Крейсера проекта 58
Ракетные крейсера типа “Грозный” (проект 58) – 4 единицы
Первые ракетные крейсера советского ВМФ отличались огромной ударной мощью при малом водоизмещении и полном отсутствии броневой защиты. До 29.9.1962 г. числились эсминцами. На “Грозном”, “Варяге” и “Адмирале Головко” в ходе ремонта дополнительно установили 4×6 30-мм автомата АК-630.
“ГРОЗНЫЙ” (заводской № 780). 23.2.1960 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (“Северная верфь”) в Ленинграде и 17.9.1960 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 26.3.1961 г., вступил в строй 30.12.1962 г. и вошел в состав СФ. 5.10.1966 г. перечислен в состав КЧФ и 6.1,1984 г. – в состав ДКБФ. 12-15.8.1967 г. нанес визит в Варну и Бургас (Болгария), 29.1-4.2.1968т. – в Котор и Зеленину (Югославия), 20-27.7.1969 г. – в Гавану (Куба), 6-8.8.1969 г. – в Фор-де-Франс (Мартиника), 20-25.4.1972 г. – в Касабланку (Марокко), 2-7.7.1973 г.- в Марсель (Франция), 20-25.11.1974 г. – в Латакию (Сирия), 19-23.7.1984 г., 26-30.5.1985 г. и 18-23.7.1987 г.- в Гдыню (Польша), 5-8.10.1984 г., 7-11.10.1985 г. и 23-28.10.1987 г. – в Росток (ГДР) и 19-24.7.1988 г. – в Щецин (Польша). В период с 19.7.1976 г. по январь 1984 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт, 1.4.1989 г. вновь поставлен в Лиепае на капитальный ремонт/но 24.6.1991 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.1 2.1992 г. расформирован и в 1993 г. на базе “Главвторчермета” в Лиепае разделан на металл.
“СТЕРЕГУЩИЙ”, с 31.10.1962 г. – “ВЛАДИВОСТОК”, с 11.5.1964 г. – “АДМИРАЛ ФОКИН” (заводской № 781). 17.9.1960 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.10.1960г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 19.11.1961 г., вступил встрой 28.12.1964 г. и летом 1965 г. после перехода по Севморпути из Североморска во Владивосток вошел в состав ТОФ. 26.11-2.1 2.1968 г. нанес визит в Момбасу (Кения), 2-7.1.1969 г. – в Аден (Южный Йемен), 9-12.1.1969 г. – в Ходейду (Северный Йемен), 5-9.4.1969 г. – в Найроби, 19-23.4.1970 г. и 10-14.3.1977 г. – в Порт-Луи (Маврикий). 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1993 г. расформирован.
“ДОБЛЕСТНЫЙ”, с 18.12.1962 г. – “АДМИРАЛ ГОЛОВКО” (заводской № 782). 27.12.1960 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.4.1961 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 18.7.1962 г. вступил в строй 30.12.1964 г. и 22.1.1965 г. включен в состав СФ. С 1.6 по 31.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 22.3.1968 г. перечислен в состав КЧФ. 8-13.5.1970 г. нанес визит в Алжир, 3-7.8.1972 г. – в Констанцу (Румыния), 21-26.8.1975 г. – в Тунис и 22-27.6.1978 г. – в Латакию (Сирия). В период с 4.6.1982 г. по 1.3.1989 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт.
“СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ”, с 31.10.1962 г. – “ВАРЯГ” (заводской № 783). 5.8.1961 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 13.10.1961 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 7.4.1963 г., вступил в строй 20.8.1965 г. и 23.9.1965г. включен в состав КТОФ. 10-14.10.1981 г. нанес визит в Дананг (Вьетнам). 19.4.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 21.5.1991 г. расформирован. В период службы носил гвардейский флаг, унаследованный от ЭМ “Сообразительный” проекта 7-У ЧФ.
Водоизмещение: полное – 5330 стандартное – 4300 т длина – 142,3 м ширина – 4,3 м осадка – 5,1 м Мощность ПТУ – 2х46000 л.с. скорость хода: максимальная – 36 экономическая – 14,5 уз дальность плавания экономическим ходом – 6000 миль. Вооружение: 2х4 ПУ ПКРК П-35 (16 ракет), 1х2 ПУ ЗРК “Волна” (16 ракет), 2х2 76,2 мм АК-726 орудия, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 2х3 533-мм ТА. Экипаж – 304 человека, в том числе 25 офицеров.
Ракетные крейсера Проект 58, тип «Грозный»
Количество
4 единицы
Постройка
Ленинград, ССЗ №190 им.А.А. Жданова (с 1962 ССЗ им.А.А. Жданова)
Наименование
Заводской | Заложен | Спущен на воду | Вступление в строй | Примечание | |
Грозный | №780 | 23.02.1960 | 26.03.1961 | 30.12.1962 | |
Стерегущий | №781 | 5.10.1960 | 19.11.1961 | 28.12.1964 | с 31.10.1962 — Владивосток, с 11.05.1964 — Адмирал Фокин |
Доблестный | №782 | 20.04.1961 | 18.07.1962 | 30.12.1964 | с 18.12.1962 — Адмирал Головко |
Сообразительный | №783 | 13.10.1961 | 7.04.1963 | 20.08.1965 | с 31.10.1962 — Варяг |
До 29.09.1962 классифицировались как эскадренные миноносцы
Тактико-технические данные
Водоизмещение, т: | |
стандартное: | 4350 |
полное: | 5400 |
Размеры, м: | |
длина: | 142,7 |
ширина: | 16 |
осадка: | 5,01 |
Скорость полного хода, уз: | 34,5 |
Дальность плавания: | 4500 миль (14,3 уз), 3500 миль (18 уз), 1500 миль (34 уз) |
Автономность, сут: | 10 |
Силовая установка: | 2х45000 л.с., ГТЗА ТВ-12, 2 ВФШ, 2 ТГ по 750 кВт, 2 ДГ по 500 кВт |
Вооружение: | 2х4 ПУ СМ-70 ПКРК П-35 (16 ПКР 4К44) — СУ «Бином» 1х2 ПУ ЗИФ-102 ЗРК М-1 «Волна» (16 ЗУР В-600 (4К90)) — СУ 4Р90 «Ятаган» 2х2 76 мм АК-726 (1250 выстрелов) — 2 СУ МР-105 «Турель» 2х1 45 мм 21КМ 2х3 533 мм ТТА-53-57бис (6 торпед СЭТ-53, 53-57) — ПУТС «Зуммер» 2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (96 РГБ-60) — ПУСБ «Буря» ВПП для вертолета Ка-25 |
РТВ: | 2 РЛС общего обнаружения МР-300 «Ангара», РЛС РТР «Бизань-4Д», РЛС РТР МРП-11-12, 2 РЛС РТР МРП-13-14, 2 РЛС РТР МРП-15-16 «Залив», 2 РЛС РЭБ «Краб-11», 2 РЛС РЭБ «Краб-12», РЛС РЭБ «Взрыв» (Грозный), НРЛС «Дон», аппаратура госопознавания: 2 запросчика «Никель-КМ», 2 ответчика «Хром-КМ», радиопеленгатор «Визир-1», ГАС ГС-572 «Геркулес-2М» |
Экипаж, чел: | 304 (25 офицеров) |
Общий вид
Общий вид ракетного крейсера пр.58
Модернизации проекта
ПКРК «Прогресс» (16 ПКР 4М44) вместо П-35 ЗРК М-1 «Волна» модернизируется в «Волна-П» в 1974-75 ЗРК «Волна-П» модернизируется в «Волна-Н» (ЗУР В-601М) Установлены 4х6 30 мм АК-630 (3000 выстрелов) — 2 СУ МР-123 «Вымпел-A» РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» вместо МР-300 «Ангара»: Грозный, Стерегущий в 1975 Установлена РЛС РЭБ МР-262 «Ограда-1» Установлены 2 РЛС ЦУ «Успех-У»: Грозный в 1975, Адмирал Фокин в 1980 Аппаратура госопознавания «Пароль» вместо 2 запросчика «Никель-КМ», 2 ответчика «Хром-КМ» Добавлена 2-я НРЛС «Дон»
Распределение по флотам
СФ
: Грозный (с 5.10.1966
ЧФ
, с 6.01.1984
БФ
), Адмирал Головко (с 22.03.1968
ЧФ
)
ТОФ
: Сообразительный, Адмирал Фокин
Бортовые номера
Грозный: 898(1962), 239(1965), 261, 843, 846, 841(1967), 854(1969), 943(1969), 859(1969), 841(1971), 851(1973), 847(1973), 855(1975), 856(1975), 179(1978), 147(1981), 107(1982), 121(1983), 155(1984), 179(1984), 145(1988), 152(1991), 810, 858, 860, 170 Адмирал Головко: 810(1967), 853(1968), 852(1969), 857, 851(1975), 019(1978), 845(1978), 847(1979), 121(1979), 118(1981), 844(1982), 110(1984), 105(1990), 118(1994), 849, 854, 859, 130, 170, 485 Варяг: 343(1965), 280(1965), 621(1966), 822(1967), 835(1968), 830(1970), 835(1972), 836(1974), 015(1976), 049(1981), 047(1981), 043(1985), 012(1987), 032(1990), 641, 821, 079 Адмирал Фокин: 336(1964), 176(1966), 641(1968), 823(1968), 831(1969), 835(1971), 822(1976), 019(1977), 845(1980), 120(1981), 022(05.1987), 017(05.1990)
Списание
1990 — Варяг (19.04) 1991 — Грозный (24.06) 1993 — Адмирал Фокин (30.06) 2002 — Адмирал Головко (13.11)
Экспорт
—
Корабли [ править ]
Корабли были заказаны в 1956 г., заложены в 1960–1961 гг. Все четыре корабля построены на Ждановской верфи в Ленинграде. Первоначально классифицированные как эсминцы и получившие традиционные названия эсминцев, они были переименованы в ракетные крейсеры и переименованы в сентябре 1962 года. Всего было запланировано 16 кораблей, но в итоге было построено только четыре, по одному для каждого флота (Балтийский, Тихоокеанский, Арктический, Черноморский) . В частности, это было вызвано изменением приоритета, направленным на противолодочную войну, а также на увеличение веса кораблей. За этим классом последовали более крупные корабли Kresta I-класса, разделяющие основную конструкцию, но оптимизированные в первую очередь для противолодочной войны.
- Грозный
(Грозный) (Грозный)
Заложен 23 февраля 1960 г. Спущен на воду 26 марта 1961 г. Завершено 30 декабря 1962 г. Служил на Балтийском флоте. Сдан на слом 1991
- Адмирал Фокин
(
Адмирал Фокин
)
Заложен как Стерегущий
5 октября 1960 г. Спущен на воду 19 ноября 1961 г. Завершено в 1964 г. Служил на Тихоокеанском флоте. Списан 1993
- Адмирал Головко
(
Адмирал Головко
)
Заложен в Doblestnyy
(доблестный) 20 апреля 1960 Спущен на воду 18 июля 1962 г. Переименован 31 октября 1962 года в честь Арсения Головко. Завершено в 1964 г. С 1995 по 1997 год он служил флагманом Черноморского флота, а в 2002 году был выведен из эксплуатации и выведен из эксплуатации.
- Варяг (Варяг)
Заложен как Сообразительный
13 октября 1961 г. Спущен на воду 7 апреля 1963 г. Завершено в 1965 г. Служил на Тихоокеанском флоте. Списан в 1990 году. Этот корабль был показан в документальном фильме советского телевидения в конце 1970-х годов. Планировалось сохранить ее как музей.
Дизайн [ править ]
Крейсер типа Kynda в разгар холодной войны, 1985 год. Адмирал Головко
в Средиземном море
Спецификации (ТТЗ на русском [ необходимы разъяснения
] ) для этого класса были выпущены в 1956 году.
Основное вооружение — две обучаемые счетверенные противокорабельные ракетные установки СС-Н-3; один вперед один на корме. На борту находился один комплект перезаряжаемых ракет (всего 16 ракет). Оборонительное вооружение состояло из спаренной пусковой установки СА-Н-1 впереди и двух спаренных 76-мм орудий на корме. Также были установлены две противолодочные ракетные установки РБУ-6000 и два тройных 533-миллиметровых (21,0 дюйма) торпедных аппарата. В начале 1980-х корабли были переоборудованы четырьмя 30-миллиметровыми (1,2 дюйма ) орудиями системы ближнего боя (CIWS).
В состав машинного оборудования входили паровые турбины высокого давления в системе агрегатов с чередованием котельных и турбинных.
Подгонка электроники состояла из:
Радар:
- МР-500 Кливер воздушный поиск
- МР-302 Рубка поиск поверхности
- Дон ДонКай навигация
Сонар:
- ГАЗ-372 Геркулес-2М корпусной
Другие системы:
- Залив ЕСМ
- Краб ECM
- Успех-У авиационная связь
- Ятаган SA-N-1 система управления огнем (Peel Group SA-N-1 Target Acquisition / Target Tracking / Missile Guidance (TA / TT / MG)
- Управление огнем MR105 AK-726 (Hawk Screech) Управление огнем для 76-мм орудий
- Управление огнем Бином П35 Прогресс
Семь лучших ракетных крейсеров Холодной войны
Во второй половине ХХ века на карте мира появилось 180 независимых государств, однако из этого дикого разнообразия стран и народов, мощный океанский флот имелся только у двух сверхдержав – Советского Союза и США. Например, никто, кроме нас и американцев, массово не строил ракетные крейсеры. Еще четыре европейские страны, ради поддержания былого статуса «морских держав», делали усилия по созданию собственных ракетных крейсеров, но все их попытки завершились постройкой единственного корабля с преимущественно американским вооружением и системами. «Корабли престижа», не более того.
Пионерами в области создания ракетных крейсеров были американцы – уже к концу 40-х годов их военная промышленность создала первые боеспособные ЗРК, пригодные для установки на корабль. В дальнейшем судьба ракетных крейсеров ВМС США определялась исключительно эскортными функциями в составе авианосных группировок; американские крейсера никогда не рассчитывались на серьезный морской бой с надводными кораблями.
Но особенно уважали ракетный крейсера в нашей стране: за время существования СССР на просторах Мирового океана появились десятки самых разных конструкций: тяжелые и легкие, надводные и подводные, с обычной или ядерной силовой установкой, существовали даже противолодочные крейсера и крейсера-авианосцы! Неслучайно ракетные крейсера превратились в главную ударную силу ВМФ СССР.
В общем смысле, понятие «советский ракетный крейсер» подразумевало крупный многоцелевой надводный корабль с мощным противокорабельным ракетным комплексом.
История о семи лучших ракетных крейсерах – всего лишь краткий экскурс в морскую историю, связанный с развитием этого уникального класса боевых кораблей. Автор не считает себя вправе расставлять какие-либо конкретные оценки и создавать рейтинг «лучших из лучших». Нет, это будет всего лишь рассказ о самых выдающихся конструкциях эпохи Холодной войны с указанием их известных достоинств, недостатков и интересных фактов, связанных с этими машинами смерти. Впрочем, характер подачи материала поможет читателю самостоятельно определить, кто из этой «великолепной семерки» все-таки достоин высшего пьедестала.
Ракетные крейсера типа «Олбани»
1944/1962 гг. Полное водоизмещение 17 500 тонн. Экипаж 1200 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 9000 миль (на 15 уз.). Вооружение: — ЗРК большой дальности Talos (2 ПУ, боезапас 104 ракеты); — ЗРК малой дальности Tartar (2 ПУ, боезапас 84 зенитные ракеты); — противолодочный ракетный комплекс ASROC (боезапас 24 ракетоторпеды); — 8 межконтинентальных баллистических ракет «Полярис» (так и не были установлены); — два универсальных орудия калибра 127 мм.
Три американских страшилища, перестроенные из тяжелых крейсеров Второй мировой. После первых успешных опытов с ракетным оружием ВМС США решились на глобальную модернизацию артиллерийских крейсеров типа «Балтимор» — с кораблей демонтировали все вооружение, срезали надстройку и разворотили им внутренности. И вот, через 4 года, на морские просторы вышел невероятный «громила» с высоченной надстройкой и мачто-трубами, усеянными секретным радиоэлектронным оборудованием. О том, что этот корабль когда-то был тяжелым артиллерийским крейсером типа «Балтимор», напоминала лишь форма носовой оконечности.
Несмотря на свой уродливый облик, «Олбанская серия» крейсеров представляла собой крутые боевые корабли, способные обеспечить в ближней зоне качественную противовоздушную оборону авианосных соединений (по меркам тех лет) — дальность огня ЗРК Talos составляла более 100 км, а две сотни ракет на борту позволяли продолжительное время отбиваться от авиации противника.
Достоинства: — 15-сантиметровый броневой пояс, доставшийся в наследство от тяжелого крейсера «Балтимор», — 8 РЛС управления огнем, — большая высота установки радаров,
Недостатки: — отсутствие ударного вооружения, — надстройки из алюминиевых сплавов, — архаичная, в целом, конструкция.
Тяжелый артиллерийский крейсер типа «Балтимор» — вот так выглядели «Олбанские крейсера» до модернизации
Ракетные крейсера типа «Белкнап»
1964 г. Полное водоизмещение 8 000 тонн. Экипаж 380 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 7000 миль (на 20 уз.). Вооружение: — универсальная пусковая установка Мk.10 (80 зенитных и противолодочных ракет); — автоматизированная артиллерийская установка Mk.42 калибра 127 мм; — 3 беспилотных противолодочных вертолета DASH (впоследствии заменены на обычный вертолет SH-2 «Си Спрайт»); — два вспомогательных орудия калибра 76 мм (впоследствии заменены на зенитные автоматы «Фаланкс»); — 8 противокорабельных ракет «Гарпун» (добавлены после модернизации в начале 1980-х).
Серия из 9 легких эскортных крейсеров, на которых возлагались большие надежды – уже при рождении крейсера типа «Белкнап» получили универсальный комплекс морского оружия, в том числе оригинальную компьютеризированную БИУС, беспилотные вертолеты и новую подкилевую гидроакустическую станцию AN/SQS-26, будто бы способную услышать винты советских лодок за десятки миль от борта корабля.
В чем-то корабль себя оправдал, в чем-то нет, например, дерзкий проект беспилотного вертолета DASH оказался малопригоден для реального применения в открытом море – слишком несовершенны были системы управления. Пришлось расширять ангар и вертолетную площадку под базирование полноценного противолодочного вертолета. Примечательно, что после недолгого исчезновения, на корабль вновь вернулись орудия калибра 127 мм – полностью отказываться от артиллерии американские моряки так и не решились.
В 60…70-е годы крейсера этого типа регулярно патрулировали у побережья Вьетнама, обстреливая зенитными ракетами северовьетнамские МиГи, неосторожно залетевшие в зону поражения крейсеров. Но прославился «Белкнап» отнюдь не ратными подвигами – в 1975 году головной корабль этого типа был раздавлен в Средиземном море авианосцем «Джон Кеннеди».
Крейсеру дорого обошлась его навигационная ошибка – полетная палуба авианосца буквально «срезала» все надстройки, а сверху на искореженные останки корабля обрушился керосиновый ливень из разорванных топливных магистралей авианосца. Последовавший затем восьмичасовой пожар полностью уничтожил крейсер. Восстановление «Белкнапа» было чисто политическим решением, иначе столь глупая гибель корабля могла подорвать престиж ВМС США.
Достоинства «Белкнапа»: — компьютеризированная боевая информационно-управляющая система NTDS; — наличие на борту вертолета; — малые размеры и стоимость.
Недостатки: — единственная пусковая установка, выход из строя которой оставлял корабль по существу безоружным; — пожароопасные алюминиевые надстройки; — отсутствие ударного вооружения (что, впрочем, продиктовано назначением крейсера).
Сгоревший «Белкнап»
Ракетные крейсера проекта 58 (шифр «Грозный»)
1962 г. Полное водоизмещение 5 500 тонн. Экипаж 340 человек. Полный ход – 34 узла. Дальность плавания – 3500 миль (на 18 уз.). Вооружение: — противокорабельный комплекс П-35 (2 ПУ, боезапас 16 ПКР); — ЗРК малой дальности М-1 «Волна» (16 зенитных ракет); — два автоматических спаренных орудия калибра 76 мм; — 6 торпед калибра 533 мм; — 2 х 12 реактивные пусковые установки РБУ-6000; — вертолетная площадка
Любимый корабль Никиты Хрущева. Маленький советский крейсер с колоссальной для своих размеров ударной мощью. Первый в мире боевой корабль, оснащенный противокорабельными ракетами. Даже невооруженным взглядом заметно, насколько малыш был перегружен оружием – согласно планам тех лет, «Грозному» предстояло практически в одиночку нести вахты в дальних широтах Мирового океана. Мало ли какие задачи могут возникнуть перед советским крейсером – «Грозный» должен быть готов ко всему!
В результате на борту корабля появился универсальный комплекс оружия, способный бороться с любыми воздушными, надводными и подводными целями. Очень высокая скорость хода – 34 узла (более 60 км/ч), универсальная артиллерия, оборудование для приема вертолета… Но особенно впечатлял противокорабельный комплекс П-35 – восемь четырехтонных болванок, способных в любой момент сорваться с направляющих и унестись за горизонт на сверхзвуковой скорости (дальность стрельбы – до 250 км).
Несмотря на сомнения в возможностях дальнего целеуказания для П-35, мощное радиоэлектронное противодействие и зенитный огонь со стороны американских АУГ, крейсер представлял смертельную угрозу для любой эскадры противника – одна из четырех ракет каждой пусковой установки была с мегатонным «сюрпризом».
Достоинства: — исключительно высокое насыщение огневыми средствами; — великолепный дизайн.
Недостатки: Большинство недостатков «Грозного» было так или иначе связано с желанием конструкторов разместить максимум оружия и систем в ограниченном корпусе эсминца. — малая дальность плавания; — слабая ПВО; — несовершенные системы управления оружием; — пожароопасная конструкция: алюминиевая надстройка и синтетическая отделка внутренних помещений.
Морская мощь СССР
Ракетный крейсер «Лонг Бич»
1961 г. Полное водоизмещение 17 000 тонн. Экипаж 1160 человек. Полный ход – 30 узлов. Дальность плавания – 360 000 миль. Вооружение: — ЗРК средней дальности Terrier (2 ПУ, боезапас 102 ракеты) — ЗРК большой дальности Talos (1 ПУ, боезапас 52 ракеты) — противолодочный ракетный комплекс АSRОС (боезапас 24 ракетоторпеды) — два универсальных орудия калибра 127 мм; — два зенитных автомата «Фаланкс», 8 ПКР «Гарпун», 8 КР «Томагавк» (модернизация в начале 1980-х).
Первый в мире атомный крейсер, несомненно, достоин упоминания в списке лучших кораблей ХХ века. По совместительству, «Лонг Бич» стал первым в мире ракетным крейсером специализированной постройки – все предшествующие конструкции (ракетные крейсера типа «Бостон» и т.д.) были всего лишь импровизацией на базе артиллерийских крейсеров Второй мировой.
Корабль получился шикарный. Три ракетных системы различного назначения. Необычная «коробчатая» форма главной надстройки, продиктованная установкой фазированных радаров SCANFAR, тоже уникальных радиотехнических систем своего времени. Наконец, ядерное сердце крейсера, позволявшее повсюду сопровождать атомный авианосец «Энтерпрайз», для взаимодействия с которым и создавалось это чудо.
Однако за все это было заплачена невероятная цена – 330 миллионов долларов (около 5 млрд. по нынешнему курсу!), кроме того, несовершенство ядерных технологий не позволило в 50-е годы создать компактную ЯСУ необходимой мощности – крейсер стремительно «разрастался» в размерах, достигнув, наконец, 17 тысяч тонн. Слишком много для корабля сопровождения! Вдобавок выяснилось, что «Лонг Бич» не имеет возможности реализовать свое преимущество на практике. Во-первых, автономность корабля ограничена не только запасами топлива. Во-вторых, в свите авианосца находилось множество кораблей с обычными силовыми установками, что затрудняло быстрое движение атомного крейсера.
«Лонг Бич» честно прослужил 33 года. За это время он оставил за кормой миллион морских миль, успев при этом повоевать во Вьетнаме и Ираке. Ввиду своей исключительной сложности и стоимости, он так и остался одиноким «белым слоном» флота, однако, оказал немалое влияние на развитие мирового кораблестроения (в том числе на рождение нашего следующего «героя»).
Достоинства «Лонг Бич»: — неограниченная автономность по запасам топлива; — радары с ФАР; — универсальность.
Недостатки: — чудовищная стоимость; — меньшая живучесть по сравнению с обычными крейсерами.
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144.2 (шифр «Орлан»)
1998 г. Полное водоизмещение 26 000 тонн. Экипаж 635 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – не ограничена запасами топлива. Вооружение: — противокорабельный комплекс «Гранит» (20 ПУ, боезапас 20 ракет); — ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» ( 6 ПУ, боезапас 48 ракет); — ЗРК большой дальности С-300ФМ «Форт-М» (6 ПУ, боезапас 46 ракет); — ЗРК малой дальности «Кинжал» (12 ПУ, боезапас 128 ракет); — противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 20 ракетоторпед); — одна спаренная автоматизированная артиллерийская установка калибра 130 мм; — 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик»; — три реактивных бомбомета; — три вертолета.
Для сравнения был выбран ТАВКР «Петр Великий» — последний и самый совершенный из тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Орлан». Настоящий Имперский крейсер с потрясающим набором оружия – на его борту собран весь спектр систем, стоящих на вооружении ВМФ России.
Теоретически, в бою один на один, «Орлану» нет равных среди всех кораблей мира – огромный океанский киллер сможет разобраться с любым противником. На практике ситуация выглядит гораздо интереснее – тот противник, против которого создавались «Орланы», по одиночке не ходит. Что ожидает «Орлан» в реальном бою с авианосцем и его эскортом из пяти ракетных крейсеров? Славные Гангут, Чесма или страшный Цусимский погром? Никто не знает ответ на этот вопрос.
Появление первого «Орлана» в 1980 году немало взбудоражило весь мир – помимо циклопических размеров и богатырской стати, советский тяжелый крейсер стал первым в мире боевым кораблем с подпалубными системами вертикального запуска. Немало страхов вызвал зенитный комплекс С-300Ф – ничего подобного в то время просто не существовало ни в одной стране мира.
По факту, первым кораблем с установленным экспериментальным комплексом С-300Ф был БПК «Азов». Кроме того, направляющие С-300Ф установлены не совсем вертикально, а под углом 5° к нормали во избежание падения ракеты на палубу при отказе стартового двигателя.
Как и в случае с американским «Лонг Бич», при обсуждении «Орлана» часто звучит мнение об адекватности создания такого Чуда. Во-первых, для уничтожения АУГ привлекательнее выглядят атомные подводные ракетоносцы пр. 949А. Скрытность и защищенность субмарины больше на порядок, стоимость меньше, при этом залп 949А – 24 ракеты «Гранит».
Во-вторых, 26 тыс. тонн водоизмещения – прямое следствие наличия ядерных реакторов, которые не дают никаких реальных преимуществ, лишь зря занимая пространство, усложняя обслуживание и ухудшая живучесть корабля в бою. Можно предположить, что без ЯСУ водоизмещение «Орлана» уменьшилось бы наполовину. Кстати, парадоксальное совпадение, белоголовый орлан – национальная эмблема США!
Ракетный крейсер типа «Тикондерога»
1986 г. Полное водоизмещение 10 000 тонн. Экипаж 390 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 20 уз.). Вооружение: — 122 вертикальные пусковые установки Mk.41 (запуск практически всех типов ракет, стоящих на вооружении ВМС США, за исключением баллистических ракет подводного базирования); — 8 противокорабельных ракет «Гарпун»; — две облегченные универсальные артиллерийские системы Mk.45 калибра 127 мм; — шесть противолодочных торпед калибра 324 мм; — два зенитных автомата «Фаланкс»; — две автоматические пушки «Бушмастер» калибра 25 мм.
«Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” — at sea!» — «Берегись адмирал Горшков: Иджис — в море!» — именно с таким сообщением вышла в море первая «Тикондерога» — неказистый снаружи корабль, с современнейшей электронной начинкой. Для сравнения был выбран крейсер CG-52 «Банкер Хилл» — головной корабль второй серии «Тикондерог», оснащенных УВП Mk.41.
Продуманный до мелочей современный корабль с уникальными системами управления огнем. Крейсер по-прежнему ориентирован на обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны авианосных соединений, однако может самостоятельно наносить массированные удары по берегу с помощью крылатых ракет «Томагавк», количество которых на борту может достигать сотни единиц.
Изюминка крейсера – боевая информационно-управляющая система «Иджис». Вкупе с неподвижными фазированными полотнищами радара AN/SPY-1 и 4 радарами управления огнем, компьютеры корабля способны одновременно отслеживать до 1000 воздушных, надводных, и подводных целей, при этом проводить их автоматическую селекцию и, в случае необходимости, атаковать 18 наиболее опасных объектов. При этом энергетические возможности AN/SPY-1 таковы, что крейсер способен обнаруживать и атаковать даже точечные быстродвижущиеся цели на низкой околоземной орбите.
Достоинства «Тикондероги»: — невиданная прежде универсальность при минимальных затратах; — огромная ударная мощь; — возможность решения задач ПРО и уничтожения спутников на низких орбитах;
Недостатки «Тикондероги»: — ограниченные размеры, и, как следствие, опасная перегруженность корабля; — широкое применение алюминия в конструкции крейсера.
Ракетный крейсер пр. 1164 (шифр «Атлант»)
1983 г. Полное водоизмещение 11 500 тонн. Экипаж 510 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 18 уз.). Вооружение: — противокорабельный ракетный комплекс П-1000 «Вулкан» (8 спаренных ПУ, боезапас 16 ракет); — зенитный ракетный комплекс С-300Ф «Форт» (8 барабанных ПУ, боезапас 64 ракеты); — два зенитных ракетных комплекса малой дальности «Оса-МА» (2 балочных ПУ, боезапас 40 ракет); — противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 10 ракетоторпед); — одна спаренная автоматизированная артиллерийская установка калибра 130 мм; — три батареи автоматических зениток АК-630 (всего 6 орудий + 3 РЛС управления огнем); — два реактивных бомбомета; — противолодочный вертолет и ангар для его длительного хранения.
При в 2,25 раза меньшем водоизмещении, чем огромный атомный «Орлан», крейсер «Атлант» сохраняет 80% его ударной мощи и до 65% его зенитного вооружения. Другими словами, вместо постройки одного суперкрейсера «Орлан», можно построить два «Атланта»! Два ракетных крейсера «Атлант», это, между прочим, 32 сверхзвуковые ПКР «Вулкан» и 128 зенитных ракет С-300Ф. А также 2 вертолетные площадки, 2 артиллерийские установки АК-130, два радара «Фрегат» и две гидроакустические станции. И это все вместо одного «Орлана»! Т.е. напрашивается очевидный вывод – ракетный крейсер пр. 1164 и есть та самая «золотая середина» между размерами, стоимостью и боевыми возможностями корабля.
Даже несмотря на общее моральное и физическое устаревание этих крейсеров, заложенный в них потенциал настолько высок, что позволяет «Атлантам» до сих пор действовать на равных с самыми современными зарубежными ракетными крейсерами и эсминцами УРО. Например, не имеющий аналогов комплекс С-300Ф – даже современные зенитные ракеты ВМС США, ввиду ограниченных размеров стандартных ячеек УВП Mk.41, уступают по энергетическим характеристикам ракетам комплекса «Форт» (проще говоря – они вдвое легче и вдвое медленнее).
Что ж, остается пожелать, чтобы легендарный «оскал социализма» как можно чаще модернизировался и как можно дольше оставался на боевой службе.
Достоинства «Атланта»: — сбалансированная конструкция; — отличная мореходность; — ракетные комплекс С-300Ф и П-1000.
Недостатки: — единственная РЛС управления стрельбой комплекса С-300Ф; — отсутствие современных ЗРК самообороны; — чрезмерно сложная конструкция ГТУ.
Мальтийский закат, ноябрь 1989 г. Видна корма крейсера «Слава», на переднем плане — носовая оконеченность крейсера «Белкнап»