Главная » Реальная история » История Войн » Охота на охотников. Американские субмарины против эсминцев Императорского флота
История Войн
byakin 04.06.2019 1615
15
в Избранноев Избранномиз Избранного 8
Вы знаете, как гибнут наши корабли один за другим. Боевой «Самидаре» потоплен подводной лодкой! Вы понимаете – лодка топит эсминец! Мышь съедает кота! Хара Тамеити. «Одиссея самурая»
Аналитики разведки ВМС США в ходе войны на Тихом океане подарили своему флоту ряд верных стратегических решений. Среди таковых – направление весной 1944 г. усилий подводного флота на уничтожение японских эсминцев. Вот что об этом пишет Теодор Роско [1]:
«Значение миноносца как объекта атаки [субмарин] никогда не было особенно большим. Уничтожая корабли во время войны на истощение, подводные лодки предпочитали атаковать танкеры или транспорты…
…Некоторые факторы указывали на то, что общие потери эскадренных миноносцев японского флота вызвали серьезную нехватку в них и что противник испытывает сильное затруднение в использовании этих кораблей для охраны конвоев и в качестве эскортов для военных кораблей. Исходя из этой информации, командующий американским флотом издал директиву, в которой указывалось, что главной задачей подводных лодок после уничтожения авианосцев, линкоров и крейсеров является уничтожение миноносцев, а не торговых судов. Директива не была опубликована, но на нее обращалось серьезное внимание в секретных документах».
Анализ кампании 1944 г. свидетельствует: директива адмирала Кинга, объявившая «сезон охоты» на эсминцы, имела гораздо более значимые последствия, чем это может показаться.
Первые в мире под водой
В 1775 году в Америке бушевала война за независимость и в её период Дэвид Бушнелл построил «Черепаху», первая субмарина, которая применялась в боевых действиях. Но сама история подводного флота началось почти на 100 лет позже, в 1862 году, когда USS «Alligator» была зачислена в строй флота. Строительство началось в первый день ноября 1861 года, правительство предъявило требование: построить судно за 40 дней. Несмотря на это, строительство затянулось и первый спуск на воду состоялся лишь 1 мая 1862 года. Если обратить внимание на современное достояние американцев в этом роде войск, то невозможно даже представить насколько малы были размеры «Аллигатора», длина/ширина/высота составляли 14/1,37/1,83 метров. А вооружена субмарина была лишь двумя шестовыми минами.
Так и не было войны
Сэмюель Дю Пон был заинтересован в использовании «Аллигатора», поэтому попросил отбуксировать подлодку в Южную Каролину. За эту миссию взялся пароход USS «Sumpter», за время плавания случился непредсказуемый инцидент, погода резко ухудшилась и начался шторм. Привязанная субмарина могла потопить корабль, который её буксировал, таким образом, было принято решение оборвать все тросы и бросить корабль на волю морской пучине. 2 апреля 1863 года подлодка утонула не далеко от мыса Хаттерас, именно там она лежит и в настоящем времени. «Аллигатор» не прошел боевое крещение, так как за время своей жизни, так и не поучаствовала в военных действиях. Но несмотря на это, судно множество раз привлекало художников и писателей, о которых были написаны несколько произведений искусства.
Боевое крещение
Впервые, американцы успешно применили подводный флот в 17 февраля 1854 года. Тогда подводная лодка «H. L. Hunley» атаковала вражеский корабль, разбив его, после чего экипаж подлодки подал сигнал на землю о возвращении, но после долгих ожиданий субмарина так и не вернулась. Она затонула на том же месте, где осуществила нападение. До сей поры идут споры о том, что же случилось с «Ханли». Основная версия гласит, что все члены экипажа погибли от ударной волны мины, которая взорвалась не далеко от судна.
Субмарины против эсминцев: 1941-1943 гг.
В первые два года войны командиры американских подводных лодок не слишком преуспели в уничтожении японских эсминцев.
В 1941 г. на Тихоокеанском ТВД потопить японский эсминец смогла только голландская субмарина K-XVI, которой командовал капитан 3 ранга Луис Ян Ярман. Это произошло 24 декабря в районе о. Саравак. На «Сагири» (тип «Фубуки»), пораженном единственной торпедой, взрывом кормовых погребов оторвало оконечность, и корабль быстро отправился на дно.
1942 год показал, что театр слишком велик, чтобы любая из полсотни наличных американских лодок могла встретить какой-нибудь из сотни японских эсминцев. А штабы трех американских соединений субмарин, действующих на театре, никак не могли понять, где именно следует искать корабли противника. Успешные атаки американских подводников в течение всего 1942 г. практически всегда были делом случая. Именно случайно одна из таких атак могла дать ВМС США «убийцу эсминцев» на два года раньше, чем это прозвище закрепилось за субмариной «Хардер».
Лейтенант-коммандер Гилмор, командуя лодкой «Гроулер», 29 июня 1942 г. вышел из Перл-Харбора в патрулирование к Алеутам. И для лодки, и для ее командира это был первый военный поход.
5 июля лодка находилась в районе о. Кыска. Около 04:00 (едва начало светать), когда «Гроулер», используя радиолокационную станцию воздушного обнаружения (для определения места по вершинам гор) и эхолот, шла ко входу в гавань Кыски, Гилмор обнаружил три корабля, которые, как он полагал, выходили из нее. Стоявший туман сильно затруднял наблюдение, потому уверенности в достоверности полученных сведений не было. Понадобилось еще два часа сближения, чтобы обнаружить три японских эсминца, стоявших на якоре. «Араре», «Касуми» и «Сирануи» только что пришли к острову, сопровождая гидроавианосец «Тиёда» и транспорт «Аргентина-мару». Последние – весьма крупные корабли – не были замечены Гилмором, поскольку стояли ближе к берегу и разгружались.
Противник обнаружил лодку, и стрелять Гилмору пришлось, экстренно погружаясь. Он атаковал все три цели четырьмя торпедами и добился трех попаданий. Японцы успели выпустить по «Гроулеру» две торпеды, которые, по докладу Гилмора, прошли уже над лодкой. А вот времени дать ход у эсминцев не было.
«Касуми» взрывом оторвало носовую оконечность, экипаж потерял 10 чел. Одна из двух торпед, предназначенных «Сирануи», прошла мимо, но другая попала под первую трубу, вызвав значительные разрушения корпуса и убив трех моряков. Пораженный в середину корпуса «Араре» взорвался и затонул, унеся с собой 104 чел..
Лодка подверглась атаке глубинными бомбами [2], и Гилмор ретировался. По возвращении он доложил о трех потопленных эсминцах, но штаб подводных сил засчитал ему два. Хотя на самом деле погиб только «Араре», два остальных корабля получили очень серьезные повреждения. Японцы довели «Касуми» и «Сирануи» к родным берегам, но ремонт калек продолжался соответственно до июня и ноября 1943 г..
Эта история даёт представление о том, каким образом отдельным подводникам удалось добиться их выдающихся результатов. Гилмор действительно имел возможность записать на свой счет сразу три эсминца, но его шансы на такое достижение были бы принципиально ниже, повстречай он те же корабли на ходу в открытом море. При всем уважении к американскому командиру, в данном случае ему сильно подыграла Фортуна.
Победы подводных лодок США над эсминцами в 1942 г. показательны по своей географии и хронологии: три из четырех кораблей этого класса, уничтоженных подводниками, пошли на дно в летнее время в северной части ТВД: «Наутилус» 25 июня в 60 милях юго-восточнее Йокосуки потопила «Ямакадзе», следовавший в одиночку из Оминато; «Тритон» 4 июля недалеко от о. Агатту (Алеуты) отправила на дно «Ненохи»; «Гроулер» уничтожила «Араре». Кроме этого, лишь «Нацусио», современный корабль типа «Кагеро», стал жертвой S-37 (в строю с 1923 г.). Это произошло 8 февраля в Яванском море, у Макассара.
Очевидно, что в северных водах эсминцы были в числе совершенно немногочисленных целей, и командиры подлодок не проявляли ни особой разборчивости, ни излишней осторожности. Зимой же в этих широтах количество целей по погодным причинам принципиально снижалось, усложнялись условия для атак субмарин. «Нацусио» же, как и незадолго до него «Сагири», оперировал в водах, где устаревшие лодки Азиатского флота США пытались сделать хоть что-то, чтобы «подороже продать» японцам Филиппины и Ост-Индию.
Что же остальные американские субмарины?
В 1942 г. многие из них привлекались в «завесы» на пути японского флота, сравнительно часто выходившего на крупные сражения, что к положительным результатам приводило крайне редко. Кроме того, американские подводники переживали проблемы со взрывателями торпед, а атаки, проводимые по довоенным канонам (по данным гидроакустики с предельных дистанций), в реальных условиях оказались бесполезными.
Ситуация начала улучшаться только к концу 1942 года. В Перл-Харбор стали прибывать новые субмарины типа «Гэтоу», более старые лодки постепенно выводились из состава действующего флота. Менялся командный состав: недостаточно агрессивные командиры заменялись более молодыми и менее осторожными. В августе 1942 г. на лодках появился новый поисковый радар SJ. Наконец, командование подводных сил стало больше доверять данным разведки.
Результаты 1943 года оказались также не слишком впечатляющими. Подлодки США за год потопили пять японских эсминцев, но успешные атаки произошли в совершенно разбросанных по ТВД точках, подтверждая тезис о том, что целенаправленно и гарантированно перехватывать крупные соединения японского флота американские подводные силы еще не умели. К эскортированию транспортных конвоев, следующих одними и теми же маршрутами, сколько-нибудь современные эсминцы японцы пока не привлекали. Поэтому жертвами субмарин в 1943 г. стали три единицы типа «Минекадзе», т.е. наиболее старые из кораблей, классифицируемых как эсминцы 1-го класса, и по одному кораблю типов «Фубуки» и «Асасио»:
- находящийся в противолодочном патруле «Окикадзе» в ночь на 10 января у входа в Токийский залив потопила субмарина «Триггер»;
- «Хакадзе» 23 января вышел из Кавиенга (о. Новая Ирландия), эскортируя авиатранспорт обслуживания четырехмоторных летающих лодок «Акицусима», но всего после 15 миль пути был отправлен на дно подлодкой «Гуардфиш»;
- 20 февраля на переходе из Палау до Вевака субмариной «Альбакор» был торпедирован и погиб «Осио», следовавший в эскорте войскового конвоя;
- 9 апреля во внутренних водах Ост-Индии «Тотог» торпедировала японский транспорт «Пенанг-мару». Сопровождавший судно эсминец «Исонами» слишком рано прекратил поиск субмарины и занялся спасательными работами. В результате «Тотог» уничтожила и эсминец;
- и только 19 декабря в 50 милях от Окинавы «Грэйбэк» потопила старичка «Нумакадзе».
Кроме того, атака 24 января 1943 г. субмарины «Уоху», завершившаяся тяжелым повреждением эсминца «Харусаме», в очередной раз продемонстрировала, что корабль класса «эсминец» способен уцелеть после торпедного попадания, но даже один подводный взрыв гарантирует ему тяжелые повреждения и длительный ремонт («Харусаме» выбыл из строя почти на год).
Почти весь 1943 г. эсминцы всех типов активно использовались японцами в районе Центральных Соломоновых островов, где оставались основными боевыми кораблями, ведущими систематические активные действия. Возможно, в этот период эскадренные миноносцы все еще не представляли для американских подводников интереса как цели. Возможно, американское командование считало эту часть ТВД слишком опасной для своих подлодок. Возможно также, что активно используя здесь свои легкие надводные силы, американцы убрали субмарины во избежание потерь от «дружественного огня». В любом случае в течение 1943 г. в районе Гуадалканал – Бугенвилль – Кавиенг – Рабаул японцы потеряли 28 эсминцев, из которых только один потопила субмарина. Также любопытно отсутствие в 1943 г. результативных подводных атак против японских эсминцев в северной части ТВД.
С конца 1943 г. на театре произошли принципиальные изменения. В части рассматриваемых вопросов следует отметить, что рост количественных и качественных показателей американского подводного флота, постоянное усовершенствование средств радиолокационного обнаружения, окончательное решение (к середине лета 1943 г.) технических проблем торпедного вооружения, приобретение командирами и экипажами лодок боевого опыта, наработка практики верного использования командованием соединений субмарин данных разведки, разработка и совершенствование методов групповых действий -все это способствовало кардинальному изменению результатов боевой деятельности подводных лодок ВМС США.
Говоря о ситуации с состоянием японских миноносных сил в этот же период, приходится констатировать, что ни по одному направлению, связанному с организацией ПЛО, позитивных перемен не произошло. Противолодочное оснащение и вооружение эскадренных миноносцев японского флота в целом осталось на уровне 1941 г. Увеличение запаса глубинных бомб (например, для кораблей типа «Кагеро» с 16 по проекту до 36 к концу войны) не принесло ожидаемых результатов ввиду того, что японцы так и не разработали устройств, позволяющих производить атаки на носовых курсовых углах. Не произошло качественного прорыва в ТТХ средств обнаружения подводного противника. Передача флоту новых эскортных миноносцев и сторожевиков несколько улучшила ситуацию с прикрытием транспортных конвоев, но ввиду целого ряда нерешенных проблем организационного, технического и тактического характера, а главное – ввиду принципиального роста сил противника, не была способна снизить потери от подводных лодок.
Все это сразу же сказалось на статистике гибели японских эсминцев в результате действий субмарин. С начала 1944 г. и по 11 апреля японцы потеряли 6 эсминцев, потопленных подлодками, еще два корабля получили столь тяжелые повреждения, что надолго вышли из строя:
- «Садзанами» оставил Трук 12 января и вышел навстречу танкерному конвою, идущему с Палау. Через два дня он был потоплен субмариной «Альбакор» в 300 милях к юго-востоку от о. Яп;
- 15 января «Судзуцуки» (тип «Акицуки»), неся вымпел командира 61-го днэм капитана 1 ранга Томари Мицуйоси, повел из Куре к Уэйку однотипный «Хацуцуки» и войсковой транспорт «Акаги-мару». В ночь на 16 января в проливе Бунго корабли были обнаружены подводной лодкой «Стёрджен», поразившей лидера группы сразу двумя торпедами. Хотя корабль остался на плаву, повреждения оказались очень серьезными: эсминец потерял носовую и кормовую оконечности, погибло 135 человек, включая Томари, командира корабля капитана 2 ранга Сэо Нобору и находившихся на корабле 89 солдат. Субмарина не возобновила атаку, и «Хацуцуки» смог взять искалеченного собрата на буксир. 18 января отряд достиг Куре. «Судзуцуки» простоял в ремонте до 12 октября, пропустив сражение у Марианских островов;
- в вечерних сумерках 16 января «Рэдфин» (тип «Гэтоу», 1943 г. постройки, первый боевой поход) севернее о-вов Спратли обнаружила японский конвой: шесть быстроходных танкеров в сопровождении авианосца «Титосе» и двух эсминцев. Лейтенант-коммандер Роберт Д. Кинг атаковал эсминец «Амацукадзе» четырьмя торпедами и доложил, что все они попали в цель. Более вероятно, что эсминец получил только одно попадание (четырех торпед достаточно для гарантированного уничтожения тяжелого крейсера), однако оно вызвало взрыв носового погреба, в результате чего носовая часть была оторвана и затонула, погибло 80 человек экипажа, включая командира – капитана 3 ранга Суга Акидзи – и командира 16-го днэм капитана 1 ранга Фурукава Бундзи (до войны служил командиром на четырех эсминцах, а также являлся адъютантом одного из принцев императорского дома). Несмотря на то что через год эсминец был частично восстановлен и использовался для эскортной службы, в операциях в составе флота он больше не участвовал;
- «Судзукадзе» 24 января вышел из Трука в эскорте конвоя, следовавшего на Эниветок. На следующий день корабль был поражен торпедой, выпущенной лодкой «Скипджек», взорвался и затонул с большими потерями в экипаже;
- «Умикадзе», сопровождая конвой с Сайпана на Трук, 1 февраля был потоплен субмариной «Гуардфиш» у самого порога базы;
- 10 февраля отличилась «Поги», потопившая эсминец «Минекадзе» в 85 милях к северо-северо-востоку от Формозы;
- «Тотог», действующая у Хоккайдо, 16 марта в 170 милях восточнее порта Муроран отправила на дно «Сиракумо», следовавшего в эскорте местного конвоя;
- 11 апреля – за два дня до «объявления охоты» – «Рэдфин» (теперь под командованием лейтенант-коммандера Остина) потопила эсминец «Акигумо», следовавший с грузами аэродромных материалов из Лингга к Давао.
Последняя победа довольно показательна. «Рэдфин» покинула Фримантл 19 марта, отправившись в свой второй боевой поход. Для Остина это был дебют в роли командира субмарины. Зоной патрулирования было назначено море Целебес. Эсминец оказался первой же целью на пути лодки. Остин произвел залп из четырех торпед, три из которых достигли цели. «Акигумо», переданный флоту только в сентябре 1941 г., оказался легкой добычей.
Таким образом, за три первых месяца 1944 г. субмарины уже потопили столько японских эсминцев, сколько за весь 1943 г., при том, что в начале войны американские подводники, едва обнаружив эскадренные миноносцы противника, стремились уклониться от боя! Анализ потерь этого периода свидетельствует: в основном эсминцы гибли при привлечении их к эскортным задачам или непосредственно к транспортным перевозкам. В свою очередь это говорит о том, что американским командованием к 1944 г. были установлены все основные маршруты движения конвоев противника, на пути следования которых было развернуто достаточное количество лодок.
Это не осталось незамеченным в японских штабах: в марте 1944 г. японское командование уловило опасную тенденцию. Уильям Холмс пишет:
«По мнению японцев, американские подводные лодки осуществляли заранее запланированные действия против кораблей охранения, в которых Япония испытывала острую нужду. Этой оценкой они на месяц опередили штаб Кинга в Вашингтоне, который пришел к выводу, что после того, как Япония понесет тяжелые потери в эскадренных миноносцах, она окажется в чрезвычайно затруднительном положении из-за отсутствия легких сил. В этой связи было решено считать японские эскадренные миноносцы первоочередными целями американских подводных лодок». [3]
В данных условиях 13 апреля 1944 г. соединения подводных лодок получили новую директиву главкома. В бой с эсминцами вступили гораздо более опытные подводники.
Первая мировая война
Соединённые штаты Америки проявляли небывалую активность в расширении своего подводного флота на самом начальном этапе 20 века, в дальнейшем все подлодки поступили на вооружение на время Первой мировой.
В самом начале 20 века американцы заказывали следующие субмарины:
- Тип В – 3 лодки «Wiper» (1905)
- Тип С – 5 лодок «Octopus» (1906)
- Тип D – 3 лодки «Narwhall» (1907)
- Тип Е – 2 лодки «Salmon» (1908)
- Тип F – 4 лодки «Сагр» (1909)
«Сагр» (1909)
В самый последний момент перед Первой мировой войной, которая проходила с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918 года, Америка решает выпустить ещё несколько субмарин «Seawolf› (SS-28), «Nautilus» (SS-29) и «Garfish» (SS-30), которые составили тип Н. Обозначение (SS) в американском флоте соответствовало тому, что судно имеет дизельный двигатель, в последующем штаты и вовсе убрали их из своего арсенала. Выступая на стороне Антанты, на время войны американский флот придерживался оборонительных позиций. Это определило довольно позднее вступление Америки в военный конфликт, до него все описанные судна служили в Тихом океане, а после ввязывания в мировое противостояние были переброшены в Атлантику. Тем не менее расцвет всего подводного флота пришелся не на этот период.
Много лодок, мало пользы
Все построенные субмарины имели лишь теоретический успех, так как послужили примерами для заказов на постройку подлодок для 8 стран. А за времена Первой мировой так и не имели боевых столкновений с противником. Многие судна тонули, погибая в авариях.
25 марта 1915 года война уже бушевала на просторах Европы, но США в это время проводили учения своей новой подлодки, где её ждала погибель. SS-23 F-4 неподалеку от Гавайских островов погрузилась в воду, оставив за собой пятно из масла. Как оказалось, потом произошло полное потопление корабля. Глубина в том районе оказалась 90 метров, что не позволило спасти команду и саму подлодку. Её подняли на поверхность только через 5 месяцев. 29 августа этого же года, как спасатели показали исследователям вытащенное судно, начался анализ трагедии и восстановление картины событий. К сожалению, тайна так и не была разгадана, так как все отверстия были задраены, а корпус не поврежден.
Ещё один представитель военного семейства подлодок, также закончил свою жизнь, без какого-либо постороннего вмешательства со стороны противников Антанты. «SS-30 Н-3» 14 декабря 1916 года неподалеку от Калифорнийского побережья села на мель. Весь экипаж корабля уже начинал терять сознание от выброса хлора, но спасатели с берега добрались до команды и успели вытащить всех матросов. К счастью, пострадало лишь немного людей.
Охота началась
Счет открыл коммандер Дили на субмарине «Хардер». Его победу над «Икадзути» 13 апреля можно считать началом охоты, и не важно, успел он получить директиву адмирала Кинга или нет.
В ночь на 14 мая недалеко от северного побережья о. Борнео подводная лодка «Бонфиш» потопила эсминец «Инадзу-ма», шедший в Манилу в составе эскорта танкерного конвоя.
22 мая отличилась «Поллак», потопившая в районе о-вов Бонин эсминец «Асанаги», шедший из Сайпана в Японию в эскорте конвоя.
Если три названные победы произошли по старому (конвойному) сценарию конца 1943 г. – начала 1944 г., то атака субмарины «Хейк» лейтенант-коммандера Броача носила совершенно иной характер. В ночь на 8 июня на выходе из залива Давао (о. Минданао) лодка встретила отряд боевых кораблей в составе тяжелых крейсеров «Миоко» и «Хагуро» и трех современных эсминцев. Броач выпустил одну торпеду, которая отправила на дно «Кадзагумо». Подобные атаки были принципиально сложнее: цели имели большую скорость; вероятность авиационного прикрытия таких отрядов была более высокой; эскорт боевых кораблей в подавляющем большинстве был более сильным и чаще включался в активный поиск атаковавшей лодки.
На следующий день, 9 июня, у о-вов Бонин «Суордфиш» потопила «Мацукадзе», сопровождавший конвой к Сайпану.
Летом 1944 г. японские эсминцы все еще «водились» на севере ТВД.
Субмарина «Скейт» 6 июля в Охотском море потопила «Усугумо», сопровождавший небольшой конвой на Курильские острова. Два торпедных попадания оторвали корму, корабль ушел под воду за 6 минут.
Основным местом боевых действий летом 1944 г. все же были южные моря. Здесь прославилась «Хардер», которая, выполняя задание по эвакуации разведгруппы с берега Борнео, была вынуждена проследовать мимо стоянки японского флота Тавитави в архипелаге Сулу. В этом районе в период с 6 по 9 июня ее жертвами стали сразу три эсминца – «Минацуки», «Хаянами» и «Таникадзе». При этом первый следовал в эскорте конвоя, но два остальных находились… в противолодочном патруле. «Хаянами» оказался самым современным эсминцем, «добытым» американскими субмаринами во время охоты – он был передан флоту в июле 1943 г..
К лету 1944 г. проблема подводной опасности вызывала не только озабоченность японского командования, но и излишнюю нервозность командиров кораблей. Это подтверждает случай, когда американские подлодки потопили вражеский эсминец, не только не затратив ни одной торпеды, но и вообще… не участвуя в бою.
Днем 15 июня отряд танкеров Мобильного флота вице-адмирала Одзава следовал вдоль восточного берега острова Минданао, направляясь на соединение с силами флота. В 13:45 на эсминце «Сирацую», сопровождавшем отряд, обнаружили идущую на корабль торпеду. Командир (капитан 3 ранга Мацуда Куро, в должности с сентября 1943 г., ветеран боя в заливе Императрицы Августы) предпринял энергичный маневр уклонения, в результате которого подставил корабль под форштевень танкера «Сейо-мару». Танкер просто раздавил эсминец, а когда тот стал погружаться, взорвались его глубинные бомбы, став причиной гибели 104 членов экипажа, включая командира. Послевоенное изучение ситуации доказало: след торпеды на «Сирацую» привиделся, либо был результатом движения морского животного [4].
Между тем настоящая охота продолжалась. Старый эсминец «Хокадзе» 2 июля вышел из Амбона в Целебесское море на помощь людям с торпедированного транспорта «Ямамия мару». К 5-му числу кораблик подобрал из воды 118 человек, но их злоключения на этом не завершились. Утром 6-го «Хокадзе» был обнаружен субмариной «Пэддл», которая выпустила по нему две торпеды. В цель попала одна, но этого оказалось достаточно. В числе погибших оказалась половина только что спасенных.
Довольно часто к неоправданной гибели боевых кораблей приводило использование японцами крупных, современных эсминцев 1-го класса для эскорта транспортов. Связанные своими тихоходными подопечными, они оказывались слишком легкой добычей субмарин, фактически не представляя для противника адекватной опасности. Вместе с тем подобные случаи свидетельствуют о техническом несовершенстве поисковых устройств японских эсминцев, поскольку, как правило, корабль не подозревал о нахождении рядом подлодки до тех пор, пока не получал фатальное попадание. Так «Минго» в ночь на 7 июля в Южно-Китайском море недалеко от о. Лусон потопила «Таманами» (вошел в строй в апреле 1943 г.), сопровождавший танкер «Кокуё-мару» из Сингапура в Манилу.
23 августа «Хэддоу» у залива Дасол записала на свой счет эсминец «Аскадзе».
Недалеко от северо-западного побережья Лусона двумя днями позже подводной лодкой «Пикуда» был торпедирован «Юнаги». Корабль шел с конвоем из Такао в Манилу.
18 августа эсминец «Самидаре» в результате навигационной ошибки вылетел на риф Веласко возле Палау. Обнаружившая его 25-го числа «Бэтфиш» решила не доверять дело Судьбе и прикончила корабль торпедой. Взрывом эсминец разломило пополам. Корма легла на дно, носовую часть позже подорвали сами японцы.
Наконец, 12 сентября, действуя ночью в надводном положении у о. Хайнань, «Гроулер» в ходе битвы с крупным конвоем «Н1-72» в 240 милях к югу от Гонконга потопила «Сикинами».
Надо заметить, что даже не фатальные повреждения эсминцев субмаринами приводили к довольно ощутимым последствиям. Выше говорилось об обстоятельствах, при которых ценные, современные «Судзуцуки» и «Амацукадзе» вышли из строя накануне решающих сражений 1944 года. Но список аналогичных фактов указанными случаями не исчерпывается.
12 октября «Фуюцуки» сопровождал крейсер «Ойодо» из Йокосуки во Внутреннее море, когда получил торпеду с подводной лодки «Трепанг». Экипаж практически не пострадал, но часть носовых отсеков оказалась затопленной, вышла из строя орудийная башня № 1. Эсминец смог дойти до Куре, где с 14 октября по 20 ноября ремонтировался в доке.
16 октября (всего через четыре дня после выхода из ремонта!) однотипный «Судзуцуки» шел в эскорте конвоя из Оита к Формозе, когда на траверзе Тоидзаки торпеда субмарины «Бесуго» вновь лишила эсминец носовой оконечности. На следующий день корабль второй раз оказался в доке в Куре, где находился до 11 ноября.
Нет никаких сомнений, что оба корабля, останься они в строю, участвовали бы в сражении при Лейте, скорее всего (судя по их организационной принадлежности) – в бою у м. Энганьо. Едва бы это сказалось на результатах боя, но именно из таких мелочей и складываются итоги войны.
Можно говорить о дате начала «охоты на эсминцы», но дату ее завершения будет верным вычислить логически. Сражение при Лейте и последовавшая за ним операция «ТА» обошлись флоту микадо, помимо прочего, в 21 эскадренный миноносец. До конца года погибли еще 5 эсминцев, четыре из которых потопили подлодки, но это уже было не важно. Таким образом, «охота», открытая 13 апреля «Хардер», фактически завершилась атакой «Гроулер» ровно пятью месяцами позже.
Вторая Мировая Война
Перед самым большим военным конфликтом 20 века многие государства стали модернизировать свою армию, вооружение, в том числе и военно морские силы. Американцы не остались в стороне и уже в 1930-х годах начали учитывать ошибки прошлого, готовясь к Второй мировой. На вооружении стояли следующие субмарины:
- Тип R и Barracuda, первых было 17, а вторых 3 штуки, они стали не самыми удачными проектами, а также они были очень старые. Это становится понятно, когда видишь, что судна не дослужили даже и до конца войны, а перестали эксплуатироваться в середине 1942 года. Но и использовались они лишь для патрулирования Панамского канала.
- Тип S был более распространен и уже их насчитывалось 36 экземпляров. Из участвующих в самой войне лодок, именно этот вид был самым старым, также он стал модернизацией типа R, в основном их направляли патрулировать Атлантику, а также с ними проводили исследования по переоборудованию их в носители аэропланов, на S даже построили необходимую палубу, но эта затея не оправдала ожиданий и эту модернизацию так и не осуществили в жизнь.
- «Argonaut» SS-166 была оборудована двумя трубами, в которые помещалось по 30 мин, которые были разработаны специально для неё. Но зачислен во флот он также был довольно рано в 1928 году, несмотря на столь раннее рождение, субмарина, построенная Портсмутской военно-морской верфи, держала рекорд самого крупного подводного судна плоть до появления первых атомных подлодок. Её подводное измещение составляло 4164 тонн. Была вооружена 16 торпедами и 4 торпедными аппаратами. Именно «SS-166» замышлялся, как лидирующий флагман всего военного подводного флота, но с ним возникали некоторые проблемы. Во-первых, из-за большой массы его скорость была слишком низкой, планировался 21 узел, а в итоге лодка могла разогнаться только до 14 и 8 узлов, таким образом за весь период до войны она оказалась самой медленной субмариной. Во-вторых, она очень трудно управлялась. В-третьих, планировалось минирование пространства с чем она также не справилась в 1942 году вернулась на базу даже не пройдя заявленные 90 суток автономности. 10 января 1943 года она была потоплена 3 японскими эсминцами. Многие связывают подобную неудачу с слишком высоким уровнем издаваемого шума и маленькой скоростью.
- Тип «Narwhal», 2 подводных представителя составили: «Narwhal», «Nautilus». Первый – «Narwhal» SS-167. Подлодка было готова к 1930 году, после этого вместо минных труб были установлены 2 торпедные установки, а разгонялась до 17 узлов с водоизмещением 2915 тонн. Данная подлодка также не оправдала ожиданий в качестве скорости и их двигатели не могли набрать необходимую мощь, для разгона до нужного количества узлов. Представитель же «Nautilus» обладал довольно странным силуэтом и водоизмещением около 3000 тонн. В конце войны, в начале 1945 года обе лодки перешли в статус резервных, накопив за свою жизнь 29 боевых походов. «Narwhal» потопил 6 вражеских судов за 15 вылазок, а «Nautilus» уничтожил 5 противников за 14 походов.
«Narwhal» SS-167
- «Dolphin» был построен в единственном экземпляре и с водоизмещением 1560 тонн был в 2 раза меньше «Narwhal». Таким образом, он был гораздо маневреннее, но вместе с этим заимел слабее корпус, что уменьшило уровень погружения, а также уменьшился радиус действия до 9000 миль. За время работы отметился только тремя боевыми подходами, где не принёс полезных действий, после чего его «разжаловали» в учебные судна.
- Тип «Cachalot» породил 2 подводные лодки «Cachalot», «Cuttlefish». В целом они ничем на войне не запомнились, кроме одного подбитого танкера, но благодаря нововведению, которое использовали американцы они обогнали любой флот мира. Контроллер устанавливал угол цели, опережение и глубину торпед в автоматическом режиме, данная система носила название – Torpedo Data Computer.
- Тип Р имел 10 представителей, которые начали проектироваться в 1933 году. Если сравнивать их с типом С, то водоизмещение увеличилось до 1310 тонн, также их длинна увеличилась на 8 метров, а скорость была увеличена до 19 узлов. Не удивительно, что с такими характеристиками они использовались на протяжении всей войны до 1944 года, каждый представитель сходил 8 раз в боевой поход, а SS-178 и вовсе патрулировал заданные зоны 14 раз.
«Salmon»
- Тип «Salmon» США представила 6 подлодок. После успешной эры «P», ВМС Америки стремилось улучшить свою подводную технику. «Salmon» обладал даже улучшенными характеристиками, их длинна составляла 94 метра, а водоизмещение 1450 тонн. А скорость над водой и под ней составляла 20 и 9 узлов соответственно. Также подлодка была оснащена дополнительными двумя торпедными аппаратами. При всех преимуществах у «Salmon» был весомый недостаток, его вентиляционный люк закрывался не самым надежным образом и несмотря на то, что эту причину можно было легко устранить, она привела к аварии на одной из подлодок, где погибло 23 человека. Все подлодки провели не более 8 походов, исключение «Stingray», который стал лидером среди всех субмарин и совершил 16 вылазок.
- Тип «Gato» был представлен большим количеством субмарин в количестве 73 штук, больше представителей было только у очень схожего типа «Balao», который мог погружаться на 100 футов глубже. Они были также продолжением линейки «P». Основные характеристики были следующие, длинна составила 82 метра, а водоизмещение 1825 тонн. Лодка могла погружаться на глубину 300 футов. Вообще данный тип подлодок ощутил на себе всю тягость войны, именно на их долю выпала служба с 1942 года и до самого её конца. А за всё время удалось потопить лишь SS-248 «Dorado» в Карибском море, а 18 представителей было утеряно в Тихом океане.
Глава IV. Подводные силы Атлантического флота
Глава IV. Подводные силы Атлантического флота
Атлантический фронт
Когда возникла проблема войны на двух океанах, во всю ширь встал вопрос о всемерном развитии двух флотов.
На самом же деле военно-морской флот США был разделен на три части, и, таким образом, на 1 февраля 1941 года было три американских флота: Атлантический, Тихоокеанский и Азиатский.
По новой организации в самостоятельное соединение были выделены подводные лодки Атлантического флота, командующим назначили контр-адмирала Р. Эдварда.
В феврале 1941 года подводный флот получил задание подготовиться к предстоящей войне. Это было очень серьезное и большое задание. В те дни бронированный кулак нацистского вермахта бил по Европе. Англия, окровавленная, но несгибаемая, боролась за существование. В Северной Африке немецкие и итальянские танки пробивались к Суэцу. Немецкие подводные лодки действовали в Атлантическом океане на огромном пространстве от Норвегии до Дакара и от Гренландии до Огненной Земли. Немецкие снаряды свистели над портом Кюрасао (Вест-Индия), а торпеды топили корабли у берегов Бразилии, в Карибском море и у южного побережья Флориды. Американские торговые суда с вооружением и продовольствием, передаваемыми по ленд-лизу Англии, отходили от своих берегов, но часто не возвращались. Американцы скоро убедились, что Атлантический океан находится всего в нескольких часах полета от Европейского фронта; они помнили первую мировую войну 1914–1918 годов[9].
В мае 1918 года первая немецкая подводная лодка крейсерского типа «U-151» пересекла Атлантический океан, чтобы нанести удар американскому прибрежному судоходству. Эта лодка потопила в американских водах десятки судов, больших и малых. Американский тяжелый крейсер «Сан-Диего», затонувший в районе острова Файр, и линейный корабль, подорвавшийся в районе Делавара, пострадали от мин, поставленных подводными лодками. Вслед за «U-151» у берегов Америки появились еще четыре немецкие подводные лодки. Это было в первую мировую войну. Американцы боялись повторения уроков прошлого. Они задавали себе вопрос: смогут ли современные немецкие подводные лодки подвезти к берегам Америки самолеты, которые будут бомбить американские города?
Жители Бостона, Нью-Йорка, Джексонвилла надеялись, что их сумеет защитить военно-морской флот. Флот призван был защищать береговую линию от Ньюфаундленда до Панамы и от Панамы до Аляски. Нужно было распределить оборонительные средства на фронте 7000 миль.
Эта проблема очень беспокоила командующего подводными силами Атлантического флота. За исключением двух новых подводных лодок прибрежного действия, «Макерел» и «Марлин», в его распоряжении находились подводные лодки старых типов — «В», «О», «R» и «S». Некоторые из них принимали участие в первой мировой войне. Они годились только для учебных целей, но не для боевых действий в борьбе против морских и воздушных сил нацистской Германии.
Сравнительно новые (более поздней постройки) подводные лодки типа «S» также имели ряд недостатков. Чтобы подготовить их к боевым действиям, нужно было приложить очень много усилий.
Подводные лодки новой конструкции, базировавшиеся на восточное побережье, использовались временно в составе Атлантического флота только для учебных целей. Подводные лодки «Макерел» и «Марлин» как лодки экспериментального типа, спущенные на воду в 1941 году, были приписаны к отряду кораблей школы подводников. В апреле 1941 года командующий Атлантическим флотом адмирал Кинг предложил оставить в Атлантическом океане шесть новых лодок как часть «ударного соединения». Начальник морских операций не согласился с этим предложением, говоря, что быстроходные подводные лодки нового образца нужны для действий в Тихом океане.
Сначала было решено разделить подводные лодки Атлантического флота на три соединения.
Задачи первого соединения не были определены, а лишь было сказано, что «первое соединение должно состоять из подводных лодок и плавучих баз. Не менее пяти лодок должны оставаться на базе подводных лодок в Коко Соло. Предполагалось, что первое соединение подводных лодок будет использовано для обороны американских вод и Панамского канала, а также для подготовки кадров школой подводных лодок, акустической школой и различными противолодочными отрядами.
Второе соединение должно было состоять из подводных лодок дальнего действия. Предполагалось, что они будут базироваться в Гибралтаре. В задачу второго соединения входило контролировать морские пути противника в Средиземном море, действуя по указанию британского главнокомандующего в этом районе, но оставаясь в административном отношении составной частью Атлантического флота США.
Третье соединение подводных лодок намечали послать в распоряжение командования американских военно-морских сил в Северной Европе. Базируясь в британских водах, это соединение должно было контролировать морские пути противника в этом районе.
Эти планы были позднее несколько изменены, но общие задачи подводных лодок в Атлантическом океане остались теми же.
17 марта 1941 года начальник морских операций США приказал командующему Атлантическим флотом сформировать оперативное соединение Submarine Patrol Group из 20-й эскадры и 11-го, 43-го и 41-го дивизионов подводных лодок. Это соединение должно было, являясь частью сил поддержки, действовать из двух баз, расположенных одна — в Гибралтаре, а другая — в Англии.
После осмотра лодок, которые предназначались для этого соединения, было решено не включать в его состав лодки типа «и», как имеющие малое водоизмещение и недостаточные мореходные качества.
Было предложено создать две эскадры: одну из 17 подводных лодок типа «S», которые будут действовать с базы на Британских островах; вторую из трех лодок типа «В» и семи — типа «S», которые будут действовать с базы в Гибралтаре. Первой эскадре придавалась плавучая база «Грифин», а второй — «Бивер».
Предложение адмирала Эдвардса было принято, и подводные лодки начали готовиться к выполнению нового задания.
Для базы в Англии был избран Гар Лок в районе Клайда. Место являлось относительно защищенным от противника, а на верфях в этом районе можно было производить ремонт. Были определены также помещения для подводников и склады для продовольствия и боеприпасов.
Гибралтар, казалось, подвергался большой опасности, и создавать там долговременные сооружения не имело смысла. Находясь у самой границы франкистской Испании, Гибралтар в любую минуту мог пасть. Там следовало иметь для лодок только плавучую базу и временные сооружения, склады и жилища для подводников, располагаемые поблизости.
Был назначен специальный представитель командования подводными лодками Атлантического флота для участия в разработке проекта сооружения этих баз, подготавливаемого в военно-морском штабе.
Все оборудование для баз было собрано в Квонсет (штат Род-Айленд) и на государственном пирсе (Ныо-Лондон), а материалы для ремонта и снабжения — на складах ВМФ в Норфолке и в Байонне.
В то время как разрабатывались проекты создания баз в Гибралтаре и Гар Лок, внимание было привлечено к Бермудским островам. Военные планы требовали создания группы подводных лодок для усиленной подготовки и тренировки личного состава. Поэтому командующий Атлантическим флотом настаивал на оборудовании базы учебных подводных лодок в гавани Сан-Джорджа на острове Орднанс (Бермудские острова).
В июне 1941 года на острове началась постройка временной базы для шести подводных лодок. Было установлено необходимое оборудование для ремонта лодок типа «R» и «S», и отряд подводных лодок из 7-и эскадры был направлен на, Бермуды.
Между тем посылаемые из США торговые суда с вооружением и продовольствием для Англии подвергались серьезной опасности. Действия немецких подводных лодок, применявших тактику волчьих стай, начали угрожать морским путям сообщения союзников в Атлантическом океане. В июне 1941 года подводные лодки США также начали действовать в Атлантическом океане и Карибском море, имея задачей главным образом уничтожение немецких и итальянских подводных лодок. Пребывание подводных лодок в море не было постоянным; лодки посылались в море только тогда, когда разведка докладывала о появлении лодок противника в американских водах.
Еще в 1940 году был образован Карибский военно-морской район под командованием контр-адмирала Раймонда Спрюанс со штабом в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико). В распоряжении Спрюанса находились новые базы в Вест-Индии, предоставленные англичанами США взамен 50 эскадренных миноносцев, переданных английскому флоту. В июне 1941 года подводные лодки США действовали у Виргинских островов, где движение судов было довольно сильным и где отмечалось появление немецких и итальянских подводных лодок.
После того как американский транспорт «Стил Сифэрер» был потоплен немецкой авиацией в Красном море, президент Рузвельт издал 11 сентября приказ, согласно которому корабли США обязаны были открывать огонь по всякой подводной лодке или рейдеру, атакующему любое торговое судно в американских водах. До издания этого приказа дозорные корабли должны были только следить за движением кораблей воюющих сторон и докладывать об этом. Подводные лодки также получили приказ топить любой немецкий или итальянский военный корабль, появляющийся в зоне патрулирования. Это было равносильно вступлению в войну.
В середине октября немецкие подводные лодки, действующие группами, атаковали конвой, который шел в Исландию. При этом пострадал от торпеды американский миноносец «Кэрни». Одиннадцать человек погибло. Затем в Атлантическом океане были торпедированы танкер «Салиное» и эскадренный миноносец «Рубен Джеймс». Получивший повреждение танкер дошел до порта, а эскадренный миноносец затонул, причем погибло сто человек команды. Это был первый случай потопления американского военного корабля во второй мировой войне. После этого личный состав флота с часу на час ожидал официального объявления о вступлении США в войну.
Обстановка в северной части Атлантического океана была в то время очень напряженной. Немецкие подводные лодки атаковали все военные корабли и суда в районе Ньюфаундленда. Пять подводных лодок из 5-й эскадры и подводная лодка «Макерел» были посланы в Арджентию, Ньюфаундленд, где предполагалось установить противолодочное патрулирование подводными лодками. Туда же направили плавучую базу подводных лодок «Грифин». Однако вскоре после нападения на Пирл-Харбор эти лодки вернулись обратно в Нью-Лондон.
Когда Германия и Италия объявили 11 декабря 1941 года войну США, американские подводные лодки Атлантического флота были готовы к боевым действиям.
Перед войной в районах Атлантики, прилегающих к США, шла усиленная подготовка лодок к боевым действиям и обучение офицеров и матросов, которым потом пришлось воевать на этом театре. В Атлантическом океане большинство подводников Тихоокеанского флота впервые пробовало свои силы. Многие из направленных на лодки, базировавшиеся на Гавайских островах, в Австралии и на Филиппинах, прошли обучение у побережья Род-Айленд, Коннектикут, Флориды, острова Пуэрто-Рико и Панамы. Война развивалась, и, поскольку в Атлантическом океане фактически оказалось меньше объектов противника, чем предполагалось вначале, океанские подводные лодки и лодки типа «S» были переведены из Атлантического в Тихий океан.
Атлантический океан был суровой школой для подводников; подводные лодки и подводники начали войну подготовленными.
Действия в Атлантическом океане
Хотя история может повторяться, но ни одна война не является точным повторением предыдущей. Каждая война имеет свои отличительные особенности.
Особенностью второй мировой войны является широкое применение подводных лодок. В то время как американские подводные лодки Тихоокеанского флота топили главным образом надводные суда, американские надводные корабли Атлантического флота выполняли в основном задачи противолодочной обороны, вели борьбу с подводными лодками противника.
В Тихом океане главными целями были корабли японского торгового и военно-морского флота, в Атлантическом океане — немецкие подводные лодки. Подводная война в Тихом океане и противолодочная борьба в Атлантическом — вот основа борьбы на море, и можно было предположить, что проиграть одну из этих войн — значило проиграть обе сразу. И в битве за Атлантику американским противолодочным силам помогли подводные лодки Атлантического флота, и в боевых действиях на морских сообщениях подводным лодкам в Тихом океане помогал надводный флот.
Действуя согласованно с командами эскадренных миноносцев, подводники показывали им различные тактические приемы борьбы подводных лодок с противником. Усилив внимание к противолодочной обороне перед войной и после вступления Америки во вторую мировую войн. командование ВМФ США привлекало подводные лодки к участию в противолодочных учениях и к обслуживанию тренировочных центров, созданных на восточном побережье и в Карибском море. В ходе войны требования к таким тренировкам еще более повысились. Подводные лодки не только участвовали в учениях и тренировках, но и принимали участие в исследовательских работах по созданию различных приборов для обнаружения и борьбы с подводными лодками противника. В ноябре 1941 года лаборатория гидроакустических приборов в Форт-Трумбуле (Нью-Лондон) провела ряд экспериментов с такими приборами, привлекая при этом подводные лодки.
Подводные лодки приписывались к учебным центрам в таких базах, как Каско Бэй (штат Мэн), Сант-Томас, Гуантанамо, Тринидад и Коко Соло, где они участвовали в противолодочных учениях. Для учений на каждую базу выделялось по одной подводной лодке.
Подготовка подводников в военно-морской базе в Ки-Весте (штат Флорида) началась после перевода туда в декабре 1941 года технического гидролокационного училища из Нью-Лондона. Это перемещение было продиктовано плохими для производства опытов климатическими и гидрологическими условиями района Нью-Лондона. Три подводные лодки первого экспериментального дивизиона были направлены в Ки-Вест и приданы гидролокационному училищу.
1 июня 1941 года 12-й дивизион подводных лодок под командованием капитана 3 ранга Горри сменил лодки 1-го экспериментального дивизиона. Переименованный затем в 37-и дивизион подводных лодок, он оставался в Ки-Весте всю войну.
С усилением деятельности училища возросла необходимость использования эскадренных подводных лодок для испытания различных звукоулавливающих устройств и аппаратов.
Современная подводная лодка потребовалась и для экспериментов, которые проводились на Форт-Лодердэйл (штат Флорида). В конце 1943 года командующий Атлантическим флотом отдал приказ, согласно которому каждая новая подводная лодка, идущая от восточного побережья в Тихий океан, на короткий период времени поступала в распоряжение гидролокационного училища.
Училище подводного плавания
Училище подводного плавания в Нью-Лондоне было основным центром обучения подводников. Основанное в декабре 1915 года, оно быстро развилось в одно из наилучших технических училищ. В нем обучались не только все американские подводники, но также и подводники ряда других стран.
Училище имеет дизельные и гидроакустические лаборатории, торпедные и перископные мастерские, приборы атак, спасательный бассейн с декопрессионной камерой и различные другие приспособления для обучения подводников. Главными предметами обучения являются технические дисциплины: электроника, радио, навигация, артиллерия, устройство торпед и обращение с ними, стратегия и тактика подводной войны. Училище справилось с задачами, поставленными войной. Правда, было много трудностей. Не хватало мест для занятий, учебников, нового оборудования.
Когда подводные лодки типа «R», используемые в качестве учебных в Нью-Лондоне, отправили в Ки-Вест с гидролокационным училищем, их заменили подводные лодки типа «О», которые до этого были законсервированы после первой мировой войны, а затем снова введены в строй в 1941 и 1942 годах. Командующий подводными силами Атлантического флота настаивал на том, чтобы и новые подводные лодки также использовались некоторое время как учебные в Нью-Лондоне. Но война на Тихом океане требовала, чтобы они направлялись прежде всего туда. И только в декабре 1942 года первые новые лодки «Кашалот» и «Катлфиш» были посланы в Нью-Лондон.
Когда Соединенные Штаты вступили во вторую мировую войну, подводные лодки Атлантического флота были объединены в 25-е оперативное соединение со штабом командующего подводными силами в Нью-Лондоне.
Такая организационная структура оставалась до конца второй мировой войны. 3 января 1942 года контр-адмирал Эдварде был назначен заместителем начальника штаба адмирала Кинга, а командование подводными силами временно принял капитан 2-го ранга Кате, которого в 1942 году сменил контрадмирал А. Даблин. Последний в конце 1944годабыл заменен контр-адмиралом Чарльзом Штейером.
Моряк-подводник (офицер или матрос) должен быть высоко квалифицированным специалистом, инициативным и энергичным. Кроме того, подводник не должен быть индивидуалистом. Следовательно, подготовка подводников для двух флотов, Тихоокеанского и Атлантического, являлась важнейшей задачей командующего подводными силами Атлантического флота.
Подводные лодки Атлантического флота начали свои боевые действия на небольшом удалении от побережья. Лодки 7-й эскадры производили поиск и уничтожение подводных лодок немецкого флота, которые угрожали судоходству у побережья Америки. Боевой поход каждой лодки продолжался в среднем 12 дней.
В январе и феврале 1942 года немецкие подводные лодки действовали в американских водах, омывающих побережье от штата Мэн до г. Майами. То, что положение было серьезным, характеризуется легкостью, с которой немцы высаживали группы диверсантов на остров Лонг-Айленд, мыс Мей, на побережье Каролины и Флориды. В феврале линия патрулирования подводных лодок растянулась от Бермуд до бухты Нантакет.
Подводная лодка «R-5» всего раз встретила противника в районе Бермудских островов. Вечером 10 февраля на поверхности была обнаружена немецкая подводная лодка. Командир «R-5» приказал приготовиться к атаке. По лодке противника было выпущено четыре торпеды, но ни одна из них не попала в цель. Пока на «R-5» перезаряжали торпедные аппараты, немецкая лодка скрылась.
Подводная лодка «R-1» обнаружила немецкую подводную лодку в этом же районе в конце апреля. Встреча произошла в 309 милях северо-восточнее Бермудских островов. Командир «R-1» решил атаковать противника. Была выпущена одна торпеда. Послышался взрыв. После этого случая подводная лодка противника не появлялась в этом районе. Однако факт ее потопления все же не подтвердился.
Лодки типа «R» продолжали действовать в районе севернее Бермудских островов, но встреч с немецкими лодками не имели до апреля 1942 года. В апреле «R-5» обнаружила немецкую лодку, но атаковать ее не удалось. Подводная лодка «R-7» в мае обнаружила и атаковала немецкую подводную лодку, выпустив четыре торпеды, но ни одна из них не попала в цель. В ночь на 14 апреля подводная лодка «Макерел» шла в надводном положении из Нью-Лондона в Хэмптон Роудс. В 23 час. 10 мин. наблюдатель заметил след приближающихся к лодке двух торпед. Лодка успела уклониться, и торпеды прошли мимо. Вскоре показалась и сама лодка противника. По ней было выпущено две торпеды из кормовых аппаратов. Немецкая лодка также уклонилась от торпед и вскоре совсем исчезла из виду. Во второй раз контакт с ней установить не удалось.
В 05 час. 03 мин. на следующее утро командир «Макерел» обнаружил подводную лодку. Запросили опознавательные, однако ответа не последовало. По силуэту лодки, который виднелся в тумане, выпустили торпеду, но она не попала в цель.
Зона Панамского канала
Панамский канал зорко охранялся во время первой мировой войны. В 1916 году в зоне канала, в Коко Соло, началось строительство базы подводных лодок. В 1917 году база была готова для обслуживания значительного числа подводных лодок. Охрана канала, кроме того, требовала создания еще одной базы подводных лодок, так как база в Коко Соло была единственной в восточной части Карибского моря. Военно-морским министром была назначена комиссия для определения места базы на Виргинских островах. Комиссия рекомендовала строить базу в Сант-Томас, в заливе Литл Крам. Строительство новой базы началось летом 1939 года и закончилось 1 марта 1941 года.
Три подводные лодки типа «R» из 32-го дивизиона лодок прибыли на базу в Сант-Томас в мае 1941 года, а осенью прибыло несколько лодок из 7-й эскадры, стоявшей в Коко Соло. После этого лодки периодически менялись, переходя из одной базы в другую. В декабре 1941 года подводные лодки Атлантического флота были готовы защищать Панамский канал.
В первую мировую войну немцы так и не смогли приблизиться к каналу и действовать в его зоне. Но уже в самом начале второй мировой войны они проникли к побережью залива Москито. Кроме того, немецкие лодки действовали в Карибском море.
Вскоре после вступления США во вторую мировую войну боевые действия подводных лодок вокруг Виргинских островов осуществлялись лодками, базирующимися на Сант-Томас.
Подводная лодка «S-17» 4 марта 1942 года обнаружила в Анегадском проливе немецкую подводную лодку. «S-17» шла подводным ходом. Гидроакустик сообщил о шуме винтов какого-то корабля, находящегося поблизости. Осмотр поверхности в перископ ничего не дал. По всей вероятности, источником шума были винты подводной лодки противника. Командир «S-17» решил, ориентируясь по гидроакустическим приборам, идти на таран, но эта попытка не удалась: немецкая лодка уклонилась, уйдя на глубину.
На следующий день на рассвете «S-17», идя в подводном положении, снова обнаружила немецкую подводную лодку, которая была вне досягаемости торпедного выстрела. Вероятно, немцы заметили лодку и сразу же начали погружаться. «S-17» тоже погрузилась под воду. Определить положение ненемецкой лодки было невозможно. Однако через некоторое время было зарегистрировано прохождение торпеды мимо «S-17». По-видимому, немецкая лодка поддерживала с «S-17» гидроакустический контакт.
В это время подводные лодки из Сант-Томас находились в море с целью разведки и наблюдения за французским крейсером «Жанна д’Арк», стоящим в Гваделупе, и авианосцем «Беарн», стоящим на острове Мартиник. Французские власти Вест-Индии, лояльно относящиеся к правительству Виши, были заподозрены в связи с немцами, и поэтому требовалось наблюдать за французскими кораблями и сообщать о каждом их движении. Подводные лодки «S-12», «S-14» и «S-15» все время находились в районе Мартиника и Гваделупы. После того как правительство США и правительство Виши установили дипломатические отношения и правительство Виши обещало, что эти корабли будут стоять в базе, наблюдение за крейсером и авианосцем прекратилось.
На юге Карибского моря подводные лодки с базы в Коко Соло были посланы для боевых действий в район островов Сан-Андрюс, острова Старого Провидения и других островов севернее Панамы. Хотя и поступали донесения о действиях в этом районе немецких подводных лодок, однако встреч с ними во время патрулирования американские лодки не имели. Патрулирование было прекращено в сентябре 1942 года, когда разведка донесла, что немцев в этом районе нет.
Между тем перед командиром 3-й эскадры подводных лодок, базировавшихся в Коко Соло, стояли две проблемы. У Панамского канала было два выхода, а после нападения японцев на Пирл-Харбор 7 декабря 1941 года американцам пришлось вести войну на двух океанах. Появилась угроза нападения на канал со стороны Тихого океана. Силами подводных лодок была организована охрана входа в Панамский канал со стороны Тихого-океана.
Линия патрулирования, растянувшаяся почти на 800 миль от Бальбоа, охватывала участок, на котором обычно не наблюдалось движения судов, но-японцы могли избрать его с целью осуществить с этого направления неожиданное нападение на Панамский канал. Лодки выходили в море в среднем на 30 дней, из которых 22 находились на позиции.
Охрана канала началась в декабре 1941 года и продолжалась до конца 1942 года. За это время не было обнаружено ни одного корабля противника. Но, однако, в этом районе подводные силы США потеряли свою первую лодку.
Жертвой явилась «S-26», которая была потоплена 24 января 1942 года в Панамском заливе своим же кораблем. Лодки «S-26», «S-21», «S-29» и «S-44», сопровождаемые дозорным судном «РС-460», вышли в море из Бальбоа в район боевых действий. В 14 милях западнее маяка Сан-Хосе дозорное судно передало сигнал подводным лодкам, что оно уходит и что дальше они должны следовать к месту назначения самостоятельно. Но сигнал приняла только лодка «S-21».
Вскоре после этого «РС-460» столкнулось в темноте с «S-26», протаранив ей правый борт торпедного отсека. Через несколько секунд лодка пошла ко дну. Только два офицера и один матрос первого класса спаслись во время катастрофы.
Сразу же начались спасательные операции, но лодка затонула на глубине 90 м, и попытки спасти людей не увенчались успехом.
Весной 1942 года начала строиться база подводных лодок в Бальбоа. До этого базировавшиеся в Коко Соло подводные лодки, чтобы осуществлять боевые действия в районе входа в Панамский канал, должны были проходить через него.
Создание базы в Бальбоа дало бы возможность подводным лодкам иметь хорошее обеспечение на Тихом океане в районе Панамского канала и организовать там центр обучения личного состава лодок, действующих на Тихом океане.
База в Бальбоа не была закончена до конца 1943 года. Форсировать же ее достройку не имело смысла, так как обстановка была спокойной. В конце 1942 года и боевые действия подводных лодок в этом районе прекратились.
Как у восточного, так и у западного входа в Панамский канал американские подводные лодки все реже обнаруживали лодки противника. А в Карибском море борьбу с германскими подводными лодками вели американские противолодочные корабли. В результате в конце 1942 года патрулирование подводных лодок в Карибском море и Атлантическом океане было прекращено. К этому времени были уже довольно хорошо организованы воздушные и надводные противолодочные силы, и немецкие подводные лодки понемногу отступали от побережья Америки. Перед концом 1942 года американские подводные лодки от обороны прибрежных вод перешли к активным наступательным действиям.
Атлантический океан был как бы школой для американских подводных лодок. Оттуда поступили первые сведения о недоброкачественности взрывателей торпед. В начале войны англичане отказались от магнитного взрывателя, указав на его недостатки американским специалистам-минерам. Некоторые американские офицеры-подводники плавали на английских лодках в Атлантическом океане и Средиземном море в 1940 и 1941 годах. Возвратись в Штаты, они организовали обучение на основе полученного уже боевого опыта. В результате повысилась квалификация американских подводников. Благодаря их докладам об английских подводных лодках подводные лодки в Пирл-Харборе и на Маниле были подготовлены к действиям к началу войны в декабре 1941 года.
АПЛ (атомные подводные лодки) США
Если Россия обладает и атомными, и дизельными подводными лодками, то штаты отказались от дизельного двигателя и на данный момент имеют в своём арсенале только АПЛ.
Первая такая субмарина появилась у США в 1959 году, и носила название «Джордж Вашингтон» в честь первого президента Америки. С тех пор штаты строили свои субмарины только с атомными реакторами. А 28 июня 1960 года впервые в мире был осуществлен запуск баллистических ракет из-под воды. Именно они и были главным видом вооружения подлодки в количестве 16 штук. Также для самообороны были установлены торпедные аппараты с боезапасом в 18 торпед. Пускай и глубина погружения подлодки была 220 метров, но главный козырь «Вашингтона», запуск баллистических ракет можно было выполнять не глубже 25 метров, а скорость во время этого не должна была превышать 5 узлов. Когда максимальный разгон под водой/над ней составлял 25/20 узлов. Длина и ширина были 116,3 и 9,9 метров.
В последний поход
Результаты морских сражений обычно итожатся списками погибших кораблей, анализ потерь в личном составе как-то не практикуется. Но еще Нельсон говорил, что
«в потере корабля легко утешиться, но потеря услуг храброго офицера была бы потеря национальная».
С пятнадцатью эсминцами, потопленными субмаринами за пять месяцев охоты, погибли десять их командиров. Хотя среди них, в подавляющем большинстве, нет участников результативных (для японской стороны) боев, все они имели большой опыт эскортных операций. Ведомые ими эсминцы систематически сопровождали либо силы флота, либо группы транспортов. Увы, и офицеры, и их корабли погибли в результате атак из-под воды. Вывод очевиден: приобретаемый командирами японских эсминцев опыт эскортной службы не становился фактором, существенно увеличивающим уровень опасности для неприятельских подводников при встрече с ними. Впрочем, то же относится ко всем остальным составляющим японской ПЛО – будь то тактико-технические характеристики противолодочного вооружения и оснащения либо методы их использования.
Еще более опытными офицерами-миноносниками, ветеранами многочисленных операций и походов являлись ушедшие на дно в апреле-сентябре 1944 г. командиры дивизионов: Акадзава Сидзуо (командир 10-го днэм; погиб на «Кадзагумо»), Томура Киёси (командир 6-го днэм; погиб на «Инадзума»), Орита Цунео (командир 32-го днэм; погиб на «Хаянами») и Аоки Кюдзи (командир 32-го днэм; погиб на «Таманами»).
Наконец, с потопленным субмариной в ноябре 1944 г. эсминцем «Симоцуки», помимо командира 41-го дивизиона, погиб командир 31-й эскортной эскадры (изначально противолодочное соединение) контр-адмирал Эдо Хеитаро.
Читая, что Императорский флот, своих планах готовился к генеральному сражению, а эскадренным миноносцам отводилась в нем важная роль проведения массированной торпедной атаки, необходимо понимать, что в эту атаку эсминцы должны были вести опытные командиры. И еще. В некоторых источниках встречается мысль о том, что единственный шанс японцев в бою у о. Самар заключался в атаке противника всеми наличными эсминцами. Возможно, это справедливо. Но проводить такую атаку должны были именно офицеры с опытом капитана 1 ранга Орита. Увы, таковые гибли в малозначительных стычках, не дожив до решающей битвы.
Так или иначе, на счету погибших весной-летом 1944 г. 15 эсминцев и 14 опытных командиров за всю их военную биографию не было ни одной уничтоженной вражеской подводной лодки.
Резюмируя вопрос, отметим, что всего на атакованных подлодками эсминцах японского флота погибло 9 командиров дивизионов и лишь двое пережили гибель корабля при названных обстоятельствах. Наиболее показательна последовательная гибель двух командиров 32-го днэм (с «Хаянами» и с «Таманами»), поскольку этот дивизион комплектовался исключительно новейшими кораблями типа «Югумо», под стать которым были их командиры – офицеры-миноносники с большим боевым опытом.
Самая сильная подводная лодка
В настоящее время США обладает субмаринами класса «USS Virginia», при спуске этого хищника в глубину стало ясно, что равных ему практически нет. Крылатые ракеты она посылает на расстояние до 1500 км, а «нырять» она способна на глубину 250 метров. ВМС США развиваются в этом направлении довольно давно и не меняют вектор. Вирджиния — это не просто новая вершина в подводном флоте мира, это громадные возможности страны-производителя. Она полна сенсоров и современных решений. К примеру, субмарина может на безопасном расстоянии замечать и обезвреживать мины, благодаря атомному реактору её срок плавания ограничен 30 годами. При разработке подлодки инженеры сначала создали трехмерную модель, а затем воплотили в реальность, что стало беспрецедентным способом моделирования подводного судна. Также техническому совершенствованию подвергся перископ, его убрали, заменив на камеры и маску-мультисенсор. В бурном течении судно может оставаться неподвижным также благодаря сенсорам, а его винт, который спрятан в трубе, позволяет передвигаться по глубинам почти бесшумно. На сегодняшний момент уже спущено пять субмарин класса, а в дальнейшем планируется спуск на воду ещё тридцать представителей класса. На данный момент у американцев 72 подводные лодки, но ориентир развития задан, и он определенно идет на усовершенствование класса «Virginia», а также увеличение количества его представителей.