Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: фото и технические характеристики

Итог любой войны зависит от многих факторов, среди которых немалое значение имеет, конечно же, вооружение. Несмотря на то что абсолютно все немецкие подводные лодки Второй мировой войны были очень мощными, поскольку лично Адольф Гитлер считал их наиболее важным оружием и уделял немалое внимание развитию этой промышленности, им не удалось нанести противникам урона, который бы значительно повлиял на ход войны. Почему так произошло? Кто стоит у истоков создания подводной армии? Были ли на самом деле германские подводные лодки Второй мировой войны столь непобедимыми? Почему такие предусмотрительные нацисты так и не смогли одолеть Красную армию? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в обзоре.

Общая информация

В совокупности вся техника, стоявшая на вооружении Третьего рейха в течение Второй мировой войны, носила название «Кригсмарине», а подводные лодки составляли значительную часть арсенала. В отдельную отрасль подводное оборудование перешло 1 ноября 1934, а расформирован флот был уже после того как война окончилась, т. е. просуществовав менее десятка лет. За столь короткий промежуток времени немецкие подводные лодки Второй мировой войны принесли немало страха в души своих противников, оставив свой огромный след на кровавых страницах истории Третьего рейха. Тысячи погибших, сотки потопленных кораблей, все это осталось на совести выживших нацистов и их подчиненных.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга не только хорошо написана, но и представляет яркий отрезок военной истории. Если бы не эти два обстоятельства, я ни за что не коснулся бы этой «глубинной бомбы».
Моя точка зрения должна определяться с самого начала, потому что я не хочу считаться защитником каких бы то ни было военных достижений Германии. После войны появилось слишком много книг, фильмов, пьес, убеждавших в том, что немцы, введенные в заблуждение, были в основном честными людьми, доблестно воевавшими, как и любой христианский солдат. Я не хочу принадлежать к сторонникам такого мнения, в особенности после того как была предпринята решительная попытка представить фельдмаршала Роммеля (одно время начальника личной охраны Гитлера и главу гитлерюгенда) как вовсе не нациста, а просто порядочного офицера, стремившегося как можно лучше выполнять свой долг.

Этот вздор охотно покупается в качестве трескучих фраз, преподнесенных как новинка и упакованных как подарок к празднику. Но это все равно вздор.

Читая эту книгу, вы также сделаете замечательное открытие: в побежденной Германии действительно не было нацистов, просто миллионы «порядочных немцев» ужасно страдали из-за тех страшных вещей, которые их заставляли делать другие. Вы вспомните также, что генерал Макартур обнаружил то же самое в Японии: все [- 5 -] японцы до последнего — просто жующие жвачку демократы, ожидавшие только прибытия американцев, чтобы по казать это. Вы вспомните общую готовность приветствовать как немцев, так и японцев — добрых парней, которые просто немного сбились с правильного пути.

К сторонникам и такого мнения я тоже не хочу принадлежать.

Никто не может сказать, почему западный мир принимает этот особый вид слепоты. Ибо фашистская Германия отнюдь не была нацией честных простаков. Все они знали, чего хотят, и готовились пройти весь путь, чтобы достичь цели. Пока их не победили (тогда все цвета внезапно изменились), они были абсолютными сторонниками идеи мирового господства, от всей души поддерживавшими отвратительную тиранию, которая, если ее не сдержать, опустила бы занавес над человеческой свободой для всех последующих поколений.

Теперь они сладко поют (и другие поют для них): «Давайте любить друг друга, давайте пожмем руки над траншеями. Все происшедшее было страшной ошибкой ». Но в хх веке эта ошибка произошла уже дважды. Дважды этот народ, а не какой-нибудь другой, ввергал весь мир в страдания и кровопролитие, преследуя свою мечту о безграничной власти. И тогда и теперь это признается ошибкой только из-за поражения. Мы забыли об этом, а это опасно.

Среди наихудших из добровольных защитников идеи всемирного порабощения были люди, служившие на подводных лодках, что возвращает нас к этой книге.

Никто, кроме маньяка, садиста или романтика моря, не может выступить в защиту подводной войны. Это жестокая и отвратительная форма человеческого поведения независимо от того, применяется ли она нами или немцами. Это предательство, под каким бы флагом оно ни выступало. По известной англо-американской иллюзии, немецкие подлодки отвратительны, наши — совсем другие, даже чудесные. (Это самозаблуждение не подтверж- [- 6 -] дается теми, кто сам побывал под прицелом торпеды.) Конечно, это оборотная сторона медали. Нельзя отрицать, что подводники любой страны — храбрые и умелые люди. Они приучены выполнять свое дело в условиях настоящей опасности, в чем, возможно, и проявляется настоящее мужество. Но то, что составляет дело их жизни, — убийство тайком, без предупреждения и без пощады — является злом в той же мере, как и мастерством. Более того, зло превалирует и, если подумать, оно не имеет прощения.

Перед нами книга смелого и умного человека, который был воплощением этого зла. Написав предисловие к ней, я не выступаю сторонником принципа «простить и забыть». Автор и люди, подобные ему, старались убить меня и моих друзей в течение пяти лет подряд. До конца битвы за Атлантику я питал отвращение к ним и боялся их. Я и теперь питаю к ним отвращение. Но было бы правильно теперь, когда борьба закончена и немецкие подлодки разоружены, постараться понять и другую сторону. Мы должны узнать, на что похожа картина войны с другой стороны перископа, понять, что заставляло этих людей действовать и, действуя, убивать.

Мы узнаем о подготовке молодых подводников, об их посвящении в особый вид убийц. Мы узнаем, что они чувствовали, видя свою жертву, и, наоборот, когда, как это нередко случалось, сами становились жертвой, а глубинные бомбы рвались и грохотали вокруг них.

Большую часть войны автор командовал подлодкой, и, надо сказать, хорошо командовал, иначе не уцелел бы. Мы узнаем об огромном напряжении человеческих сил, которого требует служба подводника.

Мы узнаем о появлении в войне на море радара, этого важного оружия, которое изменило ход борьбы и сравняло, наконец, подлодки и надводные суда.

Мы узнаем об огромной цене сохранения столь важной артерии через Атлантику. Именно здесь стаи подлодок нападали на конвой и иногда разрывали его в клочья, [- 7 -] а иногда сами погибали в атаке. И мы реально понимаем то, о чем могли только догадываться или чего бояться в те прошедшие скверные дни.

Книга заканчивается бегством подлодки U-977 в Аргентину в конце войны. Этот переход занял три с половиной месяца. Команда временами была дисциплинированной, а временами находилась на грани мятежа. Подлодка провела под водой 66 дней подряд — подвиг выносливости и решительности, который заслуживает всяческого уважения.

Но всегда в подобных случаях остается «что-то еще». Для меня таким «чем-то» является небольшой инцидент с потоплением танкера, описанный в начале книги. Его буквально разорвали надвое при штормовой погоде. Конечно, никакого предупреждения не было. Просто увидели, выследили, рука — на кнопке пуска, и — сладкий момент убийства. Когда все было кончено, говорит автор, когда те, кто пытался спастись, оставались умирать, а разбитый корабль захлестывали волны, «мы поставили пластинку и слушали старые песни, напоминавшие нам о доме».

Книга заставляет нас сочувствовать командам других подлодок, не сумевших достичь берегов Аргентины; они напрасно искали «уважения к побежденным».

Ах, Германия!

Но читайте сами. Эта книга ценна своей подлинностью и четкостью показа этого вида войны. Еще большую ценность она представляет для понимания первопричин появления подводных лодок. Прочитав ее, вы не только ощутите грязь и жестокость жизни подводника, но и поймете, как далеко могут пойти политики по дороге безумия и что могут причинять другим людям В неуемной жажде власти.

Николаc Монcеррат [- 8 -]

Главнокомандующий Кригсмарине

Во времена Второй мировой войны у руля Кригсмарине стоял один из самых известных нацистов — Карл Дениц. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне сыграли, безусловно, важную роль, но без этого человека этого бы не произошло. Он лично занимался созданием планов по атаке противников, участвовал в атаках на множество кораблей и добился успехов на этой стезе, за что и был награжден Рыцарским крестом и Дубовыми листьям — одной из самых значительных наград нацистской Германии. Дениц был почитателем Гитлера и являлся его преемником, что немало ему навредило во время Нюрнбергского процесса, ведь после смерти фюрера он считался главнокомандующим Третьего рейха.

U-Boote.ru

СТАТИСТИКА ПО НЕМЕЦКИМ ПОДВОДНЫМ ЛОДКАМ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ


Перед началом и во время Второй мировой войны Германией было построено, укомплектовано личным составом и подготовлено к плаванию 1153 серийные подводные лодки
: I серии — 2, II серии — 50, VII серии — 703, IX серии — 194, X серии — 8, XIV серии — 10, XVII серии — 7, XXI серии — 118, XXIII серии — 61.

15 иностранных подводных лодок

было реквизировано или захвачено, укомплектовано личным составом и введено в строй. Некоторые из них участвовали в боевых операциях: (турецкая), UD-3 и UD-5 (голландские); большинство были учебными: (британская), UC-1 и UC-2 (норвежские), UD-1, UD-2 и UD-4 (голландские), UF-2 (французская); транспортными являлись: UIT-22, UIT-23, UIT-24 и UIT-25 (итальянские); не использовалась: UIT-21 (итальянская).

    Самыми многочисленными построенными, укомплектованными личным составом и подготовленными к плаванию были лодки следующих типов:
  • тип VIIC

    568
    подводных лодок.
  • тип VIIC/41

    91
    подводная лодка.
  • тип IXC/40

    87
    подводных лодок.
    Общие потери Кригсмаринево Второй мировой войне составили 766 подводных лодок
    . Ежегодные потери немецких подводных лодок распределены следующим образом:
  • 1939
    год —
    9
    подводных лодок;
  • 1940
    год —
    24
    подводные лодки;
  • 1941
    год —
    35
    подводных лодок;
  • 1942
    год —
    86
    подводных лодок;
  • 1943
    год —
    243
    подводные лодки;
  • 1944
    год —
    249
    подводных лодок;
  • 1945
    год —
    120
    подводных лодок.

Общий численный состав подводников, погибших во Второй мировой войне, составил 28728 человек

, что равняется
75-80%
от числа моряков, служивших на боевых подводных лодках. К концу войны в живых осталось около
7000
членов экипажей немецких подводных лодок.

Суммарные потери союзников и нейтральных стран от немецких подводных лодок составили по одним данным 2919 судов

общим тоннажем
14879472 брутто-регистровые тонны
, по другим данным
2882 судна
общим тоннажем
14408412 брутто-регистровых тонн
. Повреждения получили
264 судна
общим тоннажем
1989703 брутто-регистровых тонн
.

    Самыми результативными были следующие немецкие капитаны-подводники:
  1. Фрегаттен-капитан Отто Кречмер — 47 судов
    общим тоннажем
    274418 тонн.
  2. Капитан-цур-зее Вольфганг Лют — 47 судов
    общим тоннажем
    225756 тонн.
  3. Фрегаттен-капитан Эрих Топп — 36 судов
    общим тоннажем
    198650 тонн.
    Самыми результативными были следующие немецкие подводные лодки:
  1. U-48 — уничтожено 51 транспортное судно
    общим тоннажем
    306874 тонны.
  2. U-103 — уничтожено 45 транспортных судов
    общим тоннажем
    237596 тонн.
  3. U-123 — уничтожено 42 транспортных судна
    общим тоннажем
    219924 тонны.
    Самые длительные плавания совершили следующие немецкие подводные лодки:
  1. U-196 — 225 суток
    с 13 марта по 23 октября 1943 года (Эйтель-Фридрих Кентрат).
  2. U-181 — 206 суток
    с 23 марта по 14 октября 1943 года (Вольфганг Лют).
  3. U-198 — 200 суток
    с 09 марта по 24 сентября 1943 года (Вернер Хартман).

ИНФОРМАЦИЯ ПО НЕМЕЦКИМ ПОДВОДНЫМ ЛОДКАМ

СПИСОК НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Список всех построенных, укомплектованных личным составом и подготовленных к плаванию немецких подводных лодок, а также реквизированных и захваченных иностранных подводных лодок находится на этой странице

.

ПОИСК НЕМЕЦКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПО ИНДЕКСУ:

НОВОСТИ САЙТА:

2020 год

01.09

— актуализирована информация по 1153-м серийным и 15-ти иностранным подводным лодкам.

2021 год

05.01

— в разделе
«О сайте»
на странице
«Книги»
добавлено описание пяти книг авторов: Громова А.Б., Нагирняка В.А., Сергеева А.А., Юрга Майстера и Франца Куровски.

Технические характеристики

Несложно догадаться, что за состояние подводной армии отвечал Карл Дениц. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне, фото которых доказывают их мощь, обладали впечатляющими параметрами.

В общем, на вооружении Кригсмарине стоял 21 вид подлодок. Они обладали такими характеристиками:

  • водоизмещение: от 275 до 2710 тонн;
  • надводная скорость: от 9,7 до 19,2 узлов;
  • подводная скорость: от 6,9 до 17,2;
  • глубина погружения: от 150 до 280 метров.

Это доказывает, что немецкие подводные лодки Второй мировой войны были не просто мощными, они были наиболее мощными среди вооружения стран, воевавших с Германией.

От автора

После Первой мировой войны те, кто в ней участвовал, поспешили выразить себя в печати, потому что в тех обстоятельствах они чувствовали себя способными полностью рассказать правду о себе и о своем времени. Но очень мало немцев, выживших во Второй мировой, нарушили молчание. Причина, по-видимому, заключается в том, что их подвиги были бессмысленными, а их будущее в нашем резко изменившемся мире затемнено угрозой новой войны.

Я всего лишь один из тех неизвестных молодых немцев, кто прошел Вторую мировую войну и тоже бы хранил молчание, если бы мог. Но тайна подлодки U -977 уже стала объектом столь многих комментариев, что я чувствую необходимость рассказать ее подлинную историю. Я был последним командиром этой подлодки и, поскольку живу теперь за границей, могу говорить более свободно, чем те, кто вернулся домой. Я понял свою ответственность, как только начал писать эту книгу. Кроме Гюнтера Прина, погибшего в первые дни войны, я не знаю ни одного командира подлодки в войне 1939-1945 годов, кто приложил бы перо к бумаге. Те, кто мог бы лучше меня рассказать обо всем, или на дне моря, или захвачены борьбой за выживание в послевоенном мире. Однако я боюсь, то, что я могу рассказать, [- 11 -] значит очень немного по сравнению с тем, о чем могли бы сказать более выдающиеся люди. Но все-таки кое -что это значит, поскольку в то время, как уже появились одна или две книги, повествующие о сражениях на земле и в воздухе с точки зрения немцев, никто не рассказал о том, что мы делали в море в этой самой ужасной из всех международных войн.

И на земле и в воздухе Германия, поддержанная своей мощной промышленностью, начинала войну та кой же сильной, как ее противники. На море мы всегда выступали против значительно превосходящих сил и должны были пополнять наши скудные материальные возможности собственными усилиями и умением. Думаю, что имею право сказать, что мы выполнили свою задачу ценой огромных требований к каждому отдельному человеку. Рассказ о том, как немецкие моряки выдерживали эти требования, — не самая маленькая глава в истории этой войны.

Достижения ВМФ

Кригсмарине на протяжении всей войны наносил немалый ущерб своим противникам. Так, например, наиболее результативный капитан Отто Кречмер потопил почти пятьдесят вражеских судов. Есть свои рекордсмены и среди судов. Например, германская подлодка U-48 потопила 52 судна.

На протяжении всей Второй мировой войны германским военно-морским силам удалось уничтожить 63 миноносца, 9 крейсеров, 7 авианосцев и даже 2 линкора. Самой крупной и примечательной победой для германской армии среди них можно считать затопление линкора «Роял Оук», экипаж которого состоял из тысячи человек, а его водоизмещение составляло 31200 тонн.

План Z

Поскольку Гитлер считал свой флот крайне важным для торжества Германии над другими странами и испытывал к нему исключительно положительные чувства, то он уделял ему немалое внимание и не ограничивал финансирования. В 1939 году был разработан план по развитию Кригсмарине на ближайшие 10 лет, которому, к счастью, так и не удалось воплотиться в жизнь. Согласно этому плану, должны были быть построены еще несколько сотен самых мощных линкоров, крейсеров и подводных лодок.

Мощные немецкие подводные лодки Второй мировой войны

Фото некоторой сохранившейся германской подводной техники дают представление о мощности военно-морского флота Третьего рейха, но лишь слабо отражают, насколько сильной была эта армия. Больше всего в немецком флоте было подлодок типа VII, они обладали оптимальными мореходными качествами, имели средние размеры, а главное, их строительство было относительно недорогим, что немаловажно в военное время.

Они могли погружаться на глубину до 320 метров при водоизмещении до 769 тонн, экипаж составлял от 42 до 52 служащих. Несмотря на то что «семерки» были довольно качественными лодками, со временем вражеские Германии страны улучшали свое вооружение, поэтому немцам тоже пришлось поработать над модернизацией своего детища. В результате этого у лодки появилось еще несколько модификаций. Наиболее популярной из них была модель VIIC, которая стала не только олицетворением военной мощи Германии во время нападения на Атлантику, но и была значительно более удобной, нежели предыдущие версии. Внушительные габариты позволили установить более мощные дизельные двигатели, а последующие модификации отличались еще и прочными корпусами, что позволяло глубже погружаться.

Немецкие подводные лодки Второй мировой войны подвергались постоянному, как сейчас бы сказали, апгрейду. Одной из наиболее инновационных моделей принято считать тип XXI. В этой подлодке была создана система кондиционирование воздуха и дополнительное оборудование, которое было предназначено для более длительного пребывания команды под водой. Всего было построено 118 лодок этого типа.

Подводные лодки | СССР

Подводная лодка типа «П»
Подводная лодка типа «П-3» (Искра)

Эскадренные подводные лодки «П-1», «П-2» и «П-3» типа «П» (IV серия) были построены на Ленинградском заводе №189 и приняты в строй в 1936 г. Лодка «П-1» погибла в 1941 г., «П-2» – списана в 1955 г, а «П-3» – в 1952 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т., подводное – 1,7 тыс. т.; длина – 87,7 м, ширина – 8 м; осадка – 3 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,4/1,1 тыс.л.с.; скорость – 19 узл.; запас топлива – 92 т. соляра; дальность плавания – 5,7 тыс. миль; экипаж – 56 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм орудия; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Подводная лодка «K-21»
Торпедный отсек лодки «К-21»

Центральный пост лодки «К-21»

Подводная лодка «К-52»
Подводная лодка «К-55»

Серия крейсерских подводных лодок типа «К» (серия XIV) состояла из 11 единиц («К-1», «К-2», «К-3», «К-21», «К-22», «К-23», «К-51», «К-52», «К-53», «К-55», «К-56»), построенных на заводах №189, №194, №196 и принятых в строй в 1939-1944 гг. В период войны погибло 5 лодок, остальные были списаны в 1954-1957 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,5 тыс. т., подводное – 2,1 тыс. т.; длина – 97,8 м, ширина – 7,4 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 3 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 9,2/2,4 тыс.л.с.; скорость – 22,5 узл.; запас топлива – 263 т. соляра; дальность плавания – 15 тыс. миль; экипаж – 66 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм орудия; 2х1 – 45-мм зенитных орудия; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 10 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды; 20 мин.

Подводная лодка «Д-1» (Декабрист)

Подводная лодка «Д-2» (Народоволец)

Торпедный отсек лодки «Д-2»
Кают-

Подводная лодка «Д-3» (Красногвардеец)
Подводная лодка «Д-4» (Спартаковец)

Серия больших подводных лодок типа «Д» (серия I) состояла из 6 единиц («Д-1», «Д-2», «Д-3», «Д-4», «Д-5», «Д-6»), построенных на заводах №189, №198 и принятых в строй в 1930-1931 гг. В период войны 3 лодки погибло, 1 – затоплена экипажем в 1942 г., остальные списаны в 1955-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 76 м, ширина – 6,4 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,2/1,1 тыс.л.с.; скорость – 12,5 узл.; запас топлива – 128 т. соляра; дальность плавания – 7,5 тыс. миль; экипаж – 47 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм или 102-мм орудие; 1х1 – 37-мм или 45-мм орудие; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Рубка подводной лодки «Л-3» (Фрунзовец)

«Л-1» (Ленинец)

Подводная лодка «Л-4» (Гарибальдиец)
Подводная лодка «Л-6» (Карбонарий)

Серия подводных минных заградителей типа «Л» (серия IІ) состояла из 6 единиц («Л-1», «Л-2», «Л-3», «Л-4», «Л-5», «Л-6»), построенных на заводах №189, №198 и принятых в строй в 1930-1931 гг. В период войны 3 лодки погибло, остальные списаны в 1955-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 78 м, ширина – 7,3 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,2/1,3 тыс.л.с.; скорость – 12,5 узл.; запас топлива – 102 т. соляра; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 55 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 12 торпед; 17-20 мин.

Подводная лодка «Л-9»
Подводная лодка «Л-8»

Подводная лодка «Л-10» (Менжинец)

Серия подводных минных заградителей типа «Л» (серия ХІ) состояла из 6 единиц («Л-7», «Л-8», «Л-9», «Л-10», «Л-11», «Л-12»), построенных на заводах №189, №198, №199, №202 и принятых в строй в 1936-1938 гг. Лодки списаны в 1952-1959 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 80 м, ширина – 7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,2/1,3 тыс.л.с.; скорость – 14,5 узл.; запас топлива – 140 т. соляра; дальность плавания – 7,5 тыс. миль; экипаж – 55 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 16 торпед; 20 мин.

Подводная лодка «Л-16»

Рубка лодки
Подводная лодка «Л-19»
Подводная лодка «Л-15»

Подводная лодка «Л-18»

Серия подводных минных заградителей типа «Л» (серия ХІІІ) состояла из 7 единиц («Л-13», «Л-14», «Л-15», «Л-16», «Л-17», «Л-18», «Л-19»), построенных на заводах №189, №198, №202 и принятых в строй в 1938-1939 гг. В период войны 2 лодки погибло, остальные списаны в 1953-1958 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 85,3 м, ширина – 7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,2/1,3 тыс.л.с.; скорость – 15 узл.; запас топлива – 143 т. соляра; дальность плавания – 10 тыс. миль; экипаж – 56 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед; 20 мин.

Подводная лодка «Л-22»
Подводная лодка «Л-20»

Серия подводных минных заградителей типа «Л» (серия ХІІІ-бис) состояла из 5 единиц («Л-20», «Л-21», «Л-22», «Л-23», «Л-24»), построенных на заводах №189, №198, №402 и принятых в строй в 1941-1944 гг. В период войны 2 лодки погибло, остальные списаны в 1955-1959 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 85,3 м, ширина – 7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4/1,3 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 143 т. соляра; дальность плавания – 10 тыс. миль; экипаж – 56 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед; 20 мин.

Подводная лодка «Щ-301» (Щука)

Подводная лодка «Щ-302» (Окунь)

Подводная лодка «Щ-304» (Комсомолец)
Подводная лодка «Щ-303» (Ерш)

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия III) состояла из 4 единиц («Щ-301», «Щ-302», «Щ-303», «Щ-304»), построена на завода №112, №189 и введена в строй в 1941-1942 гг. Лодка «Щ-303» была списана в 1954 г, остальные погибли в 1941-1942 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 578 т., подводное – 706 т.; длина – 57 м, ширина – 6,2 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/0,8 тыс.л.с.; скорость – 12 узл.; запас топлива – 52 т. соляра; дальность плавания – 3,, тыс. миль; экипаж – 41 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 10 торпед.

Подводная лодка «Щ-101»
Подводная лодка «Щ-106» и «Щ-102»
Подводная лодка «Щ-106» и «Щ-102»

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия V) состояла из 12 единиц («Щ-101» — «Щ-112»), построена на заводах №189, №190, №194 и введена в строй в 1933-1934 гг. Лодка «Щ-103» погибла в 1939 г, остальные были списаны в 1952-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 585 т., подводное – 700 т.; длина – 58,5 м, ширина – 6,2 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/0,8 тыс.л.с.; скорость – 12 узл.; запас топлива – 53 т. соляра; дальность плавания – 4,2 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 10 торпед.

Подводная лодка «Щ-117» (Макрель)
Подводная лодка «Щ-109»
Подводная лодка «Щ-115» (Скат)
Подводная лодка «Щ-118» (Кефаль)
Подводная лодка «Щ-202» (Сельдь)

Подводная лодка «Щ-201» (Сазан)

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия V-бис) состояла из 13 единиц («Щ-113» — «Щ-120», «Щ-201» — «Щ-203», «Щ-305», «Щ-308»), построена на заводах №112, №189, №194 и введена в строй в 1934-1935 гг. Лодки «Щ-203», «Щ-305» и «Щ-308» погибли в 1942-1943 гг., остальные были списаны в 1952-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 600 т., подводное – 750 т.; длина – 58 м, ширина – 6,2 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/0,8 тыс.л.с.; скорость – 12 узл.; запас топлива – 53 т. соляра; дальность плавания – 4,2 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм орудие; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Подводная лодка «Щ-123» (Палтус)

Подводная лодка «Щ-204» (Минога)

Подводная лодка «Щ-205» (Нерпа) и «Щ-207» (Касатка)

Рубка подводной лодки «Щ-307» (Треска)
Подводная лодка «Щ-306» (Пикша)
Подводная лодка «Щ-309» (Дельфин)

Подводная лодка «Щ-311» (Кумжа)

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия V-бис 2) состояла из 14 единиц («Щ-121» – «Щ-125», «Щ-204» – «Щ-207», «Щ-306», «Щ-307», «Щ-309» — «Щ-311»), построена на заводах №112, №189, №194, №200 и введена в строй в 1935-1936 гг. Лодки «Щ-204», «Щ-206», «Щ-306» и «Щ-311» погибли в 1948-1943 гг., остальные были списаны в 1952-1954 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 610 т., подводное – 720 т.; длина – 58,8 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/0,8 тыс.л.с.; скорость – 12 узл.; запас топлива – 58 т. соляра; дальность плавания – 5,4 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм орудие; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Подводная лодка «Щ-128»
Подводная лодка «Щ-208»

Подводная лодка «Щ-324»
Подводная лодка «Щ-215»
Подводная лодка «Щ-422»

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия Х) состояла из 32 единиц («Щ-126» – «Щ-134», «Щ-208» – «Щ-215», «Щ-317» — «Щ-324», «Щ-401» — «Щ-404», «Щ-421» — «Щ-432), построена на заводах №112, №189, №194, №200, №202 и введена в строй в 1935-1937 гг. В период войны 18 лодок погибло, остальные были списаны в 1955-1957 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 590 т., подводное – 708 т.; длина – 58,8 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,6/0,8 тыс.л.с.; скорость – 14 узл.; запас топлива – 56 т. соляра; дальность плавания – 4,8 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Подводная лодка «Щ-216»

Подводная лодка «Щ-407»

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия Х-бис) состояла из 11 единиц («Щ-135» – «Щ-138», «Щ-216», «Щ-405» — «Щ-408», «Щ-411», «Щ-412») построена на заводах №194, №200, №202 и введена в строй в 1941-1945 гг. В период войны 5 лодок погибло, остальные были списаны в 1946-1958 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 590 т., подводное – 705 т.; длина – 58,8 м, ширина – 6,4 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,6/0,8 тыс.л.с.; скорость – 14 узл.; запас топлива – 55 т. соляра; дальность плавания – 5,1 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Подводная лодка «С-2»

Подводная лодка «С-1»

Серия средних подводных лодок типа «С» (серия ІХ) состояла из 3 единиц («С-1», «С-2», «С-3»), построена на заводе №189 и введена в строй в 1939-1938 гг. В период войны все лодки погибли. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 77,7 м, ширина – 6,4 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4/1,1 тыс.л.с.; скорость – 19,5 узл.; запас топлива – 100 т. соляра; дальность плавания – 7,5 тыс. миль; экипаж – 45 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм орудие; 2х1 7,62-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед.

Подводная лодка «С-9»
Рубка лодки «С-13»

Подводная лодка «С-16»

Подводная лодка «С-55»
Подводная лодка «С-56»
Центральный пост лодки «С-56»
Каюта капитана лодки «С-56»

Торпедный отсек лодки «С-56»
Подводная лодка «С-102»

В период войны было построено 30 средних подводных лодок типа «С» (серия ІХ-бис): «С-4» – «С- 20», «С-31» – «С-34», «С-52» – «С-56», «С-101» – «С-104». Лодки были построены на заводах №112, №189, №196, №198, №202, №402, № 638 и введены в строй в 1939-1945 гг. В период войны 13 лодок погибли, остальные списаны в 1955-1975 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 77,8 м, ширина – 6,4 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4/1,1 тыс.л.с.; скорость – 19,5 узл.; запас топлива – 110 т. соляра; дальность плавания – 8,2 тыс. миль; экипаж – 46 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 2х1 — 7,62-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппарато; 12 торпед.

Подводная лодка «А-1» (Шахтер)

Подводные лодки «А-5»(Металлист), «А-4» (Политработник) и «А-2» (Коммунист)

Из серии малых подводных лодок типа «АГ» (Американский Голланд) к началу войны в строю оставалось 5 единиц («А-1» – «А-5»). Лодки были построены на канадской верфи «Electric Boat» по заказу России и в разобранном виде доставлены для сборки на Балтийский и Николаевский заводы. Лодки приняты в строй в 1918-1923 гг. В 1929-1935 гг. лодки прошли модернизацию. Две лодки погибли во время войны, остальные списаны в 1945-1950 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 355 т., подводное – 434 т.; длина – 46 м, ширина – 4,9 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1/0,6 тыс.л.с.; скорость – 13 узл.; запас топлива – 15 т. соляра; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 24 человека. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 1х1- 7,62-мм пулемет; 4 – 450-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Подводная лодка «М-26»

Серия малых подводных лодок типа «М» (серия VI) состояла из 30 единиц («М-1 – М-28», «М-51», «М-52»), построенных на заводах №198, №200, №202, и принятых в строй в 1934-1935 гг. Лодки были списаны в 1945-1951 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 161 т., подводное – 201 т.; длина – 37 м, ширина – 3,1 м; осадка – 2,6 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 0,7/0,2 тыс.л.с.; скорость – 11 узл.; запас топлива – 13 т. соляра; дальность плавания – 1 тыс. миль; экипаж – 19 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Подводная лодка «М-73»

Подводная лодка «М-53»

Подводная лодка «М-79»
Подводная лодка «М-81»

Серия малых подводных лодок типа «М» (серия VI-бис) состояла из 20 единиц («М-53» – «М-56», «М-71» — «М-86»), построенных на заводах №190, №196, №198, №200, №202 и принятых в строй в 1939-1943 гг. 12 лодок погибло во время войны, остальные были списаны в 1949-1950 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 161 т., подводное – 202 т.; длина – 37,8 м, ширина – 3,1 м; осадка – 2,6 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 0,7/0,2 тыс.л.с.; скорость – 13 узл.; запас топлива – 13 т. соляра; дальность плавания – 1 тыс. миль; экипаж – 17 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Подводная лодка «М-87»
Подводная лодка «М-14»

Подводная лодка «М-32»

Подводная лодка «М-111»
Подводная лодка «М-116»

Серия малых подводных лодок типа «М» (серия ХІІ) состояла из 45 единиц («М-30» – «М-36», «М-57» — «М-63», «М-87» – «М-99», «М-102» – «М-108», «М-111» – «М-122»), построенных на заводах №112, №196 , №402 и принятых в строй в 1934-1936 гг. 27 лодок погибло во время войны, остальные были списаны в 1952-1955 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 206 т., подводное – 256 т.; длина – 44,5 м, ширина – 3,3 м; осадка – 2,6 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 0,8/0,4 тыс.л.с. скорость – 14 узл. запас топлива – 14 т. соляра; дальность плавания – 3,4 тыс. миль; экипаж – 20 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Подводные лодки «М-200» (Месть) и «201»

Из серии малых подводных лодок типа «М» (серия ХV) к концу войны на заводе №196 было построено 4 единицы («М-200» – «М-203»), которые были введены строй в 1943-1944 гг. Лодки были списаны в 1954-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 280 т., подводное – 351 т.; длина – 49,5 м, ширина – 4,4 м; осадка – 2,8 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/0,4 тыс.л.с. скорость – 15,5 узл. запас топлива – 14 т. соляра; дальность плавания – 4,5 тыс. миль; экипаж – 23 человека. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 4 торпеды.
Поделиться в:

Результаты деятельности Кригсмарине

Подводные лодки Германии Второй мировой войны, фото которых довольно часто можно встретить в книгах о военном оборудовании, сыграли очень важную роль в наступлении Третьего рейха. Их мощь нельзя недооценивать, но стоит учитывать, что даже при такой протекции со стороны самого кровавого фюрера в мировой истории немецкому флоту так и не удалось приблизить свою державу к победе. Вероятно, недостаточно лишь хорошего оснащения и сильной армии, для победы Германии не хватило той смекалки и храбрости, которой обладали храбрые воины Советского Союза. Всем известно, что нацисты были невероятно кровожадными и на своем пути мало чем гнушались, но не помогла им ни невероятно оснащенная армия, ни отсутствие принципов. Бронированная техника, огромное количество боеприпасов и новейшие разработки не принесли Третьему рейху ожидаемых результатов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]