Самый большой в мире линкор. Самый большой линкор Второй мировой войны

Еще в далеком 17-м веке появились первые линейные корабли. В течение определённого времени они существенно уступали по технической части и вооружению тихоходным броненосцам. Но уже в 20-м веке страны, желающие усилить свой флот, стали создавать линкоры, которые бы не имели равных по огневой мощи. Но построить такой корабль могли позволить себе далеко не все государства. Сверхкорабли имели огромную стоимость. Рассмотрим же самый большой в мире линкор, его особенности и другие важные детали.

«Ришелье» и «Бисмарк»

Французский корабль под названием «Ришелье» может похвастаться водоизмещением в 47 тысяч тонн. Длина судна же составляет порядка 247 метров. Основное назначение корабля заключалось в сдерживании итальянского флота, но активных боевых действий данный линкор так и не видел. Исключением является только Сенегальская операция 1940 года. В 1968 «Ришелье», названный в честь французского кардинала, был списан на лом. Одно из основных орудий установлено в Бресте как памятник.

«Бисмарк» — один из легендарных кораблей немецкого флота. Длина судна — 251 метр, а водоизмещение — 51 тысяча тонн. Линкор спустили на воду в 1938 году, при этом присутствовал сам Адольф Гитлер. В 1941 корабль был потоплен силами британского флота, в результате чего погибло множество людей. Но это далеко не самый большой в мире линкор, поэтому идем дальше.

«Кинг Джордж V»

В серию входили 5 линкоров 30 000 водоизмещения, первым из которых и был «Кинг Джордж V». Отличался оригинальным расположением артиллерийских установок, надежной системой управления, но по другим показателям (вес и начальная скорость бронебойного снаряда, скорострельность, система наведения, защита против мин и торпед) уступал линкорам других держав.

Линкоры создавались Великобританией для сражений с немецкими кораблями в Атлантике, но служили они не только там. «Кинг Джордж V» был флагманом британского флота, на его долю пришлось самое большее число битв. В 1957 г. был списан и отправлен на слом.

Немецкий «Тирпиц» и японский «Ямато»

Конечно, «Тирпиц» — не самый большой в мире линкор, но во время войны он имел выдающиеся технические характеристики. Однако после уничтожения «Бисмарка» он так и не принял активного участия в боевых действиях. На воду был спущен в 1939 году, а уже в 44-м его уничтожили торпедоносцы.

А вот японский «Ямато» — самый большой в мире линкор, который был потоплен в результате боевых сражений. К данному судну японцы относились очень бережливо, поэтому он до 44-го года не принимал участия в боевых действиях, хоть такая возможность выпадала не один раз. На воду спущен был в 1941 году. Длина судна — 263 метра. На борту постоянно находилось 2,5 тысячи человек экипажа. В апреле 1945 года в результате атаки со стороны американского флота линкор «Ямато» получил 23 прямых попадания торпедами. В результате взорвался носовой отсек, и судно пошло на дно. По приблизительным данным погибло более 3 000 человек и лишь 268 удалось спастись в результате кораблекрушения.

Номер 2: экраноплан «Лунь»

Ну а второе судно в списке — это тоже экраноплан, и этот еще опаснее, чем Каспийский морской монстр. Это настоящее боевое судно, способное стрелять ракетами. Смотрите видео, чтобы получить более ясное представление о возможностях машины. «Лунь» тоже обладал впечатляющими техническими характеристиками.

  • Название: С-31 по кодификации НАТО: Utka
  • Страна: СССР
  • Максимальная скорость: 297 узлов [342 миль / ч или 550 км / ч]
  • Поддерживаемая скорость: 243 узла [279,5 миль / ч или 450 км / ч]
  • Водоизмещение: 286 тонн разгружено
  • Введен в эксплуатацию: 1986 – конец 90-х годов
  • Статус:

На видео хорошо видно, что экраноплан может идти почти со скоростью самолёта.

Итак, кто из нас знал, что «Лунь» летал в Черном море в начале 90-х годов, когда Америка нападала на Ирак? Честно говоря, я думаю, что не так уж и много. Но вот он — не концепт, не прототип, не тестовая машина, а полноценный эксплуатационный экраноплан. Экраноплан также обеспечивал множество других преимуществ, таких как транспортировка большего количества груза, чем аналогичного размера самолет, при этом израсходовав намного меньше топлива. Военная версия экраноплана имела шесть ракетных пусковых установок с ракетами Р-270 и, кроме того, 100-тонную грузоподъемность для перевозки военного экипажа и боевых машин.

Смена приоритетов и сокращение бюджета привели к тому, что экраноплан, как гражданский, так и военный, был поставлен на хранение к концу 90-х гг. Однако, по состоянию на 2015 г., Россия планирует построить гражданский экраноплан А-050, который будет готов к 2022 г. Таким образом, история экранопланов ещё не закончилась.

Еще одна трагичная история

Японским линкорам во время Второй мировой войны не везло на поле боя. Сложно назвать точную причину. Заключалась она в технической части или виной всему командование, это останется загадкой. Тем не менее после «Ямато» был построен еще один гигант — «Мусаси». Он был длиной 263 метра с водоизмещением в 72 тысячи тонн. Впервые спущен на воду в 1942 году. Но и данное судно ожидала трагическая участь предшественника. Первое морское сражение прошло, можно сказать, успешно. После атаки американской подлодки «Мусаси» получил серьезную пробоину в носовой части, но благополучно покинул поле боя. Но уже через некоторое время в море Сибуян судно подверглось нападению американской авиации. Основной удар пришелся как раз на этот линкор.

В результате 30 прямых попаданий бомбами судно затонуло. Тогда погибло более 1000 человек экипажа и капитан корабля. В 2015 году «Мусаси» был обнаружен американским миллионером на глубине 1,5 километра.

Номер 9: авианосец класса «Джеральд Р. Форд»

В начале этой статьи я упоминал, что каждая страна пытается сделать свой собственный авианосец как можно более крупным. На сегодняшний день самым большим является как раз «Джеральд Р. Форд». Он имеет водоизмещение 100 000 тонн. Интересно, что при всём при этом он имеет достаточно быстрый ход – 30 узлов.

  • Имя: Gerald R. Ford-Класс
  • Страна: Соединенные Штаты Америки
  • Максимальная скорость: 30 узлов [34.52 миль / ч или 55.57 км / ч]
  • Вытерпели скорость: такие же как максимальная скорость
  • Водоизмещение: 100 000 тонн при полной нагрузке
  • Введен в эксплуатацию: 2017
  • Статус: в активной службе

Корабли класса Ford планируются как замена классу Nimitz, который сам по себе составляет 97 000 тонн, но уже считается устаревшим. Внедрение новых технологий 21-го века в сочетании с новейшей системой вооружения делает носители класса Ford более смертоносными.

Кому принадлежало господство в океане?

Тут можно однозначно сказать — Америке. Дело в том, что самый большой линкор в мире был построен именно там. Более того, США во время войны имели более 10 боеспособных сверхкораблей, в то время как Германия все около 5. У СССР вообще таковых не было. Хотя сегодня и известно о проекте под названием «Советский Союз». Он разрабатывался во время войны, и корабль был уже построен на 20%, но не более того.

Самый большой в мире линкор войны, который был списан позже всех — «Висконсин». Он отправился на стоянку в порт Норфлок в 2006 году, где и находится сегодня в качестве музейного экспоната. Этот гигант был в длину 270 метров с водоизмещением 55 тысяч тонн. Во время войны активно принимал участие в различных спецоперациях и сопровождал авианосные группы. Последний раз был задействован во время боевых действий в Персидском заливе.

«Литторио / Витторио Венето»

Линкоры были больше «Кинг Джордж V» по длине и на четверть превосходили по водоизмещению – 45 000 тонн. Итальянский корабль имел на вооружении орудия, превосходившие остальные по мощи и дульной энергии.

Всего было построено 3 линкора этого типа, четвертый достроен не был. В течение Второй мировой они воевали, были повреждены авиацией англичан и американцев, ремонтировались и снова возвращались в строй.

После капитуляции Италии «Витторио Венето» и «Литторио» были переданы Великобритании и США, где оказались распилены в 1950-х годах.

Топ-3 гигантов из Америки

«Айова» — линейный американский корабль длиной 270 метров с водоизмещением 58 тысяч тонн. Это один из самых выдающихся суден США, пускай даже и не самый большой корабль в мире. Линкор «Айова» впервые был спущен на воду в 1943 году и принимал участие во множестве морских сражений. Активно использовался в качестве сопровождающего для авианосцев, также применялся для поддержки сухопутных войск. В 2012 году был отправлен в Лос-Анджелес, где и находится сейчас в качестве музея.

А вот о «черном драконе» знает практически каждый американец. «Нью-Джерси» был прозван так за то, что наводил ужас одним своим присутствием на поле боя. Это самый большой в мире линкор в истории, который принимал участие во вьетнамской войне. Спущен на воду был в 1943 году и по своему типу был схож с кораблем «Айова». Длина судна составляла 270,5 метра. Это настоящий ветеран морских сражений, который в 1991 году был отправлен в порт города Камден. Там он находится и сейчас и служит достопримечательностью.

Номер 8: авианосец «Сан-Паулу»

«Сан-Паулу» является авианосцем на службе ВМС Бразилии, приобретенным у Франции. До Бразилии она служила во французском флоте под именем «Фош». Хотя он был куплен Бразилией в 2000 году, его пригодность остаётся под вопросом. Он не мог находиться вдали от берега более двух-трех месяцев подряд, и это серьезно ограничивало возможности его применения. В 2022 году он был отправлен в отставку.

  • Название: Сан-Паулу
  • Страна: Бразилия
  • Максимальная скорость: 32 узла [36.81 миль / ч или 59.28 км / ч] Макс
  • Поддерживаемая скорость: 18 узлов [20.71 миль / ч или 33.34 км / ч]
  • Водоизмещение: 32 800 тонн при полной нагрузке
  • Введен в эксплуатацию: 2000-2017
  • Статус: Демобилизован

Самый большой в мире линкор Второй мировой войны

Почетное первое место занимает корабль «Миссури». Он являлся не только самым большим представителем (271 метр в длину), но и был последним американским линкором. Данное судно известно по большей части из-за того, что именно на его борту был подписан пакт о капитуляции Японии. Но в это же время «Миссури» принимал активные участия в боевых действиях. Спущен с верфи был еще в 1944 году и применялся для сопровождения авианосных групп и поддержки различных спецопераций. Последний свой выстрел сделал в Персидском заливе. В 1992 году был списан из резервов военно-морского флота США и отправился на стоянку в Перл-Харбор.

Это один из самых известных кораблей Америки и всего мира. О нем снят не один документальный фильм. Кстати, ежегодно в США тратятся миллионы долларов на поддержку рабочего состояния уже списанных линкоров, ведь это историческая ценность.

Номер 10: «Викрамадитья»

«Викрамадитья» — это индийский авианосец, идущий следующим в списке и может делать максимальную скорость 30 узлов плюс.

  • Название: ИНС Викрамадитья
  • Страна: Индия
  • Максимальная скорость: 30 + узлов [34.52 миль / ч или 55.57 км / ч]
  • Поддерживаемая скорость: 28 узлов [32.22 миль / ч или 51.87 км / ч]
  • Водоизмещение: 45 400 тонн при полной нагрузке
  • Введен в эксплуатацию: 2013 г. Индия
  • Статус: в активной службе

Надежды не оправдались

Даже самый большой в мире линкор войны не оправдал возлагаемых на него надежд. Яркий тому пример — японские гиганты, которые были уничтожены американскими бомбардировщиками так и не успев ответить основными калибрами. Все это говорило о малой эффективности против авиации.

Тем не менее огневая мощь линейных кораблей просто поражала. К примеру, на «Ямато» устанавливались артиллерийские орудия 460-мм весом почти 3 тонны каждое. Всего на борту располагалось около 9 таких пушек. Правда, конструкторами был введен запрет на одновременный залп, так как это неминуемо привело бы к механическим повреждениям корабля.

Немаловажным аспектом была и защита. Бронеплиты различной толщины защищали наиболее важные узлы и агрегаты корабля и должны были обеспечить ему плавучесть в любой ситуации. Основное орудие имело маску 630-мм. Её не пробило бы ни одно орудие в мире даже при стрельбе практически в упор. Но все же это не спасло линкор от гибели.

Его атаковали американские штурмовики практически целый день. Общее количество самолетов, которые принимали участие в спецоперации достигало 150 машин. После первых пробоев в корпусе ситуация еще не была критичная, на когда попало еще 5 торпед, появился крен в 15 градусов, он был уменьшен до 5 градусов с помощью противозатопления. Но уже в это время были огромные потери личного состава. Когда крен достигал 60 градусов прогремел чудовищный взрыв. Это были погребные запасы основного калибра, приблизительно 500 тонн взрывчатки. Так самый большой в мире линкор, фото которого вы можете увидеть в данной статье, был потоплен.

Номер 1: Каспийский морской монстр

Большинство из нас ожидало бы увидеть какой-нибудь супер-пушечный линкор или сверхдлинный авианосец на первом месте, верно? Интересно, что это ни то, ни другое. Это чудо-сооружение называется экраноплан. Что такое экраноплан? Это наземная машина, имеющая классификацию ближе к кораблю, чем к самолету. Короче говоря, эта вещь на самом деле летает, не по принципам, как это делает традиционный самолет, а из-за динамической воздушной подушки между транспортным средством и крылом (корпусом) корабля. Интересно, не правда ли?

  • Название: Каспийский Морской Монстр [Korabl Maket]
  • Страна: СССР
  • Максимальная скорость: 351 узлов [404 миль в час или 650 км / ч] [хотя предполагается, что он может развить скорость до 740 км / ч]
  • Поддерживаемая скорость: 232 узла [267 миль / ч или 430 км / ч]
  • Водоизмещение: 494 тонны — максимальная нагрузка
  • Введен в эксплуатацию: 1966 [первый полет] — 1980 [затонул в Каспийском море после аварии]
  • Состояние: затонул из-за ошибки пилота

На поверхности этого корабля содержалась надпись Korabl Maket, сокращенно KM, что по-русски означало “прототип корабля”, однако силы западных стран, которые шпионили за этой новой разработкой, не могли понять, что это был за гигантский корабль и, что более важно, какова его цель. Затем КМ стал «Каспийским (для Каспийского моря, где он испытывался) монстром».

Каспийское морское чудовище действительно существовало и являлось военным экспериментальным кораблем, пытавшимся установить альтернативные способы передвижения по воде. КМ был одним из первых таких транспортных средств и привел к разработке реальных боевых кораблей, таких как MD-160 и ударных машин, таких как А-90 «Орлёнок». Среди экранопланов он был самым быстрым и из-за его сходства с самолетом, он также считался самым большим самолетом того времени. До тех пор, пока в 1988 году не был принят на вооружение самолет Ан-122, который обошёл КМ по величине.

Номер 13: «Вираат»


Источник

  • Имя: Viraat
  • Страна: Индия
  • Максимальная скорость: 28 узлов [32.22 миль / ч или 51.87 км / ч]
  • Поддерживаемая скорость: 20 узлов [23 миль / ч или 37.18 км / ч]
  • Водоизмещение: 28 700 тонн при полной нагрузке
  • Введен в эксплуатацию: с 1987 по 2022 год
  • Статус: выведен из эксплуатации

Номер 15: авианосец класса «Королева Элизабет»

  • Имя: HMS Queen Elizabeth
  • Страна: Великобритания
  • Максимальная скорость: 25 узлов [29 миль / ч или 46 км / ч]
  • Поддерживаемая скорость: 20 узлов [23 миль / ч или 37.18 км / ч]
  • Водоизмещение: 65 000 тонн при полной нагрузке
  • Введен в эксплуатацию: 2017
  • Статус: в активной службе

Номер 14: авианосец «Шарля де Голля»

  • Name: Charles de Gaulle
  • Страна: Франция
  • Максимальная скорость: 27 узлов [31 миль / ч или 50 км / ч]
  • Поддерживаемая скорость: 20 узлов [23 миль / ч или 37.18 км / ч]
  • Водоизмещение: 42 500 тонн при полной нагрузке
  • Введен в эксплуатацию: 2001 год
  • Состояние: в капитальном ремонте

Номер 12: итальянский авианосец «Cavour»

  • Имя: Cavour
  • Страна: Италия
  • Максимальная скорость: 29 + узлов [33.37 миль / ч или 53.72 км / ч]
  • Поддерживаемая скорость: 24.65 узлов [28.36 миль / ч или 45.67 км / ч] [85% от максимальной скорости]
  • Водоизмещение: 30 000 тонн при полной нагрузке
  • Введен в эксплуатацию: 2008 год
  • Статус: в активной службе
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]