Т-34 с уральским характером: как появился первый в мире танковый конвейер


История Т-34-85

Ко второй половине 1943 года самый главный советский танк Т-34 стал значительно уступать танкам противников. Хотя Красной Армии и удалось победить в Курской битве, но это было сделано в большинстве своем из-за численного превосходства и личного мужества, но не благодаря техническому преимуществу. Победа обошлась советским войскам очень дорого, и было очевидно – нужен новый танк, более бронированный и с более мощным орудием.

К тому времени уже был создан танк Т-43, по ряду параметров превосходивший Т-34. Однако оказалось, что установить на него более мощную 85-мм пушку, которая идеально бы подходила для пробития немецких танков, невозможно – танк бы стал слишком тяжелым. Так что работы над Т-43 прекратили, вместо этого снабдив новой пушкой Т-34 и создав завершающую модификацию — Т-34-85.

Invalid Displayed Gallery

Купить World of Tanks Сборная модель Танк Т-34-85 — детские товары World of Tanks в интернет-магазине OZON.ru, цена world of tanks сборная модель танк т-34-85

Т-34-85 отличался не только более мощной пушкой, но и усиленным бронированием, а также дополнительными топливными баками. Из-за всего этого танк стал весить 32 тонны, однако его скорость и маневренность не изменились.

В декабре 1943 года Т-34-85 поступил в серийное производство, и уже в конце января 1944 года его стали использовать в сражениях. Танк выпускался вплоть до 1958 года, в том числе на экспорт. Всего было выпущено более 35 тысяч единиц Т-34-85.

Общая информация о Т-34-85Э

Информация из официальной wiki по War Thunder

Средний танк Т-34-85, оснащённый в полевых условиях экранами, для защиты от кумулятивных боеприпасов, в период штурма Берлина. Во время проведения Берлинской стратегической наступательной операции, танковые подразделения Красной Армии столкнулись с проблемой возросших потерь личного состава и боевых машин от применения противником ручных противотанковых гранатомётов с гранатами кумулятивного действия. Особенная сложность заключалась в ведении боя на городских улицах, когда противник имел возможность применить ручное противотанковое оружие из многочисленных укрытий и с небольшого расстояния. Одной из попыток снижения воздействия кумулятивной струи стало применение сетчатых экранов, установленных на корпусе танка, на некотором расстоянии от бронелистов. Сетчатые экраны, предположительно, изготавливались в танкоремонтных мастерских. Однако эти экраны не обеспечивали эффективной защиты.

ТТХ Т-34-85

Общая информация

  • Классификация — средний танк;
  • Боевая масса — 32,2 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – 1943-1958;
  • Годы эксплуатации – 1944 по 1993 (официально в СССР и РФ);
  • Количество выпущенных — более 35 000 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6100 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 8100 мм;
  • Ширина корпуса – 3000 мм;
  • Высота – 2700 мм;
  • Клиренс – 400 м.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса (верх и низ) — 45 / 60° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 45 / 40° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) — 45 / 0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 45 / 48° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 45 / 45° мм/град;
  • Днище – 20 мм;
  • Крыша корпуса – 20 мм;
  • Лоб башни – 90 мм;
  • Маска орудия – 40 мм;
  • Борт башни — 75 / 20° мм/град;
  • Корма башни — 52 / 10° мм/град;
  • Крыша башни – 15-20 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 85-мм ЗИС-С-53;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола — 54,6 калибров;
  • Боекомплект пушки — 56-60;
  • Углы ВН- 5…+22 град;
  • Углы ГН – 360 град. (ручной механизм поворота или электромеханический привод);
  • Прицелы — телескопический шарнирный ТШ-16, перископический ПТК-5, боковой уровень;
  • Пулемёты — 2 × 7,62-мм ДТ-29.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 55 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 250 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 220 км;
  • Удельная мощность — 15,6 л.с./т;
  • Тип подвески — подвеска Кристи;
  • Удельное давление на грунт — 0,83 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 30°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,75 м;
  • Преодолеваемый ров — 3,4 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,3 м.

Модификации

  • Т-34-85 1943 года. Малосерийная модификация с новой трехместной башней и 85-мм пушкой Д-5-Т85. Выпускалась с января по март из-за неудовлетворительного размещения пушки С-53 в первоначальной башне;
  • Т-34-85. Главная серийная модификация с 85-мм пушкой ЗИС-С-53;
  • ОТ-34-85. Вместо курсового пулемета имел поршневой огнемет АТО-42;
  • Т-34-85 1947 года с новым двигателем В-2-34М, новой радиостанцией и оптическими приборами;
  • Т-34-85 1960 года с двигателем В-54 или В-55 на 520 л.с., измененным внутренним дизайном, новым электронным оборудованием, новой радиостанцией, увеличенным боекомплектом и ходовой частью от Т-55;
  • ПТ-34 – созданный на базе Т-34 1943 года танк-трал.

Оценка машины

Оценка машины

Средний танк Т-34-85, по существу, представляет собой большую модернизацию танка Т-34, в результате которой был устранен очень важный недостаток последнего — теснота боевого отделения и связанная с ней невозможность полного разделения труда членов экипажа. Достигнуто это было за счет увеличения диаметра башенного погона, а также за счет установки новой трехместной башни значительно больших, чем у Т-34, размеров. При этом конструкция корпуса и компоновка в нем узлов и агрегатов сколько-нибудь существенных изменений не претерпели. Следовательно, остались и недостатки, свойственные машинам с кормовым расположением двигателя и трансмиссии.

Как известно, наибольшее распространение в танкостроении получили две схемы компоновки с носовым и кормовым расположением трансмиссии. Причем недостатки одной схемы являются достоинствами другой.

Изъян компоновки с кормовым расположением трансмиссии состоит в увеличенной длине танка из-за размещения в его корпусе четырех, не совмещенных по длине отделений или в сокращении объема боевого отделения при постоянной длине машины. Из-за большой длины моторного и трансмиссионного отделений боевое с тяжелой башней смещается к носу, перегружая передние катки, не оставляя места на подбашенном листе для центрального и даже бокового размещения люка механика-водителя. Возникает опасность «утыкания» выступающей вперед пушки в грунт при движении танка через естественные и искусственные препятствия. Усложняется привод управления, связывающий водителя с трансмиссией, размещенной в корме.

Путей выхода из этого положения два: либо увеличить длину отделения управления (или боевого), что неизбежно приведет к увеличению общей длины танка и ухудшению его маневренных качеств за счет возрастания соотношения L/B —длины опорной поверхности к ширине колеи (у Т-34-85 оно близко к оптимальному — 1,5), либо кардинально изменить компоновку моторного и трансмиссионного отделений. О том, к чему это могло привести, можно судить по результатам работы советских конструкторов при проектировании новых средних танков Т-44 и Т-54, созданных в годы войны и принятых на вооружение соответственно в 1944 и 1945 годах.

Схема компоновки танка Т-34-85. (заимствована из учебника «Конструкция и расчет танков»)

На этих боевых машинах была применена компоновка с поперечным (а не с продольным, как у Т-34-85) размещением 12-цилиндрового дизеля В-2 (в вариантах В-44 и В-54) и объединенным значительно укороченным (на 650 мм) моторно-трансмиссионным отделением. Это позволило удлинить боевое отделение до 30% длины корпуса (у Т-34-85 — 24,3%), почти на 250 мм увеличить диаметр башенного погона и установить на средний танк Т-54 мощную 100-мм пушку. Одновременно удалось сместить башню к корме, выделив на подбашенном листе место для люка механика-водителя. Исключение пятого члена экипажа (стрелка из курсового пулемета), удаление боеукладки с полика боевого отделения, перенос вентилятора с коленчатого вала двигателя на кронштейн кормы и сокращение габаритной высоты двигателя обеспечили уменьшение высоты корпуса танка Т-54 (по сравнению с корпусом танка Т-34-85) примерно на 200 мм, а также сокращение забронированного объема примерно на 2 м? и усиление броневой защиты более чем в два раза (при увеличении массы всего лишь на 12%).

На столь кардинальную перекомпоновку танка Т-34 во время войны не пошли, и, наверное, это было правильным решением. Вместе с тем, диаметр башенного погона, при сохранении неизменной формы корпуса, у Т-34-85 был практически предельным, что не позволяло разместить в башне артсистему более крупного калибра. Возможности модернизации танка по вооружению были исчерпаны полностью, в отличие, например, от американского «Шермана» и немецкого Pz.IV.

Кстати, проблема увеличения калибра основного вооружения танка имела первостепенное значение. Иногда можно услышать вопрос: зачем понадобился переход к 85-мм пушке, нельзя ли было улучшить баллистические характеристики Ф-34 за счет увеличения длины ствола? Ведь поступили же так немцы со своей 75-мм пушкой на Pz.IV.

Дело в том, что немецкие орудия традиционно отличались лучшей внутренней баллистикой (наши столь же традиционно-внешней). Немцы добивались высокой бронепробиваемости за счет повышения начальной скорости и лучшей отработки боеприпасов. Адекватно ответить мы могли только увеличением калибра. Хотя пушка С-53 значительно улучшила огневые возможности Т-34-85, но, как отмечал Ю.Е.Максарев: «В дальнейшем Т-34 уже не мог напрямую, дуэльно поражать новые немецкие танки». Все попытки создания 85-мм пушек с начальной скоростью свыше 1000 м/с, так называемых пушек большой мощности, закончились неудачей по причине быстрого износа и разрушения ствола еще на стадии испытаний. Для «дуэльного» поражения немецких танков понадобился переход к 100-мм калибру, что было осуществлено только в танке Т-54 с диаметром башенного погона 1815 мм. Но в сражениях Второй мировой войны эта боевая машина участия не принимала.

Что же касается размещения люка механика-водителя в лобовом листе корпуса, то можно было попробовать пойти по пути американцев. Вспомним, на «Шермане» люки механика-водителя и пулеметчика, первоначально также выполненные в наклонном лобовом листе корпуса, были впоследствии перенесены на подбашенный лист. Это удалось осуществить за счет уменьшения угла наклона лобового листа с 56° до 47° к вертикали. У Т-34-85 лобовой лист корпуса имел наклон 60°. Уменьшив этот угол также до 47° и компенсировав это некоторым увеличением толщины лобовой брони, можно было бы увеличить площадь подбашенного листа и разместить на нем люк водителя. Это не потребовало бы кардинальной переделки конструкции корпуса и не повлекло бы за собой существенного увеличения массы танка.

Танки Т-34-85 польского производства — слева и Т-34 советского производства — справа.

Слева: Т-34-85 Справа: Т-44

Военнослужащие армии США и Российской Армии из состава международных сил по поддержанию мира в Боснии осматривают подбитый сербский танк Т-34-85. Босния, 1996 год.

Не изменилась на Т-34-85 и подвеска. И если использование для изготовления пружин более качественной стали помогло избежать быстрого их проседания и, как следствие, уменьшения клиренса, то от значительных продольных колебаний корпуса танка в движении избавиться не удалось. Это был органический порок пружинной подвески. Расположение же обитаемых отделений в передней части танка только усугубляло негативное воздействие этих колебаний на экипаж и вооружение.

Следствием компоновочной схемы Т-34-85 стало и отсутствие в боевом отделении вращающегося полика башни. В бою заряжающий работал, стоя на крышках ящиков-кассет со снарядами, уложенными на днище танка. При поворотах башни он должен был перемещаться вслед за казенником, при этом ему мешали стреляные гильзы, падавшие сюда же на пол. При ведении интенсивного огня скапливавшиеся гильзы затрудняли и доступ к выстрелам, размещенным в боеукладке на днище.

Суммируя все эти моменты, можно сделать вывод, что, в отличие от того же «Шермана», возможности по модернизации корпуса и подвески Т-34-85 были использованы не полностью.

За время с 193 1 по май 1945 года завод Ля 183 выпустил 35 тысяч танков (по не 35 тысяч Т-34, как об этом иногда пишут). Юбилейная машина — Т-34-85 сохранена и находится в исправном техническом состоянии, о чем можно судить по этому снимку, сделанному в Нижнем Тагиле 9 мая 1995 года.

Рассматривая достоинства и недостатки Т-34-85, необходимо учитывать еще одно весьма важное обстоятельство. Экипаж любого танка, как правило, в повседневной реальности абсолютно не волнует, под каким углом наклона расположен лобовой или какой-либо другой лист корпуса или башни. Значительно важнее, чтобы танк как машина, то есть как совокупность механических и электрических механизмов, работал четко, надежно и не создавал проблем при эксплуатации. В том числе и проблем, связанных с ремонтом или заменой каких-либо деталей, узлов и агрегатов. Вот тут у Т-34-85 (как и у Т-34) все было в порядке. Танк отличался исключительной ремонтнопригодностью! Парадоксально, но факт — и в этом «виновата» компоновка!

Существует правило: компоновать не для обеспечения удобного монтажа — демонтажа агрегатов, а исходя из того, что до полного выхода из строя агрегаты не нуждаются в ремонте. Требуемая высокая надежность и безотказность в работе достигаются при проектировании танка на базе готовых, конструктивно отработанных агрегатов. Поскольку при создании Т-34 практически ни один из агрегатов танка не отвечал этому требованию, то и его компоновку выполнили вопреки правилу. Крыша моторно-трансмиссионного отделения была легкосъемной, кормовой лист корпуса откидывался на петлях, что позволяло осуществлять демонтаж таких крупногабаритных агрегатов, как двигатель и коробка передач в полевых условиях. Все это имело колоссальное значение в первой половине войны, когда из-за технических неисправностей из строя выходило больше танков, чем от воздействия противника (на 1 апреля 1942 года, например, в действующей армии имелось 1642 исправных и 2409 неисправных танков всех типов, в то время как наши боевые потери за март составили 467 танков). По мере улучшения качества агрегатов, достигшего наивысшего показателя у Т-34-85, значение ремонтнопригодной компоновки снизилось, но язык не повернется назвать это недостатком. Более того, хорошая ремонтнопригодность оказалась как нельзя кстати в ходе послевоенной эксплуатации танка за рубежом, в первую очередь в странах Азии и Африки, порой в экстремальных климатических условиях и с персоналом, имевшим весьма посредственный, если не сказать больше, уровень подготовки.

При наличии всех недостатков в конструкции «тридцатьчетверки» был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший эту боевую машину от других танков Второй мировой войны. Простота, удобство при эксплуатации и техническом обслуживании, в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и достаточно мощным вооружением и стали причиной успеха и популярности Т-34-85 у танкистов.

Следующий номер «БРОНЕКОЛЛЕКЦИИ»: Справочник «Бронетанковая техника стран Европы 1939—1945»

Средний танк Т-34-85

Компоновка среднего танка Т-34-85:

1 — пушка ЗИС-С-53; 2 — бронемаска; 3 — телескопический прицел ТШ-16; 4 —- подъемный механизм пушки; 5 — прибор наблюдения МК-4 заряжающего; 6 — неподвижное ограждение пушки; 7 — прибор наблюдения МК-4 командира; 8 — стеклоблок; 9 — откидное ограждение (гильзоулавливателъ); 10 — бронеколпак вентилятора; 11 — стеллажная боеукладка в нише башни; 12 — укрывочный брезент; 13 — хомутиковая укладка на два артвыстрела; 14 -— двигатель; 15 — главный фрикцион; 16 — воздухоочиститель «Мультициклон»; 17 — стартер; 18 — дымовая шашка ЬДШ; 19 — коробка передач; 20 — — бортовая передача; 21—аккумуляторы; 22 — укладка выстрелов на полу боевого отделения; 23 — сиденье наводчика; 24 — ВКУ; 25 — шахта подвески; 26 — сиденье механика-водителя; 27 — укладка пулеметных магазинов в отделении управления; 28 — рычаг бортового фрикциона; 29 — педаль главного фрикциона; 30 — баллоны со сжатым воздухом; 31 — крышка люка механика-водителя; 32 — пулемет Д’Г; 33 — хомутиковая укладка выстрелов в отделении управления.

Внутренний вид башни танка (передняя сторона): 1 — сиденье заряжающего; 2 — гильзоулавливатель; 3 — сиденье наводчика; 4 — механизм поворота башни; 5 — захват погона башни; 6 — запорное устройство отверстия для стрельбы из личного оружия; 7 — кнопка включения подсветки угломера; 8 — электрощиток башенного оборудования; 9 — подвеска прицела; 10 — приборы наблюдения МК-4; 11 — прицел ТШ-16; 12 — щиток освещения прицела; 13 — пушка; 14 — плафон освещения башни; 15 — спаренный пулемет; 16 — укладка пулеметных магазинов на правом борту башни; 17 — стопор башни; 18 — аппарат № 1 ТПУ.

Отделение управления:

1 — сиденье пулеметчика; 2 — укладки пулеметных магазинов; 3 — люк запасного выхода; 4 — кулиса; 5 — педаль подачи топлива; б — педаль тормоза; 7 — сиденье механика-водителя; 8 — педаль главного фрикциона; 9 — шприц-пресс; 10 — огнетушитель; 11 — воздухораспределительный кран; 12 — воздушный кран; 13 — щиток электроприборов; 14 — кран-редуктор воздухопуска; 15 — реле- регулятор; 16 — уравновешивающий механизм крышки люка механика-водителя; 17 — кнопка стартера; 18 — спидометр; 19 — тахометр; 20—рычаги управления; 21 — ручной воздушный насос; 22 — баллоны со сжатым воздухом; 23 — щиток контрольно-измерительных приборов; 24 — аппарат № 3 ТПУ механика-водителя; 25 — установка курсового пулемета; 26—хомутиковая укладка на два артвыстрела.

Т-34-85. 55-я гвардейская танковая бригада, 7-й гвардейский танковый корпус. Берлин, 1945 г.

Т-34-85 «Полярник», построенный на средства работников Главсевморпути. 1-й Белорусский фронт, 1945 г.

Т-34-85. 51-й танковый полк. Зима 1945 г.

Т-34-85. 4-я гвардейская танковая бригада, 2- й гвардейский танковый корпус, 3- й Белорусский фронт. Восточная Пруссия, 1944 г.

Т-34-85 Героя Советского Союза лейтенанта Б.П.Сапункова.95-я танковая бригада, апрель 1945 г.

Т-34-85. 41-я гвардейская танковая бригада, 7-й механизированный корпус.Венгрия, февраль 1945 г.

Т-34-85. 39-я танковая бригада, 23-й танковый корпус. Венгрия, январь 1945 г.

Т-34-85 египетских вооруженных сил. 1956 г.

Т-34-85.44-Я бронетанковая бригада сирийской армии.Голанские высоты, июнь 1967 г.

Т-34-85. 202-й танковый полк Вьетнамской Народной Армии. 1971 г.

Т-34-85 иракской армии. 1982 г.

Т-34-85 Югославской Народной Армии. Хорватия, Карловац, лето 1991 г.

Применение

Т-34-85 стал поступать в войска в феврале 1944 года. К сожалению, первые бои танков были не слишком успешными – экипажам не дали время на переподготовку, да и танков предоставили очень мало.

Одним из первых Т-34-85 получил 38-й танковый полк, в котором также были ОТ-34, огнеметные танки на базе Т-34. В марте 1944 этот полк стал частью 53-1 общевойсковой армии и участвовал в освобождении Украины, где, по сути, и были впервые масштабно применены Т-34-85.

Когда в июне 1944 года началось наступление на Белоруссию, в нем участвовало около четырех сотен Т-34-85. Однако куда более массово они применялись в 1945, например, в сражении у озера Балатон и в Берлинской операции.

К середине 1945 года советские танковые дивизии на Дальнем Востоке в основном располагали устаревшей техникой – легкими танками БТ-5, БТ-7 и Т-26. Когда началась война с Японией, туда было отправлено 670 Т-34-85. Таким образом, эти танки активно участвовали в разгроме Квантунской армии, выступая как основная ударная сила танковых частей.

Когда даже мощности 85-мм пушки стало не хватать для пробития брони вражеских танков, начали работы над Т-34-100, а также над Т-44. В итоге все они привели к появлению танка Т-54, в первые годы после войны заменившего Т-34-85. Однако служба этого танка не закончилась – он активно участвовал в Корейской войне, в войнах в бывшей Югославии и арабо-израильских войнах. Официально этот танк был на вооружении до самого 1993 года, а в некоторых странах он состоит в нем до сих пор!

Т-34-85 однажды принял участие в интересном событии уже XXI века. Когда в октябре 2006 года в Будапеште были антиправительственные выступления, демонстранты смогли запустить музейные Т-34-85 вместе с БТР-152, и использовали машины в столкновениях со служителями закона.

Память о танке

Т-34-85 – это один из самых популярных танков Великой Отечественной войны. Хотя большинство людей слышали только о танке Т-34, во многих музеях стоят экземпляры именно Т-34-85. Также именно этот танк чаще всего стоит на постаментах во множестве городов России: в Новокузнецке, Воронеже, Харькове, Нижнем Новгороде и ряде других.

Танк в культуре

Танк Т-34-85 нашел широкое отражение в культуре, причем им нередко заменяли более ранние Т-34, так как найти оригиналы не представлялось возможным.

Фильмы

Фильмов с участием Т-34-85 довольно много. Наиболее известные из них:

  • Главный конструктор. Фильм о создании Т-34, в котором вместо этого танка как раз снимали Т-34-85;
  • Падение Берлина;
  • На войне как на войне;
  • Киноэпопея «Освобождение»;
  • Горячий снег;
  • Вечный зов;
  • Четыре танкиста и собака (при том, что по ходу сериала экипаж воюет сначала на Т-34, а потом на Т-34-85, в фильме с небольшими переделками все время снимался Т-35-85);
  • Белый тигр;
  • Спасти рядового Райана. Здесь упоминаний о Т-34-85 нет, однако именно эти танки были закамуфлированы под фигурирующие в сюжете PzKpfw VI «Tигр».

Игры

Т-34-85 фигурирует во множестве игр про Вторую мировую войну, например, в «Red Orchestra: Ostfront 41-45», «Вторая мировая», «Sudden Strike 3: Arms for Victory» и «Sudden Strike: The Last Stand», «Сall of Duty», , «Блицкриг» а также в играх «World of Tanks» и «War Thunder».

Другое

Т-34-85 благодаря своей популярности выпускался множеством различных компаний в виде моделек. Также в советское время этот танк попал на почтовые марки.

Временное усиление

Часто модернизация танка начинается практически сразу после принятия его на вооружение и начала подготовки к серийному производству. Т-34 в этом отношении не являлся исключением. Уже на первом году выпуска конструкция машины претерпела целый ряд изменений, улучшивших характеристики танка и упростивших её производство. Ещё сильнее Т-34 изменился в 1941 году. Например, с марта 1941 года вместо орудия Л-11 танк получил более мощную систему Ф-34. Было в планах и усиление брони, правда, этот пункт удалось реализовать лишь отчасти. Речь идёт об экранировке Т-34

, которую танки получали с перерывами с 1941 по 1943 годы.

Вынужденное усиление

Очередной этап истории экранировки советских танков начался весной 1941 года. В это время вдобавок к начавшимся ранее работам по экранировке Т-26 и Т-28 конструкторы получили задачу усилить бронирование КВ-1 и КВ-2. Толчок началу этих работ дала разведывательная информация о новых типах немецких танков, добытая советской разведкой в начале марта 1941 года. Согласно ей, тяжёлые танки «Тип V и Тип VI» вооружались 75-мм пушками, способными поражать новые советские тяжёлые танки.

15 марта 1941 года было подписано постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) № 548-232 сс, согласно которому уже к 1 мая требовалось изготовить по 2 опытных образца экранированных КВ-1 и КВ-2. В серию экраны должны были запускаться с 1 июня. Эта работа должна была стать временным решением, поскольку летом планировалось снабдить КВ более толстой бронёй (и этот план был реализован — правда, только на КВ-1, т.к. КВ-2 и без того был перегружен). Хотя немецкие тяжёлые танки летом 1941 года на советско-германском фронте так и не появились, идея усилить броню оказалась верной.


Чертёж экранировки башни Т-34. Согласно подписям на штампе, окончательно чертёж был утверждён 13 июня 1941 года

Другой новый танк Красной армии, Т-34, тоже получил экранирование. Но случилось это позже и совсем по иным причинам: разведсводки не имеют к ним никакого отношения.

В период с 1 по 21 апреля 1941 года на полигоне Мариупольского завода им. Ильича были обстреляны два корпуса и две башни Т-34. Использовались 37-мм польская противотанковая пушка Armata przeciwpancerna 37 mm wz. 36 Bofors, 37-мм противотанковая пушка обр.1930 г., две 45-мм противотанковые пушки обр.1937 г. и 76-мм дивизионная пушка обр. 1902–30 гг. Выяснилось, что броня корпуса и башни, за исключением верхнего лобового листа корпуса, пробивается 45-мм остроголовыми снарядами на дистанции 600 метров и ближе. Особенно уязвимыми оказались борта. Лоб корпуса был защищён надёжнее и даже выдержал попадание 76-мм снарядов. Но ослабленные зоны имелись и на нём.

Броня толщиной 45 мм теперь выглядела недостаточной.


Чертёж экранировки корпуса. Эта конструкция была забракована, поскольку болтовое соединение могло быть сбито первым же попаданием снаряда

Для КБ завода №183 и Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) это не было новостью. Ещё 5 марта 1941 года были утверждены тактико-технические требования по «танку Т-34 с торсионной подвеской Т-60», позже Т-60 было исправлено на Т-34-Т. Цифра 60 в обозначении означала, что толщина верхнего лобового листа танка доводилась до 60 мм. О том, что броня толщиной 45 мм не является гарантированной защитой от снарядов 45-мм пушки, знали уже тогда.

В середине апреля 1941 года история с усилением брони модернизированного Т-34 получила продолжение. Было предложено усилить до 60 мм весь лоб корпуса и башню, а толщина днища увеличивалась с 20 до 30 мм. Такая машина известна как А-43.

Рассматривался вопрос и об усилении брони обычных Т-34. 7 мая 1941 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1216-502сс «О производстве танков Т-34 в 1941 году». В нём речь шла о будущем производстве А-43, а также о танке Т-44 (А-44). В контексте этой статьи интересен 10-й пункт постановления:

«Обязать:

а) Наркомсредмаш т. Малышева и директора завода № 183 т. Максарева в июне месяце с.г. изготовить и совместно с Наркомобороны (ГАБТУ КА) испытать два опытных образца танка Т-34 с дополнительным экранированием башни и лобового листа корпуса бронею толщиной 13–15 мм. Обеспечить в 1941 г. экранирование 500 шт. танков Т-34, находящихся в войсковых частях путем высылки на места специальных бригад с материалом и инструментом;

б) Наркомсудпром т. Носенко и директора Мариупольского завода т. Гармашева обеспечить изготовление броневых деталей для экранирования 2-х танков Т-34, в двухнедельный срок по получении чертежей от завода № 183;

в) Наркомобороны (ГАБТУ КА т. Федоренко) организовать для экранирования танков Т-34 в войсковых частях базы, обеспечив их оборудованием для производства сварочных и механических работ, и вспомогательной рабочей силой.

СТЗ и заводу № 183 выпускать экранированные танки по утвержденному образцу с августа 1941 г.

Мариупольскому заводу поставлять заводу № 183 в соответствии с выпуском экранированных танков броневые детали, начиная с июля месяца 1941 г.

Заводу № 264 Наркомсудпрома с июля 1941 г. поставлять СТЗ корпуса и башни с деталями для экранировки».

На момент подписания этого документа никаких экранов не существовало даже в виде разработок. КБ завода №183 их только предстояло разработать. К работе также подключался филиал НИИ-48, занимавшийся бронёй. В некоторых публикациях утверждается, что экраны были разработаны уже в мае 1941 года, но это не так. Согласно сводке опытных работ завода №183, в мае 1941 года чертежи ещё были в работе. При этом завод вместо брони толщиной 15 мм использовал задел по БТ-7, толщина этих листов составляла 13 мм. К началу июня конструкторы ещё не определились со способом крепления экранов — на болтах или при помощи сварки. Завод отдавал предпочтение креплению на болтах с зазором между экраном и основным листом 25 мм. В мае были проведены первые опыты по обстрелу экранов. Выяснилось, что после их установки предел сквозного пробивания (скорость, необходимая снаряду для пробития брони) увеличился на 40–55 м/с.


Т-34 с серийным номером 811-28, один из двух танков, получивших экранировку

Рабочая документация по экранам была готова к середине июня 1941 года. Как и предполагалось ранее, экраны крепились на болтах, которые, в свою очередь, крепились на приварных бонках. Лобовая часть корпуса прикрывалась четырьмя листами сверху и двумя снизу, такая конструкция была более простой в изготовлении и позволяла быстрее заменить экран в случае его повреждения. Носовая балка не экранировалась, хотя прорабатывался вариант установки экрана для машин, имевших цельную лобовую часть корпуса без балки. Башня получила более надёжное усиление: экраны ставились по всему её периметру, защищалось и подбашенное кольцо. Согласно расчётам, общий вес экранировки составил 1050 кг.


Эта машина была снята в июле 1941 года на проходной завода №183

Как и требовало постановление СНК №1216-502сс, экранировку получили два танка. Это были машины с серийными номерами 0618-7 (1940 года выпуска с орудием Л-11 и безбалочной лобовой деталью корпуса) и 811-28 (1941 года выпуска с орудием Ф-34 и корпусом, имеющим балку). Правда, случилось это не в июне, а уже в июле 1941 года. На переоборудование танков понадобилось в среднем 120–140 человекочасов, что вполне соответствовало норме для подобных работ.

Для того, чтобы понять, как утяжеление повлияет на характеристики танка, третью машину (с номером 311-25-3) догрузили до массы 28,5 тонн и испытали весной – летом 1941 года. После 1697 километров пробега особых проблем выявлено не было. Но общий недостаток экранированных машин дал знать о себе и тут: из-за перегрузки лобовой части корпуса наблюдались «клевки» при движении на ухабистых дорогах.


На экраны пошёл задел брони для БТ-7 толщиной 13 мм

Распространённое утверждение, согласно которому организации производства экранировки помешала война, не совсем верно. Да, занятые корпусным производством предприятия в новых условиях оказались перегружены основными заказами. Но имелись претензии и к самим экранам. Крепление на болтах оказалось ненадёжным, поскольку первое же попадание любого снаряда болты срывало. Конструкция с грязевыми щитками тоже была слишком сложной.

Экранировку предлагалось переделать: экраны нужно было ставить вплотную к листам, причём методом сварки. Предлагалось экранировать наклонные борта корпуса в районе боевого отделения. Свои претензии высказал и филиал НИИ-48. Там справедливо заметили, что экраны не прикрывают самые уязвимые места во лбу корпуса: люк механика-водителя и установку курсового пулемёта. Правда, эти детали не прикрыли ни в одном из последующих вариантов экранировки Т-34.

В любом случае, разработку завода №183 забраковали и в серию она всё равно не пошла бы. Обе машины, оснащённые такими экранами, отправились на фронт, причём танк с пушкой Ф-34 даже «всплыл» на одной из фронтовых фотографий.

Второе пришествие экранов

После того, как в июле 1941 года экранировка разработки завода №183 была забракована, на некоторое время работы по этой теме приостановились. В отличие от КВ-1, Т-34 не получил более толстых бронелистов: машина продолжала выпускаться с бронёй толщиной 45 мм. Осенью 1941 года вопрос об экранировке был поднят во второй раз. Этому способствовали анализ боевого применения Т-34 и трофейные документы, среди которых оказалась и немецкая памятка по борьбе с советскими танками.

Данные из неё во многом совпали с теми, что были получены весной 1941 года. Лобовая часть корпуса Т-34 оказалась самой стойкой, а наиболее слабой частью танка были нижние части бортов корпуса, которые поражались противотанковой артиллерией даже небольшого калибра с дистанции 400 метров и ближе. Ещё хуже была ситуация при обстреле этой же зоны из 50-мм противотанковой пушки Pak 38, которая уже летом 1941 года массово применялась немецкой армией. Эти орудия брали Т-34 в борт с дистанции 700 метров, на той же дистанции танк поражался и более массовым орудием — 105-мм лёгкой полевой гаубицей leFH 18.

В октябре 1941 года появилось предложение установить экраны по бортам Т-34. На наклонные борта предлагалось ставить экраны толщиной 15 мм, а ходовую часть прикрыть экранами толщиной 25 мм. Также во фронтальной и боковой проекциях предлагалось ставить защиту для погона, тем самым предотвратив его заклинивание. Для компенсации увеличившейся массы танка предлагалось разработать катки с внутренней амортизацией и меньшим диаметром.


Постановление ГКО №1062сс от 25 декабря 1941 года, которое инициировало вторую, основную волну экранировки Т-34

На практике работы по экранировке пошли в ином направлении. Производство А-43 к осени 1941 года превратилось в призрачную мечту, поэтому было решено усиливать уже имеющуюся конструкцию. Несмотря на то, что результаты обстрела говорили о необходимости усиления прежде всего бортов корпуса, основным «приёмником» вражеских снарядов оставалась лобовая часть машины. Именно её и было решено усиливать.

В середине ноября 1941 года на заводе №112 состоялось техническое совещание по этому вопросу. Затем он неоднократно поднимался на уровне наркомата танковой промышленности (НКТП). 25 декабря 1941 года Сталин подписал постановление ГКО №1062сс «О танках Т-34 и Т-60». Согласно этому документу, с 15 января все Т-34 должны были выпускаться с экранированной до 60 мм лобовой частью, а с 15 февраля — с утолщённой до 60 мм бронёй.


Экранированные Т-34 завода №112 Ленинградский фронт, лето 1942 года

К тому времени производство Т-34 было освоено на трёх предприятиях: Сталинградском тракторном заводе (СТЗ), заводе №112 (г. Горький) и заводе №183 (г. Нижний Тагил). Головным заводом оставался завод №183, но к началу 1942 года заводы выпускали достаточно сильно различающиеся танки. Из-за технических трудностей к концу 1941 года на заводе №183 стали выпускать башню шестигранной формы, в которой использовались наработки по А-43 (например, характерная орудийная установка, раздельные круглые люки и другие детали). Имелись отличия и по корпусу. Различались и танки заводов №112 и СТЗ, и со временем отличия только накапливались.


Несмотря на то, что по техническим условиям экранировалась только передняя часть бортов башни, часто экранировка имелась даже на её корме

Завод №183 решил подойти к вопросу выполнения постановления ГКО №1062сс по-своему. Согласно письму от 3 января 1942 года, экранировку должна была получить только носовая часть корпуса. Улучшение защиты башни осуществлялось путём увеличения толщины её брони до 60 мм. С учётом того, что башня была литой, а толщина 52 мм соответствовала катаной броне толщиной 45 мм, получалось, что уровень защиты такой башни оказывался ниже требуемого. При этом фактически башни так и продолжали лить с толщиной стенок 52 мм.

На заводе №112 к 13 января разработали схему экранировки, в которой лобовая часть корпуса, а также лоб и частично борта башни прикрывались экранами толщиной 15 мм. Как и в случае с экранировкой завода №183, экраны крепились при помощи сварки. Собирались они из небольших фрагментов.

В Сталинграде экранировкой занимался поставщик корпусов и башен — завод №264. Там также разработали экранировку с усилением брони лобовой части корпуса и частично башни. При этом, если на заводе №112 использовались в основном литые башни, то на заводе №264 — сварные.


Уничтоженный вражеским огнём Т-34 выпуска завода №183 с экранированным корпусом

Первым к экранировке Т-34 приступил завод №183. Случилось это 20 января 1942 года. Завод №112 начал изготовлять экранированные корпуса и башни с 1 февраля, а завод №264 — со 2 февраля. К 17 февраля на заводе №264 было готово примерно по 120 таких корпусов и башен. На заводе №112 выпуск шёл неоднородно — всего там изготовили 80 экранированных корпусов и 109 экранированных башен. Получается, что в феврале 1942 года Т-34 стали экранироваться сотнями, но… 23 февраля 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №1333, согласно которому экранировка упразднялась. Правда, выпущенный задел по экранированным корпусам и башням использовался для постройки танков.


Экранированный Т-34 выпуска СТЗ. Лето 1942 года. Машина построена из задела по корпусам

Почему же от экранировки Т-34 отказались? Ещё 21 января был подготовлен проект постановления ГКО «О сроках выпуска танков Т-60 и Т-34 с экранированной и утолщённой лобовой частью», согласно которому срок выпуска экранированных танков сдвигался на 10 февраля. С 10 марта должны были выпускаться танки с утолщённым лбом корпуса и экранированной башней, а с 1 апреля экранировка полностью заменялась на утолщённую броню. В феврале 1942 года, впрочем, стало ясно, что на утолщение катаной брони рассчитывать не стоит. Перегруженные заказами и испытывающие трудности заводы просто физически не могли перейти на броню толщиной 60 мм. Что же касается экранировки, то она отнимала у заводов много времени, сил и ресурсов.

Самая же главная причина заключалась в том, что какой-то существенной выгоды экранировка не давала. Оставшиеся экранированные корпуса и башни расходовались постепенно, например, на СТЗ подобными корпусами оснащались танки выпуска лета 1942 года.


Т-34 завода №112 с экраном-«заплаткой». Это было не усиление брони, а скорее устранение брака. Экраном прикрывали трещины в верхнем лобовом листе корпуса

Тем не менее на заводе №112 к экранировке вынужденно возвратились. На сей раз причиной тому стало не усиление брони, а брак по броневым листам, которого было много в 1942 году. Прежде всего это касалось верхнего лобового листа корпуса. Сложная деталь с кучей вырезов стала настоящей головной болью заводчан. Именно по этой причине на верхний лобовой лист стали ставить экраны. Это была скорее заплатка, правда, часто имевшая размер всей лобовой детали. От более ранних экранов они отличались формой, часто выполняясь цельными.

Защита от «термитных снарядов»

Вновь к теме экранировки Т-34 пришлось вернуться в самом конце лета 1942 года. Немцы всё чаще стали использовать новые типы боеприпасов, прежде всего, кумулятивные, или, как их ещё называли, термитные снаряды. Впервые их применение против танков было отмечено в конце 1941 года, хотя по-настоящему массово немцы стали их использовать с начала 1942 года. Это существенно повысило боевую эффективность короткоствольных орудий, которыми вооружались Pz.Kpfw.IV и StuG III. По советским данным, броню толщиной 45 мм кумулятивный снаряд легко пробивал на дистанции 1000 метров. Также отмечалось использование подкалиберных снарядов.


Корпус и башня Т-34 в ходе испытания экранов осенью 1942 года

Ещё один неприятный сюрприз примерно в это же время преподнёс НИИ-48. Проанализировав картину боевого применения Т-34 за май – июль 1942 года, специалисты института подготовили крайне интересный доклад. Выяснилось, что 50,5% поражений пришлось на борта Т-34.

В самом начале сентября 1942 года ГАБТУ КА инициировало работы по созданию экранов для защиты от новых типов снарядов. При этом теперь об экранировке лба речи не велось: стало ясно, что защищать надо совсем другие части танка.


Установка экранов вплотную к листам показала плохие результаты

12 сентября 1942 года на заводе №112 прошло совещание на тему защиты от новых типов боеприпасов с участием заводского руководства, представителей НИИ-48 и представителя ГАБТУ КА инженер-подполковника М.А. Бурцева. Инженер А.Т. Ларин из НИИ-48 предложил расположить экраны на некотором расстоянии от основного листа, как минимум не меньшим, чем длина сердечника подкалиберного снаряда. Что же касается кумулятивного снаряда, то для выявления способов защиты требовалось провести опыты. Было решено провести испытания с различными вариантами крепления экрана, отличающимися расстоянием до основного бронелиста.


Наиболее эффективным оказалось размещение экранов на расстоянии от защищаемого ими листа

Обстрел образцов экранов производился на Гороховецком АНИОП в период с 25 сентября по 9 октября 1942 года. На корпус и башню Т-34 были установлены различные экраны, как вплотную к листам, так и на различном расстоянии от них. Выяснилось, что экраны толщиной 10 и 20 мм без воздушного зазора легко пробиваются кумулятивными снарядами как советской 76-мм полковой пушки, так и немецкой 75-мм пушки KwK L/24, установленной в Pz.Kpfw.IV Ausf.E.

Наилучшие результаты показали экраны толщиной 5 и 20 мм, установленные на расстоянии 425–480 мм от основного листа. Такую комбинацию кумулятивные снаряды не пробили. Также выяснилось, что башня танка, даже без экранов, более устойчива к кумулятивным снарядам, чем борт корпуса. Была выявлена и низкая живучесть экранов. Экран толщиной 16 мм, как показали испытания, разрушался при попадании двух подкалиберных либо трёх кумулятивных снарядов.


Макет экранировки Т-34, позже реализованный в металле

Изучив результаты обстрела, коллектив КБ завода №112 во главе с В.В. Крыловым в середине октября 1942 года разработал проект экранировки Т-34. Поскольку защищать танк предстояло как от кумулятивных, так и от подкалиберных снарядов, экраны пришлось делать достаточно толстыми, а значит, вес их получался немаленьким. Основной вариант проекта предусматривал использование экранов толщиной 20 мм, самых толстых и тяжёлых.


Этот же макет справа

Согласно проекту, экранами защищались борта, подкрылки, носовая балка, а также борта и частично носовая часть башни. Также существовал «облегчённый» вариант без защиты башни. Всего было предложено пять вариантов экранировки, отличающихся толщиной экранов и уровнем защиты. Боевая масса танков, оснащённых такими экранами, варьировалась от 31,8 до 32,19 тонн. Для сравнения: Т-34 без экранировки имел боевую массу 28,63 тонны.

Экраны крепились на болтах с применением пружин Бельвиля. Для облегчения работ с ходовой частью экраны, её прикрывающие, были установлены на петлях. При необходимости такой экран можно было отсоединить от креплений снизу и откинуть вверх.

В списке предложенных вариантов экранировки значилось несколько модернизаций с изменением углов наклона бортов корпуса. Они предлагались, скорее, как резервные варианты, поскольку во время войны переделывать танк так сильно никто бы не стал.


Макет получил защиту носовой балки

После обсуждения представленного проекта в ГАБТУ КА было принято компромиссное решение. Безусловно, экраны толщиной 20 мм защищали танк лучше, но рост массы оказался слишком большим. Было решено использовать листы толщиной 16 мм. Экранированный танк предлагалось построить в двух вариантах. Первый вариант предполагал увеличение боевой массы на 2622 кг, при этом защищался и корпус, и башня танка. Второй вариант не предусматривал защиту башни, зато масса экранировки получалась меньшей — 1833 кг. Во втором случае использовались листы толщиной не только 15–16, но и 10 мм.


Так выглядела экранировка по второму варианту. Весна 1943 года

19 ноября доклад по экранировке был представлен Сталину. В нём предлагалось построить 46 экранированных Т-34 — 23 по первому варианту и 23 по второму. Предложение было Сталиным одобрено, 7 декабря 1942 года он подписал постановление ГКО №2594сс, согласно которому завод №112 выпускал к 1 марта 1943 года указанное число экранированных машин. Изготовили их весной 1943 года.


Т-34 с башенным номером 232 из состава 41-й танковой бригады, также имевший второй вариант экранировки. Машина была уничтожена попаданием 75-мм бронебойного снаряда в лоб корпуса

Построенные машины поступили на вооружение 139-го и 198-го танковых полков. По распоряжению командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии №064 от 9 июня 1943 года, машины были отправлены на фронт для испытаний в боевых условиях. Части, оснащённые экранированными Т-34, попали в состав 41-й танковой бригады 5-го танкового корпуса и 111-й танковой бригады 25-го танкового корпуса. В 139-м танковом полку имелся 21 Т-34, экранированный по первому варианту, а также 11 Т-34 с экранировкой второго варианта. В 198-й танковый полк попало два танка с первым вариантом экранировки, 12 — со вторым, а также 18 Т-34 завода №112 безо всякой экранировки.


Танк с башенным номером 100 имел первый вариант экранировки. Он также был уничтожен попаданием в лоб корпуса, но уже 88-мм снарядом

На марше к месту сосредоточения был выявлен ряд дефектов ходовой части и моторно-трансмиссионной группы. Данные дефекты, впрочем, наблюдались и на Т-34 без экранировки. Более специфическим недостатком стало ухудшение манёвренности при движении по мягкому грунту. Связано это было с забиванием грязи между основной бронёй и экраном при разворотах. В целом же оказалось, что на проходимость и манёвренность экраны почти не влияют.


Ещё одно попадание 88-мм снаряда, на сей раз в борт корпуса танка №111

Бригады, укомплектованные экранированными Т-34, принимали участие в боевых действиях с 25 июля по 8 августа 1943 года. К началу наступления в 41-й танковой бригаде имелось 89 Т-34 и десять Valentine. 28 июля соединение пошло в бой, имея задачу выбить противника из Руднево. Противник встретил атаку огнём танков, самоходных орудий и противотанковой артиллерии. Бригаде удалось занять населённый пункт ценой потери семи экранированных танков. Выяснилось, что экранировка хорошо держит кумулятивные снаряды калибра 75 мм. Но противник в основном вёл огонь бронебойными снарядами калибра 75 мм. Хуже того, именно в этих местах немцы использовали 88-мм тяжёлые противотанковые орудия 8.8 cm Pak 43/41. Серьёзные потери бригада понесла и на следующий день.


Экран в лобовой части башни не защитил танк №321 от пробития бронебойным 75-мм снарядом

С боями 41-я танковая бригада прошла 35 километров, успешно выполнив задачу. Но именно экранированные танки из числа её машин понесли наибольшие потери. Исправными остались два танка с 1-м вариантом экранировки и пять — со вторым. 14 танков было потеряно безвозвратно, пять требовало капитального ремонта и шесть — среднего ремонта.

В 111-й танковой бригаде осталось пять исправных экранированных танков. Благодаря участию в менее интенсивных боевых действиях и меньшему количеству экранированных танков их потери в этом соединении оказались ниже. Безвозвратно было потеряно два танка, требовало капитального ремонта ещё два (все со вторым вариантом экранировки). Ещё пять экранированных танков (из них один с первым вариантом экранировки) требовали среднего ремонта.


Эта машина с башенным номером 222 подорвалась на мине. Всего от мин было потеряно четыре экранированных танка, ещё один был повреждён миномётным огнём и два были выведены из строя бутылками с зажигательной смесью

Анализ нанесённых повреждений сделал выводы по эффективности экранировки ещё более мрачными. Всего было насчитано по два попадания бронебойными снарядами калибра 50 мм и кумулятивными калибра 75 мм. Наибольшее число попаданий (37) пришлось на бронебойные снаряды калибра 75 мм, из них 16 в борт, пять в подкрылки, шесть в носовую часть корпуса и десять в башню. Попаданий 88-м снарядов из Pak 43/41 насчитали 15 штук, из них семь в борт, три в подкрылки, два в нос корпуса, два в корму и один в башню. Всего же в борта попали 24 снаряда, а в подкрылки — девять. Да, идея о дополнительной защите бортов оказалась верной. Но для защиты от огня 75-мм и 88-мм противотанковых орудий экраны оказались не эффективными. Да и от бронебойных снарядов калибра 50 мм экраны тоже не спасали.


Захваченная немецкая 88-мм противотанковая пушка Pak 43/41. Часть экранированных танков была уничтожена именно из таких орудий

Результаты боевого применения экранированных Т-34 были сведены в отчёт, подготовленный 25 сентября 1943 года. Его составители предлагали НКТП разработать более надёжную защиту для бортов. Но на тот момент даже тяжёлые танки не имели надёжной защиты от Pak 43. Участие в боях опытной партии Т-34, построенной заводом №112, оказалось последним случаем массового применения экранированных танков Красной армией. Работы по экранировке танков не остановились, но они уже не выходили за рамки изготовления опытных образцов.

Автор выражает большую признательность Алексею Макарову и Игорю Желтову (г. Москва) за помощь в подготовке статьи и за предоставленные материалы.

Источники:

  1. Материалы ЦАМО РФ
  2. Материалы ГАРФ
  3. Материалы РГАСПИ
  4. Материалы РГАЭ
  5. Фоторахив автора
  6. Архив Игоря Желтова
  7. Материалы РГАКФД
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]