Торпедоносец-бомбардировщик Douglas TBD Devastator


История создания бомбардировщика Douglas TBD-1 «Devastator»

Конкурс на создание бомбардировщика-торпедоносца для замены устаревших самолетов T3M и T4M, был объявлен бюро Аэронавтики флота США в июне 1934 года. Участвовать в нем согласились только две и «Дуглас», имевшие подобные наработки, однако этого было явно недостаточно, посему обоим фирмам-участницам было предложено построить опытные образцы.

«Грэйт Лэйкс» строила биплан, а вот «Дуглас» решили выдать новинку — цельнометаллический моноплан палубного базирования. Такого в США не делал ещё никто. Технически, машина (будущий бомбардировщик TBD-1) была довольно интересной: именно на ней впервые были применёны гидравлический механизм складывания крыла, полуутопленное в фюзеляж расположение торпеды, и тормоза колёс основных стоек шасси.

Прототип XTBD-1 (Х — экспериментальный, в США) был построен весной 1935 года, а 15 апреля того же года, он впервые поднялся в воздух. Войсковые испытания начались всего через 9 дней, на базе ВМС в Анакосте.


Чертеж бомбардировщика Дуглас TBD-1 «Девастэйтор»

Флотские чины быстро убедились что новшества «Дуглас» по всем статьям превзошли «классику» «Грэйт Лэйкс». Всего через полгода (16 января 1936 года), новый бомбардировщик-торпедоносец, под индексом TBD-1 был принят на вооружение ВМС США, а 3 февраля с был подписан контракт на поставку 114 самолётов. Интересно, что собственным именем «Devastator» («Разрушитель»), TBD-1 обзавелся только 1 октября 1941 года. Почему устаревшей к тому времени машине было присвоено такое претензионное имя, история скрывает.

Всего за три года производства (1937-1940 г.г.) был произведен 131 самолёт TBD-1 всех модификаций. Применялся на всех американских авианосцах того времени (по 1 эскадрилье на каждом), планировался к экспорту в Нидерланды, но после захвата этой страны Германией, проект был закрыт.


Американский бомбардировщик-торпедоносец Дуглас TBD-1 «Девастэйтор». Штатное крепление торпеды довольно ориганальное, не находите?

использованная литература

  1. Ганстон 1976, с. 66.
  2. abc
    Винчестер, Джим (2004).
    «Дуглас TBD Devastator».
    Самолеты Второй мировой войны
    (Информация об авиации)
    . Кент, Великобритания: Grange Books plc. ISBN 1-84013-639-1 .
  3. аб
    Понедельник 2006, с. 128.
  4. Тиллман и Лоусон 2001, с. 56.
  5. Джексон и Долл 1973, с. 5.
  6. Тиллман 2000, с. 82.
  7. Пикирующий бомбардировщик (1951)
  8. Кукла 1967, стр. 7–8.
  9. ab
    «USS Enterprise CV-6: Самый титулованный корабль Второй мировой войны, стр. 2».
    cv6.org
    . Проверено: 11 апреля 2010 г.
  10. Крессман и др. 1990, с. 84–89.
  11. Паршалл и Талли, 2005 г., стр. 206–215.
  12. Бьюэлл 1987, с. 494.
  13. «USS Enterprise CV-6: Самый титулованный корабль Второй мировой войны, стр. 3». cv6.org
    . Проверено: 7 июня 2010 г.
  14. Паршалл и Талли 2005, стр. 215–216, 226–227.
  15. Кукла 1967, с. 34.
  16. Гинтер 2006, с. 91.
  17. Джексон и Долл 1973, с. 43.
  18. Чамплин, Дуг. «Дуглас ТБД-1». Архивировано 22 мая 2011 года в Wayback Machine . nwrain.net
    . Проверено: 11 апреля 2010 г.
  19. «Обследование лагуны Опустошителя Джалуит, подлежащее уточнению, 2004 г.». Архивировано 9 мая 2007 года в Wayback Machine . tighar.org
    . Проверено: 7 июня 2010 г.
  20. 1998 г. Вернитесь на страницу TBD в «Обломках Douglas TBD-1 #0353». Архив от 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine . nwrain.com
    , 1998. Дата обращения: 7 июня 2010 г.
  21. «Чтобы спасти опустошителя: TBD Devastator Jaluit Lagoon Survey 2004, стр. 2». Архив от 9 мая 2007 г. в Wayback Machine . tighar.org
    , 1997. Дата обращения: 7 июня 2010 г.
  22. «Святой Грааль Warbirds найден у берегов Сан-Диего». Архив от 17 декабря 2011 года в Wayback Machine . eaa.org
    . Проверено 21 ноября 2011 г.
  23. «Отчет об аварии, TBD-1 BuNo.0377». Заархивирован на 9 июня 2012 года в Wayback Machine . eaa.org.
    Проверено: 21 ноября 2011 г.
  24. Air International
    , март 1990 г., с. 152.
  25. Тиллман 2000, с. 96.

Конструкция бомбардировщика Douglas TBD-1 «Devastator» и основные модификации

Бомбардировщик-торпедоносец Douglas TBD-1 «Devastator» построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж ферменной конструкции. Крыло двухлонжеронное со складывающимися консолями.

Для удержания самолёта на плаву в случае вынужденной посадки на воду внутри крыла устанавливались прорезиненнные надувные мешки (демонтированы в 1940 году).

Шасси трёхопорное, частично убирающееся, с хвостовым колесом. Самолёт оборудовался посадочными щитками и гаком. Все члены экипажа размещались в одной закрытой кабине друг за другом. Сверху кабина закрывалась длинным фонарём с 4 сдвижными секциями.

Силовая установка состояла из поршневого 14-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения Прэтт-Уитни R-1830-64 с трёхлопастным винтом изменяемого шага диаметром 3,12 м.

выжившие

Девастатора

нет ни в одной частной, государственной или музейной коллекции. Многие останки рассматриваются для реставрации. Вот четыре обломка самолета, которые, скорее всего, будут восстановлены:
ТБД-1, Бу№. 0298«5-Т-7»
, бывший VT-5/USS Yorktown (CV-5), Джалуит , Ислас Маршалл . [ 19 ] ТБД-1 Бу№.
0353
Исполнительный аэропорт Майами-Опа Лока , Океано Атлантико , Майами , Флорида . [ 20 ] ТБД-1 Бу№.
1515«5-Т-6»
бывший VT-5/USS Yorktown (CV-5), Джалуит, Ислас Маршалл. [ 21 ] ТБД-1 Бу№.
0377«6-Т-7»,
бывший VT-2/USS Lexington (CV-2), Тихий океан, Мишн-Бич, Калифорния. [ 22 ] ​[ ]

Характеристики Douglas TBD-1 «Devastator»

Страна:СШАТип:БомбардировщикГод выпуска:1935 г.Экипаж:3 человекаДвигатель:1х R1830-64 мощностью 900 л.с.Максимальная скорость:331 км\ч (205 км\ч крейсерская)Практический потолок:6000 мДальность полета:1134 км (с торпедой), 704 км (с бомбами)Масса пустого:2804 кгМаксимальная взлетная масса:4473 кгРазмах крыльев:15,24 мДлина:10,69 мВысота:4,59 мПлощадь крыла:39,2 кв.м.Вооружение:2x 7,69-мм пулемета (курсовой, синхронный, 1000 патронов. турельный, в кабине стрелка-радиста, 600 патронов), до 545 кг бомбовой нагрузки (или 1 торпеда Mk.XIII). Позднее курсовой пулемет заменен на 12,7-мм (500 патронов), а турельный, стал 7,69-мм спаренным.

Модификации Douglas TBD-1:

  • XTBD-1 — прототип с двигателем Прэтт-Уитни XR-1830-60 мощностью 800 л.с. Изготовлен весной 1935 года. Первый полёт 15 апреля 1935 года. Позже использовался для испытаний двигателей.
  • TBD-1 — серийный, с измененной формой фонаря кабины, маслорадиатором в правой консоли крыла. В 1937-1939 годах изготолено 129 самолётов.
  • TBD-1A — (опытный) патрульный бомбардировщик с поплавковым шасси, двигателем Райт GR-1820-G105A мощностью 1200 л.с., увеличенным рулём направления. Разработан для Нидерландов. Изготовлен в 1940 году в одном экземпляре. Применялся для испытаний торпед в Ньюпортской торпедной станции.


Патрульный бомбардировщик с поплавковым шасси TBD-1A. Экспериментальный.

Новое в блогах

Сброс торпеды.

С момента зарождения боевой авиации очень заманчивой выглядела идея применить самолеты для уничтожения боевых кораблей — ведь даже той небольшой скорости, которую развивали неуклюжие бипланы в начале века, было достаточно, чтобы догнать самый быстроходный крейсер. Еще в 1912 году американский контр-адмирал Фиске запатентовал метод торпедной атаки кораблей с воздуха. И уже через два года специально созданные самолеты-торпедоносцы прошли боевое крещение в морских сражениях первой мировой войны.

К началу 30-х годов в морской авиации США торпедоносцы стали главным оружием авианосцев. Как правило, это были бипланы с открытой кабиной и экипажем из трех человек — летчика, штурмана-бомбардира и стрелка. Помимо чистых торпедоносцев класса «Т» на палубах плавучих аэродромов под звездно-полосатым флагом базировались и специальные двухместные морские бомбардировщики класса «В». Летом 1934 года командование авиации флота предложило разработать универсальный боевой самолет палубного базирования, получивший обозначение «ТВ» (torpedo-bomber — торпедоносец-бомбардировщик).

Свои проекты представили на конкурс три фирмы. Наиболее консервативно выглядел расчалочный биплан XTBG-1 компании Грэйт Лэйкс. Совсем иначе смотрелась машина фирмы Хэлл — их вариант XTBH-1 представлял собой большой двухмоторный моноплан с экипажем из четырех человек. Однако военные остановили свой выбор на одномоторном торпедоносце XTBD-1 фирмы Дуглас и только ей заказали постройку прототипа. XTBD-1 был для своего времени весьма передовой разработкой. Впервые в мире палубный самолет-торпедоносец строился по схеме свободнонесущего моноплана с закрытой кабиной. Конструкция была цельнометаллической с фюзеляжем типа полумонокок. Рулевые поверхности покрывались полотном, а дюралевая обшивка крыла, за исключением корневой части и законцовок, была гофрированной (единственный «пережиток» 20-х годов).

Экипаж, состоявший из летчика, штурмана-бомбардира и стрелка-радиста, сидел друг за другом в общей кабине, закрытой длинным фонарем со сдвижными секциями. Основные стойки шасси убирались назад по полету, но колеса не разворачивались и в убранном положении наполовину выступали. Такая схема уборки обеспечивала по замыслу конструкторов большую безопасность при вынужденной посадке на фюзеляж. Для улучшения аэродинамики поначалу утапливалось в фюзеляж и хвостовое колесо. Но от этого избавились сначала на прототипе (чтобы не усложнять конструкцию), а затем и на всех последующих самолетах.

Авианосной машине необходима хорошая маневренность при рулении в ограниченном пространстве палубы, поэтому торпедоносец получил эффективные тормоза «Бендикс» на каждое колесо. А для остановки на посадке имелся тормозной крюк снизу фюзеляжа перед хвостовым колесом. Складывание крыла на палубных самолетах применяли и раньше, но на XTBD-1 этот процесс впервые механизировали, применив гидравлику. Если на бипланах коробки крыльев прижимались по бокам фюзеляжа, то для моноплана более естественным выглядел вариант, при котором консоли поднимались вверх и складывались «шатром» над кабиной. В качестве силовой установки выбрали 900-сильный двигатель воздушного охлаждения «Пратт Уитни» ХР-1830-60, вращающий трехлопастный винт изменяемого шага «Гамильтон Стандарт» диаметром 3,12 м. Два крыльевых топливных бака вмещали 784 л бензина.

Из стрелкового вооружения запланировали сначала установку двух 7,92-мм пулеметов «Кольт Браунинг» М2. Одним пулеметом в кольцевой турели управлял стрелок-радист, обороняя заднюю полусферу. В обычном полете этот пулемет был утоплен в фюзеляж, а при необходимости стрелок открывал сверху специальные створки, отодвигал свою секцию фонаря вперед и занимал оборону. Второй пулемет, огонь из которого вел пилот (пользуясь телескопическим прицелом Мк.III), стоял в фюзеляже перед кабиной справа и имел синхронизатор для стрельбы через винт. В дальнейшем с началом боевой эксплуатации стрелковое вооружение усилили и на некоторых машинах сзади ставили спарку «Браунингов», а часть самолетов имела спереди два крупнокалиберных ствола по 12,7 мм. Кроме специальной авиационной торпеды «Блисс Леавитт» Мк.ХII (908 кг) длиной 4,6 м и диаметром 46 см, можно было подвесить снизу фюзеляжа и устаревшую Mk.VIII. По бокам от узлов навески торпеды имелось два держателя для пары бомб по 500 фунтов (227 кг).

Естественно, что при таком варианте загрузки торпеда уже не устанавливалась. Для 12 мелких бомб по 100 фунтов (45 кг) предусмотрели подкрыльевые держатели. При полете с торпедой летчик пользовался своим телескопическим прицелом, а во время бомбовой атаки в дело вступал штурман. Он открывал створки автоматического бомбоприцела «Норден» Mk.XV-3 снизу за мотором и нажимал кнопку «сброс». Военные очень рассчитывали на Mk.XV-3, ведь впервые столь совершенный прицел ставили на боевую машину.

Вообще торпедоносцу фирмы Дуглас можно применить слово «впервые» много раз. XTBD-1 стал первым морским самолетом США цельнометаллической конструкции, он впервые предназначался для специально созданной авиационной торпеды. С размахом 15,2 м и взлетным весом более 4,5 тонны, XTBD-1 считался еще и одним из самых крупных «палубников», созданных к тому времени. Поэтому неудивительно, что командование авиации ВМФ США с нетерпением ждало результатов испытаний. Весной 1935 года первый прототип XTBD-1 выкатили из цеха завода в Санта-Монике, и 15 апреля он впервые поднялся в воздух с аэродрома Кловер Филд. Войсковые испытания проходили на различных базах ВМФ. В Анакостии летчики морской авиации выполнили оценочные полеты, а ночные испытания и сбросы торпед отработали на морской базе в Дальгрене. В декабре начались полеты с авианосца «Лексингтон» — за 5 дней три морских летчика совершили 13 посадок на палубу с использованием тормозного крюка.

Максимальная скорость XTBD-1 без наружных подвесок составляла 322 км/ ч. Если же полет выполнялся с торпедой, то скорость падала почти в два раза до 200-210 км/ч, а с бомбами эта цифра получалась лишь чуть-чуть выше. Дальность полета с торпедой и бомбами достигала 700 км и 1126 км соответственно, а потолок составлял 6000 м. Такие данные очень высокими не назовешь, но для 1935 года они были вполне приемлемы и значительно превышали характеристики торпедоносца-биплана TG-2, для замены которого и создали XTBD-1. В конце 1935 года первый прототип вернулся на завод в Санта-Монику, где на нем по требованиям военных выполнили ряд доработок. Фонарь кабины получил новую форму с большим остеклением для улучшения обзора. Воздухозаборник маслорадиатора перенесли из-под мотора под правую плоскость, а всасывающий патрубок карбюратора установили сразу за двигателем по правому борту. Разработали и новое хвостовое оперение с килем меньшей площади.

В январе 1938-го руководство ВМФ США официально приняло новый торпедоносец на вооружение и в феврале подписало контракт на поставку 114 самолетов. Буква «X», обозначающая экспериментальную машину, теперь была не нужна, и для серийных машин оставили индекс TBD-1, добавив в октябре 1941-го еще и собственное имя «Девастэйтор» («Devastator» — «Опустошитель» или «Разоритель»). И здесь моноплан фирмы Дуглас оказался первым, поскольку до него торпедоносцы флота не имели названий, ограничиваясь лишь буквенно-цифровым индексом. Серийные TBD-1 получили двигатели R-1830-64 такой же мощности 900 л.с., но с измененной системой воздуховодов. С установкой необходимого оборудования вес пустого самолета по сравнению с прототипом вырос с 2289 кг до 2540 кг, а максимальный взлетный вес составлял 4624 кг.

Первый серийный TBD-1 поднялся в воздух 25 июня 1937 года и менее чем за два месяца совершил 65 испытательных полетов. Две первые серийные машины оставили на фирме для различных испытаний, так что поставки флоту начались с самолета под номером 3. Это знаменательное событие произошло 5 октября 1937 года на палубе авианосца «Саратога», а до конца года дивизион VT-3 получил все 18 положенных по штату торпедоносцев. С началом эксплуатации TBD-1 стали выявляться недостатки нового самолета. Наиболее серьезным из них оказалась сильная коррозия обшивки крыла от воздействия морской соли, из-за чего, то и дело приходилось менять поврежденные листы. Возникали проблемы с узлами навески руля направления, а тормоза при определенных условиях не всегда работали эффективно.

В 1938-м вошли в строй новые авианосцы «Йорктаун», «Энтерпрайз», «Уосп» и «Хорнет» — и все они получают на вооружение «Девастэйторы». В 1940 году пополнил свой самолетный парк новым торпедоносцем авианосец «Рэйнджер». Один TBD-1 в 1940 году вошел в состав многоцелевого дивизиона VJ-3, базирующегося на плавучей мастерской «Ригел». А дивизион VMS-2 авиации морской пехоты в Калифорнии использовал свой экземпляр «Девастэйтора» в качестве буксировщика мишеней. Переучивание с устаревших бипланов на TBD-1 морские летчики встретили с энтузиазмом, но не обошлось без происшествий. Несколько самолетов разбилось из-за того, что пилоты начинали взлет, не убедившись, что крыло зафиксировано в «развернутом» положении. В воздухе «Девастэйтор» с его крылом большой площади вел себя прекрасно и обладал неплохой для своего класса маневренностью. Эффективные закрылки позволяли выдерживать посадочную скорость порядка 100 км/ч, что делало приземление на палубу доступным даже неопытным летчикам. Гораздо больше нареканий вызывала недоведенная и не вполне надежная торпеда Мк.XIII.

Из-за потерь во время переучивания в августе 1938 года пришлось заказать дополнительную партию из 15 TBD-1, а последний серийный торпедоносец передали флоту в ноябре 1939-го. Конструкторы попытались расширить круг задач своего самолета, и летом 1939 года самый первый серийный «Девастэйтор» (оставшийся на фирме) оснастили поплавками длиной 8,8м. Однако флот не проявил особого интереса к такому самолету, получившему обозначение TBD-1A. Американцы умеют рекламировать свой товар, и официальный запрос на TBD-1A вскоре пришел из Голландии — ее авиации требовался морской патрульный бомбардировщик. Голландцы попросили внести в конструкцию гидроплана ряд изменений. Основным условием была замена мотора на «Райт» GR1820-G105 (1100 л.с.), чтобы унифицировать самолет с уже поступающим на вооружение американским истребителем Брюстер B-339D «Буффало». Конструкторы разработали соответствующую документацию, и уже шли переговоры о постройке серии. Однако в мае 1940 года германские войска оккупировали Голландию, и все работы по TBD-1A пришлось прекратить. Оставшийся на фирме единственный поплавковый «Девастэйтор» передали во 2-й экспериментальный дивизион в Род-Айленде для различных испытаний. Он летал до мая 1943 года и участвовал в работах по доводке торпеды Мк.ХIII.

За три предвоенных года «Девастэйтор» стал основным палубным торпедоносцем ВМФ США. Интенсивные тренировочные полеты не прекращались, и несколько раз самолеты участвовали в крупных флотских учениях. Во время одного из таких учений TBD-1 дивизиона VT-3 с авианосца «Саратога» отрабатывали воздушную атаку на главную базу тихоокеанского флота в Перл-Харборе. Учебное нападение с элементами внезапности прошло очень удачно, но должных выводов американцы не сделали. В декабре 1941-го точно такую же тактику избрали японские авианосцы, застав линкоры на Гавайях врасплох. К 7 декабря 1941-го «Девастэйторы» базировались на семи авианосцах — «Лексингтон» (12 самолетов, дивизион VT-2), «Саратога» (12 самолетов, дивизион VT-3), «Йорктаун» (14 самолетов, дивизион VT-5), «Энтерпрайз» (18 самолетов, дивизион VT-6), «Хорнет» (8 самолетов, дивизион VT-8), «Уосп» (2 самолета, дивизион VS-71) и «Рэйнджер» (3 самолета, дивизион VT-4). Часть торпедоносцев командование флота использовало в качестве учебных на базе Пенсакола во Флориде (первые 10 TBD-1 прибыли сюда в 1938-м).

До начала войны с Японией на самолете внедрили еще одно новшество, оснастив его надувными подкрыльевыми поплавками. Таким образом, при посадке поврежденного TBD-1 на воду, у летчика был шанс дождаться помощи вместе с машиной. Правда, некоторые скептики из командования с недовольством отнеслись к такому решению, считая, что у врага будет гораздо больше шансов захватить секретный бомбоприцел «Норден». Когда 7 декабря 1941-го эскадра адмирала Нагумо подошла к Гавайским островам, авианосцы в Жемчужной Гавани отсутствовали, благодаря чему главная ударная сила тихоокеанского флота США уцелела. «Девастэйторы» впервые вылетели на боевое задание 10 января 1942 года, когда «Лексингтон» патрулировал в районе Гавайев. В этот день пара истребителей F2A-3 «Буффало» с авианосца обнаружила в 160 км к западу от атолла Джонстон японскую подлодку в надводном положении. Пилоты истребителей имели приказ сохранять радиомолчание, чтобы не обнаружить авианосную группу, поэтому о находке сообщили лишь после посадки.

С момента обнаружения прошло почти два часа, прежде чем пара истребителей и четыре «Девастэйтора» с глубинными бомбами по 325 фунтов (147 кг) отправились в полет. «Буффало» вновь точно вышли в район цели и американцам повезло — субмарина все еще плыла на поверхности. Сначала в дело вступила первая пара TBD-1, сбросив глубинные бомбы с высоты 600 м. Но штурманам не помогли современные прицелы, и все бомбы упали далеко от цели, не причинив ей никакого вреда. Вторая пара «Девастэйторов» оказалась более точной, и водяные столбы взрывов поднялись в 15 м за кормой субмарины. Попытались обстрелять цель из пулеметов и истребители, но лодка тут же погрузилась, а на поверхности расплылось нефтяное пятно. Это дало повод американцам утверждать, что субмарина получила серьезные повреждения, хотя японский флот в этот день ничего не сообщил о потерях.

В феврале 1942-го авианосное соединение в составе «Энтерпрайза» и «Йорктауна» получило задание провести патрульный рейд в районе Маршалловых островов и островов Гилберта. Первыми в дальнем походе отличились «Девастэйторы» дивизиона VT-6 с «Энтерпрайза», потопив у атолла Кваджалейн вооруженный японский траулер и повредив еще семь судов. Их коллеги из дивизиона VT-5 оказались менее удачливыми, потеряв четыре машины во время атаки на японские корабли у острова Джалу. Два самолета были сбиты в воздушном бою, а еще одной паре «Девастэйторов» пришлось сесть на воду из-за нехватки топлива, причем их экипажи попали в плен.

В марте 1942 года «Лексингтон» и «Йорктаун» провели удачную операцию против вражеских баз Лаэ и Саламау на Новой Гвинее. Здесь потери японского флота составили три корабля, включая легкий крейсер. Но участие «Девастэйторов» в сражении выглядит довольно скромным — на долю TBD-1 пришлось лишь одно удачное попадание в небольшой транспорт водоизмещением 600 т. Виной тому не только ошибки штурманов, но и дефекты торпеды Мк.XIII, у которой при столкновении с целью не всегда срабатывал взрыватель. Тем не менее «Девастэйторы» у Новой Гвинеи потерь не имели, и руководство флота продолжало наивно верить, что самолеты могут атаковать корабли без прикрытия истребителей.

Следующим пунктом в боевой карьере «Девастэйторов» стало Коралловое море — именно здесь в начале 1942 года впервые вступили в бой друг с другом американские и японские авианосцы. Главной целью флота страны восходящего солнца был захват Порт-Морсби, и на перехват японских кораблей адмирал Нимиц направил «Лексингтон» и «Йорктаун». Морской бой шел пять дней, и каждая сторона потеряла по авианосцу — американцы «Лексингтон», а японцы «Сохо». Потери «Девастэйторов» в воздухе были небольшими — всего три самолета, но все уцелевшие в воздушных боях машины с «Лексингтона», ушли на дно вместе с ним. После боя летчики вновь подвергли жесткой критике недоведенную торпеду Мк.XIII. После сброса и входа в воду торпеда слишком медленно набирала скорость, и японские корабли успевали сманеврировать и избежать попадания.

Поворотным пунктом в войне на Тихом океане стало сражение у атолла Мидуэй, упоминание о котором у американцев ассоциируется со словом «победа». Но для пилотов тихоходных «Девастэйторов» слово «Мидуэй» звучит как похоронный марш. За три дня с 3 по 6 июня дивизионы с авианосцев «Йорктаун», «Энтерпрайз» и «Хорнет» потеряли 41 машину, а к концу сражения уцелело лишь 5 торпедоносцев. «Девастэйторы» становились легкой добычей японских истребителей «Зеро», которые под радостные крики своих моряков безнаказанно расстреливали отягощенные торпедами машины.

По этому поводу успел высказаться Минору Гэнда, начальник оперативного отдела 1-го японского авианосного флота, наблюдавший за воздушным боем с авианосца «Акаги». С капитанского мостика ему хорошо было видно, как горящие «Девастэйторы» один за другим скрывались в волнах, и Гэнда ликовал: «Нам нечего бояться самолетов врага, сколько бы их ни было!». Двум торпедоносцам все же удалось прорваться сквозь истребительный заслон и осуществить сброс. Но то ли в горячке боя американские пилоты промахнулись, то ли опять подвели торпеды… Ни один японский корабль не получил повреждений. По выходе из атаки обе машины были мгновенно сбиты перехватчиками.

Но экипажи «Девастэйторов» не зря принесли себя в жертву, а радость японцев была преждевременной. Японские истребители так увлеклись воздушным боем с торпедоносцами, что не смогли помешать внезапной атаке пикирующих бомбардировщиков «Донтлесс». 37 пикировщиков с «Энтерпрайза» обрушились на авианосцы «Kaгa» и «Акаги», а 17 — с «Йорктауна» своей целью избрали «Сорю». Бомбы оказались эффективней торпед, тем более, что палубы японских авианосцев были забиты снятыми, но не убранными в погреба авиационными боеприпасами. Нескольких попаданий хватило, чтобы авианосцы запылали как факелы и вскоре пошли на дно. Японцы ответили потоплением «Йорктауна», после чего потеряли свой четвертый и последний авианосец — «Хирю». При этом вновь отличились пикировщики «Донтлесс». Последнюю боевую операцию на Тихом океане TBD-1 провели 6 июня 1942 года, когда немногие уцелевшие торпедоносцы с «Энтерпрайза» вместе с пикировщиками атаковали два поврежденных в столкновении японских крейсера «Микума» и «Могами», сумев потопить один из них. Чудовищные, по американским меркам, потери торпедоносцев у Мидуэя окончательно и бесповоротно подорвали доверие к «Девастэйтору». До сих пор по авиационным изданиям гуляет «черная легенда» об этой машине, выставляющая ее в виде «летающего гроба». Но так ли уж бесспорно это расхожее мнение историков и любителей авиации? Попробуем разобраться.

Торпедоносцы были брошены в атаку разрозненными группами без истребительного прикрытия на объекты, обладавшие мощнейшей ПВО, да еще расположенные почти на запредельной для «Девастэйторов» дистанции. Японцы знали о готовящемся нападении, что позволило им сосредоточить истребительную «завесу» в нужное время и в нужном месте. К тому же злополучная торпеда Мк.ХIII, помимо низкой надежности, имела слишком малую эффективную дальность и очень строгие ограничения по сбросу (скорость не более 150 км/ч, высота до 20 м). Чтобы иметь хоть какой-то шанс на попадание, требовалось под шквальным огнем из всех видов оружия подойти к цели почти вплотную, на расстояние в 450-500 м.

Все вместе взятое свидетельствует о том, что экипажи «Девастэйторов» послали фактически на расстрел. Кстати, это понимал и командир погибшего дивизиона VT-8 Джон Уолдрон. Известны его слова перед роковым вылетом: «Парни, будьте готовы к тому, что из нас уцелеют немногие. Но даже, если прорвется только один, он должен выполнить приказ!» Увы, это не удалось никому. И вовсе не из-за якобы никуда не годных боевых характеристик «Девастэйтора».

Возможно, что на недостатки самолета просто решили списать тактические просчеты командования. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что дивизион новейших, только что принятых на вооружение торпедоносцев «Эвенджер», вылетевший в тот же день с Мидуэя для атаки японской эскадры, в точности повторил судьбу «Девастэйторов». Из шести машин пять было сбито, причем ни один экипаж не смог даже выйти на цель. Но, так или иначе, сразу после Мидуэя приговор «Девастэйтору» был подписан, и опозоренный самолет поспешно сняли с вооружения частей первой линии. Еще до событий в Коралловом море и у Мидуэя «Девастэйторы» появились в Атлантике. В марте 1942-го авианосец «Уосп» прибыл на главную базу английского флота в Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Два TBD-1 и «Уайлдкэты» дивизиона VF71 с авианосца перелетели на базу Хатсон. «Уосп», оставив для защиты лишь одну эскадрилью истребителей F4F-4, отправился на Мальту, доставляя туда «Спитфайры». Всего выполнили два таких рейса. Оставшиеся на берегу «Девастэйторы» в ожидании своего авианосца тоже не сидели без дела. Из Хатсона два TBD-1 совершили несколько патрульных полетов на поиск немецких подлодок, обеспечивая провод союзных конвоев в Мурманск.

Дольше всех оставались на вооружении «Девастэйторы» с авианосца «Рэйнджер». Это объясняется тем, что местом службы «Рэйнджера» было относительно спокойное Карибское море, где TBD-1 совершали патрульные полеты до августа 1942-го. Демобилизованные торпедоносцы применялись затем в качестве учебных до конца 1944-го. А после окончания летной карьеры списанные «Девастэйторы» доживали свой век в качестве учебных пособий в авиационно-технических училищах.

Вооружение самолета — синхронный курсовой 7,69-мм пулемет «Браунинг», который на поздних сериях самолета заменили более мощным 12,7-мм пулеметом. И тот и другой устанавливался по правому борту самолета, перед пилотской кабиной Боекомплект в первом случае составлял 1000 патронов, а во втором — 500 В кабине стрелка-радиста на турели имелся 7,69-мм пулемет «Браунинг» с боекомплектом 600 патронов На поздних сериях самолета размещалась спаренная установка из двух аналогичных пулеметов.

Бомбовое вооружение включало в себя бомбы массой от 45 до 227 кг на подкрыльевых и подфюзеляжных бомбодержателях. На последних могли подвешиваться глубинные 45- или 147-кг бомбы Под специальным подфюзеляжным узлом подвешивалась авиационная торпеда Mk.XIII массой 908 кг.

В течение шестидесяти дней прошедших между сражением за Мидуэй и началом кампании на Гуадалканале все авианосцы, имевшие торпедные эскадрильи были перевооружены TBF-1 Эвенджерами, а их старые самолеты — TBD-1 Девастайтор стали достоянием истории.

Эксплуатация бомбардировщика Douglas TBD-1 «Devastator»

В конце 1939 года бомбардировщики-торпедоносцы TBD-1 начали использовались для поиска немецких подводных лодок в Атлантическом океане. Первое их боевое применение состоялось 10 января 1942 года, когда 4 торпедоносца с авианосца «Лексингтон» атаковали глубинными бомбами японскую подводную лодку, но без особых результатов.

В марте 1942 г. TBD-1 впервые потопили надводную цель, ею оказался небольшой японский корабль, а 7 мая 1942 г., во время сражения в Коралловом море при участии TBD-1 был потоплен авианосец «Сёхо». Но уже в июне во время сражения у атолла Мидуэй TBD-1 понесли большие потери, так и не поразив ни одного японского корабля.

Мидуэйем, боевая карьера «Разрушителя» закончилась, все самолеты были сняты с вооружения авианосных авиакрыльев, хотя на вспомогательных направлениях, и в качестве учебных машин, продолжали использоваться до середины 1944 года.

• Справочник авиации • Самолеты того же периода •

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги Морские самолёты сухопутного базирования Второй мировой войны 1939-1945. — Вып. 6. — М.: Авиам, 1995.

Связанные самолеты

VT-8 «T-16» (BuNo 1506, LCDR John C. Waldron , Horace F. Dobbs CRMP) взлетает с USS Hornet , 4 июня 1942 года. Сдвоенные 7,62-мм пулеметы были уникальны для VT-8. [ 25 ]

Подобные самолеты

  • Фейри Барракуда
  • Великие озера XTBG
  • Грумман ТБФ Мститель
  • Накадзима B5N
  • Накадзима B6N
  • Йокосука B4Y

Последовательности обозначений

  • Последовательность TB_D
    (торпедоносцы ВМС США, 1935-1946 (Дуглас, 1922-1962)):
    TBD
    — TB2D

Библиография

  • Адкок, Ал. TBD Devastator в действии, номер самолета 97
    . Кэрроллтон, Техас: Squadron / Signal Publications Inc., 1989. ISBN 0-89747-231-4 .
  • Бьюэлл, Томас Б. Тихий воин: биография адмирала Рэймонда А. Спруанса
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 1987. ISBN 978-0-87021-562-9 .
  • Крессман, Роберт Б. и др. Славная страница в нашей истории: битва за Мидуэй, 4–6 июня 1942
    г. Миссула, Массачусетс: издательство Pictorial Histories, 1990. ISBN 978-0-929521-40-4 .
  • «Опустошитель … Не такой уж разрушительный БТР-1». Air International
    , март 1990 г., том 38, № 2. стр. 148–156. ISSN 0306-5634.
  • Долан, Эдвард Ф. младший . Голливуд идет на войну
    . Лондон: Bison Books, 1985. ISBN 0-86124-229-7 .
  • Долл, Томас Э. Дуглас, TBD Devastator, Самолет в профиле № 171
    . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967. Без ISBN.
  • Кукла, Thomas E. SB2U Vindicator в действии, борт № 122
    . Кэрроллтон, Техас: Squadron / Signal Publications Inc., 1992. ISBN 0-89747-274-8 .
  • Дрендель, Лу. Авианосные бомбардировщики ВМС США времен Второй мировой войны
    . Кэрроллтон, Техас: Squadron / Signal Publications Inc., 1987. ISBN 0-89747-195-4 .
  • Гинтер, Стив. Дуглас TBD-1 Devastator, 71-й морской истребитель
    . Сими-Вэлли, Калифорния: издательство Ginter Publishing Company, 2006. ISBN 0-942612-71-X .
  • Ганстон, Билл. Энциклопедия боевых самолетов мира: Технический справочник основных боевых самолетов от Первой мировой войны до наших дней.
    Нью-Йорк: Chartwell Books, Inc., 1976. ISBN 0-89009-054-8 .
  • Хардвик, Джек и Эд Шнепф. «Путеводитель по авиационным фильмам». Создание великих авиационных фильмов
    , серия General Aviation, том 2, 1989 г.
  • Джексон, Б.Р. и Томас Э. Долл. Дуглас TBD-1 «Разрушитель», Aero Series 23
    . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, 1973. ISBN 0-8168-0586-5 .
  • Кинзи, Берт. Авиация ВМС и морской пехоты США времен Второй мировой войны, часть 1: пикирующие и торпедоносцы
    . Нортбрук, Иллинойс: Revell-Monogram, LLC, 2003. ISBN 0-9709900-5-7 .
  • Лоусон, Роберт и Барретт Тиллман. Пикирующие и торпедоносцы ВМС США времен Второй мировой войны
    . Сент-Пол, Миннесота: Издательская компания MBI, 2001. ISBN 0-7603-0959-0 .
  • Монди, Дэвид. «Дуглас TBD Devastator». Краткий справочник Хэмлина по американским самолетам времен Второй мировой войны.
    Лондон: Bounty Books, 2006. ISBN 0-7537-1460-4 .
  • Новицкий, Яцек. Дуглас TBD Devastator — SBD Dauntless (Wydawnictwo Militaria 119)
    (на польском языке). Варшава, Польша: Издательство Militaria, 2000. ISBN 83-7219-074-7 .
  • Оррисс, Брюс. Когда Голливуд правил небом: классика авиационных фильмов о Второй мировой войне
    . Хоторн, Калифорния: Aero Associates Inc., 1984. ISBN 0-9613088-0-X .
  • Паршалл, Джонатан Б. и Энтони П. Талли. Расколотый меч: невыразимая история битвы за Мидуэй
    . Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги, 2005. ISBN 1-57488-923-0 .
  • Тейлор, Джон WR «Дуглас TBD Devastator». Боевая авиация мира с 1909 года по настоящее время
    . Нью-Йорк: Сыновья Г. П. Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
  • Тиллман, Барретт. «Войди и нанеси удар !: последние боевые торпедоносцы ВМФ». Airpower,
    Том 3, № 4, июль 1973 г.
  • Тиллман, Барретт. TBD Devastator Units ВМС США, Combat Aircraft Vol. 20
    . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2000. ISBN 1-84176-025-0 .
  • Тиллман, Барретт и Роберт Л. Лоусон. Пикирующие и торпедоносцы ВМС США времен Второй мировой войны.
    Сент-Пол, Миннесота: Издательская компания MBI, 2001. ISBN 0-7603-0959-0 .
  • Винчестер, Джим. «Дуглас TBD Devastator». Самолеты Второй мировой войны
    (Информация об авиации). Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN 1-84013-639-1 .

См. Также [ править ]

VT-6 TBD сбросил торпеду в октябре 1941 г.

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  • Дуглас XTB2D Skypirate
  • Фэйри Альбакор
  • Великие озера XTBG
  • Грумман TBF Avenger
  • Накадзима B5N
  • Накадзима B6N
  • Йокосука B4Y

Связанные списки

  • Список самолетов Второй мировой войны
  • Список военных самолетов США (военно-морской флот)
  • Список военных самолетов США
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]