Закон о беспилотниках: всё, что нужно знать пользователю БПЛА с взлётной массой выше 250 грамм

В наше время многие развивающиеся страны выделяют из бюджета немаленькие деньги на совершенствование и разработку новых образцов БПЛА — беспилотных летательных аппаратов. На театре военных действий не редкостью стали случаи, когда при решении боевой или учебной задачи командование отдавало предпочтение цифровой машине, нежели летчику. И на это был ряд веских причин. Во-первых, это беспрерывность работы. Дроны способны выполнять задачу на протяжении до 24 часов без перерыва на отдых и сон — неотъемлемых элементов человеческих потребностей. Во-вторых, это выносливость.

Беспилотник практически бесперебойно работает, в условиях высоких перегрузок, и там, где человеческий организм попросту не в состоянии выдержать перегрузки в 9G, дрон можно продолжать работу. Ну а в-третьих, это отсутствие человеческого фактора и выполнение задания согласно заложенной в компьютерный комплекс программы. Ошибиться может разве что только оператор, который вводит информацию на выполнение миссии — роботы не ошибаются.

Введение

В данном разделе вы найдёте всю исчерпывающую информацию о законодательстве РФ затрагивающем эксплуатацию беспилотных воздушных судов/беспилотных летательных аппаратов (далее как БВС (БГВС)/БЛА/БПЛА) с максимальной взлетной массой от 0.25 килограмма до 30 килограммов, а также о самом процессе регистрации, получении разрешения на полёты, и о наказании за игнорирование закона о регистрации и правил использования воздушного пространства РФ. Вся информация указанная в этом разделе будет периодически обновляться по мере формирования закона затрагивающего беспилотное хобби.

Решаемые задачи

Можно классифицировать на четыре основные группы:

  • обнаружение ЧС;
  • участие в ликвидации ЧС;
  • поиск и спасение пострадавших;
  • оценка ущерба от ЧС.

В таких задачах старший оператор должен оптимальным образом выбрать маршрут, скорость и высоту полета ДПЛА, чтобы охватить район наблюдения за минимальное время или количество пролетов с учетом секторов обзора телевизионной и тепловизионной камер.

При этом необходимо исключать двукратный или многократный пролет одних и тех же мест с целью экономии материальных и людских ресурсов.

Дополнительный материал доступен по кнопке «Скачать» после статьи

Аббревиатура

Используемая в разделе аббревиатура:

  • БВС — беспилотное воздушное судно (тоже, что и БГВС/БЛА/БПЛА).
  • БГВС — беспилотное гражданское воздушное судно.
  • БЛА (БПЛА) — беспилотный летательный аппарат.
  • ВС — воздушные суда (БВС, самолёты, вертолёты гражданской и военной авиации).
  • ВП — воздушное пространство.
  • ИВП — использование воздушного пространства.
  • ЕС ОрВД РФ — Единая система организации воздушного движения РФ.
  • ГЦ ЕС ОрВД — главный центр Единой системы организации воздушного движения.
  • ЗЦ ЕС ОрВД — зональные центры Единой системы организации воздушного движения.
  • РЦ ЕС ОрВД — районные центры Единой системы организации воздушного движения.
  • МР — местный режим.
  • ВР — временный режим.
  • ФАВТ — Федеральное агентство воздушного транспорта.

Немного терминологии

БПЛА, БЛА, БВС, Дрон, Беспилотник
: все эти названия и аббревиатуры относятся к летательным аппаратам способным работать автономно (без экипажа в кабине). Такие аппараты летают по полетному заданию самостоятельно, нет необходимости ими управлять напрямую. Осуществляет полет встроенный
полетный контроллер
(автопилот).

Операторы БПЛА

или, как их еще называют, «внешние пилоты» — это специалисты, которые занимаются эксплуатацией такой техники. Они выполняют полеты на беспилотниках при помощи
Наземных Станций Управления
(НСУ).

Даже самый продвинутый беспилотник не может работать без наземного оборудования. И когда мы говорим «купить беспилотник», то всегда имеем в виду покупку целой беспилотной авиационной системы

(БАС), включающей в себя все необходимое.

Постановление Правительства РФ

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 №658 «Об утверждении Правил учёта беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлётной массой от 0.25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации». Дата вступления в силу: 27 сентября 2019 года.

Цитата: «Пункт 2 Правил. Заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учёт, предусмотренное пунктом 8 Правил, утверждённых настоящим постановлением, в отношении беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлётной массой от 0.25 килограмма до 30 килограммов, ввезённого в Российскую Федерацию или произведенного в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего постановления, направляется владельцем такого воздушного судна в Федеральное агентство воздушного транспорта в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления в силу настоящего постановления».

Подытожим: Каждый владелец беспилотника с максимальной взлётной массой от 0.25 килограмма до 30 килограммов должен зарегистрировать его путём подачи заявления в Федеральное Агентство Воздушного Транспорта (далее как ФАВТ).

Виды беспилотных летательных аппаратов

90-ые годы были отмечены повсеместным внедрением новых систем связи и навигации, в частности GPS. Это стало основой для появления БПЛА нового типа, управление и получение данных с которых существенно упростились. В результате их создание вышло за рамки военных проектов и сформировался молодой гражданский рынок этих летательных аппаратов. Эксперты регулярно прогнозируют небывалый рост, но время показывает, что некоторые пророчества оказываются всё же слишком оптимистичными. Тем не менее, в 2016 году только в США было продано 2,8 млн гражданских моделей, а общий оборот в отрасли составил 953 млн долларов.

Активное дроностроение и внедрение их в гражданскую среду, привели к росту вариантов их использования:

  1. Пассажирские перевозки – так, в Дубаи, на международном саммите была продемонстрирована модель беспилотного такси Ehang 184, которое может находиться в воздухе около 30 минут за один полёт. По сути это одноместный восьми-роторный квадрокоптер, который лишен каких-либо органов управления, т.е. фактически человек летит в этом аппарате в качестве пассажира, а не пилота. В небольшой кабине располагается кресло и планшет с сенсорным экраном, используя который вы можете указать пункт назначения. В 2022 году первый тестовый полет совершило аэро-такси Vahana компании Airbus. В феврале этого же года, сообщили о секретном аэро-такси Joby Aviation , стартап проекта уже привлек 100 млн долларов.
  2. Хозяйственная деятельность – дроны берут на себя отдельные функции авиации: проведение аэросъёмки или других видов сбора данных, нужных для сельского хозяйства, контроля ситуаций на дорогах и в любых удалённых участках. С их помощью отслеживают пути миграции животных, находят затерявшиеся суда, выявляют уровень гидрометеорологической опасности, проводят обследование линий электропередач.
  3. Развлекательные / спортивные шоу – такие аппараты чаще всего оснащаются несущими винтами и являются подобием вертолётов, а не самолётов. Данная конструкция наиболее рациональная, поскольку не требует наличия взлётно-посадочной полосы. Развлекательное использование БПЛА недавно расширилось воздушными гонками. Чаще всего для них используются модели самостоятельной сборки или существенно переработанные готовые. В результате они получают возможность набирать скорость выше 150 км/ч, но относятся к аппаратам с малыми габаритами. Отметим, что стартап Alauda Racing запустил на платформе Kickstarter сбор средств на первые в мире гонки на пилотируемых мультикоптерах, которые планируются в 2022 году.
  4. Профессиональная или любительская фотосъемка – все современные модели оснащаются высококачественной камерой и позволяют делать восхитительные снимки там, куда человек не смог бы никогда добраться самостоятельно.
  5. Грузовые перевозки – в 2016 году компания Amazon провела испытания по доставке посылок с помощью квадрокоптера и подала заявку на технологию доставки груза при помощи парашюта. В последние месяцы активно появляются новости с концептами больших грузовых беспилотников, способных перемещаться на высоких скоростях и перевозить до нескольких тонн. Как, например, модель Draco-2 компании Sabrewing Aircraft и тестовая сборка компании Boeing.
  6. Военные БПЛА – беспилотники изначально и создавались для нужд армии. Это отличный инструмент разведки для сбора данных о положении вражеских сил, сброса боеприпасов, обстрела заданных целей, причем, не только воздушные модели, но и подводные.

Российская подводная модель “Статус-6”

Сроки подачи заявления для постановки БВС на учёт

Цитата: «Пункт 12 Правил. Заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учёт представляется в Федеральное агентство воздушного транспорта в следующие сроки:

  • в случае приобретения беспилотного воздушного судна на территории Российской Федерации — в течение 10 рабочих дней со дня приобретения;
  • в случае ввоза беспилотного воздушного судна в Российскую Федерацию — в течение 10 рабочих дней со дня ввоза;
  • в случае самостоятельного изготовления беспилотного воздушного судна — до начала его использования для выполнения полётов в воздушном пространстве над территорией Российской Федерации, а также за её пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию».

Шоу на Олимпийских играх в Южной Корее

В Южной Корее прошла церемония открытия Олимпиады, в которой приняли участие знаменитые квадрокоптеры Shooting Star от Intel в количестве 1218 штук и установили новый мировой рекорд, ранее принадлежавший китайскому Ehang, более известному своим такси Ehang 184. История этого рекорда довольно драматична. Команда Intel с приличествующим масштабу события освещением наращивала свою беспилотную группировку, по сотне-другой увеличивая количество летающих и светящихся квадрокоптеров, пока не была достигнута внушительная цифра в 500 штук. И тут из ниоткуда появились эти китайцы и, как уверенные в себе игроки, удвоили: во время прошлогоднего китайского Нового Года запустили сразу 1000 моделей Ehang Ghost 2.0. Следующий рекорд был по-тихому установлен ими же в первой половине декабря 2022 и составил 1180 штук, прошло два месяца и бравые парни под командой не менее бравой девушки установили новый рекорд с трансляцией на весь мир.

Порядок учёта БВС

Цитата: «Пункт 8 Правил. Для постановки беспилотного воздушного судна на учёт владелец беспилотного воздушного судна представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учёт с приложением фотографии этого беспилотного воздушного судна, содержащее следующие сведения:

а) Информация о беспилотном воздушном судне и его технических характеристиках:

  • Тип беспилотного воздушного судна (наименование, присвоенное изготовителем)
  • Серийный (идентификационный) номер беспилотного воздушного судна (при наличии)
  • Количество установленных на беспилотном воздушном судне двигателей и их вид (электрический двигатель, газотурбинный двигатель, двигатель внутреннего сгорания)
  • Максимальная взлётная масса беспилотного воздушного судна

б) Информация об изготовителе беспилотного воздушного судна:

  • Наименование (для юридического лица)
  • Фамилия, Имя, Отчество (для индивидуального предпринимателя или физического лица, самостоятельно изготовившего беспилотное воздушное судно)

в) Сведения о владельце беспилотного воздушного судна:

  • Номер телефона (телефакса), адрес электронной почты;
  • Полное наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, адрес (для юридического лица)
  • Фамилия, Имя, Отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места жительства (для индивидуального предпринимателя)
  • Фамилия, Имя, Отчество, дата и место рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета, номер, серия и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем)».

Примеры массового применения дронов

Боевое нападение в Хмеймим

В ночь на 6-е января 2022 года БПЛА атаковали российские подразделения в Сирии, так впервые было зафиксировано первое боевое применение стаи беспилотников. От экспериментов к практике перешли суровые сирийские оппозиционеры, в качестве мишеней выбравшие российскую авиабазу Хмеймим и пункт обеспечения ВМФ в Тартусе. Группа из 13-ти штук вполне подошла для тренировки РЭБ и зенитчиков. 7 штук было сбито комплексом «Панцирь-С1», а оставшиеся 6 – посажены. При контакте с землёй 3 БПЛА взорвались. Изучение оставшихся показало, что запуск был произведён из зоны деэскалации «Идлиб». Для этого беспилотникам пришлось преодолеть более 50-ти километров.

На наиболее популярном из опубликованных фото, стоящий на столе беспилотник террористов действительно выглядит как кустарная модель. Но обращает на себя внимание несколько моментов: возможности батареи и удаленность управления (напомним о расстоянии в 50км до атаки), вес полезной нагрузки ( на фото ниже можно увидеть количество бомб на каждом крыле) и массовость использования. Сегодня любая кустарная мастерская в состоянии наладить мелкосерийный выпуск беспилотников и силами небольшого инженерного коллектива превратить их в серьёзную проблему. Поэтому столь активно обсуждаются опасения от развития данной технологии и продолжается создание оружия для уничтожения БПЛА.

Как отправить заявление?

Предоставить заявление в ФАВТ можно несколькими способами:

  1. Самостоятельно или через курьерскую службу
  2. Почтовое отправление
  3. Портал Госуслуг
  4. Портала учёта БВС

По завершению процесса постановки на учёт, беспилотнику будет присвоен учётный номер.

Цитата: «Пункт 28 Правил. Учётный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном настоящими Правилами, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полётов».

Подытожим: После предоставления указанной выше информации о регистрируемом беспилотнике в Федеральное агентство воздушного транспорта, одним из доступных способов, устройству будет присвоен учётный номер, который должен будет находиться на борту БВС на время выполнения полётов.

Бланк заявления

Заявления о постановке БВС на учёт:

  • Заявление о постановке БВС на учёт (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
  • Заявление о постановке БВС на учёт (для юридического лица).
  • Заявление о постановке БВС на учёт (для индивидуального предпринимателя).

Рекомендательные требования к фото БВС.

Фотография БВС должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Размер БВС, изображенного на фото, должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции БВС. Ракурс съёмки, должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС, позволяющий провести его идентификацию.

Использование БПЛА в гражданских целях

Беспилотники нашли свое призвание не только на полях сражений или в ходе выполнений войсковых операций. Сейчас дроны активно используются для вполне мирных целей граждан в городских условиях и даже в некоторых отраслях сельского хозяйства им нашлось применение.

Так некоторые курьерские службы используют роботов на вертолетной тяге для доставки самых разнообразных товаров своим клиентам. При помощи дронов ведется аэрофотосъемка многими фотографами при организации торжественных мероприятий.

А также их приняли к себе на вооружение некоторые детективные агентства.

Правила использования ВП

Согласно Федеральным Правилам использования воздушного пространства Российской Федерации: «При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно 2 и более пользователями воздушного пространства устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах воздушного пространства Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства, осуществляемое путем введения временного (ВР) и местного режимов (МР), а также кратковременных ограничений.»

Временный режим

Цитата: Пункт 137 ФП ИВП РФ: «Временный режим устанавливается главным центром Единой системы для обеспечения следующих видов деятельности:

е) выполнение полётов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов


и


».

Местный режим

Цитата: «Пункт 137 ФП ИВП РФ: Местный режим устанавливается зональным центром Единой системы в нижнем воздушном пространстве для обеспечения следующих видов деятельности:

г) выполнение полётов беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов C и


».

Цитата: Пункт 139 ФП ИВП РФ: «Местный режим на воздушных трассах и местных воздушных линиях, открытых для международных полётов, а также в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полётов, не устанавливается».

Структура ЕС ОрВД РФ

Структура центров ЕС ОрВД РФ

На что стоит обратить внимание?

Даже одинаковые по конструкции и силовой установке дроны могут значительно отличаться друг от друга. Перед приобретением товара в вы должны определиться, какую работу будет выполнять аппарат — доскональный облет небольших площадей или продолжительный мониторинг. После получения ответа на этот вопрос вы можете рассмотреть другие показатели.

Продолжительность полета

Этот показатель влияет на дальность маршрута, который беспилотник может пройти без дозаправки или замены батарей. При площадной съемке, в ходе которой БПЛА выполняет пролеты галсами, от протяженности маршрута зависит, какую площадь он сможет охватить. Таким образом, вы можете определить экономическую эффективность его работы.

Учитывайте, что максимальная продолжительность полета испытывается при оптимальных условиях (отсутствии ветра, осадков, средней температуре воздуха около +20°C). В большинстве случаев указывается время работы без учета массы полезной нагрузки. Соответственно, после ее установки, продолжительность полета может существенно измениться не в лучшую сторону.

Полезная нагрузка и универсальность

Современные беспилотные воздушные суда проектируются с учетом многозадачности. Один и тот же дрон может использоваться для аэрофотосъемки, видеомониторинга, доставки грузов и других задач. Чтобы это обеспечить, летательный аппарат становится универсальным носителем различного оборудования.

Но это актуально только при условии, что в таком БПЛА установлена необходимая аппаратура сразу для всех вариантов использования. Чаще всего беспилотные аппараты разрабатываются таким образом, что радиоэлектронное оборудование (авионика) состоит из отдельных модулей, которые монтируются по мере необходимости. Так, если планируется использовать беспилотник только как носитель фотокамеры, то на него нет нужды устанавливать дорогостоящие радиолинии для трансляции видео. Модульная система позволяет более гибко формировать цену на изделия в зависимости от требований конечного пользователя.

Любая комплектация БПЛА «Альбатрос», может быть модифицирована при помощи установки таких модулей даже после начала эксплуатации, если в ходе работы возникли новые задачи, которые необходимо решать нашим клиентам.

Некоторые дроны спроектированы под решение конкретной задачи. Но даже в ее рамках они могут обладать универсальностью. Например, Агродрон для сельского хозяйства не предназначен для видеонаблюдения и аэрофотосъемки. Он создан для выполнения сельскохозяйственных операций. Но даже в рамках этой специализации он умеет вносить жидкие и гранулированные удобрения, средства защиты растений, генерировать туман, выполнять посев семян.

Для многофункциональных БПЛА «Альбатрос» разработано множество полезных нагрузок, позволяющих получать необходимую информацию: видеокамеры, фотоаппараты, магнитометры, тепловизоры, лазерные сканеры, газоанализаторы.

При выборе полезной нагрузки, как и при выборе самого БПЛА, важную роль играет цель использования оборудования. К примеру, если вам требуется информация для землеустроительных или топографических работ, то для этого необходима камера с большой матрицей и точные геодезические приемники. Если же вам требуется провести инвентаризацию ваших площадей, то необходимую точность обеспечит базовое оборудование дрона, и вы можете хорошо сэкономить.

Надежность и портативность

Каждый покупатель ищет надежный и портативный беспилотник. Эти показатели зависят от материала изготовления БПЛА и его конструкции.

Надежность, по большей части, зависит от материалов, из которых сделаны БПЛА и его элементы. Для достижения надежности конструкторы находят баланс между массой конструкции и ее прочностью. Это позволяет аппарату сохранять рабочее состояние, несмотря на внешние воздействия, в ходе всего срока службы. Для изготовления аппаратов наша компания применяет качественные материалы. Корпуса БПЛА “Альбатрос” изготовлены из прочных и долговечных композитов: стеклопластика и карбона.

Чтобы обеспечить портативность, беспилотники выполняются разборными и транспортируются в удобных контейнерах или чехлах. При этом они занимают минимум места при перевозке и хранении, а в полетное состояние приводятся оператором без особых усилий за короткое время.

Способ запуска и посадки

Малые БПЛА самолетного типа обычно запускаются с рук или при помощи пускового устройства. Пусковое устройство может представлять из себя эластичную катапульту, механическое пусковое устройство и пневматическую систему. Эластичная катапульта по принципу действия напоминает рогатку. Она закрепляется на грунте буром с одной стороны, а с другой оператор вручную оттягивает аппарат и затем отпускает его. Такой способ является универсальным, а сама катапульта проста в использовании и не занимает много места. Механическая и пневматическая катапульты снимают с оператора физическую нагрузку по запуску аппарата и упрощают взлет БПЛА, но нуждаются в постоянном обслуживании и обладают большими габаритами.

Взлет БПЛА «Альбатрос» с помощью эластичной катапульты

Приземляются беспилотные самолеты тоже разными способами. Самые малые по массе и габаритам изделия иногда имеют возможность посадки прямо на корпус. Но в основном посадка осуществляется на парашюте. В зависимости от конструкции БПЛА приземляются прямо на корпус или снабжаются специальными надувными подушками.

Беспилотные самолеты выполняют посадку на парашюте, при этом для сохранения полезной нагрузки они касаются земли в перевернутом положении так, чтобы основную нагрузку принял на себя прочный корпус.

БПЛА вертолетного типа, а также самолеты вертикального взлета и посадки, используют для старта и приземления небольшие ровные площадки с твердым покрытием. В зависимости от аппарата эти операции происходят либо в полностью автоматическом режиме, либо при участии оператора.

Условия эксплуатации

Погодные условия способны сильно повлиять на качество работы беспилотника. При покупке БПЛА необходимо проверить, на какие максимальные нагрузки рассчитан аппарат (сила ветра, температура воздуха). Существуют также ограничения для взлёта БПЛА. Однако стоит помнить, что даже при лёгких осадках или низкой облачности, которые не влияют на лётные качества БПЛА, Вы можете получить данные неудовлетворительного качества, и Ваш полёт окажется бесполезным.

Наземная станция управления

От функциональности наземной станции управления (НСУ) будут зависеть возможности летательного аппарата. Она должна быть оснащена удобными инструментами для формирования полетного задания и управления полезными нагрузками. Также она должна обеспечивать удобный контроль за всеми параметрами в ходе полета.

С помощью НСУ пользователь регулирует скорость дрона и направление полета, задает нужную высоту съемки, устанавливает точку посадки, управляет полезной нагрузкой. Некоторые модели НСУ оснащены экраном, на который передается видеоизображение в реальном времени.

Программное обеспечение

Мало только выполнить съемку, оператор должен иметь возможность работать с полученными данными. Для этого понадобится специализированное программное обеспечение. Такое ПО должно уметь интерпретировать полученные данные и выводить их в нужном вам формате. Например, для получения ортофотоплана вам понадобится программа, которая умеет ортотрансформировать снимки, объединяя их в единое целое, а затем привязывать к координатам получившуюся область.

Чтобы узнать какие программы понадобятся вам для обработки данных, вы можете связаться с нашими специалистами. Кроме того, оказывает услуги по обработке и представлению полученных в ходе работы данных.

Получение разрешения на ИВП

Временный режим

Краткий порядок действий по получению разрешения на ИВП — временный режим.

Для получения разрешения необходимо:

  1. Получить разрешение на полёты БВС от органа местного самоуправления (если полёты будут производится в пределах границ населенных пунктов).
  2. Согласовать полёты БВС с военным аэродромом (если полёты будут совершаться в районе ответственности военного аэродрома).
  3. Первичное согласование полётов БВС с РЦ ЕС ОрВД, получение информации об условиях проведения полётов БВС.
  4. Составление представления на установление временного режима, отправка и согласование его с начальником РЦ ЕС ОрВД.
  5. Отправка и согласование представления на установление ВР в ЗЦ ЕС ОрВД.
  6. Отправка и согласование представления на установление ВР в ГЦ ЕС ОрВД (контакты; факс; телефон;).
  7. Получение номера временного режима (ГЦ ЕС ОрВД +7 (495) 601-06-64).
  8. Отправка плана полёта БВС в ЗЦ ЕС ОрВД не менее чем за сутки до начала мероприятия.
  9. Не менее чем за 2 часа до начала мероприятия сообщить период своей деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (если полёты будут совершаться в районе ответственности военного аэродрома)
  10. Не менее чем за 2 часа до начала мероприятия сообщить период своей деятельности (подтвердить о том что Вы будете использовать установленный для Вас режим или снять его, если передумали летать) в ЗЦ ЕС ОрВД и РЦ ЕС ОрВД.
  11. Не менее чем за 1 час до начала мероприятия запросить разрешение на использование воздушного пространства от РЦ ЕС ОрВД.
  12. Сообщить не позднее пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности в РЦ ЕС ОрВД.
  13. Сообщить о фактическом времени начала деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полёты.
  14. Сообщить не позднее десяти минут после окончания деятельности: об фактическом окончании деятельности; о перерывах в аэродромных полётах более чем на час в РЦ ЕС ОрВД.
  15. Сообщить о фактическом времени окончания деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полёты совершались в районе ответственности военного аэродрома).
  16. Сообщить о фактическом времени окончания деятельности в ГЦ ЕС ОрВД и снять временный режим (в том случае, если полёты БВС производиться не будут).

Местный режим

Краткий порядок действий по получению разрешения на ИВП — местный режим.

Для получения разрешения необходимо:

  1. Наличие разрешения на полёты БВС от органа местного самоуправления (если полёты будут производится в границах населённых пунктов).
  2. Согласовать полёты БВС с военным аэродромом (если полёты будут совершаться в зонах ответственности военного аэродрома).
  3. Первично согласовать полёты БВС с РЦ ЕС ОрВД, получить информацию об условиях проведения полётов БВС.
  4. Составить представления на установление местного режима, отправить и согласовать его с начальником РЦ ЕС ОрВД.
  5. Отправить и согласовать представления на установление МР в ЗЦ ЕС ОрВД.
  6. Получить номер местного режима в ЗЦ ЕС ОрВД .
  7. Отправить план полёта БВС в ЗЦ ЕС ОрВД не менее чем за сутки до начала мероприятия.
  8. Не менее чем за 2 часа до начала мероприятия сообщить период своей деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полёты (если полёты будут совершаться в районе ответственности военного аэродрома).
  9. Не менее чем за 2 часа до начала мероприятия сообщить период своей деятельности (подтвердить о том, что Вы будете использовать установленный для Вас режим или снять его, если передумали летать) в ЗЦ ЕС ОрВД и РЦ ЕС ОрВД.
  10. Не менее чем за 1 час до начала мероприятия запросить разрешение на использование воздушного пространства от РЦ ЕС ОрВД.
  11. Сообщить не позднее пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности в РЦ ЕС ОрВД.
  12. Сообщить о фактическом времени начала деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полёты (если полёты будут совершаться в районе ответственности военного аэродрома).
  13. Сообщить не позднее десяти минут после окончания деятельности: об фактическом окончании деятельности; о перерывах в аэродромных полётах более чем на час в РЦ ЕС ОрВД.
  14. Сообщить о фактическом времени окончания деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полёты (если полёты совершались в районе ответственности военного аэродрома).
  15. Сообщить о фактическом времени окончания деятельности в ЗЦ ЕС ОрВД и снять местный режим (в том случае, если полёты БВС производиться не будут).

Если диспетчер РЦ ЕС ОрВД при доведении информации об условиях проведения полётов БВС сообщил, что полёты будут производиться на условиях установления местного режима, то согласовывать документ и координировать полёты с Главным Центром ЕС ОрВД не требуется.

Пошаговая инструкция по получению разрешения на полёты дрона на примере Калининградской области.

Подытожим: Согласно действующим правилам использования воздушного пространства РФ, чтобы реализовать полёт любого воздушного судна (управляемого пилотом непосредственно из кабины или дистанционно с земли; с максимальной взлётной массой от 0.25 килограмм), необходимо провести ряд обязательных действий и согласований как с органами местной власти, так и с оперативными органами Единой системы организации воздушного движения. С одной стороны такой многоступенчатый подход гарантирует безопасное перемещение воздушных судов, с другой, серьёзно усложняет использование гражданских БПЛА в интересах беспилотного хобби, что вызвало массовое недовольство всего R/C сообщества РФ, и в целом повлияло на пересмотр чиновниками действующих правил ИВП и внесения в них послабляющих поправок (см. раздел ниже).

Зарубежные беспилотники

Одним из направлений в развитии БПЛА является уменьшение их габаритов без существенного ущерба для технических характеристик. Норвежская разработала микро дрон ПД-100 Блэк Хорнет вертолетного типа.

Данный беспилотник может работать около четверти часа на расстоянии до 1 км. Этот робот применяется в качестве индивидуального разведывательного средства солдата и оснащен тремя видеокамерами. Используется некоторыми регулярными подразделениями США в Афганистане с 2012 года.

ТТХ Блэк Хорнет
Длина100 мм.
Вес120 гр.
Дальность полета1000 м.
Время работы25 мин.
Оснащение3 оптические видеокамеры с разрешением в 3 МП

Самый распространенный беспилотник армии США — РКью-11 Рэйвен. Его запуск производится с руки солдата и для его приземления не требуется специальной площадки, он может летать как в автоматическом режиме, так и находясь под управлением оператора.

Этот легкий беспилотник солдаты США применяют при решении задач ближней разведки на уровне роты.

ТТХ РКью-11 Рэйвен
Длина, мм790
Вес, гр.1800
Размах крыла, м1.5
Дальность полета, кмдо 5
Силовая установкаЭлектродвигатель
Время работы, мин45…60
Оснащениецифровая видеокамера дневного обзора, камера ночного видения

Более тяжелые БПЛА американской армии представляют РКью-7 Шэдоу и РКью-5 Хантер. Оба образца предназначены для производства разведки местности на уровне бригады.

Беспрерывное время работы в воздухе этих беспилотников существенно отличается от более легких образцов. Существуют множественные их модификации, некоторые из которых включают в себя функции подвешивания на них небольших управляемых бомб массой до 5.4 кг.

МКью-1 Предатор — это самый известный американский дрон. Изначально его основной задачей, как и у многих других образцов, была разведка местности. Но вскоре, в 2000 году, производители внесли в его конструкцию ряд модификаций, позволяющих ему выполнять боевые задачи, связанные с непосредственным уничтожением целей.

Помимо подвешиваемых ракет (Хеллфайр-С, созданные специально для этого беспилотника в 2001 году), на борту робота установлены три видеокамеры, инфракрасная система и своя бортовая радиолокационная станция. Сейчас существуют несколько модификаций МКью-1 Предатора для выполнения задач самого различного характера.

В 2007 году появился еще один ударный БПЛА—американский МКью-9 Рипер. По сравнению МКью-1 Предатор его показатель продолжительности полета был намного выше, а также помимо ракет мог нести на борту управляемые авиабомбы и имел более современную радиоэлектронику.

Вид БПЛАМКью-1 ПредаторМКью-9 Рипер
Длина, м8.511
Скорость, км/чдо 215до 400
Вес, кг10304800
Размах крыла, м1520
Дальность полета, км7505900
Силовая установка, двигательпоршневойтурбовинтовой
Время работы, чдо 4016-28
Ракетная/бомбовая нагрузкадо 4-х ракет Хеллфайр-Сбомбы до 1700 кг
Практический потолок, км7.915

Самым большим БПЛА в мире по праву считается РКью-4 Глобал Хоук. В 1998 году он впервые поднялся в воздух и по сей день выполняет задачи разведывательного характера.

Этот дрон — первый в истории робот, который может использовать воздушное пространство и воздушные коридоры США без разрешения органа управления воздушным движением.

ТТХ РКью-4 Глобал Хоук
Длина, м13.3
Размах крыла, м35
Дальность полета, км22 000
Вес, т15
Силовая установкаТурбовентиляторный двигатель
ОснащениеИК-система, комплекс для веденияразведки, РЛК-комплекс
Время работы, ч36
Практический потолок, км18

Полёт без согласования

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 74 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации» (пункт 52.1) — получение разрешения на использования воздушного пространства не требуется, если соблюдаются следующие условия:

  • Макс. взлётная масса БВС до 30 кг.
  • Полёт осуществляется в пределах прямой видимости.
  • Полёт осуществляется в светлое время суток.
  • Полёт осуществляется на высоте менее 150 метров от земной или водной поверхности.
  • Полёт осуществляется вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полётов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране». (для ознакомления с такими зонами используйте интернет ресурс: fpln.ru посредством


    ).

  • Полёт осуществляется на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Как появились бытовые дроны

Как показывает история возникновения и развития дронов, долгое время эти беспилотники использовались людьми сугубо в военных целях. Однако постепенно БПЛА стали применять в различных отраслях народного хозяйства и для научных исследований.

А вот потребительские, или бытовые, дроны, в частности столь популярные сегодня квадрокоптеры, появились на рубеже двадцатого и двадцать первого столетий благодаря фанатам радиоуправляемых летательных моделей. В это время в быту уже широко использовались смартфоны, и самодеятельные конструкторы поняли, что в этих гаджетах есть все, что нужно для автопилотируемого и дистанционно управляемого аппарата. Мобильники становились все дешевле и все удобнее для того, чтобы их детали использовать в дронах. К тому же необходимые комплектующие начали появляться на рынке (есть спрос – будет и предложение).

Какие детали смартфона пригодились для бытовых беспилотников:

– гироскоп. Этот маленький датчик заставляет дрон двигаться туда, куда вы приказываете ему в форме бесконтактной команды;

– акселерометр. Еще один мобильный датчик, помогающий беспилотнику удерживать высоту, определять направление и скорость движения;

– микрокомпьютер. Процессор, который с каждым годом делает дрон все более «умным» и совершенным. Кстати, современные производители выпускают их и для мобильников, и для БПЛА;

– GPS-навигатор, который помогает ориентироваться в пространстве не только человеку, но и дрону;

– видеокамера. От ее качества зависит престиж (соответственно и цена) как смартфона, так и беспилотника.

Стоит отметить, что выпускавшиеся солидными компаниями дроны, даже приобретя коммерческое назначение, стоили сначала очень дорого и требовали для своего управления и обслуживания опытных специалистов. А посему никто не мог предположить, что уже вскоре эти аппараты станут доступными для рядового потребителя. Однако в 2010 году стартап-компания Parrot продемонстрировала квадрокоптер AR Drone, управляемый с помощью смартфонов iPod или iPhone и оснащенный двумя видеокамерами. Это был настоящий прорыв в бытовом дроностроении, благодаря которому уже вскоре (начиная с 2013 года) на мировом рынке появляются многочисленные и самые разные по конструкции и цене беспилотники.

Именно тогда самыми популярными бытовыми БПЛА становятся квадрокоптеры, а мировым лидером по производству потребительских дронов – китайская компания DJI, которая и сегодня удерживает первенство в данной области.

Конкурентов у нее много (скажем, GoPro или 3D Robotics), но они значительно уступают китайскому изготовителю по всем показателям. А пионер производства бытовых квадрокоптеров – компания Parrot – вообще отказалась от этой идеи. На сегодняшний день достойным конкурентом DJI является лишь фирма Yuneec.

Как прогнозируют американские аналитики, количество проданных в 2020 году бытовых дронов достигнет почти 5 миллионов; из них, как минимум, 20 процентов придется на российского потребителя. Как видим, рынок малых БПЛА стремительно растет, несмотря на то что главным препятствием для его роста остается несовершенство федеральных и мировых законов об использовании дронов.

Ответственность

Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота.

Наказание

Федеральный закон от 26.07.2019 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ужесточающий наказание за нарушение правил использования воздушного пространства.

Наказание за нарушение правил использования воздушного пространства (КоАП РФ Статья 11.4.):

  1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Полномочия правоохранительных органов

2 декабря 2022 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 02.12.2019 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» совершенствующий регулирование использования беспилотных воздушных судов и уточняющий полномочия правоохранительных органов в данном вопросе. Согласно закону право временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, а также пресекать несанкционированное нахождение беспилотных судов в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий смогут органы: МВД, ФСИН, Росгвардия, ФСБ, Службы внешней разведки и ФСО. Тем не менее действия этих служб должны быть тщательно проработаны и регламентированы, где будут уточнены: порядок принятия решения о пресечении противоправного использования БВС, а также перечень должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения. В связи с чем 5 декабря 2022 года в Государственной Думе состоялся круглый стол по обсуждению полномочий силовых структур на пресечение незаконного использования беспилотников методами радиоэлектронного или даже физического воздействия стрелковым оружием, где были обозначены ряд проблем с которыми придётся столкнуться в процессе формирования такого регламента.

Отечественные БПЛА

Российские беспилотники условно подразделяют на следующие категории

Ближнего радиуса действияДо 25 км
Малой дальностиОт 50 до 100 км
Средней дальностиОт 100 до 500 км
Большой дальностиСвыше 500 км

БПЛА «Элеон-ЗСВ» относится к аппаратам ближнего радиуса действия, он довольно прост в эксплуатации и его легко переносить в заплечном ранце. Запускается дрон вручную со жгута или сжатым воздухом от насоса.

Способен вести разведку и передавать информацию по цифровому видеоканалу на расстоянии до 25 км. Элеон-10В схож по конструкции и правилам эксплуатации с предыдущим аппаратом. Главное их отличие — увеличение дальности полета до 50 км.

Процесс приземления этих БПЛА осуществляется при помощи специальных парашютов, выбрасываемых при выработке дроном своего заряда батареи.

Вид БПЛАЭлеон-3СВЭлеон-10В
Длина, мм7401150
Вес, кг4.35.9
Скорость, км/ч70…10075…135
Дальность полета, км2550
Время работы, ч1.5…22.5
Практический потолок, км55

Рейс-Д (Ту-243) — разведывательно-ударный дрон, способный нести на себе авиавооружение массой до 1 т. Аппарат, выпущенный конструкторским бюро имени Туполева, свой первый полет совершил в 1987 году.

С тех пор беспилотник претерпел множественные улучшения, были установлены: усовершенствованный пилотажно-навигационный комплекс, новые приборы ведения радиолокационной разведки, а также конкурентоспособная оптическая система.

Иркут-200 — больше ударный беспилотник. И в нем в первую очередь ценится высокая автономность аппарата и маленькая масса, благодаря которой могут осуществляться перелеты продолжительностью до 12 часов. Приземляется БПЛА на специально оборудованную площадку длиной около 250 м.

Вид БПЛАРейс-Д (Ту-243)Иркут-200
Длина, м8.34.5
Вес, кг1400200
Силовая установкатурбореактивный двигательДВС мощностью 60 л. с.
Скорость, км/ч940210
Дальность полета, км360200
Время работы, ч812
Практический потолок, км55

Скат — тяжелый БПЛА большой дальности нового поколения разрабатываемый КБ МиГ. Этот дрон будет малозаметен для вражеских радаров, благодаря схеме сборки корпуса, исключающей хвостовое оперение.

Задачей этого дрона нанесение точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, таким как зенитные батареи войск ПВО или стационарные командные пункты. По задумке разработчиков БПЛА Скат сможет выполнять задачи как автономно, так и в составе звена самолетов.

Длина, м10,25
Скорость, км/ч900
Вес, т10
Размах крыла, м11,5
Дальность полета, км4000
Силовая установкаДвухконтурный турбореактивный двигатель
Время работы, ч36
Ракетная/бомбовая нагрузкаКорректируемые авиабомбы 250 и 500 кг.
Практический потолок, км12
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]