй. Вооружение: 2х2 – 25 мм зенитных установки “2М-3” (4000 снарядов). 2 однотрубных торпедных аппарата 533 мм “ТТКА-53М”. 8 глубинных бомб “ББ-1”. 6 – 8 морских мин в перегруз “КБ-3” или “АМД-500”. Экипаж: 2 офицера и 12 матросов.
Модификации катеров созданных на основе проекта 183: пр. 183 – серийный торпедный катер. пр. 183А – один серийный катер был обшит арктилитом (бакелизированная фанера с запрессованной рояльной струной между шпоном). пр. 183Т – опытный ТКА с дополнительным ГТД. пр. 183ТК – серийный ТКА с дополнительным ГТД. Всего в 1955-57 г.г. построили 25 катеров. пр. 183У – опытный ТКА с 4-мя торпедными аппаратами и новой ГЭУ и 3 зенитными установками. Неудачный проект и в серию не пошёл. пр. 183ТУ – проект катера с 4-мя торпедными аппаратами. пр. 183Т.2 – усовершенствованный ТКА проекта 183ТУ, с новой ГЭУ и 3 зенитными установками. пр. 183Ц – радиоуправляемый катер-мишень. Всего построили 60 катеров. пр. 183Ш – штабной вариант. пр. 183Э – экспериментальный катер для испытания ракетного оружия. пр. 183Р – первый серийный отечественный РКА (информация ТУТ). пр. 183Я.2 – проект катера с дизелями М.503. пр. 199 – в 1953 г. разработан проект малого охотника за подводными лодками, который также предназначался для морских частей погранвойск. Всего было построено 52 таких катера.
Ракетные катера «Комар», «Оса» и «Матка»
Класс «Комар» стал первым маленьким прибрежным катером, вооружённым ракетами. Их нет больше на службе в ВМФ РФ, но они применяются несколькими государствами, использующими советское оружие.
Египетский ракетный катер «Osa 1». Большинство египетских ракетных катеров советской постройки подвернись ремонту с установкой западного оборудования вместо советских систем. Они также несут зенитно-управляемые ракеты SA-N-5.
Ракетные катера класса «Комар» (советское обозначение РКА) построены в 1959-1961 гг. Положивший начало принципиально новой концепции возможностей прибрежных сил, первый из катеров класса «Комар» был переоборудован из корпуса торпедного катера «Р6». Приблизительно 100 единиц построены на базе этого проекта с деревянным корпусом. В кормовой части палубы по бортно установлены две неподвижные открытые спереди пусковых установок ангарного типа, развернутые приблизительно на 1,5° от борта с углом возвышения 12°. Ракеты, которые они несут, — специально разработанные SS-N-2A «Styx», имеющие маршевый жидкостный ракетный двигатель и твердотопливный сбрасываемый ускоритель. Ракета SS-N-2A длиной 6,3 м имеет неподвижные консоли крыла, оснащена автопилотом и активная радиолокационная головка самонаведения, управляющей на конечном участке траектории. Боевая часть — осколочно-фугасная, весит 500 кг. Максимальная дальность — 46 км. Чтобы уменьшить нагрузку, приходящуюся на носовую часть измененного проекта «Р6», один 25-мм зенитный автомат, перемещен к корме. Поскольку размещенные пусковые установки оказались шире корпуса катера, на уровне палубы в корме установлены клиновые спонсоны. Для защиты пусковых установок от брызг они установлены на ферменном основании. Катеров класса «Комар» уже не осталось на службе в ВМФ РФ, но несколько единиц все еще служат в других флотах. Китайцы продолжают строить вариант со стальным корпусом, класс «Хегу» с двумя 25-мм зенитными автоматами. «Комар» стал первым ракетным катером в мире, использовавшимся в бою, когда в октябре 1967 г. два египетских катера потопили израильский эсминец «Эйлат». В апреле 1972 г. Северо-вьетнамский «Комар» запустил противокорабельными ракетами «Styx» по трем американским военным кораблям, обстреливавшим прибрежные цели Северного Вьетнама. Ракетный крейсер «Стеррет» сбил ее зенитная управляемая ракета «Терьер». Это первый случай, когда противокорабельная ракета была уничтожена другой ракетой в бою.
В период 1961 — 1966 гг. строилась замена катеров «Комар» — класс «Оса 1» в стальном корпусе. Проект нес четыре полностью закрытые пусковые установки ангарного типа для SS-N-2A, по две с каждой стороны надстройки и размещенные так, чтобы кормовые пусковые установки, поднятые на 15°, стреляли над передними, поднятыми на 12°. С 1966 г. до 1970 г. для ВМФ СССР, а затем и на экспорт строился класс «Оса 2». Эта версия имеет четыре пусковых устройств с цилиндрическими контейнерами для ракет SS-N-2B «Styx», которые отличаются от варианта SS-N-2A наличием инфракрасной самонаведения на конечном участке траектории и складывающимися консолями крыла. Класс «Оса 2» имеет цитадель с системой радиационной, химической и бактериологической защиты. Многие из катеров класса «Оса 2» позднее до оснащены счетверенной пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса SA-N-5 (морская версия ПЗРК SA-7 «Grail»). Ракетные катера класса «Оса» были потоплены истребителями-бомбардировщиками американских военно-морских сил в течение войны в Персидском заливе 1991 г. «Оса 1» участвовал в боевом применении четырех ВМФ: Египта (1973 г.), Индии (1971 г.), Ирака (война в Заливе) и Сирии (1973 г.). «Оса 2» использовался в боях на стороне Ирака. Широко экспортировался. Китайцы производят их собственный вариант.
В 1978 г. был замечен первый катер новой серии для замены класса «Оса». Это — класс «Матка», который использует корпус класса «Оса», но имеет систему подводных крыльев, подобную такой же на классе торпедного катера на подводных крыльях «Тюря», для улучшения мореходности. Управляемое ракетное оружие уменьшено до двух цилиндрических контейнерных пусковых установок для улучшенных вариантов SS-N-2C «Styx», имеющих дальность пуска 74 км и инфракрасный или активная радиолокационная головка самонаведения на конечном участке траектории. Артиллерийское вооружение значительно усилено за счет установки впереди новой модели орудийной башни с одноствольной 76-мм универсальной артиллерийской установкой и зенитный артиллерийский комплекс самообороны ADG-630 сзади. В настоящее время класс «Матка» строится с темпом три катера в год.
Тактико-технические характеристики ракетного катера «Комар»
- Потребители: Алжир (6), Китай (2 плюс 96 единиц на месте построенных вариантов), Куба (10), Египет (4 плюс 6 на месте построенных вариантов), КНДР (6 плюс 4 на месте построенных вариантов) и Вьетнам (3);
- Водоизмещение, т: полное 80;
- Размеры, м: длина 26,8; ширина 6,4; осадка 1,8;
- Главная энергетическая установка: четыре дизеля, работающих на четыре гребных вала, мощностью, л. с. (кВт): 4800 (3580);
- Максимальная скорость, узлов: 40;
- Экипаж, чел.: 11;
- Вооружение: две пусковых установки противокорабельные ракеты SS-N-2A «Styx» и спаренный 25-мм зенитный автомат;
- Электроника: радиолокационная станция обнаружения «Square Tie», система опознавания «свой-чужой» «High Pole-A», система опознавания «свой-чужой» «Dead Duck».
Тактико-технические характеристики ракетного катера «Оса 1»
- Потребители: Алжир (3), Болгария (3), Китай (США), Куба (5), ГДР (15), Египет (8), Индия (6), Ирак (4), Ливия (12), Северная Корея (8), Польша (14), Румыния (5), Сирия (6), СССР (70), Югославия (10);
- Водоизмещение, т: полное 210;
- Размеры, м: длина 39,0; ширина 7,7; осадка 1,8;
- Главная энергетическая установка: три дизеля, работающих на три гребных вала, мощностью, л. с. (кВт): 12 000(8950);
- Максимальная скорость, узлов: 38;
- Экипаж, чел.: 30;
- Вооружение: четыре пусковых устройств противокорабельные ракеты SS-N-2A, «Styx» и два спаренных 30-мм зенитных автомата;
- Электроника: радиолокационная станция обнаружения «Square Tie», система опознавания «свой-чужой» «High Pole-B», радиолокационная станция системы управления огнем «Drum Tilt» и два запросчик «Square Head».
Тактико-технические характеристики ракетного катера «Оса 2»
- Потребители: Алжир (9), Ангола (4), Болгария (2), Куба (13), Эфиопия (4), Финляндия (4), Индия (8), Ирак (8), Ливия (12), Сомали (2), Сирия (8), СССР (50), Северный Йемен (2), Южный Йемен (6 или 7) и Вьетнам (8);
- Водоизмещение, т: полное 245;
- Размеры, м: длина 39,0; ширина 7,7; осадка 1,9;
- Главная энергетическая установка: три дизеля, работающих на три гребных вала, мощностью, л. с. (кВт): 15 000(11 190);
- Максимальная скорость, узлов: 40;
- Экипаж, чел.: 30;
- Вооружение: четыре пусковых устройств противокорабельные ракеты SS-N-2B «Styx», счетверенная пускового устройства зенитно-ракетного комплекса SA-N-5 и два спаренных 30-мм зенитных автомата;
- Электроника: как на классе «Оса I».
Тактико-технические характеристики ракетного катера «Матка»
- Водоизмещение, т: полное 260;
- Размеры, м: длина 40,0; ширина 7,7 по корпусу и 12,0 для подводного крыла; осадка корпуса 1,9;
- Главная энергетическая установка: три дизеля, работающих на три гребных вала, мощностью, л. с. (кВт): 15 000(11 190);
- Максимальная скорость, узлов: 42;
- Экипаж, чел.: 30;
- Вооружение: две пусковых установки SS-N-2C «Styx», универсальная 76-мм артиллерийская установка и зенитный артиллерийский комплекс ADG-630;
- Электроника: радиолокационная станция обнаружения «Cheese Cake», радиолокационная станция системы управления огнем «Bass Tilt», система опознавания «свой-чужой» «High Pole-B», радиолокационная станция системы управления огнем «Drum Tilt» и два запросчика «Square Head».
Предыдущая статья:Ракетные катера «Саар», «Решеф» и «Алия»
Следующая статья:Торпедные катера «Р4», «Р6», «Шершень», «Моль» и «Тюря»
Ракетный катер
Это скоростная малогабаритная лодка, вооруженная ракетами различного типа. Впервые судно, оснащенное ракетами, спроектировали советские конструкторы. Флот СССР принял корабль данного класса на вооружение в 60-е гг. XX века. Это был скоростной и маневренной корабль 183 Р «Комар». Плавающий аппарат был вооружен двумя ракетами. Вторым советским образцом с четырьмя ракетами П-15 был ракетный катер проекта 205. В дальнейшем обладателем судна типа Саар, оснащенного ракетными установками, стал Израиль.
Ракетный катер “Комар”
Боевое применение
Катера предназначены для уничтожения надводных вражеских целей. Это могут быть транспортные, десантные, артиллерийские суда, морские группы и их прикрытия. Еще одной функцией скоростной лодки является прикрытие «своих» кораблей от морских и воздушных угроз. Они действуют как у берега, так и далеко в море.
Первое боевое крещение ракетного катера произошло во время конфликта Египта и Израиля, и было ознаменовано уничтожением израильского эсминца. Миноносец был уничтожен ракетами П-15, выпущенными египетским «Комаром». Этот случай показал действенность кораблей такого класса в военном применении и тем самым убедил многие государства в необходимости создания лодок с ракетами на борту.
Катер “Комар”
Проекты 205 и 205У «Москит»
Проект 205 «Москит» разрабатывался конструкторским бюро «Алмаз» в средине 1950-хх гг. Катера имели стальной корпус. Инженеры усилили вооружение и мореходность аппарата. Еще одним отличием от катера модели 183Р являлись скругленные судовые надстройки и специальная форма палубы, которая позволяет быстрее смыть радиоактивное заражение. Силовая установка состояла из 42-цилиндрованного радиального дизельного двигателя М503. Катер вошел в состав военно-морского флота советского союза в 1960 году.
Катер “Москит”
В начале 60-хх гг. проектная организация «Алмаз» разработала катер 205У. Данное судно вооружили модернизированной ракетой П-15У. Крыло ракеты автоматически раскрывалось при вылете. Также на борту установили две двойные 30-мм артиллерийские установки АК-230.
Катера данных проектов были участниками нескольких серьезных военных конфликтов:
- Конфликт между Египтом и Израилем в 70-е гг. XX века
- Война Пакистана и Индии в 1971 году
- Война между арабскими странами и Израилем в 1973 году
- Ирано-иракская война 80-хх гг.
- Война между войсками США и Ирака в начале 90-х гг.
ракетный катер проекта 205
Дизайн [ править ]
В этом разделе не процитировать любые источники . Пожалуйста, помогите улучшить этот раздел , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален . |
Моторный торпедный катер (МТБ) проекта 183 был разработан сразу после Великой Отечественной войны . Эти лодки были вооружены двумя торпедными аппаратами диаметром 533 мм (21 дюйм ) и широко использовались советскими прибрежными войсками в 1950-х годах. Торпедный катер имел деревянный полуглиссирующий корпус и оснащался РЛС . Построено более 622 МТБ. Также был построен вариант преследователя подводных лодок, оснащенный гидролокатором и глубинными бомбами, а также радиоуправляемая лодка-мишень.
В 1956 году стала доступна ракета P-15 Termit (по классификации НАТО : SS-N-2 «Styx»). Проект 183 оказался естественным выбором для установки новых ракет, придавая маленьким быстроходным катерам огромную огневую мощь для своих размеров. Новая комбинация обозначала проект 183R (R , очевидно , для raketny
— ракеты), первый [
править
] ракетный катер в сервисе в любой точке мира. Ракеты могли запускаться в море 4.
В общей сложности 112 Комаров были построены в период с 1956 по 1965 год и служили в ВМФ СССР вместе с несколькими союзными военно-морскими силами до 1980-х годов, когда они были заменены более новыми, более способными быстроходными катерами .
Экспорт кораблей [ править ]
- Национальный флот Алжира — 6 лодок 1967 г.
- Флот Народно-освободительной армии — 8 лодок (1961 г.) плюс около 40 построенных по лицензии. Китайцы также построили его дериват со стальным корпусом — ракетный катер класса Тип 024.
- Кубинский революционный флот — 18 лодок
- ВМС Египта — 7 лодок (1962–67), списанные в начале 1990-х годов; В начале 1980-х годов ВМС Египта построили 6 деривативных катеров, оснащенных западным вооружением и электроникой, как октябрьские.
- ВМС Индонезии — 12 лодок (1961–65)
- ВМС Ирака — 3 лодки (1972 г.)
- ВМС Мьянмы — 6 лодок, подаренных в период с 1969 по 1974 год, все списаны в период с 1998 по 2002 год.
- Военно-морские силы Корейской народной армии — 10 лодок
- Сирийский арабский флот — 9 лодок
- Вьетнамский народный флот — 4 лодки