Первый реактивный бомбардировщик в мире Арадо Ar 234 «Blitz»


Самолет Arado Ar-234, ставший первым в мире реактивным бомбардировщиком, первоначально проектировался как разведчик. Проектирование его под руководством В. Блюма началось в 1940 г. Основанием стало задание на разработку скоростного реактивного самолета-разведчика, обладающего дальностью полета не менее 2150 км.
Проект под фирменным индексом Е370 представлял собой одноместный моноплан с тонким прямым высокорасположенным крылом и обычным оперением. Кабина пилота была герметичной и оборудовалась катапультным креслом. В качестве силовой установки выбрали два турбореактивных двигателя (ТРД) Jumo 004, расположенных в гондолах под крылом. Первоначально предполагалось применение сбрасываемой стартовой тележки и выпускаемых посадочных лыж.

В феврале 1942 г. фирма получила заказ на постройку 6 прототипов, но работы велись медленно из-за проблем с доводкой двигателя. Первый прототип Ar-234V1 был облетан лишь 15 июня 1943 г., а к ноябрю на испытания вышли ещё три машины. К тому времени было решено отказаться от развития варианта Ar-234А в пользу Ar-234В с обычным убираемым шасси (с носовой стойкой). Первый самолет с таким шасси (Ar 234V9) совершил первый полет 10 марта 1944 г., а выпуск предсерийных Ar-234В-0 начался в июне.

Общее количество самолетов, выпускавшихся заводом в Аль-Лённевитце, оценивается в 210 (по другим источникам, 214) машин.

Основные модификации Арадо Ар-234

Ar 234В — двигатели Jumo 004В тягой 900 кгс. 20 предсерийных Ar-234В-0 использовались, главным образом, для различных испытаний. Ar-234В-1 был разведчиком. Основным был вариант Ar-234В-2 — бомбардировщик, способный поднять до 1500 кг боевой нагрузки (1 500-кг бомба под фюзеляжем и 2 под мотогондолами). Под мотогондолами возможна подвеска 2 300-л ПТБ. Существует также мнение, что Ar-234В-1 остался лишь в проекте, а в качестве разведчиков использовались Ar-234В-2, снабженные соответствующими модификационными комплектами. Также не подтверждается встречающаяся в публикациях информация о вооружении Ar-234В-2 2 неподвижными 20-мм пушками MG 151/20, стреляющими назад, — такой вариант рассматривался, но на практике, по-видимому, не применялся.

Arado Ar 234С — четырехмоторный вариант с ТРД BMW 003А (800 кгс), размещенными в спаренных мотогондолах. Прототип такой модификации Ar-234V8 испытывался с февраля 1944 г. Серийный выпуск начался в феврале 1945 г. в двух вариантах — бомбардировочном Ar-234С-3 и разведывательном Ar-234С-4. Разведчик вооружался 2 20-мм пушками, стреляющими назад, бомбардировщик — дополнительно 2, стреляющими вперед; последний нес также до 1500 кг бомб. До конца войны успели собрать около двух десятков бомбардировщиков и несколько разведчиков.

Т.Степанов. «М-Хобби», №?, 19??

Как хотите, но я не люблю немецких машин. Никаких. Германская конструкторская школа вообще довольно своеобразна — что бы эти парни ни пытались делать, у них всегда получались утюги. Ползающие утюги, плавающие утюги и летающие утюги. В их машинах всегда было слишком много прагматизма, не идущего ни в какое сравнение с американским размахом и фантазией. Однако, к реактивным машинам эпохи Третьего Рейха я всегда питал интерес. Не то что бы они мне нравились, нет, просто они всегда были для меня загадкой — что-то вроде опасных зверей, к клеткам которых тянет какая-то сила. Эти чудовища, порожденные небывалым взлетом конструкторской мысли, сопровождавшим агонию одного из самых страшных режимов, уже не одно десятилетие привлекают к себе любителей технической экзотики. Особенно эта машина. Кстати, внешность у нее совершенно не немецкая, и она как бы стоит особняком в ряду других германских конструкций.

Я не первый и даже не сотый, кто пишет на эту тему и не со6иpаюсь претендовать на полноту изложения — все давно написано. Моя задача — лишь дать Вам несколько фактов в дополнение к прекрасным чертежам.

Будучи вторым реактивным самолетом на вооружении Люфтваффе, Ar 234 стал первым в мире реактивным бомбардировщиком. Разработка машины началась в конце 1940 года в соответствии с техническим заданием министерства авиации на высокоскоростной разведывательный самолет с двумя турбореактивными двигателями, разрабатывавшимися в то время фирмами БМВ и Юнкерс.

В конце 1941 года конструкторская группа, возглавляемая инженерами Блюмом и Ребески, начала разработку проекта Аr Е-370, впоследствии получившего обозначение Аr 234 — реактивного высокоплана с двигателями под крылом. Поскольку места для шасси в фюзеляже, имевшем очень малый мидель, не было, вначале прорабатывались две схемы. Согласно одной из ник, под фюзеляжем имелось большое число маленьких колес, а под мотогондолами — поддерживающие лыжи. Согласно другой схеме, которая в конечном итоге и была принята, машина использовала для взлета специальную сбрасываемую тележку, а посадка производилась на три выпускаемые лыжи.

Два прототипа — Ar 234V1 (регистрационный код министерства авиации TG+KB) и V2 (код DP+AW) были закончены зимой 1941-42 года, но лишь в феврале 1943-го первая пара двигателей Junkers 004В-0 была доставлена на сборочный завод Арадо в Варнемюнде. Первый прототип начал пробное руление в марте, а в мае он был доставлен на авиабазу Рейн и оснащен двумя двигателями Junkers 004В-0, предназначенными для летных испытаний. Машина совершила первый полет 15 июня 1943 года, с летчиком-испытателем капитаном Зелле в кабине. Все шло нормально, однако, тормозные парашюты сбрасываемой тележки не открылись, и тележка была разрушена. То же самое произошло и со второй тележкой, и, наконец, было решено сбрасывать тележку сразу после взлета, а не на высоте 6О метров, как предполагалось ранее. 25 августа 1943 года взлетел третий прототип — Ar 234V3 (DP+AX). Создававшийся как прототип серийного Ar 234A, он имел гермокабину, катапультируемое кресло и взлетные ракетные ускорители, но был разбит в одном из первых полетов.

15 сентября появился похожий на него Ar 234V4 (DP+AY), а затем, 20 декабря, Ar 234V5 (GK+IV), оснащенный двумя двигателями Junkers 004В-0 тягой по 850 кг.

Ar 234V6 (GK+IW), взлетевший впервые 8 апреля 1944 года, имел четыре турбореактивных двигателя BMW 003А-1 тягой по 8OO кг, расположенных в четырех раздельных мотогондолах.

Ar 234V7 (Т9+МH) стал последним прототипом серии А и был оснащен двумя двигателями Junkers 004В-1 тягой по 900 кг. Во время одного из первых полетов левый двигатель загорелся, и тяги управления внутри крыла были пережжены. Пpи попытке посадить самолет главный летчик-испытатель фирмы Арадо капитан Зелле погиб.

Прототип V8 (GK+IY серийный номер 130008) имел четыре двигателя BMW003A-1, однако, в отличие от V6, располагались они в спаренных гондолах. Именно такое расположение впоследствии будет применено на машинах семейства С.

Несмотря на то, что теперь взлетная тележка и лыжи работали нормально, было ясно, что немобильность самолета после посадки будет серьезным недостатком при боевой эксплуатации. Решено было оснастить машину обычным колесным шасси. Фюзеляж был расширен для размещения стоек и колес примерно посередине его длины, переднюю стойку расположили под кабиной пилота.

обсудить на форуме

Летно-технические характеристики самолета Arado Ar-234B-2

  • Двигатели: Jumo 004В
  • количество х тяга, кгс: 2×900
  • Размах крыла, м.: 14,1
  • Длина самолета, м.: 12,6
  • Высота самолета, м.: 4,3
  • Площадь крыла, кв. м.: 25,5
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 5200
  • нормальная взлетная: 8417
  • максимальная взлетная: 9858
  • Максимальная скорость, км/ч: 740
  • Время набора высоты 6000 м. с 500 кг. бомб: 12,8
  • с 1500 кг. бомб: 17,5
  • Практический потолок, м.: 10 000
  • Дальность полета, км:
  • без бомб: 1620
  • с 500 кг. бомб: 1550
  • с 1500 кг. бомб: 1100

Операторы [ править ]

В этом разделе не процитировать любые источники

. Пожалуйста, помогите улучшить этот раздел , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален .
( Январь 2022 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Франция

  • Французские ВВС — два захваченных самолета Люфтваффе.

нацистская Германия

  • Люфтваффе 1./Versuchsverband OKL, штаб-квартира
  • Sonderkommando Götz (названный в честь пилота Horst Götz), два прототипа самолета, был затем увеличен в размерах и стал;
  • Зондеркоманда Сперлинга проводила разведку на западном фронте и в Великобритании и помогала обучать экипажи;
  • 1. / Fernaufklärungsgruppe
    (FAGr) 123 (Дальняя разведка)
  • Зондеркоманда Hecht, проводила разведку южной части Западного фронта, а также предназначалась для обучения расчетов;
  • 1./FAGr 100 (Разведывательная единица)
  • Зондеркоманда Зоммера (названа в честь летчика Эриха Зоммера), проводила разведку в Италии, а также предназначалась для обучения экипажей;
  • 1./FAGr 33 (Разведывательная часть)
  • Зондеркоманда Боноу, (отряд ночных истребителей)
  • Kampfgeschwader 76 (Бомбардировочная часть)

Боевое использование Арадо Ar-234

Ещё на стадии прототипов Ar-234 привлекались к боевым операциям — поначалу разведывательным. Первый боевой вылет был отмечен 2 августа 1944 г., когда Ar-234V7 произвел разведку нормандского побережья. В последующие недели Ar-234 появлялись и над Англией. К концу 1944 г. такие самолеты эксплуатировались в 4 дальнеразведывательных отрядах.

Фото Арадо Ar-234

Из бомбардировочных частей первой начала получать Ar-234В-2 группа HI/KG 76. К началу октября она располагала 54 самолетами, но ввод их в бой затягивался ввиду трудностей с освоением реактивных машин. Первый боевой вылет состоялся 24 декабря 1944 г., когда 9 Ar-234В-2 бомбили железнодорожный узел в Льеже и промышленные предприятия в Намюре. Вылеты против целей в Бельгии продолжались и в последующие дни. На рассвете 1 января 1945 г. в рамках операции «Боденплатте» 6 Ar-234В-2 нанесли удар по аэродрому Гилзе-Рейен, а поздним вечером 4 самолета бомбили доки в Антверпене. В последующем вплоть до конца января боевая активность «Блицов» была серьезно ограничена плохой погодой. 14 и 21 февраля осуществлялись налеты на скопления вражеских войск у Эйндховена (участвовало, соответственно, 16 и 21 самолет). В третьей декаде февраля боевая работа стала более интенсивной, что сразу сказалось на уровне потерь — Ar-234В оказались беззащитными против истребителей союзников. С 7 по 17 марта главным объектом для «Арадо» стал мост через Рейн в Ремагене. При его атаках были понесены серьезные потери, но уничтожить объект не удалось. Наряду с HI/KG 76, в налетах участвовали самолеты других частей, успевших получить Ar-234В — отряда 6./KG 76 и штабного звена KG 76.

В последние дни войны самолеты Ar-234В наносили удары по наступающим советским частям. Так, 26 апреля самолеты штабного звена KG 76 бомбили танковую колонну на подступах к Берлину. 3 мая отряд 8./KG 76 получил 4 Ar-234С-3, но они успели выполнить лишь два боевых вылета. 5 мая 9 исправных Ar-234В-2 и 4 Ar-234С-3 перелетели в Норвегию, где стали английскими трофеями.

Арадо Ar-234 являлся типичным представителем первого поколения реактивных машин, проектирование которых велось во многом методом проб и ошибок. Задуманный как разведчик, он был адаптирован на роль бомбардировщика, для которой оказался не слишком подходящим. В составе экипажа отсутствовал штурман-бомбардир. На нем не было оборонительного вооружения — а как показал опыт, скорость «Блица» не гарантирует неуязвимости от вражеских истребителей. Малый мидель фюзеляжа не позволил организовать бомбоотсек, и бомбы размещались на внешней подвеске, резко снижая скоростные качества самолета.

Боевое применение

Первый раз в боевых условиях самолет Arado Аr.234 был использован 2 августа 1944 года. Пилотируемая лейтенантом Эрихом Зоммером машина за 1,5 часа полета сумела сфотографировать весь район высадки союзников в Нормандии. Достаточно эффективно данный самолет использовался люфтваффе с ноября 1944 года в роли разведчика, а с декабря 1944 года и в качестве бомбардировщика. Несмотря на тот факт, что в конце Второй мировой войны по причине хронической нехватки горючего самолеты Аr.234 использовались лишь периодически, они все равно оставались очень сложной целью для перехвата истребителями союзников. В последние месяцы войны из-за своей высокой скорости Ar 234 был, по сути, единственным самолетом-разведчиком Германии, который мог использоваться в условиях тотального превосходства противника в воздухе.

Наиболее показательным примером использования данного самолета является съемка зоны высадки союзников в Нормандии. Лейтенант Эрих Зоммер совершил свой первый боевой полет на новой машине 2 августа 1944 года. Для набора высоты в 10 500 метров ему потребовалось 20 минут. За это время Arado Аr.234 сумел подлететь к району боевых действий. Над Шербургом летчик снизился до рабочей высоты 10 000 м. и на скорости в 740 км/ч начал производить аэрофотосъемку. Автоматика оборудования работала безукоризненно, каждые 11 секунд делая по одному кадру. Видимость во время полета была отличной, но Зоммер не заметил, пытался ли кто-то перехватить его самолет, только где-то далеко внизу постоянно мелькали вспышки разрывов зенитных снарядов. Пилот сумел совершить над зоной высадки 3 прохода, после чего благополучно возвратился на базу в Жювенкуре.

Всего за 1,5 часа немцы смогли добиться того, что не могли узнать вот уже на протяжении десятков дней. За это время самолет сфотографировал основные зоны, удерживаемые англо-американскими войсками, произведя 380 снимков, которые в течение 2-х дней обрабатывали 20 человек. По итогам их обработки был составлен подробный отчет. Практически 2 месяца до этого дня немецкое командование пребывало в полном неведении о том, что же происходило с другой стороны фронта. Все попытки сфотографировать зону высадки при помощи самолетов Jul88 и Do217 вели лишь к их тяжелым потерям. Впоследствии по результатам разведывательных полетов над Нормандией был сделан большой фильм, который позволил оценить количество переправившихся через Ла-Манш войск: около 1,5 млн. солдат и офицеров, почти 1,5 млн. тонн различных грузов, а также около 330 тысяч единиц автотранспорта самых разных типов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]