Первенцы советского танкостроения: «Рено Русский» и МС-1


«Настоящий танк Пороховщикова»

Одно из самых известных фото, обошедшее едва ли не все издания советской поры…
Танки альтернативной истории.
В советское время, а именно с 1949 года, было принято считать, что днем рождения танка в России считается 18 мая 1915 года, когда начались испытания «танка А. Пороховщикова» «Вездеход». Писали, что он испытания прошел успешно. И что изобретатель и его единомышленники были готовы «довести» вскоре машину до ума и даже «научить» ее плавать. Но вот косность царских военных стала причиной того, что проект Пороховщикова поддержки не получил, и был загублен на корню из-за «преклонения офицеров-дворян перед Западом».

Поскольку и фотографии этой машины, и ее рисунки (еще из журнала «Техника-молодежи») всем сегодня хорошо известны, смысла приводить их нет. Хотя следует вспомнить, что гусеничная лента на «Вездеходе» была всего одна, сначала холщовая, потом резиновая, что управлялся он колесами и что герметичным его корпус было бы просто невозможно сделать из-за особенностей конструкции. Башню с пулеметом «Максим» на него пририсовали позже, явно забыв о том, что стрелять из него можно было лишь двумя руками, и тогда потребовались бы еще две руки, чтобы этой машиной управлять. Так что в одиночку вести ее и вдобавок еще и стрелять было бы невозможно.

Не смог бы «Вездеход» и рвать проволочные заграждения. Причины просты: мала масса, крохотны были и его размеры, да и сама гусеница доверия не вызывала. То есть перед нами вездеход, причем плохо сконструированный, и совсем неудивительно, что его забраковали!

Причем о том, что это «танк», впоследствии писали едва ли не те же самые люди, что и авторы учебника по конструированию танков 1943 года, в котором было сказано:

«Танк – боевая машина, сочетающая в себе броневую защиту, огонь и маневр».

Кстати, брони на «Вездеходе» тоже не было, хотя Пороховщиков ее предлагал и даже опробовал на… колесном автомобиле.

Так что далеко не всякая опытная машина на одной либо двух гусеницах – это танк! Вот, например, англичане построили уменьшенный макет «крейсера» Хеттерингтона из дерева, увидели, что к чему, взвесили все «за» и «против» и… От постройки большой машины отказались в июне 1915 года.

В том же июле 1915 года инженером-полковником Эвеленом Белл Кромптоном был представлен проект составного, четырехгусеничного танка с четырьмя башнями, установленными линейно-возвышенно, как башни боевого корабля. «Комитет сухопутных кораблей» и его забраковал. А затем забраковал и разработки канадского инженера Роберта Френсиса Макфая. А ведь уже самый первый проект его машины предусматривал еще гребной винт, то есть задумывался он как плавающий! На другом его проекте он также был. Предполагалось при необходимость его опускать, а чтобы предохранить от поломок при ударах о землю, поднимать. Причем им предлагалось гусеничное шасси из гусениц, расположенных в форме треугольника: одна спереди и две слева и справа сзади.

Таким мог бы выглядеть танк канадца Френсиса Макфая, если бы он был построен. Возможно, тогда и все мировое танкостроение пошло бы совсем иным путем!

Передняя гусеница играла роль рулевой, то есть могла поворачиваться в стороны и к тому же изменять свое положение в вертикальной плоскости. Второй «танк» Макфая имел по проекту четыре гусеницы, причем две передние располагались одна за другой. Передняя гусеница должна была облегчить преодоление встретившихся вертикальных препятствий, ну а все остальные – снизить давление этой тяжелой машины на грунт.

Вооружение можно было бы установить и в самом корпусе, и в спонсонах по бокам от него. Но военным его конструкция показалась слишком уж сложной. А ведь интересный мог бы у него получиться танк, не хуже, наверное, чем серийный Мк. I, да и все остальные танки, за ним последовавшие.

Те же англичане сначала рассматривали танки, как некое подобие кораблей, и даже называли их «сухопутным флотом». А раз «флот» и в нем есть «танки – истребители пулеметов» (аналог эсминцев), то должен быть и у них свой… «лидер флотилии», выводить их в атаку на противника. Проект был, но в металле так и не появился!

Интересно, что после того, как Пороховщикова расстреляли, все его бумаги исчезли в архивах КГБ, и что в них было – еще сегодня неизвестно. Но сохранился еще один его проект, по счастью, уцелевший в документах ГВТУ от августа того же 1915 года, который был им назван «Земной броненосец». Причем предложил он сразу две машины: «полевой броненосец» и «крепостной».

«Идеи носятся в воздухе». Был проект «танка Менделеева», а был – канадского инженера Стивена Купчака. Правда, и броня у него была тоньше, и пушка калибром всего лишь 75-мм

Ну очень интересный вышел у него в итоге проект, хотя и совершенно нереализуемый. Даже «Царь-танк» и тот, между прочим, пасует перед ним. А уж если бы это придумал какой-нибудь немец – можно себе только представить, как бы его осмеивали в нашей печати за «сумрачный тевтонский гений».

Ну, а мы начнем его рассматривать с того, что укажем: броня полевого броненосца, по мнению автора, должна была иметь толщину, способную выдержать попадания снарядов полевой артиллерии, второго – артиллерии крепостной. Поэтому предполагалась она толщиной… 101,6 мм!

«Танк Навроцкого» («Улучшенная черепаха») – проект инженера С. Навроцкого, предложенный в апреле 1917 года. Вес – 192 т. Высота – 8,52 м. Длина – 11,72 м. Ширина – 8,52 м. Двигатель – 150 л. с. Вооружение – две гаубицы 203-мм, два 152-мм орудия, четыре 102-мм и восемь пулеметов. Бронирование – 20–30 мм. Экипаж – 60 человек

Впрочем, чего еще можно было ожидать от машины, которая и выглядела-то ну просто чудовищно? Корпус как таковой у нее отсутствовал. Его заменяла стальная клепанная ферма длиной 35 метров и шириной 3 м, к которой должны были крепиться 10 мотор-колес, имеющих форму катков диаметром 2,3 м каждый. Естественно, сделанных из броневой стали. Прямо в катках располагались бензиновые моторы мощностью 160–200 л. с., и там же находились трансмиссия и топливный бак. Общая мощность двигательной установки таким образом должна была бы равняться 2000 л. с.

А еще наш «талантливый» конструктор посадил туда еще и трех человек: механика, обслуживающего двигатель, и двух стрелков, которые должны были стрелять из двух пулеметов и… бомбомета. То есть «броненосец» должен был иметь 20 пулеметов и 10 бомбометов на каждый свой борт.

Но Пороховщикову всего этого показалось мало. И он поставил на свой «броненосец» еще и две броневые башни, вооруженные двумя пушками: одним орудием 4–6 дюймов (101,6– 152,4 мм) и спаренным орудием уменьшенного калибра – 47–75 мм. Бронированная рубка командира «броненосца» и всех его помощников находилась посредине фермы, а сверху на ней должен был находиться прожектор. Экипаж «полевого броненосца» должен был состоять из 72 человек.

«Полевой броненосец» А. А. Пороховщикова. По крайней мере, в тюремной камере ему было, о чем вспоминать. Ведь это надо же было такое придумать?!

Скорость должна была составлять 4,4–21 км/ч. Проходимость из-за большой длины должна была быть велика. Во всяком случае, Пороховщиков считал, что «броненосец» сможет форсировать овраги и рвы шириной до 11 м. Какие при этом его ферма будет испытывать нагрузки на изгиб, изобретатель явно не подумал.

А как бы его машина стала поворачивать?

Теоретически, как и любой танк, она могла бы делать это, тормозя катки одного борта. Но… для этого нужно было бы синхронизировать вращение всех катков, а добиться этого при тогдашнем уровне техники было практически невозможно. А вот поставить «броненосец» на железнодорожный ход автор не забыл. Таким образом он предлагал решить вопрос с его оперативной подвижностью.

«Крепостной броненосец», кроме усиленного бронирования, должен был иметь еще и бронированный каземат на 500 человек. Подойдя к объекту атаки и поливая противника огнем пулеметов и бомбометов, «броненосец» высаживал десант, и прорыв обороны противника в этом месте был бы наверняка обеспечен.

Взвесив предложенные инженерные решения, члены Технического комитета 13 августа 1915 года записали следующее:

«…даже без детальных расчетов можно уверенно сказать, что предложение неосуществимо. Было бы целесообразно для пользования в боевой обстановке распределять вооружение броненосца на отдельные подвижные звенья, не связанные в одну жесткую систему».

Обычно изобретатели таких вот «супермашин» критики не приемлют и борются за них «до конца». Но тут с предложением о «распределении по звеньям» Пороховщиков согласился, и уже к концу 1915 года представил еще один проект «Земного броненосца», уже из «шарнирно соединенных звеньев» или бронеплощадок, «могущих отклоняться друг от друга по всем направлениям».

Получился… самый настоящий «сочлененный танк» с вооружением в башнях и с рубками для десанта – недосягаемая мечта для конструкторов даже и сегодняшнего дня. Теперь каждая «площадка» имела всего две пары катков и башню с вооружением. Но и этот проект Комитет рассматривать не стал. Впрочем, удивительно даже не это, а то, что все проекты предлагал не какой-нибудь недоучившийся студент, а инженер с законченным высшим техническим образованием, и уж он-то должен был бы понимать, насколько глупо и неработоспособно было все то, что им предлагалось.

Наверное, глупее был только проект колеса-барабана некоего С. Подольского, в октябре того же 1915 года предлагавшего машину в виде шестиметрового катка, вот только толкать ее на врага должна была целая рота солдат, находившихся у него внутри! Для обстрела разбегающегося в ужасе противника на торцах катка следовало разметить башенки с пулеметами… Вперед, на Берлин?

Так что вот таким был «настоящий танк Пороховщикова», только об этом в 1949 году почему-то никто не написал.

Первенцы советского танкостроения: «Рено Русский» и МС-1


Императорская России так и не успела обзавестись танковым парком отечественного производства. От того в Гражданской войне обе стороны сражались на импортной бронетехнике: белые – на доставшейся от царских времён и поставленной западными союзниками, красные – на взятой в бою.
«Рено Русский» сделан в Нижнем Новгороде

Трофейная техника дала импульс танкостроению в Стране Советов. Один из отбитых у противника на Украине Renault FT-17 подарили Ленину. Поучаствовав в первомайском параде 1919 года в Москве, трофей принимает участие в боях на стороне советских войск, после чего направлен на «Красное Сормово» (Нижний Новгород) для создания первого советского танка. Нижегородское предприятие решением Совнаркома и Совета военной промышленности 10 августа 1919 назначено головным в танковом производстве. В создании танка участвуют Ижорский, Путиловский и АМО, поставляя комплектующие.

Нижегородское предприятие ещё до революции отличалось инженерными решениями, квалификацией кадров, налажен выпуск бронированных поездов и площадок.

В Нижнем Новгороде боевую машину встретили 29 сентября, в серьёзном некомплекте, совершенно отсутствовала сопроводительная документация. Заказчиком работ стало Броневое управление ГВИУ, ему же поручена общая координация.

Непосредственно коллективом разработчиков руководил инженер Центроброни, комиссар Гаугель. Создана особая группа конструкторов, куда включили двух французов – Дема и Розье. Кроме сочувствия идеалам социализма, у них было ценное качество – работа на предприятиях Renaut. Личным распоряжением Ленина на завод отправлены две машины Renaut, «облегчённого» и «тяжёлого» вариантов, для изучения решений. «Группу брони» возглавил ижорский инженер – технолог Артемьев, под его руководством было четыре инженера.

Отечественным конструкторам пришлось решить немало производственных задач, но к началу сентября 1920 года первый танк готов. Он вооружён пушкой. Машина прошла через суровые испытания 13 – 21 ноября того же года. Танк признан надёжным и боеспособным.

Изделие назвали «Рено Русский». Можно встретить индексы «КС» (аббревиатура от «Красное Сормово»), «М» (малый). Ряд источников называет машину «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“» — от имени собственно самого первого танка. Изготовлено 15 «Рено Русских», каждый получил собственное имя в честь вождей и героев революции. Первый танк поднят на пьедестал у входа на нижегородское предприятие, бок о бок с Т-34.

КС конструктивно практически не отличался от прототипа, даже внешне походя на него. «Рено Русский» — классический лёгкий однобашенный танк с противопульной бронёй 7-22 мм, в экипаже — двое (мехвод и командир – стрелок).

Танк первым оценил руководитель Реввоенсовета Лев Троцкий и только 1 декабря докладывают Ленину об успехе. За декабрь 1920 года собирают 3 танка, к марту 1921 года – дюжину. На том выпуск завершился.

Танки предполагалось использовать группами по три машины: пушечный и два с пулемётным вооружением. Пушкой служило 37-мм морское орудие «Гочкис» или «Пюто», пулемёты были марки «Гочкис». Поздние выпуски получили первое в мире комбинированное пушечно – пулемётное вооружение. «Рено Русский» состоял в рядах РККА до 1930 года, в боях не участвовал, зато красовался на парадах. Затем стал учебной машиной.

МС-1: боевое крещение

Серийной стала следующая машина, МС-1 («малый сопровождения, первый»), он же имел индекс Т-18. Прототипом выбрали итальянский лёгкий Fiat 3000, сам бывший репликой Renaut FT-17. Внешне новинка напоминала «Рено Русский», но длиннее на метр, были конструктивные изменения.

Руководство СССР решило развить полученный с КС успех. В 1924 году система Главного управления военной промышленности пополняется Танковым бюро. Через два года принимается программа танкостроения, рассчитанная на три года, общим бюджетом 5 млн рублей. По ней пехотный танк стоил до 18 000, «Рено Русский» тянул на 36 000. Принято решение создать иной лёгкий танк, базируясь в тракторной мастерской (Ленинград).

Накопленные при строительстве КС знания пригодились, к ноябрю 1927 года образец подготовили к промышленному производству. Его именуют Т-18. Реввоенсовет, не дожидаясь конца конструкторских работ, принимает танк на вооружение под индексом МС-1, с ним он и остался в истории. Танк действовал в рядах атакующей пехоты или кавалерии, на преодоление серьёзной фортификации, как и танковую дуэль не рассчитан.

Промышленное производство начинается в 1928 году, средства на постройку первых тридцати танков выделил ОСОАВИАХИМ, машины участвуют в ноябрьском параде по Красной площади.

Стартовую серию в 108 МС-1 поручают 1 февраля 1928 года. Выпуск рассчитан на 1928—1929 годы. С апреля 1929 года присоединяется машиностроительное предприятие из Мотовилихи. В 1929—1930 годах выпуск увеличивают до трёхсот экземпляров.

МС-1 громит среднеазиатских басмачей. А в 1929 году воюет за КВЖД. Маршал СССР Чуйков позже вспоминал: китайцы не ожидали появления МС-1, противник был так удивлён, что высовывался из окопов и даже не думал бежать или обороняться. Но потом ударили танковые пулемёты и окопы были зачищены. МС-1 неплохо показал себя, особенно с учётом отсутствия у китайцев противотанковой артиллерии, но кое-какие оргвыводы по итогам применения танков были сделаны.

Выпуск МС-1 прекратили в 1931 году, в войска поступила 951 машина. До второй половины тридцатых годов МС-1 составлял основу бронетанковых сил СССР, после чего его вытеснили БТ и Т-26. Тем не менее, в 1938-1939 годах МС-1 модернизирован, а находившиеся в строю танки прошли через ремонт. Далее МС-1 постепенно покидает ряды действующей армии, его передают в школы танкистов и учебные роты.

МС-1 продолжает службу в качестве неподвижной огневой точки, входящей в укрепрайоны. Так МС-1, например, воевал у озера Хасан с японцами; был вмонтирован в «линию Сталина». На Дальнем Востоке как опорные точки укреплений МС-1 использовались до пятидесятых.

В Великую отечественную они «работали» не только броневыми огневыми точками (БОТ), прикрывающими перекрёстки, переправы и иные важные коммуникации, но и в боях с фашистами как танки. В частности, обороняли Москву, ещё зимой 1942 года в танковых подразделениях воевали МС-1. Гитлеровское нашествие встретили 160 МС-1 на ходу и в боевом состоянии.

МС – 1 представляет из себя лёгкий танк с противопульной бронёй 8-22 мм, экипаж – 2 человека, боевая масса — 5,3 тонны. Сначала имел 37-мм пушку и спарку 7,62-мм пулемётов Фёдорова, потом их сменили ДТ. К пушке полагалось 104 выстрела, что хватало меньше, чем на 10 минут непрерывного огня, пулемёты питались более, чем двумя тысячами патронов. При модернизации 1938 года пушку заменили на 45-миллиметровое орудие. Танк потяжелел до 7,25 тонн. По шоссе МС-1 развивал 16,5 км/ч, что вполне хватало для сопровождения кавалерии или пехоты. Модернизированный движок в 40 «лошадок» позволял достигать 22 км/ч.

Дальность хода по шоссе – до 120 км. Машина имеет неплохие показатели по проходимости.

Российский танк Т-14 «Армата»

История появления танка «Армата» начинается ещё в советское время в 80-х годах прошлого века. Именно тогда учёные ведущих стран мира — СССР и США стали задумываться о создании новой платформы с необитаемой башней. Это были проекты под названиями «объект 195», «299» и «640». Далее последовало тяжёлое для нашей страны время. Но, несмотря на все финансовые и политические проблемы, разработчики смогли продолжить работы по разработке самого современного танка России.

Работы над конструированием универсальной платформы началась ещё в 2009 году, где также учитывались и прошлые наработки советских учёных. Основное отличие боевой машины — это модульная конструкция. На её базу можно устанавливать различное вооружение и дополнительное оснащение, в зависимости от условий боя, специфики выполняемого задания (бой, разведка, прорыв и прочее).

Танк Т-14 «Армата» — этоуниверсальная платформа с необитаемой боевой башней, а также автоматической системой управления огнём. Весь экипаж перемещен в бронекапсулу, что существенно повышает его живучесть. При её разработке учитывались многие факторы современных военных конфликтов. Техника способна выполнять самые разные задачи, координировать свои действия с другими подразделениями, осуществлять быстрый обмен оперативной информацией с другими единицами тактического звена.

Конструкция российского танка Т-14 «Армата»

Многие ОБТ имеют существенный недостаток — расположение боеукладки в одном отсеке с экипажем. Это негативно влияет на безопасн6ость бойцов, так как попадание кумулятивного снаряда в боевой отсек практически всегда выводит машину из строя.

Работы над производством автоматической подачи снарядов в пушку вели многие развитые страны мира. Сложность принципа работы заключалась в том, что нужно было обеспечить бесперебойное заряжание орудия при смене его угла наклона и повороте башни. Прототипы других стран работали с перебоями и были ненадёжны. Поэтому сегодня во многих зарубежных ОБТ присутствует заряжающий. Российским инженерам удалось решить эту проблему, сделав механизм более надёжным, чем у аналогов. Исходя из этого, появилась возможность сделать среднюю часть конструкции необитаемой. Боекомплект был перемещён в переднюю часть и изолирован собственной бронёй. Также некоторая часть боеукладки хранится в кормовой части.

ПО ТЕМЕ — Владимир Путин на МАКС-2021 изучил новейший одномоторный истребитель Ростеха

Бронирование корпуса состоит из нескольких частей: основной и противоосколочной. Последняя защищает корпус от попадания осколков при использовании фугасов. Бронекапсула обеспечивает защиту экипажу даже в случае детонации боекомплекта. В конструкции предусмотрены специальные люки, которые перераспределяют силу взрывной волны, отводя её в сторону от экипажа.

Какая радиолокационная защита у российского танка Т-14 «Армата»

РЛС танка России «Армата» входит в современный комплекс «Афганит», который работает с применением активной фазированной решётки. Такая же система устанавливается на самый современный российский истребитель пятого поколения Су-57. За основу взято применение низкотемпературной керамики.

Комплекс расположен на башне в виде четырёх панелей, которые надёжно защищены от попадания осколков. Такое конструктивное расположение дает круговой обзор в 360°. По некоторым данным, «Афганит» способен одновременно обнаружить на значительном удалении (до 100 км) 25 воздушных и 40 наземных целей. Также имеется два радара небольшой мощности для работы на более коротких дистанциях.

Система активной защиты «Афганит»

Комплекс имеет множество полезных функций, многие из которых засекречены. Вот только некоторые из них:

  • автоматически поворачивать башню в сторону, откуда произведен выстрел или пуск ракеты. Это позволяет обеспечить наибольшую защиту за счёт более толстой брони в лобовой части;
  • защищать боевую единицу от средств радиоэлектронного обнаружения и борьбы;
  • снижать видимость машины и пехоты, используя дымовые завесы;
  • автоматически на расстоянии обезвреживать подлетающие снаряды и противотанковые ракеты без прямого контакта с корпусом.

Какие дополнительные системы защиты у российского танка Т-14 «Армата»

Кроме «Афганита» в Т-14 используется комплекс «Малахит», который также отражает угрозы на подлёте. Он способен обеспечить неуязвимость боемашине от бронебойных снарядов, ПТУРов, более лёгких ракет, выпущенных из РПГ. Инженеры также сделали акцент на защите живой силы (пехоты) при возможной детонации боеукладки.

Пассивная защитная система состоит из нескольких элементов:

  • внутренняя бронекапсула с множеством перегородок, которая обеспечивает выживание экипажу и машине в случае прямого попадания;
  • лобовая броня, которая изготовлена на основе композитов. Некоторые источники сообщают, что она способна выдерживать прямое попадание ПТУРа калибром до 150 миллиметров и БОПСов до 120 миллиметров;
  • против кумулятивных снарядов применяются специальные экраны, которые установлены преимущественно на башне и в области топливных баков.

Противоракетная система безопасности состоит из трёх ступеней: комплекса «Афганит», который эффективно осуществляет перехват, управление и подавление угроз на подлёте, динамической защиты «Малахит» для уничтожения снарядов на близком расстоянии, а также собственного бронирования корпуса. Сегодня многие показатели систем безопасности имеют гриф секретности, но многие эксперты сходятся во мнении, что лобовая броня способна защитить экипаж и машину от современных ракет и боеприпасов стран НАТО даже без первых двух степеней защиты.

Силовая установка, трансмиссия и подвеска российского танка Т-14 «Армата»

В качестве двигателя используется Х-образный дизельный мотор 12Н360 с наддувом. Его мощность может варьироваться от 1.200 до 1.800 лошадиных сил. Использование силовой установки 4-тактного типа позволило увеличить максимальную дальность марша без дополнительной заправки. Также это поспособствовало увеличению моторесурса. Машина легко заводится при отрицательных температурах, а для работы турбонагнетателя требуется меньший объём воздуха. Это снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне. Мотор установлен таким образом, что для его замены требуется всего 30 минут.

В качестве трансмиссии используется «автомат» с 16 передачами — по восемь в каждом направлении. Также есть возможность для ручного переключения скоростей.

ПО ТЕМЕ — «Есть всё необходимое для гарантированной защиты национальных интересов страны», — Владимир Путин

В сравнении с предыдущими моделями, современный ОБТ имеет активную подвеску, которая способна подстроиться под особенности дорожного покрытия, обеспечивая тем самым плавность хода, точность работы целеуказателей и стрельбы. По трассе машина способна развивать 80-90 км/ч, а по пересечённой местности — до 60 км/ч. Максимальный запас хода составляет 500 километров.

Вооружение российского танка Т-14 «Армата»

Гладкоствольное основное орудием калибром 125 миллиметров способно выпустить 10-12 снарядов в течение одной минуты. Наведение пушки 2А82-1М и пулемётов осуществляется системой управления огнём. Бортовой компьютер при этом высчитывает и определяет параметры выстрела, основываясь на:

  • положении машины в пространстве с помощью GPS-приёмника ГЛОНАСС и инерциального комплекса навигации;
  • направлении и скорости ветра;
  • температурном режиме и влажности воздушной массы;
  • искривлении ствола за счёт нагрева;
  • положении орудия по угловой ориентации.

Все необходимые датчики хорошо замаскированы и защищены. Все эти полезные функции делают управление танком «Армата» похожим на игру. Это делает ОБТ более простым и понятным. В качестве пулемётов используются хорошо показавшие себя на практике «Корд» и ПКТМ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]