Предшествующие события
Это началось еще до нападения фашистской Германии на Советский Союз. Как известно, В. И. Сталин имел необъяснимое пристрастие к крейсерам, поэтому именно его повышенное внимание к тяжелым кораблям и неограниченная власть сыграли главную роль в принятии решения о начале разработки так называемого проекта 82.
В конце августа – начале сентября 1939 года состоялись переговоры между представителями Германии и СССР, которые завершились подписанием соглашений о ненападении, дружбе и границах между государствами, а также о торгово-кредитном сотрудничестве. Чуть позже делегации обеих стран вновь встретились, теперь уже для заключения хозяйственного договора, предусматривающего поставку в Советский Союз большого количества машиностроительной продукции, включающей в себя вооружение и военную технику, в обмен на сырье.
С началом войны, развязанной гитлеровской Германией в Европе, немецкие судостроительные кампании были переориентированы на крупносерийное строительство подводных лодок, тогда как программы по созданию надводных военных кораблей временно приостановили. Именно поэтому у советского правительства появилась возможность приобретения нескольких незавершенных военных крейсеров.
Торгово-закупочная комиссия, куда входили специалисты ВМФ и НКСП и которую возглавлял нарком судостроительной промышленности Советского Союза И. Т. Тевосян, ознакомилась с документацией и провела переговоры о закупке двух-трех тяжелых кораблей типа «Адмирал Хиппер», оснащенных 203-миллиметровой артиллерией. Эти крейсеры начали строиться серийно за четыре года до начала Второй мировой. К тому времени два из них уже были переданы немецкому флоту, а еще три достраивали на плаву.
Подобное приобретение позволило бы СССР значительно быстрее пополнить флот необходимым количеством боевых единиц, не сокращая при этом число уже изготавливаемых или только намеченных к постройке военных судов. Переговоры между двумя сторонами завершились тем, что Германия согласилась продать один из недостроенных кораблей – крейсер «Лютцов», техническая готовность которого была выполнена на 50 %. Кроме того, немцы обязались обеспечить поставку не только вооружения, но и оборудования для его дальнейшего строительства. Также в СССР должна была отправиться и группа специалистов с верфи-строителя, расположенной в Бремене, на тот период, пока все работы относительно корабля не будут завершены.
Определение приоритетного направления в судостроении
Согласно заключенному с Германией хозяйственному соглашению, в мае 1940 года крейсер «Лютцов», который в сентябре переименовали в «Петропавловск», был прибуксирован на Ленинградский завод № 189 и оставлен у достроечной стенки. Его приобретение давало возможность советским специалистам ознакомиться с иностранными образцами новейшей военной техники и, учитывая зарубежный опыт, внедрить целый ряд передовых технологических решений во время создания и строительства уже отечественных кораблей для своего ВМФ. При условии, что немецкая сторона выполнит все принятые на себя обязательства, работы над крейсером должны были завершиться в 1942 году.
Во время войны проектирование нового отечественного крейсера несколько замедлилось. Однако еще до ее завершения, в начале 1945 года, появился приказ наркома ВМФ Н. Кузнецова о создании комиссии, куда входили ведущие специалисты Военно-морской академии. Они должны были проанализировать опыт, полученный на войне, и подготовить материалы, касающиеся как типажа, так и тактико-технических элементов наиболее перспективных кораблей, которые со временем будут включены в новую программу по обновлению флота в СССР.
В сентябре того же года на совещании у И. В. Сталина, где участвовали руководители судостроительных заводов и командование ВМФ, им было выдвинуто предложение о сокращении численности линкоров и увеличения количества тяжелых кораблей, таких как проектируемый крейсер «Сталинград». «Кронштадт» и целый ряд других подобных ему недостроенных судов довоенной закладки, которые к этому времени морально устарели, в марте 1947 года было решено разобрать на металл.
Крейсера проекта 69
Тяжелые крейсера типа “Кронштадт” проекта 69
“Кронштадт” “Севастополь”
Разработка проекта Проектирование тяжелых крейсеров для советского флота началось в середине 30-х годов, одновременно с разработкой проектов больших (типа “А”) и малых (типа “Б”) линейных кораблей. В 1934—1935 годах конструкторские бюро судостроительной промышленности, Научно-исследовательский институт военного кораблестроения Управления морских Сил (УМС) РККА и итальянская фирма “Ансальдо”, осуществлявшая техническую помощь в создании легкого крейсера “Киров”, по заданиям УМС выполнили несколько предэскизных проектов тяжелых крейсеров водоизмещением от 15 500 до 19 500 т и с артиллерией главного калибра от 240 до 280 мм.
В 1936—1937 годах отечественными конструкторами были разработаны эскизные проекты линкора типа “А” (проект 23) с 406-мм орудиями, линкора типа “Б” (проекты 25 и 64, с 305-мм и 356-мм орудиями соответственно) и тяжелого крейсера (проект 22) в нескольких вариантах, с 254-мм и 280-мм орудиями главного калибра (ГК). Из них получили непосредственное продолжение только работы по проекту 23, по которому в конце концов заложили четыре корабля типа “Советский Союз”, остальные же по ряду причин прекратили.
1 ноября 1937 года промышленности были выданы новые тактико-технические требования (ТТТ) к тяжелому крейсеру, утвержденные начальником Морских Сил РККА флагманом флота 1 ранга М.В.Викторовым. В них ставились следующие задачи: в эскадренном бою — борьба с крейсерами противника (в особенности тяжелыми); поддержка легких сил в отдаленных районах; самостоятельные действия на коммуникациях противника. Состав вооружения: 9 254-мм орудий в трех трехорудийных башнях, 8 130-мм орудий в четырех двухорудийных башнях, 8 100-мм зенитных орудий в четырех двухорудийных башенных установках, 4 счетверенных 37-мм зенитных автомата (уже после начала проектирования количество их было увеличено до шести), 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 80 — 100 мин (в перегрузку), 2 самолета КОР-2. Стандартное водоизмещение — 22000—23000 т. Скорость хода — не менее 34 узлов, дальность плавания экономическим ходом — до 8000 миль, автономность по провизии — 50 суток. В ТТТ указывались также дистанции боя и калибр артиллерии кораблей вероятного противника для определения толщин вертикального и горизонтального бронирования.
Проектирование тяжелого крейсера, которому был присвоен индекс “проект 69”, выполнял коллектив ЦКБ-17 {до января 1937 года — ЦКБС-1). Руководил работой главный инженер бюро В.А.Никитин.
Уже первые прикидки показали, что при заданном составе вооружения невозможно выдержать ограничения по водоизмещению. Пришлось пойти на вынужденные меры — уменьшить количество боезапаса главного калибра до 125 выстрелов на ствол (вместо 150), снять торпедное вооружение, установить дальность плавания крейсерским (20 уз.) ходом — 4500 миль (вместо 6000). Военный совет Морских Сил РККА согласился с этими предложениями.
К июню 1938 года эскизный проект 69 был закончен. При указанном в ТТТ вооружении корабль имел стандартное водоизмещение 24 450 т и скорость 33,3 узла. Элементы бронирования: борт — главный пояс 140 мм, в оконечностях 20 мм, траверзы 210 мм, барбеты башен 210 мм, средняя палуба 80 мм и нижняя палуба 20 мм. В июле В.А.Никитину “за качественное выполнение эскизного проекта” начальником Главморпрома Наркомата оборонной промышленности объявили благодарность и вручили премию — 1000 рублей.
Однако к этому времени стало известно, что в Германии заканчивается строительство двух кораблей типа “Шарнхорст”. По своим тактико-техническим элементам (ТТЭ) они занимали промежуточное положение между линейными кораблями и тяжелыми крейсерами. Они были быстроходнее линкоров, а их главный калибр (280 мм)*, уступая линкоровскому, значительно превосходил артиллерию “вашингтонских” крейсеров (203 мм). Подобные же корабли (типа “Дюнкерк”), но с более мощной артиллерией (330 мм) строились во Франции. Эта информация обсуждалась в Комитете Обороны при СНК СССР в конце июня 1938 года. Перед тяжелыми крейсерами Морских Сил РККА была поставлена новая задача — борьба с кораблями типа “Шарнхорст”.
В соответствии с принятым Комитетом решением о необходимости корректировки задания по проекту 69, заместитель наркома ВМФ флагман 1 ранга И.С.Исаков 10 июля того же года утвердил “Основные тактико-технические задания (ТТЗ) на проектирование тяжелого крейсера проекта 69”. Теперь главный калибр артиллерии увеличивался до 305 мм (с боезапасом 100 выстр. на ствол), количество 130-мм боезапаса сокращалось до 150 выстр. на ствол (вместо 200), 37-мм боезапаса — до 800 выстр. на ствол (вместо 1800). Стандартное водоизмещение ограничивалось 31 000 т. Скорость хода устанавливалась 32 узла.
Новый вариант эскизного проекта был представлен на рассмотрение в наркоматы Военно-Морского Флота и оборонной промышленности 20 октября 1938 года. По заключению Управления кораблестроения (УК) РККФ, он имел ряд существенных недостатков. Поэтому для оценки результатов эскизного проекта и принятия решения о дальнейшей его судьбе была создана специальная комиссия под председательством флагмана 2 ранга, начальника кафедры тактики Военно-морской академии профессора С.П.Ставицкого, которая и рассмотрела возможных противников тяжелого крейсера проекта 69 — немецкий “Шарнхорст”, французский “Дюнкерк”, английские “Худ” и “Рипалс”, турецкий “Явуз” (бывший германский “Гебен”), итальянский “Чезаре”, японский “Конго”, имевшие скорость 26—30 узлов. Задачи проектируемого корабля были существенно уточнены.
Основным его назначением теперь являлось придание устойчивости действиям легких сил во всех тех случаях, когда нет необходимости применять линкоры или когда последние не отвечают задаче по своей скорости. Частными задачами стали: поддержка своего дозора и нарушение дозора противника; поддержка разведки легких сил и противодействие разведке противника; обеспечение легких сил в активных заградительных операциях; обеспечение выхода и возвращения своих подводных лодок; действия на коммуникациях парализация деятельности крейсеров противника на наших коммуникациях; нейтрализация действий крейсеров противника в эскадренном бою.
Специально были отмечены особые задачи по отдельным театрам. По Тихоокеанскому — набеговые операции на побережье Японских островов и действия на морских коммуникациях Японии с целью пресечения ее морской торговли и отвлечения ее сил из Охотского и Японского морей в Тихий океан. По Северному — набеговые операции в северную часть Немецкого (Северного) моря и в Атлантический океан. По Черноморскому — создание равновесия в соотношении наших и турецких сил (компенсация за превосходство “Явуза” в скорости над “Парижской коммуной” и в артиллерии над нашими крейсерами). При появлении на театре превосходящих линейных сил противника — набеговые операции для поддержания его в постоянном напряжении.
Для исследования вопроса о тактических возможностях корабля проекта 69 было проведено 8 тактических игр в различных условиях. Противниками нашего крейсера стали “Шарнхорст”, “Дюнкерк” и “Конго”. Итоги игр показали, что корабль проекта 69 превосходит “Шарнхорст”, имеет преимущества над “Конго” на дистанциях боя менее 90 кабельтовых и уступает “Дюнкерку”, а также значительно превосходит по артиллерии “вашингтонские” крейсера, правда, уступая им в скорости.
В заключении комиссии указывалось, что корабль проекта 69 основным поставленным перед ним задачам отвечает, но для успешного преследования легких крейсеров ему явно не хватает скорости. Главный калибр (305 мм) по количеству орудий, скорострельности и дальнобойности соответствует задачам, но желательно увеличить боезапас, доведя его до 120 выстрелов на ствол. Противоминная же артиллерия (130 мм) недостаточна по количеству стволов для отражения атак эсминцев и мала по калибру для действия против крейсеров. Зенитное вооружение по количеству 100-мм орудий имеет ограниченные возможности, по 37-мм автоматам вполне достаточно. Дальность плавания 8000 миль (при скорости 17 узлов) даже излишняя. Комиссия также отметила, что действия тяжелого крейсера на удаленных коммуникациях, где его не смогут сопровождать эсминцы и прикрывать самолеты базовой авиации, будут сильно затруднены.
Предлагалось заменить 130-мм орудия на 152-мм, усилить бронирование и противоминную защиту за счет снижения дальности плавания и оставить без изменения скорость.
Поскольку В.А.Никитин как главный инженер ЦКБ отвечал за всю техническую политику конструкторского бюро и за все разрабатываемые проекты, в феврале 1939 года главным конструктором проекта 69 назначили Ф.Е.Бесполова, до того участвовавшего в проектировании сторожевых кораблей типа “Ураган”, лидеров типа “Ленинград” и “Минск”, эсминцев типа “Гневный”, линкоров типа “Б”, тяжелого крейсера проекта 22. Заместителями главного конструктора стали молодые инженеры Н.К.Горбатенко и Т.Л.Джеломанов.
При подготовке корректированного эскизного проекта 130-мм орудия заменили на 152-мм, усилили бронирование боевой рубки, башен главного и противоминного калибров, возросла и мощность генераторов электростанций. Незначительно увеличилась длина, ширина и высота борта и, как следствие, водоизмещение. Одновременно ЦКБ-17 выдало заказы предприятиям-смежникам на разработку технических проектов башен главного, противоминного и зенитного калибров, приборов управления стрельбой, оборудования артиллерийских погребов, механизмов подачи боеприпасов и других систем и механизмов.
Корректированный эскизный проект был рассмотрен Государственным Комитетом Обороны и утвержден его постановлением от 13 июля 1939 года. Однако в постановлении одновременно содержалось требование об усилении зенитного вооружения крейсера за счет увеличения числа 37-мм установок до семи.
Закладка Пока конструкторы напряженно работали над документацией, на заводах-строителях ускоренными темпами развернулась подготовка к закладке кораблей. Строить тяжелые крейсера поручалось заводам № 194 имени А.Марти в Ленинграде (до ноября 1922 года — “Адмиралтейский завод”, ныне государственное предприятие “Адмиралтейские верфи”) и № 200 имени 61 Коммунара (до февраля 1930 года — “Руссуд”) в Николаеве.
Строительство тяжелых кораблей после двадцатилетнего перерыва было связано со многими проблемами. На заводе № 194 экстренно ремонтировали самый большой южный стапель, а на заводе № 200 специально для тяжелых крейсеров пришлось строить новый (стапель № 3). В Ленинграде, где создавался головной корабль, изготовили натурные макеты основных боевых постов, турбинного и котельного отделений, на стенде отрабатывался опытный котел.
Наряды на два тяжелых крейсера по чертежам проекта 69 были выданы заводам в марте 1939 года, а 30 ноября на заводе № 194 состоялась официальная закладка головного крейсера “Кронштадт”, получившего заводской номер “550”. Строительство возглавил С.М. Турунов. Несколько раньше, 5 ноября, на заводе № 200 заложили “Севастополь” (заводской № 1089, главный строитель Г.В.Бабенко). Срок сдачи кораблей установили в 1943 году.
За ходом работ следил лично И.В. Сталин, чем и объясняется такая спешка с их закладкой, важно было отрапортовать об этом генсеку.
Финал После начала Великой Отечественной войны постановлением Государственного Комитета Обороны от 10 июля 1941 года строительство тяжелых крейсеров было приостановлено при технической готовности их около 12%. Все силы заводов были брошены на постройку легких кораблей, подводных лодок и катеров.
Летом и осенью первого года войны броневые конструкции крейсера “Кронштадт” использовались для строительства дотов. Корпус “Севастополя”, захваченный немецко-фашистскими войсками в августе 1941-го на стапеле, был во время оккупации частично разобран, а металл и броня вывезены в Германию. После окончания войны достройка крейсеров проекта 69 так и не возобновлялась. Отсутствовали башни главного калибра и главные механизмы. Да и опыт прошедшей войны показал, что достраивать тяжелые крейсера с морально устаревшим вооружением не имеет смысла. К тому же полным ходом, по-прежнему под пристальным наблюдением самого Сталина, шло проектирование его новых любимцев — тяжелых крейсеров проекта 82, которые должны были быть более совершенными по сравнению с проектом 69. Вносились различные предложения по достройке кораблей и в качестве тяжелых авианосцев на 76 самолетов, и в качестве баз китобойных флотилий, но все они по разным причинам были отклонены. В марте 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР о разборке кораблей проекта 69 на металл. Опыт, накопленный при проектировании и постройке этих тяжелых крейсеров, использовался при создании новых, более современных кораблей.
Общая оценка проекта В течение многих десятилетий в нашей военно-морской и технической литературе тяжелые крейсера типа “Кронштадт” (как и линкоры типа “Советский Союз”) представлялись не иначе как “сильнейшие в мире”. Это не полностью соответствовало действительности.
По мощности артиллерии главного калибра, бронированию и противоминной защите корабли проектов 69 и 69И действительно превосходили аналогичные корабли иностранных флотов. Однако они имели существенные недостатки.
“Кронштадт”, превосходя своего потенциального противника “Шарнхорста” по главному калибру, уступал ему в количестве стволов противоминной и зенитной артиллерии (8 152-мм и 8 100-мм против 12 150-мм и 14 105-мм). Да и само наличие на наших крупных кораблях, заложенных в конце 30-х годов, двух “средних” калибров — 152-мм противоминного и 100-мм зенитного можно считать серьезнейшим недостатком. Не имея достаточного опыта, советские конструкторы обращались за помощью к иностранным фирмам. Наибольшее содействие нам оказали итальянцы. “Итальянская школа” отразилась при выборе состава вооружения. Наши тяжелые корабли — как итальянские и немецкие — несли противоминную артиллерию и зенитную дальнего действия. Английские и американские линкоры, строившиеся со второй половины 30-х годов, имели по 16—20 универсальных орудий (127-мм у американцев и 133-мм у англичан) в спаренных установках. Французский “Дюнкерк”, который рассматривался как один из потенциальных противников “Кронштадта”, также вооружался 16 130-мм универсальными пушками. Об установке универсальной артиллерии на американских и английских кораблях знали и наши конструкторы и моряки. Более того, в 1937—1939 годах американская фирма “Гибс и Кокс” по заказу советской стороны выполнила несколько проработок линкоров. Они различались водоизмещением, размерениями, калибром главной артиллерии, но все имели 127-мм универсальные двухорудийные установки. Дебатировался вопрос об оснащении тяжелых кораблей универсальной артиллерией и в военно-морской академии. Как видим, победили в этих спорах сторонники итальянского и немецкого пути развития корабельной артиллерии. Это вело к увеличению номенклатуры приборов управления огнем и боевых постов.
В России накануне первой мировой войны на вооружении флота была принята превосходная скорострельная 130-мм пушка с длиной ствола в 55 калибров системы Обуховского завода. По своим баллистическим и массогабаритным характеристикам она считалась оптимальным средством борьбы с миноносцами и легкими крейсерами того времени и применялась на черноморских линкорах типа “Императрица Мария”, линейных крейсерах типа “Измаил” и легких крейсерах типа “Светлана”. К сожалению, Морские Силы РККА и по их заказу промышленность продолжали совершенствовать орудия этого калибра в 30-х годах лишь для стрельбы по морским и береговым целям. Только в конце 30-х начались работы над универсальной двухорудийной установкой Б-2-У, но к началу войны не был изготовлен даже опытный образец. Реально же универсальные 130-мм установки впервые появились на эсминцах “Неустрашимый” (проект 41} и “Спокойный” (проект 56) в начале 50-х годов, опоздав как минимум на 10 лет.
Отсюда следовал и другой важнейший недостаток тяжелых крейсеров — слабое зенитное вооружение. Новейший корабль, если бы он вступил в строй в 1944 году, имел бы столько же 100-мм пушек, сколько легкие крейсера типа “Чапаев” и даже устаревший “Красный Кавказ”. В итоге при отражении воздушных атак на курсовом угле 90° у наших крейсеров стреляли бы 4 100-мм пушки, а у американцев 8—10 127-мм. А как показал опыт войны, одно зенитное орудие, стреляющее снарядами с дистанционным взрывателем, эффективней батареи малокалиберных автоматов, имевших лишь снаряды с контактными взрывателями. Выходить в океан с таким зенитным вооружением без надежного авиационного прикрытия (по авианосцам у нас только еще начинались проектные проработки) было бы авантюрой, граничащей с самоубийством. Об этом указывалось в выводах комиссии С.П.Ставицкого по эскизному проекту в 1938 году.
Уступал “Кронштадт” своим потенциальным противникам и в бронировании. Броневой пояс у “Шарнхорста” имел толщину 350 мм, а у “Дюнкерка” — 241 мм (с углом наклона 12°). И это при том, что водоизмещение немецкого м французского кораблей было меньше. Об эффективности броневой защиты и ПМЗ крейсеров проекта 69 можно судить только по теоретическим расчетам. Эффективность защиты “Шарнхорста” была проверена в бою с превосходящими силами английского флота 26 декабря 1943 года. Он не потерял боеспособности после попадания около 30 152— 356-мм снарядов и 4 торпед. И только после расстрела с дистанции 9500 м 14-дюймовками линкора “Дьюк оф Йорк” и попадания еще около 10 торпед немецкий корабль затонул.
Серьезным недостатком было наличие одной боевой рубки и ограниченный обзор с ходового мостика. Желая получить наибольшие секторы обстрела орудий, конструкторы сильно заузили надстройку в носовой части. Командир, находясь на мостике, не мог наблюдать не только корму своего корабля, но и широкий сектор в кормовой части, что затрудняло управление кораблем в узостях и в гавани. С подобной же проблемой моряки столкнулись при вступлении в строй линкоров типа “Севастополь” в 1914 году. Тогда пришлось срочно пристраивать крылья к ходовому мостику.
И, наконец, скорость. В результате перегрузки (особенно в проекте 69И) она снизилась до 31 узла, а возможно, и ниже. По ТТЗ корабль должен был догонять “Шарнхорст” и уходить от линкоров. Если бы “Кронштадт” вступил в строй, он не мог бы догнать “Шарнхорст”, не говоря о уже тяжелых крейсерах, а новые американские линкоры вообще развивали 33 узла.
Следует упомянуть о серьезном факторе, долгие годы влиявшем на развитие нашего кораблестроения. Это “руководящая и направляющая роль” ЦК ВКП(б), а затем КПСС. И.В.Сталин считал себя знатоком во многих вопросах, в том числе и в строительстве военного флота. Зачастую он единолично, вопреки мнению моряков, определял, какие корабли и в каком количестве строить. Причем его слово было окончательным и не подлежало критике. Поэтому предвоенная и первые послевоенные программы военного судостроения были несбалансированными, недооценивалась роль авианосцев и авиации в морском бою. По прихоти “отца народов” СССР был единственной в мире страной, продолжавшей и после окончания второй мировой войны работы по созданию линкоров и тяжелых крейсеров. Сталин считал итальянские корабли достойными подражания, и итальянские фирмы оказывали нам техническую помощь в проектировании эсминцев, корпуса которых в условиях Северного флота ломались, и крейсеров, которые, обладая большой скоростью хода, имели слабое зенитное вооружение. Часто вождь единолично принимал решения даже по отдельным элементам кораблей. Именно он решил, что для тяжелых кораблей вполне достаточно 100-мм зенитной пушки (моряки предлагали 130-мм). Н.Г.Кузнецов вспоминал, как на просьбу усилить ПВО кораблей Сталин заявил, что “воевать будем не у берегов Америки”. Иногда он требовал от конструкторов и моряков невыполнимого, например, 35-узловую скорость для крейсеров проекта 82. Возразивший или поспоривший мог поплатиться головой, примеров тому множество. В таких условиях трудно обвинять конструкторов и моряков в том, что наши корабли имели серьезные недостатки.
Тактико-технические характеристики советских тяжелых крейсеров типа «Кронштадт» (проект 69)
Водоизмещение, т: • стандартное – 35250 • полное – 41540 Размеры, м: 250,5 х 31,6 х 9,45 Энергетическая установка: 3 ТЗА, 12 ПК, 201.000 л.с., 5450 т нефти Скорость, уз – 33 Дальность плавания, миль – 8300 при 14,5 уз Бронирование, мм: • главный пояс – 230 • траверзы – 330…260 • средняя палуба – 90 • нижняя палуба – 30 • башни ГК – 330 • барбеты ГК – 330 • рубка – 330 Вооружение: 305-мм – 3х3, 152-мм – 4х2, 100-мм – 4х2, 37-мм – 7х4, 12,7-мм – 4х2, 1 катапульта, 2 гидросамолета Экипаж, чел. – 1037
История проектирования
В середине 1947 года министрами вооружения Д. Ф. Устиновым, ВС Н. А. Булганиным и судостроительной промышленности А. А. Гореглядом были представлены на рассмотрение правительству сразу три проекта КРТ. Один из них предлагал оснастить новый тип крейсеров 220-миллиметровыми, остальные – 305-миллиметровыми орудиями ГК.
Применение одинакового вооружения в двух докладах чиновники объясняли тем, что между министерствами возникли разногласия по поводу толщины бронирования корпуса проектируемого крейсера «Сталинград». Булганин поддерживал идею о 200-миллиметровой обшивке корабля, которая могла бы обеспечить надежную защиту жизненно важных участков судна от 203-миллиметровых снарядов на расстоянии более чем 60 кабельтовых. В итоге такая толщина брони давала возможность улучшить боевую маневренность в случае столкновения с аналогичными крейсерами противника, что являлось бы одним из главных тактических преимуществ.
Горегляд же, в свою очередь, придерживался мнения о целесообразности 150-миллиметрового броневого пояса, что позволило бы значительно уменьшить водоизмещение судна, а также увеличить скорость полного хода. В Минсудпроме были уверены, что подобные усовершенствования обеспечат крейсеру возможность осуществлять огневое взаимодействие с тяжелыми кораблями неприятеля на дистанциях более 80 кабельтовых. Поэтому такая толщина брони была вполне достаточной для защиты от 203-миллиметровых снарядов.
Третий вариант с использованием 220-миллиметровых орудий значительно уступал первым двум проектам как по живучести, так и по огневой мощи. Однако его преимуществом было меньшее водоизмещение корабля на 25 %, а также увеличенная скорость еще на 1,5 узла.
В 1948 году И. В. Сталиным наконец-то был утвержден для дальнейшей разработки один из вариантов. Им стал проект, предложенный Булганиным, а именно корабль водоизмещением 40 тыс. тонн с 200-миллиметровой броней, со скоростью, равной 32 узлам, и 305-миллиметровыми орудиями. Сталин приказал максимально увеличить темпы строительства таких военных судов и позднее лично контролировал ход его выполнения. Стоит напомнить, что создаваемый в СССР тяжелый крейсер «Сталинград» позиционировался еще и как главный оппонент аналогичным американским кораблям типа «Аляска».
Проектные корабли: крейсер Hindenburg
Создатели игры World of Warships часто спускают на воду проектные корабли, а наши коллеги с портала worldofwarships.ru в своей исторической рубрике рассказывают о машинах, которые так и не воплотились в жизнь, зато в игре вовсю рассекают волны. Одним из таких кораблей был немецкий тяжёлый крейсер проекта
P, получивший название Hindenburg — его созданием Германия планировала бросить вызов Британии на море.
Накануне Второй мировой войны Берлин решил больше не придерживаться каких-либо договоров или ограничений. Для обновления флота был разработан План Z, окончательно утверждённый в 1939 году в самом расширенном варианте. Он предполагал, что война с Великобританией начнётся не раньше 1948 года, а к этому времени в составе кригсмарине будет 684 боевых корабля разных типов. Существовало ещё несколько отвергнутых вариантов этого плана, в том числе менее амбициозных и затратных, но более реалистичных и рассчитанных на меньший срок. «Крейсерскую» часть Плана Z должны были составить пять тяжёлых крейсеров типа Admiral Hipper и 12 броненосцев проекта P, представлявших собой дальнейшее развитие «карманных линкоров» типа Deutschland с водоизмещением 25 500 т, шестью 280-мм орудиями и дизельными энергетическими установками. Вполне возможно, что там нашлось бы место развитию очень интересных германских крейсеров «вашингтонского» типа 1930-х годов.
Таким образом, мысль конструкторов могла развиваться в двух направлениях. Первое — дальнейшее совершенствование «карманных линкоров», позже воплощённых в проектах D и E и выросших в тип Р. Второе заключалось в развитии линии высокотехнологичных тяжёлых крейсеров Admiral Hipper, которая началась с головного корабля серии и была модернизирована в варианте Prinz Eugen.
Последние два классических «вашингтонских» тяжёлых крейсера типа Admiral Hipper с максимальным водоизмещением около 20 000 т и восемью 203-мм орудиями, Seydlitz и Lützow, были заложены ещё в 1936–1937 годах. Они имели немало недостатков, но по компоновке, характеристикам и оборудованию стали основой для дальнейшего развития класса крейсеров во всём мире, предвосхитив основные тенденции: более качественное управление огнём и высокую универсальность. Имелись реальные предпосылки к продолжению строительства в 1938 году крейсеров с 203-мм артиллерией. Концерн Круппа разработал трёхорудийную башню SK L/56 для тех же орудий SK C/34, что стояли на крейсерах типа Admiral Hipper.
Уже тогда растущему огромными темпами кригсмарине было к месту вспомнить две знаковые для Германии личности: Альбрехта фон Роона и Пауля фон Гинденбурга.
Hindenburg — это тяжёлый крейсер качественного усиления и корабль сопровождения линкоров типа Н. Расположение башен главного калибра было классическим, по линейно-возвышенной схеме: две башни в носу и две в корме, что позволяло использовать половину орудий ГК как на погонных курсах, так и на ретираде. Вес бортового залпа орудий SK C/34 в 8052 кг делал его убийцей «вашингтонских» крейсеров. Орудия размещались в четырёх трёхорудийных башнях, как и на Roon, что давало кораблю превосходство над любым типом тяжёлых крейсеров того периода, включая проекты крейсеров Buffalo и проект 82 (1943).
Второстепенной задачей корабля было рейдерство, поэтому крейсер сохранил усиленное торпедное вооружение: четыре 4-трубных торпедных аппарата располагались на верхней палубе и несли приличный запас торпед. Крейсер хорошо оснастили орудиями универсального калибра в виде восьми установок Dop.L. C/37 с шестнадцатью 105-мм орудиями SK C/33.
Как и любой крупный корабль, Hindenburg имел достаточно мощную защиту от атак авиации и наряду с восемью установками универсального калибра оснащался новейшей зенитной установкой 55-мм L/77 Gerät 58. Корабль нёс семь спаренных установок 55-мм L/77 Gerät 58 Zwilling и две одноствольные установки 55-мм L/77 Gerät 58. К сожалению, немцы так и не смогли разработать системы централизованного целеуказания для этих установок. Несмотря на отличные баллистические характеристики, эффективность огня была ниже ожидаемой. Установка наводилась и сопровождала цель с помощью двух закреплённых на ней оптических прицелов для вертикальной и горизонтальной наводки. Для корректировки огня использовали цвет трассеров снарядов. Остальной состав МЗА был представлен четырьмя спаренными 20-мм зенитными автоматами Flakzwilling 38 и девятью счетверёнными зенитными автоматами Flakvierling 38. Малокалиберные установки не имели централизованного управления огнём: немецкие зенитчики предпочитали обстреливать большее количество целей, поэтому управление огнём отдавалось на откуп плутонговым командирам.
Авиационное вооружение Hindenburg было аналогично крейсерам Prinz Eugen: три гидросамолёта Arado 196, два из которых размещались в ангаре со сдвигаемой крышей, а третий хранился под чехлом в боеготовом состоянии прямо на катапульте.
Что же с радиолокационным оборудованием? На главном КДП размещался радар FuMO 26, для чего сам КДП был надстроен отдельной аппаратной. На марсе грот-мачты располагалась антенна РЛС кругового обзора FuMO 25, а на кормовом КДП была установлена РЛС FuMO 27. Носовой КДП на крыше боевой рубки радара не имел. На носовой надстройке были установлены четыре дипольные антенны FuMB-4 Samos.
По своим главным измерениям крейсер имел размеры линкора: длина — 228,9 м, ширина — 24 м, осадка по конструктивную ватерлинию — 7 м. Полное водоизмещение корабля составило 22 324 т. Мощность паросиловой установки — 155 000 л.с. (аналогично крейсеру Roon), проектная скорость — 31,6 узла. Для сопровождения линкоров типа Н была заметно увеличена дальность плавания: 5500 миль на 18 узлах. Это не отменяло проблем с мазутом и усложняло снабжение корабельного соединения, имевшего как котлотурбинные установки, так и ДВС.
По бронированию крейсер смотрелся внушительнее, чем его прототип Prinz Eugen. Бортовой пояс корабля состоял из трёх секций, различных по толщине и высоте. Традиционно для немецкой школы кораблестроения в носовой части корабля размещался ледовый/противоосколочный бронепояс толщиной 27–40 мм. Толщина увеличивалась к носовому броневому траверзу цитадели, чтобы прикрывать её с бортов. Сам траверз был толщиной 110 мм и от главной бронепалубы до верхней имел ещё внутреннюю переборку толщиной 40 мм.
Бортовой пояс в районе башен ГК был представлен цементированной бронёй толщиной 110 мм. Дальше к корме простирался пояс толщиной 100 мм, прикрывавший ГЭУ. Кормовые погреба башен ГК защищались бронепоясом 110 мм, а от кормового броневого траверза толщиной 90 мм к корме шёл бронепояс толщиной 90 мм, прикрывавший рулевое отделение и его механизмы. Обшивка корпуса над цитаделью изготавливалась из 30-мм гомогенной брони и вместе с 40-мм носовой и кормовой переборками образовывала обширный каземат. Барбеты башен ГК не имели дифференцированного бронирования, и их толщина составляла 110 мм по всей окружности.
Горизонтальное бронирование было представлено 30-мм гомогенной бронёй на верхней палубе вне надстроек, прикрывавшей корабль от носовых и до кормовых башен ГК. Конструктивные особенности главной бронепалубы были характерны для немецкой школы кораблестроения: броневой скос, примыкающий к нижней части бронепояса. Толщина скоса и бронепалубы в районах погребов ГК составляла 60 мм, а в районе ГЭУ — 45 мм. Единственная противоторпедная переборка имела толщину 20 мм. В общем, качество и глубина противоторпедной защиты для такого крупного корабля оставляли желать лучшего.
Общий внешний вид и расположение артиллерии ГК и УК, а также общие архитектурные и компоновочные решения выдают в корабле заметно увеличенный крейсер Prinz Eugen, но это вполне укладывается в принципы немецкой кораблестроительной школы. Так, например, силуэт крейсера Prinz Eugen издалека напоминал линкор Bismarck. Это было сделано намеренно, чтобы запутать противника, а также позволяло использовать проверенные и освоенные промышленностью решения, а значит, удешевить постройку кораблей и облегчить их освоение экипажами.
По совокупности боевых качеств крейсер Hindenburg на момент своего проектирования, безусловно, превосходил все имевшиеся и проектируемые тяжёлые крейсеры вероятных противников Германии. Однако во время войны появился класс больших крейсеров: американская Alaska, японский В-65 и советский проект 69 «Кронштадт», заложенный ещё перед войной для борьбы с тяжёлыми крейсерами, вооружёнными 203-мм артиллерией. Эти корабли вряд ли оставили бы «Гинденбургу» большие шансы на поле боя.
Hindenburg в World of Warships
В игре Hindenburg расположился на X уровне в ветке немецких крейсеров. Расположение башен ГК делает корабль универсальным как в обороне, так и в наступлении. Высокое бронепробитие фугасов, четыре башни с тремя орудиями, хорошая скорострельность и отличная баллистика делают этот крейсер опасным противником для любого класса. Толщина брони и скосы бронепалубы цитадели позволяют «Гинденбургу» выдерживать даже залпы линкоров.
ПВО может прикрывать союзников в радиусе до 7,2 км. ГАП с бóльшим радиусом действия помогает избегать торпед и обнаружить противника в дымах или за укрытием. Крейсер обладает двумя четырёхтрубными торпедными аппаратами с обоих бортов с комфортными секторами пуска, что даёт возможность пустить торпеды, не сильно подставляя борт под снаряды. Но есть и минус: реализовать их получится только на короткой дистанции — до 6 км.
Таким образом, это универсальный крейсер, способный действовать как в составе соединения, прикрывая союзников от торпед и авиации, так и в одиночку, сдерживая фланг. Он даже способен на успешные действия в ближнем бою против любого класса кораблей, на что годятся немногие крейсеры.
Редакция Warspot
/
Фото дня: «убийцы младенцев»
16 декабря 1914 года германские крейсера обстреляли несколько городов на северо-восточном побережье Англии
- ПМВ
- Германия
- Великобритания
Редакция Warspot
/
Фото дня: последние минуты «Блюхера»
24 января 1915 года англичанами в Северном море был потоплен германский броненосный крейсер «Блюхер»
- ПМВ
- флот
- Германия
Владислав Гончаров
/
Броня «Хипперов». История одного мифа
Действительно ли немецкие тяжёлые крейсера типа «Адмирал Хиппер» уступали конкурентам в броневой защите?
- ВМВ
- флот
- Германия
Закладка и строительство
Специальным постановлением правительства к выполнению работ по созданию первого тяжелого крейсера типа «Сталинград» были привлечены несколько коллективов КБ, НИИ, судостроительных предприятий и смежных с ними отраслей промышленности, в число которых входили Металлический имени Сталина, Ижорский, Новокраматорский, Кировский, Калужский турбинный, «Большевик», «Баррикады», «Электросила» и Харьковский турбогенераторный заводы.
Торжественную закладку линейного крейсера «Сталинград» произвели 31 декабря 1951 года в Николаеве, на заводе № 444, несмотря на то, что несколько секций днища на стапель установили еще месяцем ранее. Известен тот факт, что рабочие этого предприятия пообещали спустить судно на воду раньше установленного срока, а именно 7 ноября 1953 года, приурочив его к 36-й годовщине Октябрьской революции. Однако это был не единственный крейсер типа «Сталинград», который начали строить в СССР после Второй мировой.
Осенью 1952 года в Ленинграде на заводе № 189 на стапеле «А» заложили еще один крейсер «Москва». Примерно в то же время в Молотовске начали строить уже третий по счету такой же военный корабль, который не получил собственного названия. Его именовали корпусом № 3. Это судно заложили в стапельном цеху-эллинге на заводе № 402.
Строительство крейсера «Сталинград» проекта 82 осуществлялось быстрее всех. На конец 1952 года для этого корабля было поставлено около 120 образцов различного комплектующего оборудования, включая вооружение, теплообменные аппараты, дизель- и электрогенераторные установки, котлотурбины, кабельные устройства, системы приборной техники и автоматики и другие вспомогательные механизмы.
«Сталинград» на воде. Почему в СССР не достроили любимый крейсер Иосифа Сталина
Еще при жизни «вождя народов» Иосифа Сталина в СССР начали осуществлять грандиозный проект — тяжелый линейный крейсер, который должен был быть мощнее немецкого линкора «Шарнхорст» и быстрее линкора «Бисмарк». Советский Союз намеревался построить 10 таких военных судов, однако планам Сталина не суждено было сбыться. Эксперты американского консервативного журнала The National Interest (NI) рассказали почему.
Единственный и неповторимый
После вторжения легионов Третьего рейха в СССР в 1941 году советский флот был не в лучшей форме. Иосиф Сталин понимал это, поэтому решил провести серьезную кадровую чистку среди морских офицеров. Из-за этого ряд проектов пришлось приостановить, а непрекращающиеся боевые действия мешали разработке крейсера «Кронштадт», на который глава СССР возлагал большие надежды.
Только в 1944 году Сталин возродил первоначальную концепцию самого мощного и быстрого крейсера. Советские инженеры приступили к разработке линейного крейсера «Сталинград». Еще на стадии чертежей появились недовольные среди действующих офицеров: военнослужащие полагали, что в эпоху авианосцев крупнокалиберные боевые корабли отошли на второй план и стали неэффективны.
Действительно, «Сталинград» был довольно крупным и неповоротливым крейсером длиной в 263 метра. Конструкция включала четыре паровые турбины, которые могли разогнать судно до скорости в 35,5 узлов (около 65 километров в час). Для сравнения немецкий «Шарнхорст» разгонялся лишь до 31 узла.
wikipedia.org / Cay Jacob Arthur Renard / Public Domain
Среди недостатков особенно выделялась тонкая броня. Линкоры тех лет обладали куда более внушительной защитой, но из-за этого они не могли развивать высокие скорости. «Сталинград» был как раз довольно быстрым и мощным перехватчиком, который создавали для охоты на более слабые корабли.
«Линкоры и линейные крейсера вышли из моды после Второй мировой войны, что сделало «Сталинград» единственным послевоенным большим кораблем», — писал военно-морской историк Норман Полмар.
Орудие защиты
Впрочем, Иосиф Сталин натравливать свой крейсер на вражеские суда не планировал. По задумке вождя, «Сталинград» должен был охранять советские авианосцы после окончания Второй мировой войны: в плохую погоду, когда истребители не могли взлететь с корабля-носителя, он становился практически беззащитной целью для военных судов неприятеля.
С задачей «телохранителя» крейсер «Сталинград» вполне мог справиться, ведь на его борту были установлены девять 12-дюймовых орудий, каждое из которых стреляло на дальность в 33 мили (больше 50 километров). Помимо этого, по левой и правой стороне крейсера были установлены малые 5,1-дюймовые и 1,8-дюймовые пушки. Эксперты The National Interest отмечают, что такое сочетание делало «Сталинград» самой большой угрозой для любого американского военного судна той эпохи.
wikipedia.org / Bundesarchiv, Bild 183-R80329 / CC-BY-SA 3.0
На дне
Самым ярым противником строительства «Сталинграда» был адмирал Николай Кузнецов, в честь которого через несколько десятков лет назовут тяжелый авианосец. Именно на авианосцах и настаивал Кузнецов во время разработки линейного крейсера, но Сталин слушать его не хотел. Более того, в 1947 году адмирала понизили в должности: с поста главкома он ушел на пост начальника Управления военно-морских учебных заведений.
От проекта Иосифа Сталина советский флот отказался после его смерти в 1953 году. Три «Сталинграда», над которыми вели работу инженеры, так и не были закончены – началась эпоха авианесущих крейсеров.
wikipedia.org / PH2 Paul A. Vise / Public Domain
Один из недостроенных кораблей в 1955 году отбуксировали в Черное море и отвели ему роль мишени для учебных стрельб. Однако спустить судно на воду не удалось: в результате повреждений «Сталинград» пошел ко дну. Подняли крейсер лишь через год, после чего он играл роль мишени для новых военных кораблей. Остальные «Сталинграды» отдали на металлолом.
«Если бы Сталин увидел, что случилось с его любимым линейным крейсером, он бы очень расстроился», — заключают специалисты из NI.
«Политика Сегодня» ранее писала о смерти Иосифа Сталина – самой тяжелой потери для СССР того времени, которая даже спустя 67 лет окутана тайной.
Испытания
Во время проектирования нового типа крейсеров его создателями был выполнен целый ряд опытно-конструкторских и исследовательских работ. Проводились испытания по определению степени стойкости палубного и бортового бронирования посредством подрыва и обстрела гомогенных и цементированных защитных плит. Осуществлялось макетирование главных помещений ГЭУ, погребов боезапаса, энергоотсеков и боевых постов.
Был найден оптимальный вариант теоретических обводов корпуса судна в ходе испытаний мореходных и ходовых свойств корабля на масштабных моделях в опытных бассейнах, расположенных на территории ЦАГИ имени Н. Е. Жуковского и ЦНИИ академика А. Н. Крылова. Кроме того, проводились и многочисленные теоретические исследования самых разных вопросов, касающихся применения новейшей техники.
Крейсер «Сталинград»: описание конструкции
В основном корпус корабля имел продольную систему набора с имеющимися промежутками между шпангоутами в области цитадели в пределах 1,7 м, а в оконечностях – около 2,4 м. Кроме того, он делился от нижней палубы до днища поперечными переборками, имеющими толщину не более 20 мм, на 23 водонепроницаемых отсека.
Предусмотренные проектом методы секционной сборки корпуса, где использовались одновременно плоские и объемные сегменты, соединяющиеся при помощи сварки, значительно сокращали сроки, выделенные на постройку судна.
Бронирование
Толщина стенок боковой рубки крейсера «Сталинград» достигала 260 мм, траверзных переборок цитадели – 125 мм (кормовой) и до 140 мм (носовой), крыши – около 100 мм. Палубы имели броню: нижняя – 20 мм, средняя – 75 мм и верхняя – 50 мм. Толщина стенок башен главного калибра составляла: лобовой — 240 мм, боковой – 225 мм, крыши – 125 мм. Что касается задней, то она еще выполняла и роль противовеса, так как была сложена из трех плит, суммарная толщина которых могла варьироваться от 400 до 760 мм.
Важнейшие отсеки корабля, такие как погреба боезапаса, помещения энергоустановки и главные посты имели противоминную защиту (ПМЗ), которую составляли 3-4 продольные переборки. Первая и четвертая из них были плоскими и имели толщину от 8 до 30 мм, а вторая (до 25 мм) и третья (50мм) – цилиндрическими. Для более надежной защиты на третью переборку надевались дополнительные плиты толщиной до 100 мм.
Впервые в практике судостроения в СССР тяжелый крейсер «Сталинград» был оснащен тройной защитой днища. Для этого была использована продольно-поперечная система на протяжении всей цитадели. Снаружи обшивка была выполнена из 20-миллиметровой брони, второе и третье днища имели толщину до 18 мм.
Вооружение
Согласно утвержденному проекту, корабль предполагалось оснастить 305-миллиметровыми орудиями СМ-31, общий боезапас которых состоял из 720 залпов, а также 130-миллиметровыми башенными установками БЛ-109А, рассчитанными на 2 400 выстрелов. Система управления артиллерийской стрельбой предусматривала наличие как РЛС, так и оптических средств.
Кроме того, на крейсере «Сталинград» планировали разместить 45-миллиметровые СМ-20-ЗиФ и 25-миллиметровые БЛ-120 зенитные установки, рассчитанные на 19 200 и 48 000 выстрелов соответственно. Башенные орудия СМ-31 предполагалось оборудовать ПУС «Море-82» с радиодальномером «Грот», тогда как для БЛ-109А предназначался «Сириус-Б».
Тяжёлые крейсеры типа Сталинград
Крейсеры проекта 82, также известные как Тяжёлые крейсеры типа «Сталинград» — тип крупнейших в мире тяжёлых крейсеров (по официальной советской классификации), строившихся для ВМФ СССР в конце 1940-х — начале 1950-х гг.
В основу проекта был положен крейсер проекта 83 (закупленный в Германии тяжелый крейсер «Лютцов»). Инициатором строительства крейсеров типа «Сталинград» был лично Иосиф Сталин. После его смерти строительство крейсеров было прекращено.
Основной калибр
Предусматривались три башенные установки СМ-31. Каждая башня была вооружена тремя пушками СМ-33 калибра 305 мм и длиной ствола 61 калибров. Пушка имела дальность стрельбы 53 км (масса снаряда 467 кг). Также был разработан снаряд массой 230,5 кг, для дальности стрельбы по береговым площадным целям (городам, крупным военно-морским базам) свыше 120 км.
Корабли серии
«Сталинград» (заводской № 400). Зачислен в списки ВМФ СССР 31 августа 1951 года. Заложен 31 декабря 1951 года на заводе № 444 (г. Николаев). Приказом № 00112 министра транспорта и тяжёлого машиностроения И. И. Носенко от 18 апреля 1953 года строительство прекращено. В июне 1953 года принято решение использовать часть корпуса, включая цитадель, в качестве натурного опытового отсека для проверки стойкости конструктивной защиты корабля к воздействию новых образцов морского оружия. В 1954 году переоборудованный отсек был спущен на воду и в 1956 — 1957 годах использовался в качестве мишени для испытаний крылатых ракет, артиллерийских снарядов, авиабомб и торпед. В результате всех испытаний отсек не потерял плавучести при полном отсутствии сил и средств борьбы за живучесть.
«Москва» (заводской № 406). Зачислен в списки ВМФ СССР 31 апреля1951 года. Заложен в сентябре 1952 года на стапеле «А» , г. Ленинград). 18 апреля 1953 года снят со строительства и передан «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
Корпус № 3 (название не присвоено, заводской № 401). Заложен в октябре 1952 года на заводе № 402 (г. Молотовск).
Особенности национальной классификации
По западной классификации артиллерийских кораблей «Сталинград» относится к классу линейных крейсеров, куда обычно включались корабли водоизмещением более 20 000 т и калибром орудий от 280 мм, которые по слабости бронирования и высокой скорости не попадали в класс линкоров. К концу 1940-х годов, когда «Сталинград» планировался к постройке, класс линейных крейсеров уже сошёл с исторической арены. Реликтом этого класса были также американские крейсера типа «Аляска», названные «большими крейсерами» (large cruiser) ввиду отсутствия в американской классификации класса «линейный крейсер» (battlecruiser).
Тяжёлым крейсером по западной классификации является корабль с калибром орудий 203 мм (водоизмещение таких кораблей составляло от 10 000 до 20 000 тонн). В СССР не было построено ни одного корабля, попадающего в эту категорию, хотя в исходном проекте Крейсера проекта 68-бис должен был быть вооружен 8 203-миллиметровыми орудиями.
Оценка проекта
Крейсера проекта 82 не встретили особой поддержки со стороны командования флота. Новый военно-морской министр Н. Г. Кузнецов, предполагая в близкой перспективе появление у СССР управляемых противокорабельных ракет, так высказывал свое мнение о этом корабле.
Тяжёлый, неясный корабль. Не видно, чтобы цель оправдывала средства. Очень дорогой корабль…
— Васильев А., Морин А. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград».
По ходу разработки, проект подвергался многочисленным переделкам, тоже не шедшим ему на пользу. Так, по требованию Сталина, ради увеличения скорости был уменьшен радиус действия и зенитная артиллерия, что превращало проект 82 в своего рода, «линейный крейсер береговой обороны»
Сама по себе тактическая ниша тяжелого (фактически — линейного) крейсера проекта «Сталинград» тоже определялась весьма туманно. Сталин имел иной взгляд на назначение кораблей данного класса, предполагая их использование для борьбы с легкими крейсерами.
Нам нечего ввязываться в бой с тяжёлыми крейсерами противника. Основная задача тяжёлого крейсера должна быть иной — борьба с лёгкими крейсерами противника. Надо увеличить его скорость до 35 узлов, чтобы он наводил панику на лёгкие крейсера противника, разгонял их и громил. Этот крейсер должен летать как ласточка, быть пиратом, настоящим бандитом. Он должен уйти из под удара тяжёлых кораблей противника.
— Васильев А., Морин А. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград».
Появление ПКР воздушного, а затем и корабельного базирования серии КС-1 Комета сделало бессмысленным продолжение строительства тяжелых артиллерийских кораблей вообще.
Интересные факты
Готовые опорно-поворотные устройства орудийных башен главного калибра были использованы при строительстве антенных систем АДУ-1000 комплекса дальней космической связи «Плутон».
Уникальная 305-мм пушка СМ-33 для трехорудийных башенных установок СМ-31 тяжелых крейсеров типа «Сталинград» пр.82 имела дальнобойность – обычным фугасным снарядом весом 467 кг — 53 км. — специальным дальнобойным снарядом (разработка НИИ-24 1954г черт.5219) Весом 230,5 кг – 127,3 км
Н.С.Хрущевым перед поездкой в США все работы по сверхдальней, как и вообще по тяжелой артиллерии были прекращены.
Основные характеристики:
Водоизмещение 36 500 тонн (стандартное), 43 000 тонн (полное). Длина 250,5 м. Ширина 31,6 м. Осадка 9,7 м. Бронирование 200 мм — борт, до 323 мм — башни, 90…110 мм — палуба. Двигатели 12 паровых котлов, 4 паровых турбины, 4 × ГТЗА ТВ-4. Мощность 280 000 л. с. (206 МВт). Движитель 4. Скорость хода 15 узлов (экономическая), 34 узла (максимальная). Дальность плавания 5000 морских миль на скорости 15 узлов. Экипаж 1481 человек.
Вооружение:
Артиллерия 3 × 3 — 305-мм/61 АУ (СМ-31), 6 × 2 — 130-мм/60 АУ (БЛ-109А). Зенитная артиллерия 6 × 4 — 45-мм/78 (СМ-20-ЗИФ) 10 × 4 — 25-мм/79 (БЛ-120).
Вспомогательное оборудование, средства связи и обнаружения
Как было сказано выше, на крейсере имелась установка ПУС главного калибра «Море-82», которая давала КДП СМ-28, имеющую базу дальномеров в 8 и 10 метров, и две РЛС станции «Залп». Вторая и третья башни ГК были оборудованы радиодальномерами «Грот». Поддерживаемая тремя СПН-500, ПУС имела стандартный калибр «Зенит-82». В трех башнях УК были установлены радиодальномеры «Штаг-Б». Три радиолокационные системы «Фут-Б» обеспечивали стрельбу из зенитных автоматов СМ-20-ЗИФ.
Вооружение радиотехники состояло из радиолокационных станций обнаружения надводных объектов «Риф», воздушных «Гюйс-2» и целеуказания «Фут-Н». Что касается средств радиоэлектронной обороны, то она состояла из поисковой РЛС «Мачта», а также из используемого для создания помех «Коралла». Кроме того, на крейсере планировали установить гидроакустическую станцию «Геркулес-2» и пару теплопеленгаторов «Солнце-1п».
Прекращение строительства
Сборка кораблей продвигалась быстрыми темпами. Однако после смерти В. И. Сталина прошел всего месяц, когда 18 апреля 1953 года вышел приказ министра тяжелого и транспортного машиностроения И. И. Носенко о прекращении строительства трех кораблей проекта 82. Крейсер «Сталинград» был готов уже почти наполовину. Работы не только по изготовлению, но и по частичному монтажу вооружения на головном корабле велись полным ходом. Кроме того, на нем были установлены различные корабельные устройства и оборудование, включая дизель- и турбогенераторные агрегаты, ГЭУ, теплообменные аппараты, система автоматики и целый ряд других вспомогательных механизмов.
В июне того же года главком ВМС совместно с министром тяжелого и транспортного машиностроения решили часть корпуса крейсера «Сталинград», включающего и его цитадель, использовать на полигоне как опытный натурный отсек. Планировалось, что на нем будут испытывать новейшие образцы морского вооружения. Целью учений была проверка стойкости противоминной и броневой защиты корабля.
Разработать документацию на оборудование и формирование отсека, а также на его спуск со стапеля и дальнейшую буксировку на испытательный полигон, было поручено филиалу № 1 бюро, базировавшегося в то время в Николаеве. Руководителем этого проекта стал К. И. Трошков, а главным инженером – Л. В. Дикович, который был ведущим конструктором проекта 82.
В 1954 году отсек тяжелого крейсера «Сталинград» спустили на воду. В течение 1956 и 1957 годов на нем испытывали мощь крылатых ракет, торпед, авиабомб и бронебойных артиллерийских снарядов. Однако, несмотря на это, отсек все же оставался на плаву даже при отсутствии на нем каких-либо специальных сил и средств, отвечающих за его живучесть. Такое положение дел только лишний раз подтвердило чрезвычайно высокую эффективность защиты этого корабля.
Что же касается остальных двух крейсеров, то их недостроенные корпуса разделали на металлолом. Эти работы были произведены на территории заводов № 402 и № 189. В середине января 1955 года, согласно постановлению Совета министров Советского Союза, на базе башенных установок СМ-31, оставшихся от крейсеров не реализованного проекта 82, планировалось изготовить четыре 305-миллиметровые железнодорожные батареи для нужд береговой обороны СССР.
«Сталинград» и остальные корабли, разработанные ЦКБ-16, получили высокую оценку со стороны советского правительства. Несмотря на незавершенный проект 82, он был достаточно интересным и весьма значимым, учитывая тот факт, что корабли были созданы в исключительно короткие сроки. Их проектирование и дальнейшая постройка продемонстрировали всему миру высочайший технический и научный потенциал страны.
Примечательно, что проект 82 и его объекты были единственными в мире артиллерийскими тяжелыми судами, заложенными уже после завершения Второй мировой. На примере модели крейсера «Сталинград», выполненной в 1954 году, которая хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, мы и сейчас можем легко представить себе всю мощь этого корабля.
Артиллерийское вооружение тяжелых крейсеров послевоенных проектов 82 и 66
Так бы выглядел тяжелый крейсер проекта 82
15 мая 1941 г. нарком ВМФ СССР утвердил оперативно-тактическое задание на проектирование тяжелого крейсера проекта 82. Задумывался он как многоцелевой корабль, который должен бороться с крейсерами, в том числе и тяжелыми, поддерживать свои легкие силы, ставить активные минные заграждения, подавлять береговые батареи среднего калибра, действовать на коммуникациях противника. При неоговоренном водоизмещении новый крейсер должен нести восемь 203-мм орудий, двенадцать 100-мм стабилизированных зенитных орудий, двенадцать 37-мм автоматов, два трехтрубных торпедных аппарата, четыре самолета-разведчика; иметь скорость максимального хода не менее 36 узлов и дальность плавания 10000 миль при скорости 20 уз. Бронирование выбиралось из расчета непробиваемости борта, траверза и боевой рубки 203-мм снарядом на дистанции более 60 кб, а палубы – 250-кг авиабомбами.
305-мм башенная установка СМ-31 на крейсере пр.82
Первые же проработки проекта показали, что водоизмещение такого корабля составит 25 000 тонн! Вполне естественно, что главный калибр (203 мм) для столь крупного корабля показался недостаточным. Дальнейшее рассмотрение пр.82 прервала Великая Отечественная война. В 1943 году начались проработки проектов кораблей различных классов с учетом опыта ведения военных действий, в том числе и пр.82. После конкретизации задач и уточнения характеристик корабля калибр его главной артиллерии увеличили до 220 мм. В 1947 г. произошло очередное рассмотрение оперативно-тактического задания по пр.82 уже с участием правительства. В результате было принято решение вооружить новый корабль 305-мм артиллерией. Именно с таким главным калибром 31 августа 1948 г. утвердили тактико-техническое задание. Предстояло строить тот же крейсер проекта 69 (см. подробнее >>>), но только на новом качественном уровне.
305-мм башенная установка СМ-31 на крейсере пр.82
31 декабря 1951 г. в Николаеве заложили головной корабль серии «Сталинград», в сентябре 1952 г. в Ленинграде – «Москву», а через месяц в Молотовске (ныне Северодвинск) – третий корабль. Спуск головного корабля намечался на ноябрьские праздники 1953 г., но в апреле в связи со смертью И. В. Сталина все работы по крейсерам проекта 82 были прекращены, а затем начали их разборку на стапелях. Правда, цитадель «Сталинграда» в 1954 г. спустили на воду для проведения натурных испытаний стойкости конструкции и новых образцов оружия. В 1956–1957 гг. отсек подвергся ударам крылатых ракет, авиабомб, торпед и остался на плаву, хотя, естественно, никакой борьбы за живучесть на нем не велось(!). Но это не помешало сделать вывод о том, что с появлением крылатых ракет традиционная схема конструктивной защиты бесперспективна.
По утвержденному проекту крейсеры типа «Сталинград» в качестве главного калибра должны были иметь три башни СМ-31 с тремя 305-мм орудиями с длиной ствола 61 калибр. Эти башни (как и сами орудия) имели большую массу по сравнению с башнями МК-15 крейсеров типа «Кронштадт» с 305-мм орудиями Б-50. Снаряд новой пушки был на 4 кг легче, но при начальной скорости 950 м/с он забрасывался на дистанцию 290 кб, что на 30 кб больше, чем у орудий Б-50. При этом на дистанции 150 кб новое орудие пробивало горизонтальную броню толщиной 312 мм (Б-50 – 280 мм), а горизонтальную толщиной 73 мм (Б-50 – 88). Понятно, что такие дальности стрельбы должны быть обеспечены приборами управления стрельбой и источниками обнаружения и целеуказания. На этом преимущества «Сталинграда» (по отношению к «Кронштадту») заканчиваются: корабельные средства обнаружения, а тем более управления огнем того времени не могли обеспечить стрельбу на дистанциях более 135 кб, а авиационное вооружение на крейсере пр.82 не предусматривалось*. Кроме того, на дистанциях более 200 кб естественное рассеивание снарядов очень велико. Так, для попадания одного снаряда в крейсер на дистанции 210 кб понадобилось бы около 125 снарядов (боекомплект на корабле 720 снарядов), на дистанции 120 кб – порядка 13, в то время как для вывода из строя крейсера противника требуется около 20 попаданий.
* Можно предположить, что в случае вступления в строй этих кораблей они одними из первых получили бы на вооружение вертолеты, что могло решить проблему обнаружения и корректировки огня за видимый горизонт.
Наступательные возможности тяжелого крейсера пр.82 в сравнении с крейсером ВМС США «Alaska»
Столь большие дистанции обычно реализуются при стрельбе по береговым площадным целям. Применительно к морским целям способность дальше забросить снаряд лишь характеризует лучшую баллистику орудия, что на одинаковых дистанциях при прочих равных условиях обеспечивало бы большую вероятность попадания снаряда в цель, то есть на выбранной дистанции боя крейсер пр.82 быстрее достигнет требуемого количества попаданий.
Таким образом, можно предположить, что с вступлением в строй тяжелых кораблей типа «Сталинград» советский ВМФ получил бы мощный, достаточно хорошо сбалансированный артиллерийский корабль, вполне «конкурентоспособный» американскому большому крейсеру «Alaska». Необходимо отметить и лучшую защищенность «Сталинграда». Хотя в остальном корабли оказались бы почти равносильны (преимущество в скорости на 3 уз советского крейсера, как показал опыт войны, существенного значения не имело бы).
Но вряд ли «Сталинграду» нашлось бы применение «по специальности» в военных действиях первой половины 1950-х годов. К моменту вступления его в строй «Alaska» уже находилась в резерве, откуда и ушла на разделку.
Еще до утверждения решения о вооружении кораблей пр.82 305-мм артиллерией опять возник вопрос о необходимости создания крейсера более легкого и более дешевого, чем будущий «Сталинград». Ведь последний предполагалось применять самостоятельно или как флагманский корабль главных сил флота в море, а нужен был массовый корабль для придания боевой устойчивости различным группировкам сил флота в море от возможных атак легких и тяжелых крейсеров противника. Практически речь шла об аналоге одного из промежуточных вариантов проекта крейсеров пр.82 с 220-мм артиллерией, разработка которых велась еще в 1945 г.
Предэскизный проект такого крейсера ЛКР-22 (крейсер легкий с 220-мм артиллерией) предусматривал создание корабля, который при полном водоизмещении 23 500 т должен был нести девять 220-мм орудий, иметь главный броневой пояс толщиной 90 мм, развивать ход 35 узлов. Но снятие в 1947 г. с должности наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова (инициатора создания такого крейсера) привела к прекращению всех работ по нему. Прошло всего несколько лет, и идея крейсера с 220-мм артиллерией вновь овладевает умами руководства ВМФ, но теперь уже ее инициатором в начале 1951 г. становится И. В. Сталин, и уже через год на рассмотрение вернувшемуся из ссылки Н. Г. Кузнецову представили предэскизный проект нового корабля (проект 66).
Главной особенностью крейсера пр.66 стала артиллерия главного калибра. Его трехорудийные 220-мм артиллерийские башни СМ-6 начали проектировать в 1945 г. для крейсеров пр.82, затем их планировали установить на крейсер пр.22 и, наконец, на новый крейсер пр.66. Орудие с длиной ствола 65 калибров, отстрелянное на полигоне в 1954 г., забрасывало 176-кг снаряд на дистанцию 260 кб при расчетной скорострельности 4–5 выстр./мин.
Главным предназначением кораблей пр.66 должна была стать борьба с крейсерами, в том числе вооруженными 203-мм артиллерией, последним представителем которых был американский тяжелый крейсер «Des Moines», вступивший в строй после войны, имевший на вооружении автоматизированные 203-мм артиллерийские установки со скорострельностью, в два раза превышавшей расчетную для СМ-6.
Масса американского снаряда составляла всего 152 кг, а дальность стрельбы не превышала 150 кб, однако на реальной дистанции боя (менее 130 кб) советский «истребитель тяжелых крейсеров» сам мог оказаться жертвой. Если учесть 203-мм главный броневой пояс «Des Moines», то можно сказать, что крейсер проекта 66 уж точно не смог бы «с успехом бить все корабли своего класса», как хотел Н. Г. Кузнецов. Это подтвердила проведенная в 1954 г. исследовательская тактическая игра, показавшая, что крейсер пр.66 не сможет безнаказанно уничтожать тяжелые крейсеры противника с 203-мм артиллерией, построенные уже после окончания Второй Мировой войны. Изменились взгляды руководства страны на роль и место больших надводных кораблей – проект последнего советского большого артиллерийского крейсера сдали в архив. На этот раз навсегда!