Большие противолодочные корабли проекта 1155
Большие противолодочные корабли типа “Удалой” (проект 1155) – 12+1 единица
Новое поколение БПК, по водоизмещению и размерениям аналогичны эсминцам проекта 956. По существу, представляют собой газотурбинный вариант эсминцев с ПЛРК и ЗРК вертикального, пуска. Последний корабль серии “Адмирал Чабаненко” вместо 100-мм орудий и ПЛРК “Раструб” вооружается 1×2 130-мм орудием АК-130 и 2×4 ПУ ПКРК “Москит”.
“УДАЛОЙ” (заводской № 111). 14.4.1976 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.7.1977 г. заложен на Прибалтийском заводе “Янтарь” в Калининграде, спущен 5.2.1980 г., вступил в строй 31.12.1980 г. и 24.1.1981 г. включен в состав КСФ. 26-30.3.1984 г. нанес визит в Гавану (Куба). В период с 24.10.1988 г. по 19.1.1990 г. прошел в Кронштадте капитальный ремонт.
“ВИЦЕ-АДМИРАЛ КУЛАКОВ” (заводской № 731). 13.7.1977 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 4.11.1977 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 16.5.1980 г., вступил в строй 29.12.1981 г. и 9.2.1982 г. включен в состав КСФ. 3-7.11.1988 г. нанес визит в Гавану (Куба). 19.3.1991 г. поставлен в Североморске на капитальный ремонт.
“МАРШАЛ ВАСИЛЕВСКИЙ” (заводской № 732). 20.2.1978 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.4.1979 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова в Ленинграде, спущен 29.12.1981 г., вступил в строй 8.12.1983 г. и 18.1.1984 г. включен в состав КСФ.
“АДМИРАЛ ЗАХАРОВ” (заводской № 112). 11.6.1979 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.10.1981 г. заложен на Прибалтийском заводе “Янтарь” в Калининграде, спущен 4.11.1982 г., вступил в строй 30.12.1983 г. и 18.1.1984 г. включен в состав КТОФ. 29.11 -3.12.1987 г. нанес визит в Бомбей (Индия) и 12- 16.5.1988 г.-в Вонсан (Северная Корея). 1 7.2.1991 г. сильно выгорел в результате пожара, после чего не восстанавливался и 29.9.1994 г. введен в док для заваривания забортных отверстий в связи с предстоящей продажей на слом.
“АДМИРАЛ СПИРИДОНОВ” (заводской № 113). 28.7.1981 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1981 г. заложен на Прибалтийском заводе “Янтарь” в Калининграде, спущен в феврале 1983 г., вступил в строй 30.12.1984 г. и 4.3.1985 г. включен в состав КТОФ. 4 – 8.7.1986 г. нанес визит в Вонсан (Северная Корея) и 8- 12.8.1991 г.-в Бомбей (Индия).
“АДМИРАЛ ТРИБУЦ” (заводской № 733). 11.6.1979 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.4.1980 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 26.3.1983 г., вступил в строй 30.12.1985 г. и 15.2.1986 г. включен в состав КТОФ. 18 – 23.11.1987 г. нанес визит в Аден (Южный Йемен) и 16 – 21.5.1990 г.- в Пенанг (Малайзия). С 5.12. 1992 г. по 23.5.1993 г. входил в состав отряда миротворческих сил по поддержанию порядка в Персидском заливе. С 22.3.1994 г. находится в резерве.
“МАРШАЛ ШАПОШНИКОВ” (заводской № 114). 18.3.1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1983 г. заложен на Прибалтийском заводе “Янтарь” в Калининграде, спущен в январе 1985 г., вступил в строй 30.12.1985 г. и 15.2.1986 г. включен в состав КТОФ. 29.11 – 3.12.1987 г. нанес визит в Бомбей (Индия) и 14 – 18.8.1990 г.- в Вонсан (Северная Корея). 25.11.1993 г. поставлен на “Дальзаводе” во Владивостоке на капитальный ремонт.
“СИМФЕРОПОЛЬ” (заводской № 115, с 24 января 1996 – “СЕВЕРОМОРСК”). 26.10.1983 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12.6.1984 г.заложен на Прибалтийском заводе “Янтарь” в Калининграде, спущен 24.12.1985 г., вступил в строй 30.12.1987 г. и 1.5.1988 г. включен в состав КСФ. 16 – 20.7.1991 г. нанес визит в Мейпорт (США).
“ХАБАРОВСК”, с 24.5.1982 г. “АДМИРАЛ ЛЕВЧЕНКО” (заводской №734). 1.8.1981 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.1.1982 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 21.2.1985 г., вступил в строй 30.9.1988 г. и 1.5.1989 г. включен в состав КСФ. 11 -15.10.1993 г. нанес визит в Тулон (Франция).
“АДМИРАЛ ВИНОГРАДОВ” (заводской № 116). 21.7.1983 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.2.1986 г. заложен на Прибалтийском заводе “Янтарь” в Калининграде, спущен 4.6.1987 г., вступил в строй 30.12.1988 г. и 1.5.1989 г. включен в состав КТОФ. 31.7 – 4.8.1990 г. нанес визит в Сан-Диего (США).
“АДМИРАЛ ХАРЛАМОВ” (заводской № 11 7). 21.7.1983 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 7.8.1986 г. заложен на Прибалтийском заводе “Янтарь” в Калининграде, спущен 29.6.1988 г., вступил в строй 30.12.1989 г. и 1.4.1990 г. включен в состав КСФ. 30.6 – 5.7.1993г. нанес визит в Галифакс (Канада), 7 – 11.7.1993г.- вБо-стон (США) и 8- 11.7.1994 г. – в Роттердам (Голландия).
“АДМИРАЛ ПАНТЕЛЕЕВ” (заводской № 118). 24.5.1987 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1987 г. заложен на Прибалтийском заводе “Янтарь” в Калининграде, спущен в 1988 г., вступил в строй 19.12.1991 г. и 1.5.1992 г. включен в состав КТОФ. 23 -30.8.1993 г. нанес визит в Циндао (Китай) и 31.8 – 4.9.1993 г.- в Пусан (Республика Корея).
“АДМИРАЛ ЧАБАНЕНКО” (заводской №121). 24.5.1987 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1990 г. заложен на Прибалтийском заводе “Янтарь” в Калининграде, спущен 16.6.1994 г. Вступил в строй 20.02.2000.
Водоизмещение: полное – 7480 т стандартное – 6840 т длина – 163 м ширина – 19 м осадка – 7,8 м Мощность ГТУ 4 x 20000 л.с. скорость хода: максимальная – 29,5 уз экономическая – 14 уз. дальность плавания экономическим ходом 6882 миль. Вооружение: 2×4 ПУ ПЛРК “Раструб” (8 ракето-торпед), 8×1 ПУ ЗРК “Кинжал” (64 ракеты), 1х2 100-мм АК-100 и 4х6 30-мм АК-630М орудия, 2х4 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 6-26 мин, 2 вертолета Ка-27. Экипаж 293 человек.
Надежные мореходы
Адмиральский почин: российский флот получит ракетный мини-крейсер
Какие задачи сможет решать обновленный большой противолодочный корабль
Как рассказали «Известиям» источники в российском военном ведомстве, в настоящее время план завершения работ на большом противолодочном корабле проекта 1155 «Адмирал Левченко» утвержден. Согласно документу, корабль должен войти в состав флота до конца 2022 года. По словам источников, на БПК были отремонтированы газотурбинные маршевые двигатели, заменены охладительные установки и запорная арматура. Также на корабле были частично модернизированы бортовая электроника и противопожарное оборудование.
Модернизация позволит надолго продлить срок службы одного из крупнейших и наиболее активных боевых кораблей Северного флота, отметили источники «Известий». Также, по словам собеседников издания, прорабатывается вопрос установки на корабль новейшего российского противолодочного комплекса «Ответ». В декабре этого года фрегат «Маршал Шапошников» такой ракетой успешно поразил в Японском море подводную цель. Впервые об этой новой системе в 2019 году сообщил замминистра обороны Алексей Криворучко, отвечающий за новые разработки и производство вооружения. Тогда же он сказал, что новую ракету планируется принять на вооружение в 2022 году.
Фото: Минобороны РФ
Запуск ракеты комплекса «Ответ»
«Удалой» фрегат: тихоокеанские рубежи защитит корабль с «Цирконами»
БПК «Адмирал Виноградов» модернизируют и оснастят мощными ракетами
«Адмирал Левченко» долго ждал ремонта. Он встал на стоянку в порту Североморска еще в 2014 году. Перед этим он совершил дальний поход в Средиземное море в составе авианосной группы Северного флота. Во время него он действовал у берегов Сирии вместе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
БПК проекта 1155, хоть и находится в строю не меньше 35 лет, прослужит еще, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— Сейчас ВМФ не хватает больших кораблей, которые должны действовать в океанах, — рассказал он «Известиям». — Эти БПК обладают хорошими ходовыми качествами, что позволяет им подолгу находиться вдали от родных берегов. При модернизации этих кораблей должны были обратить особое внимание на обновление противолодочного оружия и средств поиска субмарин. При работах должны были предусмотреть использование и новейших противолодочных ракет — в их числе и «Ответ».
Обновленный БПК серьезно повысит возможности Северного флота в борьбе с подводными лодками, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков.
Адмирал
Фото: РИА Новости/Павел Львов
— Сейчас на Северном флоте четыре БПК — «Североморск», «Адмирал Чебаненко», «Адмирал Левченко» и «Вице-адмирал Кулаков», — напомнил эксперт. — В последние годы в море могли выйти только два из них. Не только «Левченко», но и «Чебаненко» давно стоит на ремонте. Такие корабли нужны для противолодочных операций, которые на Северном флоте имеют особое значение. При необходимости им надо будет прикрыть наши АПЛ при выдвижении в районы боевого развертывания.
Конструкция кораблей проекта 1134Б «Беркут-Б»
Корпус кораблей проекта 1134Б стальной, полностью сварной. Набор корпуса — 326 шпангоута, разделен 14 главными водонепроницаемыми переборками на 15 водонепроницаемых отсеков. У корабля три палубы (нижняя, верхняя и палуба бака) и три платформы — I, II и III (снизу вверх).
В носовой части снизу (под водой) — бульбовый обтекатель гидроакустической станции «Титан-2», с диаметром акустической антенны 2 м. Под палубой бака размещались два якорных клюза. Около них — датчики контактной станции обнаружения ПА в подводном положении по радиационному контрасту кильватерного следа МИ-1 ЮР и инфракрасная станция обнаружения подводных лодок по тепловому контрасту кильватерного следа МИ- 110К. За ними на верхней палубе находились такелажная кладовая, боцманская и шпилевая. В носовой части корпуса, перпендикулярно диаметральной плоскости корабля, на палубе бака — пара реактивных бомбометных установок РБУ-6000, разделенных специальным вертикальным экраном для обеспечения взаимной защиты от факелов реактивных бомб при стрельбе. ПУ ЗИФ-121 были установлены на передней части надстройки перед носовой ПУ Б-192 УЗРК «Шторм».
В надстройке находились боевые посты различного назначения, секретная канцелярия, пост носовой аварийной партии, шахты газоходов НМО и КМО. Рубка дежурного по кораблю находилась в кормовой части надстройки по правому борту, рядом с ней — помещение РГБ и каюты офицеров. Столовая команды (клуб) размещалась между 149 и 175 шп. Под крыльями мостика ходовой рубки, побортно, находились две четырехтрубные ПУ КТ-М-1134А (КТ-100) УРПК-3 «Метель».
Начиная с заказа № 204, на палубе надстроек, перед ходовой рубкой, стали устанавливать рубку системы космической связи «Цунами-БМ» и корабельного навигационного комплекса «Штырь-2М». В дальнейшем система «Цунами-БМ» была установлена еще и на БПК «Керчь». Над этой рубкой разместили салютные орудия 21-КМ — 45 мм.
БПК «Таллин»
Над ходовой рубкой, линейно-возвышенно, были расположены АП РЛС «Дон» и «Волга». АП второй РЛС «Волга» устанавливался в верхней части грот- мачты сзади. Над ходовой рубкой, на специальном фундаменте, был смонтирован носовой АП РЛС СУ «Гром-М». Побортно от носового АП «Гром-М» были установлены по одному стабилизированному посту телевизионной системы наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45Н и оптические перископические визиры ГКП и ходовой рубки. Далее, в корму, шла небольшая надстройка боевых постов МР-310А из АМГ-сплава с четырехногой решетчатой фок-мачтой и антенной трехкоординатной РЛС МР-310А в верхней ее части (а также АП радиопеленгатора АРП-50Р). Под этой надстройкой размещались каюта командира и каюта флагмана на одной палубе с ходовой и штурманской рубками.
Побортно от фок-мачты — антенны РЛС МР-105 «Турель» для управления огнем артиллерийских установок АК-726. На палубе надстроек (108-124 шп.) — кают-компания офицеров, а рядом с ней — каюта старшего помощника командира корабля. За кают-компанией — шахта воздухопроводов носового МО, за ней — помещение газоходов, по бокам от него устанавливались АУ АК-726, спереди основания грот-мачты.
Далее, в корму, в башенноподобной грот-мачте на шести ярусах размещались боевые посты радиотехнического вооружения БПК. На четвертом ярусе, начиная с заказа С-2003, была установлена специальная площадка под АП станции радиолокационной обстановки и управления средствами радиопротиводействия «Кольцо», но сама РЛС и её АП были установлены только на заказе С-2003. На боковых стенках грот-мачты находились характерные сдвоенные шарообразные антенны станций РЭБ МП-150 «Гурзуф-А» и «Гурзуф-Б», а, на заказах С-2001 и С-2002, ещё и станции радиотехнической разведки МРП-15-16М «Залив» и МРП-11-12, МРП-13-14.
Верхушку мачты венчала антенна РЛС МР-600 «Восход». Оригинальное подкрепление под АП РЛС МР-600 обеспечивало создание интенсивного воздушного потока в верхней части расположенной рядом газоотводной трубы. Кроме дополнительного охлаждения отводимых газов, это создавало благоприятные температурные условия для работы рядом расположенных АП. Газоходы ГТУ были выведены в единую дымовую трубу, отделенную от грот-мачты. По бокам дымовой трубы размещались две батареи по два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 и РЛС МР-123 для управления стрельбой. Далее в корму находился кормовой АП РЛС «Гром-М» и кормовая ПУ Б-192 УЗРК «Шторм», а на палубе бака, побортно — два пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53-1134Б.
В корме надстройка заканчивалась вертолетным ангаром полуутопленной конструкции (261-286 шпангоуты), с двумя открывающимися вбок створками ворот и поднимающейся вверх крышей, стартовым командным пунктом вертолета и вертолетной ВПП. На палубе бака, побортно от ангара, устанавливались РБУ-1000.
Корабельный вертолет Ка-25ПЛ на площадке БПК пр.1134Б
На верхней палубе, за шпилевой, располагались: кубрик на 45 мест, рубка гидроакустики, командный пост связи и комплекс постов ГКП-КПКС, носовая электростанция, кубрик на 23 человека, посты РТВ, четырехместная каюта мичманов, 14- местный кубрик, вертолетные кладовые, ангар, кают-компания мичманов и, непосредственно под ВПП, помещение буксируемой ГАС «Вега» с подъемно-опускным устройством, закрывающимся с кормы специальной крышкой с гидравлическим приводом (300-326 шп.). Там же был размещен буксируемый акустический охранитель корабля с устройством для спуска и подъема. В румпельном отделении, под помещением буксируемой ГАС МГ-325 — рулевая машина, а в ахтерпике — боцманская кладовая.
На нижней палубе расположены различные кладовые, посты ГАС и СУ УЗРК, посты АСУ и стабилизации, погреб №5 авиационного боезапаса с торпедами АТ-1, керосинохранилище. На второй платформе — форпик, цепной ящик, посты гидроакустики, погреба РГБ-60 и ЗУР В-611, кладовые, рефрижераторные машины, отделения холодильных машин, посты РТВ. На первой платформе — посты ГАС и фундаменты двигателей ГТУ М5 носового машинного отделения с двумя маршевыми двигателями и двумя ГТГ-12,5А (124-147 шп.) и кормового машинного отделения с четырьмя основными двигателями и одним ГТГ-6А (178-205 шп.). Между ними — отделение успокоителей качки, а за КМО — кормовое отделение газотурбогенера- торов с двумя ГТГ-12,5А.
Офицеры корабля размещались в пяти одноместных блоках-каютах (в т.ч. двух «адмиральских» со всеми удобствами), в 21 двухместной каюте, в 1 трехместной и 1 четырехместной каютах. Имелась офицерская кают-компания на 44 посадочных места и кают-компания мичманов на 32 места. Мичманы и главстаршины размещались в двух двухместных, четырех четырехместных, двух пятиместных и в одной шестиместной каютах, а также в девяти- и десятиместных кубриках. Количество спальных мест: 54 офицерских, 64 мичманских. Старшинский и рядовой состав размещались в 12 кубриках на 320 мест (от 15 до 54 человек). Питание осуществлялось в две смены в столовой команды на 150 посадочных мест.
«Николаев», БПК проекта 1134Б «Беркут»