Танки — новое прогрессивное оружие для боя
Первые танки Первой мировой войны появились в 1916 году. Такого технического результата добились английские и французские инженеры. Прежде чем говорить об их характеристиках, надо разобраться, почему появились первые танки в Первой мировой войне. Боевые действия бурно начались, но активность продолжалась буквально месяц. После этого бои стали в основном носить позиционный характер. Такое развитие событий не устраивало ни одну из воюющих сторон. Существовавшие на тот момент методы ведения боевых действий, а также военная техника не позволяли решить задачу прорыва фронта. Надо было искать кардинально новое решение задачи.
Военное руководство Англии (да, в общем-то, и Франции) с опаской воспринимало инициативы инженеров по постройке бронированной машины на колесах или на гусеницах, но со временем генералы осознали необходимость повышения уровня технического оснащения своих армий.
Детская книга
«Боевой конь» (»War Horse») — военная драма в постановке Стивена Спилберга по одноименному роману Майкла Морпурго. Рассказывает она о дружбе мальчика Альберта и жеребца Джоуи. Невольно они совершают полное трагических событий путешествие, попадая из живописной деревушки в окопы на севере Франции, где был решен исход войны.
Автор: Лори Хербер, Карла Бляйкер, Элла Володина
«Пушечное мясо» 14-го года
Смотреть видео 06:08
Британские танки Первой мировой войны
За время войны английские инженеры создали несколько моделей бронемашин. Первый вариант получил название «Марк-1». «Боевое крещение» состоялось 15 сентября 1916 года во время битвы на Сомме. Первые танки Первой мировой войны были еще технически «сыроватые». По плану необходимо было использовать в бою 49 танков. Из-за технических проблем 17 танков не смогли принять участие в сражении. Из 32 танков 9 смогли прорвать немецкую оборону. После первого боя сразу стали видны проблемы, которые надо было устранить:
— Броня должна быть более крепкой. Металл танка «Марк-1» мог выдержать попадание пуль и осколков от снарядов, но в случае прямого попадания снаряда по машине экипаж был обречен.
— Отсутствие отделенного от «салона» машинного отделения. Во время движения температура в танке была 50 градусов, все выхлопные газы также шли в салон.
Что мог этот танк? В принципе, пока еще немного: преодолевать проволоку и траншеи шириной до 2 метров 70 сантиметров.
Модернизация британских танков
Первые танки Первой мировой войны модернизировались уже по ходу боевых действий. Танки «Марк-1» больше в боях не использовались, потому что сразу в конструкцию начали вносить изменения. Что удалось усовершенствовать? Понятно, что в условиях продолжения боевых действий моментально улучшить конструкцию танков не представлялось возможным. К зиме 1917 года началось производство моделей «Марк-2» и «Марк-3». Эти танки имели более мощную броню, которую обычный снаряд уже пробить не мог. Кроме этого, на танки были установлены более мощные орудия, что постепенно повышало эффективность их боевого использования.
В 1918 году началось серийное производство модели «Марк-5». Танки Первой мировой войны постепенно становились более боеспособными. Например, управлял танком теперь только водитель. Улучшились технические характеристики скорости, потому что инженеры установили новую коробку передач на четыре скорости. В этом танке уже не была температура внутри настолько высокая, потому что установили систему охлаждения. Мотор уже в некоторой степени отделялся от основного отсека. Командир танка находился в отдельной рубке. Также оснастили танк очередным пулеметом.
Танки Российской империи
В России, которая также принимала участие в боевых действиях, работа над созданием танка кипела полным ходом. Но стоит отметить, что российские танки Первой мировой войны так и не появились на полях боев, хотя и были очень нужны царской армии. Главная причина — абсолютная техническая неприспособленность. Российский инженер Лебеденко отметился тем, что в 1915 году создал наибольший по размерам танк в мире массой более 40 тонн. Он получил название «Царь-танк». Во время испытаний на полигоне у танка, оснащенного двумя двигателями по 240 л/с, заглох мотор. Завести его так и не смогли. Особых технических характеристик, кроме своей габаритности, модель не имела.
Немецкие танки времен Первой мировой войны
К концу Первой мировой войны своими танками обзавелась и проигравшая в войне Германия. Речь идет о модели А7В. Если просмотреть танки Первой мировой войны, фото которых есть в этой статье, можно увидеть, что по тем временам эта модель была очень современной. Передняя часть танка защищена броней в 30 мм, что усложняло задачу пробить эту машину. Командир находился на верхней площадке (1,6 метра над уровнем земли). Дальность стрельбы составляла до двух километров. Танк был оснащен 55-миллиметровой пушкой, в боекомплекте которой было 100 осколочно-фугасных снарядов. Кроме этого, пушка могла стрелять бронебойными и картечными снарядами. С помощью пушки танк мог легко разрушать боевые укрепления противника.
21 марта 1918 года состоялся танковый бой между немцами и англичанами. Немецкие первые танки Первой мировой войны, как оказалось, были намного боеспособней английских «Марк-5». Понять причину огромного преимущества немцев легко: у англичан на танках не было пушек, поэтому они не могли настолько эффективно стрелять по противнику.
Первые немецкие танки на поле боя. Тевтонский ответ
Почему же в Германии, одной из сильнейших и промышленно развитых держав того времени, создание нового вида оружия так затянулось? Этому имелись как субъективные, так и объективные причины.
Современная реплика германского танка A7V Schnuck (№ 504), оригинал погиб в бою 31 августа 1918 г
Начнем с того, что немецкое командование упрямо придерживалось мнения, согласно которому «пехота и артиллерия сами по себе обладают необходимой ударной мощью, чтобы прорвать вражеские позиции, при условии, что атака будет предпринята внезапно и одновременно на достаточную ширину и глубину». К тому же немцам казалось, что они нащупали собственный оригинальный способ выхода из «окопного тупика» на Западном фронте. Ставка была сделана на небольшие, но хорошо подготовленные и соответствующим образом вооруженные штурмовые группы, задачей которых был захват вражеских траншей. В августе 1915 г. в кайзеровской армии был создан первый штурмовой батальон, и его первая крупная атака, состоявшаяся 10 января 1916 г., увенчалась безоговорочным успехом. Штурмовики овладели неприятельскими позициями с минимальными потерями, после чего передали их двум пехотным батальонам. Генерал-квартирмейстер Эрих Людендорф был настолько впечатлен, что пожелал переделать по образу и подобию штурмовиков если не всю пехоту, то немалую ее часть. Вскоре речь зашла о штурмовых отрядах как о средстве победы в войне. К 1918 г. германская армия спешно перекраивалась под «штурмовые» стандарты. Формировались целые ударные дивизии (Angriffsdivisionen), которые должны были в перспективе составить до четверти от всех сил.
Бравые бойцы германского штурмового отряда. Гранаты были основным средством зачистки неприятельских окопов
Возможно, поэтому, хотя в Берлине и были хорошо осведомлены, что Англия разрабатывает «сухопутные корабли» (несмотря на все усилия английской контрразведки скрыть разработку нового вида оружия, маскируя его под «полевые емкости для воды» для Месопотамии), немецкие генералы не придавали особого значения этой информации. Даже после первой танковой атаки 15 сентября 1916 г. они не восприняли танк как серьезную опасность. Правда, Верховное командование, распорядилось начать опытные работы над танками и предложило вознаграждение за захват первой британской машины, но этим в тот момент все и ограничилось. Весьма характерен приказ командующего группой армий кронпринца Рупрехта от 17 ноября: «Пехота мало что может сделать против танков самостоятельно, но, несмотря на это, в ней необходимо воспитать веру в то, что она сможет стойко держаться в полной уверенности, что вмешается артиллерия и устранит опасность».
Первое рабочее шасси A7V на испытаниях, апрель 1917 г. Видно устройство ходовой части, установка двигателей
Кроме сомнений немецкого верховного командования в полезности и возможностях танков на поле боя, а генералы считали танк «неуклюжей и слепой машиной», приходилось учитывать, и существующие на тот момент экономические реалии. Военная промышленность Германии была предельно мобилизована, обеспечивая потребности армии в вооружении и боеприпасах. И хотя она имела техническую возможность развернуть строительство танков, но лишь за счет перераспределения средств и ресурсов в ущерб какойто другой потребности армии, а это, естественно, было крайне нежелательно.
Шасси A7V с деревянным макетом корпуса, полигон Майнц, 14 мая 1917 г.
Во исполнение распоряжения Верховного командования, спустя примерно месяц после первого применения британских танков — 13 ноября 1916 г. — была образована комиссия для организации работ по созданию собственного германского танка. Ее руководителем был назначен генерал Фридрихс — начальник 7-го (транспортного) отделения Главного управления Военного министерства (Allgemeine Kriegsdepartement 7 Abteilung Verkehrswesen, сокращенно именуемое A7V). А непосредственно конструкторские работы возглавил главный инженер Опытного отделения Инспекции автомобильных войск капитан Йозеф Фольмер (до этого занимался разработкой автомобилей различных типов), под началом которого находилось около 40 конструкторов. Дело осложнялось тем, что взгляды военного министерства и высшего командования на назначение разрабатываемой машины значительно расходились. В результате практичными немцами было принято «соломоново» решение о разработке универсального гусеничного самоходного шасси, которое можно было бы использовать как для танка, так и для трактора или вездеходного грузовика. Оно должно было развивать скорость до 12 км/ч, преодолевать рвы шириной 1,5 м и подъемы крутизной 30°.
Испытания раннего варианта танка A7V (шасси № 501) — ходовая часть еще прикрыта бронировкой, позже от нее отказались
Разработка проекта велась в высоком темпе и была завершена к концу декабря 1916 г. Первый прототип танка, пока еще с деревянным макетом бронекорпуса, был окончен 5 апреля 1917 г. и получил обозначение A7V (т. е. просто по названию подразделения Военного министерства, курировавшего программу). 14 мая машину продемонстрировали руководству Ставки Главного командования, после чего было принято решение организовать два танковых подразделения (пока еще без танков).
Устройство танка A7V
Испытания A7V и исправление целого ряда обнаружившихся технических недоработок (результат спешки) продолжались все лето 1917 г., в результате первый серийный A7V (шасси № 501) удалось закончить постройкой только к концу октября 1917 г.
Танки A7V и гусеничные транспортеры в заводском цеху
1 декабря 1917 г. Германский генеральный штаб под впечатлением массированной британской танковой атаки под Камбрэ, не дожидаясь результатов доработок, утвердил заказ на постройку 100 гусеничных шасси и присвоил работам категорию срочности 1А. Надо сказать, что поначалу бронировать предполагалось только 10 из них, затем количество собственно танков (забронированных шасси) увеличили до 38, однако позже с учетом того, что A7V не полностью удовлетворял предъявляемым требованиям, заказ на эти танки сократили до 20 единиц. Однако сборка и этих 20 машин растянулась до сентября 1918 г. Во многом это было обусловлено тем, что броневые корпуса изготавливались практически вручную, «по месту». Один танк A7V в ценах 1917–1918 гг. тянул на 250 000 германских рейхсмарок, причем львиная часть, 100 000 марок, приходилась именно на бронекорпус. Для сравнения, в Англии только за один месяц успевали построить около 40 танков.
Универсальное гусеничное шасси в варианте транспортера (Überlandwagen). Хорошо видны гусеничные тележки, сиденье водителя и органы управления
Остальные из заказанных небронированных шасси использовались в качестве: тракторов-транспортеров (посередине машины устанавливалась рубка с кабиной водителя и двигательным отсеком, а спереди и сзади от нее располагалась вместительная грузовая платформа); артиллерийских тягачей; землеройных машин и экскаваторов.
Подрессоренные «ходовые тележки» A7V, хорошо видны спиральные пружины, которыми они соединялись с корпусом
Танк А7V выглядел весьма внушительно. При массе в 30 т его длина составляла 7,3 м, а высота — 3,3 м. Вооружение состояло из одной пушки и шести пулеметов, которые обеспечивали практически круговой обстрел. Экипаж включал 18 человек: командир, водитель, два механика, наводчик, заряжающий, шесть пулеметчиков, шесть помощников пулеметчиков! Можно сказать, что А7V получился этакой «подвижной вооруженной крепостью», приспособленной для круговой обороны и поддержки своим огнем пехоты, в отличие от британских танков, заточенных на прорыв заградительных линий и преодоление окопов противника, или французских танков, рассматривавшихся генералом Этьеном прежде всего как мобильные артиллерийские орудия, предназначенные для подавления вражеских пулеметов и пушек.
Установка 57-мм скорострельной пушки «Максим-Норденфельдт» в танке
За его огромные размеры, жару внутри и дым, валивший из выхлопных труб, немецкие солдаты прозвали А7V «тяжелой походной кухней». Танк имел солидное по тем временам бронирование — лоб 30 мм, борта — 20 мм. Напомним, что толщина брони британского Mk V не превышала 14 мм. Общая масса бронекорпуса А7V составляла около 8,5 т. Толщина и качество брони обеспечивали защиту от бронебойных пуль на дальностях от 5 метров и даже от осколочно-фугасных снарядов легкой артиллерии.
Установка 7,92-мм пулемета MG.08 в танке A7V. Обратите внимание на табло системы управления огнем над пулеметом
Над корпусом танка возвышалась рубка командира (для удобства транспортировки по железной дороге она могла демонтироваться), в ней располагались командир и механик-водитель. Непосредственно под ними стояла силовая установка, занимавшая всю среднюю часть машины. Из-за дефицитности мощных моторов на танке пришлось использовать спарку из двух двигателей «Даймлер» мощностью по 100 л. с. каждый.
Силовая установка танка включала два двигателя «Даймлер» мощностью по 100 л. с. каждый
Вооружение танка было достаточно мощным — одна пушка (в носовой части) и шесть 7,92-мм пулеметов системы Максима MG.08, по два на каждом борту и в корме танка. Для установки в А7V рассматривались различные пушки, но по иронии судьбы была выбрана пушка британского производства — 57-мм скорострельная капонирная пушка «Максим-Норденфельдт», использовавшаяся, кстати, и на английских танках. Значительное количество этих пушек немцы захватили в октябре 1914 г. в Бельгии. Данная пушка идеально подходила для танка благодаря своим компактным размерам, малому весу, высокой скорости стрельбы и минимальной отдаче. Максимальная дальность стрельбы составляла 6,4 км, но вести прицельный огонь можно было только после полной остановки. В боекомплект танка входили 100 выстрелов с осколочнофугасными снарядами, 40 картечных и 40 бронебойных. Бронебойный снаряд при начальной скорости в 487 м/с мог пробить вертикальный лист брони толщиной 20 мм. Интересно, что для управления стрелками на танке устанавливалась специальная система сигнализации — панели с белой и красной лампочкой над амбразурами. Включением этих лампочек командир отдавал сигнал на открытие/ прекращение огня. Кроме вышеперечисленного арсенала, в бортах корпуса и дверях танка были также предусмотрены лючки с бронезаслонками для стрельбы из личного оружия экипажа (ручного пулемета, карабинов, пистолетов).
Агитационный рисунок, показывающий страх солдат Антанты перед германским A7V
Ходовая часть с подрессоренными тележками обеспечивала А7V относительно плавный ход, особенно по сравнению с британскими «ромбами». По шоссе танк мог разгоняться до 12 км/ч, однако на пересеченной местности скорость падала до 4 км/ч. Из-за больших свесов корпуса спереди и сзади А7V плохо преодолевал неровности и траншеи и мог легко завязнуть на слабых грунтах. Кроме того, имея высоко расположенный центр тяжести, A7V легко опрокидывался при боковом крене. Так, например, A7V (№ 542 «Эльфриде») просто опрокинулся, переползая через воронку, и был захвачен союзниками.
Из-за малого количества построенных собственных танков, немцы использовали в бою восстановленные трофейные британские «ромбы»
Тем не менее А7V оказался единственным из немецких танков (не считая трофейных), принимавших участие в боях Первой мировой войны. Впервые А7V были применены 21 марта 1918 г. в рамках операции «Михаэль», когда 63 немецкие дивизии в полосе шириной 75 км пошли в контрнаступление. Поддерживали наступление немецких войск четыре А7V и пять трофейных Мк.V. Согласно докладам, уже на марше к линии фронта имели место многочисленные технические неисправности. Но хотя A7V и показали малую пригодность для движения по бездорожью, они продемонстрировали неплохие боевые характеристики, заодно наведя ужас на солдат противника.
Этот A7V (№ 542 «Эльфриде») должен был с тремя другими A7V участвовать в первом танковом бою 24 апреля 1918 г. в окрестностях французского города Виллер-Бретонь, но опрокинулся, не дойдя до места, и был захвачен британцами. Хорошо видна ходовая часть
24 апреля 1918 г. состоялся первый и последний бой, немецких и английских танков. В окрестностях французского города Виллер-Бретонь, три немецких A7V столкнулись с тремя английскими тяжелыми Мк. IV (один «самец» — с пушечным вооружением и две «самки» — с пулеметным вооружением) и семью легкими танками «Уиппет». На самом деле немецких танков должно было быть четыре, однако из-за густого тумана они заблудились и один танк (Elfriede) выдвинулся слишком далеко на север, после чего свалился в воронку и перевернулся. Хотя экипаж данной боевой машины продолжил бой, сражаясь вместе с немецкой пехотой, сам танк в бою никакого участия уже не принимал.В процессе танкового боя выяснилось, что пулеметное вооружение «самок» и легких британских танков ничего не может поделать с немецкой броней. Поэтому, получив несколько пробоин, «самки» и «Уиппеты» отступили. После этого танковая дуэль свелась к противостоянию пушечного Mk.IV под командованием лейтенанта Митчелла и одного A7V, которым командовал лейтенант Вильгельм Билтц. При этом превосходство в позиции оказалось на стороне англичан. Из-за особенностей ландшафта немцы не могли использовать два других своих танка A7V. При этом экипаж немецкого танка вел огонь с места, стреляя не только из пушки, но и из пулеметов — бронебойными пулями. В отличие от немцев, танк англичан постоянно маневрировал и, совершив несколько выстрелов с ходу, перешел к ведению огня с коротких остановок. В результате трех попаданий англичан в экипаже Билтца был убит артиллерист, еще два члена экипажа получили смертельные ранения, трое легкие. Немецкий танк получил повреждения и вынужден был отступить, покинув поле боя. Отойдя на два километра, он просто заглох. Формально победа осталась за англичанами.
Экипаж немецкого A7V перед своей машиной
Продолжение следует
Статья была опубликована в июльском номере журнала «Наука и техника» за 2022 год
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Теги: Бронекаталог Германия немецкие танки Первая Мировая война танк A7V
Предыдущая статья Воздушный казак Вердена
Следующая статья Воздушные гиганты – новое оружие новой войны. Поплавковые торпедоносцы Ганза Бранденбург
Предоставлено SendPulse
Нравится 0
Предвестник прогресса
Французский танк «Рено» 1917 года выпуска уже был похож по форме на современный. Танк, в отличие от английских моделей, мог давать задний ход. Вход и выход экипажа осуществлялся уже через люк (английские танки времен Первой мировой войны были оснащены дверьми сбоку танка). Башня танка уже могла вращаться, то есть стрельба проходила по разным направлениям (танк мог стрелять и вправо-влево, и вперед).
Первые танки Первой мировой войны и не могли быть абсолютно технически совершенными, потому что всегда к идеалу человечество двигается путем ошибок и доработок.
Потерянное поколение
В номинации «лучший фильм» на церемонии награждения лауреатов премии «Оскар» в 1930 году победила антивоенная драма Льюиса Майлстоуна «На западном фронте без перемен» («All Quiet on the Western Front»). Фильм считается лучшей экранизацией одноименного романа Эриха Марии Ремарка (Erich Maria Remarque) о «потерянном поколении».