Японские танки периода Второй Мировой войны. Часть II

Японское танкостроение берет начало с 20-х годов прошлого столетия. Вплоть до создания современного танка в конструировании боевых машин четко прослеживается несколько линий.

Во-первых, из-за постоянной нехватки сырья, танков в большом количестве никогда не строили. Максимум, был достигнут в 1942 году, тогда за год построили 1191 штук, дальше количество постоянно уменьшалось. Для сравнения, в СССР за этот период выпустили свыше 24 000 танков, а в Германии 6200.

Во-вторых, для обеспечения господства над тихоокеанским театром военных действий Япония отдавала приоритет в постройке мощного флота и авиации, а сухопутным войскам отводилась роль «зачистки».

Даже принятый 25 января 1945 года указ «Программа чрезвычайных мер для достижения победы» в выпуске вооружения отдавал приоритет строительству самолетов. Поэтому для успешного перебрасывания танков кораблями, последние должны были обладать малыми весом и габаритами. Из-за обеих причин японская промышленность никогда не выпускала тяжелых боевых машин.

Японские стратеги считали, что танковых схваток на островах быть не может, поэтому долгое время танки вооружали только пулеметам для уничтожения живой силы и подавления огневых точек противника. Между прочим, стратеги оказались правы — танковые сражения на островах были крайне редки.

Применение танков Японской армией

Уставы и наставления Японской армии отводили танкам роль ближней разведки и поддержки пехоты в бою и, поэтому до 1941 года крупных танковых подразделений не создавали.

Основная задача танков, как говорилось в уставе 1935 года, — в «бой в тесном взаимодействии с пехотой». То есть, как уже упоминалось, уничтожение живой силы противника, борьба с его огневыми точками, подавление полевой артиллерии, не подавленной во время авиа- и артподготорки, а также прорыв в заградительной линии обороны проходов для пехоты.

Допускалось ограниченное взаимодействие танков с авиацией и полевой артиллерией. Иногда танковые подразделения или просто один танк посылались за передний рубеж обороны противника на максимальную глубину до 600 м, в так называемые «ближние рейды». После нарушения системы обороны, танки должны были немедленно возвращаться к пехоте для поддержки ее атаки.

В качестве своего рода разведки, в первом эшелоне использовали малые танки, которые вскрывали систему огня противника, после них следовали средние и легкие танки с пехотой. Объективно, такая система ведения боя устарела после Первой мировой, но в конфликтах в Бирме, Китае, Малайе и других странах она приносила определенные результаты. Иногда танки использовали в составе объединенных групп для глубоких рейдов, кроме танковых подразделений в группу входили: моторизованная пехота, кавалерия и саперы на автомашинах полевой артиллерии. Во время марша танки с задачей уничтожения противника мешающего продвижению могли придаваться авангарду. При этом они должны были двигаться или «скачками» впереди авангарда или параллельным курсом. При сторожевом охранении могли выделять 1-2 танка в состав поста.

При обороне их применяли для проведения контратак или ведения огня из засад, часто использовали как неподвижные огневые точки. Непосредственные бои с танками противника категорически запрещались, допускали только в крайнем случае.

Личный состав танковых войск в целом был достаточно хорошо подготовленным. Механики-водители, радисты, артиллеристы, стрелки проходили обучение в специальных школах на протяжении 2-х годов. Командиров танка набирали из числа общевойсковых, которые даже внутри танка не расставались со своим мечом. Для соответствия они проходили только переподготовку в течении 3-6 месяцев.

В целом в характеристике военных действий Японской армии просматривались нотки свойственные военным концепциям СССР и Германии – маневренность и внезапность, но малое количество и низкие технические характеристики танков заставляли рассматривать последних скорее как позиционные средства.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Первоначальная закупка резервуаров
  • 2 Доктрина
  • 3 японских дизайна 3.1 Type 87 Chi-I (Опытный танк №1)
  • 3.2 Средний танк Type 89 Chi-Ro
  • 3.3 Легкий танк Type 95 Ha-Go
  • 3.4 Средний танк Type 97 Chi-Ha
  • 3.5 Легкий танк Type 98 Ke-Ni
  • 3.6 Средний танк Type 1 Chi-He
  • 3.7 Средний танк Type 3 Chi-Nu
  • 3.8 Средний танк Type 4 Chi-To
  • 3.9 Средний танк Type 5 Chi-Ri
  • 3.10 Экспериментальный истребитель танков Type 5 Ho-Ri
  • 3.11 O-I сверхтяжелый танк
  • 3.12 Танки-амфибии
  • 3.13 Общее производство
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
      5.1 Примечания
  • 5.2 Библиография
  • 6 Дальнейшее чтение
  • 7 Внешние ссылки
  • Обозначение Японских танков

    Для обозначения боевой техники и вооружения в Японии использовали два взаимозаменяемых варианта: числовое или при помощи иероглифов.

    При числовом обозначении использовался год принятия модели на вооружение за летосчислением «от основания Империи» (660 год до н.э.). До «круглого» 1940 года (3000 по японскому календарю) использовалось полное обозначение (четыре цифры) или две последние, так модели 1935 года соответствовали названия «тип 2595», «2595» или «95», а для модели 1940 года – «тип 100». Начиная с 1941 года в обозначении использовалась только последняя цифра: образец 1942г. – «тип 2», 1943г — «тип-3» и т.д.

    При другом варианте обозначения использовались названия состоящие из иероглифа обозначающего тип боевой машины и счетного иероглифа.

    Например, «Ке-Ри» и «Ке-Хо». Здесь числительное значение соответствовало номеру разработки, а не году принятия на вооружение. Само собой, что были исключения, например «Ка-Ми» состоит из слова «плавающий» и начала названия копании «Мицубиси», а «Ха-Го» — из «счетного» иероглифа и слова «модель». Иногда некоторые машины получали имена по названию , «Сумида». В некоторых документах, включая японские, для обозначения танков и бронемашин, как привило опытных образцов, используется латинские аббревиатуры.

    Если говорить в целом об японских танках, то они отличались малым весом и слабым бронированием. При удельном давлении в 0,7-0,8 кг/см2 , они имели хорошую проходимость. Но при этом имели слабое огневое обеспечение, примитивные средства наблюдения и обеспечивались плохими приборами связи.

    До 1940г., когда применили сварку, танки собирались с помощью заклепок на каркасе. В расчете на не высокий рост танкистов, внутренне пространство ужималось до максимума. Ремонт и обслуживание узлов и агрегатов облегчало обилие лючков, что в тоже время ослабляло бронелисты.

    Из положительных характеристик можно отметить – японцы первые в мире применили курсовые пулеметы и дизельные двигатели; на разных классах машин применялись одинаковые командирские башенки, одинаковой схемы подвески и т.д., что значительно облегчало подготовку личного состава.

    O-Ho – (VIII уровень) – шустрый монстр

    O-Ho – это первый представитель супер тяжелых японских танков, который обладает интересной особенностью, он имеет самые высокие показатели поворота. То есть градус поворота этого танка намного выше, чем у других, поэтому он уже автоматически избавляется от некоторых неудобств. Правда, в плане скорости этот танк вновь печалит своими показателями, так как скорость не превышает 25 км\ч. Хотя, если действовать правильно, то можно и их использовать во благо боя.

    И последней интересной особенностью является жутко крепкая башня, которая имеет круговую броню в 200 мм. Это для 8 уровня довольно хорошее достижение, которое может способствовать хорошим результатам.

    Правда, если рассматривать сам корпус танка, то вас могут вновь разочаровать борта, которые имеют и слабую броню в 105 мм и множество слабых мест. Почему борта являются слабым местом, стоит помнить о снаряде артиллерии, который в большинстве случаев будет разрываться около вас и сносить ваши борта вместе с экипажем и модулями.

    История японского танкостроения

    Первым собственным танком Японии был построенный в 1927 г. арсеналом в Осаке опытный двухбашенный танк «Чи-и» (средний первый) весом 18 тон. До этого использовались танки иностранного производства, закупались французские М21 «Шенильет, «Рено» FT-18, NC-27, Рено» NC-26, аглийские Mk.IV, Mk.А «Уиппет», MkC, «Виккерс», «Виккерс 6-тонный». Все закупленные образцы тщательным образом анализировались конструкторами. Так на французских ( в серию пошли как «Оцу») двигатель заменялся дизельным. К слову- французкие NC-27 («Оцу») и Рено» FT-18 («Ко-гата») использовались армией до 1940г.

    Кроме двухбашенных «Чи-и», были созданы в 1931 г. 18-тонный трехбашенный танк » Тип 2591″ и в 1934 г. трехбашенный «Тип 2595″. Если эти машины хотя бы реально создавались, то создание «Тип 100» или «О-и» (большой первый) остановилось на проектных работах, трехбашенную машину весом 100 т планировалось использовать для прорыва укрепленных районов.На этом эксперименты с созданием многобашенных танков закончились, несколько построенных танков » 2591″ применялись в Китае.

    На базе танков «Виккерс Мk.С» в начале 30-х гг. был создан средний танк «И-го» («первая модель») или «89 Ко». Он стал первым серийным танком, с 1931-1937 гг выпустили 230 штук.

    Значительный подъем японское танкостроение получило после принятия Верховным командованием решения по широкомасштабной механизации армии в 1932г, за чем последовали соответствующие заказы промышленности.

    Японцам удалось избежать повального увлечения танкетками. Проанализировав закупленную танкетку «Карден-Лойд», японцы создали малый танк «Тип 2592». На нем применялась подвеска предложенная самым известным японским танкостроителем Томио Хара. Модель получилась настолько удачной, что в последствии на ней было построено несколько новых моделей.

    В 1935 г. промышленность начала выпускать самые известные легкие танки «Ха-го» , а с 1937 — средние танки «Чи-ха». Обе модели до конца Второй мировой были основными в танковом парке Японии.

    Планирование военных действий на островах требовало наличие для десанта плавающих боевых машин. Работы по созданию таких машин с разным успехом велись с конца 20-х годов, но пик пришелся на конец Второй мировой войны. В 1934 г. была попытка создать плавающий танк путем придания кузову водоизмещающей формы «2592» или «А-И-Го», с 1941г. серийно впускается плавающий «Тип 2» или «Ка-ми», с 1943г «Тип 2»или «Ка-чи» , а в 1945г. появился «Тип 5» или «То-Ку».

    После перехода к стратегической обороне, танковое производство значительно возросло, некоторые модели претерпели модернизацию, некоторые сняли с производства заменив их новыми образцами. Так появились легкие: 1943г- модернизированный «Ха-го»- «Ке-ри»( легкий шестой), 1944г – «Ке-ну» (легкий десятый), 1944г — «Ке-Хо» (легкий пятый); и средние: 1941г модификация «Чи-ха» – «Чи-Хе» (средний шестой), 1944г – «Чи-то» (средний седьмой), 1945г — в единственном экземпляре «Чи-Ри» (средний девятый), 1945г — «Чи-Ну» (средний десятый).

    Ссылки [ править ]

    Заметки [ править ]

    1. Zaloga 2007 , стр. 4.
    2. Перейти
      ↑ Hara 1972 , p. 3.
    3. ^ a b Tomczyk 2002 , стр. 7, 10.
    4. Zaloga 2007 , стр. 4, 5.
    5. Перейти
      ↑ Foss 2003 , p. 220.
    6. Zaloga 2007 , стр. 3, 13, 15.
    7. Zaloga 2007 , стр. 15-18.
    8. ^ a b Tomczyk 2005 , стр. 3, 5, 29.
    9. Zaloga 2007 , стр. 3, 22.
    10. Томчик 2002 , стр. 3, 4.
    11. Перейти
      ↑ Hara 1972 , pp. 3, 4.
    12. ^ a b Императорская японская армия Таки: «Развитие японских императорских танков»
    13. Перейти
      ↑ Hara 1972 , pp. 1–4.
    14. Перейти
      ↑ Hara 1972 , p. 1.
    15. Перейти
      ↑ Hara 1972 , p. 4.
    16. Томчик 2002 , стр. 7.
    17. Перейти
      ↑ Hara 1972 , p. 5.
    18. Перейти
      ↑ Hara 1972 , pp. 15–17.
    19. Томчик 2002 , стр. 7, 10, 17.
    20. Томчик 2002 , стр. 19, 25.
    21. ^ а б Залога 2007 , стр. 5, 6.
    22. Томчик 2002 , стр. 17.
    23. Zaloga 2007 , стр. 5.
    24. ^ а б Залога 2007 , стр. 10.
    25. Томчик 2002 , стр. 27.
    26. ^ а б Залога 2007 , стр. 11.
    27. Zaloga 2007 , стр. 10, 17.
    28. Томчик 2002 , стр. 67, 74.
    29. Zaloga 2007 , стр. диаграмма D.
    30. COOX 1985 , стр. 350, 370.
    31. ^ a b Hunnicutt 1992 , стр. 395.
    32. Zaloga 2007 , стр. 16, 17 фото и подпись.
    33. Zaloga 2007 , стр. 18, 19, 20.
    34. Томчик 2007а , стр. 19.
    35. Zaloga 2007 , стр. 10, 11, 13, 14.
    36. Zaloga 2007 , стр. 14.
    37. Zaloga 2007 , стр. 16.
    38. Томчик 2005 , стр. 61.
    39. Zaloga 2012 , стр. 15.
    40. ^ a b История войны: легкий танк Type 98 Chi-Ni
    41. ^ a b c Залога 2007 , стр. 18.
    42. ^ a b c Залога 2007 , стр. 17.
    43. Томчик 2007b , стр. 14.
    44. Zaloga 2007 , стр. 17, 18.

    45. История войны: Легкий танк Type 98 Type 2 Ke-To
    46. Томчик 2007а , стр. 20.
    47. ^ а б Залога 2007 , стр. 20.
    48. ↑ a b Zaloga 2007 , с. 21, 22.
    49. Zaloga 2007 , стр. 17, 23.
    50. Японской императорской армии Таки в: «Танки после Чи-Ха»
    51. Томчик 2005 , стр. 3.
    52. Zaloga 2007 , стр. 17, 21.
    53. Томчик 2005 , стр. 3, 32.
    54. Томчик 2005 , стр. 3, 5.
    55. ^ a b История войны: средний танк Type 4 Chi-To, получено 10 декабря 2014 г.
    56. ^ a b c d e Залога 2007 , стр. 22.
    57. Томчик 2005 , стр. 19, 20.
    58. Перейти
      ↑ Hara 1972 , p. 18.
    59. Томчик 2005 , стр. 19, 20-22, 30.
    60. Перейти
      ↑ Miller 2000 , p. 187.
    61. ^ a b История войны: средний танк Type 5 Chi-Ri, получено 10 декабря 2014 г.
    62. Томчик 2005 , стр. 29, 30.
    63. Томчик 2005 , стр. 29.
    64. ^ a b Tomczyk 2005 , стр. 23.
    65. Томчик 2007b , стр. 10, 30.
    66. Томчик 2007b , стр. 31.
    67. Томчик 2007b , стр. 33.
    68. Томчик 2007b , стр. 10.
    69. Японской императорской армии Таки в: 105mm SP Gun Tank «Хо-Ри»
    70. ^ a b Estes 2014 , стр. 37.
    71. ^ a b c d Императорская армия Японии Таки: сверхтяжелый танк «OI»
    72. Перейти
      ↑ Estes 2014 , pp. 37, 38.
    73. Томчик 2003 , стр. 3, 4, 32.
    74. ^ a b Tomczyk 2003 , стр. 4.
    75. ^ а б Залог 2007 , стр. 23, 24.
    76. «Императорская японская армия Таки: десантная машина типа 2″ Ка-Ми » » . Архивировано из оригинала на 2012-02-28 . Проверено 27 сентября 2016 .
    77. Томчик 2003 , стр. 29, 30.
    78. Zaloga 2007 , стр. 24.
    79. Японской императорской армии Таки в: Тип 3 амфибия танк «Ка-Чи»
    80. Томчик 2003 , стр. 32, 33, 43.
    81. Томчик 2007b , стр. 141.
    82. Zaloga 2007 , стр. 3; «Япония была в авангарде танковой техники в 1930-е годы».
    83. Zaloga 2007 , стр. 17, 19-24.

    Библиография [ править ]

    • Кукс, Элвин Д. (1985). Номонхан: Япония против России, 1939
      . Два тома. Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-1160-9.
    • Эстес, Кеннет (2014). Сверхтяжелые танки Второй мировой войны
      . Скопа. ISBN 978-1782003830.
    • Фосс, Кристофер (2003). Танки: 500 . Крестлайн. ISBN 0-7603-1500-0.
    • Хара, Томио (1972). Японские средние танки
      . Профили оружия ББМ № 49. Ограниченные публикации профиля.
    • Ханникатт, Р.П. (1992). Стюарт: История американского легкого танка
      . Том первый. Presidio Press. ISBN 978-0-89141-462-9. |volume=есть дополнительный текст ( справка )
    • Миллер, Дэвид (2000). Иллюстрированный справочник танков мира
      . Зенит Отпечаток. ISBN 978-0-7603-0892-9.
    • Томчик, Анджей (2002). Японская броня Vol. 1
      . AJ Press. ISBN 83-7237-097-4.
    • Томчик, Анджей (2007a) [2002]. Японская броня Vol. 2
      . AJ Press. ISBN 978-8372371119.
    • Томчик, Анджей (2003). Японская броня Vol. 3
      . AJ Press. ISBN 978-8372371287.
    • Томчик, Анджей (2005). Японская броня Vol. 4
      . AJ Press. ISBN 978-8372371676.
    • Томчик, Анджей (2007b). Японская броня Vol. 5
      . AJ Press. ISBN 978-8372371799.
    • Залога, Стивен Дж. (2007). Японские танки 1939–45
      . Osprey Publishing. ISBN 978-1-8460-3091-8.
    • Залога, Стивен Дж. (2012). M4 Sherman против Type 97 Chi-Ha: The Pacific 1945
      . Osprey Publishing. ISBN 978-1849086387.

    Современные японские танки

    После окончания Второй мировой войны, находясь под американскими оккупационными войсками, производсто бронетехники в Японии полностью прекратилось. Его восстановление началось с момента создания «сил самообороны», на первых порах на вооружении которых состояли американские М24 и М4. следует отметить, что все послевоенное танкостроение Японии проходит под сильным влиянием США. Основным разработчиком танков становится « Мицубиси Хеви Индастрилз».

    Первым послевоенным танком стал «Тип 61», который простоял на вооружении до 1984 года. В танке просматривались довоенные традиции, например кормовое расположение двигателя с передним приводом. Начиная с 1962г начались разработки над основным боевым танком, им стал серийный «74». В первую очередь для противостояния советским «Т-72», в 1989году принят на вооружение танк третьего поколения « 90». 13 февраля 2008 года Япония представила танк последнего поколения «Тип 10». По внешнему виду «Тип 10» напоминает «Merkava Мк-4» и «Leopard 2A6», но по габаритами массе он ближе к российским танкам. В принципе это только прототип и в серию он может пойти с какими-то изменениями.

    Еще материал по теме

    • M4 Sherman
    • Новый смертоносный танк Т90МС

    Type 95 (IV уровень) — новая «черепашка»

    Type 95 – это самый первый представитель ветки тяжелых танков у японцев. Он сразу поражает своими размерами, но совсем не внушает позитива в своих технических характеристиках.

    Он обладает мощным орудием и любопытной скорострельностью, правда, совершенно не радует своим бронированием, которое в самых «толстых» местах достигает показателя всего лишь в 50 мм. Кроме того, не стоит ждать положительных моментов и в его маневренности, которая в совокупности с маленькой скоростью особо не даст вам развернуться на поле боя и заставит действовать по одному сценарию и единственному выбору.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]