Французские легкие танки от Луи Рено и немецкие танки из автомобилей


FТ-17. Размышления возле танка в музее

Танки и творчество.

Давно я что-то не писал про танки, а тут, можно сказать, тема сама пришла в руки. В Музее Армии в Париже на первом этаже прямо у входа обнаружился один из немногих сохранившихся танков этого типа, причем в хорошей сохранности.

Танк «Renault FT-17» образца 1918 года с литой башней в парижском Музее Армии

А тут еще и серия статей на «ВО» о танках разных войн и исторических периодов. И вот подумалось: а почему французы сделали его таким? И как вообще французы, которые сделали самый худший танк Первой мировой войны (вы, конечно, угадали, что это был «Schneider» СА.1), сумели потом «исправиться» и сделать самый лучший танк, «Renault FT», по-настоящему революционную по тому времени боевую машину, которая задала тренд на практически все танки будущего, даже до сегодняшнего дня и лишь за редким, очень редким исключением. То есть это будет опять-таки разговор о чем? О творчестве, конечно. О том, что нужда – есть наилучший стимулятор творческой активности мозга, а также о том, что положительный опыт накапливается и рано или поздно приводит к положительному результату.

«Schneider» CA.1 в танковом музее в Самюре


На этом схематическом рисунке особенно хорошо видно, что можно было бы на этом танке легко и переднюю бронеплиту корпуса сделать без характерного излома, и установить на него не одно орудие, а два, лишь немного увеличив боковые спонсоны! Вентиляционная решетка спереди тоже совсем ни к чему. Ее вполне могла заменить броневая заслонка с щелью, направленной в сторону кабины водителя

Вот ведь и наш «Рено» возник из-за желания и необходимости дать стандартным на то время французским танкам, таким как тот же «Шнейдер» CA 1, что-то вроде «легкого партнера», который был бы им полезен более, чем тяжелые танки прорыва. А в результате родился совместный и наполовину частный проект отца французских танков генерала Эстьена и французского промышленника Рено. После многих бюрократических проволочек первые опытные образцы были испытаны в начале 1917 года и оказались весьма кстати. Причем новый танк включал в себя много инновационных решений, включая компоновку, дизайн и даже устройство ручного поворота башни.

На этом фото хорошо видна смотровая щель водителя и башня с 37-мм орудием «Пюто». Заклепки так называемой «бронестойкой формы»

Давайте еще раз посмотрим на «Шнейдер». Ну почему, имея перед глазами английские симметричные танки, французские инженеры почему-то решили, что их танк должен быть асимметричным? Ну что им стоило сделать его пошире, поставить по бортам два спонсона и разместить 75-мм пехотные орудия в них? Или захотелось сэкономить на пушках? Передний броневой лист можно было сделать совершенно прямым, то есть повысить его рикошетируемые свойства, а пулеметы так и оставить расположенными по бортам. Или же поставить на него цилиндрическую башню с орудием, сохранив пулеметы по бортам. Габариты и мощность мотора позволяли все это сделать. Однако сделано этого не было. Не додумались? Не было опыта? Но ведь и английские танки, и броневики с пулеметными и даже пушечными башнями были у них перед глазами! А куда смотрели военные, когда им подсунули эдакий… кривобокий уродец, почему не завернули назад… Словом, вопросов много, но все они остаются без ответа, хотя прошло уже больше 100 лет.

Подвеска верхних опорных роликов

А вот Луи Рено, хотя и был автомобильным промышленником, первым делом подумал о башне, применение которой сделало использование танкового вооружения намного более гибким и эффективным, да и сам башенный танк оказался значительно более гибким и легким в управлении, чем его более тяжелые партнеры, и в силу этого даже и лучше защищенным. Хотя небольшая длина машины, несколько исправленная добавлением специального «хвоста», и затрудняла переход через траншею, наличие гусеницы с большим передним колесом придавала этому танку хорошую способность преодолевать высокие препятствия. Оказалось, что его конструкция легко адаптируется под многочисленные варианты (помимо базовых вариантов, оснащенных либо одним пулеметом, либо одной 37-мм пушкой), были выпущены сигнальные танки, командирские танки (TSF), «пушечные танки» с орудием 75-мм (по сути та же САУ), и даже… танк транспортер фашин для закладки рвов!

Интересно, что ведущие колеса на танках «Рено» были изготовлены из… дерева и лишь обшиты тонким листовым металлом. Ну и обод был металлическим. Литые колеса такого диаметра, отлитые из чугуна, были бы слишком тяжелыми, а из алюминия – слишком дорогими!

И французы, и американцы использовали FТ-17 и во время Первой мировой войны, и после нее, а когда она завершилась, его экспортировали более чем в десять стран, включая Японию, Польшу, Канаду, Испанию и Бразилию. Национальные копии «Рено» выпускались в Италии, США, Японии и в Советском Союзе и использовались практически во всех вооруженных конфликтах двадцатых и тридцатых годов прошлого века. Во Второй мировой войне его также использовали французы, финны и югославы. Даже сами немцы широко применяли захваченные FТ-17.

Знаменитый «хвост». Он, кстати, откидной. И под ним еще одна «крутилка» от «заводилки»

Впервые FT-17 были использованы в бою 31 мая 1918 года для поддержки атаки марокканской пехоты в лесу Рец при попытке остановить весеннее наступление германских войск. Вот отрывок из отчета, написанного одним из участников этой операции, капитаном Обером, из 304-ой танковой роты: «Мы начали движение по сигналу и двигались практически вслепую через кукурузное поле. Через несколько сотен ярдов кукуруза внезапно закончилась, мы оказались на открытом грунте и сразу подверглись сильному пулеметному обстрелу, особенно по смотровым щелям и отверстиям портов. Удары пуль по броне, сопровождаемые громким треском, показали нам общее направление огня, источник которого находился слева. Многие пули попали в щиток орудия, и их осколки затруднили работу с ним. Но мы повернули башню, и в 50 метрах заметили пулемет. Потребовалось пять выстрелов, чтобы покончить с ним, после чего обстрел прекратился. Все танки действовали сообща, они стреляли и маневрировали, что показало нам, что мы находимся на линии сопротивления с противником и все наши машины вступили в бой».

Конечно, очень многое в новом танке было непродуманно. Так, командиры танков должны были отдавать команды своим водителям, пиная их ногами. Это было единственное «средство» внутренней связи, поскольку у FТ-17 отсутствовала какая бы то ни была система типа радиодомофона, а сами танки были слишком уж шумными, чтобы в них можно было услышать голосовые команды. Чтобы заставить водителя двигаться вперед, командир ударял его ногой в спину. Точно так же удар ногой в одно плечо сигнализировал о необходимости поворота в направлении удара ногой. Сигнал остановки был ударом… по голове водителя, а повторные удары по голове означали, что водитель должен вернуться назад. Понятно, конечно, что командир танка не бил своего напарника изо всей силы и что спину водителя прикрывала спинка сиденья, а голову — шлем. Но в горячке боя мало ли что могло быть.

Танки «Рено» в боевой обстановке Первой мировой войны

Сложным было и управление танком. Обычно, рассказывая о танках Первой мировой войны, авторы статей приводят в качестве примера несовершенство управления танками англичан, причем почему-то всегда лишь танка MK.I. Но и танк FT-17 в этом плане примером совершенства отнюдь не являлся. Органы управления водителя состояли из педали сцепления, находящейся слева на полу, педали акселератора в центре, и педали стояночного тормоза справа. Двигатель запускался с помощью рукоятки, расположенной в задней части отсека стрелка на броневой стенке, отделяющей его от отсека двигателя. Водитель может контролировать скорость танка, нажимая на педаль акселератора или используя ручное управление дроссельной заслонкой, которая находилась от него с правой стороны. Также был предусмотрен рычаг-контроллер зажигания, позволявший водителю увеличивать или уменьшать подачу тока, в зависимости от величины нагрузки на двигатель. Два больших рычага, по одному с каждой стороны от сиденья водителя, включали рабочие тормоза. Чтобы повернуть направо, водитель должен был нажать на правый рычаг, затормозив гусеницу справа. Левая гусеница при этом продолжала двигаться с той же скоростью, что и приводило к повороту танка. Аналогичным образом осуществлялся поворот налево и вроде бы ничего в этом сложного и нет, ведь практически так же управлялись и танки Второй мировой войны, и современные машины. Но только здесь надо было все время следить «за искрой», и стараться не сжечь сцепление. А это как раз и было самым сложным делом. Если учесть, что подвеска танка была очень несовершенной, что его при этом трясло и подбрасывало, то становится понятным, что управлять маленьким «Рено» было даже сложнее, чем большим английским танком, где командир, вдобавок, сидел рядом с водителем и мог указывать ему дорогу жестами.

«Рено» в камуфляжной окраске. Кстати, на этом танке ведущие колеса раннего выпуска – спицованные и литые!

Очень интересными были многочисленные попытки придумать для FT-17 эффективный камуфляж. К сожалению, официально признанную схему камуфляжа разработать так и не удалось, и танки FT поставлялись в войска и с трех-, и с четырехцветным камуфляжем. Цветовая палитра, используемая на FT, была похожа на ранее использовавшуюся на танках «Schneider СА.1» и «St Chamond»: сине-серая, темно-зеленая, коричневая и бледная охра. Были значительные различия в используемых цветах, чего и следовало ожидать во время войны.

Боковая проекция пулеметного «Рено»

Ну а теперь давайте немного пофантазируем и представим себе, как мог бы выглядеть тот же «Рено», если бы не спешка и общая, более высокая техническая грамотность персонала его конструкторов. Известно, например, что сначала, по проекту, танк должен был иметь двухместную башню, но с ней почему-то дело «не заладилось». Вроде бы помешал узкий корпус. Но кто мешал расширить его именно в районе башни, ну, скажем, до той же ширины гусениц? Но сделано это не было и в итоге танк получил одноместную башню в двух вариантах – литую (с более толстой броней толщиной 22 мм) и граненую (с более тонкой, но прочной толщиной 18 мм) из листов катанной брони, которая буквально «обтекала» со всех сторон находившегося в ней «башнера». Вентиляционный и одновременно смотровой колпак по проекту должен был заменяться «грибком», но делать его не стали, причем получившаяся конструкции оказалась даже удобнее. И тем не менее, вместо одноместной башни на танке «Рено» вполне могла оказаться двухместная, в которой один «башнер» бы обслуживал вооружение, а другой – наблюдал бы и командовал! Естественно, тогда пришлось бы продумать и систему его связи с водителем. Ну, скажем, у него на приборной панели могли бы поворотом рукоятки зажигаться разноцветные лампочки.

Боковая проекция пушечного «Рено»

Саму башню можно было сделать куда более простых очертаний. Ну, скажем, в форме подковы с наклонным прямоугольным передним броневым листом, в котором из-за его размеров совсем не сложно было разместить и пушку, и пулемет. Передний броневой лист корпуса вполне можно было сделать наклонным без излома, даже оставив в нем дверцы. Излом был нужен для удобства размещения смотровых щелей, но сами щели танкистам никакой радости не доставляли, поскольку… в них попадали брызги от свинца разбивавшихся рядом пуль. Из-за этого 80% ранений танкистов приходились, увы, на глаза и… почему бы на крыше отделения водителя прямо перед башней не разместить для наблюдений всего-навсего три пехотных перископа?!

А вот это шведский «Stridsvagn fm28» — «Renault NC 27». Как видите, у него тот же корпус, та же башня, но куда более совершенная ходовая часть, которую вполне, кстати говоря, можно было придумать и в 1916 году! (Танковый музей или «Арсенал» в Стренгнесе, Швеция)

Ну а на крыше башни-подковы вполне можно было бы разместить прибор стробоскоп – и для наблюдения, и для вентиляции.

«Renault NC 27» преодолевает препятствие


Вариант совершенствования «Рено» путем установки на него резиновых гусениц и расположенных перед ними колес-барабанов для повышения проходимости так себя и не оправдал. Хотя сначала считался перспективным. Но потом выяснилось, что порванную резиновую гусеницу в боевой обстановке починить невозможно

Ходовая часть танка выглядела вполне удовлетворительно. Он мог и деревья валить, и колючую проволоку рвать, и форсировать рвы и траншеи. Но чего он не мог, так это… перевозить на себе людей, разве что сзади на «хвосте» и то лишь максимум двоих.

И смотровые щели как были щелями, так и остались. (Танковый музей или «Арсенал» в Стренгнесе, Швеция)

Между тем вполне можно было бы позаботиться и о пехоте. Для этого нужно было всего лишь закрыть гусеницу броневым фальшбортом… ступенчатой формы, на пять ступеней-сидений над верхней ветвью гусеницы с каждой стороны! А чтобы они с него не падали – устроить откидные поручни, подобные тем, что сделаны на сиденьях для лыжников на канатных дорогах. Или же поставить такие же гусеницы, как на танке «Renault NC1», который появился в 20-ые годы и позднее даже воевал. На нем фальшборт мог быть совсем уже простым, ну и откидной поручень сделать тоже не было бы особой проблемой. А уж как бы радовалась такому «инвенту» пехота, можно и не говорить.

«Renault NC 31» с фальшбортами на гусеницах

Но чего не было сделано, того вообще нет. А жаль, интересно было бы посмотреть, как действовали бы вот такие танки, и какое место в истории бронетанковой техники досталось бы им!

Югославские танки этого типа, подбитые в боях начала Второй мировой войны

Кстати, интересно, что танк в парижском музее почему-то камуфляжем красить не стали. Но вот тактическую эмблему нарисовать – нарисовали…

И еще один любопытный факт. У FТ-17 был конкурент – безбашенный танк с короткой 75-мм пушкой, то есть вооруженный более мощно и с более толстой броней, но света он так и не увидел.

Опытный танк (рис. А. Шепса)


Фотография «Пежо» военных лет

Общая схема танка «Пежо»

Ну и, наконец, вот это: САУ с 75-мм орудием на шасси «Рено». Такое тоже было и даже ездило и стреляло…

Вид спереди

Вид сзади

И вот вопрос: как такие конструкции вообще возникают? И ответ — от нужды, а еще, прежде чем варганить в металле, нужно было просто сесть и немного подумать!

Комплектация

Перед вами дерево исследований машины. Ничего страшного в данных сумах опыта нет и возведение машины в топовое состояние представляется делом легким и достаточно веселым. Комментировать какой модуль открывать первым я не буду т. к. даже цена ошибки здесь стремиться к нулю. Однако давайте более конкретно рассмотрим каждый модуль:

Достаточно хорошо сбалансированное топовое орудие. Показатели урона, пробития и скорострельности на высоте. Точность и скорость сведения тоже вполне себе адекватны. В целом играть с ним комфортно и можно хорошо тащить бои …

Двигатель конечно слабоват, но для нашей массы он пусть и немного, но добавит динамики. Что касается шанса возгорания, то тут стандартные 20%. В принципе если нас подожгут, то мы скорее всего сгорим и не успеем воспользоваться огнетушителем.

Топовая ходовая добавит нам скорость поворота да и увеличит сопротивление различных грунтов. Более пожалуй добавить нечего.

Радиостанции на 300 м. на 2-м уровне нам более чем достаточно. Установка ее обязательна, но по самому низкому приоритету.

Эксплуатация и боевое применение[ | ]

Подбитые польские FT
В 1919 году в Польской Армии генерала Халлера во Франции образован 1 полк танков, оснащённый 120 танками FT (четвёртое место в мире относительно имеющихся броневых сил). В июне 1919 полк танков вместе с армией генерала Халлера вернулся в Польшу, со всем оборудованием; участвовал в советско-польской войне.

В 1919 году шесть танков были захвачены красноармейцами под Одессой у экспедиционного корпуса стран Антанты. Один танк был направлен в Москву и по распоряжению Ленина на заводе Красное Сормово танк тщательно скопировали и выпустили с двигателем АМО и бронёй Ижорского , иногда обозначаемый как первый советский танк «». Правда, в пути некоторые детали были утеряны, поэтому некоторые агрегаты, например, коробку передач, пришлось конструировать заново.

Задачу удалось выполнить, но лишь отчасти: было построено всего 15 экземпляров, причём, по заключению одной из комиссий, они были «неудовлетворительны по качеству, неудобны по владению оружием, частично совершенно невооружены».

Первые танки попали в Японию уже вскоре после окончания Первой мировой войны. Первым японским танком стал прибывший в октябре 1918 года британский Mk.IV, за которым в 1919 году последовали приблизительно 6 Mk.A «Уиппет» и 13 французских FT[11], получивших в Японии обозначение «Ко Гата Сенша»[11]

На 1920 год Франция располагала 9 полками трехбатальонного состава[12].

FT активно применялись Испанией в Марокко в ходе Испано-франко-марокканской войны 1921—1926 гг. Несколько десятков FT были закуплены во Франции, первая партия танков поступила летом 1922 года. 10 оставались исправны ко времени франкисткого мятежа в июне 1936 года. Ещё 64 закуплены в Польше «для Уругвая» и доставлены в Бильбао 8 ноября 1936 — 31 марта 1937 года на трёх судах.[13]

Даже в конце 1930-х годов FT оставался пригодной к боевым действиям бронемашиной. По состоянию на 15 августа 1939 года на вооружении Германии числились 1445 Pz.Kpfw.I Ausf.A

и
Ausf.B
[14], что составляло 46,4 % всей бронетехники Панцерваффе. Поэтому даже безнадёжно устаревшие к тому времени FT, имевшие пушечное вооружение, имели в бою преимущество над ним и были вполне пригодны, в условиях грамотного использования для применения в качестве истребителя танков[
источник не указан 3987 дней
]. Однако следует учесть, что немецкие Pz.Kpfw.I, хотя всё ещё использовались Вермахтом в значительных количествах, уже уступили роль основного танка значительно более боеспособным Pz.Kpfw.II, Pz.Kpfw.III и поступившим в ещё мелкосерийное производство Pz.Kpfw.IV.

К началу Второй мировой войны FT состоял на вооружении в армиях ряда государств, в том числе Франции и Польши. Польская армия имела 102 танка этого типа.

32 танка состояли на вооружении Финляндии и принимали участие в Зимней войне.

После капитуляции Франции летом 1940 года, французские танки поступили в распоряжение немецкого военного командования. Трофейные французские танки использовались Вермахтом как учебные машины, а также для тылового патрулирования и охраны аэродромов. Небольшая часть танков осталась во Французских колониях, которые подчинялись прогерманскому режиму Виши. В частности в Марокко французские FT состояли на вооружении 62-го и 66-го танковых батальонов. В Алжире в 64-м танковом батальоне.

По состоянию на начало апреля 1941 года, перед началом немецкого вторжения в Грецию, 11 танков FT оставались на вооружении греческой армии[15].

Танки применяли во время Парижского восстания против немецких оккупантов в августе 1944 г.[16] и в столкновении между китайскими и японскими войсками у Ханойской крепости в августе 1945 года[17][18].

См. также[ | ]

  • M1917 (танк)
  • Танк КС
  • Т-18 (МС-1
    ) — советский лёгкий пехотный танк 1920-х годов. Создан в 1925—1927 годах на основе французского танка FT и его итальянского варианта «Фиат 3000» и стал первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год, всего, в нескольких вариантах, было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа.
  • 76-мм дивизионная пушка образца 1902 года . В ряде случаев пушка использовалась как противотанковое орудие. Белогвардейцы и интервенты использовали небольшое число танков, в основном французские Renault FT и английские Mk V и Whippet. Дивизионная пушка обр. 1902 г. с её высокой начальной скоростью снаряда (588 м/с) была довольно эффективным оружием против их противопульной брони. В 1920 году во время Советско-польской войны эти орудия снова использовались в таком качестве — против польских Renault FT.

Также этот танк присутствует в играх World of Tanks и World of Tanks Blitz.

Исторические факты[ | ]

  • Первая танковая часть на территории бывшей Российской империи — танковый дивизион при Совнаркоме Советской Украины — была создана в Харькове краскомом Селявкиным в 1919 г. из трофейных танков Рено FT, захваченных под Одессой (станция Березовка). Впоследствии первая в СССР танковая часть была преобразована в Танковую эскадру РККА (т. н. «лефортовскую») (1922), основной ударной силой которой были трофейные британские танки Mark V.
  • Брестская крепость: 14 сентября 1939 г. 77 танков германской 10-й танковой дивизии попытались взять город и крепость с налёта, но были отбиты польской пехотой при поддержке 12 танков FT-17, загородившими въездные ворота в крепость[источник не указан 1278 дней
    ].

Использовался[ | ]

Бронедивизион РККА с трофейным французским танком FT, захваченным под Одессой. Харьков, апрель 1919

В разделе не хватает ссылок на источники.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011 года

.

  • Афганистан
  • Бельгия — 54 шт.
  • Бразилия — 40 шт.
  • Великобритания — лицензионные американские
  • Германская империя — использовались как трофеи
  • Третий Рейх — использовались как трофеи под названием Pz.Kpfw.17R 730(f) или Pz.Kpfw.18R 730(f) — около 500 шт.
  • Греция
  • Иран
  • Испания — в 1922 году из Франции поставлены первые 12 шт., в 1925 году — ещё 6 шт., всего к началу июня 1936 года было получено 90 шт. (из которых к началу гражданской войны оставались боеспособными 10 или 12). После начала войны республиканцам достались 6 FT в Мадриде, франкистам — 8 FT в Сарагосе[5]
  • Италия — 7[6] шт., затем выпускалась собственная модификация FIAT 3000
  • Канада — лицензионные американские
  • Китай — один/два десятка
  • Литва — 12 шт. пулемётных FT были получены в 1923 году, их перевооружили 7,92-мм пулемётом MG.O8; в 1940 году они были переданы в состав РККА. По состоянию на 22 июня 1941 года в составе 202-й моторизованной дивизии 12-го механизированного корпуса РККА числились 6 неисправных литовских FT[7]
  • Нидерланды — 2 шт.
  • Норвегия
  • Польша — 174 шт.
  • Россия (белое движение)
  • Румыния — 74 шт.
  • Советский Союз — трофейные белые; затем выпускалась собственная модификация «Русский Рено»
  • США — 514 шт, затем выпускались по лицензии под названием М1917
  • Турция
  • Финляндия — 32 шт.[8]
  • Франция — 3737 танков 1917—1940 гг.
  • Чехословакия — 7 шт.
  • Швейцария — 5 шт.
  • Швеция — модификация NC27 (NC1) куплена для испытаний
  • Эстония — 12 шт.
  • Югославия — в 1920-е годы куплены 48 шт. FT, которые оставались на вооружении до немецкого вторжения в Югославию весной 1941 года[9]
  • Японская империя — в 1922 году во Франции куплена партия FT (которые поступили на вооружение под наименованием тип 79 «Ко-Гата»)[10], в конце 1930-х годов в Китае были захвачены ещё три взвода FT (танковая рота французской армии), которые передали на вооружение японских оккупационных войск в Китае[7]

Содержание

  • 1 История создания и производства
  • 2 Описание конструкции 2.1 Броневой корпус и башня
  • 2.2 Вооружение
  • 2.3 Двигатель и трансмиссия
  • 2.4 Ходовая часть
  • 3 Машины на базе FT
      3.1 Иностранные варианты FT
  • 3.2 Модификации
  • 3.3 FT Kégresse
  • 3.4 Renault FT BS
  • 4 Использовался
  • 5 Эксплуатация и боевое применение
  • 6 Оценка машины
  • 7 Преимущества
  • 8 Исторические факты
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки
  • 11 Примечания
  • 12 См. также
  • 13 Видео
  • 14 Фотографии
  • Примечания[ | ]

    1. М. Коломиец, С. Федосеев.
      Лёгкий танк Рено FT-17. — Москва: Стратегия КМ, 2004. — С. 13. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 1 /2004). — 3000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
    2. М. Коломиец, С. Федосеев.
      Лёгкий танк Рено FT-17. — М.: Стратегия КМ, 2004. — С. 12. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 1 /2004). — 3000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
    3. М. Коломиец, С. Федосеев.
      Лёгкий танк Рено FT. — Москва: Стратегия КМ, 2004. — С. 12. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 1 /2004). — 3000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
    4. 12
      Танк Рено FT-17 — Описание стр. 2
      (неопр.)
      . pro-tank.ru. Дата обращения: 14 марта 2022.
    5. С. Л. Федосеев. Все танки Первой мировой. Самая полная энциклопедия. М., «Яуза», «ЭКСМО», 2013. стр. 384—386
    6. Filippo Cappellano, Pier Paolo Battistelli и Richard Chasemore.
      Italian Light Tanks: 1919–45 / Filippo Cappellano. — Bloomsbury Publishing. — Bloomsbury Publishing, Jun 20, 2012. — С. 124. — 124 с.
    7. 12
      С. Л. Федосеев. Все танки Первой мировой. Самая полная энциклопедия. М., «Яуза», «ЭКСМО», 2013. стр. 382
    8. М. Б. Барятинский. Лёгкие танки Второй Мировой. М., «Коллекция» — «Яуза», 2007. стр. 115
    9. С. Л. Федосеев. Все танки Первой мировой. Самая полная энциклопедия. М., «Яуза», «ЭКСМО», 2013. стр. 387
    10. С. Л. Федосеев. Все танки Первой мировой. Самая полная энциклопедия. М., «Яуза», «ЭКСМО», 2013. стр. 388
    11. 12S. J. Zaloga.
      Japanese Tanks 1939—45. — Лондон: Osprey Publishing, 2007. — С. . — 48 с. — (New Vanguard № 137). — ISBN 978-1-84603-091-8.
    12. Танки в Первой мировой войне (неопр.)
      .
      btgv.ru
      . Дата обращения: 11 февраля 2022.
    13. Снабжение Северного фронта. Розин Александр. Советские моряки в Гражданской войне в Испании в 1936-1939 гг. Часть 1
    14. T. L. Jentz.
      Panzerkampfwagen I. Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01. — Boyds, MD: Panzer Tracts, 2002. — С. 179. — (Panzer Tracts № 1-2). — ISBN 0-97084-078-0.
    15. Музей боевой славы в Ямболе или «четвёрки» и «штуги» в Болгарии // «Техника и вооружение», № 4, 2014. стр. 41-47
    16. Гандер Т. Дж. Танки Второй мировой войны/Пер. с англ. С. Федосеева. — М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство «Астрель», 2001. — С. 43)
    17. Коломиец М., Федосеев С. Танк № 1 Рено ФТ. Первый, легендарный. — М: Яуза, 2010. — С. 90).
    18. (см. 10 знаменитых танков//Военная история. 2015, № 3, с. 29
    19. «The WWI tank that helped change warfare forever», BBC, 31 May 2018
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]