Еще 10-15 лет назад рассказы о боевых беспилотниках можно было отнести к научно-фантастическому жанру. Но в 2005 году Израиль первым запустил подобные аппараты, их послали с разведывательными целями в Сирию. Беспилотные машины вернулись, получив все необходимые сведения, и через пару часов противовоздушная оборона противника была ликвидирована. С тех пор развитие БПЛ идет семимильными шагами. Представляем вашему вниманию обзор лучших беспилотников мира.
Что сегодня могут армейские БПЛА
Основными задачами военных беспилотников являются разведка и обзор позиций противника сверху. Они производят патрулирование территории, охрану маршрутов. Кроме того, могут быть использованы в качестве наводчиков, с их помощью можно корректировать огонь. Один из самых маленьких аппаратов, американский Wasp, имеет размер всего в 33 см в длину, весит он 200 граммов. В 2008 году, когда его приняли на вооружение, он стоил 50 тысяч долларов.
Намного дороже стоит производство более мощных летательных машин, которые могут вести военные действия. Как минимум, в 100 раз дороже обходятся куда более мощные аппараты: те, которые умеют воевать. Они способны сбрасывать бомбы (к примеру, китайский аппарат WU-14 может доставлять ядерные боеголовки через континент), а также могут стрелять ракетами. Кроме того, летательные машины выполняют роль камикадзе – падают на цель, взрываясь и уничтожая врага.
Пионером в использовании беспилотников для самоподрыва стал Израиль. Боевая машина производства этой страны «Нагор» применялась Азербайджаном по время конфликта в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.
Испытания летательного аппарата
Еще до создания демонстрационного образца проводились испытания бортовой авионики для БПЛА «Охотник» на опытных образцах ПАК ФА (Т-50), а чуть позже на уже готовом Су-57. Полученные результаты помогали корректировать и настраивать оборудование в процессе работы над С-70.
В ходе проведенных предполетных и летных испытаний самого «Охотника» стало понятно, что выбранная концепция соответствует техническому заданию военных и работает хорошо.
Эксперты предполагают, что силовая установка (АЛ-41Ф) готового аппарата будет отличаться от установленной на испытуемых образцах. Такие выводы были сделаны на основании анализа фото и видео, на которых видно, что хвостовая часть беспилотника больше подходит для другого типа двигателя. К тому же АЛ-41Ф не позволяет говорить о принадлежности С-70 даже к пятому поколению.
Топ-10 беспилотников мира
Расскажем о самых лучших боевых беспилотных машинах планеты.
Triton MQ-4C
Это настоящий гигант среди беспилотных машин. Его разработчиком является Northrop Grumman, а заказчиком выступил сам Пентагон. Размах его крыльев можно сравнить с подобными характеристиками «Боинга-747».
Аппарат призван вести разведку на длительные расстояния с большой высоты для ВМФ США. Он ведет разведывательную деятельность на обширных пространствах в открытом океане и на морском побережье. Кроме того, беспилотник может выполнять поисковые и спасательные операции.
У БПЛА усиленная конструкция планера, имеется антиобледенительная система и защита от молний. Таким образом, он может при необходимости опускаться сквозь плотные слои облаков для более детального наблюдения за целями на водной поверхности. На беспилотнике установлены системы слежения, позволяющие получать информацию о том, где находятся вражеские корабли, об их скорости и направлении движения.
WU-14
Китайский беспилотник, способный развивать гиперзвуковую скорость. Его быстрота в 10 раз больше скорости звука – 12231 километр в час. Изначально он был представлен Министерством обороты Китая как «научный летательный аппарат», уже позднее стали декларировать военное предназначение аппарата.
WU-14 один из мощнейших беспилотных аппаратов в мире, он доставляет ядерные боеголовки на огромные расстояния. А еще он уникален тем, что почти неуязвим для перехватчиков стран НАТО. Радары засекают лишь баллистические ракеты, летящие по конкретному маршруту. А «китаец» может совершать маневры на большой высоте, а поднимается он даже до границы с открытым космосом.
CH-5
Модель разведывательно-ударной БПЛА китайских разработчиков. Может взять на борт до 16 ракет класса «воздух-земля» или иных точнейших боеприпасов весом до 900 килограммов. Боеприпасы наводятся с помощью лазерной системы.
Аппарат способен провести в воздухе до 60 часов без дозаправки, может развивать скорость до 400 километров в час. Радар беспилотника способен обнаруживать врага в различных сооружениях и укрытиях. Поэтому БПЛА можно использовать для сбора разведданных, наводки на цели, патрулирования границ.
Taranis
Разведчик-штурмовик разработан в Великобритании компанией BAE Systems и назван в честь бога грома из кельтской мифологии. Летательная машина оснащена технологией «стелс», поэтому ПВО противника не сможет его обнаружить. А скорость у него сверхзвуковая, аппарат рассчитан на межконтинентальные полеты.
Он создан для создания высокоточных ударов по наземным целям противника с большого расстояния. А «стелс»-технология позволит уклониться от ответных ударов врага.
Дрон станет базовым для создания целой серии бомбардировщиков-штурмовиков с межконтинентальной дальностью полета. Британские ученые готовят достойный финал всему человечеству.
Northrop Grumman X-47BС
Многоцелевой аппарат создан в США компанией Northrop Grumman, работающей на «оборонку». Он представляет собой бесхвостую летательную машину с реактивным двигателем.
Машина может взлетать и садиться автономно, без участия оператора, только лишь с бортовым компьютером. Прямо в воздухе можно сделать дозаправку. В крыльях расположены ракетные установки, управляемые человеком с земли.
IAI Harpy
Боевая машина израильских разработчиков по размеру небольшая, длина всего 2.7 метра, может летать со скоростью 185 километров в час. Вооружение состоит из боеголовки весом 32 килограмма.
Дрон используется как камикадзе. Он обнаруживает радары, живую силу и бронетехнику противника, а потом пикирует них с большой высоты. Боеголовка взрывается и поражает цели осколками.
MQ-9 Reaper
MQ-9 Reaper («Жнец») производится в Соединенных Штатах Америки. Считается одним из мощнейших на земле БПЛА. В армии США это главный разведывательно-ударный беспилотник. Способен подниматься на 14 километров и находиться в небе до 30 часов. Максимальная скорость машины – до 480 километров в час.
Вооружение состоит из противотанковой ракеты, а также управляемых бомб. Может поднять в небо до 14 ракет класса «воздух-земля». В Америке определили «Жнеца» как «охотника-убийцу» – то есть это летательная машина, используемая для выслеживания и уничтожения целей.
БПЛА не раз побывал в боевых в действиях. Например, в апреле 2010 года ракетным ударом аппарата был поражен один из лидеров «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, он же Шейх аль-Масри.
«Форпост»
Летательная машина российского производства по факту является доработанной версией Searcher 2, аппарата из Израиля. Дроны не так давно начали поступать в армию России, однако уже имеют боевой опыт в сирийском конфликте.
На БПЛА установлены современные оптико-электронные системы. Поэтому машины могут выполнять разноплановые задачи по разведке и исследованию территории. Российские военные используют дрон фотографирования, аэрофотосъемки и картографирования местности. Аппарат может находить радары противника, создавать им радиопомехи и перехватывать сигналы.
Сегодня БПЛА уже патрулируют черноморское побережье страны.
Аппараты способны к даче целеуказания боевым кораблям и ракетным комплексам на берегу. Эскадрилья боевых машин в составе 318-го смешанного авиационного полка базируется под Севастополем.
По сведениям Минобороны России, «Форпост» хорошо зарекомендовал себя в армии, с успехом участвовал в сирийской войне. Правительство Сирии использует аппарат, в основном, для наблюдения и поддержки ударов по террористическим базам.
C-Worker 5
В наши дни беспилотники не только летают в воздухе, но и плавают по морям. Британские конструкторы создали надводное судно беспилотного типа. Оно оснащено двигателем, работающим на дизеле, и может плыть со скоростью 9 километров в час целую неделю на одном топливном баке. Аппаратом можно управлять как дистанционно, так и автономно.
Машину будут использовать в разведывательных целях и для траления. При захвате его можно взорвать на дистанции, таким образом устроить диверсию во вражеском стане. C-Worker 5 уже показал, что может слаженно работать с другими беспилотными надводными и подводными судами.
S-100 Camcopter
Австралийские разработчики из Schiebel запустили в оборот вертолет беспилотного типа в 2005 году. Тем не менее, он востребован до сих пор. S-100 Camcopter способен к отслеживанию крупных вражеских групп. Однако благодаря системе оповещения Sage он остается на недоступном для них расстоянии, поэтому чаще всего используется в разведывательных целях. Однако неплохое вооружение у него также имеется в наличии, при случае может показать «зубы».
С какой целью создавался и какую работу выполняет сейчас
Приоритетной задачей военных ведомств является сбережение личного состава. Современные доктрины ведения боевых действий предполагают активное использование дистанционно управляемой боевой техники на суше, воде и в воздухе.
Парк беспилотных летательных аппаратов ВКС России количественно и качественно отстает от парка беспилотников стран потенциального противника. Но сейчас войска начинают усиленно оснащаться малыми и средними дронами, и разрыв понемногу сокращается. А создание тяжелой ударной машины последнего поколения поможет вывести нашу страну на лидирующие позиции в этой области.
Российский «Охотник» еще не принят на вооружение, но в процессе работы над ним авиаконструкторы изучают новые концепции, используют новейшие материалы и работают над созданием полимеров и сплавов с необходимыми свойствами.
Разработчики бортового оборудования и программного обеспечения обкатывают свои наработки. Опыт показывает, что неиспользованные в проектах такого масштаба разработки находят применение в смежных проектах и даже в других областях науки и производства.
Лучшие российские беспилотники
По состоянию на сегодня беспилотники «Форпост» являются единственными в стране тяжелыми летательными дронами. Конечно, уже проводятся испытания некоторых других аппаратов, таких как «Охотник» и «Альтиус-У», но это лишь опытные образцы.
В целом, с 2012 года в армии России приняли на вооружение порядка 900 беспилотников. По большей части это разведывательные самолеты, а также перехватчики вражеских сигналов, корректировщики огня.
В 2022 году российские вооруженные силы должны получить несколько передовых авиационных комплексов российского производства марки «Орион» (или «Иноходец»). Они будут использоваться для разведывательно-ударных задач. «Орион» представляет собой беспилотник, способный к полетам на средних высотах. Он может находиться в воздухе продолжительное время – до 24 часов. Размах его крыльев составляет 16 метров, общая длина – 8 метров, а скорость примерно – 120 километров в час в среднем. Вооружение аппарата состоит из управляемых ракет и авиабомб различных видов. Он несет боеприпасы небольших калибров, чтобы машина могла без проблем подняться в небо.
Стоит упомянуть аппарат С-70 «Охотник». Его боевые характеристики засекречены, однако, по словам разработчиков, несколько машин с помощью ракет «земля-воздух» могут разнести всю вражескую инфраструктуру. БПЛА может летать со скоростью 920 километров в час и нести груз весом до 6 тонн. Высота полета машины – 18 километров.
Глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь пояснил, что серийно в вооруженные силы «Охотники» будут поступать, начиная с 2024 года.
Основные этапы работы над БПЛА «Охотник»
Сообщения о том, что первый образец С-70 будет создан в 2022 г. появились в октябре 2013 г. Уже в следующем, 2014 г., был готов макет крылатой машины, и в мае представители ВПК назвали сроки первого полета, который должен был состояться в конце 2022 г. На все необходимые работы государство выделило 1,6 млрд руб.
В 2022 г. в СМИ появилась информация, что на новосибирском авиазаводе им. Чкалова, входящем в состав холдинга «Сухой», изготовлен первый образец «Охотника». Так, была опубликована фотография летательного аппарата с подписью «НИР «Охотник-Б». Чиновники военного ведомства заявили, что в 2022 г. будет принято на вооружение 55 таких крылатых машин.
В июне 2022 г. состоялась первая выкатка самолета на летном поле того же новосибирского НАПО им.Чкалова. С-70 выполнил рулежку и разогнался до 200 км/ч, после чего оттормозился согласно программе наземного тестирования систем управления. Все действия беспилотник совершил в автономном режиме. Но запланированные летные испытания до конца года так и не состоялись.
В мае 2022 г. «Охотник» был продемонстрирован Президенту России В.В. Путину на летном поле в Ахтубинске. А в августе дрон произвел первый пробный полет, видео о котором было предоставлено Министерством обороны РФ. Длительность полета составила около 20 минут.
Обещанного не ждут
Несмотря на то что первый летный прототип «Охотника» появился примерно в обозначенные Минобороны России сроки, а военное ведомство уверяет в приоритетности проекта, будущее беспилотника вызывает большие вопросы. Для этого достаточно обратить внимание на текущие темпы принятия на вооружение современных российских истребителей и танков последнего поколения.
В декабре 2014 года сообщалось, что к 2022 году Минобороны России получит 55 единиц Су-57. Но впоследствии это число снизилось в разы. Аналогичная ситуация и с танками Т-14 «Армата»: в 2022 году российская армия получит всего 12 таких машин, которые будут равномерно распределены между различными военными округами страны. Техника, поставляемая в столь скромных количествах, вряд ли окажет заметное влияние на обороноспособность страны.
Завеса тайн приоткрыта
sila-rf.ru
Новый С-70 может похвастаться собственным наземным пунктом управления. Оператор, сидя в нем, следит за полетом с помощью пяти мониторов. Главный конструктор сообщил, что «Охотник» оснащен информационно-управляющей системой совместно с искусственным интеллектом. Такая опция заменяет действия членов экипажа. Например, после выполненной задачи возвращает беспилотник «домой».
В серьезной военной ситуации С-70 создаст с истребителем Су-57 идеальную связку. Он будет верным помощником и защитником пилота, который в один миг укажет цель, и «Охотник» нанесет удар. При этом истребитель способен одновременно управлять действиями четырех С-70, что создает неоспоримое преимущество перед конкурентами.
Перспективы беспилотника «Охотник»
До конца 2022 г. С-70 вряд ли поступит в войска, как было обещано ранее. Эксперты прогнозируют задержку на 12-24 месяца. В любом случае проект вскоре будет завершен, поскольку развитие военной и гражданской авиации сегодня видится в создании и постоянной модернизации беспилотных машин разных классов.
В полете на высоких скоростях, когда нет времени на обдумывание, роботизированная система управления превосходит человека в быстроте реакции, поэтому у нее больше шансов не допустить ошибку в сложной ситуации. А появление летательных аппаратов со скоростями до 10 махов исключает возможность пилотирования из кабины. Для создания и совершенствования таких систем управления нужны действующие дроны. «Охотник» может выступить прототипом истребителя будущего.
Есть задачи и у специалистов по кодировке сигналов управления. Возможность перехватить чужой беспилотник и не дать противнику захватить свой – еще не до конца решенная задача.
Предполагаемая связка одного или нескольких «Охотников» с истребителем повысит ударную силу авиазвена под управлением одного пилота.
Через пятое к шестому
История С-70 началась в августе 2009 года, когда стало известно, что «Сухой» и «МиГ» начали совместную работу над тяжелым ударным БПЛА. Уже в июле 2012 года сообщалось, что головным разработчиком дрона станет первая компания. К этому времени программа малозаметного боевого БПЛА «Скат» от «МиГа» была приостановлена, хотя его макет демонстрировался еще в августе 2007 года на VIII Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007, и в воздух поднимались первые три летных прототипа Су-57 (Т-50-1, Т-50-2 и Т-50-3) от «Сухого».