Другой ленд-лиз. Пехотный танк «Матильда»: странный не значит плохой


Танк Матильда II (полное название Tank Infantry Mk. II Matilda II) — это британский средний танк с тяжелым бронированием периода Второй мировой войны. Машина получила широкое применение силами английской армии в ходе военных действий в Африке. Также это один из самых известных танков иностранного производства, которые использовались Красной армией в ходе Второй мировой войны.

Исторические сведения

Еще в средине 30-х годов военному руководству Англии пришла в голову идея усиления бронирования ихнего танкового парка, ибо оно на тот момент было крайне слабым. В 1936 году началась разработка нового танка с бронированием лба не менее 60 мм.

Краткая героическая история танка началась в 1936-1938 годах, когда тот был создан вместо существующей машины Matilda I. Принят на вооружение в начале Второй мировой, в войска начал поступать в 1939 году.

Матильда II являлась основным средним танков Англии на начальном этапе войны. Танк выпускался до августа 1943 года на 7 английских предприятиях. Всего было выпущено 2987 единиц, из которых «лендлизовскими» для СССР стали 1084 штуки. Из общего числа 918 единиц было доставлено к берегам СССР.

Так же большое число танков Марк-2, снятых с линейных частей королевской армии, принимали участие в ходе сражений на Островах Тихого океана на стороне Австралии.

Это интересно: название танк получил от машины предыдущего поколения Матильда I, а та, в свою очередь, его получила от героини комиксов утки Матильды.

На свое время МК-II отличались очень мощным бронированием и довольно неплохой пушкой. Немецкая стандартная пушка Pak 36, калибром 37-мм, никак не могла справиться с броней данной машины. Она поддавалась лишь 88-мм зенитному орудию. Посему танк был грозным противником для немецкой бронетехники на первых этапах боевых действий.

Средний пехотный танк Mk II А «Матильда»

Tank Infantry Mk II Matilda II.

Танк «Матильда» был разработан в 1939 году, выпускался серийно с 1940 по 1943 гг. Танк выполнен по классической компоновочной схеме с задним расположением ведущих колес. Он имел механическую трансмиссию, планетарную коробку передач, бортовые фрикционы в качестве механизмов поворота.

В качестве двигателя на машинах серии Мк II использовалась спаренная установка из двух дизельных моторов АЕС, а на поставлявшихся по ленд-лизу в СССР танках Мк II А — спаренная установка из двух дизелей «Лейланд». Для облегчения холодного запуска дизелей применялся эфирный карбюратор с ампулами. До 1941 года он считался самым мощным английским танком: толщина лобовой брони его корпуса достигала 78 мм, бортовая — 70 мм, лобовая броня башни имела толщину 75 мм, ходовая часть прикрывалась фальшбортом. Вооружение — одна 40-мм пушка и два пулемета (один из них зенитный), скорость по шоссе 24 км/ч. То есть он являлся типичным пехотным танком со всеми его плюсами и минусами: мощная броня надежно защищала от ударов снарядов почти всех применявшихся до 1941 г. танковых и противотанковых пушек противника, однако слабое вооружение и неудовлетворительная подвижность сильно снижали его боевые возможности. На последних модификациях вооружение было заменено — вместо 40-мм пушки устанавливалась пушка калибром 75-мм. До окончания серийного производства в 1943 г. было выпущено почти 3000 машин этого типа.

В то время когда опытный пехотный танк М1с I — А11Е1 уже поставлялся в войска, Комитет по механизации рассматривал модификацию с дополнительным членом экипажа, 2-фунтовой (40-мм) пушкой или спаренными пулеметами и скоростью до 15 миль/ч. Массу ограничили 14 «длинными» тоннами, чтобы не превысить грузоподъемности существовавших военных мостов.

Вскоре стало ясно, что эти требования невозможно удовлетворить на основе А11, поскольку только новая башня с 2-фунтовой пушкой увеличивала массу А11 до 13 тонн, а кроме того, требовалась установка нового двигателя. Поэтому выдали заказ на разработку новой машины, для которой Комитет предусмотрел толщину брони до 60-мм, коммерческий дизель ЛЕС и толстые бортовые экраны. Макет А12 «Матильда Сениор», или пехотный танк МК II, выполнили на основе А7. Прототип разработали и построили на в Вульвиче в 1929-32 гг.

В ноябре 1936 г. «Вулкан Фаундри» в Варрингтоне получила заказ на постройку деревянного макета и двух прототипов А12 из мягкой стали. Макет рассмотрели в апреле 1937 г., после чего решили установить спарку дизелей АЕС и планетарную КП «Вильсон». Запланировали установку 3-дюймовой гаубицы и ряд других деталей определили на этой ранней стадии разработки. Создание прототипа, однако, задерживалось поставками коробок передач и других агрегатов, так что опытный А12Е1 подготовили только к апрелю 1939 г.

Тем временем уже в декабре 1937 г. «с листа» выдали заказ на 65 машин, вскоре увеличенный до 165. Испытания в целом были успешными, хотя понадобилось внесение ряда изменений в КП и подвеску. Улучшили также систему охлаждения двигателя, ля применения в колониях установили воздухоочистители. К этому времени подоспело общее перевооружение, и потребность в новых танках стала насущной. В июне контракты на дальнейшее производство получили «Фаулер» и «Растон энд Хорнсби», при этом головным подрядчиком оставалась «Вулкан», а впоследствии привлекли также «Ландон Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлвэй» (ЕМ5).

По итогам испытаний, в январе 1942 г., двигатель «Крайслер», и гидравлический привод признали слабыми. Машину переоборудовали — двигатель «Крайслер» заменили 6-цилиндровым «Бедфордом» и установили гидравлический подъемник рамы с бойками. Эту модификацию, подготовленную к апрелю 1942 г., назвали «Барон» II. Испытания, завершившиеся в июне 1942 г., показали, что привод вес еще слабоват, а высоту ротора над землей нужно уменьшить, чтобы дать цепи протяг по грунту. Во избежание перегрева улучшили систему охлаждения, а для привода ротора использовали спарку из двигателей «Бедфорд». Их установили в бронекожухах в корме машины рядом с оператором для управления ими.

Так появился «Барон» III, но, прежде чем работы завершились в сентябре 1942 г., выяснилось, что возросшая масса отрицательно сказалась на проходимости машины. Дальнейшие работы привели к снятию башни и установки на ее месте рубки оператора минного трала. Машину подготовили к испытаниям к концу 1942 г. Скорость хода при разминировании равнялась 1,5 мили/ч. Серийные машины были готовы к середине 1943 г., но в это время уже находилось в производстве лучше задуманное устройство «Скорпион», и разрабатывался минный трал «Шерман Крэб». Так что «Барон» использовался только как учебная машина.

Независимо от этого в ближневосточных британских силах, построили устройство «Скорпион» I и оснастили им шасси танка «Матильда» (хотя такими устройствами оснащали также танки М3 «Грант» и «Валентайн»). Оно было проще, чем устройство «Барон», и включало фиксированную раму ротора и один 30-сильный двигатель «Бедфорд», установленный на правом борту корпуса — рядом с оператором — для привода ротора. Тридцать два танка «Матильда» с устройством «Скорпион» 1 использовались под Аламейном в октябре 1942 г. В декабре 1942 г. материалы передали в военное министерство, и устройства «Скорпион» запустили в производство в Великобритании с февраля 1943 г. для оснащения танков «Валентайн».Пушечные танки «Матильда» использовались в ходе кампании в Эритрее, а также австралийской армией в Новой Гвинее. Некоторые продолжали использоваться резервными формированиями Австралии и в послевоенный период.

Для поздних модификаций двигатели заказывались у «Лейланд» (в 1940 г.). Общий выпуск А12 составил 2987 машин, а их производство прекратили в августе 1943 г. А12 не был приспособлен для массового производства, прежде всего из-за своих размеров и литых деталей из толстой брони. Особенно сложным в изготовлении оказался бортовой бронеэкран, и для упрощения его производства число отгибов для сброса грязи уменьшили с шести (на прототипе) до пяти (в серии). К началу войны с Германией в 1939 г. имелось всего два танка А12, но их партию поставили 7-му Королевскому танковому полку во Франции к началу 1940 г., где они успешно применялись в битве под Аррасом и впоследствии вплоть до эвакуации из Дюнкерка.

С изъятием из частей танка АИ «Матильда» I названия «Матильда Сениор» и «Матильда» II перестали употреблять по отношению к А12, и он стал известен как «Матильда». Танк хорошо запомнился благодаря важной роли, сыгранной им в начале кампании в Западной пустыне. В Ливии в 1940 г. «Матильда» оказался неуязвим для итальянских ПТП до того, как стали использовать в противотанковой обороне германскую 88-мм зенитную пушку способную поражать броню «Матильды» на больших расстояниях. Установить на «Матильду» 6-фунтовую пушку не представлялось возможным (хотя пытались установить башню танка А27 на ее шасси) из-за малых размеров башни и малого диаметра погона. В 1942 г. «Матильда» утратила свое значение пушечного танка и в последний раз использовалась в таком качестве в ходе первого сражения под Эль-Аламейном в июле 1942 г.

С этого времени танк «Матильда» использовался на вторых ролях для решения специальных задач: в качестве танка-тральщика. Широкое использование минных полей обеими сторонами в ходе боев в пустыне придало ему «второе дыхание». Майор Ду Той, офицер-инженер южноафриканских сил, разработал цепной минный трал. В ноябре 1941 г. штаб 8-й Армии направил его в Великобританию для работы над этим проектом.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса 25 т
Размеры:
длина 5715 мм
ширина 2515 мм
высота2565 мм
Экипаж 4 человека
Вооружение 1х40-мм пушка 1х7,92-мм пулемет 1×7,69-мм зенитный пулемет
Боекомплект 67 снарядов 3150 патронов калибра 7,92 мм. 2800 патронов калибра 7,69 мм
Бронирование:
лоб корпуса 78 мм
лоб башни 75 мм
Тип двигателя дизельный двигатель «Лейланд»
Максимальная мощность2х95 л.с.
Максимальная скорость24 км/час
Запас хода 130 км

МОДИФИКАЦИИ:

  • Пехотный танк Мк II «Матильда» I. Первая серийная модель с дизелем АЕС, 2-фунтовой пушкой и СП «Виккерс». СУ не приспособлена к «тропикам».
  • Пехотный танк МК 11А «Матильда» II. Та же машина, но с заменой пулемета «Виккерс» 7,92-мм «Беза».
  • Пехотный танк Мк 11А «Матильда» III. Описанная машина с заменой двигателя АЕС дизелем «Лейланд», и «Матильда» V , Установка СОЕ — мощный прожектор в бронированной рубке с узкой амбразурой, установленный на месте башни танка и предназначенный для освещения поля боя ночью. Идею продемонстрировали военному министерству в 1937 г. В сентябре 1939 г. разработали улучшенную рубку и после испытаний в 1940 г. заказали 300 штук для установки на танки «Матильда» — хватило для оснащения двух бригад в Великобритании и на Ближнем Востоке. Танки не использовались по своему прямому назначению до форсирования Рейна в марте 1945 г. в основном потому, что в них не было потребности. Тем не менее к 1945 г. в качестве стандартных танков «Матильды» заменили танками «Грант».
  • «Барон» I, II, III и И1А. Самоходные минные тралы.
  • «Матильда Скорпион» I. Самоходный минный трал. Разработан на Ближнем Востоке.
  • «Матильда» с устройством АМКА. Катковый трал «Фаулер» на тяжелой раме, установленный на передней части корпуса танка для подрыва мин . Использовался в незначительном количестве, в том числе и в Западной пустыне. Устройство крепилось и на другие танки.
  • «Матильда» с устройством «Кэррот». Подрывной заряд «Кэррот» (660 фунт. бризантного ВВ) танк вез на раме , заряд подрывался дистанционно. Использовался для проделывания проходов в препятствиях. Уменьшенный заряд «Лайт Кэррот», используемый таким же способом, но при этом снимались катки с рамы АМКА.
  • «Матильда Фрог». Австралийский самоходный огнемет. 25 машин переоборудовали в конце 1944 г. Брандспойт огнемета заменил 2-фунтовую пушку на танках «Матильда» IV или V. Бак с зажигательной смесью размещался в башне. Дальность действия огнемета — до 100 ярдов. Использовались в Новой Гвинее. Огнемет действовал пневматически, и между выстрелами проходило не менее 20 с, необходимых для получения заданного давления воздуха с помощью насоса.
  • «Матильда Мюррей». Усовершенствованная модификация самоходного огнемета, созданная австралийцами для замены «Фрога», чья тактическая ценность ограничивалась паузой в 20 с между выстрелами. «Мюррей», строившаяся в 1945 г., внешне была аналогична «Фрог» за исключением того, что пневматический огнемет заменили фугасным, действовавшим за счет давления зарядов кордитного пороха, что обеспечило огнеметание очередями.
  • «Матильда Дозер». Танк австралийской разработки с бульдозерным отвалом.
  • Легкий танковый мостоукладчик «Матильда» с «Инглис Бридж». Предназначен для укладки моста под огнем противника. Прототип использовался для обучения в 1942 г. Опыт его эксплуатации позволил разработать последующие модели на шасси «Черчилль». Мост «Инглис Бридж» появился в Первую мировую войну и оставался на вооружении в начале Второй мировой войны.
  • «Матильда» с «приспособлением для преодоления траншей». Экспериментальный образец моста на шасси «Матильды» и легких гусеничных тележек и предназначенный для пехоты и машин весового класса «В».

Источники:

  • Михаил Орловский. Пехотный танк «Матильда»;
  • М. Барятинский. Пехотный танк «Матильда». (Бронеколлекция, 4 (37) — 2001);
  • Михаил Барятинский, Пехотные танки Второй Мировой — «Матильда», «Валентайн», «Черчилль»;
  • Максим Коломиец, Илья Мощанский (Танкомастер. 1999 — 6) «Матильда» в Красной Армии;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • David Fletcher. Matilda infantry tank.
Вперед >

Конструкционные особенности

Танк Matilda II имеет классическую схему компоновки. Вес машины составлял 27 т (относительно немного), экипаж 4 человека. Круговое бронирование танка на 1937 год было просто запредельным: лоб имел целых 78 мм, борта — 70 мм, корма — 55 мм (многие немецкие и советские машины не имели такой даже лобовой брони!).Круговое бронирование башни тоже хорошее — 75 мм.


Танк Mk-II был оснащен двумя 6-цилиндровыми дизельными двигателями, мощность в 87 л.с. каждый. Такая силовая установка была крайне слабой и позволяла развивать максимальную скорость танка по шоссе в 24 км/ч. По мягкому грунту танк развивал максимальную скорость в 15 км/ч, чего, согласно английской доктрине, вполне хватало.

Вооружена машина была «двухфунтовкой» QF 2 pounder (калибр 40 мм) и одним пулеметом 7,92-мм BESA, а позже 7,7 мм «Vikkers». Такое вооружение являлось удовлетворительным, ведь основной задачей машины являлась лишь поддержка действий пехоты, но не уничтожение вражеской бронетехники.

Матильда МК-2 имела запас хода до 130 км, а баки были рассчитаны на 225 литров дизеля.

Сцепление было сухое дисковое, автомобильного типа.

История производства [ править ]

Основная статья: британское производство боевых бронированных машин во время Второй мировой войны

Первый заказ на шестьдесят танков Matilda был размещен в апреле 1937 года, затем последовал заказ еще на шестьдесят десять дней спустя и еще 19 были заказаны в январе 1939 года. [9] Танк оставался в производстве до августа 1940 года, всего один танк оставался в производстве до августа 1940 года. Изготовлено сто сорок, включая опытный образец. Некоторые из них были оснащены более тяжелым пулеметом Виккерса .50 дюйма вместо пулемета Виккерса .303 дюйма.

Боевое применение британцами. Северная Африка

В армейские британские части Матильда 2 начала поступать в 1939 году. На начало войны в британской армии это были самые перспективные и эффективные машины. Они ни голову превосходили ранние немецкие Pz. II и Pz. III. То же было актуально и для итальянских M13/40. Первое боевое крещение танк получил уже в мае 1940 года во Франции. Тогда немцам удалось заполучить в качестве трофеев 29 единиц этих машин, которые те, отремонтировав, активно использовали позже против самих же англичан.

Несмотря на все достоинства машины, применялась она англичанами практически только на североафриканском плацдарме. Для итальянцев и немцев наличие «Матильд» оказалось отнюдь не приятным сюрпризом, ибо основная масса их танковых пушек не могла нанести какого-либо вреда британской бронемашине. Но так длилось недолго. Уже в мае 1942 года в ходе битвы при Эль-Алаймане и Тобруке легендарные, эффективные и перспективные Матильды потерпели поражение против немецких Pz.III Ausf.F с 50-мм. орудиями и Pz.IV Ausf.B и D. Причина поражения — моральное устаревание британских машин. В противовес англичанам немецкие инженеры регулярно модифицировали как бронирование, так и вооружение своих танков. Британцы этого не делали по причине невозможности проведения глубокого апгрейда, хотя такие попытки предпринимались (например, Matilda Black Prince). Как итог — вся мощь Матильд была умножена ноль, ибо немцы с огромного расстояния и безо всяких усилий пробивали лобовую броню противника, а «Матильды» со своей двухфунтовкой не могли ничего противопоставить силам Роммеля. От поражения в решающей битве союзников спасли лишь светлые умы Монтгомери и Эйзенхауэра.

Это интересно: Во время боев в Северной Африке танк получил название Quenn of the Desert (Королева пустыни).

Вторым большим театром боевых действий применения танка были Гвинейские острова, где Матильды использовались войсками Австралии против японцев. В условиях джунглей машина была не очень эффективной. Гораздо лучше бы проявила себя огнеметная версия, которая и была создана. Так же австралийскими инженерами был предложен вариант Матильды с 7-ми ствольной мортирой.

Танк – трал «Matilda» Fowler Counter Plough


Конструкторы сельскохозяйственных машин фирмы John Fowler & Со в Лидсе запатентовали лемеховый nрал, предназначенный для траления противопехотных (осколочных) мин. После серии испытаний на тягаче Dragon Medium Mark IV трал установили на первом серийном танке «Матильда». Трал состоял из рамы, присоединенный к бортам корпуса. К раме крепились дисковые лемехи и ножи, располагавшиеся прямо перед гусеницами. Трал опускался с помощью цепи, выбираемой и выпускаемой лебедкой, отбиравшей мощность у двигателя ганка.

Ко моменту оформления проекта об оснащении танка А11 таким тралом, первая серия из 60 машин уже находилась в производстве. Поэтому необходимые изменения в конструкции танка: модификация трансмиссионного отделения, перенос прожекторов, установка дополнительных креплений — были внесены у 79 машин второй и третьей серии.

В январе 1940 года выпустили 14 тралов, их которых 12 направили в 1-ю танковую бригаду экспедиционного корпуса, находившегося во Франции. Во время испытаний оказалось, что тралы непригодны для использования во влажном и вязком грунте. О боевом применении тралов нет никакой информации.

Большинство танков А11 «Матильда» была потеряна на территории Франции и Бельгии в мае 1940 года. Машины, оставшиеся на территории Великобритании, в 1940-1941 гг. использовались в качестве учебных машин. Один танк А11 «Матильда» в июле 1939 года выслан в Польшу, где его планировалось использовать для сравнительных испытаний. В сентябре 1939 года польский танк попал в руки гитлеровцев. В настоящее время танк под номером Т8106 находится в танковом музее в Бовингтоне.

Матильды по кредиту для СССР


Между Британией и СССР в августе 1941 года был подписан договор о клиринге и кредите. Согласно этому договору Советскому Союзу было предоставлено кредит в размере 10 млн фунтов стерлингов и до конца года Англия поставила 466 танков, 187 из которых были Матильды. Первые 20 из них были доставлены в Архангельск конвоем PQ-1 11 октября 1941 года. Всего англичане отправили 1083 Матильды, из которых СССР получил 918 (остальные были потеряны в ходе транспортировки).

Кроме Архангельска, конвой доставлял танки и в Мурманск. В каждом из этих городов были организованы пункты приемки. Далее МК-2 направлялись в учебный центр в г. Горький, где существовал автобронетанковый центр. Там машины подвергались испытаниям и ремонту на начальных этапах. Тренировка экипажей машин проводилась в Казани, где был создан учебный центр на базе казанских курсов КУКС. В помощь советским инструкторам из Великобритании в Казань конвоем PQ-2 было отправлено 6 танкистов-инструкторов, которые пробыли там 2 недели.

Проблемы с «импортными Матильдами» начались еще задолго до того, как те попали на фронт — в процессе транспортировки. К примеру, у 6 из 49 танков из-за морозов оказались размороженные двигателя, радиаторы. Две единицы имели низкую плотность электролита в аккумуляторах, у других была обнаружена течь масляных баков. Огромное число машин имело проблемы с укомплектованностью танков (отсутствие буксировочных тросов, брезента, ЗИПов и спецификаций к ним). В следующих партиях танков использовался вместо воды уже этиленгликоль.

На 2 декабря в учебный центр Горького поступило 137 танков Матильда и Валентайн, из них выбыло 58 штук. Ремонтировали их теми запчастями, что прибыли в комплекте, при чем двигателей и аккумуляторов хватило далеко не на все машины.

Это интересно: огромной популярностью пользуется танк Матильда в World of tanks (компьютерная игра про танки).

Довольно часто так же происходили отрывы боковых секций при буксировке по причине того, что их крепление к лобовой части танка, которая была не цельной, было не достаточно жестким, а сами крюки находились как раз на боковинах. Касательно остальных недочетов самих машин поговорим немного ниже.

Оценка проекта

В условиях эксплуатации советскими танкистами танк Матильда 2 является бесспорно неплохой машиной, которая имела как достойные характеристики, так и проблемные моменты. Теперь о них подробнее.

Плюсы танка МК-II:

  1. Отличное круговое бронирование, что увеличивало как выживаемость танка на поле боя, так и его экипажа. Броня была на уровне тяжелого танка КВ-1, а по классу, согласно советской классификации, относился к танкам поддержки пехоты (средний танк).
  2. Небольшой вес танка.
  3. Хороший обзор из машины.
  4. Качество выполнения брони было так же на порядок выше чем у советских машин. При попадании снаряда в танк броня не давала осколки и не отслаивалась.
  5. Относительно слабые двигатели танка имели довольно неплохой мотопробег, который превышал паспортный в 2-3 раза и составлял 550-600 моточасов.
  6. Условия работы экипажа на танке так же были в разы лучше, чем на советских машинах.
  7. Машина хорошо себя зарекомендовала в условиях позиционных боевых действий.
  8. Относительно неплохое орудие танка в начале Второй мировой войны.


Отрицательные стороны Матильды II:

  1. Невысокая крейсерская скорость машины как для среднего танка.
  2. Отсутствие осколочно-фугасных снарядов для танка до момента появления Matilda III CS с 76-мм гаубицами. На начальном этапе такой фактор привел к тому, что советские конструкторы решили перевооружить танк пушкой ЗИС-5. Но новая модификация Матильды решила данную проблему.
  3. Оснащение танка гусеницами с гладким покрытием (некий вариант «летних» гусениц), которые не смогли обеспечить необходимое сцепление с грунтом в условиях зимы. Это приводило к тому, что машины попросту съезжали в овраги, переворачивались днищем вверх. Этот недостаток пытались минимизировать путем наваривания на траки металлических зацепов-шпор.
  4. В условиях распутицы танк мог оказаться полностью обездвиженным — между его фальшбортами и ходовой частью набивались грязь и снег, которые, замерзая, приводили к полной остановке машины. Та же ситуация возникала в условиях лесисто-болотистой местности.
  5. При сильных морозах замерзали близко расположенные к днищу трубки системы охлаждения и даже при включенном двигателе. Это же было и актуально для пневматического усилителя управления трансмиссией.
  6. Сложная конструкция танка, что затрудняло проведение ремонтных работ.
  7. Низкая маневренность танка, малый запас хода.

Многие из негативных моментов, связанных с эксплуатацией в условиях холода удалось ликвидировать — машины отправляли на южные направления фронта.

Главным же недостатком «кредитных Матильд» было то, что вместе с машинами передавался крайне малый запас снарядов — всего 5-6 комплектов , которых не хватало от слова совсем. Требуемое количество боезапасов для машины составляло 1200 снарядов.

Уже к средине войны (весна 1943 года) Матильды морально устарели и были сняты с производства, а Советский Союз прекратил закупать данные машины. Те машины, которые остались, активно продолжали использовать в боевых действиях. Например, в начале битвы на Курской дуге 18 Матильд были в составе 201-й танковой бригады 7-й гвардейской армии Воронежского фронта. А в 224-м полку 8-й гвардейской армии Юго-Западного фронта на июль 43 года было 33 машины данного типа.

На лето 1944 года «Матильды» в советских танковых частях присутствовали в единичных экземплярах, а к осени были лишь в учебных частях. Больше 2-х лет машины трудились на благо Родины во имя большой Победы.

Заметки [ править ]

  1. https: // youtube / rp1m01ezzMg? t = 51
    Эта статья включает в себя список общих ссылок , но он остается в значительной степени непроверенным, поскольку в нем отсутствует достаточное количество соответствующих встроенных ссылок

    . Пожалуйста, помогите улучшить эту статью, добавив более точные цитаты.
    ( Март 2009 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )


  2. A11 — номер Генерального штаба.
  3. ^ a b c d Танковый музей (2 октября 2022 г.). «Режиссер Ричард Смит | Пять танков снизу | Танковый музей» . YouTube
    .
  4. ^ a b c d Танковый музей (22 декабря 2022 г.). «Танковые беседы №43 Матильда I | Танковый музей» . YouTube
    . Дата обращения 6 декабря 2022 .

  5. Флетчер,
    Пехотный танк Матильда
    стр.4
  6. Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1975). Британские и американские танки времен Второй мировой войны; Полная иллюстрированная история британских, американских танков и танков Содружества, артиллерийских мотоколяски и автомобилей специального назначения, 1939–1945 . Нью-Йорк: Arco Pub. Co. [1969]. п. 54 . ISBN 0-668-01867-4.
  7. Флетчер, Дэвид (1989). Великий танковый скандал: британская броня во Второй мировой войне — Часть 1
    . HMSO . п. 42. ISBN 978-0-11-290460-1.

  8. Fletcher,
    Matilda Infantry Tank
    стр. 4

  9. Fletcher,
    Matilda Infantry Tank
    стр. 5

  10. Новое, Лоуренс. «Иллюстрированная история 4-го и 7-го Королевских танковых полков ~ 1918–1939 гг.» .
    4and7royaltankregiment.com
    . 4-й Королевский танковый полк Товарищество старых товарищей . Проверено 11 июня 2014 .
  11. * Эллис, LF (1954) Война во Франции и Фландрии 1939–1940 . Дж. Р. М. Батлер (ред.). HMSO. Лондон (стр.89)
  12. Томпсон, Джулиан (2009), Дюнкерк: отступление к победе , Pan Books, ISBN 978-0-330-43796-7 (стр. 91)
  13. Томпсон стр.98

  14. Новое, Лоуренс. «Иллюстрированная история 4-го и 7-го Королевских танковых полков ~ 1940–1941» .
    4and7royaltankregiment.com
    . 4-й Королевский танковый полк Товарищество старых товарищей . Проверено 11 июня 2014 .
  15. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 года . Проверено 6 октября 2011 года .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )Британская армия, 1939-1945: Британский экспедиционный корпус, 10 мая 1940: Таблицы организации и оснащения: боевые порядки: Том 2, Алан Филсон, Military Press 2006 ISBN 978-0-85420-936-1 (стр 38-40)
  16. Эллис, стр. 280-282
  17. Эллис, стр. 327

  18. Fletcher,
    Matilda Infantry Tank
    стр. 43 год
  19. ^ а б Гарт, Майк. «Tank Infantry Mark I A11 (E1949.350)» . Танковый музей.
  20. «Tank Infantry Mark I A11 (E1993.184)» . Танковый музей.
  21. Запись о присоединении к Танковому музею

Модификации танка

Известны следующие модификации танка Матильда II:

  • Mark II — первый серийный вариант танка со слабым двигателем АЕС в 87 л.с.
  • Mark II A — модификация, в которой пулемет Виккерс был заменен на BESA, а поддерживающие катки заменили на полозья.
  • Mark III — модификация танка с силовой установкой Леланд в 95 л.с. и новой радиостанцией №19.
  • Mark III CS — модификация поддержки пехоты с 76-мм гаубицей под осколочно-фугасные и дымовые снаряды.
  • Mark IV (Матильла 4) — танк Матильда II, но с увеличенным запасом хода до 257 км по шоссе и 129 по пересеченной местности за счет увеличения емкости топливных баков. Так же было улучшено крепление двигателей, изменена конструкция масловодов/воздуховодов. Танк стал надежным технически.
  • Mark IV CS — танк Матильда IV с 76-мм гаубицей.
  • Mark V — Матильда, оснащенная пневматическим усилителем управления трансмиссией.
  • Matilda Scorpion I и II, Matilda Baron — саперный вариант Матильды (минный тральщик). Matilda Black Prince — неудавшийся проект по перевооружению Матилды орудием QF 6-pdr Mk V и попыткой установить башню от танка Кромвель.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]