Плавающие танки Второй мировой – исторический нарратив


Японские плавающие танки Тип 2 «Ка-Ми»

Тихоокеанский театр военных действий изобилует водными ресурсами. В годы Второй мировой войны бронетехника с амфибийными качествами могла иметь на нем решающие тактические преимущества.


Плавающий танк Тип 2 «Ка-Ми»

По этой причине, уже в 30-е годы XX века Япония экспериментировала с танками-амфибиями. В 1941 г. императорский флот поручил компании Mitsubishi доработать существующий легкий танк в плавающую амфибию специальной конструкции.

Для выполнения заказа инженеры использовали шасси танка Тип 95 «Ха-Го» (Ha-Go) и оснастили его полностью сварным корпусом. В критически важных местах для обеспечения водонепроницаемости установили резиновые уплотнители.


Исходная модель – танк Тип 95 «Ха-Го»

Вес машины достигал 12,5 т. На суше танк разгонялся до 35 км/час. Скорость плавающего танка на воде достигала 10 км/ч. Танк получился просторным и позволял разместить 5 человек экипажа.

Плавучесть машины обеспечивалась понтонами, прикреплявшимися спереди и сзади. Передний понтон для повышения надежности под огнем противника имел переборки и шесть отсеков. Попаданию воды внутрь боевого отделения препятствовала съемная башня над главным люком, а большая металлическая конструкция над воздухозаборником предотвращала затопление моторного отсека.


Плавающий танк Тип 2 «Ка-Ми» с понтонами. Вид сзади.

В воде танковый двигатель приводил в движение два гребных винта. На плаву экипаж через кабельную систему управлял рулем направления. Для уровня того времени машина обладала приличной мореходность в открытой воде. После выхода танка на берег экипаж отсоединял понтоны, и машина продолжала бой без этих элементов плавучести.

Вооружение башни состояло из 37 мм пушки и спаренного с нею 7,7 мм пулемета. Еще один пулемет того же калибра устанавливался в лобовом листе корпуса.

Первое массовое применение японцами плавающих танков «Ка-Ми» произошло 15-16 июня 1944 г. в ходе десантной операции на острове Сайпан (Марианские острова). Однако, американские гранатометы «Базука» и 37 мм противотанковые орудия, а также отсутствие авиационной и огневой поддержки обрекли десант на поражение.


Японский плавающий танк тип 2 Ka Mi

После этого боя танки «Ка-Ми» также участвовали в обороне Филиппин в конце 1944 г. Проводившиеся на них рейды по тылам американских войск особого успеха также не имели. Изначально разработанный для проведения наступательных десантных операций плавающий танк «Ка-Ми», как и другая японская бронетехника, играл исключительно оборонительную роль.

Японские танки периода Второй Мировой войны. Часть II

«Чи-Хе»

В отношении японских танков времен Второй Мировой существует распространенное мнение об их полной отсталости от зарубежных конкурентов. Оно является верным, но лишь отчасти Дело в том, что японские военные и инженеры, видя бронетехнику противника, в том числе и потенциального, все же предпринимали попытки сделать танк с соответствующими характеристиками. Одновременно со средним танком «Шинхото Чи-Ха» разрабатывалась новая бронемашина, в конструкции которой были учтены все недостатки оригинально «Чи-Ха» и его предшественников. Проект «Тип 1» или «Чи-Хе» наконец-то стал напоминать европейские танки того времени, как по конструкции, так и по боевым качествам.

В первую очередь, нужно отметить обновленную конструкцию бронированного корпуса. Впервые в японском танкостроении большая часть деталей сваривалась, заклепки применялись только в некоторых местах конструкции. Кроме того, в сравнении с «Чи-Ха» новый «Тип 1» получил более серьезное бронирование. Лобовые катаные бронелисты танка имели толщину в 50 миллиметров, борта были в два раза тоньше. Лоб башни делался из 25-мм плиты и частично прикрывался маской орудия толщиной 40 мм. Конечно, в сравнении с зарубежными танками уровень защиты «Чи-Хе» не выглядел чем-то уникальным, но для японской военной промышленности это был значительный шаг вперед. При проектировании «Типа 1» перед конструкторами ставилась задача повышения защиты и огневой мощи при сохранении веса машины. По этой причине каркас танка был максимально упрощен, а в некоторых местах конструкции и вовсе убран, также изменениям подверглись обводы корпуса и ряд внутренних механизмов. В результате всех изменений новый средний танк прибавил в весе всего пару тонн относительно «Чи-Ха». Боевая масса «Чи-Хе» равнялась 17,5 тонны. Возросший вес потребовал установки нового двигателя, им стал «Тип 100» производства . 240-сильный двигатель обеспечивал танку удельную мощность порядка 13-14 лошадиных сил на тонну веса. Этого было достаточно для максимальной скорости при движении по шоссе в 45 км/ч. Остальные ходовые качества остались на уровне предыдущих танков.

Еще одним шагом в сторону приведения танка к общепринятому в остальном мире виду стала установка на все машины радиостанции и введение в экипаж пятого человека. Поддержание радиосвязи возлагалось на командира танка, который был освобожден от обязанностей наводчика. Нацеливание пушки теперь стало задачей отдельного члена экипажа. Рабочие места командира, наводчика и заряжающего располагались в боевом отделении, что потребовало увеличить объем башни. Однако вооружение осталось почти аналогичным предыдущему танку «Шинхото Чи-Ха». Главный калибр «Чи-Хе» – 47-миллиметровая пушка «Тип 1». Несмотря на название, это орудие не являлось тем же самым, что устанавливалось на «Шинхото Чи-Ха». Перед установкой на танк «Тип 1» пушка подверглась серьезной модернизации. Прежде всего, значительные изменения претерпели противооткатные устройства. Система подвеса, в свою очередь, сохранила основные черты, но тоже была доработана. Изменение установочных цапф на практике привело к уменьшению ширины горизонтального сектора, в котором могла перемещаться пушка. На «Чи-Хе» ствол орудия отклонялся от продольной оси только на 7,5° в стороны. Боекомплект танка «Тип 1» был аналогичен запасу снарядов «Шинхото Чи-Ха» – 120 унитарных выстрелов двух типов. Дополнительное вооружение «Чи-Хе» состояло из двух 7,7-мм пулеметов, располагавшихся по традиционной для японских танков схеме. Один устанавливался на цапфах в бойнице лобового листа, другой – в задней части башни.

Основные проектные работы по теме «Тип 1» завершились еще до нападения на Перл-Харбор. Однако тогда дело закончилось постройкой и испытаниями прототипа. Серийное производство «Чи-Хе» началось только в середине 1943 года. Естественно, к этому времени Япония уже не могла позволить себе строительство особо больших партий новых бронемашин. Как результат, было собрано не более 170-180 танков «Тип 1» и примерно через год после своего начала серийное строительство прекратилось. Во время эксплуатации в войсках новый танк получил неоднозначную оценку. С одной стороны, хорошее бронирование лба корпуса при определенных условиях защищало танк даже от американских орудий калибра 75 миллиметров. С другой, 47-миллиметровая пушка все еще не могла конкурировать с вооружением танков и артиллерии противника. Поэтому какого-либо ощутимого влияния на ход боев «Тип 1» оказать не смог. Возможно, что-то поменялось бы, если этот танк был построен в большем количестве, но есть повод сомневаться и в этом.

«Чи-Ну»

Понимая не слишком радужные перспективы «Типа 1», японское командование поручило танкостроителям сделать еще один средний танк, способный нормально бороться с бронетехникой противника. Проект «Тип 3» или «Чи-Ну» подразумевал замену вооружения на «Типе 1». В качестве нового основного оружия была выбрана полевая пушка «Тип 90» калибра 75 миллиметров. Она была разработана в начале тридцатых годов на основе французской пушки Шнейдера. В свою очередь, на базе «Типа 90» спроектировали новую пушку, предназначенную специально для установки на танк «Чи-Ну». Эта модификация орудия получила название «Тип 3».

Ввиду необходимости замены только орудия, конструкция танка «Тип 3» практически без изменений была взята у «Типа 1». Все доработки касались повышения технологичности сборки и обеспечения установки новой более крупной башни. Последняя представляла собой сварной агрегат шестиугольной в плане формы. Башня сваривалась из катаных листов толщиной от 50 мм (лоб) до 12 (крыша). Кроме того, дополнительная защита лобовой проекции осуществлялась 50-мм маской орудия. Интересны «последствия» установки новой крупной башни. Передняя ее часть закрыла собой большую часть люка механика-водителя. По этой причине весь экипаж «Чи-Ну» должен был садиться в танк и покидать его через два люка в крыше башни и один в ее левом борту. Кроме того, для обслуживания орудия и загрузки боекомплекта в корме башни имелся еще один достаточно крупный люк. Все изменения привели к увеличению боевой массы танка. «Чи-Ну» в боеготовом состоянии весил 18,8 тонны. При этом немного снизились ходовые качества. 240-сильный дизель «Тип 100» мог обеспечить максимальную скорость только около 40 километров в час, что было меньше соответствующего показателя танка «Чи-Хе».

При переделке пушки «Тип 90» в состояние «Тип 3» значительных изменений конструкции не произошло. Пушка по-прежнему оснащалась гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. При этом авторам проекта пришлось пойти на небольшую хитрость. Поскольку от них требовалось быстро доработать орудие, они не стали менять его компоновку. Противооткатные устройства остались на своих местах, впереди под стволом. Из-за этого на лобовой части башни пришлось установить специальный бронированный лоток, защищавший цилиндры тормоза отката. Солидный вес пушки и немалые габариты заставили отказаться от идеи дополнительной тонкой наводки без поворота башни. На «Типе 3» пушка могла только качаться по вертикали от -10° до +15° от горизонтальной оси. Боеуладки нового танка вмещали в себя 55 снарядов двух типов, осколочно-фугасные и бронебойныы. Последние, имея начальную скорость в 680 м/с на дистанции в километр пробивали 65-70 миллиметров брони. Дополнительное вооружение «Чи-Ну» состояло только из одного пулемета в передней части корпуса.

Техническое обслуживание «Чи-Ну» в мастерской в Хакате, 14 октября 1945 года

Относительно производства средних танков «Тип 3» точных данных нет. Согласно одним источникам, их начали собирать в середине 1943 года. Другая литература в качестве времени начала строительства указывает осень 44-го. Такая же странная ситуация наблюдается и в оценках количества собранных машин. По разным данным, их было изготовлено от 60 до 170 единиц. Причиной столь больших расхождений является отсутствие необходимых документов, которые были утеряны на последних этапах войны. Кроме того, отсутствует информация о боевом применении танков «Тип 3». По имеющимся сведениям, все построенные танки поступили в 4-ю танковую дивизию, которая до конца войны не принимала участия в боевых действиях за пределами японских островов. Иногда упоминается применение «Чи-Ну» в боях за Окинаву, но в известных американских документах никаких сведений о появлении у противника новой техники нет. Вероятно, все «Тип 3» так и остались на базах, не успев повоевать. После окончания Второй Мировой войны некоторое количество танков «Чи-Ну» использовалось японскими Силами самообороны.

«Чи-Ну», а также несколько «Хо-Ни III» на заднем плане, из состава 4-й танковой дивизии

«Ка-Ми»

В истории японского танкостроения было несколько интересных проектов, которые по ряду причин не получили особо массового воплощения. В качестве примера можно привести описанный выше «Чи-Ну». Еще один «малосерийный» проект появился в связи с особенностями войны на Тихом океане. При подготовке наступления на юг перед японским командованием встал вопрос высадки морских десантов на острова и континентальное побережье. Поддержка пехоты танками осуществлялась исключительно при помощи танкодесантных катеров и судов. В частности и поэтому большинство японской бронетехники имело боевую массу менее 20 тонн. По вполне понятным причинам, военачальники захотели избавиться от необходимости привлечения дополнительных сил. Работы в направлении создания плавающего танка начались еще в конце двадцатых годов, но тогда все ограничилось теорией и несколькими экспериментами. Только в 1940 году развернулись полноценные проектные работы. Танк «Тип 2» или «Ка-Ми» должен был стать основным средством огневой поддержки войск, высаживающихся на побережье. Техническим заданием подразумевалось следующее применение плавающего танка: десантный корабль доставляет бронетехнику на определенное расстояние от суши, после чего та своим ходом добирается до берега. Вроде бы, ничего особенного. Однако от конструкторов потребовали обеспечить одновременно и хорошую мореходность танка, и достаточные боевые качества. Делать это разрешили любым подходящим способом.

«Ка-Ми» на плаву. Сходство танка с небольшим судном довольно красноречиво говорит о его мореходных качествах

В качестве основы для «Ка-Ми» был взят легкий танк «Тип 95» («Ха-Го»). Ходовая часть старого танка была доработана для использования в воде. Кожухи с пружинами системы Т. Хары спрятали внутри корпуса. Большим изменениям подвергся и сам корпус. В отличие от «Типа 95», «Тип 2» почти полностью собирался при помощи сварки. Заклепки применялись только в тех частях конструкции, где не требовалось герметичное соединение деталей. Корпус сваривался из катаных листов толщиной до 14 миллиметров. Характерной чертой нового танка стала форма корпуса. В отличие от своих сухопутных собратьев, морской «Ка-Ми» не имел большого количества сопряженных поверхностей. Фактически, корпус представлял собой простой короб с несколькими скосами. Расположение двигателя и трансмиссии было традиционным для японских танков второй половины тридцатых. 120-сильный дизель разместили в корме, трансмиссию – в носу. Кроме того, на корме танка устанавливались два гребных винта. При этом для экономии веса и удобства обслуживания двигателя отсутствовала перегородка между моторным и боевым отделениями. В отношении ремонта это было достаточно удобно. Но в боевой обстановке грохот двигателя сильно мешал экипажу. По этой причине пришлось оснастить «Ка-Ми» танковым переговорным устройством. Без него танкисты-испытатели не слышали друг друга. На сравнительно широком верхнем листе корпуса монтировалась новая башня. Она имела коническую форму и вмещала рабочие места двух членов экипажа: командира и наводчика. Заряжающий, механик и водитель, в свою очередь, размещались внутри корпуса.

Основой вооружения плавающего «Ка-Ми» были 37-миллиметровые пушки. На первых сериях это были «Тип 94», ставившиеся на «Ха-Го», но затем их заменили «Типом 1», отличавшимся более длинным стволом. Боекомплект орудия составлял 132 снаряда. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось как поворотом башни, так и смещением самой пушки в пределах пяти градусов от оси. Вертикальная наводка – от -20° до +25°. Дополнительным вооружением «Типа 2» были два пулемета калибра 7,7 мм. Один из них был спарен с пушкой, а второй находился в передней части корпуса. Перед началом нескольких десантных операций некоторые «Ка-Ми» оснащались дополнительным оборудованием для использования торпед. Два таких боеприпаса крепились к бортам танка на специальных кронштейнах и сбрасывались при помощи электрической системы.

Тип 2 «Ка-ми» (101-й специальный морской десантный отряд), со снятыми понтонами на борту транспорта, который доставляет подкрепление на остров Сайпан

Исходный «Ха-Го» претерпел немало изменений, целью которых было обеспечение должной мореходности. В частности, форма верхней части корпуса была обусловлена особенностями избранного способа обеспечения плавучести. Поскольку сам танк не мог нормально плавать самостоятельно, предложили устанавливать на него специальные понтоны. В передней части крепилась конструкция объемом 6,2 кубометра, в задней – объемом 2,9. При этом передний понтон имел форму носа плавсредства, а задний оснащался пластинчатым рулем лодочного типа и системой его управления. Для обеспечения живучести передний понтон был разделен на шесть герметичных секций, задний – на пять. Помимо понтонов перед движением по воде на танк устанавливалась башенка-шнорхель над моторным отделением. Начиная с 1943 года в комплект средств для плавания стали включать легкую металлическую конструкцию, предназначенную для установки на башне танка. С ее помощью командир боевой машины мог наблюдать за обстановкой не только через смотровые приборы. По достижении берега танкисты должны были сбрасывать понтоны и башенки. Процедура сброса производилась при помощи винтового механизма, выведенного внутрь машины. В первых сериях танки «Ка-Ми» оснащались только двумя понтонами. Позже, по результатам боевого применения, передний был разделен на две самостоятельные части. Благодаря этому танк, сбросив воздушные емкости, мог продолжить движение вперед. Передние понтоны при этом раздвигались в стороны танком. Ранее их приходилось объезжать.

Боевая масса танка «Тип 2» равнялась девяти с половиной тоннам. Подвешенные понтоны добавляли еще три тысячи килограмм. При таком весе танк имел максимальную скорость на суше, равную 37 километрам в час, а на воде разгонялся до десяти. Запаса дизельного топлива хватало на марш длиной в 170 или на плаванье в сотню километров. Плавающий танк мог использоваться для загоризонтной высадки и, фактически, единственным ограничением по десантированию «Ка-Ми» была обстановка на море, волнение и т.д.

Захваченные на острове Шумшу японские плавающие танки Тип 2 «Ка-Ми». На островах Парамушир и Шумшу базировалось два батальона японской морской пехоты (рикусентай), имевших 16 танков такого типа

Серийное производство «Ка-Ми» началось в конце 1941 года. Темп строительства был относительно невелик, из-за чего не было возможности быстро перевооружить соответствующие подразделения морской пехоты. Тем не менее, танки «Тип 2» и в количестве нескольких десятков штук успели получить хорошие отзывы. Которые, однако, были омрачены не слишком мощным вооружением. Со временем количество танков в войсках увеличивалось, но темпы строительства все равно оставались неприемлемыми. Как оказалось, одним из последствий оригинальной конструкции танка стала большая трудоемкость производства. Поэтому первая десантная операция с массовым применением «Ка-Ми» состоялась только в июне 44-го, это была высадка на остров Сайпан (Марианские острова). Несмотря на внезапность нападения и ночную темноту, американцы быстро справились с наступающим противником. Боевое применение «Типа 2» продолжалось до самого конца войны. В последние месяцы эти танки ввиду отсутствия десантных операций использовались в качестве обычной сухопутной бронетехники и стационарных огневых точек. Из 180 построенных плавающих танков до нашего времени дожило лишь восемь штук. Один из них находится в танковом музее города Кубинка, остальные – в странах Океании.

САУ на базе танка «Чи-Ха»

В стратегических измышлениях японского командования до определенного времени не было места для самоходных артиллерийских установок. По ряду причин поддержка пехоты возлагалась на легкие и средние танки, а также на полевую артиллерию. Тем не менее, начиная с 1941 года, японские военные несколько раз инициировали создание самоходных артустановок. Большого будущего эти проекты не получили, но все же стоят рассмотрения.

«Тип 1» («Хо-Ни I»)

Первой была установка «Тип 1» («Хо-Ни I»), предназначенная для борьбы с боевыми машинами и укреплениями противника. На шасси среднего танка «Чи-Ха», на месте башни, была установлена бронированная рубка с лобовым листом толщиной в 50 миллиметров. Эта конструкция рубки применялась на всех последующих японских САУ того времени. Менялись только пушки и системы их установки. В рубке 14-тонной боевой машины поставили полевую пушку «Тип 90» калибра 75 миллиметров. Грубое наведение пушки по горизонтали осуществлялось поворотом всей машины. Тонкое – поворотным механизмом, в пределах сектора шириной 40°. Углы снижения/возвышения – от -6° до +25°. Мощности такого вооружения было достаточно для поражения всех американских танков на дистанциях от 500 метров. В то же время, атакующая японская САУ сама подвергалась риску ответного обстрела. Начиная с 1942 года, было построено 26 единиц САУ «Тип 1». Несмотря на малое количество, эти артиллерийские установки активно использовались в большинстве операций. Несколько единиц дожило до конца войны, когда они стали трофеем американцев. Один экземпляр «Хо-Ни I» имеется в Абердинском музее.

Самоходная пушка «Хо-ни II»

Следующей серийной самоходкой японского производства стала «Хо-Ни II», она же «Тип 2». На шасси с рубкой, полностью взятые у «Типа 1» устанавливалась 105-мм гаубица «Тип 99». Эта самоходка, в первую очередь, предназначалась для ведения огня с закрытых позиций. Однако порой, ввиду обстановки, приходилось стрелять и прямой наводкой. Мощности орудия хватало для уничтожения любых американских танков на расстоянии около километра. К счастью для американцев, в 1943-45 годах было построено всего 54 такие артустановки. Еще восемь переоборудовали из серийных танков «Чи-Ха». Из-за малого количества САУ «Хо-Ни II» не смогли оказать значительное влияние на ход войны.

САУ «Хо-Ни III»

Дальнейшим развитием «Типа 1» стал «Тип 3» или «Хо-Ни III». Главным оружием этой самоходки была танковая пушка «Тип 3», разработанная для «Чи-Ну». Боекомплект пушки в 54 снаряда теоретически позволял САУ «Хо-Ни III» стать серьезным боевым средством. Однако все построенные три десятка самоходок были переданы 4-й танковой дивизии. Ввиду специфических целей этого подразделения – оно предназначалось для обороны Японского архипелага – все «Хо-Ни III» почти без потерь дождались конца войны, а после вошли в состав Сил самообороны.

Танк артиллерийской поддержки морских десантных отрядов, вооруженных 120-мм короткоствольной пушкой. Выпущен малой серией на базе «Чи-ха»

Кроме семейства «Хо-Ни» существовала еще одна самоходная артиллерийская установка на базе танка «Чи-Ха». Это была САУ «Хо-Ро»/«Тип 4». От других японских самоходок она отличалась конструкцией броневой рубки, а также вооружением. «Хо-Ро» являлась самой мощной САУ Японской империи: 150-миллиметровая гаубица «Тип 38» могла обеспечить уничтожение почти любых целей. Правда, самоходки «Тип 4» тоже не стали массовыми. Вся серия ограничилась лишь 25 машинами. Несколько первых серийных «Хо-Ро» успели поучаствовать в битве за Филиппины. Однако позже все имеющиеся самоходные гаубицы были переданы 4-й танковой дивизии. В составе этого подразделения самоходки «Тип 4» успели повоевать только на Окинаве, где несколько единиц были уничтожены ударами американских войск.

По материалам сайтов: https://pro-tank.ru/ https://wwiivehicles.com/ https://www3.plala.or.jp/ https://armor.kiev.ua/ https://aviarmor.net/ https://onwar.com/ Автор: Рябов Кирилл

Плавающие танки других стран

Американский танк M4A2 DUPLEX DRIWE (DD) SHERMAN


Американский плавающий танк M4A2 (DD) SHERMAN

Вес: 34 т. Скорость на плаву: 6 км/ч. Экипаж: 5 чел. Введение: 1944 г. Союзники использовали танки DD в основном во время вторжения в Нормандию

Советский плавающий разведывательный танк T-38


Советский плавающий разведывательный танк T-38

Вес: 3,3 т. Скорость на плаву: 5 км/ч Экипаж: 2 чел. Введение: 1937 г. Советы применяли Т-38 после зимы 1940 г. очень редко в прямом бою.

История и развитие [ править ]

Экспериментальный плавающий танк SR I-Go Ка-Ми Тип 2 с присоединенными отсеками плавучести Танки Ка-Ми Тип 2 на Сайпане
Еще в 1928 году японская армия занималась разработкой танков-амфибий и создала несколько экспериментальных моделей, таких как Sumida Amphibious Armmored Car (AMP) , SR I-Go, SR II Ro-Go , SR III Ha-Go, которые выпускались только в качестве разовых прототипов для концептуальных испытаний в 1930-х годах. Каждая серия SR представляла собой плавающие танки массой от 3,6 до 7 тонн с экипажем от 2 до 3 человек, вооруженные пулеметами. [1] [2]

В 1940 году Императорский флот Японии занялся разработкой амфибий. Компания Mitisubishi использовала знания, полученные в рамках программы SR и легкого танка Type 95 Ha-Go, в качестве базы. Тип 1 Ми-Ша a / k / a / «Плавучий танк Тип 1 Ка-Ми» был первым произведенным прототипом IJN. [3] Тип 1 привел к разработке Ка-Ми Типа 2, который был произведен в 1942 году. Ка-Ми Тип 2 был разработан для специальных морских десантных сил IJN для десантного вторжения на острова Тихого океана без надлежащих портовых сооружений и для различных специальных операций . [4] Танки Тип 2 Ка-Ми были организованы в «несколько плавающих танковых частей». [5]Начиная с 1942 года было построено от 182 до 184 единиц этого танка. [6] [7]

Боевой отчет [ править ]

Танки Ка-Ми Тип 2 без флотомашины после захвата австралийскими солдатами

Ка-Ми Type 2 поступил на вооружение после первых кампаний Второй мировой войны, и поэтому по большей части был слишком поздно, чтобы его можно было использовать в своей первоначальной миссии по десантированию. Многие подразделения были приписаны к отрядам военно-морского гарнизона в Южных морях и в Нидерландской Ост-Индии .

Ка-Ми Тип 2 впервые был использован в бою на Гуадалканале в конце 1942 года. Позже они были встречены Корпусом морской пехоты США на Маршалловых и Марианских островах , особенно на Сайпане , где они поддерживали специальные военно-морские десантные силы на базе Йокосука ( SNLF) в неудачной десантной операции. [13] Они также использовались во время боев на филиппинском острове Лейте в конце 1944 года, когда они поддерживали 101-ю СНЯС в заливе Ормок. [14] Согласно Ральфу Замбро в его книге «Tank Aces», несколько Ка-Ми были уничтожены LVT-1 армии США.у берегов Лейте во время боя против единственного в истории танка-амфибии; Однако это сомнительно, так как большинство танков Ка-Ми были уничтожены после того, как сошли на берег. [15] Немного больше было захвачено войсками армии США на Лусоне в 1945 году, а также несколько других были захвачены войсками Австралии и Содружества. [10]

World Of Man Dreams

Официальное обозначение: Тип 2 “Kа-ми” Альтернативное обозначение: Мидзу Сенся 2602 Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1942 г. Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1942-1945 гг., применялсь на Тихоокеанском ТВД до лета 1945 года.

Танк разработан в 1940 году по заданию командования японского флота. Он предназначался для использования в десантных операциях в бассейне Тихого океана. За основу был принят легкий танк «Ха-Го», тип 95. Рассказывает Для обеспечения плавучести корпусу была придана понтонообразная форма, ширина его была увеличена. Спереди и сзади на корпусе смонтированы устройства для крепления переднего и заднего дополнительных понтонов.

Для движения по воде в кормовой части машины были смонтированы два винта и руль направления. Привод винтов осуществлялся от двигателя. Вооружение размещалось в новой большой башне. Кроме 37-мм пушки, здесь был также установлен спаренный с пушкой 6,5-мм пулемет. Для управления огнем из пушки использовался танковый телескопический прицел. Наведение пушки на цель по вертикали осуществлялось вручную, а по горизонтали — с помощью механического привода. Еще один 6,5-мм пулемет был установлен в шаровой опоре в левой части лобового листа корпуса. Огонь из него можно было вести после отделения переднего понтона после высадки на берег. Для обеспечения подачи воздуха к двигателю сзади башни устанавливалось съемное воздухозаборное устройство. Связь с танком осуществлялась с помощью радиостанции. Танк выпускался серийно с 1942 по 1943 гг. и использовался в боях Второй мировой войны.

В 1941 году для поддержки специальных операций на вооружение был принят плавающий танк «Ка-Ми», созданный на основе легкого танка «Ха-Го». Сварной герметизированный корпус танка несколько увеличился получил коробчатую форму с развитыми надгубовым листом. Выхлопную трубу двигателя вывели на крышу моторного отделения.

В состав трансмиссии входила коробка передач с дополнительной понижающей передачей, которая обеспечивала 8 скоростей вперед и 2 назад, а также осуществляла отбор мощности на гребные винты. Изменилась и ходовая часть пружины подвески убрали внутрь корпуса направляющее колесо опустили на землю. Четыре опорных катка на борт были сблокированы попарно на балансирах три поддерживающих ролика не допускали провисания мелкозвенчатой гусеничной цепи шириной 305-мм ведущее колесо с цевочным зацеплением располагалось впереди.

Уширение подбашенного листа позволило увеличить башенный погон, в конической башне выполненной по типу «Ке-Ни», установили удлиненную 37-мм пушку и 7,7 -мм пулемет. Для посадки и высадки экипажа предназначались башенный люк с двустворчатой крышкой в кормовой части и отвод от двигателя.

С 1943 года выпускался улучшенный вариант — Тип 2 «Ка-Ми». Позади винтов устанавливались рули связанные стальными тросами со штурвалом в башне так что на плаву машиной управлял командир. На крыше башни крепился защитный кожух со смотровыми окнами. Танки оснащались радиостанцией и переговорным устройством (ТПУ). Всего до конца войны было выпущено 180 плавающих «Ка-Ми», применявшихся в ряде операций, в частности на Маршалловых островах в феврале 1944 года, на Сайпане в июне и Лейте в октябре 1944 года.

Американские солдаты у подбитого японского плавающего танка Тип 2 «Ка-Ми» в районе города Ормок на Филиппинах.

Башня имела щиток защищавший люк от брызг, а над двигателем устанавливался обтекаемый воздухозаборный короб защищенный от брызг крышкой. Для придания машине плавучести спереди и сзади на зажимах крепились металлические понтоны придававшие корпусу обтекаемую «кораблеобразную» форму Это обеспечивало хорошую мореходность и остойчивость даже при заметной качка передний понтон объемом 62 м3 состоял из двух симметричных половин, разделенных на три отсека каждая. Объем заднего понтона — 2,9 м3.

Для выхода машины на берег требовалось пологое дно, хотя некоторый наклон нижней ветви гусеницы способствовал выходу. На берегу понтоны легко сбрасывались без выхода экипажа из машины. Носовой понтон после сбрасывания распадался и не загораживал путь. На плаву щели и погон башни уплотнялись резиновыми прокладками. Движителем на воде служили два гребных винта, установленных под днищем.

Японские плавающие танки Тип 2 «Ка-ми» (101-й специальный морской десантный отряд), со снятыми понтонами на борту транспорта, который доставляет подкрепление на остров Сайпан.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАВАЮЩЕГО ТАНКА Тип 2 «Ка-Ми» образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА12500 кг (с понтонами) 9500 кг (без понтонов)
ЭКИПАЖ, чел.5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм4830 (без понтонов) 7429 (с понтонами)
Ширина, мм2790
Высота, мм2340
Клиренс, мм360
ВООРУЖЕНИЕодна 37-мм пушка Тип 1 и два 6,5-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ75 выстрелов и 3300 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯтелескопический орудийный и оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕлоб корпуса (верх) – 12 мм лоб корпуса (низ) — 6 мм борт корпуса – 14 мм днище — 8 мм корма корпуса — 8 мм крыша корпуса — 8 мм борт, корма и крыша башни — 12 мм маска орудия — 14 мм
ДВИГАТЕЛЬMitsubishi NVD6120, 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения, мощностью 120 л.с. при 1800 об/мин
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: редуктор, коробка передач (4 + 1), карданный вал, соединенный коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, одноступенчатые бортовые редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) четыре сдвоенных опорных катка с подвеской типа Хара, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); гусеница мелкозвенчатая, одногребневая, 103 трака шириной 305 мм и шагом 84 мм
СКОРОСТЬ37 км\ч по дороге 10 км\ч на плаву
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ170 км по дороге ~100 км на плаву
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м0,75
Глубина брода, мплавающий
Ширина рва, м2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция со штыревой антенной и внутреннее переговорное устройство

«Ка-Ми» — плавающий танк

Опубликовал: dokaspez, 14-03-2018, 11:38, Техника и вооружение , 632, 0

«Ка-Ми»
— японский плавающий танк времен Второй мировой войны и единственный массово производившийся японский плавающий танк. Название танка образовано из «ка» — «плавающий» и «ми» — от названия
. «Ка-Ми» производились мелкими сериями с 1942 года и до конца войны, общий выпуск составил 184 машины. Столь небольшой объем во многом объясняется сложностью конструкции плавающего танка по сравнению с другими японскими танками, требовавшей большого количества ручного труда при сборке. Выпущенные «Ка-Ми»
поступали в распоряжение отрядов морской пехоты на смену малым танкам Тип 94 и легким «Ха-Го». Их огромный запас хода на воде и мореходность, сравнимая с небольшой лодкой, позволяли высаживать их на значительном расстоянии от берега. Бедой
«Ка-Ми»
стало то, что они появились слишком поздно — в сколько-нибудь значительных количествах танк стал доступен только к 1943 году, когда Япония была вынуждена перейти к стратегической обороне, и танк, созданный для наступательных десантных операций, имел немного возможностей проявить себя. Вдобавок, отсутствие артиллерийской поддержки вместе с утратой японцами превосходства в воздухе значительно ограничивали возможности десанта и не позволяли в полной мере использовать возможности «Ка-Ми».

Тактико-технические характеристики:
Показать / Скрыть текст

Боевая масса — 12500 кг (с понтонами), 9500 кг (без понтонов) Экипаж, чел. — 5 Габаритные размеры: Длина, мм — 4830 (без понтонов), 7429 (с понтонами) Ширина, мм — 2790 Высота, мм — 2340 Клиренс, мм — 360 Вооружение: одна 37-мм пушка Тип 1 и два 6,5-мм пулемета Тип 97 Боекомплект: 75 выстрелов и 3300 патронов. Приборы прицеливания: телескопический орудийный и оптический пулеметный прицел. Бронирование: лоб корпуса (верх) – 12 мм лоб корпуса (низ) — 6 мм борт корпуса – 14 мм днище — 8 мм корма корпуса — 8 мм крыша корпуса — 8 мм борт, корма и крыша башни — 12 мм маска орудия — 14 мм Двигатель: Mitsubishi NVD6120, 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения, мощностью 120 л.с. при 1800 об/мин Трансмиссия: механического типа: редуктор, коробка передач (4 + 1), карданный вал, соединенный коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, одноступенчатые бортовые редукторы Ходовая часть (на один борт) четыре сдвоенных опорных катка с подвеской типа Хара, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); гусеница мелкозвенчатая, одногребневая, 103 трака шириной 305 мм и шагом 84 мм Скорость: 37 км\ч по дороге, 10 км\ч на плаву Запас хода по шоссе: 170 км по дороге. Преодолеваемые препятствия: Высота стенки, м — 0,75 Глубина брода, м — плавающий Ширина рва, м — 2,00 Средства связи: радиостанция со штыревой антенной и внутреннее переговорное устройство.

Первым боевым применением «Ка-Ми» стала битва за Гуадалканал в конце 1942 года, в которой приняли участие несколько предсерийных «Ка-Ми». Позднее несколько «Ка-Ми» использовались на Маршалловых островах при обороне авиабазы на атолле Рой в начале 1944 года. Первое массовое применение «Ка-Ми» состоялось в 1944 году на Марианских островах, в ночной десантной операции с 15 на 16 июня на острове Сайпан. Не имевший ни авиационной, ни артиллерийской поддержки десант был обречен на неудачу, высадившиеся на фланге противника «Ка-Ми» были быстро уничтожены противотанковой артиллерией, огнем РПГ «Базука» и «Шерманов». Небольшое количество «Ка-Ми» использовалось 101-м специальным морским десантным отрядом при обороне Филиппин в конце 1944 года, где их применяли в не имевших особого успеха рейдах по тылам американцев. В конце войны отдельные «Ка-Ми», как и другая японская бронетехника, использовались в роли стационарных огневых точек на Иводзиме и Окинаве.
До нашего времени
сохранилось несколько «Ка-Ми»: Россия — 1) Музей бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке в работоспособном состоянии (фото 2). 2) Парк Победы, Москва, экспозиция боевой техники и инженерных сооружений. 3) Остров Шумшу Курильской гряды, один из подбитых в ходе боев 18 августа 1945 года на высоте 171. Палау — 7 «Ка-Ми», находящихся на разных островах. Все они брошены на открытом воздухе и находятся в плохом состоянии. Макет одного из таких японских танков «Ка-Ми» тип «2», экспонирующийся в Центральном музее Великой Отечественной войны, был воссоздан с использованием подлинных фрагментов танка «Ка-Ми», обнаруженных в ходе поисковой экспедиции в 2010 году на Курильские острова Шумшу и Парамушир.

  • 0

Дизайн [ править ]

Ка-Ми Type 2 базировался на армейском легком танке Type 95 Ha-Go, но имел цельносварной корпус с резиновыми уплотнениями вместо клепаной брони. Он должен был быть водонепроницаемым. Большие, полые понтоны , изготовленные из стальных пластин были прикреплены к передней лобовой пластине и задним настилам , чтобы дать необходимую плавучесть. [8] Передний понтон был внутренне разделен на две «симметричные секции», и каждая из них была разделена на три отдельных водонепроницаемых отсека, чтобы свести к минимуму последствия повреждений от наводнения и артиллерийского огня. [9] Понтоны были прикреплены системой «маленьких зажимов» с выпуском внутри танка, чтобы задействовать их после приземления для наземных боевых действий. [10]

Его орудийная башня была высокой скорости типа 1 37 — мм пушкой и коаксиальный Тип 97 легкий пулемет . Второй ручной пулемет Тип 97 располагался в носовой части танка. [7]

Танк был способен развивать скорость до 10 км / ч на воде с дальностью полета 140 км за счет двух гребных винтов, расположенных в корме корпуса и приводимых в движение двигателем танка. [11] Рулевое управление находилось в ведении командира танка, который управлял парой рулей из башни через тросы. В состав экипажа входил бортовой механик. [12] Это был «лучший плавающий танк войны». [10]

Ссылки [ править ]

  • Фосс, Кристофер (2003). Великая книга танков: самые важные танки мира от Первой мировой войны до наших дней
    . Зенит Пресс. ISBN 0-7603-1475-6.
  • Хара, Томио (1973). Японские боевые машины, легкие танки и танкетки
    . Профиль оружия ББМ № 54. Ограниченные публикации профиля.
  • Роттман, Гордон Л .; Такидзава, Акира (2008). Танковая тактика японцев времен Второй мировой войны
    . Osprey Publishing. ISBN 978-1846032349.
  • Томчик, Анджей (2003). Японская броня Vol. 3
    . AJ Press. ISBN 978-8372371287.
  • Залога, Стивен Дж. (2007). Японские танки 1939–45
    . Osprey Publishing. ISBN 978-1-8460-3091-8.
  • Замбро, Ральф (1997), Tank Aces , Pocket Books / Simon & Schuster, ISBN 0-671-53612-5

Примечания [ править ]

  1. Перейти
    ↑ Hara 1973 , p. 2.
  2. Томчик 2003 , стр. 3, 4.
  3. Томчик 2003 , стр. 4.
  4. Zaloga 2007 , стр. 23, 27.
  5. Rottman & Такидзава 2008 , стр. 15.
  6. Zaloga 2007 , стр. 17.
  7. ^ a b Императорская японская армия Таки: десантная машина типа 2 «Ка-Ми»
  8. Томчик 2003 , стр. 6.
  9. Томчик 2003 , стр. 6, 7.
  10. ^ a b c Залога 2007 , стр. 23.
  11. Томчик 2003 , стр. 7, 32.
  12. Томчик 2003 , стр. 22.
  13. Томчик 2003 , стр. 29, 30.
  14. Томчик 2003 , стр. 30.
  15. Rottman & Такидзава 2008 , стр. 14, 15.

Выжившие автомобили [ править ]

Кубинка Танк музей в Москве , Россия имеет 2 типа Ка-Ми на дисплее, в комплекте с передними и задними понтонов. Практически готовый корпус находится недалеко от аэропорта в Бабельдаобе , Палау . Другой экземпляр находится в Короре, Палау.. Последний примечателен тем, что на заднем понтоне еще установлен тяжелый зенитный пулемет. Эти два танка когда-то находились в центре острова Бабельдаоп в конце 1980-х годов. На самом деле они были похоронены японцами либо для того, чтобы не допустить их попадания в руки американцев после капитуляции, либо в качестве оборонительных укреплений. После войны их раскопали местные жители. Впоследствии они были перемещены: один в Старый центр связи к югу от аэропорта, а другой — в Корор, как часть военных мемориальных экспозиций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]