Илья Муромец – первый в мире бомбардировщик (8 фото)


История разработки самолёта–бомбардировщика С-22 «Илья Муромец»

В 1911 году известный русский авиаконструктор И. И. Сикорский сконструировал аэроплан «Русский витязь». Самолет имел сначала двухдвигательную компоновку с размещением моторов с тянущими винтами на нижних крыльях биплана. Потом был проведен эксперимент с четырьмя, причем два были установлены с тянущими винтами, два — с толкающими. Двигатели были соединены попарно. По итогам экспериментов, в серию пошел четырехдвигательный самолет. Моторы были расположены на нижних плоскостях бипланной коробки. Фактически этот аэроплан был предвестником как «Ильи Муромца», так и вообще всех тяжелых летающих машин.

«Витязь», увы, прожил недолго. В сентябре 1913 года с пролетающего мимо аэроплана оторвался двигатель и разрушил Витязя. Однако толчок к созданию Ильи Муромца состоялся.

В декабре того же года стал на крыло первый экземпляр аэроплана С-22 «Илья Муромец».

Разработка воздушного судна велась в Санкт-Петербурге в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода. В команду конструкторов также входил будущий «король истребителей» Н. Н. Поликарпов.

Используя бипланную схему с учетом наработок по производству «Русского витязя», самолет получился революционным по тому времени. Размах верхнего крыла составил 32 м. До этого в мире никто таких аэропланов не делал.

Одновременно была построена и пассажирская модель самолета. Впервые на самолете был отдельный салон для пассажиров, который имел отопление выхлопными газами от двигателей. Также было смонтировано электрическое освещение. Пассажирский борт предлагал своим пассажирам туалет и ванну. В воздухе был доступ на консоли нижнего крыла. Крыша фюзеляжа представляла собой прогулочную площадку.

Зимой 1913-14 гг. проводились испытания пассажирского аэроплана. «Илья Муромец» взлетел и успешно сел с 16-ю пассажирами и псом Шкаликом. Суммарный вес людей и собаки – 1290 кг.

Как писала пресса того времени: «Наш талантливый летчик-конструктор И. И. Сикорский поставил 12 февраля на своем «Илье Муромце» два новых мировых рекорда — на число пассажиров и на грузоподъемность. «Илья Муромец» летал над аэродромом и Пулковом 17 мин и благополучно спустился с высоты 200 м. Пассажиры — человек десять военных летчиков, пилоты и служащие Русско-Балтийского завода были в восторге. Два комиссара аэроклуба запротоколировали этот полет для отправления в бюро Международной воздухоплавательной федерации в Париже».


Графическая реставрация полета самолета «Илья Муромец»
В апреле 1914 года из цехов завода вышло второе судно. Воздушную машину оснастили новыми двигателями. Мощность внутренних составила 140 л. с., внешних — 125 л. с. 4 июня 1914 года конструктор провел выездной полет с 5-ю членами Государственной думы. Самолет набрал высоту 2000 м. После этого самолет в варианте тяжелого бомбардировщика был принят на вооружение.

По предписанию морского ведомства первый экземпляр был переоборудован в гидросамолет.

Чтобы продемонстрировать возможности самолета, Сикорский предложил провести испытательный полет по маршруту Санкт-Петербург-Киев. Дозаправка была назначена в Орше. Команду составили четыре человека: капитан И. Сикорский, второй пилот – штурман штабс-капитан Христофор Пруссис, второй пилот лейтенант Георгий Лавров и механик Владимир Панасюк. На борт загрузили почти тонну бензина, четверть тонны масла и 150 кг запчастей, материалов и инструментов. Суммарно, включая членов экипажа, аэроплан принял на борт вес в 1610 кг.

Смена пилота происходила каждые полчаса. Полет шел в направлении Орши. Около семи утра состоялся первый в мире завтрак в полете.

Пресса назвала результаты успешного перелета «впечатляющими». Но надвигалась Первая мировая война.

Первый период войны быстро доказал ошибочность тактики разрозненного использования машин. И председатель правления Русско-балтийского завода Шидловский М. В., где и выпускались «Муромцы», предложил объединить их в одну часть. 23 декабря 1914 года была сформирована эскадра боевых воздушных кораблей. День 23 декабря установлен как профессиональный праздник дальней авиации.

Состав эскадры был определен в 10 боевых и 2 учебных корабля. Первый боевой вылет эскадры зафиксирован 15.02.1915, когда эскадра нанесла бомбовый удар по немецкой военной базе. Взлет был произведен с аэродрома на территории Польши. Радиус действия эскадры составлял 500 км.


Салон «Ильи Муромца»

К лету 1916 года состав эскадры составлял уже 30 бомбардировщиков С-22 «Илья Муромец». Также в состав входили истребители сопровождения, разведчики и учебные самолеты.

С началом войны активизировалось серийное производство самолетов. Наиболее массовой стала серия «В» — было выпущено 30 шт. В экипаж входили 4 человека. Бомбовая нагрузка — 800 кг.

В 1915 году начался выпуск серии «Г». В серии было выпущено несколько модификаций. Модификация Г-1 имела 7 членов экипажа, на Г-2 появилась стрелковая кабина для защиты задней полусферы. В 1916 г. в серию пошла модификация Г-3, в 1917 — Г-4.

На самолете серии Г-2 был опять поставлен рекорд высоты – 5200 м.

За период Первой мировой войны поставки в действующую армию составили 60 самолетов. Летчики более 400 раз вылетали на бомбежку и разведку вражеских позиций. На противника сброшено 65 тонн бомб. В воздушных боях уничтожено 12 истребителей врага.

Самолет показал себя очень живучим. Во время боевых действий было сбито зенитным огнем 2 машины, огнем истребителей – 1 самолет. В апреле 2016 года, при бомбардировке немцами аэродрома базирования, было потеряно на земле 4 борта. Больше самолетов было потеряно по техническим причинам – 20 шт.

После революции уже сильно устаревший самолет некоторое время использовался в качестве пассажирского и почтового, однако, к 1922 году все самолеты были уже изношены. Из-за исчерпания ресурса, самолеты были сняты с летной работы.

В 1979 году был создан макет самолета С-22 «Илья Муромец» для съемок в фильме «Крылья в небо». Самолет мог делать пробежки по взлетной полосе и рулежным дорожкам. В настоящее время макет находится в музее ВВС.

От вагонов к воздушным судам

Официальное название этой , и поначалу она действительно занималась исключительно железнодорожными вагонами. Но после Русско-японской войны заказов стало меньше, и председатель правления акционерного общества Михаил Владимирович Шидловский решил перепрофилировать часть мощностей на сборку автомобилей — сначала лицензионных, а потом и своих. Дело пошло, руководство завода стало искать новые перспективные направления. Тогда-то и возникла идея создать свое авиационное направление, куда и был в 1912 году приглашен 23-летний Сикорский.

Муромец_1


Игорь Иванович Сикорский

Фото: commons.wikimedia.org

Русский богатырь и летающая лодка: самые большие самолеты в мире

Истории главных воздушных гигантов и наглядное сравнение их характеристик и масштабов

Завод изначально располагался в Риге, но авиационный отдел решили формировать в Петербурге, на базе ремонтных мастерских «Руссо-Балта». Общее руководство осуществлял Шидловский. Как-то он пригласил к себе в гости нового молодого инженера, завязался разговор. Сикорский рассказал о своей идее: создать многомоторный самолет с полностью закрытой кабиной и фюзеляжем, в котором люди смогут путешествовать как в автобусе. Причем Сикорский готов был заниматься этим на свои средства и в свободное от работы время. Идея и энтузиазм молодого человека понравились Шидловскому, и он дал добро на разработку опытного образца в заводских мастерских.

Как и Сикорский, Шидловский был выпускником Морского корпуса, только окончил он его на три десятилетия раньше. Потом была служба на флоте и даже кругосветное плавание на клипере «Пластун». Но строевая служба не прельщала молодого офицера, и он поступил в Александровскую военно-юридическую академию. Потом служил в Министерстве финансов, стал членом Государственного совета Российской империи, действительным статским советником. В начале века Шидловский получил предложение возглавить правление «Руссо-Балта».

Муромец_2


Учебная 25-пудовая бомба. Третий справа — Михаил Владимирович Шидловский

Фото: commons.wikimedia.org

Сикорский в мемуарах рассказывал, что идея многомоторного самолета пришла ему после одного случая, едва не ставшего трагическим. Как-то еще в Киеве в жиклер карбюратора пилотируемого им самолета попала то ли муха, то ли комар, топливо перестало поступать и двигатель замолчал. Сикорскому чудом удалось посадить машину. Шок от произошедшего заставил его задуматься о превратностях судьбы и способах сделать машины более надежными. Поскольку технология самих двигателей была еще несовершенна, то единственным вариантом, гарантирующим уберечь экипаж от подобных непредвиденных ситуаций, он посчитал дублирование моторов. Теоретические расчеты показывали, что в таком случае самолет сможет продолжать движение, оставалось только придумать, как установить на корпусе два двигателя или даже больше. Ранее никто в мире подобного не делал.

Описание конструкции

Конструкция «Ильи Муромца» — четырехмоторный биплан. Крылья соединяли шесть соединительных стоек. Моторы располагались на нижнем крыле. Для доступа к двигателям, по нижним крыльям была проложена фанерная дорожка с проволочными перилами, дающая доступ к любому двигателю непосредственно во время полета. Во время боевого вылета возможность починить самолет в полете не раз спасала жизни самолету и его пилотам.

Длина фюзеляжа машины достигала 19 метров, площадь крыльев — 200 м. кв. Скорость самолета — 100-130 км/ч.

Колеса шасси делались с резиновой шнуровой амортизацией и обшивались кожей. В наше время их бы назвали широкопрофильными.


Фотография Ильи Муромца

Особенностью самолета была закрытая кабина летчика. Так как пилот не мог видеть, далеко ли до земли, кабину оборудовали приборами, революционными по тому времени. Помимо привычных всем компаса и четырех тахеометров, в кабине находились два высотомера и два измерителя воздушной скорости, соединенных с трубкой Пито (приемником воздушного давления). Также в кабине находился указатель скольжения — изогнутая стеклянная трубка с шариком внутри.


Вид из кабины пилота Ильи Муромца

Тангаж можно было определить с помощью такого же приспособления с маркировкой углов на кабрирование и пикирование.

Рекомендации

Примечания

  1. Одним из ценных вещей Сикорского был личный подарок от царя — золотые часы с бриллиантами, которые позже были доставлены по почте, также в знак признания его достижений с Ильей Муромцом. Сикорский сохранял часы на протяжении всей своей жизни.[14]
  2. Сикорский использовал французскую транслитерацию слова «Илья Муромец».[18]

Цитаты

  1. Дровосек, Гарри. «Илья Муромец». Журнал Airfix,
    Май 1985 г., стр. 352.
  2. Озеро 2002, стр. 31.
  3. Сикорский 1938, с. 95.
  4. ^ аб
    Сикорский 1938, с. 96.
  5. ^ абc
    Массенков и др. 1994, стр. 23.
  6. Mackworth-Praed 1996, стр. 202.
  7. Финн, К. (1987). Игорь Сикорский: Русские годы
    . переведен и адаптирован Фон Хардести; Карл Дж. Боброу и фон Хардести, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Institution Press. п. 118. ISBN 0-87474-274-9 .
  8. «Путеводитель по пассажирским самолетам». Путеводитель по самолету
    через
    AircraftToday.com.
    Дата обращения: 25 апреля 2011.
  9. Финн, К. (1987). Игорь Сикорский: Русские годы
    . переведен и адаптирован Фон Хардести; Карл Дж. Боброу и фон Хардести, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Institution Press. п. 174. ISBN 0-87474-274-9 .
  10. Darcey et al. 1995, стр. 38.
  11. Сикорский 1938, с. 98.
  12. Финн, К. (1987). Игорь Сикорский: Русские годы
    . переведен и адаптирован Фон Хардести; Карл Дж. Боброу и фон Хардести, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Institution Press. п. 40. ISBN 0-87474-274-9 .
  13. Сикорский, 1938, с. 102–117.
  14. ^ абcdежграмм
    Сикорский 2007, стр. 10.
  15. Финн, 1987, стр. 53–55.
  16. Windsock International,
    Vol. 6, # 3, май / июнь 1990 г., стр. 16.
  17. Лофтин, Лоуренс К. мл. «Часть I: Эпоха пропеллеров, Глава 2: Исследование конструкции, 1914–18, Тяжелые бомбардировщики». В поисках производительности: эволюция современных самолетов.
    Вашингтон, округ Колумбия: Отделение научно-технической информации НАСА, 2004 г. Дата обращения: 25 апреля 2011 г.
  18. Сикорский 1938, с. 119.
  19. Сергей И. Сикорский с Историческим архивом Игоря И. Сикорского, Образы авиации: наследие Сикорского
    , Arcadia Publishing, 2007, Charleston SC, Chicago IL, Portsmouth NH, San Francisco CA, 128 стр., ISBN 978-0-7385-4995-8
  20. Darcey et al. 1995, стр. 33.
  21. Военно-воздушные силы // Советская военная энциклопедия (в 8 тт.) / Под ред. Н. В. Огаркова. том 2. М .: Воениздат, 1976. стр.201-208
  22. ^ аб
    Винчестер 2004, стр. 224.
  23. Линхард, Джон Х. «Бомбардировщик Сикорского. Эпизод № 2371». Двигатели нашей изобретательности,
    2008. Дата обращения: 25 апреля 2011.
  24. Палмер, Скотт В. «Российские истоки стратегических воздушных операций». Великая война и революция в России: Университет Западного Иллинойса,
    15 февраля 2011 г. Дата обращения: 25 апреля 2011 г.
  25. «Рыцари Воздуха: Сикорский супербомбардировщик». Дизель Панки,
    7 октября 2010 г. Дата обращения: 25 апреля 2011 г.
  26. «Ранняя советская гражданская авиация». Авиакомпании и авиалайнеры.
    Дата обращения: 25 апреля 2011.
  27. ^ абc
    Хаджрулин 2022, с. 21–45
  28. «Центральный музей ВВС». Монино. Получено 28 октября 2014.
  29. Ангелуччи 1983, стр. 67.

Библиография

  • Ангелуччи, Энцо. Энциклопедия военных самолетов Рэнда МакНелли, 1914–1980 гг.
    . Сан-Диего, Калифорния: Военная пресса, 1983. ISBN 0-517-41021-4.
  • Кокрейн, Дороти и Фон Хардести. Авиационная карьера Игоря Сикорского.
    Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press, 1989. ISBN 978-0-295-96916-9.
  • Дарси, Алан, Томас Куликов и Виктор Дюркоц. Российская имперская авиация: знаменитые летчики и самолеты Первой мировой войны.
    Маунтин-Вью, Калифорния: Flying Machine Press, 1995. ISBN 978-1-891268-07-6.
  • Делир, Фрэнк Дж. Игорь Сикорский: три карьеры в авиации
    (Серия «Воздух и космос», № 24). Нью-Йорк: Бантам, 1992. ISBN 978-0-553-29701-0
  • Дуркота, Алан Э., Т. Дарси и В. Куликов. Российская имперская авиация: знаменитые летчики и самолеты Первой мировой войны
    . Боулдер, Колорадо: Flying Machines Press, 1995. ISBN 0-9637110-2-4.
  • Финн, К. Игорь Сикорский: Русские годы.
    Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Books, 1987. ISBN 0-87474-274-9.
  • Финн, К. Русские воздушные богатыри И. Сикорского (Русские воздушные воины: И. Сикорский) (рус.).
    М .: АСТ, Урожай, 2005. ISBN 985-13-2878-2
  • Лейк, Джон. Великая книга бомбардировщиков: самые важные бомбардировщики в мире с Первой мировой войны до наших дней.
    Сент-Пол, Миннесота: Издательство MBI, 2002. ISBN 0-7603-1347-4.
  • Макворт-Прад, Бен. Авиация: Пионерские годы.
    Лондон: Studio Editions, 1996. ISBN 1-85170-349-7.
  • Массенков, Владамир И., Борис Уриновский и Вадим И. Суворов. Россия в ИКАО к 50-летию ИКАО
    . Москва: 1994. Без ISBN.
  • Миллер, Рассел. Советская авиация на войне.
    Александрия, Вирджиния: книги Time-Life, 1983. ISBN 0-8094-3371-0.
  • Пембер, Гарри. Самолет Сикорского: от видения к реальности и за ее пределами.
    Стратфорд, Коннектикут: Sikorsky Aircraft Corporation, 1999. Нет ISBN.
  • Рустам-Бек-Тагеев, LCol Борис. Воздушная Россия: Романтика самолета-гиганта.
    Остин, Техас: Alexander Palace Time Machine (Боб Атчисон), 2011, Интернет-перепечатка оригинального издания 1917 года.
  • Сикорский, Игорь. История Winged-S: автобиография Игоря Сикорского.
    Нью-Йорк: Dodd, Mead & Company, 1938. Нет ISBN.
  • Сикорский, Сергей И. Наследие Сикорского
    (Образы авиации). Чарльстон, Южная Каролина: Acadia Publishing, 2007. ISBN 978-0-7385-4995-8.
  • Тейлор, Джон В. Р. Боевой самолет Джейн времен Первой мировой войны
    . Лондон: выпуски студии, переиздание 2001. ISBN 1-85170-347-0.
  • Винчестер, Джим. «Сикорский Илья Муромец». Бипланы, трипланы и гидросамолеты (авиационный файл фактов)
    . Лондон: Grange Books plc, 2004. ISBN 1-84013-641-3.
  • Дровосек, Гарри. Сикорский Илья Муромец Тип Вех,
    (Файл данных Windsock, специальный № 3 — Классика авиации Первой мировой войны, том 3). Беркхамстед, Хертс, Великобритания: Albatros Productions Limited, 2000. ISBN 978-1-902207-13-1.
  • Хаджрулин М.А. (2018). Легендарный «Илья Муромец». Первый тяжелый бомбардировщик
    (на русском). Москва: Яуза. ISBN 978-5-04-091056-4 .

Тактико-технические характеристики

Характеристики самолета серии Г-3 приведены в таблице:

Размах х длина х высота, м30, 87 х 17, 10 х 4, 00
Двигатели2 х Рено (220 л. с.) и 2 х РВЗ-6 (150 л. с.)
Площадь крыльев, м2159
Вес:
пустого, кг

взлетный, кг

3800
5400
Максимальная скорость, км/ч135
Потолок, м3400
Продолжительность полета, час4, 5
Вооружение:
стрелковое

бомбовое, кг

5-8 турельных и шкворневых пулеметов разных систем
500
Экипаж, чел.6

«Профессии» богатыря

Ил-76 оказался эффективной платформой для различных специальных образцов авиатехники, в том числе самолетов-заправщиков, авиагоспиталей и летающих лабораторий. Как рассказали ТАСС в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК в составе госкорпорации «Ростех»), на базе Ил-76 было создано 22 модификации. В их числе:

Ил-76М / Ил-76МД / Ил-76МД-М. У этих самолетов существенно увеличены максимальная взлетная масса и нагрузка. В настоящее время базовые самолеты Ил-76МД модернизируются до уровня Ил-76МД-М с установкой модернизированного светотехнического, десантно-транспортного и бытового оборудования, а также обновленных средств обороны и связи.

Ил-76МД-М © Армен Гаспарян/ПАО «Ил»

— Ил-76МФ. От базового самолета отличается повышенной грузоподъемностью. Машина получила двигатели ПС-90А-76 и модернизированное пилотажно-навигационное оборудование, её фюзеляж был удлинен на 6,6 м. В 2011 году два самолета Ил-76МФ были поставлены в Иорданию и специализировались на грузовых перевозках по Ближнему Востоку, Африке и Азии.

— Ил-76Т / Ил-76ТД / Ил-76ТД-90ВД. Гражданские модификации, наиболее современная — Ил-76ТД-90ВД — оснащается двигателями ПС-90А-76. В настоящее время она выполняет рейсы в Антарктиду для снабжения полярных станций.

— Ил-78 / Ил-78М / Ил-78М-2. Самолеты-заправщики, оснащаются дополнительными топливными баками и унифицированными подвесными агрегатами заправки.

— Ил-78М-90А. Самолет-заправщик на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А.

— Ил-76ЛЛ. Самолет, созданный для испытаний перспективных авиационных двигателей. Штатный левый внутренний двигатель снят, взамен него на нестандартном, усиленном пилоне устанавливается двигатель, предназначенный для испытаний.

— Ил-76МДК. Модификация самолета Ил-76МД, предназначенная для тренировок космонавтов в условиях кратковременной искусственной невесомости.

Тренировка космонавтов внутри самолета Ил-76МДК © Армен Гаспарян/ПАО «Ил»

Достоинства и недостатки

«Илья Муромец» был передовым самолетом в 1914 году. Огромная по тем временам бомбовая нагрузка, большой радиус действия, мощное оборонительное вооружение и устойчивость к повреждениям в бою – вот достоинства бомбардировщика.

К сожалению, много у самолета и недостатков. Первый и самый главный – разносортица двигателей. Начатое производство с немецкими моторами с началом войны прекратилось. Германия двигатели не поставляла. Попытки поставить французские и английские двигатели привели к снижению бомбовой нагрузки и остальных летных характеристик самолета. Частые технические поломки сопровождали эту модель. Из-за этого много бортов было повреждено при посадке или встало на прикол из-за отсутствия ремонта. Поэтому к концу войны самолеты использовались в основном в качестве огромного разведчика. Бомбовую нагрузку на маломощных движках самолет тянуть не мог.

Основное вооружение

В начале войны в планах было установить на самолет пушку, которую можно было применять против цеппелинов. Были проведены опыты, после чего от пушки отказались. Однако самолету нужна была защита. Если поначалу хватало личного оружия экипажа, то с прогрессом истребительной авиации противника на самолеты начали ставить пулеметы. Из-за этого выросло число членов экипажа. Появилась специальность воздушного стрелка.

Что касается основного вооружения — бомб, то самолет мог брать до 800 кг бомб. Но реальная масса бомбового вооружения была ниже, бомбардировщик брал на борт не более 500 кг бомб.

Историческая ценность самолёта

Самолет в начале своей службы, в 1914 году, был передовым воздушным кораблём, равного которому не было. Он задал сильный вектор развития как бомбардировочному, так и пассажирскому самолетостроению.

Аэроплан имел много возможностей для дальнейшей модернизации, но развал Российской империи помешал его развитию. Тем не менее впервые была отработана практика использования дальней бомбардировочной авиации.

Впервые был совершен дальний перелет, который дал старт гражданской пассажирской авиации. Поэтому можно сказать, что это был очень хороший самолет, который угораздило родиться в несчастливое время.

Самолеты-заправщики

Говоря об Ил-76МД-90А, необходимо подчеркнуть, что самолет стал основой для новейшего заправщика Ил-78М-90А, первый полет которого состоялся 25 января 2022 года.
В перспективе именно эта машина станет основной платформой, предназначенной для дозаправки в воздухе российских самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации. Ил-78М-90А является конвертируемым самолетом-заправщиком — в случае необходимости он может применяться как обычный военно-транспортный самолет, что соответствует современным мировым требованиям к данному классу техники.

Ил-78М-90А © Армен Гаспарян/ПАО «Ил»

Ил-78М-90А в версии топливозаправщика оснащен новейшими УПАЗ (универсальные подвесные агрегаты заправки), обеспечивает повышенную скорость отдачи топлива. Он также оснащен электронной системой управления, что обеспечивает простоту эксплуатации. Отечественные заправщики востребованы и на мировом рынке. По данным FlightGlobal, Ил-78 занимает шестую строчку в мировом топ-10 самолетов, предназначенных для дозаправки в воздухе: в мире эксплуатируется 35 единиц 78-х, что составляет 4% от общемирового парка самолетов-заправщиков.

«За всю историю программы Ил-76 было произведено и поставлено заказчикам около 1 тыс. самолетов этого типа. Это лучшее доказательство его надежности, удобства использования, многофункциональности», — добавляет первый заместитель генерального директора ОАК Ярковой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]