История создания
История третьего Штуга началась в 1935 году, когда появилась идея создать машину «штурмовой артиллерии», для поддержки пехоты. Есть вероятность, что эту идею немцам случайно подсказали русские, обсуждая с компанией Даймлер-Бенц создание опытного образца САУ для Красной Армии. Эскиз даже был разработан, но советскую строну не устроила цена, и сделка не состоялась.
В 1936 году именно заказали спроектировать бронированную машину для поддержки пехоты. Ее следовало вооружить 75-мм пушкой, а также полностью бронировать для защиты экипажа. При этом по высоте машина должна была быть не выше роста среднего солдата.
«Даймлер-Бенц» для разработки решили взять шасси танка Pz. III, тогда еще достаточно нового, а орудие поставить с первых модификаций Pz. IV. После сбора нескольких прототипов в 1937 году их отправили на отработку тактических приемов. Но отработка сильно затянулась, так что Sturmgeschütz III в Польской кампании поучаствовать не успели, и в серию вышли только в феврале 1940 года. Зато потом они модифицировались и производились на протяжении всей Второй мировой.
StuG III ausf A, первая модификация
Разрушители городов
В годы Второй мировой войны самой сложной боевой задачей считалось взятие штурмом укреплённого оборонительного района, насыщенного долговременными огневыми точками (дот), а также крупных городов, где каждый многоэтажный дом превращался в неприступную крепость. Для разрушения таких очагов сопротивления требовались исключительно мощные боевые машины. Фугасными и бетонобойными снарядами они должны были проламывать бреши в обороне противника. Американцы решали эту проблему ударами авиации и огнём дальнобойных пушек и гаубиц. Они устанавливали на шасси танков М-24 «Чеффи» 105-мм гаубицы, а на шасси танков М-3 и М-4 тяжёлые – 155-мм, 203-мм и даже 240-мм гаубицы. Сплошного бронирования эти самоходки не имели, так как предназначались для ведения огня с больших дистанций.
203-мм самоходная гаубица М-43 стреляла снарядами весом 90 кг на дальность до 17 км. Ответного огня можно было не опасаться
Столкнувшись в 1941 г. с яростным сопротивлением бойцов Красной армии, немцы поняли, что без сверхмощных танков сложно захватывать города. Осенью 1942 г. во время тяжёлой Сталинградской битвы идея создания такого оружия стала особенно актуальной. И в конце 1942 г. в Германии на базе среднего танка Т-IV спроектировали САУ «Бруммбер» («медведь-гризли») с мощной 150-мм пушкой. Из-за очень толстой брони эту самоходку немцы называли штурмовым танком. Однако штурмовать советские города «медведям» не пришлось.
«Бруммбер»
Когда они появились, Красная армия уже наступала. Неповоротливый «Бруммбер» с короткоствольной пушкой не годился для боёв на открытой местности. Экзотический штурмовой танк «Штурмтигр» создали в 1943 г. на шасси тяжёлого танка Т-VI «Тигр». Конструкторы решили использовать ракетную установку, стреляющую реактивными снарядами весом почти в 350 кг! Снаряд длиной 1,5 м и диаметром 38 см, оснащённый реактивным двигателем, мог пролететь 5,5 км и разрушить многоэтажный дом: 130 кг взрывчатки пробивали железобетонную стену толщиной в 2,5 м. Страшное по своей разрушительной силе оружие создала для вооружения кораблей. Это был реактивный бомбомёт. Германские танкисты называли его мортирой. Поэтому и «ракетный» танк стали именовать «Штурммортир», но прижилось имя «Штурмтигр». В августе 1944 г. опытный «Штурмтигр» вместе с «Бруммберами» воевал в Варшаве. Чудовищное оружие уничтожало всё вокруг, превращая дома в руины.
«Штурмтигр»
Опытный «Штурмтигр» не имел необходимого бронирования. Его рубка была сварена из толстых листов обычного железа. Первый серийный танк со 150-мм бронёй вышел из цехов завода лишь в сентябре 1944 г. Всего же было сделано 18 таких супертанков…
ТТХ
Общая информация
- Классификация – штурмовое орудие;
- Боевая масса – 23,4 тонны;
- Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади, управления и боевое в центре;
- Экипаж – 4 человека;
- Годы разработки – 1937;
- Годы производства – 1940-1945;
- Годы эксплуатации – 1940-1950;
- Всего выпущено – 10500 машин.
Размеры
- Длина корпуса – 6770 мм, такая же с пушкой вперед;
- Ширина корпуса – 2950 м;
- Высота – 2950 мм;
- Клиренс – 385 мм.
Бронирование
- Тип брони – литая и стальная катаная;
- Лоб корпуса, верх — 25+30 / 85° мм/градус;
- Борт корпуса – 30 мм;
- Корма корпуса, верх — 30 / 30° мм/градус;
- Днище – 19 мм;
- Крыша корпуса — 16 / 78-87° мм/градус;
- Лоб рубки — 50+30 / 9° мм/градус;
- Маска орудия — 50+30 / 5° мм/градус;
- Борт рубки — 30 / 0° + 8 / 30° мм/градус;
- Крыша рубки — 10 / 78—90° мм/градус.
Вооружение
- Пушка — Stuk 40 L/48 калибра 75 мм;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 24 калибра;
- Боекомплект пушки – 54 снаряда;
- Углы ВН — −10…+20° градусов;
- Углы ГН – 12 градусов;
- Прицелы — Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36;
- Пулемет — МG 34 калибра 7,92 мм.
Подвижность
- Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе и пересеченной местности – 38 км/ч;
- Запас хода – 155 км;
- Удельная мощность – 12,8 л.с./т;
- Тип подвески — Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
- Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
- Преодолеваемый ров – 2,3 м;
- Преодолеваемый брод – 0,8 м.
Штурмовые орудия
Во время войн не всё подчиняется классическим правилам. Вот и самоходная пушка «Штурмгешутц» стала исключением из правил. Начав войну в качестве пехотного штурмового артиллерийского орудия, не имевшего вообще никакого отношения к танковым войскам Германии (члены экипажа «Штурмгешутцев» считались не танкистами, а артиллеристами), эта боевая машина в середине войны была принята на вооружение танковых войск. Мало того, если в начале войны экипажам лёгких «Штурмгешутцев» предписывалось не вступать в поединки с танками противника, то в конце войны именно они составляли основу противотанковых подразделений вермахта. При этом, как и другие классические танки, «Штурмгешутцы» последних серий были оснащены и мощными пушками, и толстой бронёй. Эти самоходки получили и пулемётное вооружение. Это была уже не просто артиллерийская установка, всего лишь поддерживающая войска огнём издалека, а настоящая боевая машина, предназначенная для ведения жестокого ближнего боя. Другими словами – самый настоящий танк, пусть и безбашенный.
Штурмовое орудие «Штурмгешутц» III начального периода войны имело короткоствольное орудие калибром 75 мм
Развитие бронетехники во время войны подчинялось единому закону развития жизни: выживает сильнейший. Не все боевые машины, созданные накануне или даже в годы войны, смогли «дожить» до её окончания. Типичным примером является германский тяжёлый танк «Тигр», производство которого было прекращено в 1944 г. А вот «Штурмгешутцы», наоборот, не только производились до самого конца войны, но и их выпуск постоянно увеличивался. Именно «Штурмгешутцы» стали самыми массовыми образцами бронетехники Германии. Их было выпущено более 10 тыс. штук. Производить безбашенные боевые машины по упрощённой технологии оказалось намного легче, чем «нормальные» танки. И это дало свои результаты. «Штурмгешутц», может, и не был столь хорош, как Т-IV. Зато два «Штурмгешутца» на поле боя оказывались всё же эффективнее, чем один «Панцер».
Самоходные пушки «Штурмгешутц» выпускались на базе танков Т-III и Т-IV, а потому назывались «Штурмгешутц» III и «Штурмгешутц» IV. В конце войны они с тали самым востребованным немецким оружием.
За четыре года непрерывных боёв «Штурмгешутцы» видоизменились. Маневренные, оснащённые новой длинноствольной пушкой и пулемётами, имеющие достаточное бронирование, они оказались чуть ли не главным средством сдерживания наступающего противника. Их единственный серьёзный недостаток (неповорачивающаяся пушка) в условиях оборонительных боёв перестал быть столь уж явным. Ведь сидящим в засаде самоходкам не нужно поворачивать пушку для стрельбы во все стороны, что свойственно танкам, идущим в наступление.
Низкий силуэт самоходной пушки «Штурмгешутц» IV делал эту эту боевую машину малозаметной на местности
Модификации
StuG III активно использовался в течение всей войны, и чтобы он оставался актуальным, его регулярно модифицировали.
- Ausf.A – первая серийная машина на шасси Pz.Kpfw.III Ausf.F. Было создано 36 штук, 6 переделано из Pz.Kpfw.III Ausf.G. Применялись в мае-июне 1940, позже отправились в учебные соединения;
- Ausf.B – похож на предыдущую модель, но с широкими гусеничными траками и опорными катками, с механической коробкой передач. Было построено 300 штук, использовались до конца 1942;
- Ausf.C – с новым бронированием носовой части, без прицела наводчика и с обновленной конструкцией люка водителя для выдвижения прицела за закрытым любом. Создано 50 машин;
- Ausf.D – аналогичен предыдущему варианту, но имел внутреннее переговорное устройство. Построено 150 машин, некоторые переделаны в командирские;
- Ausf.Е – обновленный вариант, с дополнительным бронированием. Построено 284 машины, некоторые переделаны в командирские, с добавлением стробоскопических приборов;
- Ausf.F (Sd.Kfz 142/1) – имел еще более усиленное бронирование и другое орудие — 7.5 cm StuK 40 L/43. За счет этого гораздо эффективнее боролся с британскими и советскими танками. В 1942 создано 366 машин;
- Ausf.F/8 – машина с корпусом танка Pz.Kpfw.III Ausf.J и накладными бронелистами. Построено 250 штук;
- Ausf.G – последний вариант Штуга с предприятий MIAG и Alkett, выпускался с 1942 по 1945. Всего построено целых 7720 единиц. 142 было собрано на шасси Pz.Kpfw.III Ausf., еще 173 переделано из Pz.Kpfw.III. Корпус был как у предыдущей модели, но бронирование улучшили, командиру добавили башенку с перископом;
- StuH 42 — САУ с гаубицей 105-мм;
- StuG (Fl) – самоходная огнеметная установка, созданная в 1943. Было собрано не так уж много машин, в боях они, по документам, не применялись, и в 1944 их преобразовали в StuG III Ausf.G.
StuG III Ausf.G
Огневая поддержка
Самоходные артиллерийские установки, следуя за танками или в рядах пехоты, поддерживали наступление танкистов и пехотинцев своим огнём или, наоборот, сидя в засаде, били прямой наводкой по наступающим танкам противника. Основным качеством самоходной пушки (в нашей стране принято называть «самоходная артиллерийская установка») является мощь и точность артиллерийского огня. Обычно на самоходке стояла более мощная пушка, чем на танке аналогичного веса. Бронирование для неё – не самое главное. Ведь самоходка не должна лезть напролом на передовые позиции противника. Её задача – стирать с лица земли выявленные цели, уничтожая их с дальних дистанций, оставаясь при этом недосягаемой для вражеских танковых и противотанковых пушек.
Во всех странах мира было произведено огромное количество самоходных орудий разных типов. На одних самоходных установках орудие стояло открыто, на других располагалось в полностью бронированных казематах (рубках). Многие самоходки имели поворотные башни и внешне ничем не отличались от обычных танков.
СУ-76
Самой распространённой самоходной пушкой в Красной армии была СУ-76 (самоходная установка с 76-мм пушкой), созданная в 1943 г. на базе лёгкого танка Т-70. Её орудие размещалось в полуоткрытой рубке в корме корпуса. Эта лёгкая самоходка, отличавшаяся высокой маневренностью и подвижностью, была незаменимым помощником советским пехотинцам. Подобных боевых машин за годы войны было выпущено рекордное количество – почти 14 тыс. штук. Более мощные, полностью бронированные, самоходные установки выпускались на базе танка Т-34. В зависимости от калибра установленного на них орудия они назывались СУ-85, СУ-100, СУ-122.
Германские самоходные пушки типа «Веспе» или «Хуммель» во многом напоминали советскую СУ-76. Они также были полуоткрытыми, но вооружались более мощными 105- и 150-мм пушками соответственно. Сами немцы называли их самодвижущимися полевыми артиллерийскими системами. В американской армии получили широкое распространение самоходные установки, орудия которых устанавливались не только в рубке, но и в поворачивающейся башне, открытой сверху. Внешне они напоминали танк «Шерман», так как были выполнены на его базе.
«Веспе»
Машины на базе Stug III
- Munitionspanzer auf StuG 40 Ausf. G – транспортер боеприпасов. Не имел пушки, иногда на крышу ставился кран, чтобы было легче загружать выгружать боеприпасы. Был не слишком широко распространен;
- В Советском Союзе из трофейных Штугов сделали несколько десятков СУ-76И, с более высокой рубкой и наклонными бронелистами. Машины активно использовали в 1943-1944, хотя часто трофейные StuG III воевали на стороне Красной Армии и без доработок.
СУ-76И
Боевое применение
Впервые StuG III участвовали в боях в Голландии и Франции, весной и летом 1940 года. В целом они хорошо себя проявили, но стало ясно, что для эффективной поддержки пехоты нужно увеличить количество подразделений Штугов.
Обычно из Штугов составляли батареи – по шесть машин, среди которых были боевые САУ и командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, а также транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252.
К концу осени 1940 Штугов произвели достаточно для создания дивизионов. В этот период они воевали в Югославии и Греции, и до кампании на Восточном фронте немцы потеряли только один Sturmgeschutz III.
После 1941 года
В 1941 ситуация серьезно поменялась, и подразделения со Штугами стали нести потери, хотя их количество в армии только увеличивалась за счет активного производства. StuG III в 1942 воевали в Африке, и после поражения под Эль-Аламейном потеряли почти все САУ.
Специально подготовленные для условий пустыни StuG.III Ausf.F/8 в начале 1942 года отправили в Неаполь, а потом в Тунис, где они активно воевали, но в итоге сдались союзникам.
Разумеется, третьи Штуги активно участвовали в операции Барбаросса, причем в достаточно большом количестве. Затем они постоянно воевали на Восточном фронте – в основном это были машины модификации В. Достаточно эффективны они были при штурме укрепленных районов. Танки и противотанковые орудия Красной армии пробивали лобовое бронирование с трудом, а низкий силуэт затруднял попадание. Так что до конца 1941 на Восточном фронте вермахт потерял меньше ста САУ. Примерно тогда же трофейные StuG III стали использоваться Красной армией.
StuG III Ausf E, захваченный Советской армией
Очень важную роль сыграли StuG III/40 в третьем штурме Севастополя, после которого город пал. Именно экипажи Штугов прорвались к зданию «Панорамы» и поставили на нем флаг Третьего Рейха. Правда, потери в этой битве тоже были понесены большие.
Много Штугов немцы потеряли и при Сталинградской битве. После этого батареи стали комплектовать машинами разных модификаций, добавляя StuН 42 для эффективной борьбы с полевыми укреплениями.
В битве на Курской дуге участвовало 455 StuG III/40. Было потеряно достаточно много машин, причем многие из них не поддавались ремонту. Тогда же советские войска стали создавать СУ-76И из трофейных Штугов, но вскоре это прекратили делать в пользу своих САУ из-за нестабильного потока трофеев и сложного ремонта.
В 1944-1945 годах военная промышленность Германии уже не могла производить достаточно Штугов, чтобы восполнить их потери – заводы были разрушены авиацией союзников. Так что в итоге к концу Второй мировой этих машин осталось очень немного.
Вообще САУ StuG III, по оценкам специалистов, оказалась очень удачной. Она эффективно боролась с танками из засады благодаря низкому силуэту, а бронирование позволяло ей уничтожать танки противника намного раньше, чем противник мог подбить саму САУ.
Уже после Второй мировой StuG III активно использовали на Ближнем Востоке и в некоторых странах Европы. Последние боевые действия, в которых участвовали Штуги – это Шестидневная война 1967 года.
Разрушенный StuG III
Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 4. Редкие немецкие САУ
На начальном этапе Второй мировой войны немецкие войска захватили богатые европейские трофеи, среди которых была и бронетехника поверженных стран. Часть танков немцы использовали практически без переделок, а на шасси некоторых из них создавали бронетехнику различного назначения: от транспортеров боеприпасов до самоходных гаубиц, которые часто выпускались очень ограниченными сериями. В этой статье речь пойдет о самоходных гаубицах Sturmpanzer II (Bison II) (выпущено всего 12 штук), G.Pz. Mk. VI (e) (построено 18 штук: 6 со 150-мм и 12 со 105-мм гаубицами) и 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f) (выпущено всего 16 штук).
Sturmpanzer II (Bison II)
Несколько неожиданный, хотя и вполне закономерный успех боевого применения импровизированных самоходок Sturmpanzer I Bison, вооруженных 150-мм гаубицей sIG 33 и построенных на базе легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, открыл «второе дыхание» для танков устаревших типов. Работы по установке различных артиллерийских систем на шасси танков в Германии были продолжены. Начиная с 1940 года, попытки установки тяжелых 150-мм гаубиц, столь необходимых для поддержки пехоты на поле боя, предпринимались в Германии многократно.
Немецкие конструкторы работали с различными шасси как легких, так и средних танков: от Pz.Kpfw.I до Pz.Kpfw.IV. Еще до того как в серию пошел Sturmpanzer I Bison у немецких конструкторов были планы создать что-то более эффективное, построенное на шасси и компонентах танков Pz.Kpfw.II. В октябре 1940 года компания Alkett собрала первый прототип на базе шасси танка Panzer II Ausf B, которое, как оказалось, не обеспечивало достаточно места для размещения столь массивного орудия, а также не могло в достаточной мере гасить отдачу орудия при выстреле. При этом пехотная 150-мм гаубица sIG 33 ставилась на танк уже без лафета и колес.
18 февраля 1941 года было принято решение построить Sturmpanzer II (который иногда называли Bison II) на модифицированном шасси танка Pz.Kpfw.II. Компоновка была оставлена прежней, но корпус танка удлинили на 600 мм и расширили на 330 мм. В состав ходовой части был добавлен один дополнительный опорный каток, в итоге их стало шесть. В отличие от многих немецких САУ, той же модели Sturmpanzer I Bison, которая напоминала скворечник на гусеницах, или САУ Wespe, новая самоходная гаубица не имела защищающих расчет бронеплит по всей длине надстройки. За счет практически полного отсутствия бронерубки высота САУ была небольшой.
Вооружение осталось неизменным. Была использована пехотная 150-мм гаубица sIG 33, которую немцы установили ни на одном танковом шасси. Пушка оснащалась штатным телескопическим прицелом Rblf36, который обеспечивал двукратное увеличение. Возимый боекомплект состоял из 30 выстрелов почти полностью осколочно-фугасных, но для борьбы с бронированными целями могли использоваться и кумулятивные боеприпасы. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG34, предназначенный для защиты от пехоты противника.
Механик-водитель самоходки располагался в небольшой бронированной рубке перед боевым отделением. В отличие от базового танка в его распоряжении имелся люк для посадки и высадки из боевой машины. Силовая установка, элементы ходовой части и трансмиссия были без принципиальных изменений заимствованы у серийного танка. Двигатель остался прежним. Это был 6-цилиндровый бензиновый Maybach HL62 TRM, развивавший мощность 140 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Согласно другим данным на серийных самоходках мог использоваться двигатель Büssing-NAG L8V с максимальной мощностью 150 л.с. также при 2800 оборотах в минуту.
Топливо размещалось в двух баках общей емкостью 200 литров. Для обеспечения лучшего охлаждения в крыше моторного отделения были вырезаны два больших люка. Сделано это было еще и потому, что самоходки изначально планировалось использовать в Северной Африке, куда уже был переброшен Африканский корпус под командованием генерала Роммеля. Трансмиссия была унаследована от танка и включала в себя механическую коробку передач (5 скоростей вперед и одна назад) типа ZF Aphon SSG46, главный и бортовые фрикционы, а также ленточные тормоза.
После всех изменений масса самоходки выросла до 11,2 тонн, что было на 2,3 тонны больше, чем у базового варианта танка. Однако серьезного влияния на ходовые качества машины этот факт не оказал. Sturmpanzer II по-прежнему мог разгоняться до 40 км/ч при движении по шоссе. А вот запас хода незначительно снизился с 200 км (у танка) до 180 км при движении по дорогам с твердым покрытием. Производство самоходок велось компанией Alkett в декабре 1941 — январе 1942 года, всего за этот период было собрано 12 самоходных гаубиц. Из них были сформированы 707-я и 708-я роты тяжелых пехотных орудий, которые были отправлены на североафриканский театр военных действий. Здесь они достаточно активно использовались в боях, принимали участие в сражении у Эль-Аламейна. Последние Sturmpanzer II (Bison II) были захвачены союзниками в мае 1943 года после капитуляции немецких войск в Тунисе.
Тактико-технические характеристики Sturmpanzer II: Габаритные размеры: длина — 5410 мм, ширина — 2600 мм, высота — 1900 мм, клиренс — 340 мм. Боевая масса — 11,2 т. Силовая установка — карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Büssing-NAG L8V, мощностью 150 л.с. Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе), около 20 км/ч (по пересеченной местности). Запас хода — 180 км. Вооружение — 150-мм пехотная гаубица sIG 33 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке. Боекомплект — 30 выстрелов. Экипаж — 4 человека.
10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f)
После захвата Франции немецкие войска получили в свое распоряжение большое разнообразие трофейных танков самых разных годов выпуска, находившихся в разном техническом состоянии. Среди прочего немцам досталось около 160 тяжелых французских танков Char B1 bis. Большая их часть использовалась немцами без особых переделок, примерно 60 танков переделали в огнеметные, а 16 стали 105-мм самоходными гаубицами, полное наименование 10.5-cm leichte Feldhaubitze 18/3 (Sf.) auf Geschützwagen B2 (f) 740 (f).
Решение о создании на базе шасси захваченных французских танков самоходных артиллерийских установок было принято в Германии в марте 1941 года. Их планировалось использовать для поддержки создаваемых на том же танковом шасси огнеметных танков Flammenwerfer Auf Pz.Kpfw.B2. Поставленная пред конструкторами задача была достаточно быстро решена путем установки в открытой рубке 105-мм легкой полевой гаубицы leFH18. Для этого башня танка с 47-мм орудием, а также 75-мм гаубица в корпусе демонтировались. На крыше боевого отделения размещалась неподвижная рубка, в лобовом листе которой было смонтировано новое орудие. Толщина бронирования рубки составляла 20 мм, крыша отсутствовала. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от -4 до +20 градусов, в горизонтальной плоскости по 15 градусов влево и вправо. Возимый боекомплект состоял из 42 выстрелов.
Стоит отметить, что 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18 на протяжении всей Второй мировой войны составляла основу полевой артиллерии вермахта, так что ее выбор был не случаен. Гаубица находилась на вооружении легких дивизионов артиллерийских полков и была основой всей немецкой дивизионной артиллерии. Согласно официальным данным на вооружении вермахта находилось до 7076 гаубиц данного типа. Естественно, что в разное время немецкие конструкторы рассматривали различные варианты по увеличению подвижности данной артиллерийской системы путем установки ее на различные танковые шасси.
Первый прототип новой САУ с рубкой, выполненной из неброневой стали, был готов к июню 1941 года. При этом к моменту начала работ полностью исправных шасси французских тяжелых танков имелось достаточно мало. Согласно производственным планам Управления Вооружения в 1941 году было выпущено всего 10 таких самоходных гаубиц двумя партиями по 5 машин. В 1942 году было переоборудовано таким образом еще 6 танков. Таким образом, компанией Rheinmetall Borsig, располагавшейся в Дюссельдорфе, было собрано всего 16 самоходных артиллерийских установок данного типа.
Габариты новой самоходной гаубицы были весьма внушительными (высота практически 3 метра, длина — 6,5 метров), ее внешний вид можно было назвать несуразным. Но если размеры самоходки не были таким уж серьезным ее недостатком, то большой вес сказывался сильнее. Боевая масса машины была унаследована от тяжелого танка и составляла не менее 32,5 тонн, что было достаточно много для оставшегося неизменным 307-сильного двигателя. Даже при движении по шоссе САУ не развивала скорости более 28 км/ч, да и запас ее хода был сравнительно небольшим — 150 км.
Все выпущенные самоходки получили буквенное обозначение в алфавитном порядке — от А до P. Все машины поступили на вооружение 93-го артиллерийского полка 26-й танковой дивизии. В составе полка было три батареи по 4 самоходных гаубицы в каждой, еще 4 машины были сверхнормативными. При эксплуатации данной боевой техники практически сразу же были выявлены недостатки, к которым относили низкую маневренность и перегруженность шасси, что часто приводило к поломкам. По состоянию на 31 мая 1943 года боеспособными в полку оставались 14 машин. Тогда же они были переданы в учебное подразделение, расположенное в Гавре, на их место пришли 12 САУ Wespe. Однако в дальнейшем по мере осложнения обстановки на фронте самоходки вновь вернули в строй. Они были приданы 90-й танковой дивизии, которая действовала в Сардинии.
Тактико-технические характеристики 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f): Габаритные размеры: длина — около 6,5 м, ширина — 2,4 м, высота — около 3 м. Боевая масса — 32,5 т. Силовая установка — 6-цилиндровый бензиновый двигатель Renault мощностью 307 л.с. Максимальная скорость — до 28 км/ч (по шоссе). Запас хода — 135-150 км. Вооружение — 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18/3 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке. Боекомплект — 42 выстрела. Экипаж — 4 человека.
G.Pz. Mk. VI (e)
В отличие от многочисленных французских бронированных машин, британские танки немцами в массовом порядке никогда не использовались и не переделывались. Исключение в какой-то мере составляли только легкие английские танки Mk VI. По всей видимости, по той причине, что они составляли основу танкового парка Британского экспедиционного корпуса во Франции и были захвачены немцами в хоть сколько-то значительных количествах. На шасси данных танков немцами изготавливались два типа САУ, вооруженных 105-мм легкой полевой гаубицей leFH 16 и 150-мм тяжелой полевой гаубицей 15 cm sFH 13.
В обоих случаях речь шла об использовании устаревших артиллерийских систем периода еще Первой мировой войны. Вариант самоходной гаубицы с полным обозначением 10,5cm leFh16 auf Fgst Geschutzwagen Mk.VI(e) был готов уже летом 1940 года. Доработки машины были в первую очередь связаны с установкой на танковое шасси 105-мм гаубицы на специальном лафете. Артиллерийское орудие с длиной ствола 22 калибра и не имеющее дульного тормоза получило углы вертикального наведения в пределах от -8 до +41 градусов. Экипаж самоходки включал в себя 5 человек: механика-водителя, командира, наводчика и двух заряжающих.
Гаубица была расположена в открытой сверху и сзади бронированной рубке, которая появилась на месте танковой башни в кормовой части боевой машины. Толщина брони рубки составляла от 12 до 20 мм, бронелисты рубки были расположены под небольшими углами и обеспечивали защиту от попаданий пуль и осколков. В качестве альтернативного варианта рассматривалась также установка 150-мм гаубицы sFH 13. Однако орудие столь большого калибра для шасси легкого британского танка было чересчур мощным, что вело к проблемам при стрельбе. Однако несколько трофейных танков (до 6) были все-таки вооружены и таким орудием.
Всего немцы собрали 12 самоходных установок, вооруженных 105-мм гаубицей, и 6 — 150-мм гаубицей. Для их выпуска были использованы наиболее хорошо сохранившиеся британские танки Mk.VIb и Mk.VIc, которые хранились на пунктах сбора трофейной техники во Франции. По сути это были танкетки с вращающимися башнями, массой чуть более 5 тонн. На базе этих легких британских танков немцы также создали транспортер боеприпасов (12 машин) и подвижный наблюдательный пункт (4 машины). Все САУ и сопутствующая техника поступали на вооружение 227-го артиллерийского полка, а также вновь сформированной в рамках данной части 1-й батареи штурмовых орудий.
Скорее всего, самоходки вместе с полком отбыли на Восточный фронт в октябре 1941 года. Боевое крещение данные самоходные гаубицы приняли в боях под Ленинградом. Причем, по отзывам немцев, они могли использоваться даже для борьбы с советскими танками. Самоходки на английском шасси провоевали в СССР до конца 1942 года, когда в боях были потеряны последние машины данного типа.
Тактико-технические характеристики G.Pz. Mk. VI (e): Боевая масса — 6,5 т. Силовая установка — 6-цилиндровый бензиновый двигатель Meadows ESTE мощностью 88 л.с. Вооружение — 105-мм полевая гаубица leFH 16 и один 7,92-мм пулемет MG34. Экипаж — 5 человек.
Источники информации: https://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/15cm_sig33_pz2.htm https://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/light_mk6.htm https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G93_GW_Mk_VIe/История https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:F28_105_leFH18B2/История https://stalinhdtv.livejournal.com/21397.html Материалы из открытых источников
Танк в культуре
Штуг 3 можно встретить в нескольких играх, посвященных Второй мировой войне и танкам, например, «В тылу врага», «Company of Heroes 2» и, конечно же, в World of Tanks» и «War Thunder».
Достаточно широко машина представлена и в стендовом моделизме – пластиковые сборные модели выпускаются в Китае, Японии и в России .
Модель StuG III фирмы Звезда
Память о танке
До наших дней сохранилось не так уж много StuG III. Машины на ходу есть в танковом музее Паролы в Финляндии, а также в частной коллекции Джона Филлипса. Неработающие танки выставлены во Франции, Финляндии, Швеции, Болгарии. Есть они и в России – в танковом музее Кубинки и в Музее Великой Отечественной войны в Москве. В основном это машины модификации Ausf, G.
StuG III Ausf.G в Кубинке
Фото и видео
StuG III Ausf.B
StuG III Ausf. C
StuG III Ausf.D
StuG III Ausf.F (Sd.Kfz 142/1)
StuG III Ausf.F/8
StuG III Ausf.Е
StuG III StuG (Fl), огнементый
StuH 42
StuG III в разрезе Еще материал по теме
- M4 Sherman
- Новый смертоносный танк Т90МС