Характеристики F-84
Характеристики приведены для модели F-84E
Примечания
- [www.au.af.mil/au/afhra/avc.asp Air Force Historical Research Agency — Aerial Victory Credits] (недоступная ссылка с 23-08-2013 (3075 дней) — история
,
копия
) - McLaren, David. Republic F-84 Thunderjet, Thunderstreak & Thunderflash: A Photo Chronicle. Atglen, Pennsylvania: Schiffer Military/Aviation History, 1998.
- [www.alternatewars.com/SAC/F-84E_Thunderjet_Block_25_and_30_SAC_-_18_July_1951.pdf Standard Aircraft Characteristics. F-84E-25&-30 Thunderjet]. — The Secretary of the Air Force, 18 July 1951.
История создания истребителя F-84 «Тандерджет»
Разработка реактивного истребителя P-84 для замены поршневого истребителя P-47 «Тандерболт» началась в КБ (США) ещё в 1944 году под руководством А.Картвели. Первоначально предполагалось установить турбореактивный двигатель на планёр P-47, но позже было решено разработать принципиально новый самолёт.
Была выбрана аэродинамическая схема низкоплана с прямым крылом ламинарного профиля. В качестве силовой установки решено было использовать двигатель GE-100 (J35) с осевым компрессором. Воздухозаборник разместили в носовой части фюзеляжа. Под фюзеляжем, прямо под кабиной пилота, установили большой воздушный тормоз.
В марте 1945 года фирма получила заказ от армейских ВВС США на 3 опытных и 400 серийных самолётов. Из-за того, что война на Тихом океане близилась к завершению, многие заказы били аннулированы, но в 15 января 1946 года армейских ВВС США подтвердили заказ на 15 предсерийных YP-84A и 85 серийных P-84B.
Чертеж истребителя F-84 (P-84) «Thunderjet»
Изначально коллектив разработчиков предполагал обойтись “малой кровью”, разместив турбореактивный двигатель нижней части фюзеляжа — по реданной схеме, но для такого конструктивного решения ТРД с осевым компрессором имел слишком большую длину. В итоге, в октябре 1944 года Картвели начал разработку абсолютно нового самолета с двигателем, размещавшимся внутри фюзеляжа, за кабиной пилота. При такой компоновке весь полезный объем фюзеляжа оказался заполненным, и в нем практически не оставалось места для топливных баков, так что основной запас топлива пришлось размещать в крыле.
11 ноября 1944 года руководство ВВС официально одобрило новый проект и заказало три опытных образца самолета. Первый с обозначением XF-84 построили в декабре 1945 года. В конце 1946 года новому детищу фирмы присвоили название “Thunderjet” (составлено из доставшегося “в наследство” от P-47 “Thunder” — Гром и слова “Jet” — реактивный). В феврале 1945 года состоялась презентация самолета. Представители ВВС по достоинству оценили новую машину, заказав фирме 25 предсерийных образцов YP-84A и 75 серийных Р-84А. Немного позднее количество серийных самолетов увеличили на 10 машин, соответственно уменьшив число предсерийных.
Первый образец нового истребителя был готов в декабре 1945 года и совершил свой первый полёт 28 февраля 1946 года. За тремя прототипами, оснащенными двигателем фирмы General Electric J35-GE-7 с максимальной тягой 1700 кгс, последовали 15 самолётов под обозначением YP-84A, с более мощным двигателем Allison J35-A-13 и вооружением из шести крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов М2 скорострельностью 400 выстрелов в минуту (на серийных машинах их заменили пулеметами МЗ со скорострельностью 1200 выстрелов в минуту). На крыле для подвески бомбового и ракетного вооружения были смонтированы пилоны. 7 сентября 1946 года был установлен рекорд скорости для США — 977,6 км/ч (мировой же рекорд скорости в 985,7 км/ч принадлежал английскому самолету Gloster “Meteor”).
Стремясь быстрее начать серийное производство, дальность полета увеличили до 1370 км за счет установки дополнительных топливных баков емкостью 870,5 л на концах крыла. Летные испытания машин с такими баками были проведены формально, без тщательной проверки их влияния на устойчивость и управляемость самолета. При скоростях до 800 км/ч и перегрузках до 4g серийный F-84 вел себя прекрасно, а при превышении этих значений самолет превращался в неуправляемый снаряд. Выяснилось, что подвесные топливные баки смещают аэродинамический фокус и закручивают крыло, увеличивая его угол атаки. При этом усилия на ручке управления самолетом падают практически до нуля, вызывая у летчика впечатление полной потери управляемости. Устранить это вредное явление было чрезвычайно сложно из-за изменения массы баков в процессе полета. Специалистам фирмы пришлось увеличить толщину обшивки крыла, что увеличило его жесткость и, соответственно, уменьшило его закрутку, а также закрепить на баках небольшие треугольные крылышки, сместившие аэродинамический фокус. Эти усовершенствования пошли на пользу “Thunderjet”, и после испытаний полеты на F-84 были разрешены.
Серийные модификации
F-84B Первая серийно выпускавшаяся модель самолёта, на нее устанавливались двигатель J35-A-15, 6 пулеметов калибра 12.7 мм и направляющие для ракет под крыльями. Построено 274 самолета.
F-84C Конструкторы вернулись к двигателю J35-A-13C с более надежной топливной системой , были улучшены топливные, гидравлические и электрическе системы. Построен 181 самолет.
F-84D Вариант с более мощным двигателем J35-A-17 и усиленным крылом, построено 154 машины
F-84E На данном варианте для установки более мощного двигателя J35-A-17D был удлинен фюзеляж, снова укреплено крыла и увеличена кабина. В итоге, были, наконец, достигнуты заявленные при разработке истребителя характеристики, а скорость превысила 965 км/ч.
F-84F “Thunderstreak” Самолет имел стреловидные крылья, измененное хвостовое оперение и двигатель Wright J65-W-3, позволивший увеличить скорость, маневренность и скороподъемность. Построено 2713 самолётов, 1305 из которых находились на вооружении стран НАТО.
F-84G Модификация, способная нести ядерную бомбу, оснащалась системой дозаправки в воздухе и автопилотом. За счет более вместительных подвесных топливных баков дальность полета достигала 3240 км Построено 3025 машин, из которых 1936 было поставлено в страны НАТО.
Впервые “Thunderjet” вступили в бой во время Корейской войны, когда командованию американской армии срочно потребовалось противопоставить появившимся в 1950 г. на фронте советским МиГ-15 способный бороться с ним самолет. Быстро выяснилось, что F84 не способен конкурировать с ним за превосходство в воздухе, но он смог заменить в роли истребителя-бомбардировщика F-80C “Shooting Star”, чьи дальность полёта, скорость и грузоподъёмность уступали “Thunderjet”.
За всё время войны F84 всех модификаций совершили 86408 боевых вылетов, в которых было уничтожено, в том числе, 8 МиГ-15 (с противоборствующей стороны подтверждено 3) и 1 Як. Советскими пилотами было заявлено об уничтожении 186 F-84 (после перепроверки эта цифра была снижена до 178), китайскими — 27. По официальным американским данным (документ USAF Statistical Digest FY1953) всего в войне было потеряно 358 F-84 (из них 249 в бою и 109 в инцидентах). При этом около 60% наземных целей поразили именно “Thunderjet”.
F-84 «Thunderjet» со снятой задней частью
Проектирование и эксплуатация истребителя F-84 «Тандерджет»
Изготовление первого прототипа реактивного истребителя XP-84 на заводе в Фармингдейле (штат Нью-Йорк) было завершено в в декабре 1945 года. 28 февраля 1946 года лётчик-испытатель В.Льен впервые поднял его в небо с авиабазы Мюрок. Он стал первым новым американским военным самолётов, взлетевшим после войны.
В августе начались полёты на втором прототипе. 7 сентября на нём был установлен новый мировой рекорд скорости — 978 км/ч (побит в тот же день английским Глостер «Метеор»). Серийное производство началось в апреле 1947 года. 11 июня 1948 года самолёт получил обозначение F-84.
Производство F-84 продолжалось до января 1958 года. Всего на и «Дженерал Моторс» изготовлено 4455 самолётов с прямым крылом. В производстве в качестве подрядчиков участвовали (изготавливала фюзеляжи), «Сервел» (крылья) и «Гудйер эйркрафт» (фонарь и гаргрот). Поставлялся на экспорт в Бельгию, Голландию, Грецию, Данию, Иран, Италию, Норвегию, Португалию, Таиланд, Тайвань, Турцию, ФРГ, Францию, Югославию.
В боевых условиях F-84 впервые применён 7 декабря 1950 года в Корее. Первоначально F-84E использовались для сопровождения бомбардировщиков B-29. Но из-за малой эффективности против МиГ-15 (примерно 10 МиГ-ов были сбиты F-84, ценой потери 64 самолетов) вскоре были переведены на выполнение бомбо-штурмовых ударов по наземным целям. В ВВС США самолёты эксплуатировались до конца 50-х — начала 60-х годов, после чего были переданы в Национальную гвардию, где служили до 1971 года.
Французские F-84F применялись против Египта осенью 1956 года во время Суэцкого кризиса. Турецкие F-84F использовались во время кипрского кризиса в середине 70-х годов. До настоящего времени несколько самолётов различных модификаций сохранилось в авиационных музеях США.
Чисто с эстетической точки зрения, истребитель F-84 «Тандерджет» — настоящий красавчик. В боевом отношении, картина была, конечно, совсем другая
Прямое крыло или стреловидное?
В 1949 году с целью поднять лётные данные F-84 «Тандерждет» началась разработка варианта самолета со стреловидным крылом. В этот период США были стеснены в средствах на разработку новых самолётов, а данный вариант позволял использовать до 60% оснастки и комплектующих от предыдущего варианта «Тандерждета».
Первоначально новый самолёт носил обозначение XF-96A. Прототип был изготовлен весной 1950 года. 3 июня он впервые поднялся в небо с авиабазы Мюрок (лётчик-испытатель О. Хаас). Начало войны в Корее дало возможность полномасштабного финансирования работ и уже в июле был подписан контракт на окончание разработки и организацию серийного производства.
9 августа самолёт получил обозначение XF-84F «Тандерстрайк». Хотя самолёт показал неплохие лётные данные, по требованию военных был установлен более мощный двигатель — английский Армстронг-Сиддлей «Сэпфайр». Было решено приобрести лицензию и организовать его производство на (под обозначением J65). Большие габариты двигателя привели к переделке задней части фюзеляжа, а затем последовала громадная вереница доделок и переделок, затянувших принятие F-84F «Тандерстрайк» на вооружение до 1955 года.
Несмотря на схожие обозначения и общие черты конструкции, F-84 «Тандерждет» и F-84F «Тандерстрайк» — скорее два совершенно разных самолета, чем модификации одной и той же модели.
F-84F «Тандерстрайк» — очевидное сходство с «Тандерджеком» бросается в глаза далеко не сразу
Литература
- Knaack, Marcelle.
Vol. 1 Post-World War II Fighters, 1945-1973. // Encyclopedia of US Air Force aircraft and missile systems. — Washington, D.C.: Office of Air Force History United States Air Force, 1978. — P. 22-51. — 358 p. - William Green, Gordon Swanborough
— The Great Book Of Fighters. MBI Publishing Company. ISBN 0-7603-1194-3 - Robert Jackson
— The Encyclopedia of Modern Military Jets. Silverdale Books. ISBN 1-85605-786-0 - Francis Crosby
— A Handbook Of Fighter Aircraft. Hermes House. ISBN 0-681-34256-0