«Лоханки» на поле боя – бронетехника Первой мировой


Тяжелый танк MK. I (Великобритания)


Танк Mk. I

Огромные потери, которые несли сухопутные армии союзников на полях сражений Первой мировой войны, заставили английских военных вплотную заняться вопросом строительства самоходных «блиндированных фортов» — боевых гусеничных машин, способных передвигаться по пересеченной местности и преодолевать окопы, эскарпы, рвы, проволочные заграждения.

Итогом напряженной работы стали прошедшие 12 февраля 1916 г. официальные испытания машины, получившей название «Большой Вилли» и принятой на вооружение под маркой Mk. I. Первые в мире танки выпускались в двух вариантах — с пушечным и пулеметным вооружением. Пушечные назывались «самцами» и вооружались двумя устанавливаемыми в боковых спонсонах пушками и четырьмя пулеметами. Чисто пулеметные танки, или «самки», были вооружены шестью пулеметами. Всего было изготовлено 150 машин: по 75 «самцов» и «самок». Позднее, после сражения под Виллер-Бретонне, состоявшегося 24 апреля 1918 г. и выявившего полную беспомощность «самок» в бою с танками противника, на этих машинах один пулеметный спонсон стали заменять на пушечный.

Толщина брони танка Mk. I не могла защитить экипаж не только от артиллерийского огня, но и от бронебойных пуль. Еще одним очень существенным недостатком было то, что горючее к бензиновому двигателю поступало самотеком, поэтому нередко в самый ответственный момент, когда боевая машина, преодолевая препятствие, задирала носовую часть вверх, мотор глох из-за прекращения подачи топлива. Скорость танка на бездорожье не превышала 2 км/ч, и это зачастую одерживало продвижение пехоты От четырех человек, управлявших танком, — механика-водителя, командира и двух трансмиссионщиков — требовались слаженные действия и немалые физические усилия. Для преодоления широких рвов и траншей на крыше Mk, I приходилось возить фашины, которые сбрасывались в ров перед танком.


Пара колес, крепившихся позади танка, служила для корректировки курса и поворотов с большим радиусом. Считалось, что они способствуют преодолению широких рвов, но из-за громоздкости и уязвимости от них вскоре отказались

Условия работы экипажа были очень тяжелыми из-за высокой температуры, тряски и загазованности, поскольку вентиляция просто отсутствовала. Неважно обстояло дело и со связью: дальняя связь с использованием почтовых голубей была крайне ненадежной, а ближняя осуществлялась с помощью сигналов флажками или семафором, но в дыму сражения увидеть ведущий танк сквозь узкие щели удавалось далеко не всегда.

Короче говоря, танки Mk. I были далеко не совершенны даже по меркам своего времени. Их многочисленные недостатки проявились уже в первом бою на Сомме 15 сентября 1916 г., когда из 49 танков, которыми располагали англичане, на исходные позиции сумели выйти только 32. Остальные застряли в грязи или вышли из строя из-за поломок. Но и это не все — из оставшихся машин только 18 смогли поучаствовать в бою: 5 увязли в болоте, а еще у 9 отказали различные механизмы.

Однако, даже несмотря на малое число танков, их техническое несовершенство, труднопроходимую местность и плохое взаимодействие с пехотой, англичане продвинулись в сражении на Сомме на 5 км, причем потери в живой силе оказались в 20 раз меньше обычного. И хотя возлагавшиеся на танки надежды не оправдались — фронт прорвать не удалось — достигнутый успех позволял оценить немалые перспективы новой боевой техники.


Дебют танков на поле боя — британские танки Mk. I в предрассветной мгле идут в атаку при Сомме 24 июня 1916 г.

Несмотря на серьезные недостатки первого английского танка Mk I, английские танкостроители не отказались от заложенных в нем технических решений. За весь период войны они внесли в конструкцию танка лишь весьма незначительные усовершенствования.

Тяжелые танки MK. IV и MK. V (Великобритания)


Танк Mk. V


Пара трофейных Mk. IV, принадлежавшая РККА. Эти машины под названием «Ricardo» принимали участие в боях в период Гражданской войны в России. Небольшое их количество использовалось в Красной Армии вплоть до 1930 г.

Первый же опыт боевого применения танков Mk. I выявил у них ряд существенных недостатков, требовавших немедленного устранения. В начале 1917 года свет увидели танки модификаций Mk. II и Mk. III (их было построено по 50 машин), отличавшиеся от своего предшественника лишь отсутствием хвостовых колес и противогранатных сеток на крыше, немного улучшенной конструкцией люков и смотровых щелей, а также слегка усиленным бронированием. Однако появление модификаций Mk. II и Мк. III всех проблем не устранило, и было принято решение продолжить модернизацию боевых машин этого типа.

На машинах следующей модификации — Mk. IV, заказ на которые был выдан в сентябре 1916 года, сразу после сражения на Сомме, бронирование еще более усилили (толщина лобовой брони достигла 16 мм, бортовой — 12 мм, крыши — 8 мм), спонсоны для облегчения транспортировки сделали выдвижными, а орудия укоротили (с 40 до 23 калибров). Теперь во время преодоления танком препятствий они не утыкались в землю и не цеплялись за деревья и стены домов. Топливные баки были вынесены наружу — в отсек между задними ветвями гусениц, которые, кстати, в целях повышения проходимости стали шире. Но что более важно — топливо стало подаваться к двигателю принудительно. В результате внесения в конструкцию всех этих изменений боевые характеристики танка заметно повысились и Mk. IV не случайно стал самым массовым английским танком. С апреля по декабрь 1917 г. их было выпущено около 1200 штук.


Атака пары британских танков Mk. V. В Первую мировую войну не существовало специализированной противотанковой артиллерии, которая эффективно противостояла бы танкам. Поэтому танки часто ходили в атаку, что называется, «стадами»

Танк Mk. V, сменивший в производстве Мк. IV в декабре 1917 г., явился дальнейшим развитием линии английских тяжелых танков. Правда, на этот раз внесенные изменения были хоть и не очень заметными внешне, зато более существенными: на танк установили четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона, благодаря чему машиной теперь мог управлять один человек, и специальный танковый двигатель «Ricardo». Первые танки этого типа начали поступать в войска в мае 1918 г., а всего до конца войны было произведено 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».

Еще одной модификацией стал Mk. V* (со звездой), удлиненный путем вставки двухметровой секции в разрезанный пополам корпус Mk. IV или Mk. V. Не потеряв продольной жесткости, машина приобрела способность преодолевать более широкие рвы и воронки. Одновременно удалось улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, достаточный теперь для перевозки дополнительного снаряжения или 25 пехотинцев. Первая попытка использовать новые возможности танка и высадить десант была предпринята 8 августа 1918 г. под Амьеном и закончилась неудачей — из-за плохой вентиляции солдаты просто угорели от выхлопных газов.


Рубка командира на Mk. V была увеличена, а конструкция смотрового устройства механика-водителя обеспечивала более эффективную защиту от свинцовых брызг при попадании пуль

Всего в удлиненную модификацию было переделано 579 танков.

Танки Mk. IV и Mk. V стали основными английскими танками периода Первой мировой войны. Несмотря на недостатки, они неплохо проявили себя во многих сражениях и широко использовались не только английской армией, но и союзниками — французами и американцами. Трофейные Mk. IV воевали в кайзеровской армии, a Mk. V, имевшиеся в составе войск интервентов и белогвардейцев, приняли участие в боях гражданской войны в России. Небольшое их количество было захвачено красноармейцами, и впоследствии под названием «Ricardo» они использовались в Красной Армии до 1930 года. В Великобритании Mk. V и Мk. V* после окончания Первой мировой войны состояли на вооружении всего несколько лет. Единичные экземпляры Mk. V имелись в Вооруженных Силах Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Несколько танков, доставшихся Красной Армии после присоединения к СССР Эстонии, даже использовались при обороне Таллинна в августе 1941 г.

Танки в Первой мировой войне

Мы хотим вспомнить о наиболее интересных аспектах применения танков в Первой мировой войне. В основе статьи – материалы советской военной периодики, посвященной бронетанковым войскам, специальные труды военных специалистов, а также материалы эпохи Великой войны.

Новое оружие и первое впечатление о нем «изнутри».

Карикатуры к танковой теме сразу после появления бронированных чудовищ

Боевой дебют

Итак, дебют английских танков на полях Первой мировой войны состоялся 15 сентября 1916 года на Сомме — у Флери, южнее Бапома. Из общего количества 49 назначенных для первой в истории танковой атаки, 17 машин не прибыли на исходный рубеж вследствие неисправностей.

Танк роты D на улице Флери, 15 сентября 1916 г.

Применение бронированных машин мыслилось следующим образом: танки, будучи двинуты группами по 2 — 3 единицы против наиболее сильных опорных пунктов противника, должны были достигнуть германских линий за 5 минут до подхода своей пехоты. Из 32 действовавших танков 14 осталось на поле боя. Несмотря на достигнутую техническую внезапность (эффект, вызванный технической новизной от появления нового оружия), успех носил локальный характер. И это несмотря на то, что технической внезапности сопутствовала и тактическая внезапность – прибытие танков на ТВД осталось окутано непроницаемым покровом тайны.

Mk-1 «самка» после боя у Флери

В кампаниях 1917 — 1918 г.г. танки активно применялись англичанами и французами — сопровождая почти все более-менее серьезные боевые операции.

Аррас и Фландрия

Так, в начале весенней битвы под Аррасом, 9 апреля 1917 г. на германскую 6-ю армию после краткой, но очень сильной артиллерийской подготовки обрушился тяжелый удар — по обе стороны Скарпа. Танковый удар вывел из строя несколько германских дивизий — и англичане проникли вплоть до артиллерийских позиций, выиграв около 6 км в глубину на 12 — 15-километровом фронте. Но оперативного прорыва достичь не удалось.

Во Фландрии при помощи танков англичанам также удалось в ряде пунктов вогнуть германский фронт. За танками должны были следовать кавалерийские дивизии. На более скромный результат повлияла трансформация плана — в сторону снижения масштабности развития предполагаемой операции. Но и в этом случае, кроме потери пространства глубиной 2 – 4 км, германская 4-я армия понесла большие потери пленными и военным имуществом.

Мк-4 в грязи Фландрии, сентябрь 1917 г.

Танки в Бойне Нивеля и у Шмен-де-Дам

Французские танки системы Шнейдера впервые появились на поле боя 16 апреля 1917 года на р. Эн — после 10-дневной артподготовки во время Краонской битвы. Так как германские окопы были слишком широки для этого типа танков, было решено двинуть вперед сначала пехоту (которая овладевает первыми двумя вражескими линиями), а затем с помощью рабочих команд вводились танки. В данном случае задача танков – поддержать пехоту при наступлении на 3-ю линию.

Шнейдер СА-1

В общей сложности, на находящийся восточнее Краона Жювенкур, двинулось 82 танка, построенных в колонны. Бронированным машинам пришлось пройти 3 — 4-километровое расстояние средь белого дня, на виду неприятельской артиллерии и по открытой местности. Пехота дальше 2-й линии самостоятельно прорваться не смогла – и стала ждать танки. Танковым колоннам удалось достигнуть 3-й линии, а несколько танков сражались в течение всего дня – находясь на 2 — 2,5 км впереди своей утомленной пехоты.

Шнейдер, уничтоженный 16 апреля 1917 г. в ходе «Бойни Нивеля»

Затем было введено еще 50 танков – и общее количество задействованных машин достигло 132 единиц. Из 132 машин 76 осталось на поле битвы (в т. ч. 57 единиц было расстреляно артиллерийским огнем; 25% экипажей выбыли из строя убитыми или ранеными).

23 октября 1917 года танки типов Шнейдер и Сен-Шамон приняли участие в сражении у Мальмезона (Шмен-де-Дам) – причем после того, как скверная погода и 6-дневная артиллерийская подготовка сделали местность для них труднопроходимой. Из двинутых в бой 63 танков лишь 21 действительно вступил в дело, облегчая продвижение пехоты. На этот раз танковые батареи были непосредственно подчинены батальонам (а уже за последними для помощи танкам при преодолении труднодоступных участков шли рабочие команды).

Сен-Шамон, носящий имя собственное «Фантомас» и его экипаж

Историческая битва у Камбре

И уже затем разыгралась названная «танковой» битва у Камбре. Под прикрытием темноты и обширных лесов Аврэнкура британцы стянули в течение нескольких ночей сильные танковые силы и большое количество кавалерии – 20 ноября 1917 года обрушившись на германскую позицию, слабо оборудованную в артиллерийском отношении.

Вследствие удобной местности и полной неожиданности для германцев, танки имели крупный успех. Акцентируем внимание на том, что боевым танкам помогало значительное количество вспомогательных машин, в т. ч. танков связи и тракторов, а артиллерийское сопровождение операции отличалось величиной калибров.

Атака британских танкистов у Камбре

Танковая атака дала выигрыш пространства в 8 км в глубину, 8000 пленных и 100 орудий. При потере 107 танков. Битва при Камбре доказала возможность преобразования танкового прорыва из тактического в оперативный (были сформированы все необходимые предпосылки для этого), жизненную важность активного взаимодействия танков с конницей и пехотой и то, что при помощи танков возможно прорвать укрепленную позицию противника и без традиционной длительной артиллерийской подготовки.

Британские танкисты с трофеями

22 — 23 ноября 1917 г. германцы останавливают танковую атаку — и посредством контратаки, удавшейся и без танков, они нивелируют результат операции британцев. Во время контратаки много танков попало в руки германцев. В боях под Бурлоном и в Бурлонском лесу имели место случаи вывода из строя танков пехотой – с помощью ручных гранат и др. средств. Даже пулеметные пули со стальным сердечником также справлялись с танковой броней. Но основным врагом брони стал артиллерийский огонь.

Лучшим же оружием против танков оказались нервы, дисциплина и отвага людей. Они помогли многим храбрым воинам забираться на неприятельские танки или расстреливать их в упор.

Упущенное время

Соответственно и мнение германского Верховного командования о танках вначале было спокойным. В войсках также улеглась первоначальная «танкобоязнь». Танки были опасны, но все же выводились из строя, а германские атаки удавались и без танков.

Упадок дисциплины и ослабление боевой мощи германской армии в 1918 г. привели к тому, что танки союзников, примененные крупными массами под прикрытием дымовых завес, сыграли очень важную роль в ходе последующих военных событий.

Немцы попытались ответить на вызов – но время было упущено. И когда весной 1918 г. германские войска, наступающие в направлении на Амьен, неоднократно применяли свои тяжелые танки, малочисленность последних обнуляла весь эффект от такого применения, исключая возможность какого-либо решающего действия.

Поединок британского и германского танков, 24 апреля 1918 г.

В конце мая 1918 г., в ходе германского наступления у Суассона – Реймса, германские войска показали свое превосходство над французами и англичанами – причем последним не помогли даже многочисленные танки.

Удар у Мондидье

11 июня 1918 года юго-восточнее Мондидие перешел в контратаку Ш. Манжен — пытаясь задержать продвижение О. фон Гутьера на Компьен. Встречный удар был произведен при поддержке 144 танков, действующих на фронте шириной в 12 км (причем некоторым танкам пришлось пройти 10 — 14 км до исходного пункта атаки). Пехота должна была атаковать первой, но при поддержке танков. Последним следовало, догнав пехоту, нанести главный удар. Так как после этого пехота отстала, то танки продолжали бой в одиночестве, находясь в среднем на 1,5-км расстоянии перед пехотой — под огнем германских полевых орудий. Последние расстреливали танки с 2 – 3-километровой дистанции и менее (мелкие калибры — даже с 1,8 тыс. м).

Артиллерийская поддержка танков была поставлена плохо, и потери танков были значительны: почти половина машин осталась на поле сражения. Но результатом введения их в бой стало то, что германское наступление на этом участке было остановлено.

Суассон и Реймс

Под Суассоном германское наступление сменил, нанесенный 18 июля 1918 г. без всякой артподготовки, ошеломляющий контрудар французов.

Наступали французские 10-я и 6-я армии под командованием Манжена и Дегута — на Суассон-Шатто-Тьери-Реймс. Густые массы пехоты пошли в атаку при поддержке доселе невиданного для одного участка количества танков. Проявили себя маленькие и быстроходные танки Рено.

Рено FT движется к передовой

Манжен имел на 20-километровом фронте шесть групп средних танков (210 машин) и три батальона легких танков Рено (по 45 штук каждый) в резерве. Группы были распределены по дивизиям и придавались соответствующим частям и соединениям.

И останки Рено

Дегут на 16-километровом фронте имел одну группу средних танков и три батальона легких танков.

В общей сложности — свыше 500 машин.

В 4 часа утра началось наступление. Под прикрытием легкого тумана танки быстро продвигались вперед, обогнали пехоту и вступили в бой. Вновь удалось добиться тактической внезапности, выиграв за первый же день пространство глубиной в 4 — 6 км. В этот день было потеряно 102 танка (в т. ч. 62 от артогня), а потери в личном составе достигли 25%.

Сен-Шамон в бою

На следующий день было подбито 50 танков (воздействие артиллерии), на третий день – 17, на четвертый – 32, и на пятый – 48 машин. Когда наступление завершилось, состав танков 10-й армии был почти исчерпан.

В 6-й армии потери были менее значительны, т. к. здесь германцам пришлось отходить более поспешно. Армия потеряла 58 машин и 6% экипажей, но добилась наибольшего успеха – пройдя за 6 дней вглубь вражеской обороны на 20 — 30 км.

В этой операции были применены танки, служившие лишь для перевозки людей. Они проходили через германские линии за прорвавшимися боевыми танками и высаживали пулеметчиков – для создания пулеметных гнезд в тактическом тылу у германцев, а затем возвращались за подкреплением.

Шнейдеры батареи 3Е

Германская пехота не везде устояла против таких атак — и французам удалось выиграть территорию к юго-западу от Суассона. Дальнейшие массовые атаки, поддержанные опять-таки значительным количеством танков, были отбиты.

«Рено» FT

«Черный день» германской армии

В начале августа 1918 года германцы начали отступление по всему фронту.

8-го августа, в день, названный генералом Э. Людендорфом «Черным днем германской армии», англичане и французы рано утром начали наступление в густом тумане (усиленном дымзавесами) между Соммой и Уазой, при поддержке крупных танковых сил, и проникли далеко в глубь германского фронта – «обнулив» стоявшие на этом участке 6 — 7 дивизий (даже штабы дивизий были застигнуты танками врасплох в местах расположения).

Британцы имели на 16-километровом фронте около 430 танков. Атака началась на рассвете после краткого артогня, имевшего целью замаскировать шум танковых двигателей. Сумев застать неприятеля врасплох, выиграли территорию глубиной 10 км ценой потери около 100 танков.

На другой день из 145 примененных танков было уничтожено 39, а на третий день из 67 танков — 30.

Французы располагали на 2,5-километровом фронте двумя батальонами (90 легких танков), позволившими выиграть пространство в 12 км глубины.

Германцы понесли крупный урон пленными и материальной частью.

Танк британского 2-го танкового батальона 8 августа 1918 г.

Был подорван и боевой дух.

Богатство антигерманской коалиции в живой силе и технике (особенно в танках, недооцененных германцами), позволило продолжать наступление безостановочно.

Крайне тяжелые бои с англичанами последовали в конце августа между Соммой и Скарпом. Характерным явлением стали узкие, глубокие прорывы танков — после краткого, но ожесточенного артиллерийского огня и при поддержке дымзавес. Генерал Манжен, действовавший севернее Суассона, также применял танки в большом количестве — в период с 20 августа по 17 сентября (из 480 танков было уничтожено 215, в т. ч. 60 – артиллерией).

Сен — Миель и Маас

В период 12 сентября – 9 октября (Сен-Миель и Маас – Аргонны) были применены 180 легких и 60 средних и 350 легких и 60 средних танков соответственно.

В период наступления французской 4-й армии под командованием Гуро 25 сентября 1918 года в Шампани, каждый корпус располагал в среднем 90 танками и, кроме того, имелись значительные резервы. Подлежащий преодолению в первый день участок находился в таком состоянии, что оказался недоступен для танков. Наступление пехоты должно было начаться через шесть часов после начала артиллерийской подготовки. 2800 человек работали целый день — чтобы превратить дороги и местность в проходимые для танков.

Существенных результатов, тем не менее, достичь не удалось. Сосредоточив в одном из корпусов танковый кулак (150 машин), французы нанесли комбинированный удар. Когда 8-го октября танки были вытянуты из боя, был установлен очень высокий урон этого кулака: в танках – 39%, в офицерах – 40%, в нижних чинах – 33%.

Рено американской 1-й танковой бригады. Аргонны, 12 октября 1918 г.

Наступление войск короля Альберта во Фландрии 14 — 19 октября 1918 г. было поддержано 180 французскими танками, из которых потеряна половина (и половина экипажей). Отдельные танковые подразделения преодолели до 74 км, не выходя из дела по 58 часов.

25 — 26 октября два батальона танков приняли участие в наступлении на позицию «Хундинг». Организация наступления оказалась удачной. Шум моторов был замаскирован самолетами, обстрелявшими германские наблюдательные посты. Специальные отряды артиллерии действовали против ближней противотанковой обороны германцев. Успех вылился в прорыв глубиной 3 км при потере 33% людей и 50% материальной части.

Таким образом, массовое применение танков вкупе с использованием дымовых завес стало самым опасным врагом германцев. Его значение возрастало по мере упадка духа и роста усталости и бессилия германских дивизий — нервы коих уже были не в состоянии выдерживать артиллерийский огонь и исполинский натиск танков.

Надлом 8-го августа, нарастающее участие в боевых действиях крупных сил американских войск, и, самое главное, разгром Болгарии и крушение Балканского фронта Германского блока сломили дух и Верховного командования Второго Рейха — которое решило прекратить борьбу, обратившись с предложением перемирия на имя президента САСШ Вильсона.

О тактике

Теперь кратко взглянем на танковую тактику.

4 танка Мк-I роты С перед битвой у Флери

За годы войны были выработаны нижеследующие руководящие тактические принципы:

1) Тяжелый танк должен прокладывать путь пехоте; дело легкого танка — сражаться в тесном контакте с пехотой.

2) Танки должны вводиться в бой только там, где достаточно прочный грунт гарантирует маневроспособность; жидкая грязь – могильщик танкового наступления.

3) Должны быть обеспечены точная постановка задач для танков и планомерное взаимодействие с пехотой, следующей за машинами на расстоянии нескольких сотен метров или же непосредственно в одном строю.

4) Железнодорожная доставка танков, подход последних на исходный рубеж перед атакой и развертывание танковой группировки должны проходить для неприятеля незаметно.

5) Никакой предварительной артподготовки — артиллерийский огонь должен открываться одновременно с атакой пехоты.

6) Обеспечение поддержки продвижения танков от исходного рубежа к первой неприятельской позиции артиллерийским огнем или другими способами.

7) Массовое применение танков требует значительного количества машин в первой волне наступления, а также достаточной глубины боевого порядка и обильных резервов.

Британские экипажи у своих машин. Один из «танкодромов» Западного фронта

8) Обязательна широкая и всесторонняя артиллерийская поддержка танков во время боя.

9) Специальные батареи борются с неприятельскими танками.

10) Обязателен огонь по неприятельским наблюдательным постам — на возможно большем протяжении линии фронта.

11) Танки должны оказывать друг другу взаимную поддержку.

12) Связь сражающихся танков с соседями и с тылом обеспечивается танками связи, беспроволочным телеграфом, сигнальными дисками, почтовыми голубями и пр. средствами.

Танковый парк Бовингтонского лагеря

13) Необходима хорошая наблюдательная система (особенно для командира) — смотровые щели, (запираемые) бронезаслонки, система зеркал, перископы.

14) Аксиома — обильное снабжение танков боеприпасами, дымовыми и ручными гранатами, ручным огнестрельным оружием, противогазами и т. п.

Организация

Посмотрим теперь на организацию танковым войск.

Англия

Английское военное ведомство заказало в начале 1916 г. около 150 танков. После первого опыта осенью 1916 года было заказано на 1917 г. около 1100 единиц, затем в 1918 году — первоначально 1350 машин. На одном из заседаний английского военного министерства в начале марта 1918 г. в присутствии Начальника Главного Штаба Вильсона были доложены следующие факты: под Мессинами введено в дело 12 танковых отрядов на фронте в 15 км — за два дня они углубились в оборону противника на 3,6 км при потере 16000 человек сопровождающей их пехоты; в боях под Камбре 7 танковых отрядов на фронте шириной 12 км отвоевали за два дня участок в 8,2 км глубины при потерях в пехоте в 9500 человек. На основании таких, как о результатов, первоначальный заказ на 1350 танков был увеличен до 5000 единиц.

За 39 дней 1918 г. участвовало в боях 1933 британских танка.

Первые 6 танковых рот вошли в состав Пулеметного корпуса. В конце 1916 – начале 1917 г.г. появляются танковые батальоны. Последние — из трех рот по 24 танка в каждой. Было решено создать 9 батальонов по 72 танка. Позднее было введено бригадное звено. В битве под Камбре участвовало 3 бригады — по 3 трехротных батальона (3 взвода в роте, взвод по 4 танка каждый). В октябре 1918 г. в Танковый корпус входило 6 бригад.

Франция

Во Франции в 1916 г. было заказано 800 танков — поровну моделей Шнейдера и Сен-Шамона. Но эти машины были сданы в основном лишь под конец 1917 года.

В начале 1917 года заказ был дополнен 1150 танками Рено (количество по настоянию А. Петена в октябре того же года было увеличено до 3500, а в начале 1918 г. доведено до цифры в 4000 единиц).

К началу наступления германцев весной 1918 года в распоряжении французов еще не имелось легких быстроходных танков, но затем они стали срочно поступать в войска: имелось к 1 мая 300, 1 июля — около 1000, 1 октября — около 2600, и на 1 декабря — 2700 танков.

31 декабря 1918 г. во Франции находилось в боевой готовности свыше 2000 легких танков. Средних танков имелось около 50 штук, а также около 80 английских танков.

Структура французских танковых частей вначале была «а-ля» артиллерийской (что логично, учитывая что средние танки фактически являлись самоходными орудиями) – включая к началу 1918 года 4 группы танков Шнейдер по 4 дивизиона (в каждом — по 3 четырехтанковых батареи) и 4 группы танков Сен-Шамон по 3 дивизиона (в каждом — по 3 четырехтанковых батареи). Сначала предполагалось придать каждой армии одну группу танков Шнейдер (48 машин) и одну группу танков Сен-Шамон (36 машин) — что частично было реализовано. Но изменения в ходе военных действий вызвали трансформацию первоначального распределения.

Танк Сен-Шамон и его танкист в шлеме и специальной маске, предохранявшей глаза от свинцовых брызг от пуль бойцов противника, ведущих огонь по амбразурам и смотровым щелям

Появление легких танков привело к введению батальонной структуры. В момент заключения перемирия насчитывалось 27 батальонов (в каждом 3 роты по 3 взвода с 5 танками во взводе). Из 5 танков, составляющих взвод, 3 были вооружены пушками и 2 пулеметами. Также каждая рота имела по специальному танку с беспроволочным телеграфом, резерв из 10 танков и по несколько грузовых автомобилей. 3 батальона сводились в полк. В ноябре 1918 года существовало 9 полков, а также кадровый полк и учебный батальон. Полки, в свою очередь, соединялись в 3 бригады.

Франция сохранила танковые части и после окончании войны, и располагала в 1920 г. 9 танковыми полками по 3 батальона в каждом. Полкам были присвоены номера 501 — 509. Места расквартирования: Тур, Безье, Версаль, Валанс, Рен, Безансон, Мец, Шалон и Лиль.

За 45-дневный срок французы ввели в бой 3988 танков.

Германия

Когда в 1916 году появились первые английские танки и германское Верховное командование занялось танковым вопросом, уже в конце названного года было организовано опытное производство танков. Особое внимание уделялось танковой защите. Проводились эксперименты: танки преодолевали ловушки, специальные заграждения, заложенные фугасы и огонь противотанковых орудий. Пехоту активно обучали борьбе с танками и снабжали бронебойными патронами и противотанковыми ружьями. На автомобильные шасси и гусеничные тракторы ставились скорострельные орудия.

Все это принесло свои плоды. Так, например, за период 8 августа — 11 ноября 1918 года (когда танки сыграли особенно значительную роль) немцами было расстреляно не менее 887 танков, а из 1500 офицеров и 8000 нижних чинов экипажей погибло соответственно 592 и 2562 человека. Английские танки особенно часто выводились из строя — вследствие попаданий в расположенные поверх корпуса незащищенные гусеницы.

Германский A7V «Вотан» и члены экипажа

Про германские танки генерал Э. Людендорф так говорит в своих мемуарах: «Начальник Полевого Автомобильного Штаба вовремя получил приказ распорядиться на предмет конструирования танков. Модель танка, продемонстрированная им весною 1917 г. перед высшим командованием, не соответствовала предъявленным требованиям. Я ему предложил энергично двигать танкостроение. Возможно, что мне следовало производить более твердый нажим; возможно, что тогда мы обладали бы к решающему моменту 1918 года немного большим количеством танков, но я не скажу, за счет какой потребности армии их надлежало бы строить. Больше рабочих отпускать было невозможно, тыловые власти новых не отыскали. Если бы люди нашлись, они потребовались бы армии, как пополнение. Возможности массового применения танков мы бы в 1918 году все равно не добились, а только в массе танк имеет значение. Когда под конец войны промышленность была в состоянии строить танки быстрее и в более значительном количестве, высшее командование поручило военному ведомству заказать их немало».

Таково объяснение генерала Э. Людендорфа.

Первые германские танки попали на фронт к началу 1918 года. Летом 1918 года существовало всего 15 отделений по 5 машин каждое, которые частично были укомплектованы танками германской модели A7V, и частично трофейными английскими танками.

Действуя в течение 50 дней, германские танки, вследствие малочисленности, на обстановку не повлияли.

A7V «Зигфрид»

Если германские танки не были применены в надлежащем масштабе, то это следовало объяснять, главным образом, тем обстоятельством, что значение этого оружия было в полной мере уяснено лишь тогда, когда уже было слишком поздно. Несомненно одно — танковый вопрос мог быть поставлен в Германии гораздо шире, если бы в руководящих кругах империи нашлись люди, оценившие новое оружие и энергично пролоббировавшие вопрос танкостроения и поставки боевых машин в войска.

Уцелевшие германские танки, добравшиеся до дома после оставления Франции и Бельгии, постигла, согласно Версальскому мирному договору, печальная участь – бесславно погибнуть в тылу, на своей Родине.

Легкий танк «Whippet» (Великобритания)


Taнк Mk. A «Whippet»

Накопленный опыт использования средних французских и собственных тяжелых танков привел к распространению среди британских военных мнения о необходимости дополнить тяжелые боевые машины более подвижными легкими, которые могли бы стать своего рода «стальной кавалерией», способной развивать успех при прорыве укрепленных линий противника тяжелыми танками и действовать в его оперативном тылу.

В соответствии с теоретическими предпосылками, разработанными горячим приверженцем этой идеи начальником штаба Королевского танкового корпуса полковником Дж. Фуллером, англичане приступили к конструированию среднего танка. В связи с тем, что на фирме У. Фостера в Лидсе его проект был готов еще до поступления от военного ведомства заказа на такую машину, он и стал первым британским танком с размещением вооружения во вращающейся башне. Опытный образец был изготовлен в декабре 1916 г., прошел испытания в феврале следующего года, а в июне 1917 г. последовал заказ на 200 машин. Однако из-за возникших технологических сложностей с производством башен от них пришлось отказаться, и в результате в декабре 1917 г. танк пошел в серию в безбашенном варианте.

В марте 1918 г. первые серийные танки, получившие обозначение Mk. А, сошли со сборочной линии завода. Новая машина развивала скорость, более чем вдвое превышавшую скорость танка Mk. IV, и по этой причине Mk. А получил неофициальное название «Уиппет» («борзая»).

Экипаж из трех человек и вооружение, состоявшее из четырех пулеметов, размещались в кормовой рубке. Основной особенностью машины были два двигателя, каждый со своей коробкой передач, находившиеся вместе с бензобаками в передней части корпуса и приводившие в движение каждый свою гусеницу. При выходе из строя хотя бы одного мотора машина двигаться дальше не могла.


Задний и боковой пулеметы танка Mk. А «Уиппет». Установка пулеметного вооружения по периметру танка давала возможность вести огонь во всех направлениях, но не позволяла сосредоточить его в случае необходимости в одном — самом нужном

Несмотря на увеличение максимальной скорости, из-за того что подвеска танка осталась жесткой, реальная скорость танков Мк. А при движении по бездорожью осталась по-прежнему невысокой. Танк оказался очень сложным в управлении, и от водителя требовалось немалое мастерство, чтобы вести его, да и обзор из кормовой рубки был неважным. Тем не менее, по надежности Мк. А заметно превосходили своих более тяжелых «коллег». Танкисты говорили, что «борзые» способны своим ходом вернуться из боя на исходную позицию. Тяжелым боевым машинам Mk. I — Мк. V из-за частых поломок и небольшого запаса топлива это удавалось далеко не всегда.

Первые танки Мк. А поступили в войска в марте 1918 г., а боевое крещение нескольких первых «Уиппетов» состоялось в бою в районе Мэйн-Мэйс 26 марта. 8 августа того же года в сражении под Амьеном участвовало уже 96 машин этого типа, и там они впервые в истории танковых войск совершили нечто, похожее на оперативный прорыв: оторвавшись от своей пехоты, танки в сопровождении кавалерии провели впечатляющий рейд по тылам немецких войск.

Трофейные «Уиппеты» использовались в немецкой армии. Они также состояли на вооружении войск интервентов и белогвардейцев во время Гражданской войны в России, а затем в качестве трофеев даже попали в Красную Армию, где под названием «Тейлор» (по фамилии конструктора двигателей) эксплуатировались вплоть до начала 30-х гг. В начале 20-х гг. несколько танков было продано в Японию.

В британской же армии танки Мк. А служили недолго — вскоре после войны они были заменены более совершенными средними танками Мк. В и Мк. С.

Содержание:

  • Первый русский бронеавтомобиль Накашидзе
  • Русские броневики на отечественных шасси
  • Русские бронеавтомобили на иностранных шасси
  • Трехколесные бронемашины Филатова
  • Бронеавтомобили Былинского
  • Бронемашина Улятовского
  • Бронеавтомобили Мгеброва
  • Ижорский ФИАТ
  • Бронемашины Поплавко
  • Бронемашины «Гарфорд»
  • Полугусеничная бронемашина Гулькевича
  • Иностранные бронемашины в Царской армии
  • Первые бронеавтомобили Austin
  • Бронемашины Armstrong-Whitworth

Почти все они базировались на шасси обычных легковушек и не всегда соответствовали своему предназначению, поэтому в Русской императорской армии спонтанно сложилась разветвленная «индустрия исправления чужих ошибок» — доработка импортных и создание собственных бронированных корпусов. Их собирали петербургские Путиловский завод и Обуховский сталелитейный, бронепрокатная мастерская № 2 Ижорского завода в Колпино, а также офицерские учебные заведения, фронтовые мастерские и небольшие частные предприятия.

До октября 1917 года в царскую армию из-за границы поступили 496 броневиков, из которых около 200 машин были переделаны в России. Большинство бронеавтомобилей, носивших собственные броские имена, участвовали в боях Первой мировой и Гражданской войн, а также в событиях Февральской и Октябрьской революций.

Тяжелый танк A7V (Германия)


Тяжелый танк A7V

В октябре 1916 г. военное ведомство Германии, озабоченное весьма успешным применением на фронте английских и французских танков, поручило специальной технической комиссии, состоявшей из таких представителей ведущих немецких , «Bussing», NAG, «Benz», «Opel», «Holt-Caterpillar», во главе с начальником 7-го отделения Общего управления Военного министерства (по-немецки сокращенно A7V — отсюда появилось название боевой машины) разработать проект собственного тяжелого танка.

Работы по проектированию велись в большой спешке и завершились к концу года. 16 января 1917 г. в Берлин-Мариенфельде было продемонстрировано готовое шасси с деревянным макетом бронекорпуса, а уже 20 января Военное министерство подготовило заказ на постройку 100 машин, причем предполагалось, что бронированными будут только 10 из них.

В результате испытаний опытных образцов танка A7V выявился целый ряд серьезных недостатков в системе охлаждения двигателей, трансмиссии и ходовой части, которая, как и у французских танков, была выполнена на базе трактора «Holt». Их устранение в условиях постоянно ухудшающегося экономического положения Германии и острого дефицита различных материалов сильно затянуло работы, поэтому первый серийный A7V удалось завершить только в октябре 1917 г.


Наклонная установка листов и «корабельная» форма носовой и кормовой частей несколько повышали степень бронезащиты

Для обеспечения требуемой скорости из-за нехватки мощных двигателей конструкторам пришлось применить двухдвигательную силовую установку с работой каждого мотора на гусеницу одного борта. Броневой корпус одного из двух вариантов, отличавшихся лишь количеством броневых деталей, устанавливался на раме. При этом толщина и качество брони позволяли противостоять не только бронебойным винтовочным пулям, но даже осколочно-фугасным снарядам легкой артиллерии.

Поскольку в основу компоновочной схемы машины легла симметрия в продольной и поперечной плоскостях, то в целом танк A7V представлял собой, скорее, «подвижный форт», хорошо приспособленный для ведения круговой обороны, чем средство для прорыва обороны противника и поддержки наступающей пехоты. Бронирование ходовой части и подвешенные над днищем спереди и сзади наклонные бронелисты вместе с высоким расположением центра тяжести заметно снижали проходимость машины. Танк уверенно двигался по рыхлому грунту только на ровной местности и легко опрокидывался даже при самом незначительном боковом крене.

До конца войны удалось построить всего 20 танков A7V (каждому из которых присваивалось собственное имя), успевших принять с переменным успехом участие в ряде важных сражений заключительного этапа Первой мировой войны. Если танковые атаки, предпринятые 21 марта 1918 г. под Сен-Кантеном и 24 апреля под Виллер-Бретонне, завершились успешно, то 15 июля под Реймсом все 20 участвовавших в наступлении танков (A7V и трофейные) были подбиты артиллерией противника. Но справедливости ради нужно сказать, что неудачи, постигавшие танки A7V, были обусловлены не столько недостатками конструкции, сколько малочисленностью машин и плохой подготовкой их экипажей — у немцев просто не было времени и возможности проводить должное обучение.

Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)


Танк «Schneider»

В декабре 1915 г. по поручению Военного министерства Франции специалистами , крупнейшего производителя оружия и военной техники этой страны, на базе американского трактора была создана боевая бронированная машина. Ее представили высокопоставленной комиссии, и та сочла образец вполне надежным и полезным, но обратила при этом внимание на недостаточную проходимость. После внесения в конструкцию ряда изменений, призванных устранить данный изъян, 25 февраля 1916 г. получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1, но более известных под названием фирмы-производителя.

В отличие от английского французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса танка «Schneider» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, заодно облегчавшим преодоление широких рвов. Расположенные наклонно лобовые броневые листы несколько повышали бронестойкость танка за счет возможного рикошета.

Вот, пожалуй, и все достоинства французской машины. Что же касается недостатков, то главный из них заключался в том, что конструкторы установили коробку бронекорпуса на шасси, позаимствованное у американского трактора и совершенно не подходящее для движения по пересеченной местности.

Еще одна ошибка была допущена при установке вооружения. Решение разместить орудие у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делается на кораблях, выглядит более чем сомнительным, хотя и объяснимым — ведь слева располагался двигатель. Такой вариант установки пушки привел к тому, что сектор ее наведения в горизонтальной плоскости составлял лишь 20°, а все цели слева по ходу движения вообще становились недосягаемыми. Кроме того, «Schneider» имел еще один большой недостаток: из-за размещения топливных баков вдоль бортов достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк тут же вспыхивал как факел.


«Апогеем» карьеры танка «Schneider» СА1 стало сражение при Суассоне, когда французы выставили рекордное для того времени количество танков—216 единиц

Первое боевое подразделение из танков СА 1 было сформировано 1 декабря 1916 г., а в марте следующего года в армии насчитывалось уже 208 танков этого типа. 16 апреля танки «Schneider» пошли в атаку на позиции немецких войск в районе Жювенкура, но она оказалась неудачной. Французы понесли большие потери (76 танков из 132 принимавших участие в наступлении) от огня размещенной на передовой артиллерии противника, да и пехота еще просто не знала, как организовать эффективное взаимодействие с новой техникой. После неудачного первого опыта бронирование бортов танка и днища было несколько усилено, но это, конечно же, не могло изменить ситуацию кардинально.

Попытки конструкторов создать на базе танка СА 1 более совершенные модификации СА 2 и СА 3 в силу разных причин не увенчались успехом, и после появления на поле боя гораздо более эффективных легких танков «Renault» FT-17 с начала 1918 г. танки типа «Schneider» постепенно стали выводиться с передовой и переделываться в артиллерийские тягачи и транспортеры для перевозки орудий и танков. К окончанию войны в войсках оставалось всего 97 танков этого типа.

Позже часть из них переделали в ремонтные машины, а 6 продали Испании — им довелось принять участие в боевых действиях в Марокко и в сражениях гражданской войны 1936—1939 гг.

Английские танки современные

Анализируя технику военного периода, британцы видели, что не по одному из своих параметров их машины не смогли сравниться с лидерами этой отрасли и в первую очередь — по вооружению и бронированию. Было принято решение заменить все типы одним, как позже назовут «основным боевым». Применяя тогдашнюю британскую терминологию, выбор пал на средний пушечный танк «Центурион». Он, претерпевая ряд модификации (17), простоял на вооружении больше 40 лет.

После знаменитой послевоенной фразы Черчилля танки всего мира включились в гонку вооружения, и их развитие, в целом, похоже между собой. Для противостояния нашим ИС создается «Конкерор». После принятия в мире концепции основного боевого танка выпускается «Чифтен». Танком третьего поколения в Англии является «Челленджер».

Кроме основных, после долгого перерыва, в 1972году начали выпускать легкие танки «Скорпион».

Кроме того, Британия ряд бронемашин конструирует и производит исключительно на экспорт. Среди них: Виккерси Мк1 «Виджаянта», Мк2, Мк3,Мк4 «Вэлиэнт», Мк5, Мк7; на базе «Чифтена» Шир-1«Халид» и Шир-2 «Чифтен-900».

Еще материал по теме

  • M4 Sherman
  • Новый смертоносный танк Т90МС

Средний танк «St. Chamond» (Франция)


Средний танк «St. Chamond»

Одновременно с выдачей заказа на производство 400 танков начальник Управления автомобильной службы французской армии добился от главнокомандующего разрешения выдать аналогичный заказ расположенной в городе Сен-Шамон компании FAMH. На фирме постарались, и всего через два месяца 27 апреля 1916 г. верховному командованию было доложено о проекте бронетрактора, якобы обладающего по сравнению со «Schneider» рядом существенных преимуществ. В результате компания FAMH также получила заказ на 400 машин.

В погоне за выгодным контрактом спешно была создана очень «сырая» машина. Конструкторы FAMH, так же как и их коллеги с , проигнорировали опыт английских танкостроителей и взяли за основу ходовую часть трактора «Holt», абсолютно непригодную для преодоления изрытых воронками и траншеями передовых позиций, правда, при этом они значительно увеличили длину опорной поверхности гусениц. Подвеска нового танка имела пружинное подрессоривание, поэтому условия работы экипажа были не такими каторжными, как на английских машинах, которые принимали все неровности пути прямо на корпус. И это было, пожалуй, единственное преимущество «француза».

Корпус танка, получившего название «St. Chamond», представлял собой броневую коробку со скошенными носом и кормой. Передняя и задняя части сильно нависали над гусеницами, что обусловило крайне низкую проходимость танка и делало невозможным, даже несмотря на установку специальных роликов, преодоление даже относительно невысоких вертикальных препятствий.


Сборка ходовой части танка «St. Chamond»

Новшеством, впервые примененным в мировом танкостроении, стала установка на «St. Chamond» электромеханической трансмиссии. Бензиновый двигатель работал на динамо-машину, ток от которой подавался на два тяговых электромотора (по одному на каждую гусеницу). Поворот осуществлялся за счет подачи на электродвигатели тока различной силы, таким же образом достигалось неограниченное в имеющихся пределах число передач. Это обеспечивало несравнимую с оборудованными механической трансмиссией машинами легкость управления. Правда, за подобную легкость пришлось заплатить лишним весом, громоздкостью и низкой надежностью привода. Тем не менее «St. Chamond» получился довольно-таки скоростным танком — на испытаниях ему удалось развить скорость 12 км/ч. Хоть на практике давать максимальную нагрузку из-за опасения возникновения поломок не рекомендовалось, поэтому скорость была ограничена 8 км/ч.

Первые танки «St. Chamond» (обр. 1916 г.) имели цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов корпуса на них, прикрывая ходовую часть, почти достигали земли. Крыша была плоской, а в качестве танкового орудия использовалась 75-мм пушка специальной конструкции, стрельба из которой могла вестись лишь в узком секторе прямо по курсу, что заставляло при любом переносе огня разворачивать всю неповоротливую и тяжелую машину. Уже первые испытания, проведенные в середине 1916 г., выявили необходимость внесения в конструкцию ряда изменений. Поскольку бортовые бронелисты, прикрывающие ходовую часть, существенно снижали и без того низкую проходимость, их сняли. Гусеницы расширили сначала с 32 до 41, а затем и до 50 см. Получившийся в результате доработки вариант «St. Chamond» и был запущен в серийное производство. Не прошло и года, как танк снова подвергся модернизации: его крыша стала двускатной, а место цилиндрических башенок заняли прямоугольные. Кроме того, было усилено бронирование. После выпуска 160 машин на них заменили и артсистему — вместо специальной танковой стала устанавливаться полевая 75-мм пушка .

Впервые танки «St. Chamond» пошли в бой 5 мая 1917 г.: 16 машин этого типа при поддержке двух рот танков «Schneider» двинулись на немецкие позиции, но не сумели преодолеть окопы и остановились перед ними. Один за другим они были уничтожены артиллерией противника. Звездный час для французских танков наступил не скоро — лишь 18 июля 1918 г. под Суассоном, когда на противника двинулись одновременно 216 танков «Schneider», 131 танк типа «St. Chamond» и 220 легких танков «Renault» FT-17. Из всей бронированной армады именно машины «St. Chamond», оказавшись наиболее устойчивыми к ружейно-пулеметному огню противника, смогли повести за собой пехоту, демонстрируя при этом всю свою огневую мощь. Всего же «St. Chamond» приняли участие в 375 боях Первой мировой войны.


Танк «St. Chamond» первых серий с плоской крышей и овальными башенками

Последняя серийная машина этого типа вышла из сборочного цеха завода в марте 1918 г. Выбывающие из строя танки стали постепенно заменяться более эффективными «Renault» FT-17 и к концу войны в войсках оставалось лишь 72 танка «St. Chamond», из которых 50 уже были переделаны в транспортеры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]