— бич; кнут — франц . discipline Fouet De cocher ou de postillon. Forcet Fouet. [ghhe] Во многих культах церемония бичевания имела значение усиления плодородия — своеобразное заклятие будущего урожая. Бичами также хлестали изображения и скульптуры богов, дабы добиться их помощи, таким образом как бы усиливая их потенцию. В древности (у народов, стоящих на примитивном уровне развития) бичевание входило в число ритуальных действий, способствующих очищению и повышению плодовитости. Считалось, что побои кнутом стимулируют плодовитость и не только у мужчин. Символика плети представляет собой смесь символик узла (или лука), и скипетра; и то, и другое — знаки господства, владычества и превосходства. Выражает идею кары, как дубинка или палица — в противовес мечу как символу очищения, — а также способность окружать и подавлять[1]. Логически плеть также следует соотнести с ритуалами бичевания (или плодородия)[2]. Кроме того, она является атрибутом Матери-Устрашительницы[3]. Основные значения:
Вместе с посохом — символизирует скотоводство и земледелие. | См. также: Посох Бичевание Бичевание Христа |
Египет
Символ плодовитости.
Так называемая плеть (по-египетски «нехех») состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосами или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, «Главы восточных номов». Другое первоначальное значение плети — опахало от мух. Плеть — постоянный атрибут богов Озириса и Мина. Уже в Древнем царстве она располагается на спинах животных, освященных богами. Плеть как символ власти служит также царям.
В Египте плеть, благодаря морфологическим ассоциациям с молнией, была атрибутом Мина — божества ветра, а также вообще неких божеств, управляющих штормами[4].
Египетские фараоны использовали кнут в качестве эмблемы власти.
Атрибут:
- Озириса как судьи мертвых;
- бога ветра Мина, который сам по себе являлся символом могущества Природы, а заодно и власти фараона.
Менат отгоняет злых духов с помощью кнута, который становится символом счастья.
Примечания [ править ]
- ^ a b Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). « бич ». Британская энциклопедия
(11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. - «Посох и цеп в Древнем Египте» . турегипт . Проверено 25 июля 2013 года .
- Бадж, Уоллис (1971). Египетская магия . Дувр. п. 72 . ISBN 0486226816.
- ^ а б в г Тирни 1909 .
- ↑
Иоанна 19: 1 - Тирни 1909 приводит Historia Lausiaca
VI - Tierney 1909 цитирует Socrates Hist. Eccl.
, IV, xxiii - ↑
Tierney 1909 цитирует
Patrologia Latina
, LXVII, 1111 - Тирни 1909 приводит Patrologia Latina
, LXVIII, 392, 401-02 - ↑
Tierney 1909 цитирует Hefele , Concilieng., II, 594, 656 - Тирни 1909 цитирует Св. Колумба в «Regula Cœnobialis», c. x, в Patrologia Latina
, LXXX, 215 кв. для более поздних веков раннего средневековья см. Louis Thomassin ,
Vetus ac nova ecclesiae disciplina
, II (3), 107; Du Cange , «Glossar. Med. Et infim. Latinit.», Sv «Disciplina»; Гретцер , «De spontaneâ disclinarum seu flagellorum cruce libri tres» (Ингольштадт, 1603); Франц Квирин фон Кобер , «Die körperliche Züchtigung als kirchliches Strafmittel gegen Cleriker und Mönche» на тюб. «Quartalschrift» (1875). - Тирни 1909 цитирует Patrologia Latina
, CXLIV, 1017; фамилия означает «привязанный»
Античность
Оракул. Бронзовые плети фигурировали в культе Зевса в Додоне[5]. Когда в святилище взмахивали бичом над изображением бога в виде ребенка, издаваемый им звук жрец истолковывал как повеление Зевса.
Атрибут:
- Аполлона,
- Диониса,
- Кибелы,
- Гекаты,
- Эринний (символ мстительности, наказания),
- Диоскуров
- Беллоны — римской богини войны (непременный)
- греческая Немезис (Немезида) и римская Фортуна имели бичи и пояса для ритуального плодоносящего бичевания.
Невесты в Риме получали удары кнутом. Во время Луперкалий обнаженные юноши из патрицианских родов бегали по улицам и секли оливковыми ветвями всех проходящих женщин — для усиления их плодовитости. С той же целью бичевались плодовые и ореховые деревья.
Не забудь в том беге догнать Кальпурнию, ибо заповедано нам старшими подвергать бесплодных невест проклятию, но если удастся догнать и хлестнуть, то снимется проклятье. У. Шекспир «Юлий Цезарь»
Бичами украшали колесницы триумфаторов-полководцев в Риме[2].
В Древнем Риме бичеванию подвергали неисправимых должников.
То ли плеть, то ли кистень
Обратите внимание: некоторые кистени рассчитаны на то, чтобы «обмотать» противника, обездвижить его, точно с помощью боло. Ударная роль — на втором плане
Древнерусские кистени нередко обнаруживаются во время археологических раскопок, иногда фигурируют в летописях как боевое или «городское» оружие, однако на летописных миниатюрах мы их фактически не видим.Лишь в Радзивилловской летописи, беловой вариант которой был изготовлен уже на излёте русского Средневековья, есть два «стоп-кадра», причём в обоих случаях роль кистеня там неблагородна: он служит для внесудебного убийства.
Один из этих кистеней, «гражданский», происходит от булавы, а второй сродни всаднической плети, но находится в руках воина. Вот только занят тот на рисунке не войной: после удачного набега на феодальных конкурентов княжеские дружинники угоняют скот и забирают девушек в полон, а мужчин, пытавшихся против этого возражать, показательно забивают кистенями.
Начиная с первой четверти XVI века соединительная часть некоторых цепов-кистеней, сохраняя заметную длину, получает намеренное ограничение в гибкости. Иногда это делается за счёт толстого ременного плетения или, в случае с цепью, использования крупных перекрученных звеньев, но известны и более изощрённые решения, когда конструкция цепи обретает сходство с… велосипедной! В результате она, получая способность изгибаться в одной плоскости, работает и как жёсткий стержень.
Собственно, на Новгороде и Запорожье свет клином не сошёлся. Вплоть до начала ХХ века исход стеночных боев между соседними деревнями, городскими слободами или «корпорациями» лодочников и грузчиков до такой степени влиял на торговый «рейтинг» той или иной компании, что это напрямую сказывалось на финансовых вопросах. Причём настолько, что для благоприятного исхода можно было и кистень в рукав припрятать. Или в оба. Или даже сам рукав в кистень превратить, зашив в его конец свинцовый груз.
Различные виды кистеней. Справа — уже знакомый нам кеттенморгенштерн. А вот двойной кистень слева (Индия) и кистень с кожаной гибкой частью (Россия) скорее относятся к боевым бичам
«Линейный казак». Рисунок из альбома Фёдора Паули «Народы России». С правой руки у казака свисает плеть, которую можно было использовать и для понукания лошади, и против соперника в бою
Конечно, обычно кистень всё же существует отдельно от рукава. Мы же перейдём к бездревковым вариантам. Тем, которые можно назвать кистенями в узком смысле слова: ременной шнур, петлей надеваемый на запястье. В русской традиции такая штука обычно именуется «гасило». А вот как охарактеризовал это оружие знаменитый языковед Владимир Даль: «Кистень летучий, гиря на ремне, который наматывается, кружа, на кисть и с размаху развивается; бивались и в два кистеня, в оберучь, распуская их, кружа ими, ударяя и подбирая поочерёдно; к такому бойцу не было рукопашного приступа».
Именно так сражаются в «Стали разящей» Лукиных и в «Многоруком боге Далайна» Логинова — только у Логинова кистенём как инерционным оружием воздействуют и прямо на вражеское оружие или — шире — на всю вооружённую руку, сочетая удар с опутыванием. Так тоже бывало: если не на Руси (вполне возможно, и там, только данных не сохранилось), то в Германии, Италии, Ирландии, и с одинарным гасилом, и с многохвостыми бичами. Но, как правило, не в тесной строевой схватке; да и «ударный» боевой бич применим в как минимум разреженном строю.
Максимального совершенства техника работы безрукояточным ударником достигает на Востоке. Разумеется, все сразу вспоминают школьницу-якудза и её кистень-тигирики из «Убить Билла». Реально ядрышко бывало поменьше, причём в разы, да и стальная цепочка такой длины — слишком эксклюзивный продукт даже для самурайских технологий, однако прочный шнур длиной метров пять, а в исключительных случаях и десять мог иметь место.
Шведский историк Олаус Магнус в одной из иллюстраций к своей «Истории северных народов» (1555) показывает налёт разбойников на рыбацкую деревню и попытку сопротивления, в ходе которой один из рыбаков применяет большой кистень совершенно особым способом — как захлёстывающее оружие, причем с воздействием даже не на руку, а на ногу. Этот рисунок, разумеется, далёк от фотографической точности, однако существенные реалии XVI века он отражает. Ударник в данном случае неошипованный, вместо цепи, пожалуй, даже не ремень, а верёвка, длиной примерно равная рукояти. Может быть, это отчасти «лодочное» оружие (по генуэзским и венецианским источникам известно, что разнообразные боевые кистени входили в число корабельных боеприпасов). Но зачем нужно опутывать ногу, а не вооружённую руку, не бить в голову или корпус? Видимо, другого выбора не оставалось: копья в руках нападающих не позволяли контратаковать на верхнем или среднем уровне.
Офицерская казачья нагайка XIX века — скорее парадная, нежели «рабочая»
В Московской Руси того времени воинский кистень — оружие преимущественно всадническое (и на случай вынужденного спешивания), рукояточное. Не гасило, а типичный бассалык. Ударник уже чуть больше, чем характерный для универсального «кистеня-плети», но это все ещё боевой бич. Соединение с рукоятью ременное, а в месте этого соединения обычно посажены шипы — специально для того, чтобы противник в ближнем бою не перехватывал оружие. Носили его в боевых условиях, как правило, сзади за надоспешным поясом, выхватывали, судя по всему, из-за спины, но сбоку, а не через плечо.
Интересно сравнить эту манеру ношения с европейской. Если у современного оружия ремень для переноски входит в единый с ним комплект, то в средневековой Европе такого рода ремни — будь то пояс, портупея или детали конской сбруи — существовали отдельно, а оружие вроде кистеня, булавы или малого (всаднического) боевого молота носилось не столько за ремнем, сколько на ремне, крепясь к нему особыми крюками — вроде авторучки в нагрудном кармане. Можно было в зависимости от ситуации прицепить оружие то к седлу, то к поясу, то ближе к плечу — и освободить от крепления одним движением.
На поле боя такие кистени перестали применяться уже в начале славных дел Петра. А вот история архаичной плети-кистеня как вспомогательного, но боевого оружия российской конницы (правда, в основном иррегулярных формирований: казацких, татарских, калмыцких) продлилась куда дольше, не завершившись даже в 1812 году.
Боевая пружина — современный аналог боевого бича. Длинные пружины с рукоятью из кожаных обмоток нередко используются в уличных драках
Христианство
Один из символов страстей Господних (страдания Христа), часто изображаемый вместе с колонной (столбом) к которой был привязан Иисус. (См. Инструменты страстей, Бичевание Христа)
В сцене Очищения Храма Христос размахивает плеткой, изгоняя менял.
В раннехристианских общинах бичами секли непослушных служителей церкви. С IV в. в качестве акта и демонстрации покаяния распространяется самобичевание. Позднее, в XII—XIV вв., эта практика положила начало религиозному братству флагеллантов (то есть бичующихся), чей непременный атрибут — плётка.
Плеть в руках святого, как правило, служит символом покаяния, умерщвления плоти и дисциплины (< от лат.
названия бича).
Бич или плеть имеют своим атрибутом:
- Библиана, Св.;
- Филомена, Св.;
- Юлия, Св.;
- Гервасий, Св. — пара святых: один с плеткой, другой с мечом — Ервасий И Протасий;
- Карпофорус, Св.;
- Севериан, Св.;
- Севера и Викториуса, Свв.;
- апп. Лаврентия и Андрея (в скульптурных изображениях святых апостолов обязательно фигурирует бич, которым их секли перед казнью);
- Амвросий Св. — плеть с тремя хвостами или узлами как напоминание об изгнании (бичевании) ариан из Италии;
- Мария Магдалина, Св. — иногда, кающаяся;
- Викентий Сарагосский, Св.;
- Агриппинская Сивилла.
Бич нередко рассматривается как талисман от физических и психических недугов. Бичевание — один из способов экзорцизма или изгнания бесов (дьявола) из одержимого.
Ad vocem
Есть, говорят, кнут на него. «Только из-под кнута и работает». «Толстый сармат не посылал своих детей в большой свет для их образования; для педагогических целей у него была плеть» А. Нарушевич «Получить кнута» — быть битым, «Всыпать кнута» — побить. «Свить бич из песка» — пытаться сделать нечто из ничего, заниматься глупым, пустым делом. «Лживое слово, насмешка хуже кнута» С. Жеромский
Пословицы:
«Беда, где нет кнута», «Кнутом голод не победишь» (пословицы).
Бич Гомера (греч. Гомеромастикс) — филолог Зоил, злобныи и завистливый критик древности, поносивший Гомера, Платона, Изократа и мн. др. Имя стало синонимом предвзятости в литературной критике.
Бич Божий (лат. flagellum Dei) — христианское наименование языческих завоевателей и властителей, руководивших нашествиями, подвергших христианские страны и народы жестоким насилиям, уничтожали и мучили людей:
- Атилла — царь гуннов,
- Гензерих — властитель вандалов;
- Тимур (Тамерлан) — во времена Средневековья.
Бич христиан — Нур-Аль-Дин (1118—74) — мусульманский властитель Халеба и Мосула (Сирия).
Бич книжный — Пьетро Аретино (1492—1556) — итальянский писатель